Совесть

Алан-э-Дейл       10.11.2022 г.

Проблема совести в литературных произведениях

В литературных произведениях часто поднимается такая проблема, поскольку авторы очень любят рассуждать о ней. Достаточно вспомнить романы, повести и рассказы великих авторов, как тут же найдется парочка примеров для рассуждения.

Так, в романе Война и мир Николай Ростов проигрывает астрономическую сумму денег Долохову, хотя обещал своему отцу, что больше никогда не будет играть за карточным столом, поскольку семья испытывает серьезные финансовые трудности.

Вначале Николай не чувствует свою вину, но затем, понимая, что отец не оставит в беде, слезно дает себе и ему слово, что больше так не поступит.

В повести В. Быкова Сотников главный герой перед казнью фашистами вспоминает слезно эпизод из детства, где однажды берет пистолет отца и он выстреливает дома. Мама, прибежавшая в комнату, поняла, что случилось и говорит сыну, чтобы тот все рассказал отцу.

Герой убеждает отца, что он сам додумался рассказать ему о случившемся. Но это была ложь, которая терзала всю жизнь. Тогда он поклялся себе больше никому и никогда не врать. Такой небольшой эпизод из детства сделал из Сотникова совестливым человеком.

Кроме перечисленных есть и другие, не менее яркие примеры из литературы. Перечислим их далее.

Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”

Роман Федора Михайловича самый яркий пример совести из книги и всей русской литературы в целом.

Главный герой Родион Раскольников, считая себя не тварью дрожащей, а тем, кто имеет право, убивает алчную старушку, которая приносит окружающим горе.

Но затем он осознает, что, убив ее, он убил и себя тоже, преступив через закон и мораль. В результате он долго мучается и решает сознаться в убийстве, раскрывая свою бессовестность.

А. С. Пушкин Капитанская дочка

В романе главные герои Пугачев и Гринев встречаются во время бури у постоялого двора.

Гринев проявляет милосердие перед незнакомым человеком, видит, что человеку холодно и он нуждается в деньгах.

Он отдает свой тулуп и пару монет, чтобы тот не умер.

Позднее, когда Гринева заключат под стражу, Пугачев вспомнит поступок и освободит Гринева от казни.

В. Астафьев Конь с розовой гривой

У В. Астафьева есть рассказ Конь с розовой гривой.

В нем мальчик Витя поступает плохо, воруя у своей бабушки клубнику для соседских ребятишек, а вместо нее кладет в корзинку траву, чтобы бабушка не заметила.

Позднее он не спит ночью и решается признаться бабушке в своем поступке, тем самым раскаиваясь перед ней. За это она ему дарит пряник в виде коня, вознаграждая проявление голоса совести.

Н. Гоголь Мертвые души

Антиподом совести в романе Николая Васильевича является Чичиков. Главный герой не испытывает угрызения и нечестно обманывает людей, наживаясь на их бедах. Все действия говорят о том, что он низкий человек.

М. А. Булгаков Мастер и Маргарита

В романе Булгакова есть мифический эпизод, обращенный к показу истинных нравственных ценностей: миф о Понтии Пилате и Иешуа.

Пилат является римским чиновником и должен покарать Иешуа.

Он знает, что Иешуа ни в чем не виноват, но не может отпустить пленника, поскольку тогда он лишится своих чинов и работы.

В итоге, Иешуа казнят. После этого Пилат мучается. В конце он осознает свою вину и раскаивается, освобождая свое сердце и душу от угрызений.

М. Е. Салтыков-Щедрин Пропала совесть

В романе известного писателя-сатирика обостренная совесть олицетворяется. Она ходит к каждому в гости и просит разрешения остаться. Но каждый житель большого города не желает ее брать себе и отвергает ее.

