Основные понятия психологии воспитания консультация на тему

Алан-э-Дейл       24.10.2022 г.

Оглавление

Классификация видов методов воспитания

Классифицировать методы воспитания можно по разным основаниям, и таких классификаций существует много. В 1960-е гг. общепринятой была классификация методов воспитания, состоящая всего из двух категорий: 1) методы, направленные на сознание ребенка; 2) методы, направленные на его поведение.

В 1970-е гг. значительная часть теоретиков педагогики и педагогической психологии принимали классификацию методов воспитания на основе трех главных направлений деятельности воспитателя: 1) методы целенаправленного формирования качеств личности; 2) методы стимулирования естественного саморазвития личности; 3) методы коррекции развития личности.

В начале 1980-х гг. оформилась концепция деятельностного подхода к воспитанию и ленинградские педагоги Т.Е. Конникова и Г. И. Щукина предложили классификацию методов воспитания по критерию их отношения к деятельности ребенка. В их системе рассматривалось три группы методов воспитания: 1) методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности; 2) методы формирования общественного сознания; 3) методы стимуляции деятельности.

Известный современный московский педагог-новатор и ученый В. А. Караковский предложил классификацию, критерием которой являются используемые средства воспитания, и выделил шесть групп методов: 1) воспитание словом; 2) воспитание делом; 3) воспитание ситуацией; 4) воспитание игрой; 5) воспитание общением; 6) воспитание отношениями.

Проявляйте уважение и учтивость

Уважение в обществе нужно заслужить и, что самое главное, не потерять в будущем. Какого человека называют воспитанным? Того, кто всегда готов внимательно выслушать всякого, кто обращается к нему за советом или во всяком случае не выказывать явного пренебрежения. Порой это сложно.

Чтобы спросить себя, что такое обучение, подразумевается также вопрос о том, что он должен знать и как происходит знание. Был ли Гераклит прав, говоря, что знание — это не эрудиция, и что это не известно, накапливая понятия? Неизбежно, эти вопросы снова возвращают нас на допрос на человека, которого мы получили здесь, а не на «как», а на «кто», а не на «вещь между вещами», а на существующую совесть.

Мы не даем объективных знаний, то есть контента, абстрагированного от субъекта, и поэтому мы не участвуем в формировании, то есть заполнении главы информацией, а пробуждении в предмете, который необходим для понимания и знания, которое является оригинальным в человеке. И это знание — если это подлинное знание, то есть дар смысла, — не покоится в результате, в ответе, а в самом действии знания, которое является приостановкой между моим недоумением перед лицом мира и напряжением, чтобы поймать его смысл.

У каждого встречаются ситуации, когда нет ни времени, ни желания общаться с какой-то конкретной личностью

В такие моменты очень важно отклониться от беседы тактично, чтобы у собеседника не осталось неприятного осадка на душе

Уметь следовать своим интересам, при этом не обижая окружающих, — великое искусство, достойное того, чтобы в нем разобраться и освоить, ведь оно значительно упрощает жизнь и открывает многие возможности.

Это значение, которое не дано реальностью само по себе, но по моему опыту этой реальности, что делает меня проблемой. Изучение тогда является жизненно важным процессом для нашего сознания, которое происходит, когда оно не отчуждается само по себе, не испытывается как автоматизм, а в оживленной и ощупью связи с вопросом, который наиболее оживляет нас.

Но может ли быть знание? Или, скорее, мы живем от этого напряжения, чтобы учиться, который жив только в импульсе, в этом приключении в открытом море и без возможности посадки, что является тайной нашей жизни? К сожалению, на школьных столах вопросы умирают, чтобы уступить место понятиям и «навыкам», возможно, они смогут помочь мальчикам найти работу, но, конечно же, не будут помещать их в этот «горячий поток» поиска смысла. С другой стороны, когда мастеру удается поднять занавес недовольства, ему удается вступать в необычные отношения с обычным и провоцировать у детей вкус открытия и инноваций, после чего содержимое перестает быть довольным запоминанием, но только общий, глубокий и пульсирующий опыт, который там живет.

