Лучшие психологические игры для детей и подростков разного возраста

Алан-э-Дейл       03.10.2023 г.

Оглавление

Окажи внимание

Психологические упражнения для подростков обучают новым знаниям и поведенческим навыкам

Тренинг под названием «Окажи внимание» направлен на повышение уровня коммуникативных способностей каждого ребенка

Цели и задачи

Цель проведения занятия «Окажи внимание» заключается в том, чтобы научить детей подросткового возраста не бояться общения со своими сверстниками, развить их коммуникативные способности, избавляться от робости и стеснения

Необходимое оборудование

Для выполнения данного упражнения понадобятся стулья, на которые рассаживаются все участники психологического тренинга.

Пошаговое описание

Упражнение «Окажи внимание» проводится под контролем преподавателя с соблюдением следующих правил:

  1. Дети разбиваются на пары.
  2. Участники группы присаживаются друг напротив друга.
  3. По команде преподавателя каждый подросток говорит своему собеседнику о его положительных качествах характера. Например, «Ты очень умный и с тобой интересно общаться», «У тебя такие красивые волосы».
  4. На каждую комплементарную фразу второй участник пары должен не только благодарить своего собеседника, но и также давать ответ утвердительного характера. Например, «Да, спасибо, я знаю, что мои волосы выглядя великолепно, так как я ухаживаю за своей внешностью».

Каждый подросток говорит своему собеседнику от 5 до 10 комплементарных фраз и получает аналогичное количество ответов. Затем участники пары меняются ролями.

Психологические игры

Психологические игры проводятся соответствующим специалистом с психологическим образованием, который стремится в игровой форме привить ребятам навыки общения между собой, поведения в обществе.

На общение

  1. &laquo,Заговори с незнакомцем&raquo,. Каждый ребенок по очереди выходит в центр круга. К нему присоединяется другой участник. Задача первого подростка , завести беседу &laquo,с незнакомцем&raquo,, который очень ему понравился и заинтересовал. Задача второго подростка , отвечать на реплики и вступать в диалог. Ребята не ограничены в своей фантазии. Местом общения может стать вагон поезда, автобусная обстановка, касса магазина и т.д. Незнакомец может быть обычным человеком, популярным киноактером и т.д. На весь процесс от начала диалога и до прощания дается 3 минуты.

    Задача детей , построить в этот короткий промежуток эффективное взаимодействие и пройти этапы все этапы коммуникации: знакомство, общение, прощание.

  2. &laquo,Гороховый король&raquo,. Каждому подростку раздается по пять горошин. Дети подходят друг к другу и вступают в диалоги. Время диалогов ограничено 1 минутой. Спустя это время собеседники меняются. Во время разговора дети задают поочередно друг другу вопросы, цель которых , получение ответов &laquo,да&raquo, или &laquo,нет&raquo,. Во время общения нельзя молчать, избегать ответов. Тот, кто во время разговора ответил одним из обозначенных слов, отдает одну горошину. После потери всех 5 горошин игрок выбывает. Самый &laquo,богатый игрок становится королем.

На сплочение

  1. &laquo,Семеро козлят&raquo,. Игра строится по мотивам известной сказки. Дети делятся на две группы по четыре участника. Первые четыре человека выходят в центр. Они , козлята, которые остались одни дома и потеряли своих троих братьев. Где-то на улице ходит серый волк, который притворяется козленком. Задача подростков , обнаружить, кто из всех остальных козлят (члены второй группы) действительно их братья, а кто , серый волк. Выяснение правды происходит в процессе активного общения. Настоящие козлята запускаются в дом.
  2. &laquo,Магазин&raquo,. Подросткам предлагается подумать о своих плохих и хороших чертах. Затем поочередно вызываются пары, которые вступают во взаимодействие. Один подросток , покупатель, другой , продавец.

    Покупатель отдает продавцу ненужное ему отрицательное качество своего характера и получает в ответ положительное, которого ему не хватает. Затем дети меняются местами.

Таким образом, в подростковом возрасте дети сталкиваются с множеством сомнений и переживаний. Задача общества в лице семьи и педагогов , помочь подросткам преодолеть их проблемы и успешно пройти процесс социализации.

