Как философия помогает на практике

Алан-э-Дейл       28.05.2022 г.

«Духовная элита» смысла жизни

Чтобы понять, в чем состоит смысл жизни человека на земле, нужно рассмотреть еще одну точку зрения, которая именуется духовной элитой. Смыслом этой элиты можно назвать то, что люди должны сберегать все, что их окружает и привлекать человечество ко всему духовному и культурному. Например, Ницце говорил, что смысл человеческой жизни, заключается в том, что необходимо рождать гениев, тем самым повышая культуру своей страны и продолжая свой род.
Об этом же говорил и Ясперс, который считал, что люди должны быть примером друг для друга. Смысл человеческой жизни, по его мнению, заключался еще и в том, чтобы избавить мир от сиротства, делая доброе дело для детей. И все дети должны расти в полноценных семьях.

О смысле жизни

По словам Фрейда, вопрос о смысле жизни ставился людьми бесчисленное количество раз, но ни разу не было дано удовлетворительного ответа. Отчасти это потому, что каждый человек индивидуален. Смысл жизни он определяет для себя сам. Поэтому многие мыслители видят его по-разному. Интересно, что для большинства людей, смысл – это добиться определённых целей, которые каждый в жизни ставит себе сам. Как писал немецкий философ В. Гумбольт, половину успеха в достижении цели составляет упорное стремление к ней.

Читая философские высказывания о смысле жизни, понимаешь, что каждое из них нередко является результатом не только размышлений, но и жизненного опыта. Немецкий поэт и философ Ф. Шиллер писал, что человек растёт до тех пор, пока растут его цели. Как только он смирится с обыденностью, удовлетворится достигнутыми результатами, рост его как личности прекращается. Простые мечтания ведут в никуда. Оноре де Бальзак отметил, что для достижения своей цели нужно прежде всего идти.

Вот и великий русский писатель М. Горький видит смысл в жизни прежде всего в красоте и силе устремлённости к целям, он отмечает, что каждый момент жизни должен иметь свою цель. Идти нужно, не останавливаясь и не отвлекаясь на препятствия и мелочи. По этому поводу Ф. М. Достоевский писал, что если, идя к цели, останавливаешься для того, чтобы швырять камни во всех собак, лающих на тебя, то никогда до неё не дойдёшь.

В психологии

Психология также не обошла своим вниманием извечно актуальную дилемму – зачем человек живет на земле. Поиском решения проблемы «в чем смысл жизни человека» активно занимаются как минимум два направления в психологии:

  • Небезызвестный психолог и философ Виктор Франкл долгое время работал над созданием собственной школы, ориентированной на исследование человека, занимающегося поиском того, ради чего стоит жить. По мнению Франкла, цели по достижению истинного предназначения облагораживают человека, делают его более осознанным, разумным и морально здоровым. В результате своих исследований, психолог написал книгу: «Человек в поисках смысла жизни». Эта работа содержит ответы на наиболее распространенные вопросы о поиске смысла, подробно раскрывает эту тему и предлагает три пути его достижения. Первый путь направлен на постижение цели существования посредством трудовой деятельности и доведения ее до идеала; второй путь – это переживание чувств и эмоций, которые сами по себе являются смыслом; основа третьего — состоит в приобретении опыта через прохождение на жизненном пути страданий, боли, тревог и борьба с земными невзгодами.
  • Психология так же активно занималась и занимается исследованием смысла человеческой жизни в экзистенциальном направлении или логотерапии. Это направление называет человека существом, не знающим, зачем и для чего он пришел в этот мир и его цель – найти это знание. Поэтому центром логотерапии является психологический аспект этого процесса. И у людей есть всего два пути – либо, невзирая на возможные неудачи и разочарования, искать свое призвание, отвечать за свои поступки, пробовать, экспериментировать; либо – сдаться в самом начале своего пути и его жизнь пройдет, так и не прикоснувшись к осознанности.

Иррационализм и философия жизни

Иррационализм основан на уникальности человеческого опыта, важности инстинктов и чувств, в противовес разумному познанию. Он, как и романтизм в литературе, стал реакцией на рационализм

Получил отражение в историзме и релятивизме Вильгельма Дильтея. Для него все знание было обусловлено личной исторической перспективой, поэтому он утверждал важность гуманитарных наук.

