Методики воспитания: система монтессори

Алан-э-Дейл       15.05.2023 г.

Оглавление

Монтессори-среда

Монтессори-сад делится на ряд зон, в которых ребенок может свободно проводить время и заниматься. В каждой зоне размещен Монтессори-материал — дидактический инструмент, созданный специально для каждой зоны и направленный на развитие определенных качеств и способностей у ребенка.

1. Упражнения практической жизни. В этой зоне ребенок развивает навыки:

  • Ухода за собой (одевание, умывание, приготовление еды, уборка).
  • Заботы об окружающей среде (уход за растениями и животными).
  • Навыки движения (ходьба по линии, упражнения тишины и грациозности).
  • Социальные навыки (общение и манеры).
  • Иногда добавляется лепка, занятия с глиной и гончарным кругом.

2. Зона сенсорного развития. Ребенок с помощью Монтессори-материала развивает свои органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Это основная зона по мнению М. Монтессори для развития ребенка, так как он познает мир с помощью органов чувств.

В материалах выделяется в основном один признак (например, чувство массы предмета), и ребенок учится концентрироваться только на нём, изолируя другие органы чувств (детям могут закрывать глаза повязкой). Такая концентрация помогает ребенку понять основное различие между предметами и усвоить это качество, например, что предметы бывают тяжелее или легче. Все это направленно не только на развитие точности различения, но и на понимание логических связей между предметами.

Материалы сенсорной зоны:

Для определения размера — блоки цилиндров, башни, лестницы, красные штанги, геометрические фигуры.

Для развития тактильного чувства — шершавые таблички и различные ткани.

Для различения цвета — цветные таблички с 64 оттенками. Монтессори в своей методике использовала «приглушенные» цвета (в отличие от массовых производителей игрушек), которые более спокойные и приобщают к более утонченному вкусу.

Для развития слуха — шумовые цилиндры и звоночки.

Для развития стереогностического чувства (чувство формы предмета) — геометрические тела, волшебный мешочек (мешочек с различными предметами для определения на ощупь), сортировка, бруски разного веса.

Для развития обоняния — наборы баночек с маслами, мешочков с разными травами, специями и т.п. для вдыхания и различения ароматов.

Для развития вкуса — «вкусовые бутылочки», набор бутылочек с пипетками, каждая со своим вкусом (горький, сладкий, кислый, соленый). Ребенок поочередно пробует каждый вкус.

3. Зона математического развития. Основа строится на сенсорном материале, что очень хорошо, ведь ребенку не приходится абстрактно постигать концепцию чисел. Это упрощает понимание ребенком чисел и математических операций.

Используемые материалы:

Для счёта в пределах 10 — числовые штанги, таблички с цифрами (шероховатые и тактильные), веретена.

Для знакомства с многозначными числами — «золотой» материал.

Для счёта до 100 — бусины, доски Сегана, цветные цепочки.

Для знакомства с арифметическими действиями — марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления.

И еще несколько других для понимания дробей и геометрических фигур.

4. Зона родного языка. Здесь дети учатся чтению и письму, через тактильный материал, что упрощает обучение.

Материалы:

Расширение словарного запаса — карточки, изображающие предметы.

Для обучения письму — рамки для штриховки, шероховатые буквы, контуры букв, подвижный алфавит.

Для обучения чтению — коробочки с фигурками, подписи к предметам окружающей среды.

Подробнее про чтение и писание мы поговорим чуть ниже.

Это 4 классических Монтессори-зоны, созданные самим автором. Помимо них вы можете встретить «зону космического воспитания», в которой детям предлагается изучение окружающего мира. Как правило обучение проходит на конкретном материале, иногда с демонстрациями воспитателя. К материалам относят различные таблицы, карточки, карты, схемы, календари, экспериментальные наборы и т.п., на тему: географии, биологии, истории, науки.

Фотографиями мы привели лишь часть материала для ознакомления.

Коротко о содержании лучших книг Марии Монтессори:

Статьи М. Монтессори и современных педагогов.

Содержит советы и рекомендации для занятий с ребятами дошкольного возраста.

2. Мой метод: начальное обучение.

Изложены основные принципы методики, философия, психология и педагогика, лежащие в ее основе, методы работы с детьми 6 – 10 лет в изучении грамматики и других наук. Для педагогов, психологов, студентов университетов.

