Психология общения

Алан-э-Дейл       03.12.2024 г.

Варианты устной речи

Устная речь реализуется звуковыми (вербальными) средствами общения, являются ими звуки и звукосочетания, темпо-ритм, расстановка пауз, акценты, мелодика, а также интонация. Речевая деятельность обычно не отделяет их друг от друга, эти элементы образуют единое диалектическое целое

Критерии классификации

Виды общения и их характеристика

Примеры общения

Виды общения по содержанию

Материальное. Участники коммуникации взаимодействуют между собой с целью получения материальной выгоды, каких-либо предметов, продукции трудовой деятельности.

Покупка товара в магазине.

Когнитивное. Коммуникация с целью передать или получить какую-либо развивающую информацию, необходимую для познания и самосовершенствования.

Общение ученика на уроке с учителем.

Деятельностное. Обмен участников навыками или умениями.

Коммуникация с тренером в спортзале.

Мотивационное. Передача стимулов и побуждений к какой-либо деятельности.

Мотивирующие тренинги в маркетинговых компаниях.

Кондиционное. Намеренное воздействие на психологическое состояние для достижения какого-либо определенного результата.

Общение афериста с жертвой.

Виды общения по целям

Биологическое. Общение для удовлетворения биологических потребностей.

Общение с целью получения сексуальной разрядки.

Социальное. Общение для удовлетворения социальных потребностей человека.

Выступление поэта перед публикой с целью получить всеобщее признание.

По средствам выражения

Вербальное. Коммуникация при помощи речи.

Любое общение, подразумевающее прямую речь.

Невербальное. Общение языком тела. Может выступать и в качестве самостоятельных элементов коммуникации, и как дополняющее виды речевого общения.

Жесты, позы, мимика, наклоны тела.

По участникам коммуникации

Межличностное. Подразумевает прямой контакт его участников.

Разговор тет-а-тет на личные темы.

Лично-групповое. Коммуникация с каждым из участников группы.

Совещание руководителя с подчиненными.

Межгрупповое. Коммуникация нескольких групп людей. Может носить как мирный, так и конфликтный характер.

Этническая вражда.

По средствам передачи информации

Опосредованное. Коммуникация с привлечением технических средств.

Переписка по мессенджеру, при помощи электронной почты или через общего знакомого.

Непосредственное. Коммуникация двух участников, находящихся в непосредственной близости друг с другом.

Разговор тет-а-тет.

По времени

Кратковременное. Непродолжительная по времени коммуникация, как правило не подразумевающая повторного контакта.

Разговор с кассиром в билетной кассе.

Длительное. В процессе коммуникации участники не только обмениваются необходимой информацией, но и познают друг друга. Предполагают непрерывные или периодически прерывающиеся контакты.

Общение молодого человека и девушки, которые собираются связать себя узами брака.

Также есть три вида общения, которые не подходят под перечисленные выше критерии:

  1. Воспитательное. Целенаправленное воздействие на другого человека с целью достигнуть определенных результатов. Пример , воспитание ребенка в детском саду.
  2. Диагностическое. Коммуникация с целью формирования мнения или получения требуемой о собеседнике информации. Например, опрос пациента врачом с целью постановки диагноза.
  3. Интимно-личностное. Коммуникация близких или родных людей, имеющих большой уровень доверия друг к другу. Например , отца и сына, родных братьев или сестер.

Вышеперечисленные виды общения , это только часть его разделения по тем или иным качествам и признакам.

Существует еще множество взглядов и мнений психологов о классификации согласно их собственным преставлениям о данном процессе.

