Оглавление
Причины антропоморфизма
Если рассматривать понятие антропоморфизма в психологии, стоит начать с особенностей головного мозга. Устройство мозга предполагает определенные ограничения. Так получается, что информация о живых существах и неодушевленных предметах обрабатывается одной зоной мозга. Эти когнитивные процессы осуществляются благодаря системе зеркальных нейронов. Пример: в наблюдении за людьми, поднимающими руку, и за экскаватором с работающим ковшом активизируются одни и те же клетки. Это ведет к восприятию неодушевленных предметов как живых.
Антропоморфизм в религиях
Антропоморфное изображение Венеры (Венера Арльская, 1 век до н.э.)
Сильное выражение антропоморфизма можно найти в христианской , индуистской , германской , греческой , кельтской , синтоистской, японской , египетской и римской религиях и мифологиях, в которых боги обладают явно человеческими чертами, хотя в некоторых случаях они также обладают способностями (в частности, Ситуации) принять зооморфную форму. В Ветхом Завете , тоже , человеческие качества и чувства приписываются к Богу .
Древний поэт Ксенофан отмечает в известном стихотворении, что люди создают своих богов по собственному образу:
Однако даже в древние времена антропоморфизм не был общепризнанным религиозным феноменом. Например, в раннеримской религии , в отличие от греческой , не было богов в человеческом обличье. Здесь более абстрактное понятие нумен было придумано для работы божеств, воспринимаемых как недоступные.
Позиции в исламе
В средневековом исламском богословии вопрос о подобии Бога человеку был предметом многочисленных споров. Две противоположные крайние позиции были обозначены арабскими терминами tashbīh («сходство, антропоморфизм») и taītīl (« освобождение идеи Бога от любого содержания, которое можно описать человеческими терминами»). Положительно оцененная промежуточная позиция называлась танзих («трансцендентализм»). Экзегет Корана Мукатил ибн Сулейман, а также восточно-иранское богословское течение Каррамии, как утверждается, заняли крайне антропоморфные позиции , печально известным представителем танила был Джахм ибн Сафван .
Антропоморфные толкования Бога основаны на утверждениях в Коране, в которых говорится о частях тела Бога (лице, глазах, руке), а также на заявлении в Быт. 1.27 том, что Адам был создан «по своему (то есть, Божьему) образу» который был передан мусульманам через хадисы . Коранический аргумент против любого антропоморфизма было заявление в суре 42 : 11: «Там нет ничего , что похож на него (а именно Бога)» ( Лаиса ка-mithli-šai’ привет ). В связи с этим представители трансценденталистских позиций, например мутазилиты , истолковали коранические утверждения о частях тела Бога как метафоры . Асхаб аль-хадис , к которым ранние Hanbalites принадлежали, противопоставить это с формулой би-ЛЯ Кайф ( «не как»), чтобы они не требовали, чтобы заявления о частях тела в Коране и хадисах должны быть приняты без вопросов.
Предыстория
В начале модерна человеческого поведения в эпоху верхнего палеолита , около 40 000 лет назад, примеры зооморфных (похожих на животных) произведений представляют идею антропоморфизма. Одна из самых известных работ включают скульптуры в слоновой кости из львиного человека , с внешности человека с головой льва , называются старые 40 000 лет.
Невозможно узнать, что на самом деле могут представлять эти доисторические произведения . Более свежий пример включает «Маленький колдун с музыкальным луком», загадочную картину, расположенную в Пещере Трех Братьев , Арьеж , Франция ; значение этого искусства остается неизвестным, но оно интерпретируется как некий дух или хозяин, управляющий животными.
Это антропоморфное искусство археолог Стивен Митен связал с появлением охоты в эпоху верхнего палеолита (Mithen, 1998). Он предполагает, что это свидетельство изменения архитектуры человеческого разума , улучшения когнитивной текучести между естественной историей и социальной, в которой антропоморфизм позволил охотникам идентифицировать сочувствие к животным, на которых они охотились, и, таким образом, лучше предвидеть их движения.
В популярной культуре
Литература и комиксы
Антропоморфизм иногда используется, чтобы говорить о людях, например, в баснях Эзопа или Жана де Лафонтена , в романе де Ренара , во многих мультфильмах Уолта Диснея и т. Д.
Придавая им физиономии животных, автор избавляется от размышлений о характере своих персонажей. Таким образом, лиса будет коварной и злой, мышь — скромной, крыса — приспособленческой, лев — величественным, волчица — верной и храброй и т. Д.
