Оглавление
Понятие социальной ответственности
Социальная ответственность бизнеса направлена на решение каких-либо конкретных проблем в обществе, удовлетворение общественных запросов, реализацию государственной политики, либо связана с выполнением социальных инициатив, исходящих непосредственно от предприятия. Следует отметить, что социальная ответственность отражает основные направления социального партнерства, которое сопряжено с решением различных социальных проблем, перераспределением различных ресурсов, реализацией государственных задач. При этом социальная ответственность направлена не только на решение социальных проблем и т.п., но и на способы их решения.
Данная категория объективно связана с общественными отношениями. Вместе с тем, социальная ответственность бизнеса сопряжена с соблюдением общественно значимых норм и правил в таких областях как экология, этика, трудовые отношения, милосердие, человеколюбие, сострадание, культура, наука и т.д. Следовательно, социальная ответственность взаимосвязана с качеством и уровнем жизни отдельных социальных групп и общества в целом. В совокупности это влияет и на функционирование государственной системы, реализации государством властных полномочий и также подвержено административному воздействию со стороны государства.
Субъекты социальной ответственности:
- предприниматели – это непосредственно предприниматели, отдельные предприятия, крупные корпорации и холдинги, союзы и объединения предпринимателей;
- государство – это органы власти, органы государственного и муниципального управления, органы правопорядка и т.д.;
- общество – это отдельные социальные группы, социум в целом, общественные организации, которые представляют интересы социальных групп в решении различных социальных проблем.
В условиях взаимодействия данных субъектов формируется и реализуется социальная ответственность бизнеса. Общественные организации, в частности профсоюзы, представляют и защищают интересы отдельных людей и социальных групп в области занятости, в решении разнообразных социальных проблем, способствуя этим воспроизводству рабочей силы, что соответствует интересам общества в целом. Государство, формируя и реализуя социальную политику, обеспечивает создание условий и правил взаимоотношений бизнеса и общества. Предприниматели, реализуя свои интересы в получении прибыли, берут на себя социальную ответственность, чтобы обеспечивать стабильное и устойчивое состояние трудового коллектива, что соответствует интересам общества и государства.
№ |
Социальная ответственность бизнеса |
Характеристика |
---|---|---|
1 |
Либеральный подход |
В основном оперирует монетарными критериями, установлением приоритета получения прибыли за счет реализации бизнесом социальной политики. Одновременно, происходит односторонняя поляризация экономики, основанная на минимизации государственной собственности и абсолютизации частной. Данный подход характерен, прежде всего, для США. |
2 |
Социально-ориентированный подход |
Оперирует критериями общественного благополучия, сущностной ориентации социальной политики бизнеса. Одновременно, в экономике существуют различные формы собственности, государство занимает сильную позицию в сфере здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения. В рамках данного подхода, государство также определяет обязательные параметры социальной ответственности предприятий на законодательном уровне. Данный подход, характерен для некоторых европейских стран и России. |
3 |
Комбинированный подход |
В разных пропорциях сочетаются монетарные и общественные критерии, а социальная политика реализуется не бизнесом, а государством. Государство, сохраняя сильную позицию в ряде общественно значимых областей, проводит политику коммерциализации, монетизации льгот, медицинских, образовательных, социальных услуг. При этом социальная ответственность бизнеса может варьироваться от существенной до минимальной, а законодательство содержит лишь минимальный набор социальных обязательств для бизнеса. Данный подход в разной степени характерен для большинства стран. |
Следует отметить объективно добровольный характер социальной ответственности бизнеса.
При этом, с одной стороны, решение каких-либо социальных проблем не делает конкретный бизнес социально ответственным, а следование закону не означает, что бизнес больше не несет никакой социальной ответственности.
Таким образом, можно судить о комплексном характере социальной ответственности бизнеса, который определяет характер взаимоотношений бизнеса, общества и государства.
