Гендерные стереотипы

Алан-э-Дейл       03.11.2024 г.

Оглавление

Последствия для общества

В политике

Во многих странах процент участия женщин в политике достаточно низок. В результате с огромной вероятностью девушка, пропагандирующая здравые идеи, просто не попадет в парламент. Это позволяет принимать сексистские и дискриминирующие законы. Права девушек некому защитить.

В образовании

С раннего детства в голову мальчиков и девочек вбивается один и тот же стереотип: мальчишки глупые, а девчонки ― идеальные отличницы, никогда не бегающие по коридорам.

Это опасно для обеих сторон конфликта. Парней по умолчанию считают хулиганами, а от девушек требуют идеальности.

В здравоохранении

Большинство болезней связаны с гендером, по крайней мере, так считают врачи. Любое заболевание мужчины привязывают к неправильному образу жизни. Женщин лечат так, чтобы потом они смогли родить.

Что такое гендер?

Гендер – это социальный пол, который определяется манерами человека, паттернами поведения и прочими признаками, характерными для определенного пола. В психологии понятие гендера появилось в 1955 году. Его ввёл американский психолог и сексолог Джон Мани, посвятивший значительную часть своей профессиональной деятельностью изучению проблем сексуальной и гендерной идентичности.

Многие гендерные признаки являются исторически обусловленными стереотипами. К примеру, в большинстве стран юбки носят только женщины. Для жителей этих стран шотландцы в килтах выглядят довольно странно, особенно военные. Некоторые гендерные признаки со временем теряют актуальность. Так, татуировки раньше считались сугубо мужским атрибутом, сегодня же многие женщины украшают ими своё тело, ничуть не теряя женственности.

Ещё один гендерный стереотип, с которым сейчас ведётся активная борьба в западной культуре – это распределение ролей между женой и мужем. Традиционно считается, что материальное обеспечение семьи – это забота мужчины. Однако сегодня на Западе активно продвигается идея, что работать должен тот супруг, который потенциально может зарабатывать больше. Второй же может заниматься домом и детьми, независимо от пола.

Наиболее простым способом понять, что такое гендер, является рассмотрение гендерных ролей.

Мужские и женские коллективы

На мезоуровне наиболее актуальны связи в профессиональной области, где маскулинные и феминные субъекты показывают себя и как работники конкретной профессии, и как представители разных коллективов. Выделим показательные черты этой области:

  1. До сих пор в рабочих (да и других) коллективах практически на всей планете можно отметить неравенство по половому признаку. Это прослеживается, в первую очередь, в более высоких статусах, которые свойственно занимать мужчинам, и большей награде за труд. Соответственно, в основном дамы находятся на позициях подчинённых. Их потребности в самореализации удовлетворяются меньше, и, как и много лет назад, они продолжают находиться во власти сильного пола. Это, в свою очередь, способствует формированию таких качеств, как пассивность, слабоволие, внушаемость, неуверенность и т. д.
  2. С учётом стандартов и гендерных стереотипов существуют традиционно мужские и женские профессии и должности. К примеру, строительные специальности в основном осваивает сильная половина человечества, педагогические – слабая.
  3. Как показывают исследования, если коллективом руководит женщина, она больше внимания уделяет межличностным отношениям и проявляет больше чуткости к проблемам и психофизиологическому состоянию каждого работника.

Если рассматривать усреднённые черты маскулинных и феминных коллективов, то можно проследить следующие моменты:

  • Мужчины – ориентируются на материальное благополучие, сдержанны в отношениях и эмоциях, недоверчивы и настороженны, эгоцентричны и «всемогущи».
  • Женщины – на первое место ставят удовлетворённость работой и отношениями и уже потом заработок; эмоциональны в отношениях; чувствительны, доверчивы; внимательны к деталям; отзывчивы на похвалу, проявление сочувствия, вознаграждение.

Для успешного управления коллективом руководителю (независимо от его половой принадлежности) будет полезно знать эти особенности.

