Оглавление
Социальные роли
Пребывая в том или ином статусе, человек совершает поступки, общается с другими людьми, то есть играет роль. Социальный статус и социальная роль тесно взаимосвязаны, но отличаются друг от друга. Статус – это положение, а роль – социально ожидаемое поведение, определяемое статусом. Если врач хамит и ругается матом, а учитель злоупотребляет спиртным, то это не соответствует занимаемому статусу.
- широкие (роли мужа и жены подразумевают огромное количество действий и разнообразное поведение);
- узкие (роли продавца и покупателя: дал деньги, получил товар и сдачу, сказал «спасибо», еще пара возможных действий и, собственно, все).
По способу получения роли:
- предписанные (роли мужчины и женщины, молодого человека, старика, ребенка и т.д.);
- достигаемые (роль школьника, студента, работника, сотрудника, мужа или жены, отца или матери, и т.д.).
По уровню формализации (официальности):
- формальные (на основе правовых или административных норм: работник полиции, госслужащий, чиновник);
- неформальные (возникшие стихийно: роли друга, «души компании», весельчака).
По мотивации (согласно потребностям и интересам индивида):
- экономические (роль предпринимателя);
- политические (мэр, министр);
- личные (муж, жена, друг);
- духовные (наставник, воспитатель);
- религиозные (проповедник);
- и так далее.
В структуре социальной роли немаловажный момент – ожидание окружающими определенного поведения от человека согласно его статусу. В случае невыполнения или своей роли предусмотрены различные санкции (в зависимости от конкретной социальной группы) вплоть до лишения человека его социального статуса.
Таким образом, понятия социального статуса и роли неразрывно связаны, так как одно вытекает из другого.
Социальная роль и ее отличие от статуса
Социальный статус неразрывно связан с социальной ролью , хотя эти понятия разные. Объясню на примере портного.
То есть если вы приходите к портному (статус), то ожидаете от него предоставления услуг по пошиву и ремонту одежды (роль) и не станете настаивать на массаже или лечении зубов.
Такое несоответствие подрывает упорядоченность и предсказуемость человеческих отношений.
И это есть хорошо – система социального взаимодействия будет в сохранности. Например, никто не похвалит пьяного священника – служителя Господа. Это оскорбит массу верующих, вызовет волну возмущений и приведет к изгнанию служителя из церкви.
https://youtube.com/watch?v=dcz97eGGLWI
С другой стороны, общество становится заложником социальных рамок. Один раз украл – значит, всегда будешь слыть вором. Если ты врач, то обязан помогать людям 24 часа в сутки и не имеешь права на профессиональную ошибку. Работник Макдональса всегда должен быть в хорошем настроении и улыбаться клиенту. То есть люди должны делать только то, чего от них ждут. Иначе, их ждет осуждение общества.
Индивид, личность, субъект с точки зрения психологического анализа
Узловым вопросом психологии является проблема личности с точки зрения её внутреннего строения, закономерностей возникновения, развития и формирования, особенностей социально-психологических проявлений. Важная проблема психологии личности заключается в выявлении психологических механизмов функционирования, проявлений, регуляции жизнедеятельности.
Рисунок 1. Психологические характеристики личности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Психологический анализ личности 460 руб.
- Реферат Психологический анализ личности 270 руб.
- Контрольная работа Психологический анализ личности 200 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость С осмыслением таких категорий, как человек, индивид, субъект, индивидуальность, субъектность связано понимание личности.
В видовое понятие «человек» включают две взаимосвязанные составляющие – биолого-психическую и духовную.
Под индивидом понимается конкретный, отдельно взятый человек, а совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека рассматривается как его индивидуальность, своеобразие.
Человек, обладающий психическими характеристиками, которые дают ему возможность заниматься целеполаганием и в соответствии с ним действовать, совершать поступки и вести себя тем или иным образом, в психологии получили название субъекта.
Способность человека к целеполаганию и активности в отношении поставленных целей является субъектностью. Цель может быть поставлена на короткий промежуток времени или на всю жизнь.