Особенности коммуникаций у мужчин и женщин

В результате получается, что сигналы невербального характера можно назвать менее понятными и точными, и они могут быть истолкованы неправильно. Как считают западные ученые, надежность сообщения, которое получают с помощью невербальной коммуникации, не превышает шестидесяти процентов

При этом есть мнение, что женщины склонны сильнее фокусировать свое внимание на сигналах невербального характера в ситуациях коммуникации, и это дает объяснение тому, почему они по праву считаются лучшими слушателями, нежели мужчины. Мужчины же зачастую сосредотачивают собственное внимание именно на словах

Руководствуясь этим можно сделать вывод о том, что рост межличностных коммуникаций с помощью электронной почты и факсов более выгоден для мужчин, а усиление роли видеоконференций способно стать преимуществом женской части сотрудников.

Формы

Существуют следующие формы речевого общения:

  1. Монологическая. Уровень общения, признаком которого является монологическая речь. На фоне активности одного участника ярко выражена пассивность другого. Пример , чтение студентам лекции преподавателем.
  2. Диалоговая. В коммуникации равноценно участвуют все ее участники. Пример , любой диалог.
  3. Полилогическое. Многостороння коммуникация, для которой характерна борьба между ее участниками за право своего участия. Пример , политическое телешоу, в котором выступают одновременно несколько участников, обсуждающих какой-либо спорный вопрос.

Есть и другие взгляды психологов на формы общения. Например, формы общения дошкольников и их родителей при педагогической деятельности по М. И. Лисиной:

Формы общения дошкольников со взрослыми:

Ситуативно-личностная форма общения. Данная форма характерна для младенчества. В ее основе лежит эмоциональный контакт ребенка со взрослым, когда игрушки для дошкольника остаются еще на втором плане. Совместно со взрослым, выполняющим роль руководителя, учителя, наставника ребенок может выполнять более сложные действия с различными предметами. При этом именно коммуникация со взрослым остается главной потребностью дошкольника.

Внеситуативно-познавательная форма общения

Такая форма возникает, когда внимание ребенка выходит за рамки существующей ситуации , например, определенной игровой деятельности, и он проявляет инициативу в стремлении познать окружающий мир. При этом основным источником знаний для ребенка остается взрослый человек.

Внеситуативно-личностная

Данная форма предполагает коммуникацию со взрослыми в различных ситуациях. Имеет огромное значение в подготовке дошкольников к школьному обучению, так как, если ребенок не сможет достигнуть умения правильно взаимодействовать со взрослыми, признавать их авторитет, то фактически это будет означать отсутствие психологической готовности к обучению в школе.

Ситуативно,деловая. Стремясь с возрастом к самостоятельности, ребенок, тем не менее, вынужден обращаться ко взрослому в процессе познания окружающего мира. Данная форма общения подразумевает взаимодействие дошкольника и взрослого в процессе познавательной деятельности ребенка.

Формы общения дошкольников со сверстниками:

  1. Эмоционально-практическая. Обусловлена тем, что к двухгодичному возрасту у ребенка возникает потребность во взаимодействии со своими сверстниками в его деятельности. Коммуникация в это время происходит посредством жестов и мимики.
  2. Ситуативно-деловая. Возникает примерно к 4 году жизни ребенка. В данное время в деятельности дошкольника преобладают сюжетно-ролевые игры, действия все больше принимают коллективный характер. Потребность в данной форме коммуникации выходит практически на первый план во взаимодействии ребенка с его окружением.
  3. Внеситуативно-деловая. Заключается в коммуникации со сверстниками с целью планирования взаимодействия. Носит внеситуативный характер. В это время возникает повышенный интерес к личности собеседника, а главным средством коммуникации становится речь.

Формы коллективного общения. В процессе своей деятельности воспитателям требуется освещать свою деятельность, сотрудничать с родителями детей, в связи с чем выделяются следующие формы коллективного общения:

  1. Общие родительские собрания. На собраниях координируются действия воспитателей и родителей по воспитанию детей, выносятся вопросы образования, оздоровления и проблемы воспитания.
  2. Родительская конференция. Данная форма взаимодействия отличается от собрания тем, что на конференции присутствуют представители общественности , врачи, педагоги-психологи и другие, что позволяет затронуть более обширную область вопросов в воспитании, поведении и здравоохранения детей.
  3. Групповые собрания родителей. На них родители могут более подробно ознакомиться с методами воспитания детей.

