Оглавление
Классификация видов методов воспитания
Классифицировать методы воспитания можно по разным основаниям, и таких классификаций существует много. В 1960-е гг. общепринятой была классификация методов воспитания, состоящая всего из двух категорий: 1) методы, направленные на сознание ребенка; 2) методы, направленные на его поведение.
В 1970-е гг. значительная часть теоретиков педагогики и педагогической психологии принимали классификацию методов воспитания на основе трех главных направлений деятельности воспитателя: 1) методы целенаправленного формирования качеств личности; 2) методы стимулирования естественного саморазвития личности; 3) методы коррекции развития личности.
В начале 1980-х гг. оформилась концепция деятельностного подхода к воспитанию и ленинградские педагоги Т.Е. Конникова и Г. И. Щукина предложили классификацию методов воспитания по критерию их отношения к деятельности ребенка. В их системе рассматривалось три группы методов воспитания: 1) методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности; 2) методы формирования общественного сознания; 3) методы стимуляции деятельности.
Известный современный московский педагог-новатор и ученый В. А. Караковский предложил классификацию, критерием которой являются используемые средства воспитания, и выделил шесть групп методов: 1) воспитание словом; 2) воспитание делом; 3) воспитание ситуацией; 4) воспитание игрой; 5) воспитание общением; 6) воспитание отношениями.
Проявляйте уважение и учтивость
Уважение в обществе нужно заслужить и, что самое главное, не потерять в будущем. Какого человека называют воспитанным? Того, кто всегда готов внимательно выслушать всякого, кто обращается к нему за советом или во всяком случае не выказывать явного пренебрежения. Порой это сложно.
Чтобы спросить себя, что такое обучение, подразумевается также вопрос о том, что он должен знать и как происходит знание. Был ли Гераклит прав, говоря, что знание — это не эрудиция, и что это не известно, накапливая понятия? Неизбежно, эти вопросы снова возвращают нас на допрос на человека, которого мы получили здесь, а не на «как», а на «кто», а не на «вещь между вещами», а на существующую совесть.
Мы не даем объективных знаний, то есть контента, абстрагированного от субъекта, и поэтому мы не участвуем в формировании, то есть заполнении главы информацией, а пробуждении в предмете, который необходим для понимания и знания, которое является оригинальным в человеке. И это знание — если это подлинное знание, то есть дар смысла, — не покоится в результате, в ответе, а в самом действии знания, которое является приостановкой между моим недоумением перед лицом мира и напряжением, чтобы поймать его смысл.
У каждого встречаются ситуации, когда нет ни времени, ни желания общаться с какой-то конкретной личностью
В такие моменты очень важно отклониться от беседы тактично, чтобы у собеседника не осталось неприятного осадка на душе
Уметь следовать своим интересам, при этом не обижая окружающих, — великое искусство, достойное того, чтобы в нем разобраться и освоить, ведь оно значительно упрощает жизнь и открывает многие возможности.
Это значение, которое не дано реальностью само по себе, но по моему опыту этой реальности, что делает меня проблемой. Изучение тогда является жизненно важным процессом для нашего сознания, которое происходит, когда оно не отчуждается само по себе, не испытывается как автоматизм, а в оживленной и ощупью связи с вопросом, который наиболее оживляет нас.
Но может ли быть знание? Или, скорее, мы живем от этого напряжения, чтобы учиться, который жив только в импульсе, в этом приключении в открытом море и без возможности посадки, что является тайной нашей жизни? К сожалению, на школьных столах вопросы умирают, чтобы уступить место понятиям и «навыкам», возможно, они смогут помочь мальчикам найти работу, но, конечно же, не будут помещать их в этот «горячий поток» поиска смысла. С другой стороны, когда мастеру удается поднять занавес недовольства, ему удается вступать в необычные отношения с обычным и провоцировать у детей вкус открытия и инноваций, после чего содержимое перестает быть довольным запоминанием, но только общий, глубокий и пульсирующий опыт, который там живет.