Основные преимущества социально ответственной компании
--------------¬ -------------------------------------------------------¬¦ +--->¦Повышение конкурентоспособности компании ¦¦ ¦ L-------------------------------------------------------¦ ¦ -------------------------------------------------------¬¦ +--->¦Доверие потребителей ¦¦ ¦ L-------------------------------------------------------¦ ¦ -------------------------------------------------------¬¦ +--->¦Лучший потенциал для развития ¦¦ ¦ L-------------------------------------------------------¦ ¦ -------------------------------------------------------¬¦ +--->¦Стабильность кадрового состава ¦¦ ¦ L-------------------------------------------------------¦ ¦ -------------------------------------------------------¬¦ Преимущества+--->¦Государственная поддержка ¦¦ социально ¦ L-------------------------------------------------------¦ответственной¦ -------------------------------------------------------¬¦ компании +--->¦Доверие деловых партнеров ¦¦ ¦ L-------------------------------------------------------¦ ¦ -------------------------------------------------------¬¦ +--->¦Гордость сотрудников за компанию ¦¦ ¦ L-------------------------------------------------------¦ ¦ -------------------------------------------------------¬¦ +--->¦Финансовая стабильность бизнеса ¦¦ ¦ L-------------------------------------------------------¦ ¦ -------------------------------------------------------¬¦ +--->¦Рост производительности труда, рост мотивации ¦¦ ¦ L-------------------------------------------------------¦ ¦ -------------------------------------------------------¬¦ +--->¦Повышение конкурентоспособности компании ¦L-------------- L-------------------------------------------------------
Рис. 3
Социальные результаты тесно связаны с экономическими, поскольку основу всякого прогресса составляет развитие материального производства. Экономические аспекты эффективности характеризуют развитие основных факторов производства и результативность их использования.
При изучении экономической эффективности необходимо обращать внимание прежде всего на показатели и оценки рациональности использования средств на оплату труда и других расходов на содержание персонала предприятия, долгосрочных, нематериальных, текущих (оборотных) активов, производительность труда, фондоотдачу, рентабельность (рис. 4)
Показатели социальной эффективности предпринимательской деятельности на уровне организации
--------------------------¬ ----------------------------------¬¦ Повышение оплаты труда ¦ ¦Увеличение уровня занятости людей¦L-------------------------+ L------T--------------------------- /¦ /¦ ---+--------------------+--¬------------------¬ ¦ Социальная эффективность ¦ -------------------¬¦Улучшение условий¦<---+ предпринимательской +--->¦ Оптимизация ¦¦ труда и отдыха ¦ ¦ деятельности на уровне ¦ ¦ рабочего графика ¦L------------------ ¦ организации ¦ L------------------- L--T---------T----------T--- ¦/ ¦ ¦/--------------------------+ ¦/ +----------------------¬¦ Обеспечение безопасности¦ ------+------¬ ¦Возможность личностно馦 жизни работников ¦ ¦ Повышение ¦ ¦ самореализации ¦L-------------------------- ¦квалификации¦ L----------------------- ¦ персонала ¦ L-------------
Рис. 2
Назовем некоторые формы участия бизнеса в решении социальных проблем местного сообщества:
- денежные гранты — адресная финансовая помощь, выделяемая компанией на реализацию социальных программ в области образования и на проведение прикладных исследований;
- благотворительные пожертвования и спонсорская помощь — адресная помощь, выделяемая компанией для реализации социальных программ как в денежной, так и в натуральной форме (продукция, помещения, транспорт, оборудование, призовые фонды, оплата счетов организаций — получателей помощи и др.);
- социально значимый маркетинг — адресная финансовая помощь, которая заключается в направлении части выручки от продаж конкретного товара на реализацию социальных программ компании;
- эквивалентное финансирование — адресная финансовая помощь, которая заключается в совместном финансировании социальных программ со стороны компании, органов государственного управления и некоммерческого сектора;
- социальные инвестиции — финансовая помощь, выделяемая компанией на реализацию долгосрочных социальных программ, направленных на снижение социального напряжения и поддержку населения;
- делегирование сотрудников компании — добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей сотрудников;
- социальный бюджет — финансовые средства, выделяемые компанией на реализацию собственных социальных программ.
Участие бизнеса в жизни общества и населения также осуществляется через благотворительность. Однако, с нашей точки зрения, как один из способов взаимодействия с обществом благотворительность является наименее эффективным инструментом реализации социально ответственного поведения компаний и в плане социального эффекта, и в плане бизнес-эффекта. Социальная деятельность и социальные программы бизнеса часто не связаны непосредственно со сферой деятельности компании, что, соответственно, не приводит к улучшению экономических показателей. Зачастую выделение средств на социальные программы, акции, благотворительную деятельность не продумано и осуществляется стихийно. Социальная активность большинства компаний скорее подсказана «душевными побуждениями» их руководителей по оказанию помощи, а не обусловливается рациональным стремлением к созданию компанией благоприятных для себя условий внешней среды на долгосрочную перспективу. Непродуманность социальной политики компании, ее стихийность и отсутствие видимых и ощутимых результатов не способствуют распространению модели социально ответственного поведения в бизнес-среде.
Выше приводилось мнение, что социально ответственной является та организация, которая считает себя морально ответственной как перед людьми, которые в ней работают, так и перед всеми, кто оказывается под воздействием ее деятельности. Сказав это, необходимо отметить тот факт, что социально ответственная политика, скорее всего, ведет к экономической выгоде. В то же время «внутренняя направленность» социальной ответственности приведет к экономической эффективности уже в краткосрочной перспективе и легче поддается оценке, чем «внешняя направленность», приносящая результат в долгосрочной перспективе.