Методы обучения

Что понимается под методами воспитания и обучения?

Метод , это способ воздействия, получения результата. Метод может делиться на различные приемы, которые помогают достигнуть определенной цели.

Основные методы , те, которые помогают формировать сознание. Их несколько:

  • внушение,
  • убеждение,
  • создание проблемных ситуаций.

Остальные относятся к вспомогательным, стимулирующим и корректирующим.

Современное воспитание строится с учетом потребностей детей, их личностных особенностей, приветствуется индивидуальный подход к развитию личности.

Используются методы:

  • направленные на формирование сознания,
  • направленные на формирование эмоциональной сферы,
  • формирующие поведение,
  • закрепляющие знания , упражнения,
  • направленные на формирование самоконтроля.

Наиболее часто используемые в современной педагогике , методики Монтессори, Домана, Береславского.

Методы и приемы воспитательного воздействия:

Метод убеждения , это логическое обоснование, предполагает наличие информации. Ученики должны убедиться в истинности, правильности явления или действия.

Заражение , процесс, при котором информация или действие передается от одного индивида к другому.

Внушение , воздействие на психику при малой степени осознанности личности.

Педагогическое требование , предъявление норм и правил, принятых в обществе.

Приучение , регулярное выполнение определенных действий.

Упражнение , многократное повторение, закрепление значимых действий.

Стимулирующие методы , это поощрение и наказание

Важно применять их в разумных пределах и соответственно конкретной ситуации.

Для дошкольников

Первые годы жизни , наиболее важные в плане формирования личности.

В это время происходит воздействие на сознание ребенка.

Развитие сознания происходит путем применения басен, историй, доступных для понимания маленьким ребенком.

Применяется метод убеждения. Хорошо воздействуют на ребенка упражнения.

Стимуляция позволяет подогревать интерес к обучению.

Развитие творческих навыков происходит путем добавления чего-то нового.

Взрослые организуют специальную среду для развития. В дошкольном возрасте основная деятельность , игра , через нее дети наиболее эффективно усваивают навыки и получают знания.

К побудительно оценочным методам воспитания относятся: поощрения, педагогические требования, наказания и порицания. Реализация происходит в процессе деятельности, ребенок на практике усваивает желательные способы поведения.

Для студентов

Каковы психологические особенности воспитания студентов?

Студенты, как правило, представляют собой уже сформировавшиеся личности, поэтому изменить их сознание бывает достаточно сложно. Используют методы убеждения и контроля

Важно уделять внимание нравственному и эстетическому воспитанию

В вузах основной упор делается на формирование личности специалиста. Необходимо обеспечить не только усвоение теории, но и практические занятия.

Воспитание , процесс целенаправленный, ведущий к изменениям, и важно, чтобы родители и педагоги понимали его значение в формировании личности. Теория воспитания, структура воспитания:

Теория воспитания, структура воспитания:

Отражая воспитательность

Если воспитанный человек благополучно прошел важные для себя “курсы” и с ним приятно иметь дела, как со сведущим в добром деле, то воспитательный давно перестал учить самого себя и сосредоточен на поиске возможностей поучать кого-нибудь другого.

Откровенно говоря, к такой воспитательности особенно склонны бабушки (пожилые читательницы этой статьи, не примите это исключительно на свой счет).

На днях я задал простой вопрос одной бабушке. После ее ответа вторая, сидящая рядом, решила ее ответ отредактировать, мол, ты говори не так, а вот так. Наверное, подобное происходит из безобидного желания поделиться (при чем бесплатно) собственными знаниями. Ведь чувство невостребованности своей копилки одно из самых трудноудержимых.

Не важно какими знаниями или опытом мы обладаем не стоит встревать в чужой диалог без разрешения. Потому что в таком случае воспитанность имеет большую ценность, чем воспитательность

Именно воспитанность вовремя напомнит правило трёх «Не»:

1. Не ты создал человека таким; 2. Не тебе его судить; 3. Не тебе его переделывать.