Тогда последнего странника она просит найти маленького ребенка, чтобы в нем раствориться. Так и случилось.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Главный герой в романе Михаила Юрьевича является страдающим эгоистом. Его мучают терзания, а он доказывает себе, что это только скука. В итоге, это чувство зарождается в душе и борется с пороком, постепенно становясь мерилом нравственности.

Что такое совесть на примере литературных героев

В известных литературных произведениях очень часто затрагивается тема совести. Знакомство с жизнью литературных героев дает возможность осознать собственные ошибки и принимать правильные решения в дальнейшем.

  • В произведении Пушкина «Капитанская дочка» читателю представлен главный герой Петр Гринев. В его душе происходят противоречивая борьба. Его постоянно терзает совесть за совершенные поступки. Для Петра близки законы чести, сердце велит относится ко всем людям с полным равноправием.
  • В определенный момент в поведении Гринева начинают проскакивать барские замашки. Попадая в жизненную переделку, на помощь ему приходит обычный казак. Петр щедро благодарит его и еще раз убеждается, что мы все равны перед Богом.
  • В другом эпизоде Гринев оскорбляет своего слугу, за высказанную вслух точку зрения. И тут же теряет покой из-за собственного высокомерия. Чувство совести помогает осознать свою ошибку и побуждает попросить прощения.
  • В произведении Карамзина «Бедная Лиза» у главного героя Эраста чувство вины и совести отбирает покой до конца его жизни. Эраст принимается решение жениться по расчету на богатой вдове. Своим поступком он перечеркивает отношения с возлюбленной крестьянкой Лизой. Девушка не может смириться с подобным предательством и кончает жизнь самоубийством. Эраст осознает свою ошибку, но воскресить возлюбленную не в силах. Угрызения совести превращают жизнь Эраста в жалкое существование.


Бедная Лиза

  • В повести Булгакова «Собачье сердце» можно наглядно увидеть насколько важную роль играет чувство совести в жизни человека. Главный герой Филипп Филиппович с помощью оперативного вмешательства создает человека с собачьим сердцем. Шариков получает новую жизнь с полным отсутствием хороших человеческих качеств. Отсутствие совести делает его поведение бесцеремонным. Шариков поступает как тупое животное.
  • На примере этого произведения, можно сделать вывод, что цивилизованное общество должно жить по совести, иначе мы превратимся в стадо животных.
  • В произведении В. Г. Короленко «Дети подземелья» совесть помогает разрешить конфликт между отцом и сыном. Мальчик без спроса выносит из дому игрушку, и состоятельный отец обвиняет своего сына в воровстве. Неожиданно всплывает новое обстоятельство. Оказывается, что это игрушка послужила утешением для больного ребенка, которого уже нет в живых. У отца просыпается совесть. Он признает свою вину и просит прощения у сына.


Дети подземелья

Тема совести затрагивается в мультфильмах и сказках. На примере мультяшных героев дети учатся правильным поступкам, анализируют собственное поведение. Мир состоит из людей. Чем больше людей будет дружить с совестью, тем меньше будет слез и обид

Важно понимать, что жить по совести, не значит жертвовать собственными интересами ради других

Популярные сочинения

  • Сочинение Мой папочка Мой папа любит мою маму и меня больше всех на свете. Мама выбрала моего папу за то, что он красивый, умный, трудолюбивый, ласковый, внимательный, не жадный. Папе не жалко маме денег. Она его даже об этом и не упрашивает.
  • Сочинение Герои рассказа Куст сирени Произведение является рассказом, основной тематикой которого представляется настоящая любовь и вера в любимого человека.
  • Анализ произведения Война и мир Толстого Изначально произведение задумывается автором в виде повести, рассказывающей о судьбе декабриста, пережившего сибирскую ссылку. Однако в процессе работы над романом его концепция

Что такое совесть?

Совесть – это чувство, которое хоть раз в жизни испытывал каждый. Совесть – это ощущения, которые может испытывать только человек. Это чувство, которое защищает нас от совершения злых поступков, предотвращает плохое поведение по отношению к окружающим.