Методы обучения
Что понимается под методами воспитания и обучения?
Метод , это способ воздействия, получения результата. Метод может делиться на различные приемы, которые помогают достигнуть определенной цели.
Основные методы , те, которые помогают формировать сознание. Их несколько:
- внушение,
- убеждение,
- создание проблемных ситуаций.
Остальные относятся к вспомогательным, стимулирующим и корректирующим.
Современное воспитание строится с учетом потребностей детей, их личностных особенностей, приветствуется индивидуальный подход к развитию личности.
Используются методы:
- направленные на формирование сознания,
- направленные на формирование эмоциональной сферы,
- формирующие поведение,
- закрепляющие знания , упражнения,
- направленные на формирование самоконтроля.
Наиболее часто используемые в современной педагогике , методики Монтессори, Домана, Береславского.
Методы и приемы воспитательного воздействия:
Метод убеждения , это логическое обоснование, предполагает наличие информации. Ученики должны убедиться в истинности, правильности явления или действия.
Заражение , процесс, при котором информация или действие передается от одного индивида к другому.
Внушение , воздействие на психику при малой степени осознанности личности.
Педагогическое требование , предъявление норм и правил, принятых в обществе.
Приучение , регулярное выполнение определенных действий.
Упражнение , многократное повторение, закрепление значимых действий.
Стимулирующие методы , это поощрение и наказание
Важно применять их в разумных пределах и соответственно конкретной ситуации.
Для дошкольников
Первые годы жизни , наиболее важные в плане формирования личности.
В это время происходит воздействие на сознание ребенка.
Развитие сознания происходит путем применения басен, историй, доступных для понимания маленьким ребенком.
Применяется метод убеждения. Хорошо воздействуют на ребенка упражнения.
Стимуляция позволяет подогревать интерес к обучению.
Развитие творческих навыков происходит путем добавления чего-то нового.
Взрослые организуют специальную среду для развития. В дошкольном возрасте основная деятельность , игра , через нее дети наиболее эффективно усваивают навыки и получают знания.
К побудительно оценочным методам воспитания относятся: поощрения, педагогические требования, наказания и порицания. Реализация происходит в процессе деятельности, ребенок на практике усваивает желательные способы поведения.
Для студентов
Каковы психологические особенности воспитания студентов?
Студенты, как правило, представляют собой уже сформировавшиеся личности, поэтому изменить их сознание бывает достаточно сложно. Используют методы убеждения и контроля
Важно уделять внимание нравственному и эстетическому воспитанию
В вузах основной упор делается на формирование личности специалиста. Необходимо обеспечить не только усвоение теории, но и практические занятия.
Воспитание , процесс целенаправленный, ведущий к изменениям, и важно, чтобы родители и педагоги понимали его значение в формировании личности. Теория воспитания, структура воспитания:
Теория воспитания, структура воспитания:
Отражая воспитательность
Если воспитанный человек благополучно прошел важные для себя “курсы” и с ним приятно иметь дела, как со сведущим в добром деле, то воспитательный давно перестал учить самого себя и сосредоточен на поиске возможностей поучать кого-нибудь другого.
Откровенно говоря, к такой воспитательности особенно склонны бабушки (пожилые читательницы этой статьи, не примите это исключительно на свой счет).
На днях я задал простой вопрос одной бабушке. После ее ответа вторая, сидящая рядом, решила ее ответ отредактировать, мол, ты говори не так, а вот так. Наверное, подобное происходит из безобидного желания поделиться (при чем бесплатно) собственными знаниями. Ведь чувство невостребованности своей копилки одно из самых трудноудержимых.
Не важно какими знаниями или опытом мы обладаем не стоит встревать в чужой диалог без разрешения. Потому что в таком случае воспитанность имеет большую ценность, чем воспитательность
Именно воспитанность вовремя напомнит правило трёх «Не»:
1. Не ты создал человека таким; 2. Не тебе его судить; 3. Не тебе его переделывать.