Вербальное или невербальное — что это и какой вид общения важнее

Люди не могут существовать без общения. Передаём друг другу знания и предположения, факты и слухи, страхи и сомнения, чувства и эмоции. Принято считать, что существует всего 2 способа передачи информации: невербальный и вербальный. Первый предполагает, что доступны все каналы коммуникации, а во втором случае мы пользуемся только речью и письмами.

Вербальное общение бывает 3 типов:

  • Речевое. Общение происходит с помощью слов (монологов и диалогов).
  • Письменное. Слова написанные (напечатанные).
  • Внутреннее. Это наши мысли, внутренний диалог.

Своему происхождению термин обязан латинскому слову «verbalis», которое переводится на русский язык, как «словесно».

Соответственно, все другие коммуникации считаются «невербальными». К ним относят:

  • Поза, жест, мимика лица. Те, кто умеет в них разбираться — могут вынести сразу правильное мнение о говорящем.
  • Визуальное (зрительное) восприятие, когда мы видим внешность, пол, возраст.
  • Акустическое. Оценка тембра голоса, правильность речи, яркость выражений, паузы, громкость, слова-паразиты, кашель и пр.
  • Тактильное. Большое значение имеют прикосновения. Одно показывают дружеские намерения, а другие вызывают опаску.
  • Запах. Одни привлекают к себе, а другие, наоборот, способны оттолкнуть.
  • Движения. Излишняя жестикуляция может утомить. Но если пользоваться в меру, то возможно добиться большего расположения к своей персоне. Политиков, артистов, дипломатов искусству жестов учат специальные тренеры.
  • Личное пространство. Согласитесь, что не каждому понравится, когда во время разговора его держат за пуговицу рубашки или бесцеремонно похлопывают по плечу.

 Что же это такое?

Как мы уже написали выше, обмен какой-либо информацией с помощью устной и письменной речи называют «вербальным общением». Смысл от обмена словами (в живом разговоре или письменным общением) не меняется. Мы усваиваем принятую информацию, накапливаем её и осознаём.

Оно характеризуется однозначностью и точностью формулировок, которые исключают двоякое трактование.

Виды 

Исследователи вывели несколько разновидностей:

Обмен знаниями с целью повышения образования.
Передача информации, которую собеседник считает важной.
Выражение своих эмоций, мыслей, страхов, опасений, желаний и пр.
Служащее для налаживания контактов.
Необходимое для накопления информации.

Как можно понять, многие функции тесно переплетены между собой.

Значение 

Кроме обычных фраз немалую роль играют мимика, жесты и интонация, с помощью которых можно понять искренность говорящего. И сделать выводы о его правдивых выражениях. Может стоит отнестись к ним крайне скептически?

https://youtube.com/watch?v=WoJH5U-rgKw

Подобные взаимоотношения являются важным инструментом, для отношений между собеседниками. Если уметь им пользоваться, то можно добиться больших успехов в курьере и в личной жизни. Многие учатся красиво говорить, кратко и лаконично излагать свои мысли, пополняют словарный запас. Самым правильным способом улучшить коммуникативные навыки является чтение книг.

https://youtube.com/watch?v=OpyVd8RQu58

Основные правила 

С грамотным человеком всегда приятно иметь дело. Своими знаниями мы вызываем к себе уважение и доверие. Не зря же хорошие ораторы добиваются больших успехов в жизни. Прислушайтесь к нашим нескольким полезным советам.