Замечание 1
Личностью отечественная психология считает сложившееся при жизни, сформировавшееся психическое образование человека – это сложное, системное и многоуровневое образование в котором он выступает как сознательный субъект познания и активного преобразования действительности.
Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Под личностью понимается конкретный человек – носитель сознания и самосознания.
Личностью становятся в ходе взаимодействия с природной и социальной средой, с материальной и духовной сферой.
В формировании личности большую роль играет макро и микро социосреда, воспитание, деятельность, социальное взаимодействие.
Искусственная среда обитания человека тоже оказывает влияние на его психическое развитие.
В формировании и развитии личности значительная роль принадлежит биологическому фактору и физиологическим особенностям человека.
Свое влияние оказывают и природные факторы – климатические, географические, космические, геофизические, а вот ноосфера в развитии личности относится к наименее изученным факторам.
Замечание 2
Таким образом, в формировании личностных структур человека определяющую роль играют социальная среда, культурологические факторы и совокупность их воздействий.
Научные подходы в психологии личности человека
В психологической науке существуют разные подходы к изучению мужчин и женщин.
Поиск личностных отличий
Глубинная или психодинамическая теория личности
Эта концепция изучения психических особенностей субъекта основывается на теории бессознательного З. Фрейда. Автор убежден, что движущей силой развития являются инстинкты жизни и смерти. В структуре индивидуальности З. Фрейд выделяет 3 категории: Оно (стремление к наслаждению), Я (сознательный компонент, принимающий решения) и Сверх-Я (моральный компонент). Если Я не может уравновесить желания Оно и Сверх-Я, возникает внутренний конфликт.
Последователями этого подхода стали А. Адлер и К. Юнг. Они в качестве движущих сил развития видели желание гражданина стать лучше в глазах окружающих и жизненные силы организма.
Феноменологическая теория личности
В феноменологическом подходе главный акцент делается на самостоятельность индивида в моменты принятия значимых решений. Сторонники этой теоретической концепции полагали, что каждый сам несет ответственность за свое настроение и за результат своих действий, потому что он обладает мышлением. В качестве стимула к развитию авторы этого подхода предлагали рассматривать потребность участников общественных отношений к самоактуализации, самовыражению и самосовершенствованию.
Диспозициональная теория личности – теория черт
Диспозиционная теория формирования индивидуальности основывается на работах Г. Айзенка, Г. Олпорта и Р. Кеттэлла. Эти ученые утверждали, что от природы люди наделены определенным набором диспозиций – индивидуальных особенностей. Эти индивидуально-типологические черты определяют стиль общения, особенности реагирования людей на те или иные ситуации. Авторы составили описание различных вариантов сочетания диспозиций, в результате чего получился список типов личности.
Внимание! Согласно этой концепции, диспозиции не зависят от опыта индивида и не подлежат кардинальным изменениям. Они постоянны, целенаправленно корректировать их очень сложно
Поведенческие теории личности
Объектом изучения в этом подходе явился жизненный опыт человека как показатель его социального развития. Разработчики этой теории были уверены в том, что становление индивидуальности не может происходить в отрыве от окружающей действительности и без взаимодействия с другими людьми. Изучая личность, исследователи производят оценку ее коммуникативных навыков, поведенческих реакций, особенностей участия в совместной деятельности.
Разное поведение
Согласно философии этого подхода, человек является субъектом общественной жизни. Понятие личности как субъекта отношений в психологию ввел С.Л. Рубинштейн. Первоначальная поведенческая концепция становления персоны в дальнейшем разделилась на 2 школы:
- Бихевиористская школа, основоположниками которой стали Дж. Уотсон и Б. Скинер. Главной мыслью в концепции этого направления стало то, что внешняя среда применительно к поведению является определяющим фактором.
- Установочная школа, которую основали А. Бандура и Дж. Роттер. Эти ученые доказывали, что поведение человека объясняется его внутренними мотивами и установками. То, как человек общается, зависит от его восприятия ситуации и мотивов вступления в контакт с собеседником.