Дом ребенка. Метод научной педагогики.

Фундаментальный труд. Содержит обоснование всех аспектов системы Монтессори.

Дети — другие.

Рассказывается о пути создания системы Монтессори, объясняется, что дети — другие, чем мы их видим.

Впитывающий разум ребенка.

Книга о потенциале человека, об особых периодах восприимчивости детей от 0 – 6 лет — впитывающем разуме. Для педагогов и родителей.

Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет.

В книге доказывается право ребенка на активное познание окружающего мира и развитие его внутреннего потенциала. Описаны методы работы с классом и индивидуальные занятия.

Самовоспитание и самообучение в начальной школе.

Описывается развитие ребенка, его мышления, как организовать начальную школу. Для родителей, педагогов, преподавателей и студентов.

Учимся по методике Марии Монтессори. Чудеса преображения: На озере. Для детей 5 – 6 лет

Описываются 8 волшебных превращений рядом с ребенком, открывающие мир. Для детей.

Методика Монтессори и сегодня не теряет популярности.

Чтобы не наделать ошибок при ее применении, издан 2-х томник:

«Домашняя школа Монтессори». – М: Карапуз + Центр Монтессори, 2001.

Это книга для родителей с описанием сути метода и 6 книг для детей с историями, упражнениями, учебными карточками.

Немного истории

Мария Монтессори (итальянский доктор, антрополог, педагог) является создателем уникальной методики воспитания, которая стала популярной в первой половине XX столетия. Свою медицинскую карьеру Мария начинала ассистентом врача, и, работая в учреждении для детей с ограниченными возможностями (в психиатрической больнице), интересовалась методами лечения таких ребят. Монтессори пришла к выводу, что их проблемы с интеллектом отчасти не только медицинские, но и педагогические.

Монтессори видела, насколько одиноки эти дети, с ними никто не занимался, у них даже не было игрушек. И тогда она стала приносить ребятам простейшие предметы: лоскуты, коробки, бусины. И малыши словно ожили.

Мария Монтессори разработала уникальную методику воспитания, которую вначале использовала в работе с детьми с ограниченными возможностями

Впоследствии Мария заняла должность директора Ортофренического института, специализирующегося на подготовке учителей для работы с больными детьми. При институте была школа, где Монтессори сама занималась с малышами. Результат был очевиден: многие ученики сдали экзамен на уровне общеобразовательной школы.

Доктор постепенно совершенствовала свою систему воспитания и обучения, и затем решила применять её и на здоровых детях — были организованы специальные детские сады для малышей 3–7 лет.

Школы Монтессори получили большую популярность в Европе (особенно в Германии, Австрии, Нидерландах), США, Японии, Северной Корее. В России же данная методика долгое время была недоступной.

Об этой педагогической системе в нашей стране не вспоминали до 90-х гг. Именно в это время начинают появляться первые пособия. Сегодня же по этой уникальной методике в России работают многие детские сады, центры раннего развития ребёнка, а мамы самостоятельно занимаются дома с детьми.

Сегодня системой Монтессори увлекаются многие мамы и применяют её в домашних занятиях с детьми

Основные положения системы Монтессори

Обучение по методике Монтессори базируется на нескольких принципах:

Ребенок всегда главный. Мария была убеждена, что нужно идти за потребностями воспитанников. Это основано на том, что только детям известно то, что для них интересно и актуально в конкретный момент времени.
Педагог лишь направляет. Взрослый постоянно находится рядом и направляет, но это происходит таким образом, чтобы у воспитанника не пропало естественное желание заниматься определенной деятельностью. Мария отмечала, что роль Монтессори педагога лишь с виду пассивна, так как он должен понимать, когда нужно помочь

Для этого важно внимательно наблюдать за процессом обучения.
Окружение детей меняется в зависимости от их интересов. Среда при воспитании должна меняться, подстраиваясь под их потребности

Для этого педагоги периодически меняют материалы в зависимости от их актуальности.
Группы составляются из детей разного возраста, о чем уже говорилось выше.
Воспитанники могут выбирать деятельность, которая их привлекает больше всего.
Все воспитанники могут выбрать, хотят ли они заниматься в одиночестве или в группе.
Во время обучения правила должны соблюдаться как детьми, так и взрослыми. Например, все места в классе имеют свое место и после занятия их нужно разложить по порядку. Еще одним из правил является соблюдение комфортного для всех уровня тишины.
Педагог не должен навязывать свою помощь. Даже если у воспитанника что-то не получается, помощь оказывается только если тот сам попросит об этом.