Иоганн Георг Гаман, немецкий философ, отвергал процесс размышления, искал правду в чувстве и вере. Личная уверенность – окончательный критерий истинности. Его соратник по литературной группировке «Буря и Натиск» Фридрих Якоби возвеличивал уверенность и ясность веры в ущерб интеллектуальному знанию.

Почему так важно найти смысл

Продвигаясь по жизненному пути, каждый человек к чему-то стремится. Одни просто «плывут по течению», подчиняясь общепринятым моделям поведения. Другие пытаются выстраивать жизнь по собственному усмотрению. При этом всеми движет какая-то цель (низменная или возвышенная).

Обратите внимание! Те, кто живет изо дня в день, довольствуясь малым, навряд ли будут искать в жизни суть. Для комфорта им достаточно удовлетворения физиологических потребностей

Человек, осмысливающий свое существования, всегда находится в поиске, стремясь найти истинное предназначение. Это помогает:

  • обрести себя и определить свой путь в жизни;
  • повысить ценность человека как личности;
  • выстроить иерархию жизненных приоритетов;

Жизненные приоритеты

  • раскрыть заложенный природой потенциал;
  • сделать жизнь многогранной, уникальной и наполненной.

Правильно расставив ориентиры, человек уверенно двигается по ним. Осмыслив свое предназначение, люди делают жизнь неповторимой, избавленной скуки. Именно смысл, его понимание не позволяют растратить свои дни впустую.

О смысле жизни в русской литературе

Проблема поиска смысла жизни человека – ключевая в русской литературе. Вопросами «Зачем я живу?», «Для чего я родился?» задаются многие литературные герои, например, Печорин Лермонтова («Герой нашего времени»), Константин Левин Толстого («Анна Каренина»). Весь литературный путь Ф.М. Достоевского представляет поиск сути жизни, заключающийся в обретении нравственности: «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот». Добавим многочисленные лирические произведения А. С. Пушкина, А. А. Фета, А. А. Блока и др. Критики отмечают: вся русская литература 19 века – концептуальная. Писатели «Золотого века» обладали не только литературным талантом, но и философским складом ума.

Значение людского существования ищут и современные авторы. Курт Воннегут, Паоло Коэльо, Жан-Поль Сартр, Мартин Хайдеггер. Не отстают даже исполнители эстрады. Валерий Меладзе посвятил поиску смысла человеческой жизни песню «Мой брат», начинающуюся со слов:

«Один человек искал смысл жизни, Нашёл, потерял, да в этом ли дело».

Найти смысл жизни. Как это может сделать любой из нас

Найти смысл и цель своего существования можно, опираясь на вопрос:

Снова хочу подчеркнуть важный нюанс: увидеть ценное необходимо именно в СВОЕЙ жизни. При этом, выкинув из головы ложные стереотипы, незаметно гипнотически внушённые СМИ и обществом. Также, стоит распрощаться с ожиданиями родственников. Потому что, всё это не даст встретиться именно СО СВОИМ смыслом.

Нам помогут 3 ценности, которые может увидеть ЛЮБОЙ человек. Увидит, если захочет. При условии, что внимательно вглядится в своё существование.

1.Смысл жизни – в наших переживаниях

Имеются ввиду переживания себя в отношениях с близкими людьми. Это любовь, дружба. Это чувства, эмоции. Также, очень важны и красивы переживания духовные, интеллектуальные, эстетические. Особенно, от простых, доступных всем нам моментов.

Сейчас много пишут и говорят именно об этом – научиться видеть простую красоту, окружающую нас. В какой-то момент наступает мудрость и человек становится способен фиксироваться на своих переживаниях. Именно тогда, можно сказать, что «я люблю жизнь, я люблю мир».

2.Смысл жизни – в созидании

О, не обязательно всем быть выдающимся композитором, архитектором или космонавтом. Каждый из нас обязательно созидает что-то маленькое и вполне доступное. Например, вкусно варит борщ. Растит ребёнка. Или, умеет что-то такое, что не умеет большинство. Ну, и главное – строит сам свою жизнь.

Всё это – акты созидания. Наша задача – понять, что КАЖДЫЙ из нас творец в чём-то своём. И каждый человек может в этом преуспеть. Самое главное, перестать умалять свои достижения и умения. Нужно видеть их!

3.Смысл жизни – в страдании

Очень любопытный пункт, который не всегда сразу понятен. Его значение впервые я поняла со слов женщины, сотрудницы хосписа.