Когнитивные теории личности
Данное направление изучения персональной структуры основывается на объяснении действий и поступков человека с позиции познания. Многие исследователи уверены, что познавательный интерес определяет активность индивида, ведь занятие по интересам и профессию люди выбирают, руководствуясь своими предпочтениями и симпатиями к тому или иному виду деятельности.
Познавая мир, человек создает уникальные конструкты. В них отражаются интересы и склонности личности. Как правило, индивидуальными конструктами объясняется избирательность человека в общении: он легче сходится с тем партнером, чьи модели-конструкты схожи с его собственными.
Хорошие отношения с окружающими
Психология личности сформировалась как самостоятельная отрасль психологической науки, объектом изучения которой стали этапы становления личностных структур и особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Сегодня теоретические положения этой науки интересны не только профессиональным психологам, но и представителям других профессий. Это обусловлено тем, что человеку нужно уметь выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, независимо от того, в какой сфере экономической деятельности он трудится. Поэтому знание основ психологии личности будет полезным каждому для оптимизации социальных контактов и познания себя.
Социально-психологическая характеристика семьи
Главным институтом и ячейкой общества является семья, которая характеризуется главной социально-психологической особенностью – общением на 3 уровнях:
- Общение между супругами.
- Общение родителей с детьми.
- Общение супругов с родителями и друзьями друг друга.
Семья сначала зарождается в виде брака, потом рождаются дети, которые со временем уходят, оставляя «гнездо пустым». Это являются этапы развития семьи. А общение заключается в близости, душевности, возможности обсудить проблемы с другими членами семьи.
Семья выполняет следующие функции:
- Воспитание нового поколения и передача ему культурного опыта.
- Сохранение здоровья каждого члена, забота о ближнем.
- Финансовое обеспечение и поддержка тех, кто не может или еще пока не достиг возраста трудоспособности.
- Духовное развитие каждого члена.
- Развитие досуга, его обогащение.
- Определение социального статуса каждого члена.
- Психологическая защита и эмоциональная поддержка.
Характер и его классификация
Качества личности — что это такое в психологии, характеристика
Характер состоит из устойчивых черт, которые объясняют поведение и особенности деятельности человека. Типология характера человека проявляется в его работе, общении с людьми, почерке.
Проявление характера в общении
В психологии существует несколько научных подходов к пониманию характера:
- Конституционно-биологический подход. Основателем данной концепции является Э. Кречмер. Согласно его воззрениям, характер представляет собой совокупное сочетание особенностей телосложения и темперамента человека.
- Психоаналитический подход. Данную характерологическую теорию разработали мастера психоанализа З. Фрейд, К.Г. Юнг и А. Адлер. Проявления характера они объясняли наличием у человека бессознательных влечений.
- Идеологический подход. Автор данной концепции – Робек, который полагал, что характер формируется в результате того, что человек подчиняет свои желания установленным правилам и нормам общества. Кроме того, Робек полагал, что социальное положение личности во многом определяет его характерологические черты.
Занимаясь изучением структуры характера, Б.Г. Ананьев выделил в ней такие компоненты, как направленность личности, уровень развития коммуникативных навыков, привычки, особенности эмоционально-волевой сферы.
Н.Д. Левитов полагал, что характер образуется на основе отношения человека к обществу и другим людям, к самому себе и своей деятельности, вещам.
Сходство разных подходов усматривается в том, что все исследователи с уверенностью заявляли о том, что характер зависит от условий жизни человека и его темперамента. Основу характера составляют устойчивые черты, которые человек может принимать и осознавать, а может и отрицать или не осознавать.
Внимание! В отличие от типа темперамента, характер не является врожденным свойством личности, он формируется в процессе жизни
Основные сферы общественной жизни
Краткая характеристика сфер их особенности представлены ниже.
Духовная
Это сфера жизни, представленная нематериальными феноменами и явлениями: этика, культура, образование, эстетика, религия, наука, мораль, философия, искусство. Также сюда входит право.
