Психология общения

Алан-э-Дейл       15.05.2023 г.

Оглавление

Варианты устной речи

Устная речь реализуется звуковыми (вербальными) средствами общения, являются ими звуки и звукосочетания, темпо-ритм, расстановка пауз, акценты, мелодика, а также интонация. Речевая деятельность обычно не отделяет их друг от друга, эти элементы образуют единое диалектическое целое

Однако в зависимости от того, какому из них уделяется большее внимание, от целей речи, выделяют несколько вариантов устной речи:

  1. Кодифицированная, то есть такая, которая отвечает принятым стандартам языка и «семантики», например, литературная речь, деловая, жаргонная и т. д. Этот вариант устной речи используется чаще остальных в повседневной жизни.
  2. Некодифицированная, предусматривающая использование «псевдослов». Этот термин применяют к не получившим широкого распространения неологизмам. У многих литературных деятелей встречаются звукосочетания, в которые они вкладывали некоторый смысл, но они не закрепились в языке читателей. Так, у И. Пивоваровой есть строки: «Кулинаки – пулинаки, Громко гавкают собаки…».
  3. Звуковые жесты, представляющие собой короткие слова не несущие информации, но характеризующие действия или показывающие отношение говорящего к чему-либо. Например, «угу», «кхе-кхе», «фьють», цоканье и т. д.
  4. Звукоподражания, то есть подражание звукам, которые издают животные, младенцы, неодушевленные предметы — автомобиль, пушка и т. д.
  5. Звуковые характеристики. Этот вид вербального средства общения является также звукоподражанием, но употребляемым в качестве оценки чего-либо.
  6. Эмболофразии, некие вставки в нормативную речь, взятые из ненормативной лексики, или нетипичные для данной ситуации. В качестве примера можно привести употребление слов или звуков «это самое», «ну», «так сказать» и т. д.
  7. Хезитации, тоже вставки, но некодированные, то есть собеседник не понимает их значения. Самый распространенный из них — звук «э».

Нередко какой-либо из этих видов средств вербального общения используются намеренно, например, удлиняется пауза для привлечения внимания слушателей к тому или иному фрагменту текста. Фактически все эти варианты устной речи сочетаются в речи каждого человека, нередко даже в одной фразе.

Классификация видов: таблица

Какие виды общения существуют? Каждый человек использует различные виды общения в своей жизни. Их классификация происходит по различным критериям. Выделяют следующие основные виды общения:

Критерии классификации

Виды общения и их характеристика

Примеры общения

Виды общения по содержанию

Материальное. Участники коммуникации взаимодействуют между собой с целью получения материальной выгоды, каких-либо предметов, продукции трудовой деятельности.

Покупка товара в магазине.

Когнитивное. Коммуникация с целью передать или получить какую-либо развивающую информацию, необходимую для познания и самосовершенствования.

Общение ученика на уроке с учителем.

Деятельностное. Обмен участников навыками или умениями.

Коммуникация с тренером в спортзале.

Мотивационное. Передача стимулов и побуждений к какой-либо деятельности.

Мотивирующие тренинги в маркетинговых компаниях.

Кондиционное. Намеренное воздействие на психологическое состояние для достижения какого-либо определенного результата.

Общение афериста с жертвой.

Виды общения по целям

Биологическое. Общение для удовлетворения биологических потребностей.

Общение с целью получения сексуальной разрядки.

Социальное. Общение для удовлетворения социальных потребностей человека.

Выступление поэта перед публикой с целью получить всеобщее признание.

По средствам выражения

Вербальное. Коммуникация при помощи речи.

Любое общение, подразумевающее прямую речь.

Невербальное. Общение языком тела. Может выступать и в качестве самостоятельных элементов коммуникации, и как дополняющее виды речевого общения.

Жесты, позы, мимика, наклоны тела.

По участникам коммуникации

Межличностное. Подразумевает прямой контакт его участников.

Разговор тет-а-тет на личные темы.

Лично-групповое. Коммуникация с каждым из участников группы.

Совещание руководителя с подчиненными.

Межгрупповое. Коммуникация нескольких групп людей. Может носить как мирный, так и конфликтный характер.

Этническая вражда.

По средствам передачи информации

Опосредованное. Коммуникация с привлечением технических средств.

Переписка по мессенджеру, при помощи электронной почты или через общего знакомого.

Непосредственное. Коммуникация двух участников, находящихся в непосредственной близости друг с другом.

Разговор тет-а-тет.

По времени

Кратковременное. Непродолжительная по времени коммуникация, как правило не подразумевающая повторного контакта.

Разговор с кассиром в билетной кассе.

Длительное. В процессе коммуникации участники не только обмениваются необходимой информацией, но и познают друг друга. Предполагают непрерывные или периодически прерывающиеся контакты.

