Теории личности

Алан-э-Дейл       07.06.2022 г.

Оглавление

Диспозиционные теории личности

Диспозициональная теория личности Гордона Олпорта

Основа диспозиционной теории по Олпорту лежит в спектре двух основных идей. Первая заключается в наделении людей максимальным набором всевозможных предрасположенностей, в соответствии с которыми они реагируют на те или иные изменения в окружающей обстановке. Вторая идея – это утверждение в том, что нет в мире двух людей, которые могли бы в точности быть похожи один на другого. Каждому индивиду свойственны свои, персональные черты личности.

Рэймонд Кеттел: структурная теория личности

Данный специалист предложил иное, нежели Олпорт, направление изучения черт личности. Был применен статистический метод, получивший известность под названием «факторный анализ». Его сторонники полагают, что все основополагающие аспекты личности являются общими для всех людей. Это универсальный набор, на основе которого формируется в дальнейшем структура.

В результате проведенных Кеттелом исследований были изучены и раскрыты многие основные черты личности и сделан следующий вывод:

Личность – это не что иное, как способ подсказать поведение человека в конкретной ситуации.

Ганс Айзенк: теория типов личности

Данная теория базируется на трех суперчертах, которые получили название типов. Иерархическая организация предусматривает формирование следующей структуры:

  • общий уровень – это типы;
  • чуть выше – черты;
  • ниже расположены привычные реакции;
  • в самом низу находятся специфические реакции.

Школа Павлова.

Учение об условных рефлексах – временная связь внешнего агента с деятельностью организма. Безусловные рефлексы осуществляются при любых условиях. Сигнальные системы. 1-я сигнальная система – раздражение на внешних рецепторах и на больших полушариях, общая у людей и животных; 2-ю сигнальную систему составляет слово.

Законы ВНД: закон иррациации, закон концентрации. Исследовал экспериментальные неврозы. Орбели Л.Д. учение о 2-й сигнальной системе, проблема труда и вдохновения. Анохин П.К. теория функциональных систем, универсальная модель мозга (афферентный синтез), биология и нейрофизиология условного рефлекса. Ломов Б.Ф. специальные разработки инстинктивной психологии, психология труда, психофизика, мат. психология. Давыдов В.В. явление интериоризации.

Задачи теорий личности

В рамках отечественных исследований в сфере психологической науки главное значение в объяснении личности принадлежит деятельностному подходу. Его основой выступает подтип предметной деятельности, разработанный Карлом Марксом.

В качестве принципа, который объясняет психические процессы, категорию деятельность используют в процессе анализа различных областей психической действительности. В рамках конкретной деятельности индивида, включая ее порождение, объективное выражение нашли не только психические явления и субъективное сознание индивида, но и общественное сознание.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Теории личности в отечественной психологии 420 ₽ Реферат Теории личности в отечественной психологии 260 ₽ Контрольная работа Теории личности в отечественной психологии 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В отечественной психологии теории личности объединяются с помощью главной задачи. Она состоит в анализе и исследовании зависимости составляющих элементов сознания, а также характеристик раздражителей, которые их вызывают. Позже данная двухэлементная схема находит свое отражение через формулу «стимул = реакции» (S-R). В целом ее нельзя считать верной, так как она исключила содержательный процесс, который осуществляет реальные связи человека и предметной среды.

Самые известные концепции личности в отечественной психологии включают научные изыскания сторонников учений Выготского Л. (в частности, Божович Л. и Леонтьева А.).

Теории личности в психологии

В психологии под личностью понимается индивид, который имеет социальную роль и индивидуальность. Изначально человек рождается индивидом. У него есть генетически заложенные программы, которые направлены на формирование определенных характеристик и особенностей человека. К примеру, строение ног и позвоночника позволяет человеку прямо ходить, строение мозга – интеллектуально мыслить, конфигурация рук способствует возможности носить различные предметы.

Однако в отличие от детеныша животного, ребенок относится к роду человеческого. Он имеет определенную структуру тела, предрасположенности, программы и пр. Его пока ничто не отделяет от остальных детей, которые тоже не имеют ни характера, ни социального статуса, ни повадок и пр.

В процессе своего роста и взросления человек сталкивается с различными ситуациями, внедряется в социальную жизнь, приобретает знания и опыт, обучается навыкам и правилам. Все это формирует у него конкретный набор качеств, навыков, опыта, взглядов, повадок, поведения и пр. Индивид постепенно становится личностью.