Базовые процессы данной сферы: производство, аккумулирование и трансляция ценностей. Духовная сфера ориентирована на личностное духовное и нравственное развитие.
Важными категориями данной сферы являются:
- Духовные потребности, формирование которых происходит в ходе социализации индивида.
- Духовное производство представляет собой процесс духовного развития, результат которого – теории, идеи.
- Духовное потребление. Данное понятие выражает процесс удовлетворения духовных желаний, потребностей, потребления продуктов соответствующих областей. Человек посещает выставки, театральные постановки, научные лекции, что приносит ему удовлетворение, обогащает его новыми знаниями, помогает решить некоторые философские, морально-этические вопросы.
Политическая
Это сфера жизни, которая характеризует процесс управление социумом, специфику отношений между государством и человеком.
Политическая сфера может иметь внутренний и внешний аспект. Данная область определяет качество, уровень жизни каждого человека.
Так, политические изменения в России в 90-е гг. ХХ века, связанные с изменением государственного строя, режима, идеологии, повлекли радикальные изменения во всех областях жизнедеятельности.
В частности, вырос уровень преступности, ухудшилась демографическая ситуация, произошла резкая дифференциация общества.
Социальная
Это сфера жизни, образованная взаимодействием отдельных общностей. Характер социальной сферы определяет также качество жизни отдельного гражданина.
Пример: плохое качество медицинского обслуживания (отсутствие необходимого оборудования, неквалифицированные специалисты) в отдельных регионах или в сельской местности лишает человека возможности улучшить свое здоровье, продлить жизнь.
Позиция человека характеризуется ролью и статусом.
Экономическая
Это сфера общественной жизни, которая заключается в производстве, потреблении материальных благ (услуг, товаров), а также включает их обмен и перераспределение.
Компоненты данной области: процессы и силы (производительные).
Социальные институты в сферах общества
Каждая сфера общества представлена социальными институтами. Учреждения бывают разной направленности.
Следующая таблица содержит базовые элементы:
Сфера | Социальный институт |
Духовная | Театры, архивы, библиотеки, школа, вузы и пр. |
Политическая | Государство, правительство, политические партии |
Социальная | Здравоохранение, ЖКХ и пр. |
Экономическая | Банки, биржи, заводы, гостиницы и пр. |
Институт родства (семья, брак) также относится некоторыми учеными к духовной сфере. Государство во многих странах проводит активную политику по укреплению данного института.
Биологические особенности человека
Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.
Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:
-
наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);
-
усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;
-
особая структура мозга и строение черепа;
-
умение прямо стоять и ходить;
-
отсутствие плотного шерстяного покрова;
-
развитый речевой аппарат.
Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.
Явления в массах
Общество – это форма объединения людей. Соответственно, такое понятие, как массовидная психика, касается обсуждаемой темы напрямую. Из него вытекают и другие термины. Массовое сознание, например. Оно является одним из наиболее часто встречающихся. Или массовое настроение. Все мы хоть раз, да слышали эти понятия.
Вот, например, массовидные явления психики. Так называются определённые феномены, которые возникают, существуют и развиваются в довольно-таки больших социальных группах. Таковыми являются массовые настроения. Это – психические состояния, которые охватывают большое количество людей. Предпосылками их возникновения, обычно, являются события политического, социального, экономического и даже духовного характера. Естественно, чаще всего наиболее ярко проявляются отрицательные массовые настроения. Которые способны разрушить социально-политические системы, устоявшиеся в обществе и опостылевшие ему. Бурные события «девяностых» показали, насколько настроения могут быть влиятельными.
Социально-психологические качества личности
Свойства и качества личности в социально-психологическом плане в обществознании не имеют единого четкого определения. В научных работах психологов встречается несколько различных суждений на эту тему. Вот основные из них:
- Если трактовать термин «личность» как синоним слова «человек», то под качествами подразумевают характеристики. Если личность – составной элемент качеств, то черты человека определяются социальными свойствами.
- Иногда в понятие «социально-психологические черты» вкладывают противопоставление базовых и вторичных свойств (в ракурсе различий личностных и общепсихологических).