Гендерные стереотипы

Термин «гендер» является социальной категорией и включает в свою структуру определенные стереотипы поведения. Гендерные стереотипы являются моделями поведения разных полови черт характера женщин и мужчин. Модели поведения мужчин и женщин имеют различия, которые проявляются во всех областях жизнедеятельности. Их можно рассматривать, в качестве социальной истины при разрешении сложных вопросов, проблемных моментов.

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Гендерные стереотипы, существующие в обществе, делятся на три основные группы:

  1. Стереотипы маскулинности-фемининности. Маскулинность отражает активность и творчество, а феминность характеризует спокойствие, пассивность и репродуктивную роль. Данные характерные свойства рассматриваются в психологии в качестве противоположных характеристик, которые могут быть взаимодополняющими.
  2. Стереотип разделения социальных функций между представителями разных полов. К примеру, женщине отводится роль домохозяйки, матери и хранительницы очага. Она является для нее приоритетной. Мужчина же, должен проявить себя в профессиональной деятельности, достичь карьерных и финансовых высот, обеспечить благополучие своей семьи.
  3. Стереотипы трудовой деятельности. В данном случае идет разделение трудовых обязанностей по половому признаку. Женщины должны выполнять работы исполнительного характера, занимать должности обслуживающего персонала, оказывать помощь людям. Мужчинам отводится занятие управленческих и руководящих должностей, политическая карьера, реализация своего творческого потенциала.

Как правило, гендерные различия устанавливаются негласными социальными нормами, которые закрепляют различные роли за представителями разных полов, их интересы и запреты.

Рисунок 1. Гендерные стереотипы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Определение 3

Гендерная роль – это разделение деятельности, прав и обязанностей личностей в зависимости от половой принадлежности.

В обществе складывается стереотип фиксации конкретной ролевой функции за личностью женского или мужского пола. То побуждает развитие гендерных конфликтов.

Все люди, в той или иной степени, придерживаются традиций и подчиняются традиционным гендерным ролевым функциям. Психологические характеристики личности мужского и женского пола отличаются по своей природе. Это и является предпосылкой формирования определенной модели социального поведения и проявления интересов в конкретной сфере.

Замечание 1

Стереотипы являются определенными схемами поведения разных полов. Они отражают статусную принадлежность мужчин и женщин, устанавливая доминирование мужчин и дискриминацию по отношению к женщинам.

Стереотипы социума часто оказывают серьезное воздействие на личностное развитие. Они давят на сознание и приводят к нарушению многих психологических функций.

Основными признаками социальных и гендерных стереотипов являются:

  • координированность – единые представления и мнения социальной группы;
  • схематичность;
  • эмоционально-оценочная нагрузка –навыки разграничения сторон стереотипа (когнитивного и аффективного). Мужчина и его модель поведения оценивается позитивно, а женщина и ее образ, напротив, является отрицательным;
  • для стереотипов типична их устойчивость на протяжении исторического и культурного развития общества;
  • ошибочность стереотипов проявляется в уверенности принадлежности определенных качеств представителям конкретного пола, но это может оказаться только неверной догадкой.

Различия полов и их психологических характеристик гораздо меньше, чем установлено гендерными стереотипами. Половые различия слишком преувеличены, чтобы спрятать реально имеющееся сходство психологических портретов мужчин и женщин.

Отношения между мужчиной и женщиной

Ещё со времён древнегреческой культуры установилась традиция превосходства сильной половины человечества над слабой. Представители мужского пола занимали ведущие позиции и в политическом, и в экономическом, и в культурном аспектах. Данный феномен получил название патриархата. Тем не менее дамы во все времена также играли достаточно весомое значение, и нередко именно они подталкивали кавалеров к принятию важных решений.

На нынешнем этапе уважительное отношение к женщинам в большинстве стран является одним из главных требований. Это можно отследить из простых правил этикета: молодые люди встают при вошедшей барышне, снимают шляпу, пропускают вперёд, целуют ручки, её желания учитывают в первую очередь. И в этих моментах прослеживается доминирование именно феминности.