Антропоморфизм широко используется в комиксах и мультфильмах, потому что он позволяет дизайнеру различать своих персонажей физически, придавая им очень отличительную психологию. В данном случае « зооморфизм » и «антропоморфизм» — это одно: животное используется для обозначения человека, а форма человечности приписывается животным.
Кино и телевидение
Некоторые примечательные примеры могут включать персонажей из серии Looney Tunes, таких как Багз Банни , Даффи Дак , Порки Пиг , чтобы назвать только самых известных, созданных с 1930-х годов до сегодняшнего дня.
Французский научно-фантастический фильм Жоржа Мельеса « Путешествие на луну» (1902) использует антропоморфизм для изображения Луны, на поверхность которой разбилась ракета.
С 1960-х по 1990-е годы антропоморфизм широко использовался в мультсериалах, таких как « Космические байкеры» , « Шерлок Холмс» или « Катсы из спецназа» . В 1987 году в мультфильме « Черепашки-ниндзя» снимались четыре черепахи, поклонники пиццы с большими знаниями ниндзюцу , во главе с их сенсеем , антропоморфной крысой Сплинтером.
В 1988 году , в Кто хочет кожу кролика Роджера на Роберта Земекиса , фильм показывает Toons (герои мультфильмов) наряду с людьми. В Toons живет в Toonville, на территории , прилегающей к Голливуду , и регулярно ездить к людям , чтобы стрелять мультфильмы. В фильме Кролик Роджер, актер-кролик и герой мультфильмов «Бордовые мультфильмы» , обвиняется в убийстве продюсера Марвина Акме, бредового изобретателя и директора корпорации ACME .
В фильме « Осмосис Джонс» (2001) антропоморфизм используется для представления иммунной системы человека.
В 2006 году в фильмах « Тачки» и « Тачки-2» были показаны только автомобили или другие антропоморфные транспортные средства.
В 2015 году фильм « Наоборот» представляет эмоции человека как личности.
В 2016 году Зверополис 135 — й полнометражный анимационный Дисней представляет антропоморфных животных. Герои фильма обладают не только физическими и человеческими чертами характера, но и сталкиваются с человеческими проблемами. У некоторых жителей города Зверополис есть проблемы с деньгами или зависимости. Они живут с мыслью, что им нужно получить высшее образование, чтобы иметь лучшее будущее, они подчиняются писаным законам и могут быть приговорены к тюремному заключению за неповиновение.
Видео игра
В 1991 году была выпущена видеоигра Sonic the Hedgehog , в которой в качестве главного героя был изображен синий ёжик . Персонажи этого сериала — практически все антропоморфные животные, включая лис, кошек и других ежей, которые могут говорить и ходить, как настоящие люди. Как и у большинства антропоморфных животных, одежда не имеет большого значения, хотя некоторые персонажи полностью одеты или носят только пару перчаток и туфель.
Среди других антропоморфных персонажей видеоигр — Фокс МакКлауд , Крэш Бандикут , а также персонажи из серии игр Animal Crossing (кошки, собаки, коровы, кролики), у которых довольно разные дома и жизни, или, опять же, Бредовые кролики .
Шкала антропоморфизма животных[править]
Наиболее типичный в произведениях, с него и начнём. По убыванию сходства с человеком:
- Человек обыкновенный. Заметьте, что у бабуинов нет права доступа к этому сайту. Пожалуйста, возьмите банан и пройдите в свою клетку.
- Разве мы не люди?. Не обращайте внимания на глаза, уши и/или хвост. Характер и поведение тоже человеческие, но могут проявляться типичные черты животного-донора.
- «Остров доктора Моро» — кодификатор.
- Кошкодевочки.
- Фавны из RWBY.
- «Десятое королевство» — Волк.
- Звериная морда. К анатомически правильному человеческому телу приделана звериная голова. Носят человеческую одежду и обувь. Естественно, ведут себя полностью как люди.
- Старше, чем грязь: египетские боги, кинокефалы.
- Старше, чем радио: очеловеченные звери в ранних рисунках Жана Гранвиля, иллюстратора «Приключений Гулливера». Позже, иллюстрируя «Сцены из частной и общественной жизни животных» он перешёл к рисованию настоящих животных в человеческой одежде.
- Люди в звериной шерсти. Анатомически правильное человеческое тело покрыто шерстью, чешуёй или перьями. Звериная голова и хвост прилагаются. Руки и ноги практически человеческие, могут иметь небольшие когти и подушечки.
- Стюарт Литтл не только одевается как человек, но и водит яхту, самолёт и автомобиль. Остальные животные в фильме — гораздо ниже по шкале антропоморфизма.