Иногда бывает трудно удержаться и сохранять спокойствие при сильном стрессе или в накаленной обстановке. В такой ситуации мы можем грубо ответить или нахамить кому-то. То же самое происходит, когда рушатся важные планы. Но успокоившись, человек понимает, что вел себя слишком эмоционально, и окружающие ни в чем не виноваты. Тогда наша совесть просыпается и заставляет извиниться перед людьми, попавшимся под горячую руку.

У взрослых и ответственных людей чувство совести выражено сильнее, чем у детей. Взрослый человек понимает степень своей ответственности и заранее просчитывает последствия своих поступков. Но и ребенку можно и нужно объяснять, что совесть – важная составляющая взросления и развития личности.

Совесть регулирует поведение человека. Она помогает взаимодействовать в отношении с другими людьми. Мы не можем пройти мимо чужой беды именно благодаря совести и эмпатии. Очень часто человек может спасти и принести домой бездомного котенка или щенка, даже если он совершенно равнодушен к животным. Именно совесть не позволит пройти мимо друзей наших меньших, оказавшись в беде.

Но с этим чувством то же нужно уметь справляться. Плохо совсем не иметь совести, но и слишком совестливым людям тяжело живется. Они боятся отказать кому-то в малейшей просьбе, боясь, что человек обидится, и их потом будет мучить совесть. Во всем важен баланс, поэтому такое чувство, как совесть, должно быть развито у каждого человека.

Функции совести

Оказывается совесть человека призвана быть не только голосом и проводником божественной воли, но и источником новых знаний для приобретения необходимых навыков и умений, что открывает перед человеком совершенно немыслимые возможности для его одновременного развития на разных уровнях бытия.

На самом деле нет ничего плохого в том, если человек научится воспринимать себя как самостоятельную и абсолютно уникальную личность, а также овладеть способностью гармоничного взаимодействия и осознанного развития всех ее начал.

К тому же осознанный выбор в пользу собственного духовного начала позволит ему раз и навсегда решить извечный вопрос смысла жизни и за счет этого получить все необходимые ресурсы для жизни наполненной радостью и счастьем.

Законодательная совесть

Так, по мере взросления человека и обретения им нового опыта в познании окружающего мира постепенно расширяются и углубляются его знания в вопросе о добре и зле, исходя из новых представлений о том, что такое хорошо, а что такое плохо лично для него.

Соответственно увеличивается общий суммарный потенциал его возможностей и способностей, что в свою очередь увеличивает степень его ответственности за любые совершенные поступки и действия.

Если, к примеру, в первые годы своей жизни ребенок чаще всего питается коровьим молоком и ни о чем больше не думает, то впоследствии обязательно переходит на более твердую пищу и учится отвечать за все свои поступки.


Источник совести человека

Мерилом наших действий в этом случае выступает так называемая законодательная совесть, так как взвешивает наши слова, поступки и действия. Другими словами, она выступает в роли масштаба для измерения наших действий.

А поскольку масштаб представляет собой некое соотношение между величинами, то получается что законодательная совесть определяет насколько наши фактические поступки соответствуют тем, которые мы считаем для себя приемлемыми и допустимыми.

У каждого человека существуют свои внутренние правила и принципы, некий индивидуальный кодекс чести, нарушить которые он ни при каких условиях не может или не хочет. Такое проявление совести в человеке обусловлено ее законодательной функцией.

Именно такое свойство совести помогает человеку определять для себя рамки приличия и не переступать дозволенную красную черту, чтобы оставаться в чужих и своих собственных глазах человеком, достойным всяческого признания и уважения.

Судящая или наказующая совесть


Что делает совесть

Насколько это удается человеку на протяжении определенных этапов его жизни подскажет его судящая или наказующая совесть, которая представляет собой результат измерения наших поступков и действий.

