Тест фрустрации розенцвейга

Алан-э-Дейл       29.04.2024 г.

Оглавление

Характерные черты фрустрационных состояний

Депрессивные проявления состояния личности относят к астеническим реакциям. Люди, подверженные печали, неуверенности, безразличию часто бессильны изменить что-либо, становятся способными на отчаянные и безрассудные поступки.

Регрессию относят к примитивным и инфантильным состояниям, понижающим порог эффективной деятельности. В состоянии развала существуют характерные возможности выразить свое душевное горе и переживание, например, уходом в одиночество или слезами. Но период регрессии в жизни может возникнуть не только во фрустрации, он вызывается иногда совсем иными обстоятельствами.

Еще одним стандартным проявлением является эмоциональность восприятия ситуации. Индивидуум при возникновении неординарной ситуации может выражать свои чувства направлено на остальных участников события и делать это довольно продолжительное время, даже после прекращения осложнений. Вспышки депрессии или агрессии могут также быть и кратковременными.

Толерантность или устойчивость к неординарным ситуациям также является чертой фрустрации. Эта составляющая характеризует способность человека противостоять и сохранять устойчивость к осложненным жизненным обстоятельствам. Проявляется в способности персонажа освоиться в ситуации и принять решение без утраты психологического равновесия, и не выдавать неадекватных ответов при проведении картиночного опроса.

Типы ответных реакций

Ответные реакции Розенцвейг подразделяет на два типа:

  • ответ, соответствующий продолжению удовлетворения желания или потребности, который появляется систематически после каждой фрустрационной картинки;
  • ответ, отвечающий за собственную защиту, такая реакция возникает только в случае реальной угрозы человеку.

При получении ответов первого типа существует направление адаптивной персистенции, когда упорство субъекта продолжается и имеет целью преодолеть препятствия для получения желаемого. А также наблюдается неадаптивная персистенция, представленная поведением в виде глупых нападок для достижения неопределенной цели.

В обвинении внешних условий и защиты собственного «я» также существует адаптивная реакция, если ответ персонажа оправдан объективной действительностью. Это может быть случай, если индивидуум понимает, что его недостаточные знания и умения привели к развалу предприятия, и он строит обвинения против себя. Неадаптивной считается реакция, если персонаж винит себя, не понимая, что объективной причиной является противодействие или бездействие других обстоятельств.

Если первый тип предполагает удовлетворение желаний любым способом, то во втором случае реакционные ответы продолжают деление еще на три вида и применяются в основе классификации:

  • возбужденные и гневные ответы индивидуум агрессивно отправляет внешним препятствиям и лицам, их создавших, некоторые случаи характеризуются постепенным нарастанием пика возмущения, когда агрессия изначально скрыта, но находит косвенное выражение.
  • ответы, основанные на признании собственной вины и говорящие о появлении угрызений совести;
  • примиряющие ответы, имеющие целью справиться ситуацией мирным путем, уклониться от упреков в свой адрес.

Ответы оператор должен рассматривать с точки зрения правдивости и прямоты, именно такие реакции говорят о стремлении продолжать начальные желания. К символическим и неправдивым ответам относят заместительный смысл фраз испытуемого.

Оператор, оценивающий результаты теста, рассматривает ответы на предмет адекватных реакций. Ответные действия на предложенную фрустрацию, удовлетворяющие биологические требования, по сути, являются адекватными, как и те, которые способствуют развитию и прогрессу личности, в отличие от процесса регрессии.

Порядок проведения теста

В тесте предусмотрено 24 картинки, исполненные в контурной манере. На них изображены два или больше персонажа, которые находятся в стадии разговора, и написана первоначальная фраза. После предложения испытуемому одной из ситуаций на картинке, он должен в короткое время вписать ответ, отождествляя свое поведение со вторым или третьим собеседником. Таким образом, составляется впечатление о способности индивидуума выходить из затрудненных ситуаций.

