Лучшие психологические игры для детей и подростков разного возраста

Алан-э-Дейл       04.09.2023 г.

Оглавление

Окажи внимание

Психологические упражнения для подростков обучают новым знаниям и поведенческим навыкам

Тренинг под названием «Окажи внимание» направлен на повышение уровня коммуникативных способностей каждого ребенка

Цели и задачи

Цель проведения занятия «Окажи внимание» заключается в том, чтобы научить детей подросткового возраста не бояться общения со своими сверстниками, развить их коммуникативные способности, избавляться от робости и стеснения

Необходимое оборудование

Для выполнения данного упражнения понадобятся стулья, на которые рассаживаются все участники психологического тренинга.

Пошаговое описание

Упражнение «Окажи внимание» проводится под контролем преподавателя с соблюдением следующих правил:

  1. Дети разбиваются на пары.
  2. Участники группы присаживаются друг напротив друга.
  3. По команде преподавателя каждый подросток говорит своему собеседнику о его положительных качествах характера. Например, «Ты очень умный и с тобой интересно общаться», «У тебя такие красивые волосы».
  4. На каждую комплементарную фразу второй участник пары должен не только благодарить своего собеседника, но и также давать ответ утвердительного характера. Например, «Да, спасибо, я знаю, что мои волосы выглядя великолепно, так как я ухаживаю за своей внешностью».

Каждый подросток говорит своему собеседнику от 5 до 10 комплементарных фраз и получает аналогичное количество ответов. Затем участники пары меняются ролями.

Психологические игры

Психологические игры проводятся соответствующим специалистом с психологическим образованием, который стремится в игровой форме привить ребятам навыки общения между собой, поведения в обществе.

На общение

  1. &laquo,Заговори с незнакомцем&raquo,. Каждый ребенок по очереди выходит в центр круга. К нему присоединяется другой участник. Задача первого подростка , завести беседу &laquo,с незнакомцем&raquo,, который очень ему понравился и заинтересовал. Задача второго подростка , отвечать на реплики и вступать в диалог. Ребята не ограничены в своей фантазии. Местом общения может стать вагон поезда, автобусная обстановка, касса магазина и т.д. Незнакомец может быть обычным человеком, популярным киноактером и т.д. На весь процесс от начала диалога и до прощания дается 3 минуты.

    Задача детей , построить в этот короткий промежуток эффективное взаимодействие и пройти этапы все этапы коммуникации: знакомство, общение, прощание.

  2. &laquo,Гороховый король&raquo,. Каждому подростку раздается по пять горошин. Дети подходят друг к другу и вступают в диалоги. Время диалогов ограничено 1 минутой. Спустя это время собеседники меняются. Во время разговора дети задают поочередно друг другу вопросы, цель которых , получение ответов &laquo,да&raquo, или &laquo,нет&raquo,. Во время общения нельзя молчать, избегать ответов. Тот, кто во время разговора ответил одним из обозначенных слов, отдает одну горошину. После потери всех 5 горошин игрок выбывает. Самый &laquo,богатый игрок становится королем.

На сплочение

  1. &laquo,Семеро козлят&raquo,. Игра строится по мотивам известной сказки. Дети делятся на две группы по четыре участника. Первые четыре человека выходят в центр. Они , козлята, которые остались одни дома и потеряли своих троих братьев. Где-то на улице ходит серый волк, который притворяется козленком. Задача подростков , обнаружить, кто из всех остальных козлят (члены второй группы) действительно их братья, а кто , серый волк. Выяснение правды происходит в процессе активного общения. Настоящие козлята запускаются в дом.
  2. &laquo,Магазин&raquo,. Подросткам предлагается подумать о своих плохих и хороших чертах. Затем поочередно вызываются пары, которые вступают во взаимодействие. Один подросток , покупатель, другой , продавец.

    Покупатель отдает продавцу ненужное ему отрицательное качество своего характера и получает в ответ положительное, которого ему не хватает. Затем дети меняются местами.

Таким образом, в подростковом возрасте дети сталкиваются с множеством сомнений и переживаний. Задача общества в лице семьи и педагогов , помочь подросткам преодолеть их проблемы и успешно пройти процесс социализации.