  • В разговоре всегда уважайте своего собеседника. Дайте ему возможность высказать свою точку зрения.
  • Избегайте совершенно бесполезных споров, переходов на личности, выяснения отношений. Как говорят в народе: «Спор ради спора».
  • Будьте логичны и последовательны в разговоре. Не меняйте свои первоначальные высказывания.
  • Нет нужды обильно усиливать свою речь специфическими терминами, цитатами великих, пошлыми анекдотами. Многим это не по нраву.
  • Старайтесь говорить только правду. Ложь легко вычислить.
  • Не забывайте про национальность, вероисповедание, субкультуру, возраст и социальный статус собеседника. Нарушив этикет можно легко обидеть человека.
  • Научитесь ни в коем случае не перебивать других.

Тут уже возможно сделать некоторые выводы. Развивать в себе подобные навыки не только можно, но и крайне необходимо. Всё вместе взятое пригодится как на работе, так и в личной жизни.

Предлагаем Вашему вниманию бесплатный вебинар:

Какую значимость имеют для человека

Средства общения человека в психологии

Прежде, чем выяснять важность общения при помощи языка, правильным будет дать определение невербальным способам коммуникации. К ним относятся:

  • жесты;
  • выражение глаз;
  • позиционирование тела или его отдельных частей: рук, ног, головы;
  • мимика.

Задолго до того, как человек научился говорить, он использовал все эти возможности, чтобы общаться. Но этого было недостаточно для полноценного информационного контакта с особями, подобными себе.


Мимика и жест, несущие минимум информации

К сведению. Мимика – это выражение чувств с использованием мышечного движения на лице. С её помощью можно выдать до 15% информации о происходящем событии. Но нельзя сказать, что средством вербального общения является мимика или любая из вышеперечисленных позиций.

Собеседник увидит на лице партнёра одно из эмоциональных состояний человека, но понять, что тот хочет сказать не сможет. Несомненно, поза и жестикуляция поведают о многом, но чётко и понятно донести информацию до коммуниканта может только речь. При этом лишь правильно выстроенная, грамотная и чётко выраженная мысль, высказанная при помощи слов, может нести полезную информацию и произвести нужный эффект.

Например, неопытный оратор может в течение часа нести околесицу, не останавливаясь ни на мгновение, но так и не сообщить слушателям ничего полезного. Деловые партнёры на переговорах в чётко построенном речевом диалоге выдают и получают до 98% полезных сведений.

Внимание! Чтобы найти своё место в социуме: работу, семью, друзей, просто жить среди людей, занимаясь определённой деятельностью, человеку нужно уметь общаться и презентовать себя при помощи речи

Общение в Интернет- пространстве

Формирование информационного общества и развитие научно-технического прогресса привели к оформлению новых средств общения. Оно связано со взаимодействием посредством применения разнообразных электронных аппаратов или в Интернет-пространстве.

Такое общение имеет свои особенности, поскольку оно, в некоторых случаях, исключает наличие визуального контакта с собеседником, а иногда и устную речь, если происходит переписка в чате. Это приводит к недополучению какой-то части информации, которую возможно было бы получить при взгляде на собеседника, его мимике, жестов или из его речи, ведь она была более расширенной и подробной, нежели сообщение в чате.

При общении в интернет-пространстве все пользователи имеют возможность сохранять свою анонимность. Если, вы не знаете человека в реальной жизни, то те факты, которые он сообщает о себе в интернете не всегда могут быть правдивыми. Собеседник может оказаться выдуманным персонажем, если захочет таким предстать. Виртуальное общение иногда очень интересно именно этим, а иногда и опасно. Все зависит от собеседника, который попался вам. Анонимность в виртуальном общении подкрепляется применением псевдонимов пользователями, которые носят название «ники».