Порядок обработки

Для проведения результативного исследования пройденного теста предусмотрено несколько этапов:

  • оценка реактивных ответов;
  • выявление степени адаптивности в социуме;
  • определение профиля и образца;
  • анализ дальнейшего развития и прогноз тенденций.

Оценивание ответов происходит с двух позиций, рассматривающих направление реакции, а также ее тип. В зависимости от направления негодования испытуемого внутрь себя, на окружающих или внешние раздражители, оценка выявляет импунитивный, интрапунитивный и экстрапунитивный пути гнева.

По типу реактивного реагирования различают разновидности ответов:

  • препятственно-доминантный;
  • эго-защитный;
  • необходимо упорный.

Ответы индивидуума кодируются в образе счетных факторов и помещаются на бланке протокола в отведенных колонках в соответствии с пунктами подсчета.

Интерпретация ответов

Индивидуум сознательно примеряет на себя роль фрустрированного персонажа в каждой ситуации, поэтому полученные ответы считаются характеризующими субъекта. При этом реакции сами по себе не могут быть нормальными или патологическими, на получение интерпретации влияет суммарные результат, общий профиль и наличие стандартных признаков адекватного поведения в социуме.

Обработанные результаты теста выражают не личностные характеристики, а динамические образы поведения, характерные для определенной личности, поэтому тест Розенцвейга не предназначен для психопатологической оценки личности. Статистика проведения опроса находит закономерность выявления с помощью таких картинок людей с суицидальными наклонностями, неизлечимо больных с плохим прогнозом, маньяков с сексуальными отклонениями, слепых, заик. Именно такая особенность теста делает его применение необходимым в диагностических мероприятиях.

Общая результативность дополняется оценкой критериев по отдельным группам факторов, поэтому при обобщении показателей можно проследить влияние определенного обстоятельства на способ реагирования. Если в процессе обработки оценка по какой-то группе показателей снижается или повышается, это говорит о влиянии подстегивающих факторов на поведение субъекта.

Вопросник Розенцвейга

Методика Розенцвейга используется для фрустрационных реакций на неудачные способы выхода различных ситуаций, создающих некоторое препятствие для деятельности человека или удовлетворения личностных потребностей. По методике Розенцвейга тест содержит комплект из 24 рисунков, на котором каждый из персонажей изображен при попадании во фрустрационную ситуацию. На каждом из рисунков представлены слова, произносимые персонажем, попавшим в осложненные условия.

Персонаж имеет пустое место рядом с собой в виде квадрата, в пространстве которого испытуемый должен вписать свой ответ. Люди, изображенные на картинке, не имеют мимических черт, это сделано умышленно, чтобы человек, проходящий тест, мог ассоциировать персонажей по своему усмотрению. Рисунки для теста Розенцвейга подобраны таким образом, что их можно сгруппировать по двум видам:

  • эгоблокинговые, к ним относят ситуации, которые препятствуют собственному «я», в таких условиях любое препятствие в виде человека или предмета сбивает с толку, обескураживает, останавливают субъекта, а именно создают фрустрированные условия;
  • суперэгоблокинговые, отражают условия общения, когда персонаж на рисунке служит объектом обвинения, его заставляют отвечать за что-либо.

Между этими двумя типами фрустрации существует связь, так как второй описанный тип предполагает, что ему предшествовала ситуация первого типа, при этом фрустратор мог быть объектом фрустрации. Индивидууму, проходящему испытание, предлагается комплект рисунков, и рассказываются правила ответа на ситуацию.

Один из персонажей произносит слова, второй должен ответить ему первой пришедшей в голову фразой. Нельзя использовать юмористические ответы и действовать нужно быстро. Запрещение юмора в процессе ответов возникает неслучайно, комичные комментарии на основе карикатурного рисунка невозможно обработать и подсчитать.

В протокол заносится время прохождения рисуночного теста. После окончания ответов начинается опрос. Испытуемый повторно читает ответы, и оператор подчеркивает яркие особенности, например, слышимую интонацию. Такие черты позволяют разделить ответы по системе оценок. Короткие и редкие ответы оператор должен уяснить по смыслу.