Игра &#171,Концлагерь&#187, для подростков:

Игры в жизни ребенка

Психологические игры для детей дают возможность познать сложный окружающий мир, учат правильно воспринимать полученные знания, стимулируют работу мозга. Для полноценного развития ребенок должен принимать участие в активных занятиях, особенно на улице.

Очень важно, чтобы малыш как можно чаще бывал на свежем воздухе, двигался, получал солнечные ванны – ведь это все нельзя восполнить, находясь дома за компьютером. Со своим чадом можно пойти на площадку, совершить прогулку на велосипедах, покататься на роликах – все эти, казалось бы, простые занятия, положительно сказываются на здоровье вашего малыша

Клубок

Упражнение «Клубок» — это простой тренинг, который позволяет добиться отличных результатов в сплочении подростков, приучить их к искренности, проявлению открытости во время общения с окружающими людьми.

Цели и задачи

Задача проведения психологического тренинга «Клубок» заключается в более близком знакомстве всех участников группы, сплочении коллектива, а также избавлении от страха быть услышанным большим количеством людей.

Необходxимое оборудование

Для выполнения данного упражнения потребуется минимальное количество предметов. Это стулья, на которые рассаживаются подростки, а также клубок из нитей. В летнее время года психологический тренинг «Клубок» может проводиться на свежем воздухе, что создает в группе атмосферу непринужденности, расслабленности.

Пошаговое описание

Упражнение «Клубок» выполняется с соблюдением следующего алгоритма действий:

  1. Дети рассаживаются на стулья.
  2. Преподаватель дает нить клубка одному из подростков.
  3. После этого ребенок должен рассказать свою биографию, а затем передать клубок другому участнику, продолжая удерживать нить.
  4. Передача клубка выполняется в хаотичном порядке.
  5. Каждый участник группы рассказывает о своей жизни, продолжая удерживать нить

После завершения упражнения все дети садятся в круг, а затем начинают распутывать нить, которая спуталась в процессе передачи клубка между участниками группы.

Психологические упражнения для детей подростков — это тренинги и интерактивные игры, которые направлены на развитие коммуникабельности, преодоление внутренних комплексов, повышение самооценки, выражение личностной индивидуальности.

Занятия данной категории проводятся в просторном помещении или на свежем воздухе в парке. Оптимальное количество участников психологического тренинга, входящих в группу, составляет 10 человек. Средняя продолжительность занятия варьируется от 20 до 35 мин. в зависимости от текущих условий задания. Все упражнения выполняются под руководством педагога или детского психолога.

Создание терапевтического пространства онлайн

1. Еще до того как взять ребенка в терапию, я выясняю, могут ли быть выполнены непременные условия связи  (если хоть одно отсутствует, я не беру):

  • Устойчивый интернет,
  • Свой логин и пароль для ребенка (я в «Скайпе» работаю).
  • Камера (я не настаиваю на наушниках, кому как удобно, я сама часто работаю без наушников, мне удобнее без них).
  • Отдельная комната с закрытой дверью, куда никто не будет входить во время сессии.

2. Одежда. Как терапевт не выходит на сессию онлайн в домашней футболке, так и клиент должен «собираться» на сессию, даже если она проходит в его же комнате. Причем, взрослые клиенты (у меня по крайне мере) это делают по умолчанию, а дети часто выходят в домашней одежде. Поэтому я на организационной встрече обговариваю с родителями этот момент, предлагаю выделить специальную футболку, например, которую ребенок одевает только на терапию, или это может быть любая одежда, но так, как если бы они собрались ко мне в кабинет.

3. Так как я не могу предоставить маркеры, листочки, краски, пластилин, я предлагаю заранее такой набор организовывать перед каждой сессией. Не факт, что мы каждый раз будем этим пользоваться, но пусть будет под рукой, и пусть в момент сессии не лежат на столе тетрадки и учебники.

4. Ритуалы. С некоторыми детьми мы используем специальные ритуалы, что помогает символически начать и закончить сессию.