Однако в психологии не существует единого мнения о том, что такое личность и как она формируется, поэтому существует множество теорий:

  • Психодинамическая, в основе чего лежат врожденные инстинкты.
  • Диспозициональная, в основе чего лежит теория о том, что человек рождается с предрасположенностью реакций на определенные ситуации. То есть человек рождается с постоянными взглядами, поведением и эмоциями.
  • Феноменологическая, в основе чего лежит позитивная настроенность человека с целью самореализации.
  • Когнитивная, в основе которой лежит влияние познавательной функции и интеллектуального развития.
  • Теория научения (или поведенческая), которая говорит о том, что личность развивается в зависимости от жизненного опыта. Личность развивается в зависимости от той среды, в которой она растет.
  • Аналитическая (основанная Юнгом), которая утверждает, что человек базирует свою личность на врожденных качествах, так называемых архетипах.

Отдельно теории личности рассматривались психологами. Каждый пытался выделить этапы формирования личности, на что в основном было устремлено все учение. Так, Божович выделял этапы становления личности и определял данным термином человека, который достиг определенного психологического развития.

А. Леонтьев называл личностью продукт социального воздействия, которая проявляет себя через деятельность. Взаимодействуя с предметами, людьми, явлениями, человек демонстрирует свою личность.

Части книги, написанные учениками Юнга. Финал работы и жизни великого психоаналитика

Джозеф Л. Хендерсон рассказывает о древних мифах в жизни современного человека, архетипе Героя и битве его с чудовищем, Красавице и Чудовище, Аниме и Анимусе, Трикстере и Тени, архетипе Посвящения, Дионисийском культе и образе прекрасного юноши, молодого бога, который приносится в жертву, а также о христианских традициях европейского общества, которые соблюдают порой даже неверующие люди — именно потому, что они приближают к этому извечному мифу, общему для всего человечества. Смерть и возрождение, трансцендентность и Самость, вечный круговорот жизни и смерти в природе — этот образ, вероятно, был более всего навеян настроениями и фантазиями Юнга, который в те дни осмысливал свою жизнь и уже готовился к своему уходу.

Далее Аниэлла Яффе ведет повествование о символах в изобразительном искусстве, об известных снах, ставших бессмертными религиозными сюжетами, и о символе круга или Мандалы, о секретной душе вещей и уходе от реальности, проникновении в форму и цвет. Эта часть требует наиболее вдумчивого чтения и наполнена глубокими смыслами, перетекающими друг в друга, а также позволяет читателю дать волю воображению.

Следующая часть написана Иолантой Якоби и рассказывает об индивидуальной символике пациента. Подробно описывается случай из практики: сны пациента, его стремления и символы его подсознания, его прогресс на протяжении многих сеансов. Эта часть имеет наибольшее практическое значение для тех, кто хочет заниматься юнгианским психоанализом или самоанализом.

Заключение написано Марией-Луизой фон Франц и резюмирует смысл работы Юнга, значение подсознания для науки, а также проводит параллели между такими, казалось бы, далекими друг от друга науками, как психология и физика. Предпосылкой к этому, по всей видимости, является сотрудничество Юнга в последние годы жизни с физиком Вольфгангом Паули, в результате чего оба убедились, что и физика, и психология являются лишь разными подходами к одной и той же скрытой реальности, что не может быть постигнута лишь одной из них, а только обоими совместно с разных сторон, дополняющими друг друга.

Едва закончив книгу и отдав последние указания ученикам, Карл Густав Юнг заболел и спустя некоторое время скончался в своем доме в Кюснахте в возрасте 86 лет. Это было через 6 лет после смерти его жены Эммы, которую он очень сильно любил и с которой прожил вместе 53 года. Жена Юнга до конца жизни занималась психотерапией по его методу, будучи всецело верной идеям своего супруга. После смерти Юнга через некоторое время молния попала в дерево во дворе его дома, под которым он так любил сидеть, и сожгла его дотла. Многие восприняли это, как яркий привет из небытия, то самое физическое явление, вызванное духовными причинами и имеющее глубокий символический смысл, подобные которому он описал в своей последней работе.