Иногда в процессе первоначального опроса по рисуночной методике субъект не всегда может понять смысл фрустрационной ситуации, поэтому вторичное чтение ответов позволит ему с помощью оператора понять суть и ответить по-новому.

В каком возрасте можно использовать рисуночный тест Розенцвейга?

Есть несколько вариантов комплектов тестов, которые предназначены для возрастов:

  • детский комплект рисунков применяется в возрасте от 4 до 13 лет;
  • взрослая серия используется с 15 лет;
  • в интервале возрастных границ от 12 до 15 лет допускается применение как детского, так и взрослого варианта теста Розенцвейга.

Теория, заложенная в основе теста

Розенцвейг в 1964 году разработал и опубликовал классификацию реакций на фрустрации, встречающиеся в повседневной жизни для выявления проекции личности. В 1938 году формулировка теории была усовершенствована и расширена. В ситуации, подобной той, что на картинках Розенцвейг подразделяет три типа защиты организма от психологической атаки:

  • клеточный;
  • автономный;
  • кортикальный высшего уровня.

Автономная защита служит для быстрого реагирования по необходимости (имеется в виду технология Кеннона). Защита срабатывает против обобщенных агрессий физического плана. Если говорить о психологической составляющей, то защита создает страдание, страх, ярость. Биологические изменения в организме выражаются стрессовыми ситуациями.

Кортикальный уровень высшего порядка включает в себя ограждение личности от психологических нападок и агрессии. Эта защита основана на теории фрустрации.

Такое разделение относительно условно и схематично. Розенцвейг утверждает, что теория фрустрации покрывает собой все три защиты, и они взаимно дополняют друг друга.

Влияние фрустрационных событий на ребенка

Общеизвестно, что возникновение трудных ситуаций в раннем возрасте оказывает влияние на состояние психики и поведение во взрослом периоде жизни. Невозможно дать детям правильное воспитание, если во время роста и развития они не будут попадать в затруднительные ситуации, требующие мобилизации их сил и принятия адекватных решений.

Ребенок с раннего детства должен учиться противостоять препятствиям, испытывать действие разумных ограничений и лишений. Но нельзя путать вышеназванные аспекты существования ребенка с периодом длительного терпения подобных ситуаций, создаваемых внешними причинами или, если он поставлен в условия безвыходного положения из-за негативного поведения взрослых. Такие продолжительные патологические фрустрации, испытанные в детском возрасте, приводят к патогенным изменениям личности в дальнейшем.

Характеристика фрустрационной методики Розенцвейга

Фрустрация — напряжённое состояние психики, которое может быть вызвано разного рода препятствиями на пути к достижению поставленных целей. При этом преграды бывают как объективными (возникшими не по вине фрустрированного человека), так и субъективными, то есть надуманными искусственно. Тест на диагностику этого состояния был предложен в 1945 году психотерапевтом из Америки Саулом Розенцвейгом.

Целями тестирования являются:

  • исследование реакций испытуемого на случившееся, на неудачи;
  • поиск путей выхода из обстоятельств, которые являются преградой к деятельности;
  • создание ситуации успеха. Из картинок такого типа состоит тест Розенцвейга

Диагностика ценна тем, что, кроме прочего, определяет явную и скрытую агрессию в характере. Фрустрационный тест позволяет выявить направленность злобы — на себя или на других. А также выяснить, какой путь решения конфликтных ситуаций ребёнку ближе: порицать других, мириться с трудностями или искать конструктивные решения.

Методика была адаптирована для использования среди граждан бывшего СССР группой учёных в НИИ им. В.М. Бехтерева. В результате появилось два варианта заданий: для зрелых людей и для детей. Причём различия есть только в содержании, по форме проведения тестирования одинаковы. Проективная методика основана на исследование типов реакций человека на предложенные ему 24 картинки. На них показаны двое и более человек, ведущих диалог; задача испытуемого — придумать реплику одного из собеседников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Один из вариантов рисуночной методики «Моя семья», выявляющий внутрисемейные межличностные отношения. .