Таким образом, гендерные отношения между мужчиной и женщиной нельзя трактовать однозначно. Такую неоднозначность в превалировании то одного, то другого гендера можно объяснить установившимся издревле законом, согласно которому дама являлась собственностью мужчины, была покорной и смиренной. В ответ «хозяин» обязался её почитать и уважать.

В начале ХХ века женская половина стала стремиться к равенству между полами, начала подражать сильным представителям, сначала в одежде, затем в поведении. Это прослеживалось не только на западе, но и в нашей стране. Во времена войны многие женщины шли на фронт и выполняли, по сути, традиционные мужские обязанности. Затем заняли места и в профессиональной сфере – заводы, строительство и т. п. Это, в конечном итоге, привело к новому виду гендерных отношений – свободные, товарищеские – и к уравнению полов. Девушки получили право голоса, смогли занимать ведущие должности, самореализовываться.

Чего ждут от женщины

То же касается и женщин. Образ «хорошей девочки» тоже сам по себе неплох. Доброжелательная, неконфликтная, общительная, сочувствующая. Заботливая мать и жена, трудолюбивая хозяйка. Наверняка в реальности такая женщина произведет самое благоприятное впечатление на окружающих, и это будет абсолютно справедливо. Карьерные устремления – это, конечно, хорошо, но не они отличают хорошего человека от плохого. Если девочка ощущает себя именно такой, если ей легко и комфортно в рамках этих представлений – что ж, значит, ей повезло. Ее внутреннее самоощущение и стереотипы о женщинах не будут вступать в противоречие.

Проблемы возникают тогда, когда девочка заданным стандартам не соответствует. В этом случае объективно хорошие, полезные качества – напористость, активность, решительность – подавляются и воспринимаются исключительно в негативном ключе.

Мужчина решает, как тратить деньги

Из-за этого стереотипа многие женщины не просто ничего не знают о финансах, но даже не пытаются узнать. Он есть и в домохозяйствовании, когда жена подчиняется мужу, и в работе, где женщинам сложнее сделать карьеру из-за главенства мужчин.

Всё это порождает у женщин ещё большую неуверенность в себе. Недавний эксперимент показал, что в целом женщины всегда оценивают свой уровень знаний ниже, чем мужчины, хотя в реальности он оказывается одинаковым, и чаще отказываются от участия в конкурсах, потому что боятся проиграть.

Почему это вредно

Когда в семье все подчиняются одному, проигрывают все: женщине будет плохо от того, что она ни в чём не участвует и не знает, как отстоять свои интересы, а на мужчину давит гигантский груз ответственности за всю семью, который он не делит с женой. В результате часто бывает так, что женщина даже не знает, насколько её муж находится в бедственном финансовом положении (например, он не рассказывает ей о долгах, о банкротстве), и не помогает ему, когда могла бы. Два взрослых самодостаточных человека, которые готовы поддержать друг друга, с большей вероятностью решат проблему эффективно, чем один, который даже не поставил в известность о ней другого.

Есть популярное ужасное утверждение о том, что «мужчина — это голова, а женщина — шея», призванное сделать женщину «мудрой и кроткой», лишить её способности анализировать и, самое главное, действовать самостоятельно и говорить то, как она видит и как чувствует. Это ведёт к проблемам в семье, подтверждённым статистически: мы живём в стране, где сейчас невыплаченных алиментов — на 160 миллиардов ₽. И это происходит именно из-за того, что только мужчина всё время принимает решение: он может принять решение сделать ребёнка, а потом может принять решение уйти из семьи и никак не поддерживать её финансово, создав новую семью.

В некоторых семьях бывает наоборот — все решения принимает женщина. Но это точно так же невыигрышно, так как завязано на полной ответственности одного человека.

