Социальная ответственность: понятие и виды

Алан-э-Дейл       22.05.2023 г.

Оглавление

Понятие социальной ответственности

Социальная ответственность бизнеса направлена на решение каких-либо конкретных проблем в обществе, удовлетворение общественных запросов, реализацию государственной политики, либо связана с выполнением социальных инициатив, исходящих непосредственно от предприятия. Следует отметить, что социальная ответственность отражает основные направления социального партнерства, которое сопряжено с решением различных социальных проблем, перераспределением различных ресурсов, реализацией государственных задач. При этом социальная ответственность направлена не только на решение социальных проблем и т.п., но и на способы их решения.

Данная категория объективно связана с общественными отношениями. Вместе с тем, социальная ответственность бизнеса сопряжена с соблюдением общественно значимых норм и правил в таких областях как экология, этика, трудовые отношения, милосердие, человеколюбие, сострадание, культура, наука и т.д. Следовательно, социальная ответственность взаимосвязана с качеством и уровнем жизни отдельных социальных групп и общества в целом. В совокупности это влияет и на функционирование государственной системы, реализации государством властных полномочий и также подвержено административному воздействию со стороны государства.

Субъекты социальной ответственности:

  • предприниматели – это непосредственно предприниматели, отдельные предприятия, крупные корпорации и холдинги, союзы и объединения предпринимателей;
  • государство – это органы власти, органы государственного и муниципального управления, органы правопорядка и т.д.;
  • общество – это отдельные социальные группы, социум в целом, общественные организации, которые представляют интересы социальных групп в решении различных социальных проблем.

В условиях взаимодействия данных субъектов формируется и реализуется социальная ответственность бизнеса. Общественные организации, в частности профсоюзы, представляют и защищают интересы отдельных людей и социальных групп в области занятости, в решении разнообразных социальных проблем, способствуя этим воспроизводству рабочей силы, что соответствует интересам общества в целом. Государство, формируя и реализуя социальную политику, обеспечивает создание условий и правил взаимоотношений бизнеса и общества. Предприниматели, реализуя свои интересы в получении прибыли, берут на себя социальную ответственность, чтобы обеспечивать стабильное и устойчивое состояние трудового коллектива, что соответствует интересам общества и государства.

Подходы к социальной ответственности

Социальная ответственность бизнеса

Характеристика

1

Либеральный подход

В основном оперирует монетарными критериями, установлением приоритета получения прибыли за счет реализации бизнесом социальной политики.

Одновременно, происходит односторонняя поляризация экономики, основанная на минимизации государственной собственности и абсолютизации частной.

Данный подход характерен, прежде всего, для США.

2

Социально-ориентированный подход

Оперирует критериями общественного благополучия, сущностной ориентации социальной политики бизнеса.

Одновременно, в экономике существуют различные формы собственности, государство занимает сильную позицию в сфере здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения. В рамках данного подхода, государство также определяет обязательные параметры социальной ответственности предприятий на законодательном уровне.

Данный подход, характерен для некоторых европейских стран и России.

3

Комбинированный подход

В разных пропорциях сочетаются монетарные и общественные критерии, а социальная политика реализуется не бизнесом, а государством.

Государство, сохраняя сильную позицию в ряде общественно значимых областей, проводит политику коммерциализации, монетизации льгот, медицинских, образовательных, социальных услуг. При этом социальная ответственность бизнеса может варьироваться от существенной до минимальной, а законодательство содержит лишь минимальный набор социальных обязательств для бизнеса.

Данный подход в разной степени характерен для большинства стран.

Следует отметить объективно добровольный характер социальной ответственности бизнеса.

При этом, с одной стороны, решение каких-либо социальных проблем не делает конкретный бизнес социально ответственным, а следование закону не означает, что бизнес больше не несет никакой социальной ответственности.

Таким образом, можно судить о комплексном характере социальной ответственности бизнеса, который определяет характер взаимоотношений бизнеса, общества и государства.