Преодоление страхов, неадекватной повышенной тревожности и фобических реакций может быть достигнуто благодаря методу рисуночной терапии.

Паспорт методикиРазработал учитель ГБОУ №439 Петродворцового района Чеченкова Е.В.Обучение «рисуночному письму» учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития по предмету «Графика и письмо».

Цель теста – выявление состояния эмоциональной сферы, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Для того чтобы Вы могли поглубже заглянуть в душу своего ребенка и понять, чем он живет, чем дышит, о чем думает, о чем мечтает, находясь в семье, если у Вас нет возможности проконсультироваться с нуж.

Особенности межличностных отношений внутри школы, в частности отношения между учителями и учащимися и между самими учащимися внутри их микросоциума порождает систему различных деструктивных конфликтов.

Чтобы понять как сделать, Тест розенцвейга фрустрации детский вариант, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.

Фрустрационный тест Розенцвейга (взрослый)

Назначение и сфера возможного использования методики

Известно, что при столкновении с неожиданными трудностями, стрессовыми обстоятельствами, конфликтными и напряженными ситуациями, поведение человека может внезапно меняться, приобретать нехарактерные для него в обычной жизни черты

Прогнозировать индивидуальное поведение человека в стрессе важно и для профессионального подбора кадров (трудно найти на рынке труда профессию, где не требуется стрессоустойчивость), и для индивидуального психологического консультирования и для решения ряда клинических задач. Для диагностики поведения человека в сложных ситуациях часто используются многочисленные личностные опросники, однако, как правило, они раскрывают систему жизненных установок, и отражают лишь вероятность того или иного поведения, к тому же полученные результаты сильно зависят от желания человека быть откровенным с диагностом

Реальный прогноз поведения человека в конфликте – сложная задача, с которой успешно справляется проективная методика Саула Розенцвейга.

  • Во-первых, методика успешно выявляет уровень агрессивности, в том числе скрытую агрессию, которая может быть спровоцирована даже малозначимыми факторами.
  • Во-вторых, методика очень наглядно демонстрирует направленность личности на решение спорных вопросов, отражает умение проанализировать конфликтную ситуацию и найти конструктивные способы ее решения.
  • В-третьих, тест демонстрирует возможности адаптации личности в новых социальных условиях, социальную компетентность при решении конфликтов.

При помощи методики можно выявить особенности поведения в стрессе, профессиональные важные для педагогов и руководителей любого уровня: склонность брать на себя ответственность в сложных ситуациях; умение держать ситуацию под контролем, не допуская осложнений, возможность идти на компромиссы, отсутствие излишнего эмоционального включения в проблему.

Известно и широкое применение методики для диагностики и изучения клинической картины неврозов. По результатам тестирования можно сделать выводы об уязвимости тестируемого в отношении конкретныхстрессогенных факторов, выявить источники нарушений взаимоотношений с окружающими.

Диагностические возможности теста:

Выявляет различные стратегии стресс-реагирования, в том числе неконструктивные
Отражает степень эмоциональной включенности в проблему
Дает представление о способности к анализу конфликта и поиску конструктивных решений
Свидетельствует о степени социальной адаптации личности
Позволяет выявить индивидуально значимые источники стресса, что особенно важно при работе с невротическими и пограничными расстройствами
Проективный стимульный материал дает возможность проявления неосознаваемых эмоциональных реакций, которые могут являться источником внутреннего конфликта

Сферы применения: профориентация, профессиональный отбор персонала (выявляемые тестом качества являются профессионально важными для педагогов и руководителей в любой отрасли), клиническая практика, сопровождение процесса школьного обучения, индивидуальное психологическое консультирование.