- Животные в «Little Mouse on the Prairie» одеваются и ведут себя как люди. Например, деревенские девочки-подростки мышка Твиззле Ди и крольчиха Блоссом в деревне ходят босиком, но обуваются, когда надо в город на рынок. В книге Стивена Косгоува ничего подобного нет.
- «Эрнест и Селестина», мультфильм и мультсериал. В книгах антропоморфизм героев варьируется в зависимости от фантазии каждого отдельного художника.
- Как правило, под это определение подпадают и все фурри.
- Звери в человеческой одежде. Анатомически походят на людей, однако имеют лапы/копыта вместо ступней, при этом остальные части ног могут иметь как человеческие пропорции, так и звериные. Руки имеют в целом человеческую форму, но обычно с когтями и подушечками, могут иметь отличные от человеческих пропорции. Одеты в полный комплект одежды, но часто без ботинок, чтобы показать в полной красе звериные нижние конечности. Ну, или просто потому что им анатомия не позволяет. В этом случае могут носить на ногах перчатки.
- Персонажи диснеевских «Робин Гуд» и «Зверополис».
- Крокодил Гена.
- Забавные животные ведут себя как люди и ходят на двух ногах, но одеваются зачастую не в полный комплект одежды. Тело сохраняет черты животного-донора. Женские персонажи часто с биологически необоснованными молочными железами.
- Чип и Дейл. У Чипа — федора с дырками для ушей и лётная куртка, застегнуть которую не представляется возможным. У легкомысленного Дейла — гавайка. Рокфор обычно ходит в пилотском шлеме, свитере и пиджаке, Вжик — в футболке. Гаечка — единственная девочка в группе, и единственная, у кого есть одежда ниже пояса: рабочий комбинезон, носимый обычно без обуви.
- Из героев «Утиных историй» — смешанный вариант. Полный комплект одежды — у Зигзага, Винта, Клювдии, остальные чаще без штанов. Особенно элегантно смотрится «богатейший селезень на свете» Скрудж Макдак: в цилиндре и гамашах, но голоногий.
- И совсем не голоногий: носит специальную «обувь без подошв» на ластах, что видно в любом кадре с ним, где он одет.
- Под троп частично попадают героини MLP, если закрыть глаза на то, что сходство с реальными пони минимально. Одежду большинство из них носит в сугубо торжественных случаях. Человеческие привычки и сходная модель быта присутствуют, но ходят они на четырех ногах.
- Животные с человеческими чертами. Переходная степень между забавным животным и настоящими животными: выглядят как неразумные животные, но имеют кое-какие человеческие черты, вроде способности говорить и ходить на двух ногах. Одежду обычно не носят, но часто имеют какой-нибудь аксессуар.
- Манга XIII века w:Тёдзюгига рассказывающая буддийские притчи на примере животных.
- Старые иллюстрации к «Рейнеке-лису», вроде Каульбаха. И вообще большая часть изображений антропоморфных животных до рубежа XIX—XX веков.
- «Маугли» — животные разумны, как люди, разговаривают, но на своих языках, и двигаются, как в природе.
- Ряд анимационных фильмов: «Балто», «Леди и бродяга», «Коты-аристократы», «Лис и пёс» и другие.
- Просто животные. Без комментариев.
Как работают с «эффектом зловещей долины» в сфере робототехники
Магид выделяет два способа решения проблемы зловещей долины: избегание и преодоление.
Избегание. Этот подход требует от дизайнера остановиться на кривой графика Масахиро Мори до того, как наступит пик правдоподобности.
Для большинства роботов внешнее сходство с человеком не требуется, объясняет Магид. Главное — качественное выполнение заложенного функционала: «Например, нам не нужен человекоподобный робот-сварщик с двумя ногами и головой, потому что статический промышленный манипулятор для сварки и обойдется гораздо дешевле, и справится со своей специализированной задачей лучше».
Компании-производители хотят продавать функциональный и полезный продукт, а не отпугивать потенциальных пользователей своими экспериментальными разработками.
Сервисный робот Pepper — разработка японской компании SoftBank. Он может встречать гостей в отеле, рассказывать о гаджетах в магазине или просто развлекать людей
(Фото: Pexels)
Преодоление. Этот способ сложнее: он бросает вызов «эффекту зловещей долины» и предлагает создать робота, максимального похожего на человека.
При разработке роботов-геминоидов требуется преодоление «эффекта зловещей долины», когда робот — как минимум по физиологическим характеристикам в статике и динамике — не будет отличаться от человека. Это сложный и трудоемкий подход: по мнению Магида, пройдет еще минимум 20-30 лет, прежде чем мы увидим первых антропоморфных роботов, которые способны поддерживать восхищение пользователя продолжительное время.