Как делать правильно

К сожалению, в нашей стране в целом продолжает действовать стереотип о том, что мужчина имеет негласное главенство, работает лучше женщины, что как работник он надёжнее. Пока это невозможно преодолеть лишь тем, что женщины поверят в себя, так как поддержание стереотипа идёт не только с их стороны, но и со стороны работодателей, что автоматически ставит женщин в неравные с мужчинами условия.

Чтобы это изменить, нужна большая комплексная работа. Прежде всего, женщине стоит быть отличным профессионалом. Если она даст понять работодателю, что отлично выполняет свои рабочие обязанности, и это будет соответствовать действительности, очень тяжело будет в таком случае поддерживать гендерные стереотипы. Настоящий профессионал востребован на рынке труда вне зависимости от его пола.

И конечно, многое зависит от общества. Мы позже начали идти к равноправию полов, поэтому путь нам предстоит дольше, чем во многих других странах. Общество должно признать, что в работе женщина ни в чём не уступает мужчине, а иногда даже его превосходит.

Виды искажений мышления

Под «когнитивным искажением» понимают какие-то неправильные мысли, не соответствующие реальности. При этом человек убежден, что он прав. На основе этих суждений личность регулярно совершает одни и те же ошибки. Например, муж – добытчик, а бабушка должна печь пирожки.

Обычно такие искажения вызваны или давлением общества, или эволюционной адаптивностью. Фактически человек растет в каких-то условиях, привыкает к ним и принимает их как единственно верные. Из таких мыслей часто вырастают и гендерные предрассудки.

Вера в справедливый мир

Одно из частых заблуждений, являющийся основой для мизогинии или сексизма. Большинство людей верят, что наш мир устроен справедливо, и каждый получает по своим способностям и умениям.

Обратите внимание

Наблюдая, как женщин унижают за их пол, человек полагает, что она этого заслужила своим поведением. Источник такого стереотипа ― счастливая жизнь. Подобным образом думают люди, не столкнувшиеся с жизненными проблемами.

Иллюзия корреляции

Основная особенность человеческого мышления. Современная личность не склонна верить в неизвестность, пустоту. Мы считаем, что знаем все, поэтому ищем очевидные объяснения непростым вещам.

Многие люди находят связь между двумя явлениями, потому что она кажется им очевидной на основе нескольких совпадений. Яркий пример ― все женщины глупые и хотят сидеть дома.

Каскад доступной информации

Массовый феномен, характерный для людей, регулярно читающих дискуссии на определенную тему. Означает явление, когда одна и та же мысль сначала кажется неправильной, но со временем приобретает все больший вес, если часто звучит и встречается в тематических дискуссиях.

Приведем пример. Положим, человек не подвержен гендерным стереотипам. Однако он попадает в неправильную компанию, где мнение дам не учитывают. Со временем мысль о том, что противоположный пол плох, становится родной и для него.

Самоисполняющиеся пророчества

Это какая-либо мысль, пророчество на будущее, которое одним своим существованием влияет на реальность и может легко исполниться. Причем причина этого не в том, что говорящий был прав, а в том, что сама фраза уже несет в себе какой-то посыл.

Приведем пример из области гендерных стереотипов. Положим, женщина устроилась на работу. Ее начальник уверен, что она глупа, поэтому дает ей только самые легкие задания. В результате девушка и впрямь не может себя проявить, а со временем даже теряет профессиональные навыки.

История термина «гендер»

Это слово существовало в английском всегда и обозначало грамматический род. Современным же пониманием того, что такое гендер, мы обязаны упомянутому выше Джону Мани, который в 1955 году опубликовал работу, посвященную гендерной идентичности людей. Он обнаружил, что даже люди традиционной сексуальной ориентации часто ассоциируют себя с противоположным полом. Слово «гендер» в своих работах он использовал, чтобы разграничить биологический пол человека и его социальную роль.