Содержание теста и особенности работы с методикой

Стимульный материал включает в себя набор из 24 карточек, на которых изображены люди, взаимодействующие друг с другом. Испытуемому необходимо придумать ответ одного из персонажей, иллюстрирующий реакцию на фрустрирующую ситуацию, и записать его в специальный бланк. Обработка результатов тестирования состоит из двух последовательных этапов:

  • Качественная обработка, или кодирование и ответов, в процессе которой осуществляется перевод речевых высказываний испытуемого в систему символов, характеризующих тип и направление фрустрационных реакций.
  • Количественная обработка, или подсчет процентного распределения реакций по каждому направлению и по каждому типу (можно произвести с помощью компьютерной программы), определение индивидуального «профиля», отражающего особенности поведения человека в ситуациях фрустрации.

Предусмотрены ручная и компьютерная обработка результатов. В методическом руководстве систематизируется уникальный авторский опыт работы с тестом, что облегчает освоение методики начинающими специалистами и расширяет возможности интерпретации для опытных психологов. Также в нем содержатся теоретические основы методики, подробные описания процедуры тестирования, обработки и интерпретации результатов, таблицы перевода данных и таблицы типичных ответов, приведена возрастная динамика и профессиональная типология фрустрационных реакций, описан опыт применения методики в клинике неврозов.

Тест Розенцвейга (детский вариант) интерпретация результатов

Первый этап интерпретации заключается в изучении GCR, уровня социальной адаптации испытуемого. Анализируя полученные данные, можно предположить, что испытуемый, имеющий низкий процент GCR, часто конфликтует с окружающими, поскольку недостаточно адаптирован к своему социальному окружению.

Данные, касающиеся степени социальной адаптации испытуемого, могут быть получены с помощью повторного исследования, которое заключается в следующем: испытуемому повторно предъявляются рисунки, с просьбой дать в каждом задании такой ответ, который по его мнению было бы нужно дать в этом случае, т. е. «правильный», «эталонный» ответ. «Индекс рассогласования» ответов испытуемого в первом и во втором случаях дает дополнительную информацию о показателе «степени социальной адаптации».

На втором этапе, изучаются полученные оценки шести факторов в таблице профилей. Выявляются устойчивые характеристики фрустрационных реакций испытуемого, стереотипы эмоционального реагирования, которые формируются в процессе развития, воспитания и становления человека и составляют одну из характеристик его индивидуальности. Реакции испытуемого могут быть направленына окружающую его среду, выражаясь в форме различных требований к ней, либо на самого себя как виновника происходящего, либо человек может занять своеобразнуюпримиренческую позицию. Так, например, если в исследовании мы получаем у испытуемого оценку М – нормальную, Е – очень высокую и I – очень низкую, то на основании этого можно сказать, что субъект в фрустрационной ситуации будет с повышенной частотой отвечать в экстрапунитивной манере и очень редко в интропунитивной. То есть, можно сказать, что он предъявляет повышенные требования к окружающим, и это может служить признаком неадекватной самооценки.

Оценки, касающиеся типов реакций, имеют разный смысл.

  • Оценка OD (тип реакции «с фиксацией на препятствии») показывает, в какой степени препятствие фрустрирует субъекта. Так, если мы получили повышенную оценку OD, то это говорит о том, что во фрустрационных ситуациях у субъекта преобладает более чем нормально идея препятствия.
  • Оценка ED (тип реакции «с фиксацией на самозащите») означает силу или слабость «Я» личности. Повышение ED означает слабую, уязвимую личность. Реакции субъекта сосредоточены на защите своего «Я».
  • Оценка NP – признак адекватного реагирования, показатель той степени, в которой субъект может разрешать фрустрационные ситуации.

Третий этап интерпретации – изучение тенденций. Изучение тенденций может иметь большое значение в понимании отношения испытуемого к своим собственным реакциям.

В целом можно добавить, что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно некоторых аспектов адаптации испытуемого к своему социальному окружению. Методика ни в коем случае не дает материала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности или помехи, которые встают на пути к удовлетворению потребности, к достижению цели.

Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Детский вариант (модификация Н.В.Тарабриной)

Шкалы: экстрапунитивная, интропунитивная, инпунитивная реакции; фиксация на самозащите, фиксация на препятствии, фиксация на удовлетворении потребности

Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

«Я буду показывать тебе рисунки, на которых изображены люди в определенной ситуации.