Тест детской апперцепции (CAT)Глубинная диагностика личности ребенка
8500 руб

ПОДРОБНЕЕ

С некоторыми детьми мы в самом начале делаем поделку «НЕ ВХОДИТЬ» (я как-то чувствую, нужно это или нет), которую они потом вешают на дверь во время сессии, кто-то пользуется ею постоянно, по мере необходимости

Некоторым детям важно убедиться, что их не слышно, когда они говорят. Тогда делаем так – они переключают звук с наушников на колонки, делают громкость обычного разговора, я начинаю что-то говорить (считать, например) они выходят из комнаты и закрывают дверь

Такой вот тест. Иногда, если вижу, что ребенок напряжен, я не жду , пока он додумается до этого теста, сама предлагаю так сделать. После этого сильно проще становится работать.

Ну и, если есть выбор комнаты где разместиться, хорошо, когда дверь в комнату находится за спиной клиента и я могу видеть её в камеру. Сколько раз было, что дверь не закрывается на замок! И не спасает ни табличка, ни договоренности — входит кто-то, кто забыл, кому очень надо  и т.д. Часто ребенок замечает, но иногда не замечает и не слышит (особенно, если надеты наушники и он увлеченно рассказывает что-то). Тогда я могу сказать, что в комнату кто-то вошел.

Прятки в темноте

Все люди любят игры. И даже вырастая, не каждый человек теряет в себе ребенка. Поэтому психологические игры для подростков могут быть образованы из всем известных забав. Например, можно модернизировать прятки и сделать из них прятки в темноте. Как проводить такую игру? Всем детям завязывают глаза и раскручивают их. А теперь подростки должны ходить по комнате, натыкаться друг на друга и угадывать на ощупь, кто стоит перед ними. Причем голос использовать можно только в том случае, когда оглашается имя. Человек, которого отгадали, выбывает. Поэтому, если подросток имеет слишком специфическую внешность, ему будет проще убежать, и это правилами не запрещено. Игра помогает детям раскрепоститься, улучшить свое образное мышление и стать более открытыми.

Зачем нужен психологический тренинг детям и подросткам?

Тренинги для детей и подростков помогают развить навыки:

  • межличностного и межгруппового взаимодействия;
  • общения;
  • саморегуляции.

Кроме того, специальные психологические тренинги для школьников часто проводят с целью профессиональной самоориентации.

Психологические тренинги для подростков, и в особенности для детей дошкольного и младшего школьного возраста – это, прежде всего, увлекательные игры и упражнения, в ходе которых осуществляется практическое обучение.

Занятия могут проходить как в группе, так и индивидуально. Форма обучения изменяется в зависимости состава и поведения участников тренинга, а также их мотивации. Такой подход позволяет раскрыться каждому ребенку, раскрепощает и учит коллективному взаимодействию.

Максимальную эффективность игровые тренинги приносят лишь в том случае, если ребенок сам заинтересован в изменениях своего поведения, мировоззрения и личностном росте.

Треннинги для подростков — Мини-тренинг для подростков «Я — Маска»

Публикация «Мини-тренинг для подростков «Я —…»
Цель: Развитие самоинтереса и повышение самооценки подростков. 1. Организационный момент: Упражнение «Общий признак» — Подростки рассаживаются по кругу, психолог предлагает пересесть тем, кто обладает каким то общим признаком (например голубые глаза, серая кофта и т.д) Разминка:…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Занятий по социальной адаптации подростков с элементами тренинга «Я в социуме»
Цели: формирование представлений о факторах социализации. Углубление процессов раскрытия личностных качеств. Упражнение «Впечатление» В начале занятия участники группы обмениваются мнениями и впечатлениями о предыдущем занятии. Ведущий предлагает группе вопросы для обсуждения…

Тренинг по формированию у детей и подростков толерантного поведения «Жить в мире с собой и другими»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, АГАПОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Тренинг по формированию у детей и подростков толерантного поведения «Жить в мире с собой и другими» Автор-составитель:…

Семинар-тренинг и мастер-класс для родителей детей старших групп «Отдых = здоровье»
Цель: Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания дошкольников. Задачи: • Расширить представления родителей о возрастных особенностях детей старшего дошкольного возраста, с целью их использования в семейном воспитании. •…

Треннинги для подростков — Тренинг «Развитие толерантности в подростковом возрасте»

Статья «Тренинг «Развитие толерантности в подростковом…»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 г.Томск Педагог-психолог Сухушина Анна Александровна Сценарий: Тренинг: «Развитие толерантности в младшем подростковом возрасте» Подросток — уже не ребенок, но еще не взрослый. Он…