Игра &#171,Концлагерь&#187, для подростков:

Игры в жизни ребенка

Психологические игры для детей дают возможность познать сложный окружающий мир, учат правильно воспринимать полученные знания, стимулируют работу мозга. Для полноценного развития ребенок должен принимать участие в активных занятиях, особенно на улице.

Очень важно, чтобы малыш как можно чаще бывал на свежем воздухе, двигался, получал солнечные ванны – ведь это все нельзя восполнить, находясь дома за компьютером. Со своим чадом можно пойти на площадку, совершить прогулку на велосипедах, покататься на роликах – все эти, казалось бы, простые занятия, положительно сказываются на здоровье вашего малыша

Клубок

Упражнение «Клубок» — это простой тренинг, который позволяет добиться отличных результатов в сплочении подростков, приучить их к искренности, проявлению открытости во время общения с окружающими людьми.

Цели и задачи

Задача проведения психологического тренинга «Клубок» заключается в более близком знакомстве всех участников группы, сплочении коллектива, а также избавлении от страха быть услышанным большим количеством людей.

Необходxимое оборудование

Для выполнения данного упражнения потребуется минимальное количество предметов. Это стулья, на которые рассаживаются подростки, а также клубок из нитей. В летнее время года психологический тренинг «Клубок» может проводиться на свежем воздухе, что создает в группе атмосферу непринужденности, расслабленности.

Пошаговое описание

Упражнение «Клубок» выполняется с соблюдением следующего алгоритма действий:

  1. Дети рассаживаются на стулья.
  2. Преподаватель дает нить клубка одному из подростков.
  3. После этого ребенок должен рассказать свою биографию, а затем передать клубок другому участнику, продолжая удерживать нить.
  4. Передача клубка выполняется в хаотичном порядке.
  5. Каждый участник группы рассказывает о своей жизни, продолжая удерживать нить

После завершения упражнения все дети садятся в круг, а затем начинают распутывать нить, которая спуталась в процессе передачи клубка между участниками группы.

Психологические упражнения для детей подростков — это тренинги и интерактивные игры, которые направлены на развитие коммуникабельности, преодоление внутренних комплексов, повышение самооценки, выражение личностной индивидуальности.

Занятия данной категории проводятся в просторном помещении или на свежем воздухе в парке. Оптимальное количество участников психологического тренинга, входящих в группу, составляет 10 человек. Средняя продолжительность занятия варьируется от 20 до 35 мин. в зависимости от текущих условий задания. Все упражнения выполняются под руководством педагога или детского психолога.

Создание терапевтического пространства онлайн

1. Еще до того как взять ребенка в терапию, я выясняю, могут ли быть выполнены непременные условия связи  (если хоть одно отсутствует, я не беру):

  • Устойчивый интернет,
  • Свой логин и пароль для ребенка (я в «Скайпе» работаю).
  • Камера (я не настаиваю на наушниках, кому как удобно, я сама часто работаю без наушников, мне удобнее без них).
  • Отдельная комната с закрытой дверью, куда никто не будет входить во время сессии.

2. Одежда. Как терапевт не выходит на сессию онлайн в домашней футболке, так и клиент должен «собираться» на сессию, даже если она проходит в его же комнате. Причем, взрослые клиенты (у меня по крайне мере) это делают по умолчанию, а дети часто выходят в домашней одежде. Поэтому я на организационной встрече обговариваю с родителями этот момент, предлагаю выделить специальную футболку, например, которую ребенок одевает только на терапию, или это может быть любая одежда, но так, как если бы они собрались ко мне в кабинет.

3. Так как я не могу предоставить маркеры, листочки, краски, пластилин, я предлагаю заранее такой набор организовывать перед каждой сессией. Не факт, что мы каждый раз будем этим пользоваться, но пусть будет под рукой, и пусть в момент сессии не лежат на столе тетрадки и учебники.

4. Ритуалы. С некоторыми детьми мы используем специальные ритуалы, что помогает символически начать и закончить сессию.