Человек слева что-то говорит и его слова написаны сверху в квадрате. Представь себе, что может ответить ему другой человек. Будь серьезен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай ситуацию и отвечай побыстрее».

Обработка и интерпретация результатов теста

Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В.Тарабриной) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.150-172.

Выберите два цвета, которые Вам сейчас нравятся больше всего.

Закрыть или пройдите тест, чтобы это окно больше не появлялось

подскажите, а где взять таблицу для пересчета в проценты GCR для детей 6-7 лет. очень надо, диплом горит.

Да, полезный комментарий!

Нет, бесполезный комментарий!

Ваш голос учтен

Чуть выше вашего комментария есть раздел: Обработка и интерпретация результатов теста. Там указана ссылка на материал с обработкой теста.

Да, полезный комментарий!

Нет, бесполезный комментарий!

Ваш голос учтен

>>”подскажите, а где взять таблицу для пересчета в проценты GCR для детей 6-7 лет.” >>”Чуть выше вашего комментария есть раздел: Обработка и интерпретация результатов теста. Там указана ссылка на материал с обработкой теста.” Таблицы для детей 6-7 лет, там нет.

Да, полезный комментарий!

Нет, бесполезный комментарий!

Ваш голос учтен

Все есть! Будьте внимательнее!

Да, полезный комментарий!

Нет, бесполезный комментарий!

Ваш голос учтен

но таблицы для детей 6-7 лет и правда нет.

Да, полезный комментарий!

Нет, бесполезный комментарий!

Ваш голос учтен

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Чтобы понять как сделать, Тест розенцвейга фрустрации детский вариант, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.

Типы обострений во фрустрационных ситуациях

Все возникающие осложнения в жизненных ситуациях психолог группирует по типу проявления.

Лишения

Возникает положение, когда отсутствуют возможности достичь определенного удовлетворения в конкретный момент. При обработке результатов учитывают, что лишения бывают внешние и внутренние. Внешние факторы могут помешать удовлетворению потребностей, например, в личной жизни, если человек находится в местах, где лица противоположного пола отсутствуют по объективным причинам. Внутренняя фрустрация может переместиться непосредственно в человеческую личность, если в той же ситуации потребности общения с противоположным полом человек осознает собственную несостоятельность внешности и душевного плана и не может привлечь никого для взаимного контакта.

Потери

Этот тип осложнения также делят на внутренний и внешний тип. Внешние обстоятельства проявляются потерей жилища, работы, финансирования, внезапной смертью близких людей и родственников по независящим от индивидуума причинам. К внутренним лишениям относят потери физического плана, например, паралич конечностей или потерю слуха, старение организма, другие заболевания. Душевные потери тоже становятся в группу внутренних потерь, такие как долгая депрессия, появление недоверия, отсутствие оптимизма.

Конфликт

К этому типу фрустрационных осложнений относят возникновение конфликта между внешними и внутренними проявлениями. Конфликт означает невозможность совершить правовое или противоправное действие, ассоциируя его с подобным случаем во внешних от индивидуума обстоятельствах и примеряя последствия на себя или близких. Например, человек желает взять предмет, ему не принадлежащий, то есть совершить воровство. Но его останавливают мысли, что так могут поступить с его родными и они испытают чувство горя.

Анализ тенденций

Анализ тенденций проводится на основании листа ответов испытуемого и ставит целью выяснение того, имело ли место изменение направления реакции или типа реакции испытуемого во время проведения опыта. Во время проведения опыта испытуемый может заметно изменить свое поведение, переходя из одного типа или направления реакций к другому. Наличие таких перемен свидетельствует об отношении испытуемого к своим собственным ответам, (реакциям). К примеру, реакции испытуемого экстрапунитивной направленности, (с агрессией на окружение), под влиянием пробужденного чувства вины могут смениться ответами, содержащими агрессию на самого себя.

Анализ предполагает выявить существование таких тенденций и выяснить их причины, которые могут быть различны и зависят от особенности характера испытуемого.