Если вы общаетесь путем использования электронных средств и информационных ресурсов, то необходимо соблюдать некоторые правила организации продуктивности такого общения. Они состоят в выполнении простых действий:

  1. Обязательное редактирование написанного;
  2. Соблюдение правил грамматики, пунктуации и синтаксического построения речи;
  3. В письмах должны быть сформулированы те же положения, что и были присланы вам пользователем, поскольку он не может помнить каждое свое послание и его суть;
  4. Если пользователь применяет нестандартные формулировки и выражения, то с ними необходимо ознакомиться и повторить в ответном послании, возможно перефразировав их;
  5. Чтобы сообщение было воспринято пользователем как нужно т.е. он прочувствовал его эмоциональный настрой, необходимо учесть тот факт, что невербальные жесты тут неприменимы. Поэтому, сообщение должно содержать выразительные обороты, прилагательные и смайлики;
  6. Старайтесь сохранить суть и смысловое назначение послания. Для этого следует избегать сокращений, которые могут оказаться непонятными для собеседника;
  7. Мысли должны быть изложены ясно;
  8. Электронное общение, по своей сути, не является тайным. Оно может быть сохранено на нескольких площадках, проходя путь до собеседника. В этой связи, секретную информацию лучше не передавать в Интернет-пространстве. Возможно, конечно, зашифровать послание, но это тоже не самый надежный способ.

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Вербальное и невербальное общение

Как известно, человеческий индивид существо социальное. То есть субъект, никогда не сможет стать личностью без социума. Взаимодействие субъектов с социумом происходит посредством инструментов общения (коммуникации), которое бывает речевым и невербальным.

Вербальные и невербальные средства общения обеспечивают коммуникативное взаимодействие индивидов во всем мире. Хотя у человека первична мысль, но для ее выражения и понимания другими индивидами необходим такой инструмент вербального общения как речь, которая обличает мысли в слова. Ведь для индивида явление или понятие начинает существовать только при условии приобретения им определения или названия.

Наиболее универсальным средством общения между людьми является язык, который представляет собой основную систему, кодирующую информацию, и важный инструмент коммуникации.

С помощью слов человек делает понятным значение событий и смысл явлений, выражает собственные мысли, чувства, позиции и мировоззрение. Личность, ее язык и сознание неразделимы. Однако при этом абсолютное большинство людей к языку относится так, как к воздуху, т.е. использует его, не замечая. Язык довольно часто обгоняет мысли или не подчиняется им.

Во время коммуникационного взаимодействия людей на каждом его этапе возникают барьеры, которые препятствуют эффективности общения. Часто на пути к взаимопониманию становится использование одинаковых слов, жестов и других коммуникационных инструментов для определения совершенно разных явлений, вещей, предметов. Такие барьеры появляются вследствие социально-культурных различий, психологических и других факторов. Индивидуальные расхождения в человеческих потребностях и системе их ценностей часто не дают возможности найти общий язык даже при обсуждении универсальных тем.

Нарушения процесса коммуникационного человеческого взаимодействия вызывают ошибки, промахи или сбои в шифровании информации, недоучет мировоззренческих, профессиональных, идеологических, религиозных, политических, возрастных и половых отличий.

Кроме этого, для человеческих коммуникаций неимоверно важны следующие факторы: контекст и подтекст, стиль. Так, например, неожиданное фамильярное обращение или развязное поведение может свести к нулю всю информационную насыщенность беседы.

Однако большая часть информации о партнере по коммуникации передается не с помощью вербальных инструментов, а при помощи невербальных средств. То есть представление об истинных чувствах собеседника и его намерениях субъекты черпают не из его речи, а при непосредственном наблюдении за деталями и манерой его поведения. Другими словами, межличностное коммуникационное взаимодействие, главным образом, осуществляется благодаря целому комплексу невербальных инструментов – мимике и жестам, символическим коммуникативным знакам, пространственным и временным границам, интонационным и ритмическим характеристикам речи.

Как правило, невербальные коммуникации являются следствием не сознательной манеры поведения, а подсознательных побуждений. Вербальные механизмы общения довольно трудно подделать, именно поэтому доверять им следует больше, чем словесным формулировкам.