Стремление повоспитывать исчезает, если мы учитываем чужое право на уважение с нашей стороны… если уважаем чужое право выражать собственные чувства, мнения и желания, без разницы насколько правильны они или ошибочны…

Воспитательность отступает в тень, если мы уважаем чужое право устанавливать свои личные приоритеты, выражать свои, отличающиеся от других взгляды. Если уважаем чужое право защищать себя от моральных и эмоциональных угроз, даже если способы защиты очень отличаются от наших. Если уважаем право строить свою жизнь в соответствии со своей степенью понимания счастья.

Но если воспитательность словно гангрена уже слишком распространилась по внутреннему миру, надо приготовиться к потерям. Я не знаю к каким именно, но уверен, что потери будут.

От упорства в споре больше потеряешь, чем выгадаешь. Побеждая, ты не истину отстаиваешь, а свою невоспитанность

Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Найдено научных статей по теме — 15

Модели воспитания: национальный контекст

Беляев Г. Ю.

В статье рассмотрены модели воспитания, исторически сложившиеся в национальных социокультурных контекстах.

Этноменталитет в национальной системе воспитания

Гелястанова Эльмира Хусейновна, Гулиева Зухра Хасановна

В работе дан общий анализ специфики развития духовно-нравственных истоков этнопедагогики кабардинцев и балкарцев в рамках северокавказского культурного процесса.

К. Д. Ушинский о национальном характере воспитания

Гонтаренко Ж. Н.

Актуальными являются идеи выдающегося мыслителя второй половины ХIХ столетия К.Д. Ушинского, выступавшего против заимствования чужеродных образовательных и воспитательных принципов.

Воспитание студентов в духе национальных ценностей

Жалилов Зарафшон

В данной статье рассмотрены вопросы воспитания учащейся молодежи на основе использования национальных ценностей, раскрыто их содержание и направленность.

П. И. Ковалевский о русском национальном воспитании

Акимова Ольга Борисовна, Верещагина Ирина Павловна

В статье анализируется одна из малоизвестных в педагогике работ П. И

Ковалевского, обращение к ней актуально и важно с позиций поисков ответов на вопросы современного духовно-нравственного воспитания.

Значение национальных ценностей в воспитании молодежи

Хайитова Фируза Абдуллаевна, Хуррамов Хаётбек Муродулло Угли

В данной статье были высказаны мнения о роли национальных ценностей в воспитании молодежи, продолжении традиций в семье и, как следствие, воспитании молодежи в духе верности национальным ценностям.

Национальные ценности в воспитании и ценности молодежи

Воронов Владимир Викторович

Представлена попытка исследовать вопрос о системе ценностей, идеологии, лежащих в основе нравственного воспитания молодежи в современной России. Сопоставляются две позиции: либеральная система ценностей в 90-х гг.

Воспитание позитивных качеств национального характера в Японии

Груздева Мария Валерьевна

В статье рассмотрена проблема комплексного воспитания позитивных качеств национального характера в Японии, осуществляемого традиционным укладом жизни японского общества, официальной образовательной политикой государства, государст

ОБРАЗ РОДИТЕЛЬСТВА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Левданская Юлия Юрьевна, Попова Наталья Николаевна

В контексте постнеклассической науки анализируется дискурс родительства на основе идей синергетики, холизма и принципа открытости системы научного знания с позиции дополнительности.

И. Г. Фихте о национальном воспитании: от просвещения к paideia

Муравьёв Андрей Николаевич

В статье на материале «Речей к немецкой нации» И. Г. Фихте рассматривается проблема национального воспитания, весьма актуальная для России как многонациональной страны.

Первая мировая война и аспекты национального воспитания в России

Новиков Михаил Васильевич

В статье освещается проблема национального, патриотического воспитания подрастающего поколения в российских школах накануне и в ходе Первой мировой войны.