Список использованной литературы:

1. Юнг К.Г., Франц М.Л., Хендерсон Дж. «Человек и его символы». – 1964 г.2. Юнг К. Г. Liber Novus. Красная Книга. – Samizdat3. «Карл Густав Юнг. Жизнеописание, мировоззрение, цитаты за 60 минут». – «Вектор», 2006 г.4. Юнг К.Г. «Воспоминания, сновидения, размышления». Пер. Аниэлла Яффе. – М. «Харвест», 2003 г.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Психология личности человека

Проблема личности – одна из центральных в психологии. Личностью (от лат. persona – маска актера; роль, положение; лицо, личность)в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности, общении и характеризующее уровень представленности общественных отношений в индивиде. Взаимоотношение между индивидом, как продуктом антропогенеза (происхождение и развитие всех видов и подвидов рода Человек (Homo) в генетическом, психическом и социокультурном отношении), личностью, усвоившей общественно-исторический опыт и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Важнейшие характеристики личности:

Личность – категория общественно-историческая

Главным в характеристике личности является ее общественная сущность и социальные функции. Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется и проявляет себя как личность. Личность – объект исследования только общественных наук – истории, философии, социологии, этики, эстетики, психологии, педагогики и т. д.

Личность – не пассивный продукт социальных и других обстоятельств

Важнейшей характеристикой личности является активность. Под активностью личности понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, творчестве. Наиболее общая характеристика активности личности – активная жизненная позиция, выражающаяся в ее идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.

Устойчивость свойств личности

При всей изменчивости психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации.

Единство личности

Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности.

Гуманистические теории: личность и человеческий потенциал

Гуманистическая психология, разработанная в середине 20-го века такими фигурами, как Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, сфокусировала внимание на людях и их положительных качествах, включая их стремление к полной реализации своего потенциала. Маслоу известен своей иерархией потребностей, в которой основные потребности, такие как питание и безопасность, идут снизу, а самоактуализация — вверху. Он утверждал, что люди, которые достигают самоактуализации — активируют свой воспринимаемый ими человеческий потенциал, демонстрируют то, что он назвал «синдромом когерентной личности». Роджерс представил здоровую личность как результат соответствия между воспринимаемым человеком и тем, кем он должен быть

Маслоу известен своей иерархией потребностей, в которой основные потребности, такие как питание и безопасность, идут снизу, а самоактуализация — вверху. Он утверждал, что люди, которые достигают самоактуализации — активируют свой воспринимаемый ими человеческий потенциал, демонстрируют то, что он назвал «синдромом когерентной личности». Роджерс представил здоровую личность как результат соответствия между воспринимаемым человеком и тем, кем он должен быть.

Какие черты характера, по мнению Маслоу, есть у самоактуализаторов?

Среди других характеристик Маслоу предположил, что самореализовавшиеся люди склонны быть творческими, сострадательными, реалистичными и склонными помогать другим. По его словам, самоактуализация — относительно редкое достижение: он привел в пример таких людей, как Линкольн и Эйнштейн, исторические личности.

Какие еще перспективы связаны с гуманистической психологией?

Идеи гуманистических психологов имеют сходство с идеями экзистенциальных психологов (таких как Виктор Франкл) — теоретики в обеих областях разделяют интерес к способности людей формировать свою собственную жизнь. Гуманистическая психология также помогла вдохновить позитивных психологов, которые стремились сосредоточить внимание на сильных сторонах и достоинствах людей

Бихевиористическая теория личности

Основной идеей бихевиоризма является рассмотрение поведения человека как процесса адаптации простейшего живого существа к окружающему его миру. С точки зрения данной теории – поведение человека – это просто система реакций на поступающий внешний раздражитель.

Основными задачами в исследованиях личности в данной теории являлись:

  • выявление и описание различных типов реакций человека на воздействие окружающей среды;
  • исследование процесса образования данных реакций;
  • предсказание поведения человека, его реакций и определение стимула, вызвавшего данную реакцию.

Замечание 1

Согласно взглядам исследователей, придерживающихся данной теории, главным процессом в развитии личности является механическое научение, не требующее активности человека и его волевых усилий.

Психодинамическая и аналитическая теории личности

Психодинамическая теория личности – это теория личности, разработанная З. Фредом, согласно которой основным источником развития личности человека выступают его врожденные биологические факторы (инстинкты, либидо).

В соответствии с теорий личности З. Фрейда выделяют три основные концептуальные блока, являющиеся ведущими инстанциями личности:

  • ИД («Оно») – основа структуры личности, состоит из совокупности бессознательных побуждения (агрессивных и сексуальных).
  • ЭГО («Я») – представляет собой совокупность исполнительных и познавательных функций психики, которые осознаваемы человеком и состоят из его познаний об окружающем мире.
  • СУПЕРЭГО («сверх-Я») – структура, включающая в себя разнообразные социальные установки, нормы и ценности того социума, в условиях которого проживает человек.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Классификация современных теорий личности 460 руб.
  • Реферат Классификация современных теорий личности 260 руб.
  • Контрольная работа Классификация современных теорий личности 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Аналитическая теория личности – это теория личности, разработанная К. Юнгом, который считал, что основным источником развития личности выступают ее врожденные психологические факторы.