Тест детской апперцепции (CAT)Глубинная диагностика личности ребенка
8500 руб

ПОДРОБНЕЕ

С некоторыми детьми мы в самом начале делаем поделку «НЕ ВХОДИТЬ» (я как-то чувствую, нужно это или нет), которую они потом вешают на дверь во время сессии, кто-то пользуется ею постоянно, по мере необходимости

Некоторым детям важно убедиться, что их не слышно, когда они говорят. Тогда делаем так – они переключают звук с наушников на колонки, делают громкость обычного разговора, я начинаю что-то говорить (считать, например) они выходят из комнаты и закрывают дверь

Такой вот тест. Иногда, если вижу, что ребенок напряжен, я не жду , пока он додумается до этого теста, сама предлагаю так сделать. После этого сильно проще становится работать.

Ну и, если есть выбор комнаты где разместиться, хорошо, когда дверь в комнату находится за спиной клиента и я могу видеть её в камеру. Сколько раз было, что дверь не закрывается на замок! И не спасает ни табличка, ни договоренности — входит кто-то, кто забыл, кому очень надо  и т.д. Часто ребенок замечает, но иногда не замечает и не слышит (особенно, если надеты наушники и он увлеченно рассказывает что-то). Тогда я могу сказать, что в комнату кто-то вошел.

Прятки в темноте

Все люди любят игры. И даже вырастая, не каждый человек теряет в себе ребенка. Поэтому психологические игры для подростков могут быть образованы из всем известных забав. Например, можно модернизировать прятки и сделать из них прятки в темноте. Как проводить такую игру? Всем детям завязывают глаза и раскручивают их. А теперь подростки должны ходить по комнате, натыкаться друг на друга и угадывать на ощупь, кто стоит перед ними. Причем голос использовать можно только в том случае, когда оглашается имя. Человек, которого отгадали, выбывает. Поэтому, если подросток имеет слишком специфическую внешность, ему будет проще убежать, и это правилами не запрещено. Игра помогает детям раскрепоститься, улучшить свое образное мышление и стать более открытыми.

Зачем нужен психологический тренинг детям и подросткам?

Тренинги для детей и подростков помогают развить навыки:

  • межличностного и межгруппового взаимодействия;
  • общения;
  • саморегуляции.

Кроме того, специальные психологические тренинги для школьников часто проводят с целью профессиональной самоориентации.

Психологические тренинги для подростков, и в особенности для детей дошкольного и младшего школьного возраста – это, прежде всего, увлекательные игры и упражнения, в ходе которых осуществляется практическое обучение.

Занятия могут проходить как в группе, так и индивидуально. Форма обучения изменяется в зависимости состава и поведения участников тренинга, а также их мотивации. Такой подход позволяет раскрыться каждому ребенку, раскрепощает и учит коллективному взаимодействию.

Максимальную эффективность игровые тренинги приносят лишь в том случае, если ребенок сам заинтересован в изменениях своего поведения, мировоззрения и личностном росте.

Треннинги для подростков — Мини-тренинг для подростков «Я — Маска»

Публикация «Мини-тренинг для подростков «Я —…»
Цель: Развитие самоинтереса и повышение самооценки подростков. 1. Организационный момент: Упражнение «Общий признак» — Подростки рассаживаются по кругу, психолог предлагает пересесть тем, кто обладает каким то общим признаком (например голубые глаза, серая кофта и т.д) Разминка:…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Занятий по социальной адаптации подростков с элементами тренинга «Я в социуме»
Цели: формирование представлений о факторах социализации. Углубление процессов раскрытия личностных качеств. Упражнение «Впечатление» В начале занятия участники группы обмениваются мнениями и впечатлениями о предыдущем занятии. Ведущий предлагает группе вопросы для обсуждения…

Тренинг по формированию у детей и подростков толерантного поведения «Жить в мире с собой и другими»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, АГАПОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Тренинг по формированию у детей и подростков толерантного поведения «Жить в мире с собой и другими» Автор-составитель:…

Семинар-тренинг и мастер-класс для родителей детей старших групп «Отдых = здоровье»
Цель: Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания дошкольников. Задачи: • Расширить представления родителей о возрастных особенностях детей старшего дошкольного возраста, с целью их использования в семейном воспитании. •…

Треннинги для подростков — Тренинг «Развитие толерантности в подростковом возрасте»