Деликатность по отношению к другим

Если человек хорошо воспитан, он, как правило, не станет указывать окружающим на их неправильное поведение

Другими словами, он сделает вид, что не обращает внимание на такие вещи, как громкое чихание или неопрятный внешний вид собеседника. Но если речь о мужчине, и кто-то нецензурно бранится при его спутнице, то он просто обязан сделать замечание, иначе это будет неуважением к даме. Стоит ли говорить, что от человека с хорошим воспитанием вряд ли можно услышать грубости в адрес кого бы то ни было, даже неприятных ему людей, а об «украшении» разговора матерными оборотами не может быть и речи

Стоит ли говорить, что от человека с хорошим воспитанием вряд ли можно услышать грубости в адрес кого бы то ни было, даже неприятных ему людей, а об «украшении» разговора матерными оборотами не может быть и речи.

Хорошее воспитание предполагает внимательное отношение к окружающим, к знакомым и незнакомым, к старшим и младшим. Это означает – уступить место в транспорте ребенку или пожилому человеку, сказать «спасибо» за любую, даже пустяковую услугу, предложить людям в очереди пропустить вперед беременную женщину.

С человеком, который хорошо воспитан, всегда приятно находиться рядом, поскольку он старается понимать других и учитывать их интересы. Если к нему пришли гости, а на улице холодно или дождь, то он тут же угостит их чаем. Когда он замечает, что кому-то жарко, то предлагает открыть окно или включить кондиционер.

Основные определения воспитания

Учитывая вышеизложенные теории, можно сформулировать следующие определения.

Определение 1

Воспитанник в педагогике – это тот, на кого направлено воспитательное воздействие.

Определение 2

Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности человека, основанный на создании определенного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности, мировоззрения и поведения.

Воспитание также можно трактовать более узко как процесс решения конкретной воспитательной задачи, например, создание нужных черт характера (патриотизма, трудолюбия, познавательного интереса). Такое понимание должно быть интегрировано в более широкое трактование определенного типа воспитания.

В целом можно сказать, что выбор подхода зависит от целей воспитания, содержания, которым оно наполняется, и методов, которыми оно достигается. Существует множество теорий воспитания, однако необходимо отдавать приоритет тем, что ставят во главу угла личность, а не идеологию или общественные требования. На практике отделить влияние этих факторов бывает непросто, однако делать их главенствующими все же не следует.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

С чего начинается воспитанность?

Чем занимаются денно и нощно родители, а в их отсутствие – весь персонал детского сада? Правильно, воспитывают. Сеют доброе и вечное, прививают хорошие манеры – кнутом, пряником, собственным примером и длительными беседами.

Во многом воспитанность – это выработанная с годами привычка, устойчивый навык грамотного поведения в социуме.

С детства в малыше взращиваются самые славные его черты, подпитываются достоинства, искореняются недостатки.

Параллельно с этим идет работа по обучению крохи должному поведению в социуме.

Но не стоит думать, что воспитанный человек – это реальный пример качественной родительской дрессировки. Отнюдь!

Невозможно просто сделать ребенку «прививку хороших манер» и рассказать, какие нормы поведения в обществе нынче в моде.

Многие мамы и папы полагают, что достаточно обучить кроху этикету и внедрить в мозг уважение к другим (как правило, старшим), и дело сделано – воспитание прошло успешно!

Возможно, такой ребенок будет говорить «волшебные слова», правильно пользоваться вилкой и убирать локти со стола, но будет ли он по-настоящему воспитанным – внутри, под наносной вежливостью и тактичностью?

Особенности воспитания

Определение 5

Воспитание – это растянутый во времени, непрерывный процесс, в заключительной своей фазе переходящий в стадию самовоспитания. Отличительными особенностями воспитания являются отсроченность его результата и разница в существующих оценках.

Многое здесь находится в зависимости от факторов, влияющих на личность воспитанника, а также его изначальных внутренних ресурсов.

Задачи воспитательного процесса качественно реализовываются лишь при понимании и решении содержательных вопросов воспитания.

Определение 6

Содержание воспитания – это комплекс знаний и навыков, установок и личностных качеств, поведенческой составляющей и идеологических взглядов.