Она рассказывала, что у них умирающие делятся на две категории. Первая категория умирает с тяжёлыми негативными эмоциями. Вторая категория это люди, которые до конца своих дней хотят показать другим, как можно умирая, оставаться человеком. Эти люди демонстрируют силу духа, стойкость и позитив. До самой своей смерти они живут Жизнь.

Также, в качестве яркого примера приведу всем известного Ника Вуйчича. Человек без рук, без ног, доказавший всему миру, что страдания можно преодолевать. Даже, в таком положении.

И. ещё приведу в пример певицу Мадонну. У неё брали интервью, в котором она сказала: «Я очень благодарна всем тем, то причинил мне боль и страдания. Всем, кто предал меня. Ведь, именно вставая с колен каждый раз, я становилась ещё сильнее. Именно благодаря им я стала тем, кем являюсь сейчас.»


Как найти смысл своей жизни?

Описание смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе

В начале XIX века в произведениях Джорджа Байрона (на фото справа), Александра Пушкина и Михаила Лермонтова поднимался вопрос о преждевременной «старости души», которой были подвержены главные герои их известнейших романов.

Чуть позже появились нигилисты, отрицавшие наследие предков и их достижения. Иван Тургенев прекрасно описал юношу-нигилиста в книге «Отцы и дети», показав, насколько наносной является скука и отсутствие интереса к жизни.

Человек счастлив, развиваясь на протяжении всего жизненного пути. Ребенок познает мир, молодой человек жаждет немедленных действий, и только в зрелости приходит осмысление совершенных поступков и шансов, которые были использованы или упущены.

Лев Толстой считал, что «надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

Именно такой образ жизни вел французский писатель Оноре де Бальзак. По словам современников, он был неистов в проявлении любви и ненависти и отличался огромной работоспособностью. Его целью было стать знаменитым, и он с блеском достиг ее, вкладывая в уста героев романов собственные размышления о смысле бытия.

Важность проблемы

Фрейд говорил, что если человек начал задаваться вопросом о смысле жизни, то он болен. Толстой в предсмертном письме утверждал, что жизнь без объяснения её смысла и значения и без руководства, которое вытекает из понимания смысла, есть жалкое существование.

Стоит сразу отметить, что не нужно путать понятия «цель» и «смысл».

Цель – субъективный ориентир, который даёт себе человек. Купить квартиру, написать книгу и т.п. – цели, но вряд ли смысл.

Смысл – нечто более объективное, знание, дающее понимание, зачем нужен человек и как он должен прожить свои годы.

Конечно, можно поставить цель и считать её своим личным смыслом жизни, но это уже индивидуальное решение, которое не подойдёт каждому человеку, а поэтому не решает проблему понимания смысла жизни.

Варианты ответа на вопрос о смысле жизни:

  1. Смысла жизни нет. Не нужно искать ответ на этот вопрос, нужно просто жить, как приходится.
  2. Смысл жизни в поиске смысла жизни. Это книжный вариант, почти софизм, который вряд ли может кого-то удовлетворить.
  3. Смысл жизни в служении Богу. Вопрос о смысле жизни уже давно волнует человека, и многие религии дают на него ответ.
  4. Смысл жизни есть, и он не связан с религией. Это философские подходы, которые мы рассмотрим подробнее.

Насущный вопрос о смысле жизни человечества

В чем заключается смысл жизни? Наверное, точного ответа на вопрос найти не удастся, так как каждый человек видит мир со своей точки зрения и размышляет согласно своим взглядам и предпочтениям. Чтобы ответить на столь сложный вопрос, в первую очередь, нужно понять свою цель в этой жизни.

Например, когда человек становится совершеннолетним, его целью является заработать как можно больше денег, чтобы встать на ноги и завести семью и прокормить всех ее членов. Но когда к сорока годам у него уже все это есть, его преследует новая «миссия» – это поставить на ноги и обеспечить своих детей. К шестидесяти же годам многие люди заботятся о своей второй половинке, сохраняют свое здоровье и живут в свое удовольствие.