Общение молодого человека и девушки, которые собираются связать себя узами брака.

Также есть три вида общения, которые не подходят под перечисленные выше критерии:

  1. Воспитательное. Целенаправленное воздействие на другого человека с целью достигнуть определенных результатов. Пример , воспитание ребенка в детском саду.
  2. Диагностическое. Коммуникация с целью формирования мнения или получения требуемой о собеседнике информации. Например, опрос пациента врачом с целью постановки диагноза.
  3. Интимно-личностное. Коммуникация близких или родных людей, имеющих большой уровень доверия друг к другу. Например , отца и сына, родных братьев или сестер.

Вышеперечисленные виды общения , это только часть его разделения по тем или иным качествам и признакам.

Существует еще множество взглядов и мнений психологов о классификации согласно их собственным преставлениям о данном процессе.

Особенности коммуникаций у мужчин и женщин

В результате получается, что сигналы невербального характера можно назвать менее понятными и точными, и они могут быть истолкованы неправильно. Как считают западные ученые, надежность сообщения, которое получают с помощью невербальной коммуникации, не превышает шестидесяти процентов

При этом есть мнение, что женщины склонны сильнее фокусировать свое внимание на сигналах невербального характера в ситуациях коммуникации, и это дает объяснение тому, почему они по праву считаются лучшими слушателями, нежели мужчины. Мужчины же зачастую сосредотачивают собственное внимание именно на словах

Руководствуясь этим можно сделать вывод о том, что рост межличностных коммуникаций с помощью электронной почты и факсов более выгоден для мужчин, а усиление роли видеоконференций способно стать преимуществом женской части сотрудников.

Формы

Существуют следующие формы речевого общения:

  1. Монологическая. Уровень общения, признаком которого является монологическая речь. На фоне активности одного участника ярко выражена пассивность другого. Пример , чтение студентам лекции преподавателем.
  2. Диалоговая. В коммуникации равноценно участвуют все ее участники. Пример , любой диалог.
  3. Полилогическое. Многостороння коммуникация, для которой характерна борьба между ее участниками за право своего участия. Пример , политическое телешоу, в котором выступают одновременно несколько участников, обсуждающих какой-либо спорный вопрос.

Есть и другие взгляды психологов на формы общения. Например, формы общения дошкольников и их родителей при педагогической деятельности по М. И. Лисиной:

Формы общения дошкольников со взрослыми:

Ситуативно-личностная форма общения. Данная форма характерна для младенчества. В ее основе лежит эмоциональный контакт ребенка со взрослым, когда игрушки для дошкольника остаются еще на втором плане. Совместно со взрослым, выполняющим роль руководителя, учителя, наставника ребенок может выполнять более сложные действия с различными предметами. При этом именно коммуникация со взрослым остается главной потребностью дошкольника.

Внеситуативно-познавательная форма общения

Такая форма возникает, когда внимание ребенка выходит за рамки существующей ситуации , например, определенной игровой деятельности, и он проявляет инициативу в стремлении познать окружающий мир. При этом основным источником знаний для ребенка остается взрослый человек.

Внеситуативно-личностная

Данная форма предполагает коммуникацию со взрослыми в различных ситуациях. Имеет огромное значение в подготовке дошкольников к школьному обучению, так как, если ребенок не сможет достигнуть умения правильно взаимодействовать со взрослыми, признавать их авторитет, то фактически это будет означать отсутствие психологической готовности к обучению в школе.

Ситуативно,деловая. Стремясь с возрастом к самостоятельности, ребенок, тем не менее, вынужден обращаться ко взрослому в процессе познания окружающего мира. Данная форма общения подразумевает взаимодействие дошкольника и взрослого в процессе познавательной деятельности ребенка.

Формы общения дошкольников со сверстниками:

  1. Эмоционально-практическая. Обусловлена тем, что к двухгодичному возрасту у ребенка возникает потребность во взаимодействии со своими сверстниками в его деятельности. Коммуникация в это время происходит посредством жестов и мимики.
  2. Ситуативно-деловая. Возникает примерно к 4 году жизни ребенка. В данное время в деятельности дошкольника преобладают сюжетно-ролевые игры, действия все больше принимают коллективный характер. Потребность в данной форме коммуникации выходит практически на первый план во взаимодействии ребенка с его окружением.
  3. Внеситуативно-деловая. Заключается в коммуникации со сверстниками с целью планирования взаимодействия. Носит внеситуативный характер. В это время возникает повышенный интерес к личности собеседника, а главным средством коммуникации становится речь.