- Структуру индивидуума воспринимают как набор черт и свойств. Либо, наоборот, как конкретную систему, состоящую не из качеств, а других элементов.
Исходя из этого списка, понятно, что однозначно определить социально-психологические свойства личности сложно. Потому что, во-первых, нет конкретного перечня таких качеств и критериев их выделения. Во-вторых, имеются противоречия в соотношении способностей и свойств. Все эти аспекты требуют пристального внимания. Их суть еще долго будет изучаться социологами и психологами.
Соотношение биологического и социального
Человек является биологическим организмом, который появился в результате эволюции. В организме каждого человека происходят различные естественные процессы, которые в некоторой степени обуславливают его поведение.
Но с одной только биологической точки зрения оценивать человека невозможно, поскольку он одновременно является существом социальным.
Как продукт общества человек проходит процесс социализации, в результате которого происходит усвоение определенных норм, принципов поведения, правил, взглядов и т.д.
При этом во время социализации большое значение на усвоение всех этих принципов оказывают индивидуальные черты конкретного индивида, поскольку всю транслируемую обществом информацию он пропускает через призму собственного сознания.
Таким образом, заложенная на генетическом уровне информация отличает человека от других живых организмов и образует его биологическую природу. А получаемое в процессе социализации образование, воспитание формирует общественную составляющую.
Способности как индивидуально-психологические особенности личности
Определение 4
Способности – это индивидуально-психологические качества, которые выделяют одного человека от другого и имеющие отношение к эффективности выполнения деятельности.
Говоря о способностях, нужно иметь в виду следующее:
- это особенности, которые отличают одного человека от другого;
- способности служат эффективной реализации деятельности;
- для способностей свойственна возможность переноса выработанных навыков и умений в новую ситуацию.
Специальные способности – способности к установленным типам деятельности (способности в математике, музыке, педагогике и т.д.).
Общие способности – это способности к формированию специальных способностей.
Определение 5
Одаренность – это качественно специфическое соединение способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в исполнении той или иной деятельности.
Основу способностей составляют задатки.
Замечание 3
Задатки – это природные предпосылки, которые представляются обстоятельством формирования способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их формирования, но и в смысле того, что они в известных границах могут предопределять содержательную сторону и воздействовать на степень достижений.
Формирование способностей в существенной мере находится в зависимости от условий, которые дают возможность реализоваться задаткам.
Понятие и критерии социальной стратификации общества
Страта — это большая группа людей, которая отличается от других своим положением в социальной структуре общества.
Социальная стратификация — это отражение различий, которые есть между различными группами людей (классов и слоев) в определенном обществе.
Проще говоря, социальной стратификацией общества называют отношения между слоями общества, а также определенными социальными институтами.
Так как каждая социальная структура представляет из себя совокупность работающих социальных общностей, в ней можно выделить закономерные элементы.
Элементы социальной структуры общества:
- этническая (род, племя, народность, нация);
- демографическая (по возрасту и полу);
- поселенческая (городские жители, сельские жители);
- классовая (буржуазия, пролетариат, крестьяне);
- профессионально-образовательная.
Пять основных критериев социальной стратификации:
-
Доход — количество финансовых поступлений за определенный период (месяц, год).
-
Богатство — накопленные доходы.
-
Власть — способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать влияние на деятельность других людей с помощью авторитета, права, насилия и других методов.
-
Образование — знания, умения и навыки, которые освоены в процессе обучения.
-
Престиж — общественная оценка привлекательности, значимости профессии, должности, увлечений.
Выделяют три стратификационных уровня:
- высший — верхние слои находятся в более привилегированном положении, обладают ресурсами или возможностями получить вознаграждение, они значительно малочисленнее нижних;
- средний — бизнесмены, руководители, бюрократия и специалисты;
- низший — те, кто находится за чертой бедности, люмпены, маргиналы.
Факт
Залогом стабильности современного экономически развитого общества является преобладание представителей среднего класса.