Массовое производство таких роботов ученый ожидает не ранее конца XXI века. Однако, учитывая религиозные и нравственные нормы общества, которые нередко становятся преградой на пути развития науки и технологий, возможно, что роботы, которые могли бы перепрыгнуть «Марианскую впадину» «зловещей долины», так и останутся единичными лабораторными экземплярами.
Сможем ли мы преодолеть эффект зловещей долины: мнение эксперта
Евгений Магид:
«Я считаю, что технически «эффект зловещей долины» — явление временное. Когда мы сможем создать геминоида, который будет постоянно поддерживать в пользователе чувство восхищения, мы победим первичные признаки этого эффекта. Но есть и более глубокие подсознательные причины: страх и недоверие. Чтобы побороть их, нужно постепенно внедрять роботов во все сферы жизни и обучать детей так, чтобы они еще в детсаду понимали базовые принципы робототехники и учились программировать роботов.
Чем больше роботов появится вокруг нас — промышленных, сервисных, домашних, — тем более привычными предметами они станут для нас.
Представьте себе страх неандертальцев перед огнем или луддитов перед станками — и вы поймете, что я имею в виду. Когда роботы станут привычным элементом жизни, а принципы их работы будут понятны каждому, страх неизведанного уйдет. И роботы сделают нас лучше».
Визит Евгения Магида в лабораторию профессора Хироси Исигуро, Advanced Telecommunications Research Institute International в японском Киото. Евгений держит Telenoid R1 — робот создан как большой мобильный телефон, чтобы при голосовом общении получать дополнительные тактильные ощущения
(Фото: из личного архива)
литература
генеральный
- Харминус Мартинус Куйтерт: Бог в человеческой форме: догматико-герменевтическое исследование антропоморфизмов Библии (= вклад в евангелическое богословие, 45). Chr. Kaiser Verlag, Мюнхен, 1967, .
- Бруно Рой: «Прекрасная и красивая». Aspects du bestiaire féminin au moyen age. В Ренате Баадер (ред.): Образ женщины в литературной Франции. От средневековья до наших дней. (= Ways of Research , 611) Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Дармштадт 1988, ISBN 3-534-08616-3 , , стр. 38-51 (французский).
- Ральф Беккер: Человеческая точка зрения: перспективы и формы антропоморфизма. Витторио Клостерманн, Франкфурт-на-Майне 2013, ISBN 978-3-465-03715-6 .
ислам
- Ибн-Ибрахим ар-Расси аль-Касим: Антропоморфизм и интерпретация Корана в теологии аль-Касима Ибн Ибрахима . Перевод и аннотации Биньямина Абрахамова. Брилл, Лейден, 1996, ISBN 90-04-10408-9 (английский).
- Йозеф ван Эсс : Теология и общество во 2-м и 3-м веках хиджры. История религиозной мысли в раннем исламе , том 4. Де Грюйтер, Берлин, 1997, ISBN 978-3-11-014835-0 , стр. 373-424.
- Даниэль Жимарет: Dieu à l’image de l’homme: les anthropomorphismes de la sunna et leur interprétation par les théologiens (= Patrimoines. Ислам). Les Édition du Cerf, Париж, 1997, ISBN 2-204-05636-7 , (французский).
- Ибн-аль-Каузи, Юсуф Ибн-Абд-ар-Рахман, Мерлин Л. Шварц: Средневековая критика антропоморфизма: Китаб Ахбар ас-Шифат Ибн аль-Джаузи; критическое издание арабского текста с переводом, введением и примечаниями (= исламская философия, теология и наука, 46). Brill, Leiden 2002, ISBN 90-04-12376-8 (арабский / английский).
Почему люди приписывают эмоции другим живым существам?
Антропоморфизм позволяет наделять характеристиками не только предметы, но и других живых существ. Допустим, владельцы домашних животных уверены, что их питомец обладает богатым внутренним миром и уникальным характером. К сожалению, это не соответствует действительности. Животные испытывают лишь несколько основных чувств: страх, злость, ненависть, счастье, удивление и грусть.
Люди нуждаются в частичном антропоморфизме, но это не означает, что мы не готовы к рациональной оценке реальности или не соответствуем миру, в котором живем. Возможно стоить относиться к нему, как к способу экономии ресурсов для эффективного расхода на решение важных задач. Естественно, мы можем контролировать процесс и говорить о предметах с использованием подходящей лексики. Но это не главное
Важно помнить, что даже если рассуждать о предмете как о разумном существе, необходимо помнить о его истинном происхождении и предназначении. В любом случае, мир будет жить по своим законам, несмотря ни на что
Антропоморфизм частично говорит о способности человека создавать ассоциации. А это, в свою очередь, является хорошим приемом в развитии способности запоминания информации. Но научиться создавать ассоциации можно и без наделения человеческими качествами неживых предметов. Например, такой навык поможет разить курс Викиум «Мнемотехники».