Вербальные и невербальные средства общения в ходе коммуникационного взаимодействия людей воспринимаются одновременно (одномоментно), их следует рассматривать в качестве единого комплекса. Кроме того, жесты без использования речи не всегда бывают состоятельными, а речь без мимики пуста.

Характеристика общения

Общение рассматривают как сложное и ёмкое понятие, которое объясняет, как и зачем взаимодействуют два человека или группа. При общении поддерживаются межличностные отношения, и достигается единый результат совместного действия.

Люди общаются, преследуя цель:

  • передачи и получения предметных знаний об устройстве мира;
  • согласовать правильные действия совместного труда;
  • познания и воспитания;
  • установить или прояснить личные и деловые взаимоотношения;
  • удовлетворить познавательные, культурные, социальные, творческие и другие потребности.

С точки зрения философии, исходя из общественной теории, благодаря диалектическому взаимодействию эволюционировала социальная структура общества. Там происходит выполнение личностных установок, признание социальных норм и воспитание личности обществом.

Психология объясняет общение как главную потребность человека для самообразования и превращения в личность.

При общении у людей задействованы мысли, чувства, а также духовные ценности и личностный смысл, поэтому общение характеризуется:

  1. Признанием прав.
  2. Стремлением к достижению цели.
  3. Контактам без оценок.
  4. Целостным восприятием.

Подвергая общение анализу, уделяют внимание трём уровням. На макроуровне человек общается на протяжении жизни

Этот уровень нужен для психического развития человека. На мезауровне общение происходит в конкретный интервал времени целенаправленными, логически завершёнными контактами, используя идеи, представления, переживания. Микроуровневое общение складывается из вопросов и ответов, призыва действовать и выполнение этого действия.

Тип общающихся людей влияет на стиль общения, который считается: дружеским и деловым, подавляющим и сдержанным, заигрывающим, требующим или позиционным стилем. Встречаются и другие стили.

Способы невербального общения

Существует довольно много каналов невербального общения. И чем сильнее человек вовлечён в разговор, тем активнее он их использует. Чаще всего используются такие каналы как:

  1. Мимика. Выражение лица – самый информативный канал невербального взаимодействия, позволяющий передать множество эмоций, выразить восхищение или негодование, показать своё согласие или отказ. Одним взглядом мы можем продемонстрировать, что недовольны поведением человека, а можем подмигнуть, показав, что мы с ним заодно.
  2. Жесты. Мы с детства привыкаем использовать жесты в общении наравне с речью и мимикой. Некоторые из них являются естественными и выглядят одинаково во всём мире. Другие же культурно зависимы, но мы привыкаем к ним и используем, не задумываясь над их смыслом. Однако в разных культурах одни и те же жесты могут иметь противоположный смысл. Поэтому, собираясь в другую страну, желательно почитать о культурных особенностях. Вполне вероятно, что жест, кажущийся вам безобидным и доброжелательным, окажется там пошлым, грубым или даже враждебным.
  3. Взгляд. Зрительный контакт и направление взгляда – один из ключевых каналов невербальной коммуникации. Едва уловимые движения глаз, широко раскрывшиеся веки, расширившиеся от интереса зрачки или приподнятая бровь – это сигналы, которые мы улавливаем мгновенно, даже не задумываясь. Взглядом подчас можно передать мысли, которые просто невозможно выразить словами.
  4. Поза. Этот канал передаёт довольно много информации, которую человек не планировал сообщать собеседнику. По положению его тела и осанке, по движениям и по тому, как он держит голову, можно многое сказать о его настроении и самооценке. Поза всегда показывает, насколько комфортно человеку в данной обстановке и насколько уверенно он себя чувствует.
  5. Прикосновения. Социальное взаимодействие людей подразумевает некоторые прикосновения к собеседнику. В зависимости от природы отношений это может быть рукопожатие, прикосновение к локтю, похлопывание по плечу или по спине, дружеские или близкие объятия.
  6. Пространство. Расстояние до собеседника сильно влияет на комфорт общения. Некоторые люди используют сближение как невербальный сигнал, демонстрируя симпатию, привязанность, сексуальный интерес, желание доминировать или агрессию.
  7. Голос.Во время общения мы «играем» голосом, меняя интонацию и тембр, делая многозначительные паузы, ускоряя или замедляя ритм речи. Что-то из этого мы делаем произвольно, а что-то ускользает от нашего внимания, но многое говорит собеседнику о наших переживаниях и даже мыслях.