В 1970-х годах практически во всём мире начался расцвет феминистского движения, и именно тогда слово «гендер» приобрело известность. Сторонники движения использовали этот термин, чтобы подчеркнуть, что значительная часть половых различий не обусловлена природой, а навязана социумом. Разграничение понятий «пол» и «гендер» стало сильным козырем в руках сторонников феминистского движения, позволив поставить под сомнение традиционное восприятие ролей мужчины и женщины.

Изучение ограничений восприятия

Когда появился интерес к изучению гендерных заблуждений

Начало изучения неравенства между полами и связанной с этим дискриминации появилось где-то в 1970-е годы, когда стереотипы о девушках стали противоречить волне равноправия. Общество осознало, что представители разных полов могут быть похожи.

Именно тогда появилось понятие стереотипа, и начались первые работы в этой отрасли. Изучения продолжаются до сих пор.

Основные направления научной работы

Часть ученых ведут свои работы на стыке биологии и психологии, стараясь доказать, что сексистские суждения имеют право на жизнь и обоснованы анатомически. Однако ни одно исследование в этом направлении не увенчалось успехом.

Люди стараются выяснить, чем вообще обосновано такое жесткое разделение на два гендера и присваивание им определенных характеристик. Пока есть две теории ― андроцентристская (принятие мужчины в качестве варианта по-умолчанию) и эволюционная (сексизм образовался в процессе эволюции).

Часть исследований писатели отразили в своих произведениях, уже ставших культовыми.

Кто готовил Адаму Смиту? Женщины и мировая экономика. Катрин Марсал (Marcal Katrine)

Отлично развенчивает огромную часть заблуждений о девушках и женщинах. Рассказывает, что человек любого пола может стать прекрасным экономистом и финансистом, показывает, что в истории есть не самые очевидные примеры.

Кроме того, затрагивает роль материнства, говорит о том, что хороший родитель не обязательно должен растворяться в своем ребенке и сидеть дома до его совершеннолетия.

Миф о красоте. Стереотипы против женщин Наоми Вульф

Автор рассказывает, что от комплексов страдает большая часть людей. Она говорит, как справиться с низкой самооценкой и стать прекрасной, ничего в себе не меняя.

Поскольку гендерные стереотипы ― это полноценный набор характеристик, они затрагивают и внешность. От большинства девушек требуют быть идеально красивыми, иметь худое или подтянутое телосложение, идеальную кожу и длинные волосы.

«Загадка женственности» Бетти Фридан

Фундаментальный труд, автор которого провела огромную социологическую работу. Девушка проанализировала все труды и опросы в этой области, пообщалась с некоторыми знакомыми, сумевшими добиться успеха.

В итоге она развенчала большинство стереотипов и показала, из чего вырастают все эти «обязательные правила».

Об истории создания практикума

Идея создания такого практикума появилась давно, нореализовать ее удалось только в 2002 году при содействии Женскойсетевой про­граммы Института «Открытое общество»,поддержавшей наш проект по формированию сообщества российских ученыхи практиков, работающих в сфере гендерной психологии и педагогики. Врамках проекта удалось объединить усилия преподавателей вузов России,читающих гендерные курсы, для разработки содержания практи­ческихзанятий по гендерной психологии и педагогике. В Санкт-Петербурге былопроведено два учебно-методических семинара « Гендерныеисследования как образовательная практика: итоги и пер­спективы»для специалистов, ориентированных на гендерную проблематику впсихологии и педагогике. Основными целями се­минаров были:повышение гендерной квалификации специалистов высшей школы иподготовка учебно-методических материалов для проведения семинарскихи практических занятий по гендерной пси­хологии. Участникамисеминаров были преподаватели вузов из раз­ных регионов страны,которые уже включились в гендерную пробле­матику, но еще не имелидостаточного опыта в сфере гендерного образования и нуждались всоответствующей информации.