Тренинг для подростков «Семейные ценности» ко Дню семьи
Тема: «Семейные ценности». (Открытое занятие с элементами тренинга ко дню семьи. Подготовила педагог – психолог: Какоткина И. А. Цель: 1. Формирование нравственной позиции по отношению к семье. 2. Развитие положительных эмоций и чувств, связанных с семьей. 3. Обучение…

Социально-психологический тренинг для подростков «Мы разные, но мы вместе»
Цель: развитие положительного восприятия окружающих; формирование понятия «толерантность»; развитие групповой сплочённости учащихся. Ход занятия. 1. Упражнение «Настроение в цвете». Цель: определение детьми своего настроения на момент начала занятия. Материал: геометрические…

Страницы:

Кратко о психологических играх, польза игрового процесса для малыша или подростка

Основная особенность психологических игр — положительное воздействие на психику ребенка. Также происходит формирование коммуникации по отношению к окружающим. Среди положительных функций игрового процесса отмечают:

  • улучшение настроения;
  • увлекательную форму развлечения;
  • определение сбоя в психическом развитии ребенка;
  • развитие полезных для ребенка навыков;
  • раскрытие скрытых талантов;
  • преобразование личности;
  • социализацию, позволяющую определить свое место в обществе.

Регулярные психологические игры также положительно сказываются на поведении ребенка, развивают логику, мышление. Есть специальные проектные игры, способствующие развитию личности, самостоятельности и помогают искать правильные решения.

Последствия

Если подростку, глубоко переживающему яркие проявления кризиса 13 лет, не помочь, это может негативно отразиться на здоровье и личностном развитии. Самые частые осложнения:

  • эмоциональные и поведенческие расстройства;
  • неврозы (диагностируются чаще всего у девочек);
  • формирование акцентуаций, психопатии и патологические влечения (наблюдаются обычно у мальчиков);
  • депрессия;
  • замкнутость вплоть до аутизма;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • развитие устойчивых мнительных, истероидных черт характера;
  • участие в неформальных группировках, что приводит к подростковой преступности и бродяжничеству;
  • суицид.

Так что серьёзные опасности для здоровья и личностного развития всё-таки существуют, и задача родителей — всеми способами их избежать. Те же, кому преодоление кризиса 13 лет даётся нелегко, должны чаще вспоминать слова американской писательницы Миньон Маклофлин: «Ребёнок, с которым труднее всего управиться, — именно тот, которым впоследствии мы больше всего гордимся».

Кратко о психологических играх, польза игрового процесса для малыша или подростка

Основная особенность психологических игр — положительное воздействие на психику ребенка. Также происходит формирование коммуникации по отношению к окружающим. Среди положительных функций игрового процесса отмечают:

  • улучшение настроения;
  • увлекательную форму развлечения;
  • определение сбоя в психическом развитии ребенка;
  • развитие полезных для ребенка навыков;
  • раскрытие скрытых талантов;
  • преобразование личности;
  • социализацию, позволяющую определить свое место в обществе.

Регулярные психологические игры также положительно сказываются на поведении ребенка, развивают логику, мышление. Есть специальные проектные игры, способствующие развитию личности, самостоятельности и помогают искать правильные решения.

Для подростков

Психологические игры для подростков помогают наладить контакт со сверстниками, выявить активных участников. Такие игровые действия подходят для небольших групп, коллективов в лагерях или на базах отдыха, то есть в местах, где дети находятся не один день.

Итак, действие «Полицейская академия». Конечно же, выбираем ведущего, который пишет имена и фамилии всех участников, сворачивает все бумажки, смешивает. Игроки произвольно выбирают записки, то есть у каждого окажется листок с чьим-то именем.

Каждый ребенок является одновременно и преступником, и полицейским. Суть мероприятия заключается в том, что участники считают себя правоохранителями, но для игрока, который получил бумажку с его именем, он преступник, которого необходимо поймать. Ребята не владеют информацией, кто их преследует, а выяснить это можно, проявив бдительность. Задача игры в том, чтобы участники выявили вора. Нужно показать ему листик с его именем, после этого преступник выбывает из игры.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.