Притчи о смысле жизни

Петух и неудачный день

Жил в курятнике голосистый, красивый петух. Любил он поутру будить хозяев с первыми лучами солнца, рыться в куче навоза и гонять своих курочек. Но в этот раз все пошло не так: с самого утра лил дождь, как из ведра, и ни одно из любимых занятий петушку оказалось недоступно. — За что мне все это? Ненавижу проклятый дождь! – ворчал он. В это же время хозяйка провожала своих детей, гостивших у нее на выходных. Подавая им узелок с пирожками, она сказала: — Милые мои, вы уж не расстраивайтесь, хотела вам петушка на дорогу зарезать, да ночью ливень начался, я из дома так и не вышла – больно зябко. — Да что ты, мама, нам не надо… — ответил сын. — Ой, бабуля, получилось, дождик нашему Пете жизнь сохранил? – воскликнула внучка. — Выходит, что так… Везунчик он, теперь точно его резать не стану, пущай бегает. В добрый путь! А дождь все лил, а петух, засыпая в теплом курятнике, все думал о том, какой прекрасный был бы день, если бы не ужасная погода. Задавая вопрос: «За что мне все это?», подумай, может стоит не жаловаться, а благодарить?

Настоящее богатство и человек

Пришел к мудрецу молодой человек и стал жаловаться: — Что такое жизнь, если нет достатка? Так, мучение. Смотрю вокруг – у всех машины, дома, драгоценности. А у меня что? Ничего нет, даже работы нормальной. А ведь я еще молод…Эх, как хотелось бы мне разбогатеть! — Это просто. Согласен ли ты, чтобы за миллион тебе отсекли руку? — Нет, что вы, учитель! Ни за что! — Может, тогда ногу или глаз за 10 миллионов? — Нет! Даже за 100 миллионов не соглашусь я на это. — Вот видишь: ты владеешь тем, что не купишь и за сотни миллионов, а жалуешься на бедность. А ведь ты богач, просто не используешь правильно свое состояние. Так дерзай, и пусть поможет тебе Бог! Как стать счастливым? Увидеть все то, что у тебя уже есть и не смотреть на то, что есть у других. Преумножать и разумно использовать то, что имеешь!

Смысл жизни и смысл смерти человека как философская проблема

Добро пожаловать! > Философия жизни и смерти > Смысл жизни и смысл смерти человека как философская проблема

Наиболее ярко и выпукло специфика человеческого бытия обнаруживается при рассмотрении смысла его жизни. Если жизнь человека заключается не в простом физическом выживании, не в сохранении тела, а имеет другие цели, которые заданы человеку извне или выбраны им самим, это значит, что она имеет смысл. Смысл жизни — это цели, идеалы и ценности, реализация которых выступает в качестве лейтмотива человеческого существования. На уровне обыденного объяснения смысл жизни — это, ради чего человек живет. Сократ, в ответ на обвинения его в распространении философских знаний, развращающих нравы, заявил, что он занимается философией потому, что она помогает ему разобраться в жизни. Жить, не разобравшись в том, что такое жизнь, не стоит

Сократ обнаружил, что многие его современники тратят свои жизни на достижение разнообразных целей, — богатства, славы, удовольствий, — и даже не задумываются, важно ли это. Но если человек не задаст себе вопроса о смысле жизни и хорошо не поразмышляет над ним, он не может быть уверен в том, правильно ли он живет