Тенденции записываются в виде стрелы, над которой указывается численная оценка тенденции, определяемая знаком «+» (положительная тенденция) или знаком «-» (отрицательная тенденция), и вычисляемая по формуле:

  • «а» – количественная оценка проявления фактора в первой половине протокола (ситуации 1-12),
  • «б» – количественная оценка во второй половине (от 13 до 24).

Тенденция может быть рассмотрена как показатель в том случае, если содержится как минимум в четырех ответах испытуемого, и имеет минимальную оценку ±0,33.

Анализируются пять типов тенденций:

  • Тип 1. Рассматривается направление реакции в графе ОD. Например фактор Е’появляется шесть раз: три раза в первой половине протокола с оценкой, равной 2,5 и три раза во второй половине с оценкой в 2 балла. Соотношение равно + 0,11. Фактор I’ появляется в целом только один раз, фактор М’появляется три раза. Тенденция 1-го типа отсутствует.
  • Тип 2. Аналогично рассматриваются факторы Е, I, M.
  • Тип 3. Аналогично рассматриваются факторы е, i, m.
  • Тип 4. Рассматриваются направления реакций, не учитывая графы.
  • Тип 5. Поперечная тенденция – рассматривают распределение факторов в трех графах, не учитывая направления, например, рассмотрение графы ODуказывает на наличие 4 факторов в первой половине (оценка, обозначенная 3) и 6 во второй половине (оценка 4). Аналогично рассматриваются графы ED иNP. В целях выявления причин той или иной тенденции рекомендуется проведение беседы с испытуемым, в процессе которой с помощью дополнительных вопросов экспериментатор может получить необходимую, интересующую его информацию.

Взрослый вариант

Типы реакций
Направленность реакций О-D препятственно-доминантный Е-D эго-защитный N-P потребностно-неустойчивый
Е — экстрапунитивная Е’. Если в ответе подчеркивается наличие препятствия. Например: «На улице сильный дождь. Мой плащ был очень кстати». (рис.9). «А я рассчитывал, что мы с ней пойдем вместе». (8). Встречается главным образом в ситуациях с препятствием. Е. Враждебность, порицание направлены против кого-либо или чего-либо В окружении. Пример: «разгар рабочего дня, а вашего заведующего нет на месте». (9). «Изношенный механизм, новыми их уже не сделать». (5). «Мы уходим, она сама виновата». (14). Е. Испытуемый активно отрицает свою вину за совершенный проступок. Пример: «В больнице лежит полно людей, при чем здесь я?» (21) е. Требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разрешить эту ситуацию. Пример: «Все равно, Вы должны найти для меня эту книгу». (18). «Она могла бы объяснить нам, в чем дело». (20).
I — интропунитивная I’. Фрустирующая ситуация интерпретируется как благоприятно- выгодно- полезная, как приносящая удовлетворение. Пример: «Мне одному будет даже проще». (15). «Зато теперь у меня будет время чтобы дочитать книгу». (24). I. Порицание, осуждение направлено на самого себя, доминирует чувство вины, собственной неполноценности, угрызения совести. Пример: «Это я опять пришел не вовремя» (13). JL Субъект, признавая свою вину, отрицает ответственность, Призывая на помощь смягчающие обстоятельства. Пример: «Но сегодня выходной, здесь нет ни одного ребенка, а я очень спешу». (19) i. Субьект сам берется разрешить фрустрирующую ситуацию, открыто признавая или намекая на свою виновность. Пример: «Как нибудь сам выкручусь». (15). «Я сделаю все возможное, чтобы искупить свою вину». (12).
М — импунитивная М’. Трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к ее полному отрицанию. Пример: «Опоздал так опоздал». (4). М. Ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию, сведена до минимума, осуждение избегается. Пример: «Мы же не могли знать, что машина сломается». (4). m. Выражается надежда, что время, нормальный ход событий разрешат проблему, просто надо немного подождать, или же взаимопонимание и взаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию. Пример: «Подождем еще минут 5».(14). «Было бы хорошо, если бы это не повторилось.».(1 1).
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.