Примеры[править]
Фольклорправить
- «Колобок».
- «Пряничный человечек» — западный аналог Колобка.
- Летающий Макаронный Монстр, создавший вселенную в пятницу, само собой. Раминь!
Литератураправить
- Франсуа Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль» — путешествие на остров Дикий, где живут Мясные Колбасы. Сражаться с ними отправили корабельных поваров.
- Л. Кэрролл, «Алиса в Зазеркалье» — на обеде Красная (т. е. Чёрная) Королева представила Алисе Бараний Бок, и тот ей поклонился, а когда Алиса отрезала кусок от сливового пудинга, тот возмутился: «Какая наглость! Интересно, что бы ты сказала, если бы я отрезал от тебя кусок? Мерзкое ты создание!»
- Жозе Гомес Феррейра, «Приключения Жоана Смельчака» — фруктовая девушка. Когда умирающий от голода герой попытался её съесть, не оценила.
- Норман Линдс, «Волшебный пудинг» — Альберт, волшебный мясной пудинг с горохом.
- Автор??? «Мороженое из редких птиц»: главная героиня — птица из мороженого.
Киноправить
- «» — под воздействием галлюциногенов Уотсон видит живую выпечку, которая заставляет его есть её.
- «Помидоры-убийцы» — помидоры здесь живые и очень злые.
- «Охотники за привидениями» — Зефирный человечек.
- «Космические яйца» — Пицца Хатт. После того, как оказался заперт в машине, сам себя съел.
Телесериалыправить
«Кухня» — в одном из эпизодов Шеф разговаривает с помидорами, которые оживают в его воображении и активно комментируют его поступки.
Мультфильмыправить
- «Полный расколбас» — весь мультфильм об этом.
- «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек-2» — целая колония мутировавшей еды.
- «Шрек», все части — Пряня, один из друзей главного героя.
- Короткометражка «Карнавал печенья» — участники карнавала.
Мультсериалыправить
- Франшиза «Овощные истории» («Veggietales»), один из первых анимированных в 3D-формате мультсериале — все персонажи являются всевозможными овощами, фруктами, ягодами, клубнями.
- Aqua Teen Hunger Force: главные герои — Молочный коктейль, Картошка фри и Котлета.
- «Время приключений» — много примеров:
- Конфетное Королевство.
- Лимонное графство, управляемое Лимонхватом.
- Королевство ягод, жители которого едят мясо, а поедание ягод считают каннибализмом.
- Королевство Завтраков.
- Есть также незарегистрированная принцесса Мороженный Йогурт, которая ненадолго появлялась в эпизоде «Бриззи».
- «Симпсоны
В одном из хэллоуинских выпусков Гомер был превращён в пончик, в другом — в курицу-несушку.
» — Гомер любит представлять людей в виде еды: Мардж — мороженое-рожок, Лиза — печенье в форме звезды, Мегги — имбирный человечек, Барт — пакет с продуктами…
- «Смешарики» — Летающий Бутербродный Монстр
В эпизоде «Диета для Нюши» свинка из-за голодания видела Копатыча в образе арбуза, а Кар-Карыча — кастрюли, полной супа.
, явившийся Лосяшу.
- «Вкусные истории» — милые, живые и разговорчивые продукты очень весело и задорно режут, трут, жарят и варят друг друга. Рейтинг 0+, да-да.
- «Удивительный мир Гамбола» — девочка-мороженое Сара, шериф полиции Пончик, Банана Джо и его родители, хот-дог Сосиска, тост Антон, картофель Айдахо, яйца Колин и Феликс.
- «Тик-герой» — один из персонажей в результате несчастного случая стал рожком мороженого.
- «Дядя Деда» — пицца Стив.
Веб-комиксыправить
«Самый тупой в мире маг» — племя меней (антропоморфных пельменей) и прочая созданная тем же магом живая еда типа колбосайца и бекона.
Телевидениеправить
- Часто встречается в рекламе:
- Маскоты шоколадного драже M&M’s, антропоморфные конфеты Жёлтый и Красный. Позднее к дуэту присоединились Зелёная, Синий, Оранжевый и Коричневая.
- Сам Самыч, пельмень в поварском колпаке.
- Маргариновый человечек Делми.
Эта тема закрыта для публикации ответов.