И вся его жизнь может оказаться напрасным изживанием времени. Альбер Камю — французский философ, живший двумя с половиной тысячелетиями позже Сократа — писал: «Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное — имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями — второстепенно».45 Ф.М. Достоевский назвал вопрос «для чего жить?» тайной бытия человеческого.
Размышляя о смысле жизни человек, по сути, занимается самооправданием своей жизни, пытается убедить самого себя в том, что он живет не потому, что его «родили» на этот свет, не спрашивая его согласия, а потому что он выполняет определенную «миссию» и без его участия мир никогда не восполнит себя до целостности. Иметь смысл — значит иметь объективное разумное назначение, быть причастным к бытию вне себя.
Поиск смысложизненных ориентиров — не простая задача. Её пытаются решать простые люди, обыватели, и профессиональные философы. Все выработанные в течение истории философии концепции образа жизни можно разделить на два типа: субъективистские и объективистские. Первые включают в себя представления о смысле жизни, сформированные отдельными людьми исходя из их субъективных представлений о достойной жизни. Сторонники такого подхода к определению смысла жизни настаивают, что каждый человек имеет свое индивидуальное призвание в жизни, свой смысл жизни, отличный от смысла, вкладываемого в жизнь другими людьми. Объективистские (метафизические) концепции исходят из того, что жизнь человека имеет смысл лишь постольку, поскольку она ориентирована к реализации целей, выходящих за пределы только его индивидуального бытия. Осмысленной может быть жизнь и деятельность, которые руководствуются не случайными влечениями, не капризной игрой страстей и произволом, а единым, разумным, высшим началом, проникающим все стороны жизни до конца. Этим началом, осмысливающим жизнь и деятельность, может быть только цель, имеющая безусловное значение, безусловную объективную ценность. Если человек ставит перед собой индивидуальные, субъективные цели, которые не соотносятся с объективными целями и ценностями, то рано или поздно встанет вопрос о смысле и значении этих индивидуальных целей. Очень ярко изобразил это несоответствие между условной целью и стремлением к безусловному А.П.Чехов в рассказе «Крыжовник». Мечтой жизни героя рассказа было приобрести небольшой домик с участком, на котором обязательно должен расти крыжовник. Эту мечту ему, в конце концов, удалось осуществить, однако можно ли считать достижение такой цели реализацией смысложизненного предназначения? Автор рассказа пишет, что когда он увидел этого человека, достигшего предела своих мечтаний, на него пахнуло страшной тоской, пустотой и бессмыслицей такого «счастья».
Индивидуальные цели и ценности, в реализации которых человек видит смысл своей жизни, не могут иметь безусловного, самодовлеющего значения. Они носят относительный и условный характер и требуют для своего обоснования безусловной и абсолютной цели. Содержание этой цели выступает в качестве одного из оснований для классификации философско-теоретических моделей смысла жизни. Историческая реконструкция этих моделей позволяет выделить несколько типичных представлений о смысле жизни, разработанных философами с античности до нашего времени.

Смысл жизни

Для того, чтобы как-то подтвердить эти слова, позволю себе небольшое психологическое отступление. Что есть смысл? Смысл не есть предмет, название, слово, Смысл — это улавливаемое нами, отражаемая связь между предметами. Обычно это связь между предметами и ситуацией меньшей по отношению к ситуации большей. Скажем, понять смысл того, почему вы пришли на эту конференцию, исходя из этой конференции, невозможно. В каждом случае мы должны выйти за границы этой конференции, и тогда окажется, что один, скажем, пришел, чтобы получить знания, другой — чтобы написать диссертацию, третий — себя показать и т. д. То есть в каждом случае мы должны выйти из данной ситуации и войти в контекст ситуации более широкой.

Далее. Каждый смысл возгоняется, восходит по вертикали в некую иерархию, лестницу, потому что ответ, что я пришел себя показать, тут же подразумевает новый вопрос: а ради чего ты хочешь себя показать? И там приходится отвечать: ради того, что я обладаю такой профессией или еще что-то. Вопрос о профессии вновь подразумевает вопрос: а ради чего тебе эта профессия?

И такая возгонка неизбежно ведет к последнему вопросу: ради чего ты живешь?

И вот здесь мы вновь обнаруживаем себя в ситуации: понять смысл жизни, исходя из жизни, из ее контекста и ситуации — нельзя по определению. Потому что по определению: смысл есть отношение меньшего к большему.

Смысл жизни как проблема, как сам вопрос может быть поставлен лишь в том случае, если мы отнесем его к чему-то, что более нашей жизни, что выходит за грань нашей жизни. Именно здесь происходит реальная встреча со смертью.

И эта возгонка подразумевается в нашей жизни, даже когда мы ее и не осуществляем. Подобно тому, как в Римской империи все дороги вели в Рим, все вопросы о смысле, или точнее, о смыслах, разлитых в нашей жизни, так или иначе ведут к этому главному и существенному смыслу жизни.

И последнее, когда мы говорим о смыслах, то речь не идет о некоторых декларациях, которые человек произносит. Речь идет о внутренней субъективной реальности. Смысл — это суверенная территория души. Поэтому смысл нельзя навязать, его нельзя преподать. Истине не обучаются, истина переживается. Это старое положение философов.

Когда происходит встреча со смертью? В онтогенезе, т. е. в ходе индивидуального психического развития это происходит несколько раз. Ведь постановка вопроса о смысле жизни — это вечная по сути дела постановка. Здесь нет какого-то определенного ответа на всю жизнь. Но острота высвечивания этой проблемы приходится на главные, переломные моменты человеческой жизни.

У Маршака есть такое стихотворение «Четыре года без смерти». Он вспоминает, что до четырех лет он был бессмертен, т. е. смерть в это время как бы не присутствовала в его жизни, а в четыре года он вдруг понял, что когда-то умрет, конечно, в бесконечном пространстве-времени, но умрет. Как он горько это переживал, плакал.