Формы коллективного общения. В процессе своей деятельности воспитателям требуется освещать свою деятельность, сотрудничать с родителями детей, в связи с чем выделяются следующие формы коллективного общения:

  1. Общие родительские собрания. На собраниях координируются действия воспитателей и родителей по воспитанию детей, выносятся вопросы образования, оздоровления и проблемы воспитания.
  2. Родительская конференция. Данная форма взаимодействия отличается от собрания тем, что на конференции присутствуют представители общественности , врачи, педагоги-психологи и другие, что позволяет затронуть более обширную область вопросов в воспитании, поведении и здравоохранения детей.
  3. Групповые собрания родителей. На них родители могут более подробно ознакомиться с методами воспитания детей.

Вербальное или невербальное — что это и какой вид общения важнее

Люди не могут существовать без общения. Передаём друг другу знания и предположения, факты и слухи, страхи и сомнения, чувства и эмоции. Принято считать, что существует всего 2 способа передачи информации: невербальный и вербальный. Первый предполагает, что доступны все каналы коммуникации, а во втором случае мы пользуемся только речью и письмами.

Вербальное общение бывает 3 типов:

  • Речевое. Общение происходит с помощью слов (монологов и диалогов).
  • Письменное. Слова написанные (напечатанные).
  • Внутреннее. Это наши мысли, внутренний диалог.

Своему происхождению термин обязан латинскому слову «verbalis», которое переводится на русский язык, как «словесно».

Соответственно, все другие коммуникации считаются «невербальными». К ним относят:

  • Поза, жест, мимика лица. Те, кто умеет в них разбираться — могут вынести сразу правильное мнение о говорящем.
  • Визуальное (зрительное) восприятие, когда мы видим внешность, пол, возраст.
  • Акустическое. Оценка тембра голоса, правильность речи, яркость выражений, паузы, громкость, слова-паразиты, кашель и пр.
  • Тактильное. Большое значение имеют прикосновения. Одно показывают дружеские намерения, а другие вызывают опаску.
  • Запах. Одни привлекают к себе, а другие, наоборот, способны оттолкнуть.
  • Движения. Излишняя жестикуляция может утомить. Но если пользоваться в меру, то возможно добиться большего расположения к своей персоне. Политиков, артистов, дипломатов искусству жестов учат специальные тренеры.
  • Личное пространство. Согласитесь, что не каждому понравится, когда во время разговора его держат за пуговицу рубашки или бесцеремонно похлопывают по плечу.

 Что же это такое?

Как мы уже написали выше, обмен какой-либо информацией с помощью устной и письменной речи называют «вербальным общением». Смысл от обмена словами (в живом разговоре или письменным общением) не меняется. Мы усваиваем принятую информацию, накапливаем её и осознаём.

Оно характеризуется однозначностью и точностью формулировок, которые исключают двоякое трактование.

Виды 

Исследователи вывели несколько разновидностей:

Обмен знаниями с целью повышения образования.
Передача информации, которую собеседник считает важной.
Выражение своих эмоций, мыслей, страхов, опасений, желаний и пр.
Служащее для налаживания контактов.
Необходимое для накопления информации.

Как можно понять, многие функции тесно переплетены между собой.

Значение 

Кроме обычных фраз немалую роль играют мимика, жесты и интонация, с помощью которых можно понять искренность говорящего. И сделать выводы о его правдивых выражениях. Может стоит отнестись к ним крайне скептически?

Подобные взаимоотношения являются важным инструментом, для отношений между собеседниками. Если уметь им пользоваться, то можно добиться больших успехов в курьере и в личной жизни. Многие учатся красиво говорить, кратко и лаконично излагать свои мысли, пополняют словарный запас. Самым правильным способом улучшить коммуникативные навыки является чтение книг.

https://youtube.com/watch?v=OpyVd8RQu58

Основные правила 

С грамотным человеком всегда приятно иметь дело. Своими знаниями мы вызываем к себе уважение и доверие. Не зря же хорошие ораторы добиваются больших успехов в жизни. Прислушайтесь к нашим нескольким полезным советам.

  • В разговоре всегда уважайте своего собеседника. Дайте ему возможность высказать свою точку зрения.
  • Избегайте совершенно бесполезных споров, переходов на личности, выяснения отношений. Как говорят в народе: «Спор ради спора».
  • Будьте логичны и последовательны в разговоре. Не меняйте свои первоначальные высказывания.
  • Нет нужды обильно усиливать свою речь специфическими терминами, цитатами великих, пошлыми анекдотами. Многим это не по нраву.
  • Старайтесь говорить только правду. Ложь легко вычислить.
  • Не забывайте про национальность, вероисповедание, субкультуру, возраст и социальный статус собеседника. Нарушив этикет можно легко обидеть человека.
  • Научитесь ни в коем случае не перебивать других.

Тут уже возможно сделать некоторые выводы. Развивать в себе подобные навыки не только можно, но и крайне необходимо. Всё вместе взятое пригодится как на работе, так и в личной жизни.

Предлагаем Вашему вниманию бесплатный вебинар:

Какую значимость имеют для человека

Средства общения человека в психологии

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.