Основные преимущества социально ответственной компании

--------------¬    -------------------------------------------------------¬¦             +--->¦Повышение конкурентоспособности компании              ¦¦             ¦    L-------------------------------------------------------¦             ¦    -------------------------------------------------------¬¦             +--->¦Доверие потребителей                                  ¦¦             ¦    L-------------------------------------------------------¦             ¦    -------------------------------------------------------¬¦             +--->¦Лучший потенциал для развития                         ¦¦             ¦    L-------------------------------------------------------¦             ¦    -------------------------------------------------------¬¦             +--->¦Стабильность кадрового состава                        ¦¦             ¦    L-------------------------------------------------------¦             ¦    -------------------------------------------------------¬¦ Преимущества+--->¦Государственная поддержка                             ¦¦  социально  ¦    L-------------------------------------------------------¦ответственной¦    -------------------------------------------------------¬¦   компании  +--->¦Доверие деловых партнеров                             ¦¦             ¦    L-------------------------------------------------------¦             ¦    -------------------------------------------------------¬¦             +--->¦Гордость сотрудников за компанию                      ¦¦             ¦    L-------------------------------------------------------¦             ¦    -------------------------------------------------------¬¦             +--->¦Финансовая стабильность бизнеса                       ¦¦             ¦    L-------------------------------------------------------¦             ¦    -------------------------------------------------------¬¦             +--->¦Рост производительности труда, рост мотивации         ¦¦             ¦    L-------------------------------------------------------¦             ¦    -------------------------------------------------------¬¦             +--->¦Повышение конкурентоспособности компании              ¦L--------------    L-------------------------------------------------------

Рис. 3

Социальные результаты тесно связаны с экономическими, поскольку основу всякого прогресса составляет развитие материального производства. Экономические аспекты эффективности характеризуют развитие основных факторов производства и результативность их использования.

При изучении экономической эффективности необходимо обращать внимание прежде всего на показатели и оценки рациональности использования средств на оплату труда и других расходов на содержание персонала предприятия, долгосрочных, нематериальных, текущих (оборотных) активов, производительность труда, фондоотдачу, рентабельность (рис. 4)

Показатели социальной эффективности предпринимательской деятельности на уровне организации

--------------------------¬             ----------------------------------¬¦  Повышение оплаты труда ¦             ¦Увеличение уровня занятости людей¦L-------------------------+             L------T---------------------------                         /¦                  /¦                       ---+--------------------+--¬------------------¬    ¦ Социальная эффективность ¦    -------------------¬¦Улучшение условий¦<---+    предпринимательской   +--->¦    Оптимизация   ¦¦  труда и отдыха ¦    ¦  деятельности на уровне  ¦    ¦ рабочего графика ¦L------------------    ¦        организации       ¦    L-------------------                       L--T---------T----------T---                         ¦/        ¦         ¦/--------------------------+        ¦/         +----------------------¬¦ Обеспечение безопасности¦   ------+------¬   ¦Возможность личностно馦     жизни работников    ¦   ¦  Повышение ¦   ¦    самореализации    ¦L--------------------------   ¦квалификации¦   L-----------------------                              ¦  персонала ¦                              L-------------

Рис. 2

Назовем некоторые формы участия бизнеса в решении социальных проблем местного сообщества:

  • денежные гранты — адресная финансовая помощь, выделяемая компанией на реализацию социальных программ в области образования и на проведение прикладных исследований;
  • благотворительные пожертвования и спонсорская помощь — адресная помощь, выделяемая компанией для реализации социальных программ как в денежной, так и в натуральной форме (продукция, помещения, транспорт, оборудование, призовые фонды, оплата счетов организаций — получателей помощи и др.);
  • социально значимый маркетинг — адресная финансовая помощь, которая заключается в направлении части выручки от продаж конкретного товара на реализацию социальных программ компании;
  • эквивалентное финансирование — адресная финансовая помощь, которая заключается в совместном финансировании социальных программ со стороны компании, органов государственного управления и некоммерческого сектора;
  • социальные инвестиции — финансовая помощь, выделяемая компанией на реализацию долгосрочных социальных программ, направленных на снижение социального напряжения и поддержку населения;
  • делегирование сотрудников компании — добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей сотрудников;
  • социальный бюджет — финансовые средства, выделяемые компанией на реализацию собственных социальных программ.

Участие бизнеса в жизни общества и населения также осуществляется через благотворительность. Однако, с нашей точки зрения, как один из способов взаимодействия с обществом благотворительность является наименее эффективным инструментом реализации социально ответственного поведения компаний и в плане социального эффекта, и в плане бизнес-эффекта. Социальная деятельность и социальные программы бизнеса часто не связаны непосредственно со сферой деятельности компании, что, соответственно, не приводит к улучшению экономических показателей. Зачастую выделение средств на социальные программы, акции, благотворительную деятельность не продумано и осуществляется стихийно. Социальная активность большинства компаний скорее подсказана «душевными побуждениями» их руководителей по оказанию помощи, а не обусловливается рациональным стремлением к созданию компанией благоприятных для себя условий внешней среды на долгосрочную перспективу. Непродуманность социальной политики компании, ее стихийность и отсутствие видимых и ощутимых результатов не способствуют распространению модели социально ответственного поведения в бизнес-среде.