Затем смерть появляется в очень важном возрасте — примерно в 9-10 лет. Это вообще довольно таинственный возраст, потому что в эти годы человека очень часто сопровождают тяжелые болезни, выводящие его на грань смерти

Если просмотреть биографии многих людей, то обнаружится, что в этот период жизни многие из них были тяжело больны.

Затем следует подростковый период. Это конечно, наиболее драматический возраст. Главный драматизм подросткового возраста заключается в том, что здесь впервые с полной отчетливостью и ясностью человек понимает свою смертность. В подростковом возрасте появляются первые самоубийства, появляются первые игры с этой гранью. И как мы знаем, подростковый возраст — это наиболее возвышенный, философский возраст, когда человек решает проблемы связанные со всем своим будущим, со всем смысловым содержанием смысла жизни.

Далее, следует выделить кризис, манифестируемый достаточно ярко в 30-летнем возрасте. За ним с периодичностью примерно в 10 лет следуют кризисы смысла жизни 40 лет, 50 лет, и т. д.

Помню запись 51-летнего Толстого в «Исповеди». Он пишет: «две мыши — белая и черная — то и дело подтачивают корни куста, на ветвях которого я вишу над пропастью. Я держусь за ветви жизни, зная, что неминуемо меня пожрет дракон смерти».

Жан-Поль Сартр

Представитель атеистического экзистенциализма – Жан-Поль Сартр рассматривал человеческое бытие как осмысленную, свободную деятельность. Однако, в сфере трудового экономического участия, человек не принадлежит себе, он ведет не подлинное существование. Сама же жизнь, по мнению Сартра, — последовательная цепь самоотрицаний, в которых реализуется свобода, и именно она — единственная основа ценности и не ценности поступков человечества. Свобода же возлагает на общество безусловную ответственность, вследствие которой выражается в критическом отношении к миру и людям.

 

Жан-Поль Сартр. Автор Моше Мильнер.

Добро и зло

Философия жизни всегда уделяла большое внимание проблемам добра и зла, пытаясь помочь человечеству понять их сущность и помочь найти способы достижения добра и избежания зла. Существовали различные философские школы и течения, которые по-своему устанавливали соотношение между злом и добром, искали и определяли свои способы утверждения добродетели и борьбы с порождением зла – пороками

Как и к любому предмету философского исследования, к этому понятию отношение у философов различное. Об этом говорят философские высказывания великих людей.

Добро всегда сильнее зла, и его больше. От последнего бывает невыносимо больно, а добро чаще остаётся незамеченным. Как говорил персидский поэт М. Саади, что при помощи доброты и нежных слов можно вести слона на волоске. Великий Л. Н. Толстой сказал, что людей любят за их добро и не любят за зло, которое им причинили. Вопрос, как отличить добро от зла, достаточно остро стоит перед людьми. По этому поводу М. Цицерон написал, что самый тревожный факт в жизни человека — неведение добра и зла.

Философия, праматерь всех наук, помогает ответить человеку на множество вопросов, касающихся различных сфер жизни, отношений между обществом и людьми, а познание жизни движет человечество вперёд.

Как найти смысл жизни

Каждый время от времени ощущает потребность удостовериться, что не зря растрачивает свою жизнь. Как понять, что человек находится на верном пути и не реализует чужие мечтания?

Для начала нужно отвлечься от суеты и составить собственный список желаний. Если это удается с трудом, значит, человек погряз в рутине, не имея определенной цели. Такое положение дел недопустимо, оно ведет к слабости и равнодушию. Великие начинания в этом состоянии вряд ли реализуются. Человек не чувствует ни счастья, ни гармонии, потому что занимается ни тем, к чему стремится его душа.

Не стоит сразу идти к психологу, чтобы определиться с выбором своего предназначения. Иногда достаточно разговора с друзьями или воспоминаний о прежних успехах и увлечениях.

Полезно подумать о том, что раньше доставляло радость. Возможно, пришло время вернуться к забытому хобби или работе, которую пришлось сменить из-за невысокой заработной платы? Ведь именно она заставляла задерживаться в офисе допоздна и с гордостью рассказывать знакомым о текущих проектах.

Материальные блага меркнут перед шансом получать удовольствие от каждого прожитого дня.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.