Многие из перечисленных каналов умело используют представители гоп-культуры. Эти люди хорошо понимают, что такое невербальное общение и как его можно использовать. Кроме того, у них от природы развита эмпатия. По поникшей осанке и ссутуленным плечам они легко определяют неуверенного в себе человека. Остановив его под невинным предлогом, они стараются подойти поближе, приобнять за плечо, чтобы продемонстрировать «дружеские» намерения. Этим жестом они осознанно причиняют человеку дискомфорт, чтобы тот скорее выполнил их требования.

Три стороны общения

Структура общения условно разделяет его на три процесса, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:

Социальная перцепция – восприятие партнера по взаимодействию

Люди воспринимают друг друга посредством органов чувств, дают оценку внешности, речи, поведению и делают вывод о возможности продолжения социального контакта

Особенно важно первое впечатление. То, как будет воспринят другой человек в первый раз, при первой встрече, влияет на готовность обмениваться информацией и взаимодействовать с ним. Коммуникация – обмен информацией

Коммуникация – обмен информацией

Контакты бессмысленны, если люди не умеют передавать друг другу необходимую информацию, знания и опыт вербально и невербально.

Интеракция – обмен действиями

Беседа без возможности совершать поступки, затрагивающие собеседника, и обмениваться с ним действиями была бы неэффективной и безрезультатной.

Понятие общения, его виды и типы

Коммуникация может быть:

  • Формальной. Этот вид взаимодействия используется незнакомыми и знакомыми людьми, беседа которых носит исключительно информационный характер и не требует включения в разговор эмоциональной составляющей.
  • Неформальной. При таком взаимодействии беседа может быть наполнена личным смыслом и эмоциями. Неформальный разговор может быть светским, повседневным и бытовым.

По содержанию коммуникация бывает:

  • Материальной. Подразумевает реальный обмен предметами, которые в данный момент являются средством удовлетворения потребностей субъектов коммуникации, или их передачу.
  • Когнитивной. В этом случае происходит обмен знаниями, оказывающий влияние на личностный рост людей. Например, один человек узнаёт у другого актуальную информацию о текущих ценах на бензин или студент узнаёт от преподавателя возможные методы решения математической задачи.
  • Кондиционной. При этом субъекты оказывают психологическое или физическое воздействие друг на друга. Например, один человек успокаивает другого во время беседы, пытается поднять ему настроение или, наоборот, испортить его.
  • Мотивационной. Направленной на передачу друг другу каких-либо установок, импульсов к действию.

Бывает три основных структуры общения:

  • Фронтальная. При этой структуре человек (оратор) выбирает монологическую форму общения, обращаясь к аудитории или группе людей. Слушатели в основной своей массе в это время молчат. Даже если кто-то из присутствующих задаёт вопрос, и между ним и оратором завязывается диалог, коммуникация не перестаёт быть фронтальной, так как все остальные присутствующие слушают молча.
  • Диалог. Структура коммуникации строится по принципу участия в разговоре двух собеседников. Это прямая структура разговора — «ты мне, я — тебе».
  • Опосредованная. Подразумевает обмена информацией при помощи дополнительных средств, например, телевидение, интернет, радио, телефон.
  • Косвенная. Передача информации осуществляется через посредников. Такая структура часто используется, если общение строится между конфликтующими сторонами.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.