Статья «Тренинг «Развитие толерантности в подростковом…»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 г.Томск Педагог-психолог Сухушина Анна Александровна Сценарий: Тренинг: «Развитие толерантности в младшем подростковом возрасте» Подросток — уже не ребенок, но еще не взрослый. Он…

Тренинг для подростков «Семейные ценности» ко Дню семьи
Тема: «Семейные ценности». (Открытое занятие с элементами тренинга ко дню семьи. Подготовила педагог – психолог: Какоткина И. А. Цель: 1. Формирование нравственной позиции по отношению к семье. 2. Развитие положительных эмоций и чувств, связанных с семьей. 3. Обучение…

Социально-психологический тренинг для подростков «Мы разные, но мы вместе»
Цель: развитие положительного восприятия окружающих; формирование понятия «толерантность»; развитие групповой сплочённости учащихся. Ход занятия. 1. Упражнение «Настроение в цвете». Цель: определение детьми своего настроения на момент начала занятия. Материал: геометрические…

Страницы:

Кратко о психологических играх, польза игрового процесса для малыша или подростка

Основная особенность психологических игр — положительное воздействие на психику ребенка. Также происходит формирование коммуникации по отношению к окружающим. Среди положительных функций игрового процесса отмечают:

  • улучшение настроения;
  • увлекательную форму развлечения;
  • определение сбоя в психическом развитии ребенка;
  • развитие полезных для ребенка навыков;
  • раскрытие скрытых талантов;
  • преобразование личности;
  • социализацию, позволяющую определить свое место в обществе.

Регулярные психологические игры также положительно сказываются на поведении ребенка, развивают логику, мышление. Есть специальные проектные игры, способствующие развитию личности, самостоятельности и помогают искать правильные решения.

Последствия

Если подростку, глубоко переживающему яркие проявления кризиса 13 лет, не помочь, это может негативно отразиться на здоровье и личностном развитии. Самые частые осложнения:

  • эмоциональные и поведенческие расстройства;
  • неврозы (диагностируются чаще всего у девочек);
  • формирование акцентуаций, психопатии и патологические влечения (наблюдаются обычно у мальчиков);
  • депрессия;
  • замкнутость вплоть до аутизма;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • развитие устойчивых мнительных, истероидных черт характера;
  • участие в неформальных группировках, что приводит к подростковой преступности и бродяжничеству;
  • суицид.

Так что серьёзные опасности для здоровья и личностного развития всё-таки существуют, и задача родителей — всеми способами их избежать. Те же, кому преодоление кризиса 13 лет даётся нелегко, должны чаще вспоминать слова американской писательницы Миньон Маклофлин: «Ребёнок, с которым труднее всего управиться, — именно тот, которым впоследствии мы больше всего гордимся».

Кратко о психологических играх, польза игрового процесса для малыша или подростка

Основная особенность психологических игр — положительное воздействие на психику ребенка. Также происходит формирование коммуникации по отношению к окружающим. Среди положительных функций игрового процесса отмечают:

  • улучшение настроения;
  • увлекательную форму развлечения;
  • определение сбоя в психическом развитии ребенка;
  • развитие полезных для ребенка навыков;
  • раскрытие скрытых талантов;
  • преобразование личности;
  • социализацию, позволяющую определить свое место в обществе.

Регулярные психологические игры также положительно сказываются на поведении ребенка, развивают логику, мышление. Есть специальные проектные игры, способствующие развитию личности, самостоятельности и помогают искать правильные решения.

Для подростков

Психологические игры для подростков помогают наладить контакт со сверстниками, выявить активных участников. Такие игровые действия подходят для небольших групп, коллективов в лагерях или на базах отдыха, то есть в местах, где дети находятся не один день.

Итак, действие «Полицейская академия». Конечно же, выбираем ведущего, который пишет имена и фамилии всех участников, сворачивает все бумажки, смешивает. Игроки произвольно выбирают записки, то есть у каждого окажется листок с чьим-то именем.

Каждый ребенок является одновременно и преступником, и полицейским. Суть мероприятия заключается в том, что участники считают себя правоохранителями, но для игрока, который получил бумажку с его именем, он преступник, которого необходимо поймать. Ребята не владеют информацией, кто их преследует, а выяснить это можно, проявив бдительность. Задача игры в том, чтобы участники выявили вора. Нужно показать ему листик с его именем, после этого преступник выбывает из игры.