Все перечисленное и есть цель воспитательного процесса.

Воспитание – процесс разносторонний, многозадачный и многоуровневый; он учитывает все стороны жизнедеятельности и имеет особенности согласно своей направленности:

Формирование глобального мышления, научного мировоззрения включает в себя развитие установок и взглядов, доступное лишь личности с развитым мышлением и осознанностью. Недостаточно просто передать человеку знания, необходимо научить его в дальнейшем самостоятельно развивать свой интеллект, реализовывать способности к анализу и исследованию.
Гражданское воспитание предполагает привитие человеку чувства сопричастности к своей родине, уважение к своей стране и ее истории, патриотичной настроенности, а также культуры поведения в межнациональном социуме.
Нравственное воспитание тесно взаимосвязано с социализацией личности. Воспитательный процесс содержит в себе обучение личности социально приемлемым нормам поведения (в конкретном социуме); привитие ей культурных ценностей, обычаев, правил; выработку адекватного отношения к обществу, другим людям, природе. Основой нравственного воспитания является гуманность, подразумевающая развитие в личности таких навыков как сочувствие, отзывчивость, терпимость, уважение чужого выбора и особенностей других людей

Здесь крайне важно, чтобы педагог сам являл собой достойный пример нравственности. Нравственное воспитание получает свою реализацию через коллективное взаимодействие, открытое и свободное обсуждение вопросов и сложных ситуаций

Такая деятельность способствует формированию у детей собственной нравственной позиции.
Трудовое воспитание. Ранее это направление было основой советского общества, в современных же условиях оно отошло на задний план как в учреждениях образования, так и в системе семьи. Трудовое воспитание имеет своей целью формирование ответственности, мотивации к прикладному использованию полученных знаний.
Эстетическое воспитание развивает творческую сторону мышления, создает условия для формирования духовных ценностей. Личности прививается способность к эмоциональному отклику на искусство и пониманию его.
Физическое воспитание способствует формированию целостной личности, имеющей навык заботы о своем здоровье и положительное отношение к двигательной активности, что, несомненно, отражается и на результатах умственной деятельности.

Верно организованный процесс воспитания включает в себя как прямую, так и обратную связь: от воспитателя к воспитуемому и наоборот, и это чрезвычайно важный аспект педагогической деятельности. Такой способ взаимодействия дает возможность учитывать индивидуальные особенности воспитанников и подбирать эффективные методы работы.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Нравственный человек – продукт воспитания моралью

Любое воспитание имеет свою конечную цель. В нашем случае целью является личность, обладающая определенным набором качеств, таких как доброта, честность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность, а также верность. Нравственность есть качество индивидуальное для каждого. Каждый из нас вносит в это понятие свои характеристики. Определенные моральные качества диктует человеку его профессия: солдат должен быть смел, доктор и педагог – добрым, человечным, судья – честным, а пожарный – самоотверженным.

Проблемы нравственного и духовного воспитания

Стоит ли намеренно заниматься нравственным воспитанием? Об этом писал Л.С. Выготский, утверждая, что попытки намеренного обучения нравственности бессмысленны. Такое воспитание должно осуществляться незаметно, как бы растворяясь в повседневной жизни. Нельзя воспитать лекцией нравственности. Лучший метод – пример родителей и педагогов. Воспитание нравственностью происходит в процессе просмотра фильма, беседы или чтения рассказа с последующим анализированием поведения и чувств героев. Невозможно представить специального занятия «по морали», это было бы просто нелепо. Претворяя в жизнь идею нравственного воспитания, педагог должен уметь «растворить нужную порцию воспитательной деятельности» в привычный учебный процесс. Уметь правильно и четко организовать свою нравственно-воспитательную деятельность так, чтобы ребенок об этом не знал, а только чувствовал и впитывал, как губка – это признак мастерства педагога. А результатом станет зрелая, нравственно воспитанная личность, богатая духовно и выносливая психически – отличная основа для нашего «светлого завтра».

