Оглавление
Отношения между взрослыми и детьми
«Маленький, грудной еще ребенок кричит в своей кроватке, зовет маму, она на кухне, она слышит, она по голосу чувствует, что ничего страшного не случилось, и она… не торопится. Она заканчивает свои дела, потом идет к сыну, но без упреков — чего, мол, кричишь, слышу! — нет, она идет с повинной: “Ты меня зовешь, а я не иду? Мама плохая, не сразу пришла!”».Как объясняет Соловейчик, маленький ребенок нуждается не только в беспрекословном признании его желаний, но и в стойкой вере, что мир вокруг в основном добрый и справедливый. Такой идеализм — своеобразная защита для детей, без нее маленькому человеку будет страшно жить и расти.
Однако ребенок растет и постепенно ему необходимо узнавать и о других аспектах жизни. Мир не такой сказочный и совершенный, и родителю иногда нужно признавать этот факт. Учитель в школе был несправедлив? Ну ничего, бывает. Пожалей ребенка, помоги признать трудность и выразить надежду на лучшее. Он непременно справится, ведь у него есть ты!
Самостоятельность как цель воспитания
Еще один важный аспект воспитания по Соловейчику — подготовка маленького человека ко взрослой жизни. Об этом без устали твердят современные психотерапевты и либеральные педагоги, и об этом в своих трудах так давно писал Симон Львович.«Родившегося у нас беспомощного младенца мы должны вырастить и поставить на ноги, чтобы он был достаточно здоров, достаточно развит и обучен, был крепок духом, чтобы не виснул на людях и не зависел от них», — говорил педагог.
Родителям стоит понять, что дети не всегда ведут себя идеально, но они и не должны. Неизбежны двойки, синяки и неодобрение бабушек во дворе. «Наученный собственным горьким опытом, я всем говорю: не стыдитесь своих детей при чужих людях, нормальные дети при чужих всегда ведут себя хуже, чем обычно, это они таким образом вступают в контакт с чужими, это хорошо, а не плохо. Не стыдитесь!»
Библиография
- Книга про тебя. М., 1965.
- Алый парус: О ребятах 16—17 лет. Сб. статей из газ. «Комсомольская правда». М., 1966.
- Отчаюха: Повесть. М., 1969.
- Десять тысяч уроков: Школа: какая она, какой станет в девятой пятилетке. М., 1971.
- Про пионеров : . 83, с. 2-е изд. М. Дет. лит., 1974.
- Мокрые под дождём. Москва: Детская литература, 1968 г.
- Фрунзенская коммуна: Книга о необычной жизни обыкновенных ребят, написанная ими самими, с рисунками, которые сделала Галина Скотина, тоже коммунарка. Книгу сост. и подгот. к печати С. Соловейчик. 1969.
- Воспитание творчеством, 95 c. М. Знание, 1978.
- Ватага «Семь ветров». Л.: Детская литература, 1979.
- Резервы детского «я» / С. Л. Соловейчик, 96 с. М.: Знание, 1983
- Учение с увлечением : Роман. , 224 с. Каунас Швиеса 1983. Изд. на рус. языке М., 1986.
- Вечная радость: Очерки жизни и шк. 366, с. М.: Педагогика, 1986.
- Педагогика для всех : Кн. для будущих родителей. 365, с. М.: Дет. лит., 1987.
- Воспитание по Иванову : . 348, с. М.: Педагогика, 1989
- Революция: Размышления перед очередной годовщиной Октября. М., 1995.
- Последняя книга. М., 1999.
- Пушкинские проповеди: О нашей жизни, измеренной строками Пушкина. М., 2001. ISBN 5-8246-0029-5
- Непрописные истины воспитания : избранные статьи. М.: «Первое сентября», 2011. ISBN 978-5-8246-0158-9
Главная ценность — возможность развиваться
«Гонять во дворе собак — это тоже развитие», — шутит Соловейчик. Ребенок должен развиваться и физически, и психически. И зачастую это самое развитие сопровождается шумом, беготней и криками, которые так не выносят родители. Но нельзя подавлять ребенка лишь потому, что он доставляет дискомфорт!И, к слову, всевозможные кружки и секции, которые якобы предназначены для развития ребенка, не всегда являются таковыми. Родитель наверняка не знает, отдавая свое чадо, например, на плаванье, поможет ли это ребенку развиваться или, наоборот, малыш окажется подавленным и потеряет ко всему интерес. Родитель должен стать внимательным наблюдателем, помощником, другом.

Эта тема закрыта для публикации ответов.