Благодаря этой функции происходит ревизия личного кодекса чести на предмет его соответствия общепринятым нормам морали и нравственности и дается соответствующая оценка полученным результатам.

Если противоречий не возникает, то совесть погружается в состояние умиротворенного покоя и утешается осознанием истинности совершенного выбора. Но когда несоответствие найдено, то мучительная тревога и беспокойство нарастают до тех пор, пока такое положение дел не будет устранено.

Именно по этой причине говорят о муках или угрызениях совести, так как нет, на самом деле, страшнее суда, чем суд собственной совести. Если телесное наказание за совершенный проступок носит временный характер, то судящая совесть всегда будет напоминать о совершенном злодеянии.

Мучающая совесть

Определений у данного слова масса, и среди этих определений есть одно устойчивое – мучающая и грызущая. Что делать человеку, которого мучает совесть? В первую очередь, порадоваться за себя. Это означает, что вы ясно видите проблему и знаете, что делали и почему потеряли душевный покой.

Иногда нужны откровенные беседы о проблеме. Например, родители, сестры и братья, близкие друзья, супруги – это люди, которые должны принимать вас любым, а значит, выслушают, если вас замучила собственная совесть.

Не старайтесь заглушать такие чувства или определять как-то по-другому, списывая на усталость или нервозность. Если вам достанет чести признаться в содеянном самому себе, жить станет значительно проще.

Мучивший поступок не всегда является равноценным тем ощущениям, которые испытывает совершивший. Например, некоторые сильно преувеличивают содеянное – такая ситуация хорошо описана в короткой повести Антона Чехова «Смерть чиновника». Человек может просто довести себя до истерики, когда для этого нет объективных поводов.

Самым действенным все же остается диалог с обиженным человеком. Помните, что откровенное извинение не является унижением или ущемлением гордости, а показывает вас, как человека высоконравственного и воспитанного, могущего ответить за свои слова и поступки.

Совесть, как психологическая проблема

Рассматриваемый термин считается этической категорией, но исследуется различными науками: философией, социологией, психологией. У последней к ней интерес возрастает, когда качество личности совесть преобразуется в психологическую проблему.

Так, например, швейцарский психиатр К. Г. Юнг относил анализируемую категорию к способности личности оценивать критически с позиции нравственности деяния и мысли. Он утверждал, что это осознанное следование духовной системе ценностей. Данное понятие также характеризуется наличием связи с самосознанием личности и волевой саморегуляцией.

Совесть условно можно подразделить на два яруса: субъективные ценностные суждения и объективно существующие. Муки совести появляются, когда задеваются субъективные ценности. Проще говоря то, что индивид соотносит с собственной персоной, что плохо для него и хорошо. Если нарушены объективные ценности, когда безнравственно поступает другой субъект, то сам индивид может ощущать разочарование, сожаление, может злиться, но мучиться чувством вины не будет.

Совесть выражается в различных формах: как дополнение рефлексии, в сновидениях, в качестве аффективной реакции в ходе протекания процессов психики (например, ощущение страха, возникающее, когда ситуация вступает в конфронтацию с ценностями индивида).

Глас совести может не всегда осознаваться самой личностью. Внутренний ревизор нередко вещает в сновидениях или проявляется беспокойством, тревогой, страхом, чувством вины. При этом систематические расхождения с совестью, намеренное или неосознанное пренебрежение её намёками приводит к отклонениям психосоматического характера и неврозам.

Итак, на вопрос: «что такое совесть» психология отвечает, что это личностное качество, имеющее связь с субъективным пониманием индивида собственного долга, морально-нравственных норм и ответственности перед социумом и отдельными человеческими субъектами. Совесть является продуктом социального в индивиде. Животные лишены такого качества.

Таким образом, муки совести представляют собой недовольство личности собственной персоной, разочарование в себе, ощущение вины, страх. Они являются ответной реакцией на деяния, противоречащие внутренним нравственным устоям личности.