У социально ответственного бизнеса есть ряд преимуществ, основные из которых отражены на рис. 3.
Моральный аспект
Он имеет достаточно широкое распространение. Моральные устои — это в определенной степени внутренняя социальная ответственность человека. Важнейшим ее свойством выступает осуждающее отношение коллектива или общества к нарушителю. Негативная оценка может возникать и у индивида относительно поведения другого человека или группы лиц. Стандарты социальной ответственности в этом случае исходят из общенародного представления о зле и добре, чести, справедливости, добродетели, достоинстве и пр. Они выступают в качестве критериев оценки определенных личностных качеств нарушителя. Моральная ответственность направлена на совесть человека, она взывает к признанию и осознанию совершенных ошибок, строгому выполнению принятых в обществе правил поведения.
Практика СОБ на малых и средних предприятиях (МСП)
Из-за нехватки ресурсов и размера бизнеса МСП эти предприятия подходят к работе с социальной ответственностью, создавая ценности и положительный вклад в дела сотрудников, клиентов и местного сообщества. Хорошие практики могут включать следующее: поддержание хорошего рабочего состояния, создание здоровых отношений с заинтересованными сторонами и предоставление точной и честной информации о продуктах или услугах. Благодаря такой практике МСП есть потенциальные преимущества для бизнеса для сотрудников, клиентов, общества и результатов бизнеса.
Сотни малых и средних предприятий зарегистрировались, чтобы стать B Corporation (сертификация), и их модель оценки воздействия позволяет разным компаниям конкурировать, чтобы стать компаниями, которые лучше подходят для людей, общества и планеты.
Льготы
- Сотрудники: хорошее отношение к сотрудникам в таких областях, как гибкость рабочего времени и предоставление социальных льгот, может улучшить хорошую рабочую среду, повысить удовлетворенность сотрудников и мотивацию в организации.
- Клиенты: Удовлетворение потребностей клиентов может быть достигнуто за счет надлежащего рассмотрения жалоб и предоставления качественной продукции по разумной цене.
- Общество: участие в добровольных инициативах и схемах развития сообществ может принести пользу МСП с точки зрения имиджа бренда и репутации.
Что на практике?
По словам Сергея Лядова, пресс-секретаря девелоперской компании «Сити-XXI век», девелопер сознательно берет на себя обязательства, выходящие за рамки градостроительных требований. «Помимо того, что это просто доброе и полезное дело и проекты, за которые не стыдно, безусловно, такие меры повышают привлекательность продукта на рынке», — говорит Сергей Лядов. При этом источники финансирования социальной инфраструктуры в проектах могут быть разными, соответственно, уровень дополнительных издержек не является во всех случаях одинаковым. По оценке специалистов, рост себестоимости строительства не превышает 15%, но эти затраты не отражаются на стоимости жилья.
Кроме того, требования к застройщикам с точки зрения инфраструктурных обременений пока никто не отменял. Когда девелопер приходит реализовывать свой проект, вне зависимости от того, какие у него отношения с местной администрацией, его нагружают «по полной программе», добавляет Олеся Кошкина, директор по маркетингу TEKTA Group. В рамках общих затрат на строительство жилого комплекса финансовые вложения в создание объектов социальной инфраструктуры относительно не велики, но при этом отдача от них, действительно, ощутима, считают в компании «МИЦ». Как утверждает Сергей Хорошков, генеральный директор МИЦ-Девелопмент, реализация проекта с продуманной концепцией, благоустроенной территорией, развитой социальной инфраструктурой дает застройщику и экономические, и репутационные преимущества. Жилье становится более конкурентоспособным, что, в свою очередь, существенно влияет на темпы продаж, а также формирует положительный имидж застройщика в глазах клиентов и девелоперского сообщества.
Как развивать КСО в компании
Направление можно выбрать, исходя из:
- личных предпочтений или по совету сотрудников-волонтёров;
- выбрав из существующих целей устойчивого развития (ЦУР), разработанных Генеральной ассамблеей ООН в качестве «плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех»,;
- познакомившись с местными НКО и выбрав ту, что нуждается в большей поддержке. Это можно сделать через ресурсный центр правительства или администрации вашего города, на выставке-ярмарке НКО или на благотворительных фестивалях.
Если у вас остались вопросы или вы хотите поделиться своим опытом, оставляйте комментарии ниже. Вам обязательно ответит специалист компании Exiterra.com Digital Agency.

Эта тема закрыта для публикации ответов.