Роль ведущего – следить за задержаниями и вести запись. Это поможет понять, кто и сколько поймал воришек. Позже такой список поможет выявить человека с более выраженными лидерскими способностями. Такие психологические игры для подростков – мощный инструмент самопознания.

Психологический аспект жизнедеятельности человека эффективен, когда он проходит через деятельность, интересную для исследователя. Социально-психологические игры помогают детям и взрослым глубоко проникнуть в реальность их жизни. Они могут обладать развлекательной функцией, коммуникативной. Они позволяют человеку раскрыть свой творческий потенциал, помогают справиться с трудными жизненными ситуациями, выявить неправильное развитие в поведении, дают ребенку или взрослому возможность войти в социум, понять его нормы.

Дэниел Сигел «Вне зоны доступа. Как не потерять контакт с ребёнком в переходном возрасте»

Дэниел Сигел психиатр и нейробиолог. Она повествует о том, какие изменения происходят в работе мозга в период полового созревания, почему дети становятся более эмоционально нестабильными, обидчивыми, непредсказуемыми. Родители смогут найти решение проблем: научиться общаться с детьми, воспринимать их поведение правильно и направлять в нужную сторону, чтобы пубертат не превратился в настоящий кризис для всей семьи. Взрослые не должны игнорировать трудности этого периода или становиться жесткими в отношении своей детей. Им необходимо сохранить тесную связь со взрослеющим ребенком и помочь ему стать гармоничной личностью.

Книги о психологии для подростков будут интересны и полезны не только детям. Часто взрослые забывают, какого быть ребенком и получать свой собственный опыт в мире, где все кажется непонятным и враждебным. Знание психологии поможет лучше общаться с ребенком-тинейджером и находить с ним общий язык.

Наша группа

Психологический тренинг «Наша группа» проводится для сбора информации о внутреннем отношении каждого подростка к членам группы, в которой они находятся.

Цели и задачи

Цель выполнения упражнения «Наша группа» заключается в установке атмосферы взаимопонимания и дружбы, обучении сглаживать острые углы в условиях взаимной антипатии.

Необходимое оборудование

Проведение занятия «Наша группа» требует наличия следующего инвентаря:

  • ватман для каждого участника группы;
  • наборы фломастеров разных цветов;
  • доска, на которую будут крепиться рисунки;
  • кнопки, скотч или любой другой материал для фиксации ва src=»https://healthperfect.ru/wp-content/uploads/2021/02/psihologicheskie-uprazhneniya-dlya-podrostkov-3.jpg» class=»aligncenter» width=»578″ height=»369″

Участники группы рассаживаются на стулья, которые расставлены возле письменных столов. Во время проведения данного тренинга каждый подросток должен сидеть отдельно.

Пошаговое описание

Психологическое упражнение «Наша группа» выполняется с соблюдением следующего алгоритма действий:

  1. Преподаватель просит детей взять фломастеры, а затем нарисовать на ватмане группу, в которой они сейчас находятся.
  2. В течение последующих 20 мин. каждый подросток рисует свою группу так, как он ее видит в настоящее время.
  3. По истечению указанного периода времени все ватманы подписываются фамилией ребенка, который создал рисунок, а затем крепятся на доску.
  4. Начинается стадия обсуждения каждого рисунка.

Во время разбора изображений группы, нанесенных на поверхность ватмана, преподаватель задает каждому подростку наводящие вопросы. Например, «Почему он изобразил этого человека именно с такой мимикой лица?», «Во время выполнения рисунка ребенок старался или относится к заданию без проявления серьезного подхода?», «На ватмане есть люди, к которым подросток испытывает чувство антипатии или симпатии?».