Анализируемое качество становится психологической проблемой, когда оно трансформируется в чувство вины. Постоянные муки совести понижают самооценку, отнимают у человека самоуважение, нередко даже вгоняют в депрессию.

Совесть является частью души. Когда люди пребывают в гармонии с собственными ценностями, то испытывают удовлетворение. А когда они постоянно преступают собственные установленные грани нравственности, то их неизменными спутниками становятся страдания и терзания.

Совесть, прежде всего, выступает как добродетельное начало в личности, способствующее её нравственному самоконтролю и морально-этической самооценке, а также, её строгость и враждебность пробуждают в человеке боязнь и усиливают у него муки совести, что опасно, как уже писалось выше, возникновением психических расстройств.

Внутренняя конфронтация между тягой удовлетворить стремления человека и смиряющими их установками совести есть той питательной средой, на которой плодятся неврозы.

Вариант 2

(515 слов) Совесть — это мерило добра и зла. Ее голос подсказывает нам, как правильно поступить, и предостерегает тогда, когда мы готовы оступиться. Конечно, кто-то считает ее рудиментом человечества, но такая точка зрения не состоятельна, ведь никто не сможет жить в обществе, где не будет морали, которая защищает права и налагает обязанности. Только чувство вины позволяет нам ориентироваться в жизни и находить правильный путь. Это доказывают многие авторы, к мнению которых стоит прислушаться.

Например, А.Н. Островский в пьесе «Гроза» изобразил образ добродетельной и честной женщины, которая была вынуждена прозябать под гнетом тирании без любви и надежды. Катерина не могла смириться с тем, что ее жизнь загублена обстоятельствами. Ее сердце жаждало свободы и любви, а в доме мужа царили устаревшие порядки деспотичной свекрови, которая постоянно упрекала невестку. Муж Катерины никак не помогал жене, а лишь улучал моменты, чтобы уйти из дома и выпить. Больше любви он ценил собственный комфорт. Поэтому читатель не осуждает героиню, которая влюбилась в Бориса и пошла на зов сердца. Однако она не сохранила бы гармонию с собой и верность своим принципам, если бы не прислушалась к голосу совести. Этот голос велел ей не таиться от супруга и во всем признаться. Она не хотела жить во грехе и скрывать свои чувства. Ее храбрый поступок — всенародное признание — вызывает уважение. Но если бы она его не совершила, то чем бы она отличалась от лицемерных представителей «темного царства»? Она стала бы такой же лживой и порочной, как и они, то есть потеряла бы себя. В данном примере совесть сыграла роль нравственного фильтра, очищающего душу героини.

Именно совесть не дает людям опуститься до равнодушия и цинизма и помогает нам сохранить отзывчивость, доброту, милосердие — то, что мы так ценим. Это доказывает пример из произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Главный герой был безответно влюблен в женщину из высшего общества. Сам он был обычным телеграфистом, поэтому не мог предложить руку и сердце дворянке. Но Желтков был преданным мужчиной и пронес свое не востребованное чувство через годы одиночества. Все это время он писал Вере письма, где делился эмоциями и мыслями. Этой тонкой духовной связи было достаточно для искренне любящего человека. Однако его подарок на именины Веры сильно разозлил ее брата. Он считал такое проявление внимания непростительной фамильярностью. Вместе с мужем сестры он нашел Желткова и потребовал, чтобы он больше ничего не писал княгине. Георгий не смог смириться с этим, но не хотел доставлять любимой хлопоты своей навязчивостью. Поэтому он ушел из жизни. Разумеется, Вера сильно расстроилась, узнав об этом. Она винила в его самоубийстве себя, свой резкий ответ ему. Совесть породила раскаяние и сожаления: «Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет». Мысли об этом всколыхнули давно уснувшие в браке эмоции Веры. Она стала тоньше чувствовать жизнь, получила новые ощущения и уникальный опыт. Чувство вины развило душу героини, возвысило и украсило ее. Значит, совесть не только направляет, но и совершенствует натуру.