Выше приводилось мнение, что социально ответственной является та организация, которая считает себя морально ответственной как перед людьми, которые в ней работают, так и перед всеми, кто оказывается под воздействием ее деятельности. Сказав это, необходимо отметить тот факт, что социально ответственная политика, скорее всего, ведет к экономической выгоде. В то же время «внутренняя направленность» социальной ответственности приведет к экономической эффективности уже в краткосрочной перспективе и легче поддается оценке, чем «внешняя направленность», приносящая результат в долгосрочной перспективе.

У социально ответственного бизнеса есть ряд преимуществ, основные из которых отражены на рис. 3.

Моральный аспект

Он имеет достаточно широкое распространение. Моральные устои — это в определенной степени внутренняя социальная ответственность человека. Важнейшим ее свойством выступает осуждающее отношение коллектива или общества к нарушителю. Негативная оценка может возникать и у индивида относительно поведения другого человека или группы лиц. Стандарты социальной ответственности в этом случае исходят из общенародного представления о зле и добре, чести, справедливости, добродетели, достоинстве и пр. Они выступают в качестве критериев оценки определенных личностных качеств нарушителя. Моральная ответственность направлена на совесть человека, она взывает к признанию и осознанию совершенных ошибок, строгому выполнению принятых в обществе правил поведения.

Практика СОБ на малых и средних предприятиях (МСП)

Из-за нехватки ресурсов и размера бизнеса МСП эти предприятия подходят к работе с социальной ответственностью, создавая ценности и положительный вклад в дела сотрудников, клиентов и местного сообщества. Хорошие практики могут включать следующее: поддержание хорошего рабочего состояния, создание здоровых отношений с заинтересованными сторонами и предоставление точной и честной информации о продуктах или услугах. Благодаря такой практике МСП есть потенциальные преимущества для бизнеса для сотрудников, клиентов, общества и результатов бизнеса.

Сотни малых и средних предприятий зарегистрировались, чтобы стать B Corporation (сертификация), и их модель оценки воздействия позволяет разным компаниям конкурировать, чтобы стать компаниями, которые лучше подходят для людей, общества и планеты.

Льготы

  • Сотрудники: хорошее отношение к сотрудникам в таких областях, как гибкость рабочего времени и предоставление социальных льгот, может улучшить хорошую рабочую среду, повысить удовлетворенность сотрудников и мотивацию в организации.
  • Клиенты: Удовлетворение потребностей клиентов может быть достигнуто за счет надлежащего рассмотрения жалоб и предоставления качественной продукции по разумной цене.
  • Общество: участие в добровольных инициативах и схемах развития сообществ может принести пользу МСП с точки зрения имиджа бренда и репутации.

Что на практике?

По словам Сергея Лядова, пресс-секретаря девелоперской компании «Сити-XXI век», девелопер сознательно берет на себя обязательства, выходящие за рамки градостроительных требований. «Помимо того, что это просто доброе и полезное дело и проекты, за которые не стыдно, безусловно, такие меры повышают привлекательность продукта на рынке», — говорит Сергей Лядов. При этом источники финансирования социальной инфраструктуры в проектах могут быть разными, соответственно, уровень дополнительных издержек не является во всех случаях одинаковым. По оценке специалистов, рост себестоимости строительства не превышает 15%, но эти затраты не отражаются на стоимости жилья.

Кроме того, требования к застройщикам с точки зрения инфраструктурных обременений пока никто не отменял. Когда девелопер приходит реализовывать свой проект, вне зависимости от того, какие у него отношения с местной администрацией, его нагружают «по полной программе», добавляет Олеся Кошкина, директор по маркетингу TEKTA Group. В рамках общих затрат на строительство жилого комплекса финансовые вложения в создание объектов социальной инфраструктуры относительно не велики, но при этом отдача от них, действительно, ощутима, считают в компании «МИЦ». Как утверждает Сергей Хорошков, генеральный директор МИЦ-Девелопмент, реализация проекта с продуманной концепцией, благоустроенной территорией, развитой социальной инфраструктурой дает застройщику и экономические, и репутационные преимущества. Жилье становится более конкурентоспособным, что, в свою очередь, существенно влияет на темпы продаж, а также формирует положительный имидж застройщика в глазах клиентов и девелоперского сообщества.

Как развивать КСО в компании

Направление можно выбрать, исходя из:

  • личных предпочтений или по совету сотрудников-волонтёров;
  • выбрав из существующих целей устойчивого развития (ЦУР), разработанных Генеральной ассамблеей ООН в качестве «плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех»,;
  • познакомившись с местными НКО и выбрав ту, что нуждается в большей поддержке. Это можно сделать через ресурсный центр правительства или администрации вашего города, на выставке-ярмарке НКО или на благотворительных фестивалях.

Если у вас остались вопросы или вы хотите поделиться своим опытом, оставляйте комментарии ниже. Вам обязательно ответит специалист компании Exiterra.com Digital Agency.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.