Соотношение наследственных и воспитательных факторов

 
Влияние среды и наследственность — это два важнейших фактора, определяющих развитие ребенка, но при этом довольно сложно сказать, какой из них оказывается в данном случае более важным. А данная проблема является одновременно проблемой и чисто научной, и социальной, поскольку от того, как она будет решена, в итоге зависит и будущее самого общества.
 
Из  всего сказанного можно сделать  следующий вывод: интеллект и индивидуальные способности могут и наследоваться, и развиваться, но личность как таковая, как система этических ценностей — это продукт чисто социальный. Именно поэтому, наверное, обучению и образованию молодого поколения в обществе всегда уделялось так много внимания.
 
01.02.2010
Анна Бердникова
  
  ребенок и родители  Другие статьи автора

Не унижайтесь и не навязывайтесь

Можно рассмотреть и обратную ситуацию, когда вам что-то требуется, но общаться не хотят уже с вами, за неимением всё того же свободного времени или банальной к этому тяги. Воспитанный человек — это тот, кто не станет навязываться и ставить свои интересы во главе угла. Вы можете лишь предложить собственное общество.

Нет ничего зазорного в том, чтобы попросить окружающих об услуге, но истинной бестактностью будет ее вымогать, упрекать в безразличии и прочее. В сущности, обвинение других людей — это и есть отсутствие такта. На деле такие люди винят других в том, чем немало грешат сами.

Если пытаться достигнуть желаемого такими методами, можно очень низко пасть в глазах окружающих, а позитивное о себе впечатление потом будет вернуть очень непросто.

Влияние семьи

Наверное, не следует еще раз напоминать, что роль семьи в воспитании ребенка просто огромна, и то, что заложено в детстве, имеет сильное воздействие на личность и жизнь человека в будущем. В дошкольном возрасте главным авторитетом являются родители, и именно они формируют многие качества личности. В школьном возрасте проявляются заложенные отцом и матерью задатки.

Если в семье ребенок получает достаточное количество любви, заботы, внимания и позитивных эмоций, то он будет расти воспитанным. Негативная атмосфера, конфликты и ссоры отражаются даже на самом маленьком человечке. Роль семьи в воспитании ребенка не преувеличена, ведь в таких условиях формируется жизненная позиция малыша.

Также стоит отметить, что сами родители являются образцом для подражания. Если воспитанность является чертой матери и отца, то она будет и у ребенка. Например, тревожность мамы легко передается ребенку по невидимым эмоциональным нитям, как и остальные аспекты. Хорошие манеры и вежливость в общении дети впитают как губка из семейной среды. Агрессивное и несдержанное поведение отца выразится в том, что ребенок будет драться с другими ребятами.

Поощрение в воспитании

Данный метод предусматривает внешнее активное стимулирование, побуждение воспитуемого непосредственно к инициативной, положительной, творческой деятельности. Поощрение осуществляется посредством общественного признания награждения, успехов, поочередного удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Такой метод активно применяется в игровой, общественной, трудовой, учебной, бытовой деятельности школьников. Он позволяет педагогу повысить эффективность и качество труда детей. Это способствует их дальнейшему самоутверждению.

Поощрение возбуждает исключительно положительные эмоции, вселяя человеку уверенность, повышая ответственность и порождая оптимистические настроения, а также здоровый социальный и психологический климат. В итоге у учащегося развиваются внутренние творческие позиции, происходит формирование позитивной жизненной позиции.

Замечание 3

Незаслуженное поощрение может дать обратный эффект. Чрезмерное честолюбие и стремление достичь успеха исключительно ради награды не одобряется.

По мере нравственного созревания ученика система поощрения способствует развитию от материальных стимулов до моральных. Реакция на поощрение предоставляет педагогу информацию о самолюбии, а также честолюбии детей, их отношению к наградам, к делам, позволяет определить подлинные мотивы деятельности и даже направление личности. Воспитатель может оценить результаты поведения, учебы, одобрить или наоборот осудить определенные действия или поступки.