Таким образом, совесть способствует всестороннему развитию личности. Она помогает нам отличить добро от зла, разобраться в себе, очистить душу от порока. Чувство вины расширяет наш эмоциональный диапазон, благодаря чему мы переживаем уникальные ощущения, которые составляют основу мудрости и опытности.

Совесть как психологическая проблема

Независимо от объяснений природы и возникновения совести существует и чисто психологическая проблема, состоящая в описании различных видов совести и различных её проявлений и в указании тех психических элементов, из которых вырастает совесть.

Напрасно мы стали бы искать в животном мире явлений, аналогичных явлениям совести (натуралисты утверждают противное и приводят любопытные факты; см. например Houzeau, «Etudes sur les facultés mentales des animaux comparées à celles de l’homme», 2-й том, стр. 280 сл.).

Психология детского возраста может показать, как слагается в душе ребёнка совесть и понятие о ней. Как основа совести может рассматриваться чувство стыда. Совесть есть только развитие стыда, утверждает Вл. Соловьев (см. «Оправдание добра»), и с ним вполне согласен Сикорский (см. «Всеобщая психология», стр. 270:. «Совесть есть филогенетический плод развития человечества и соответствует не личному опыту индивидуума, но вековому нравственному опыту поколений. Путём сложной дифференцировки чувство стыда поднялось до высоты чувства совести»). Дети в весьма различной степени одарены стыдливостью; точно так же различно действуют на них пример, воспитание и среда (об этом см. Сэлли, «Психология детства»).

Психологический материал, доставляемый наблюдениями над детьми, пополняется этнографическим материалом. Этнография показала, что взгляд на дикарей, как на людей, лишённых всяких нравственных понятий, неправилен

Этого взгляда держится Мюнстерберг («Ursprung der Sittlichkeit»); но стоит только с некоторым вниманием прочесть сочинения знаменитых путешественников, чтобы убедиться, что не только у различных племён различное понимание нравственных понятий, но у некоторых племён, стоящих на весьма низкой культурной ступени, относительно высоко понимание нравственности, и наоборот. Так, например, Томсон в своём сочинении о племени Массаи говорит, что народ Вакавирондо хотя и ходит совершенно нагим, но имеет весьма высокую нравственность и очень стыдлив

Массаи также высоко ценят стыд и стыдливость, ибо mulierum gravidam, neque alicujus viri matrimonium tenenteminterficiunt Massai quum primum patet eam concepisse. В Азии встречаются племена, стоящие на низкой ступени культуры, но с превосходными нравственными качествами, правдивостью, добротой и т. д. (ср. О. Flügel, «Das Ich und die sittlichen Ideen im Leben der Völker»). Таким образом, поставить в непосредственную связь высоту нравственного понимания с высотой культуры вообще и сказать вместе с Гельвецием, что добродетель и счастье народов зависят от хороших законов, нет никакой возможности.