Обратите внимание! Эти положения соблюдаются во время всего процесса воспитания и вырабатывают определенный стиль поведения. Дети становятся более дисциплинированными и уважают желания других людей

Виды Монтессори-классов и уроков

Система Монтессори подразумевает 3 типа уроков:

  1. Индивидуальные, во время которых педагог предлагает учебный материал и показывает, как с ним работать.
  2. Групповые, подразумевающие совместную работу нескольких детей. Но вместе занимаются лишь дети, достигшие одного уровня, остальные занимаются самостоятельно.
  3. Общие. В пример можно привести уроки по гимнастике, истории или биологии. Такие занятия проводятся в сжатые сроки, чтобы дети не заскучали и решили, интересно это им или нет.

Обратите внимание! Формирование классов происходит еще и на основании возраста. В группы объединяют детей от 0 до 6 лет, от 6 до 12 и от 12 до 18 лет

Переход в следующий класс происходит на основании возможностей и потребностей.

Правила развивающей методики Монтессори для взрослых

В методике Монтесссори есть 10 правил, которые определяют поведение взрослого с ребенком и их роли друг относительно друга:

  • Ребенку должны быть доступны все его вещи,он должен самостоятельно дотягиваться и доставать свою одежду, игрушки, посуду и так далее. Задача родителя или воспитателя — организовать для ребенка пространство именно таким образом, чтобы не было причины ему помогать.
  • Вся мебель должна подходить ребенку по размеру,он должен комфортно себя чувствовать, сидя за столом и понимать, что это его вещи.
  • В ванной комнате и на кухне поставьте ступеньку для ребенка, чтобы он мог самостоятельно зубки почистить и посудку помыть. Чтобы во время того, когда он решит это сделать вам не потребовалось поставить весь дом на уши для реализации идеи.
  • Организуйте отдельную вешалку для верхней одежды ребенка,чтобы он мог сам одеваться и раздеваться. Причем вы сами заметите, как удобно вам будет при этом жить. Ведь порой малыш ждет маму, пока та дотянется до его куртки, чтобы ее быстро одеть. А тут, при возможностях полной самостоятельности, кроха будет одеваться быстрее.
  • Хорошо, если вы позаботитесь о том, чтоб одежда малыша была такой, которую он сможет сам снимать и надевать.Но с этим вам потребуется достаточное терпение, пока он научится одеваться сам.
  • Рассортируйте игрушки ребенка.Это поможет и вам и малышу понять, какие навыки стоит развивать больше, а какие сформировались уже достаточно. Например, нужен ли ему пазл на 20 деталек или пора усложнить задачу.
  • Если у вас нет определенных материалов и игрушек, необходимыхдля развития ребенка, сделайте их своими руками. Например, сами нарисуйте для ребенку азбуку и плакат с цифрами. Сшейте развивающий коврик или попросите папу, или дедушку собрать бизиборд.
  • Новые игрушки давайте малышу постепенно,не больше двух новых материалов в день, чтобы ребенок мог сосредоточиться и полностью понять, в чем суть той или новинки, как их можно сочетать с хорошо знакомыми вещами.
  • Составьте график занятий с ребенком.Хоть методика и предполагает свободу выбора ребенка, это не значит, что он не должен соблюдать режим и управлять родителями. Уделяйте занятиям с ребенком не меньше часа каждый день. Можете проводить в формате игры 2 занятия в день по времени, которое не перегружает малыша и дает ему возможность гармонично развиваться.
  • Прививайте ребенку навыки бытовой жизни.Предложите ему вместе приготовить ужин и накрыть на стол, убрать после ужина тарелочки, и помочь вам помыт их. А после разложить по местам. Дети будут рады помочь вам, а вы получить такой приятный сюрприз от малыша, как помощь по дому.

Что такое методика Монтессори?

Как уже было сказано, первоначально образовательный метод был опробован на детях с недостаточным интеллектуальным развитием. Создав особую развивающую среду, Монтессори основной своей задачей видела привитие таким ребятишкам навыков самообслуживания и адаптация к обществу.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.