Выражение удовлетворения работой, похвала, одобрение, призыв ориентироваться на образец для подражания, в качестве которого будет пример лучших — своеобразный поощрительный прием. Однако воспитателю требуется хорошо освоить методику поощрения, чтобы в дальнейшем применять ее активно в своей деятельности.

Одобрение является одним из простейших видов поощрения. Его воспитатель выражает мимикой, жестом, положительной оценкой работы или поведения воспитанников, целого коллектива. Одобрение демонстрируется перед классом, родителями, другими учителями. Оно может проявиться и в определенной форме доверия

Поощрение вниманием может быть при чутком отношении к неудачам и успехам, переживании вместе с ними радости и горя. Доверие и уважение вселяют уверенность в силах и чувство собственного достоинства

К более высокому уровню поощрения причисляют награждение и благодарность. Они вызывают и длительное время поддерживают устойчивые и сильные положительные эмоции, которые дают коллективу и воспитанникам долговременные стимулы. Такой подход венчает упорный и длительный труд. Более того, он сигнализирует о достижении более высокого, нового уровня, заслуживающего уважения. Награждение осуществляется торжественно при родителях, педагогах, других воспитанниках. Это позволяет усилить эмоциональную сторону стимулирования и переживания, связанные с ним.

Поощрение действительно воспитывает, если оно обосновано педагогически. То есть объявляется исключительно за реальный результат в учебе, ориентированный на повышение ее качества

Немаловажно обеспечить в поощрении гласность

Это привлечет внимание других детей к определенной деятельности, вызовет у них желание последовать хорошему примеру

Замечание 4

Но специалисты категорически не рекомендуют чрезмерно хвалить людей. Это может снизить воспитательную эффективность

Немаловажно систематически повышать требования к учащимся, ставить перед ними сложные задачи, стимулируя к последующему развитию

Черты воспитанного человека

  1. Самое главное качество воспитанного человека заключается в том, что он думает не только о себе, но и о других людях тоже, и ведёт себя так, чтобы жить в гармонии с самим собой и с окружающими. Воспитанный человек старается не мешать другим людям, всегда приходит на помощь, если он в состоянии помочь, он всегда вежлив и тактичен.
  2. Воспитанный человек соблюдает этикет (правила поведения в обществе).
  3. Воспитанный человек уважает других людей, их мнение, отличное от его собственного, терпимо относится к окружающим, их привычкам и интересам, даже если они ему не нравятся.
  4. Он всегда ведёт себя адекватно и соответственно ситуации.
  5. Воспитанный человек имеет чувство собственного достоинства, живёт в соотвестствии со своими желаниями и обязанностями, при этом не ущемляя прав других людей.
  6. Он серьёзно относится к своему делу, будь то работа или учёба. Выполняет дело со всей возможной отдачей, добросовестно и качественно.
  7. Воспитанный человек выполняет свои обещания и всегда приходит вовремя.
  8. Он доброжелательно настроен к окружающим, уверенно чувствует себя в компании незнакомых людей, потому что знает, как правильно нужно себя с ними вести.
  9. Он умеет скрывать свои эмоции, когда нужно. Воспитанный человек сдержан и корректен.
  10. Воспитанный человек — это хороший собеседник. Он умеет слушать, поддерживать беседу и отвечать.
  11. Он честен как перед собой, так и перед другими людьми.
  12. Воспитанный человек знает, .
  13. Воспитанный человек чтит и соблюдает законы своего государства.
  14. Воспитанный человек корректно ведёт себя в спорах. Он не пытается подчинить своей точке зрения всех и вся, но и своё мнение отстаивает твёрдо и умело. Что значит быть воспитанным в споре? Если воспитанный человек ошибся, то не побоится признать свою вину и извиниться.
  15. Воспитанный человек не пытается жить за счёт труда других людей. Он самостоятелен и никого ни к чему не принуждает ради собственного благополучия.
  16. Воспитанный человек самостоятельно принимает решения и сам отвечает за себя и свои поступки.
  17. Воспитанный человек искренен в личных отношениях, любит, понимает и с уважением относится к своим родителям.
  18. Он следит за своими словами и их смыслом. Умеет контролировать свою речь в зависимости от ситуации и положения.
  19. Воспитанный человек не употребляет ненормативную лексику.
  20. Воспитанный человек никогда не стоит на месте, он постоянно духовно развивается. С таким человеком приятно общаться и дружить.