Созависимые в треугольнике Карпмана

Здесь важно уточнить терминологию. Когда человек находится в позиции жертвы, он понимает, что от него не зависит ровным счетом ничего, и что он не может выбирать свое поведение в зависимости от ситуации

«Ну а что я могу сделать? Это все они!» В такой интерпретации становится очевидным, что все роли в треугольнике Карпмана – это три вида позиции жертвы. Если подруга вам жалуется на жизнь, то тут все понятно – она находится в позиции жертвы. Преследователь также является разновидностью жертвы. Но почему? Если вы увидите того, кто требует, допекает, кричит и обзывает жертву, и спросите у него, зачем он это делает, то ответ, как правило, в таком случае вы получите примерно следующий: «Он сам обзывается, что мне делать?» («Он подводит нас всех всегда», «Он постоянно опаздывает», «Он не варит кашу» и т.д.). Когда Преследователь не понимает, что можно действовать иначе, он занимает позицию жертвы. Тут очень уместно вспомнить выражение Перлза «собака сверху и собака снизу». «Собака сверху» подразумевает ситуацию, когда человек громко ругается, орет, то есть он кусается. «Собака снизу» — это ситуация, когда страдающая жертва кусает людей своей грустью, тоской, она воет с такой силой, что всем становится очень больно от этого. Если вы попробуете поговорить со Спасателем на тему того, зачем и почему он этим занимается и стоит ли вообще это делать, то на вас может вылиться ненависть: «Человека преследуют, обижают, ему плохо, он страдает!» Спасатель также является заложником, он, находясь в роли Спасателя, превратился в жертву.

Особенности взаимоотношений со сверстниками

Выстраивание отношений со сверстниками в подростковый период приобретает первостепенное значение.

Причем организуется это общение достаточно неоднозначно.

С одной стороны молодые люди стремятся слиться с группой сверстников, быть такими же как и все остальные.

Непохожесть, выражающаяся в особенностях внешности, низком социальном или материальном положении семьи может стать серьезным поводом для переживаний.

С другой стороны, подростки испытывают непреодолимое стремление выделиться, обратить на себя внимание. В этом возрасте большое значение приобретает собственная привлекательность, умение произвести впечатление

Для подростка крайне важно заслужить уважение своих товарищей, чтобы члены его социальной группы проявляли заинтересованность, и искреннее желание общаться. В этом возрасте для ребенка большое значение приобретает наличие по-настоящему близких друзей, в общении с которыми происходит становление личности, определение своих коммуникативных способностей

В этом возрасте для ребенка большое значение приобретает наличие по-настоящему близких друзей, в общении с которыми происходит становление личности, определение своих коммуникативных способностей.

Нередко подростки отличаются постоянной сменой круга общения. Это вызвано хаотичной сменой интересов и предпочтений, которая приводит к поиску новых друзей, разделяющих имеющиеся на данный момент у подростка увлечения.

Помимо близких друзей, в этом возрасте подростки активно заводят большое количество знакомых, собираются в компании, неформальные группы по интересам.

Подобное расширение круга общения (по сравнению с детским возрастом) позволяет раздвинуть рамки социального существования, получить дополнительные возможности для самореализации.

Психологические игры: основные правила

Занятия психолога с подростками и детьми обладают наибольшей эффективностью в том случае, если они подаются юной аудитории в формате игры, в которую вовлечены все собравшиеся участники. Игра позволяет осмыслить определенные аспекты человеческой психологии и наиболее эффективным образом адаптироваться в рамках социума. Организатор подобных мероприятий должен обладать практическим опытом и придерживаться следующих базовых правил по работе с детьми младшего школьного и подросткового возраста:

Доступным языком разъяснять правила и цели каждого психологического тренинга

Хорошим подспорьем будут примеры реальных жизненных ситуаций с аналогичным психологическим механизмом действий.
Важно осуществлять постоянный контроль за эмоциональным состоянием всех участников группы. Для этого рекомендуется поддерживать динамику процесса на должном уровне, не допуская затягивания и скучной атмосферы.
Участникам игрового процесса необходима мотивация

Организатор должен суметь не только заинтересовать ребят, но и продемонстрировать им преимущества психологических тренингов на примере конкретных ситуаций.
Важно объяснить детям, что коллективный труд строится на принципах взаимоуважения, душевной теплоты и терпимости к недостаткам окружающих.

После каждой психологической игры нужно устраивать коллективное обсуждение, в которое должны быть вовлечены все участники тренинга. Подобные шаги позволяют выстроить оптимальный алгоритм занятий, интересных наибольшему числу детей и подростков. Организатору не стоит позиционировать собственную персону в качестве сурового взрослого, способного наказать за определенные проступки. Напротив, самой действенной является модель доброго и терпеливого помощника, готового прийти на помощь в любой затруднительной либо конфликтной ситуации.