В соответствии с данной теорией, каждый человек наследует от своих родителей первичные идеи, которые называются «архетипами». Смыслом жизни человека, является наполнение «архетипов» определенным содержанием.

Основные концептуальные блоки (сферы личности) в соответствии с аналитической теорией личности:

  1. Индивидуальное бессознательное – совокупность личных чувств и мыслей, эмоционально окрашенных сознанием человека.
  2. Коллективное бессознательное – это совокупность всего культурного и исторического опыта, накопленного человечеством за время существования.
  3. Индивидуальное сознательное – структура, которая выступает в качестве основы сознательной деятельности и самосознания личности.

Грузинская школа. Узнадзе.

Узнадзе, теория установки, основатель тбилисского университета. Концепция личности Узнадзе строится на понятии (установки”, которую он считал гл. психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллект., моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации.

В зависимости от способности человека к объективации Узнадзе описывает три типа личностей:

  1. динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей;
  2. статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий;
  3. вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.

Одной из важнейших характеристик личности в Теории установки является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности Период подготовки цели делится на две ступени:

  1. выбор, который признается интеллектуальным актом и осуществляется на основе личностных ценностей поведения для данного субъекта ;
  2. мотивация, признаваемая волютивным процессом. Волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностным ценностям, но и объективной необходимости.

Когнитивная теория

Когнитивная теория личности и познания, разработанная американским психологом Джорджем Келли в 50-х годах, занимается психологическими причинами действий. Келли предположил, что о людях можно судить психологически по полюсам сходства-несходства, которые он назвал личными конструктами.

Главный постулат теории состоит в том, что уникальные психологические процессы человека определяются тем, как он предвидит события. Келли считал, что ожидание и предсказание являются основными факторами, влияющими на наш разум. Люди строят теории о других людях, чтобы иметь возможность лучше предсказывать их действия. Этому же может научить курс Викиум «Профайлинг».

38.4. Основания для классификации современных теорий личности

Опорные слова к вопросу №38 — здесь

В конце 30-х годов нашего века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных подходов и теорий личности. Воспользуемся для краткого их рассмотрения рисунком:

Если подходить к определению современных теорий личности формально, то в соответствии с этим рисунком существует, по меньшей мере, 48 их вариантов, и каждый из них может быть оценен, в свою очередь, по пяти приведённым на рисунке параметрам.

К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических или внутренних, субъективных характеристик.

Если воспользоваться для символического представления типов теорий формулой, предложенной Куртом Левином,

В = F(P,E),

где В — поведение; F — знак функциональной зависимости; Р — внутренние субъективно-психологические свойства личности; Е — социальное окружение, то психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом:

В = F (P).

Это значит, что поведение здесь фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида как личности и полностью объясняется только на их основе.

Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности

В = F (E).

Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Их смысловым выражением является полная левиновская формула:

В = F (Р, Е).

Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов.

К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.

Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.

Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т. е. от младенчества до ранней юности. Есть теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Наконец, существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что в них обращено преимущественно внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или её внешние проявления, например, поведение и поступки

Далее воспользуемся данной классификацией, чтобы подробнее рассмотреть ряд наиболее известных за рубежом и у нас в стране теорий личности.

Грузинская школа. Узнадзе.

Узнадзе, теория установки, основатель тбилисского университета. Концепция личности Узнадзе строится на понятии (установки», которую он считал гл. психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллект., моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации.

В зависимости от способности человека к объективации Узнадзе описывает три типа личностей:

  1. динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей;
  2. статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий;
  3. вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.

Одной из важнейших характеристик личности в Теории установки является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности Период подготовки цели делится на две ступени:

  1. выбор, который признается интеллектуальным актом и осуществляется на основе личностных ценностей поведения для данного субъекта ;
  2. мотивация, признаваемая волютивным процессом. Волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностным ценностям, но и объективной необходимости.

Итог

Человек изначально рождается индивидом.  Однако какой личностью он станет, будет известно в будущем. На становление человека будет влиять множество факторов, начиная от генетической предрасположенности и кончая социальным влиянием. Ситуации, в которые человек будет попадать, выводы, которые он субъективно будет делать, также будут влиять на формирование личности.

Личность по мере жизни постоянно меняется. Можно изменять свои взгляды, убеждения и даже качества характера. Отдельные аспекты никогда не будет возможно изменить, что будет формировать новую личность, нежели которой человек был ранее.

https://youtube.com/watch?v=LIyAL5Bagqc

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.