Вот что значит — быть воспитанным.

Это тот, кто овладел им в совершенстве. Благодаря хорошим манерам можно наладить благоприятные отношения с социумом, что значительно повышает комфортность жизни для каждой личности.

Цели и задачи

Воспитание любого вида имеет цель.

В психологии выделяют 2 вида целей:

  • Формирование качеств, которые должны быть у всех людей.
  • Воспитание отдельного человека.

В современной психологии происходит совмещение 2 целей в одну

Важно единство общих и индивидуальных качеств. Цели делят на краткосрочные, перспективные и среднесрочные

Первый тип целей – текущий. Он необходим для координации, коррекции перспективных и среднесрочных целей.

Среднесрочные цели ставятся примерно на 1 год. Цель воспитания ориентирована на конкретный возраст. Поэтому они постепенно меняются

Например, для детей младшего возраста, важно развивать первые социальные связи, базовые качества поведения в обществе

Подростков важно подготовить к полной сепарации и дальнейшей взрослой жизни. Поэтому среднесрочные цели ориентированы на небольшой временной промежуток, пока воспитание определенных качеств актуально для человека в этот период

Перспективные цели ориентированы на формирование устойчивых качеств, которые необходимы всю жизнь. Данные цели достигаются путем решения задач. Задачи формируются в зависимости от метода воспитания.

Например, для умственного воспитания можно выделить следующие задачи:

  • Развитие интереса к изучению.
  • Усвоение объема полученных знаний.
  • Развитие потребности постоянно обновлять багаж знаний.
  • Формирование привычки применять полученные навыки в жизни.

И еще некоторые методы диагностики

Изучая рассматриваемый феномен, нельзя забывать о том, что, определяя уровень воспитанности, экспериментатор также диагностирует нравственную сущность человека. В связи с этим фактом отдельные выводы по поводу воспитанности могут включать данные, отражающие все особенности личности, ведь эти качества тесно взаимосвязаны.

Диагностика воспитанности также включает биографический метод, анализ продуктов деятельности и т.д. Стоит отметить, что ни один прием не обладает полной универсальностью, ведь существуют некоторые требования к их применению. Поэтому если экспериментатор хочет получить объемные достоверные данные, он должен использовать ряд методов и весь комплекс диагностического инструментария.

Использование нескольких методов предоставляет следующие возможности:

  1. Четкий и полный анализ качеств личности.
  2. Снижение субъективности в оценке воспитанности, ведь полученные факты получены от различных методов диагностики.
  3. Определение минусов и недостатков в воспитательном процессе учащихся.

Подводные камни

Благодаря компьютеризации диагностической технологии получать и обрабатывать информацию по уровням воспитанности стало намного проще, и общие выводы говорят о достоверности и надежности имеющихся данных. Но любая педагогическая технология, в том числе и диагностическая, имеет как преимущества, так и недостатки.

Во-первых, диагностика воспитанности – сфера недостаточно изученная, и поэтому ее методологическая база разработана недостаточно. Педагог, планирующий диагностику, столкнется с ненадежностью тех или иных методик, и результаты, которые он получит, будут недостаточно точными и надежными.

Во-вторых, множество методов, используемых в диагностике, характеризуются трудоемкостью и требуют достаточно большого количества времени. Например, точность результатов наблюдения будет зависеть от его длительности.

В-третьих, определенные средства, такие как анкетирование и беседа, вряд ли дадут точные и достоверные данные.

Использование различных методов и методик диагностирования воспитанности позволяет педагогу целостно рассмотреть это явление. Конечно, есть некоторые недостатки и погрешности в представленной технологии, но ее успешно применяют специалисты в своей практической деятельности.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.