В программу первого семинара были включены: лекцииведущих специалистов в области гендерной теории, сообщенияпреподавате­лей, имеющих опыт гендерного образования в высшей исредней шко­ле, круглый стол по проблемам раздельного по полуобучения, пси­хологические тренинги, интернет-семинар. Взаключительной части первого семинара преподаватели вузовформулировали темы заня­тий, которые они планировали провести впериод между первым и вторым семинаром. По условиям проекта, каждыйучастник семина­ра должен разработать программу практическогозанятия по одной из тем гендерной психологии, апробировать этозанятие в студенче­ских группах и оформить содержание занятия какметодическую раз­работку.

Все участники первого семинара вновь встретились вСанкт-Пе­тербурге на втором семинаре по гендерному образованиюспустя три месяца. Главным мероприятием этого семинара быливыступления преподавателей, в которых они представляли коллегамрезультаты своей деятельности по составлению методических разработокпрак­тических и семинарских занятий по гендерной психологии.Каждый из выступающих рассказывал о содержании подготовленных импрак­тических занятий и делился опытом их проведения. Отвечая наво­просы своих коллег, преподаватели имели возможность прояснитьсильные и слабые стороны своей работы, уточнить не до концапрора­ботанные методические приемы и практики.

В данный практикум включены варианты методическихразра­боток практических и семинарских занятий, которые прошлимно­гочисленную апробацию в студенческих аудиториях и экспертизуспециалистов.

Когда пол определяет роль в обществе

Что такое гендер

Это понятие, которое часто путают с полом. Это определение женщины или мужчины в соответствии с их социальной ролью. Чтобы узнать гендер, необходимо понять, каким набором характеристик человек обладает. Кроме того, эта характеристика отвечает за то, как будут воспринимать индивида в обществе. Может как совпадать с биологическим полом, так и противопоставляться ему.

Немного о гендерной роли

Это понятие дается человеку обществом. Под «гендерной ролью» понимают набор определенных характеристик и ожиданий, которые будут предъявлять личности в соответствии с его биологическим полом.

Яркий пример ― то, что в сознании массы людей женщина должна быть нежной, хранительницей очага, оберегать, заботиться, выполнять роль матери. Мужчина ― добытчик, ходит на работу, растет по карьерной лестнице.

Мужская гендерная роль

Мужские поступки характеризуются наличием силы духа, воли, храбрости во все времена, но это не значит, что изменения не коснулись также и мужчин.

Традиционное воспитание мальчика как носителя мужской гендерной роли (маскулинности)

Суть мужской гендерной роли

В современном мире от представителей сильного пола ждут не только силы и смелости. От мужчин требуется завоевание статуса и уважения, умственной, эмоциональной стабильности, физической выносливости и избегания женских занятий. Если мужчина не достигает успеха в каком-то одном аспекте, он стремится компенсировать это, проявляя себя в другом более активно.

При этом незыблемыми остаются такие признаки мужского поведения, как ясность мышления, устойчивость и передача ген будущему поколению.

Геи ведут себя слишком женственно, а лесбиянки мужественно

В фильмах обычно показывают женщин, в которых одна из них ведет себя как мужчина по гендерным стереотипам, а вторая как женщина. В случае с геями все обстоит также – один в паре «настоящий мужчина» – грубый, сильный, прямо-таки «железный», а другой – женственный, мягкий.

Однако в жизни все может быть совершенно не так – две женщины в паре могут быть очень добрыми и женственными, а мужчины оба грубыми и сильными. Иногда лесбиянок и геев сложно даже вычислить – они могут вести себя совершенно обычно и носить обычную одежду. Гей может работать на «мужской» тяжелой работе и все будут думать, что он любит женщин.

“Женщины совершают сексуальное насилие так же часто, как и мужчины”: почему это всех удивляет

Изначально реакция людей вызывала у меня много вопросов.Ведь мои высказывания были основаны на методологически обоснованных исследованиях. Обычно есть несколько нюансов, например, женщины совершают насилие со стороны интимного партнера так же часто, как и мужчины. В целом, однако, литература указывает, что мужчины более агрессивны, чем женщины.