Социальная стратификация существует в любом обществе. Давайте узнаем причины ее возникновения.
История развития
Изучением групп социальная психология занялась только в начале 20 века. До этого объектом изучения был индивид, а не общество. Углубленно рассматривали особенности восприятия, установки, межличностное взаимодействие, но не пытались оценивать человека как составляющую часть формирования.
Некоторые психологи полностью отрицали существование групп как объектов исследования. Такой подход в социальной психологии назвали персоналистским. Но параллельно с ним развивался другой способ изучения — социологический. Его сторонники утверждали, что нельзя полностью понять мотивы поведения человека, если изучать его только как индивид. Группа, как объединение людей, неизбежно оказывает на человека влияние и это нельзя игнорировать.
Изучение групповых процессов активнее развивалось в США. Под руководством К. Левина в лаборатории проводились исследования, изучающие динамику, типы лидерства, сплоченность и другие категории, определяющие поведение формирований.
Уже в середине 20 века персоналистская и социологическая психология объединили усилия. Это произошло под влиянием государственных структур, заинтересованных в появлении новых эффективных методов управления промышленными и военными организациями. Интерес к изучению различных формирований к концу 20 века только возрос. Сейчас методики исследований продолжают расширяться и совершенствоваться.
Социально-психологические особенности личности
Определение 1
Личность – это сознательный и активный человек, которые имеет возможность самостоятельно выбирать наиболее подходящий ему образ жизни.
Каждой личности присущи определенные качества (психологические и личностные), которые необходимо правильно понимать и учитывать при взаимодействии с человеком.
Основными свойствами личности являются:
- темперамент,
- направленность,
- способности,
- характер.
Личность каждого человека, как члена определенного социума, находится под влиянием сферы разнообразных взаимоотношений, складывающих в процессе деятельности человека, потребления им материальных благ и личностного развития. То есть, на процесс формирования личности человека оказывают непосредственное влияние политические, социальные, экономические и идеологические факторы.
Особо необходимо отметить влияние на психологию личности отношений между людьми в рамках определенной социальной группы, в условиях которых существует человек. Связано это с тем, что в процессе общения и взаимодействия происходит взаимное влияние одной личности на другую, в результате чего осуществляется формирование общности в социальных установках и взглядах, а так же иных отношений к труду, обществу, людям и своим качествам.
Находясь в группе, личность занимает определенный статус и завоевывает авторитет среди иных членов группы, занимает определенное социальное положение и в соответствии с ним играет роли.
Замечание 1
Таким образом, личность представляет собой не только объект определенных общественных взаимоотношений, но и является субъектом данных отношений, выступая в качестве активного связующего звена.
Процесс формирования и развития личности связан с разнообразными факторами, основными из которых являются:
- своеобразие и индивидуальность высшей нервной деятельности человека;
- анатомо-физиологические особенности человека;
- сфера деятельности человека;
- природно-географическая среда и общество, в условиях которой существует человек;
- микросреда и макросреда существования личности;
- общественно полезная деятельность, в условиях которой формируются и развиваются важнейшие качества личности человека;
Понятие
Человек не может существовать вне общества.
В этом его главное отличие от животных.
Социальная личность , это любой индивид, который входит в общественные группы, вступает в общественные отношения, является самостоятельным членом общества с определенными правами и обязанностями.
У каждого человека множество социальных личностей, поскольку его жизнь в обществе, как правило, достаточно многосторонняя. Один и тот же человек может восприниматься разными людьми из своего окружения по-разному с социальной точки зрения.
Например, та социальная личность, которую видят коллеги, может не иметь ничего общего со знакомой друзьям или родственникам личностью.
Социально-психологическая сторона любой личности включает комплекс специфических индивидуальных параметров. Каждая личность , это отдельный человек, с присущим ему набором социальных и психологических черт.
На формирование социально-психологического портрета индивида оказывает влияние множество факторов: анатомические особенности, свойства психики, ближайшее окружение, социальные группы, образование, сфера профессиональной деятельности, идеология, религия и т.д.