Стремление повоспитывать исчезает, если мы учитываем чужое право на уважение с нашей стороны… если уважаем чужое право выражать собственные чувства, мнения и желания, без разницы насколько правильны они или ошибочны…
Воспитательность отступает в тень, если мы уважаем чужое право устанавливать свои личные приоритеты, выражать свои, отличающиеся от других взгляды. Если уважаем чужое право защищать себя от моральных и эмоциональных угроз, даже если способы защиты очень отличаются от наших. Если уважаем право строить свою жизнь в соответствии со своей степенью понимания счастья.
Но если воспитательность словно гангрена уже слишком распространилась по внутреннему миру, надо приготовиться к потерям. Я не знаю к каким именно, но уверен, что потери будут.
От упорства в споре больше потеряешь, чем выгадаешь. Побеждая, ты не истину отстаиваешь, а свою невоспитанность
Бальтасар Грасиан-и-Моралес
Найдено научных статей по теме — 15
Модели воспитания: национальный контекст
Беляев Г. Ю.
В статье рассмотрены модели воспитания, исторически сложившиеся в национальных социокультурных контекстах.
Этноменталитет в национальной системе воспитания
Гелястанова Эльмира Хусейновна, Гулиева Зухра Хасановна
В работе дан общий анализ специфики развития духовно-нравственных истоков этнопедагогики кабардинцев и балкарцев в рамках северокавказского культурного процесса.
К. Д. Ушинский о национальном характере воспитания
Гонтаренко Ж. Н.
Актуальными являются идеи выдающегося мыслителя второй половины ХIХ столетия К.Д. Ушинского, выступавшего против заимствования чужеродных образовательных и воспитательных принципов.
Воспитание студентов в духе национальных ценностей
Жалилов Зарафшон
В данной статье рассмотрены вопросы воспитания учащейся молодежи на основе использования национальных ценностей, раскрыто их содержание и направленность.
П. И. Ковалевский о русском национальном воспитании
Акимова Ольга Борисовна, Верещагина Ирина Павловна
В статье анализируется одна из малоизвестных в педагогике работ П. И
Ковалевского, обращение к ней актуально и важно с позиций поисков ответов на вопросы современного духовно-нравственного воспитания.
Значение национальных ценностей в воспитании молодежи
Хайитова Фируза Абдуллаевна, Хуррамов Хаётбек Муродулло Угли
В данной статье были высказаны мнения о роли национальных ценностей в воспитании молодежи, продолжении традиций в семье и, как следствие, воспитании молодежи в духе верности национальным ценностям.
Национальные ценности в воспитании и ценности молодежи
Воронов Владимир Викторович
Представлена попытка исследовать вопрос о системе ценностей, идеологии, лежащих в основе нравственного воспитания молодежи в современной России. Сопоставляются две позиции: либеральная система ценностей в 90-х гг.
Воспитание позитивных качеств национального характера в Японии
Груздева Мария Валерьевна
В статье рассмотрена проблема комплексного воспитания позитивных качеств национального характера в Японии, осуществляемого традиционным укладом жизни японского общества, официальной образовательной политикой государства, государст
ОБРАЗ РОДИТЕЛЬСТВА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Левданская Юлия Юрьевна, Попова Наталья Николаевна
В контексте постнеклассической науки анализируется дискурс родительства на основе идей синергетики, холизма и принципа открытости системы научного знания с позиции дополнительности.
И. Г. Фихте о национальном воспитании: от просвещения к paideia
Муравьёв Андрей Николаевич
В статье на материале «Речей к немецкой нации» И. Г. Фихте рассматривается проблема национального воспитания, весьма актуальная для России как многонациональной страны.
Первая мировая война и аспекты национального воспитания в России
Новиков Михаил Васильевич
В статье освещается проблема национального, патриотического воспитания подрастающего поколения в российских школах накануне и в ходе Первой мировой войны.