Весьма богатый материал для психологии доставляет криминология. Деспин (Despine, «Psychologie naturelle», Париж, 1868) первый подробно исследовал явления совести у преступников. Процесс разложения совести бросает ещё более яркий свет на её природу, чем процесс сложения её. После Деспина об этом предмете писали весьма многие, например, Koppe («Les criminels», 1889), Эллис («The criminal», 1890), Ломброзо и его последователи. У Лебона и Тарда можно найти указания о совести толпы. Наконец, одичалые люди и выродившиеся народы (см. R auber, «Homo sapiens ferus», Лпц., 1885) представляют также большой интерес для анализа совести. Некоторые явления совести, например, угрызения совести, были всегда любимой темой для поэтического изображения (напр Макбет Шекспира). Очень хорошо об угрызениях совести замечает Даниель Стерн (Графиня д’Агу): «Угрызения нашей совести прямо пропорциональны добродетелям, которые в нас ещё живы, а не нашим порокам». Психологическое исследование совести может быть дополнено историческим, то есть указанием на то, как понимание совести в различные времена менялось. В этом отношении в книге L. Schmid’a, «Die Ethik d. alten Griechen», можно найти очень любопытные указания и пример, как следовало бы анализировать и средневековую историю, и историю нового времени. Такое исследование должно бы иметь в виду не теоретическое рассмотрение вопросов этики, а реальную этическую жизнь народов и изменение воззрений на конкретные вопросы жизни. Материалы для такой истории существуют в изобилии; имеются и попытки их систематизации: см., например, Lecky, «History of european morals from Augustus to Charlemagne» (Нью-Йорк, 1879); его же, «Geschichte d. Ursprungs und Einflusses der Aufklärung in Europa» (Лпц., 1873); H. v. Eicken, «Geschichte und System d. mittelalterlichen Weltanschauung» (Штутгарт, 1887); H. Reuter, «Geschichte der religiösen Aufklärung im Mittelalter» (Берлин, 1875); A. Desjardins, «Les sentiments moraux au XVI siècle» (Пар., 1887).

Какой бывает и как действует совесть

Правда, это относится только к тем людям, которые несмотря на все трудности жизни сумели сохранить в себе если не всю, то хотя бы некоторую, пусть даже самую  малую часть своей первозданной совести.

Поскольку у каждого человека, живущего на земле, один создатель, то и его любовь  изливается на его творение одинаково и в равной степени. Способность же слышать голос своего творца зависит только от особенностей слуха каждого отдельного человека как духовного существа.

Если слуховой аппарат человеческого сознания настроен на ежедневную суету и в большей степени воспринимает звуки своего животного начала, а шепот собственной души улавливает лишь изредка, то можно говорить об ущербной или уязвленной,  а также нечистой или запятнанной совести. 

У всех лиесть совесть

Чем дольше сохраняются такие пропорции во внутренних настройки, тем тише и незаметнее становится голос души. Лишившись питательной энергии сознания человека, она начинает слабеть, а ее голос-совесть постепенно угасает, фактически выгорает от несправедливого и неподобающего отношения к себе.

Сегодня встретить людей с фактически выгоревшей совестью можно практически в любом месте. Ведь их никто и ничто не интересует, кроме своей собственной персоны, а чужая боль и страдания им неведомы. Более того, их материальные успехи возводятся восхищенными обожателями в ранг наивысших ценностей и достоинств в жизни. 

По правде сказать, для некоторых людей понятие совести является просто пережитком прошлого и совершенно бесполезным и даже вредным качеством, препятствующим достижению их меркантильных материальных целей.    

Но не будем о грустном, тем более, что при любых негативных условиях окружающей действительности всегда находятся люди, для которых вопрос преимущественного духовного развития остается их первостепенной задачей, даже если они не принадлежат к какой-либо религиозной деноминации или религиозному течению.

Во всяком случае у таких людей есть вполне реальный шанс перевести свою совесть из состояния подавленности материальным началом своей сущности в активную фазу коллективного творчества и созидания. Такое состояние принято называть чистой или просветленной совестью. 

Виды и функции совести

Прекрасно понимаю, что в условиях потребительского формата нашего бытия говорить о каком-то просветлении почти бесполезно. Но твердо уверен в том, что в любом случае это необходимо делать. Ведь даже вода камень точит. А чтобы это произошло нужно просто немного времени, в течение которого “терпение и труд все перетрут”.

Кто-кто, а наша совесть в этом отношении самый настоящий и великий труженик, так как никогда не спешит и никогда не опаздывает со своей помощью. Она прекрасно знает лучшие времена и сроки, когда человек способен принять ее помощь. 

В этом отношении она похожа на любящую мать, для которой ее чадо всегда останется единственным и самым любимым на свете без оглядки на достигнутый им  социально-экономический статус и положение в обществе.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.