Психологические игры для детей дают возможность ребенку преодолеть скопившиеся страхи и комплексы, а также обладают следующим положительным потенциалом:

  • позволяют ребенку ощутить чувство единства с коллективом ровесников;
  • повышают самооценку и укрепляют чувство собственного достоинства;
  • помогают детям научиться уважению к себе и окружающим людям;
  • учат ребенка эффективно преодолевать трудности и препятствия;
  • обучают детей слаженной групповой работе;
  • развивают в ребенке эмпатию и способность сопереживать окружающим.

Ведущему психологических тренингов для детей дошкольного и подросткового возраста очень важно научиться создавать уютную и дружественную атмосферу, в которой даже замкнутый ребенок будет чувствовать себя комфортно. Когда собирается новая группа детей, друг с другом незнакомых, они могут ощущать некую скованность, задача преодоления которой и лежит перед организатором психологических игр

Особенности взаимоотношений со сверстниками

Выстраивание отношений со сверстниками в подростковый период приобретает первостепенное значение.

Причем организуется это общение достаточно неоднозначно.

С одной стороны молодые люди стремятся слиться с группой сверстников, быть такими же как и все остальные.

Непохожесть, выражающаяся в особенностях внешности, низком социальном или материальном положении семьи может стать серьезным поводом для переживаний.

С другой стороны, подростки испытывают непреодолимое стремление выделиться, обратить на себя внимание. В этом возрасте большое значение приобретает собственная привлекательность, умение произвести впечатление

Для подростка крайне важно заслужить уважение своих товарищей, чтобы члены его социальной группы проявляли заинтересованность, и искреннее желание общаться. В этом возрасте для ребенка большое значение приобретает наличие по-настоящему близких друзей, в общении с которыми происходит становление личности, определение своих коммуникативных способностей

В этом возрасте для ребенка большое значение приобретает наличие по-настоящему близких друзей, в общении с которыми происходит становление личности, определение своих коммуникативных способностей.

Нередко подростки отличаются постоянной сменой круга общения. Это вызвано хаотичной сменой интересов и предпочтений, которая приводит к поиску новых друзей, разделяющих имеющиеся на данный момент у подростка увлечения.

Помимо близких друзей, в этом возрасте подростки активно заводят большое количество знакомых, собираются в компании, неформальные группы по интересам.

Подобное расширение круга общения (по сравнению с детским возрастом) позволяет раздвинуть рамки социального существования, получить дополнительные возможности для самореализации.

“Ты можешь больше, чем ты думаешь” Томас Армстронг

Все чаще психологи и педагоги поднимают вопрос о несовершенстве школьной оценочной системы. Мерить всех детей одной линейкой в корне неверно, считают они. Такой подход демотивирует и порождает комплекс неполноценности, оказывая негативное влияние на всю дальнейшую жизнь. Книга поможет сгладить отрицательное воздействие школьных оценок на психику и по-новому взглянуть на человеческие способности.

В основе этой книги лежит идея множественного интеллекта, впервые предложенная Говардом Гарднером. Согласно ей интеллект не ограничивается только логическим мышлением и когнитивными способностями. Существует более восьми его видов, в том числе музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный.

У каждого человека преобладает один или два вида интеллекта

Важно как можно раньше определить, обладателем какого из них вы являетесь. Книга как раз поможет вам в этом

Она избавит вас от многих проблем в будущем и откроет невероятные перспективы. Рекомендую ее всем подросткам без исключения для успешного самоопределения и выбора подходящей профессии.

“7 навыков высокоэффективных тинейджеров” Шон Кови

Подростковый возраст – переломный период в жизни каждого человека. Он во многом определяет его будущую судьбу. Однако взрослым бывает трудно достучаться до молодых парней и девушек. Они уже забыли, каково это – быть подростками. Проблемы взрослеющих детей кажутся им надуманными и преувеличенными. Предлагаю вам книгу, написанную “своим парнем” – таким же подростком, как и вы.