Со временем и опытом я поняла негативную реакцию. Общим ответом на мои заявления, подобные этим, было: «Это просто стереотип!». Другим распространенным ответом было привести примеры людей, которые не вписывались в шаблон (например, очень агрессивная женщина).

Я осознала, что гневная реакция на мои заявления о гендерных различиях часто мотивировалась обеспокоенностью тем, что я не ценю различия между мужчинами и женщинами, или идеей, что есть отдельные мужчины или женщины, которые не соответствуют типичному образцу.

На самом деле, эти идеи хорошо приняты обществоведами. Мы относимся к различиям между женщинами и мужчинами как к внутригендерным различиям. Тот, кто не соответствует типичному образцу, участвует в нетипичном поведении мужчин и женщин.

Проблема гендерных стереотипов

Гендерные стереотипы давно укрепились в социальной среде. Они существуют неразрывно от общественного сознания и создают немало проблем.

Например, существует мнение о формирование конкретных качеств личности только у определенного пола. Это проявляется в одевании ребенка в розовый или голубой цвет с раннего возраста, приобретении различных игрушек для мальчиков и девочек.

С детства детей приобщают к различным видам деятельности, обусловленной их половой принадлежностью. Мальчика не отдадут в кружок танцев или кройки и шитья, а девочку не отправят заниматься борьбой или футболом.

При этом, стереотип может быть ошибочным т.е. девочка вполне могут заниматься различными спортивными направлениями: футболом, баскетболом, плаваньем, единоборствами, а мальчики могут иметь задатки танцоров или поваров.

Гендерные стереотипы передаются между поколениями, что фиксирует их устойчивость в социуме. Они трудно поддаются изменению, потому что закреплены в сознании людей на протяжении многих веков.

На сегодняшний день, проблема гендерного просвещения является одной из актуальнейших для общества. Расширять и углублять сознание его членов необходимо.

Актеры и роли

Возникает парадокс. Оправдывая устоявшиеся поведенческие модели, люди ссылаются на природные наклонности, при этом не обращая внимания на то, что в своем первозданном виде такие инстинкты реализуются совсем иначе. Гендерные стереотипы в обществе предполагают, что по умолчанию ведущий – мужчина, а ведомый – женщина, никак не увязывая вопросы лидерства с возможностями психики. В то же время в природе это зависит сугубо от личностных характеристик и ни от чего больше. Управлять будет самый умный, самый энергичный и самый решительный, потому что так лучше для популяции. А уж половая принадлежность лидера – факт малозначимый и никому не интересный. Если, конечно, речь идет не о стаде коров – так там особой потребности в интеллекте и не наблюдается.

1 Значение термина и влияние на общество

Гендерный стереотип (половой, принадлежащий к тому или иному роду) — это распространенное, обобщенное, часто утрированное понятие, которое касается поведенческих особенностей, интеллектуальных способностей, знаний и умений мужчин либо женщин. Под термином подразумевается, что отдельно взятая личность в силу своих биологических, анатомических особенностей повторяет определенный, выработанный большинством стиль поведения.

Если приводить примеры, наиболее часто девушкам либо молодым людям приписывают какие-то когнитивные, умственные либо поведенческие особенности. Обычно в обществе считают, что мужчина должен быть сильным, эмоционально устойчивым и храбрым, а женщина — хрупкой, слабой, нежной. Если представитель мужского пола (иначе называемого «сильным») плачет прилюдно — это воспринимается как что-то не соответствующее норме. Если же плакать начнет девушка, это не будет воспринято так же агрессивно или непонятно для большинства.

Также стереотипы могут отражаться и на внедрении конкретной личности в какую-либо социальную группу. Например, если девушка, обладающая достаточной квалификацией, знаниями, способностями и талантами, придет устраиваться на «мужскую» должность, ей могут оказать в получении рабочего места по причине влияния выработанных в данном обществе гендерных стереотипов. А мужчина, который имеет меньший трудовой стаж и хуже разбирается в данной профессиональной сфере, будет принят, так как он представитель другого пола, более подходящего на конкретную должность.