Деликатность по отношению к другим
Если человек хорошо воспитан, он, как правило, не станет указывать окружающим на их неправильное поведение
Другими словами, он сделает вид, что не обращает внимание на такие вещи, как громкое чихание или неопрятный внешний вид собеседника. Но если речь о мужчине, и кто-то нецензурно бранится при его спутнице, то он просто обязан сделать замечание, иначе это будет неуважением к даме. Стоит ли говорить, что от человека с хорошим воспитанием вряд ли можно услышать грубости в адрес кого бы то ни было, даже неприятных ему людей, а об «украшении» разговора матерными оборотами не может быть и речи
Стоит ли говорить, что от человека с хорошим воспитанием вряд ли можно услышать грубости в адрес кого бы то ни было, даже неприятных ему людей, а об «украшении» разговора матерными оборотами не может быть и речи.
Хорошее воспитание предполагает внимательное отношение к окружающим, к знакомым и незнакомым, к старшим и младшим. Это означает – уступить место в транспорте ребенку или пожилому человеку, сказать «спасибо» за любую, даже пустяковую услугу, предложить людям в очереди пропустить вперед беременную женщину.
С человеком, который хорошо воспитан, всегда приятно находиться рядом, поскольку он старается понимать других и учитывать их интересы. Если к нему пришли гости, а на улице холодно или дождь, то он тут же угостит их чаем. Когда он замечает, что кому-то жарко, то предлагает открыть окно или включить кондиционер.
Основные определения воспитания
Учитывая вышеизложенные теории, можно сформулировать следующие определения.
Определение 1
Воспитанник в педагогике – это тот, на кого направлено воспитательное воздействие.
Определение 2
Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности человека, основанный на создании определенного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности, мировоззрения и поведения.
Воспитание также можно трактовать более узко как процесс решения конкретной воспитательной задачи, например, создание нужных черт характера (патриотизма, трудолюбия, познавательного интереса). Такое понимание должно быть интегрировано в более широкое трактование определенного типа воспитания.
В целом можно сказать, что выбор подхода зависит от целей воспитания, содержания, которым оно наполняется, и методов, которыми оно достигается. Существует множество теорий воспитания, однако необходимо отдавать приоритет тем, что ставят во главу угла личность, а не идеологию или общественные требования. На практике отделить влияние этих факторов бывает непросто, однако делать их главенствующими все же не следует.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
С чего начинается воспитанность?
Чем занимаются денно и нощно родители, а в их отсутствие – весь персонал детского сада? Правильно, воспитывают. Сеют доброе и вечное, прививают хорошие манеры – кнутом, пряником, собственным примером и длительными беседами.
Во многом воспитанность – это выработанная с годами привычка, устойчивый навык грамотного поведения в социуме.
С детства в малыше взращиваются самые славные его черты, подпитываются достоинства, искореняются недостатки.
Параллельно с этим идет работа по обучению крохи должному поведению в социуме.
Но не стоит думать, что воспитанный человек – это реальный пример качественной родительской дрессировки. Отнюдь!
Невозможно просто сделать ребенку «прививку хороших манер» и рассказать, какие нормы поведения в обществе нынче в моде.
Многие мамы и папы полагают, что достаточно обучить кроху этикету и внедрить в мозг уважение к другим (как правило, старшим), и дело сделано – воспитание прошло успешно!
Возможно, такой ребенок будет говорить «волшебные слова», правильно пользоваться вилкой и убирать локти со стола, но будет ли он по-настоящему воспитанным – внутри, под наносной вежливостью и тактичностью?
Особенности воспитания
Определение 5
Воспитание – это растянутый во времени, непрерывный процесс, в заключительной своей фазе переходящий в стадию самовоспитания. Отличительными особенностями воспитания являются отсроченность его результата и разница в существующих оценках.
Многое здесь находится в зависимости от факторов, влияющих на личность воспитанника, а также его изначальных внутренних ресурсов.

Эта тема закрыта для публикации ответов.