Шон Кови – сын Стивена Кови, автора всемирно известных бестселлеров по личной эффективности. Мальчик решил пойти по стопам отца и поделиться своими мыслями и взглядами на бумаге. А делиться ему действительно есть чем. С раннего детства он впитывал идеи отца, осмыслял их, примерял на себя.

Книга написана простым и живым языком – без научного и философского занудства. Из нее вы узнаете:

  • как выстраивать отношения со сверстниками;
  • как достичь взаимопонимания с родителями;
  • как правильно расставить приоритеты;
  • какими принципами руководствоваться и на какие идеалы равняться.

Это книга, которую должен прочитать каждый тинейджер, стремящийся к самосовершенствованию и озабоченный поиском себя.

«Курс выживания для подростков»

Добрая и поучительная книга, которая пригодилась бы каждому из нас, когда ты сам был подростком в 14-15 лет. Портрет отличного психолога, музыканта Ди Снайдера вгоняет родителей в шок: чему, спрашивается, может научить странный дядька с серьгами в ушах и в кожанке, разрисованной черепами?

Как ни странно, этот внешне вызывающий персонаж достаточно подробно объясняет, что беспорядочные половые связи, в том числе, однополые, не есть хорошо. Как не хорошо и не круто приобщаться к алкоголю или наркотикам (и в юности, и позже).

В целом, книга великолепна. Но чтобы действительно насладиться ей, надо понимать специфику 80-х. Слог прост и понятен, во многом ироничен.

Хотя сама книга достаточно винтажная, а Снайдер на фоне современных психологов выглядит откровенно олдскульно, прочитать её всё же стоит. Хотя бы для того, чтобы лучше понять, как мыслили наши родители, с чем они сталкивались и от чего хотели бы защитить нас.

Мафия

Одна из самых популярных психологических игр для детей – это «Мафия». Правила ее очень просты. Есть мирные жители, а есть мафия. Задача мафии — убить мирных жителей, задача мирных жителей – вычислить мафию. У этой игры есть различные вариации. В нее можно включать и другие роли, если позволяет количество игроков. Например, комиссар и доктор – это те персонажи, которые создают в мафии дополнительную динамику. Эта психологическая настольная игра давно уже стала неотъемлемой частью практически любой вечеринки. И это очень хорошо. Дети учатся наблюдательности, начинают лучше узнавать друг друга и смотрят на то, как их товарищи врут. Это поможет в жизни. Ребята смогут распознавать ложь и быстро выводить человека на чистую воду. А главное — они научатся красиво и четко выражать свои мысли, а еще смогут лучше понимать окружающих людей, причем даже малознакомых.

Психологические занятия для подростков

Основная цель психологических игр для подростков — воспитание уверенности в своих силах, избавление от страхов перед выступлениями на публике, Тренинг также воспитывает коммуникативные навыки, необходимые во взрослой жизни. Замечено, что регулярные психологические занятия положительно сказываются на успеваемости в школе и даже развивают лидерские качества.

Ожившие зеркала

Начинается психологическое упражнение для подростков с разделения всех участников на несколько подгрупп (в каждой из них должно быть по три участника). Включается спокойная или зажигательная музыка (на первых этапах занятия предпочтение рекомендуется отдать медленным мелодиям), один из участников подгруппы начинает танцевать. Задача остальных детей из группы — скопировать абсолютно все движения.

После окончания мелодии лидеры меняются и упражнение продолжается. Заканчивается тренинг после того, как все участники испытали себя в роли ведущего. Регулярное проведение упражнения способствует поднятию настроения у всех детей, сплоченности коллектива.

Поиск рифмы — упражнение для индивидуального занятия психолога с подростком

Часто занятия проводятся индивидуально — на помощь здесь приходят психологические игры для двоих. В обязанности ведущего входит заранее подготовить несколько листиков бумаги, на которых написать простые слова из нескольких букв. Одному участнику вручаются один из листов, и задача игрока — подобрать к ним как можно больше рифм, записать их на чистой бумаге. Затем лист с подобранными рифмами отдают второму ребенку, который должен воспользоваться подсказками и разгадать загаданное слово.

В продолжение игры каждый из участников должен побывать игроком как подбирающим рифмы, так и разгадывающим загадку. Опыт показывает, что подобные занятия психолога с подростками способствуют развитию логики, фантазии, аналитического мышления.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.