То же самое касается СМИ (средств массовой информации), рекламы, современного спорта, искусства и иных сфер жизни.

Гендерные стереотипы и когнитивные искажения

Когнитивные искажения — это систематические ошибки мышления, возникающие на основе дисфункциональных убеждений. Функционирование гендерных стереотипов тесно связано с несколькими когнитивными искажениями — в частности, верой в справедливый мир, иллюзией корреляции, каскадом доступной информации и самоисполняющимся пророчеством.

Вера в справедливый мир

Вера в справедливый мир — когнитивное искажение, основанное на убеждении в том, что всё происходящее в мире справедливо и, в частности, что люди, с которыми происходят нежелательные события, сами их заслужили или создали. Вера в справедливый мир является компонентом многих гендерных стереотипов в той мере, в которой они приписывают те или иные качества или социальные роли мужчин и женщин их биологической природе. Этот механизм позволяет оправдывать гендерное неравенство, игнорируя явную несправедливость или считая её естественной.

Иллюзия корреляции

Иллюзия корреляции — это восприятие двух явлений как связанных между собой, даже если наблюдаемая реальность не подтверждает наличия такой связи. В случае гендерных стереотипов иллюзия корреляции проявляется в том, что люди видят связь между гендерной принадлежностью и определёнными качествами

Формируя ожидания от гендерных групп и их представителей, гендерные стереотипы могут привлекать внимание человека к тем фактам, которые их подтверждают, и не замечать информацию, которая им противоречит. Формированию иллюзии корреляции также может способствовать тенденция делать выводы на основании ограниченного числа примеров и лучше запоминать крайние примеры внутри имеющейся выборки, чем гарантированно подтверждённые примеры. Такая склонность уделять меньше внимания сравнительно частым случаям из реальной жизни, чем отдельным ярким случаям, описывается понятием «ошибка базовой оценки»

Ошибка базовой оценки работает на поддержание гендерных стереотипов, например, когда мужчина, считающий женщин плохими водителями, на дороге игнорирует многочисленных женщин-водителей, не нарушающих правила, а видя одну женщину, которая нарушила правила, воспринимает этот случай как подтверждение имеющегося у него стереотипа.

Такая склонность уделять меньше внимания сравнительно частым случаям из реальной жизни, чем отдельным ярким случаям, описывается понятием «ошибка базовой оценки». Ошибка базовой оценки работает на поддержание гендерных стереотипов, например, когда мужчина, считающий женщин плохими водителями, на дороге игнорирует многочисленных женщин-водителей, не нарушающих правила, а видя одну женщину, которая нарушила правила, воспринимает этот случай как подтверждение имеющегося у него стереотипа.

Каскад доступной информации

Каскад доступной информации — это укрепление коллективной веры во что-либо в результате нарастающего повторения в публичном дискурсе. Гендерные стереотипы постоянно воспроизводятся в средствах массовой информации. СМИ также часто искажают результаты научных исследований гендерных различий, преувеличивая обнаруживаемые различия и умалчивая о том, что межгендерных сходств исследования обнаруживают гораздо больше. Это способствует тому, что гендерные стереотипы воспринимаются как непреложная и самоочевидная истина.

Самоисполняющиеся пророчества

Самоисполняющееся пророчество — это ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое превращает первоначальное ложное представление в реальность. Гендерные стереотипы часто срабатывают как самоисполняющиеся пророчества. Например, как показывают исследования, гендерные стереотипы родителей заставляют их искажённо воспринимать способности и достижения своих детей и, более того, заставляют самих детей воспринимать их так же. Как отмечают исследователи, это может ограничивать возможности самореализации детей. Гендерные стереотипы работодателей, в частности, их убеждение в том, что женщины в силу своих личных качеств не подходят для руководящей работы, заставляют их поручать женщинам те задания, которые не позволяют им проявить себя с другой стороны и приобрести дополнительный опыт.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.