Каждый человек изначально представляет собой «,чистый лист»,, который в процессе социализации под влиянием вышеперечисленных факторов начинает формироваться в конкретную личность со своим индивидуальным набором психологических и социальных черт.
Понятие социальной мобильности
Как мы уже знаем, есть три основных стратификационных уровня: высший, средний и низший — и большое разнообразие социальных групп. Человек может переходить из одной группы в другую, при этом повышать или понижать свой социальный статус, либо из одной группы в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называют социальной мобильностью.
Социальная мобильность — изменение социального положения человека через переход из одной социальной группы в другую.
Виды социальной мобильности:
-
Коллективная — много людей меняют социальную группу из-за внешних обстоятельств. Пример: после изобретения электропоезда все кочегары сменили сферу деятельности.
-
Индивидуальная — человек переходит из одной группы в другую единолично. Пример: принц Карл вступил в наследство и стал королем.
-
Внутрипоколенная — изменение социального статуса человека в одном поколении. Пример: юноша был чистильщиком обуви, затем стал менеджером, а после — предпринимателем.
-
Межпоколенная — изменение социального статуса у разных поколений. Пример: дед был крестьянином, отец рабочим, а сын стал нефтяным магнатом.
-
Вертикальная — подъем по социальной лестнице. Пример: младший менеджер стал старшим менеджером.
-
Горизонтальная — перемещение внутри социальной группы. Пример: инженер переехал из России в Америку, но все еще работает инженером.
Рассмотрим в таблице, что значит социальная мобильность для отдельного человека и для общества в целом.
Позитивное значение | Отрицательные последствия |
Для человека | |
|
|
Для общества в целом | |
|
|
Понятие
Человек не может существовать вне общества.
В этом его главное отличие от животных.
Социальная личность — это любой индивид, который входит в общественные группы, вступает в общественные отношения, является самостоятельным членом общества с определенными правами и обязанностями.
У каждого человека множество социальных личностей, поскольку его жизнь в обществе, как правило, достаточно многосторонняя. Один и тот же человек может восприниматься разными людьми из своего окружения по-разному с социальной точки зрения.
Например, та социальная личность, которую видят коллеги, может не иметь ничего общего со знакомой друзьям или родственникам личностью.
Социально-психологическая сторона любой личности включает комплекс специфических индивидуальных параметров. Каждая личность — это отдельный человек, с присущим ему набором социальных и психологических черт.
На формирование социально-психологического портрета индивида оказывает влияние множество факторов: анатомические особенности, свойства психики, ближайшее окружение, социальные группы, образование, сфера профессиональной деятельности, идеология, религия и т.д.
Каждый человек изначально представляет собой «чистый лист», который в процессе социализации под влиянием вышеперечисленных факторов начинает формироваться в конкретную личность со своим индивидуальным набором психологических и социальных черт.
Проблемы социальной сферы
Главная проблема общества — неравенство доходов населения страны.
В современном мире используют два пути решения этой проблемы:
-
предоставление равных возможностей каждому члену общества для обустройства своей жизни;
-
предоставление определенных благ для создания достойной жизни гражданам страны. При этом успех зависит от личных усилий отдельного гражданина.
Кроме того, можно отметить еще одну проблему — достижение равноправия мужчин и женщин. При этом на женщин ложится двойная нагрузка: работа на предприятии и работа по дому. В результате происходит ослабление семейного уклада, сокращается рождаемость, отсутствует должный контроль родителей за поведением детей.
Воля
Воля – это способность человека сознательно регулировать свое поведение, деятельность. Наличие воли предполагает преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к цели. Воля формируется к 5-6 годам. До этого момента у ребенка есть только непроизвольная активность. Но постепенно ребенок учится структурировать свои мотивы и желания, преодолевать трудности, анализировать свои мысли и действия.
Воля проявляется в таких чертах характера как настойчивость, решительность, целеустремленность, самостоятельность, смелость, выдержка, исполнительность, дисциплинированность. Наличие этих качеств заметно на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне.
Эта тема закрыта для публикации ответов.