Атеист — кто это? что такое атеизм и научный атеизм?

Алан-э-Дейл       04.12.2024 г.

Оглавление

Основные аргументы атеистов

1) Всезнающий, Всемогущий и Всеблагой Бог несовместим с нашим миром, в котором есть зло и страдания невинных людей.

7) Священные тексты разных религий противоречат друг другу. Также противоречия можно найти и в рамках одного конкретного священного текста (например, в Библии). Исходя из этой логики, священные тексты не являются истинными, а религии придуманы человеком.

Основы мировоззрения и аргументы атеистов

Атеистическая философия имеет под собой базис логических доводов, размышлений, моральных принципов и научного подхода. Исключением является невыраженный атеизм, когда просто отсутствует понятие о теизме.

Основы мировоззрения и аргументы атеистов

Эпистемологические

Основная идея таких взглядов – невозможность определить, есть Бог или нет. Мировоззрение строится на рациональности, утверждая, что нельзя доказать то, что невозможно обнаружить. Если нет возможности подтвердить факт существования сверхъестественных сил, значит, глупо заявлять об их наличии. Так, с точки зрения эпистемологической аргументации, фраза «Бог существует» – полная несуразица.

Метафизические

Такое мировоззрение базируется на материализме, то есть восприятии всего сущего, как однородной, неделимой реальности – абсолюта. Исходя из этого отдельных нематериальных сверхъестественных сущностей не бывает.

Не стоит путать монизм с гилозоизмом, который наделяет реальность душой, однако точно так же отрицает Бога.
Совет автора

Психологические, социологические и экономические

Известной личностью, пропагандирующей такие взгляды, был Зигмунд Фрейд. Он считал, что боги – это творения рук человеческих для удовлетворения собственных потребностей. На возникновение религии повлияло извечное противостояние классов, социальное неравенство, эмоциональная незрелость, а также невозможность объяснить какие-то явления.

Логические аргументы и доказательства

Прагматики, руководствующиеся логикой, развенчивают миф о Едином Творце, как милосердной, всезнающей личности, влияющей на судьбы людей. Они аргументируют это простыми доводами: если в мире столько зла и несправедливости, то предполагаемый вселюбящий Бог банально несовместим с такой жестокой реальностью.

Антропоцентрические

Приверженцами конструктивных, или аксиологических взглядов были Карл Маркс, Фридрих Ницше и Жан-Поль Сартр. Их суждения базировались на человеческой природе, как основе моральных ценностей, а не религии, как преподносит это церковь. Они продвигали идеи саморазвития, внутренней свободы, а также идею нестесненного счастья.

Камень преткновения

Теперь коснемся самих споров с верующими людьми, точнее того, что мешает любой из сторон окончательно донести свою правоту до оппонентов. Тут все просто – отсутствие прямых доказательств.

Если брать верующих, то они не могут предъявить реальные свидетельства существования Бога. Священные тексты написаны рукой человека, чудеса — лишь истории с уст праведных, загробный мир – если он и есть, то никто из него еще не возвращался. Вся религия построена на слепой вере, следовательно, и доказать ее фактически невозможно.

Но у атеистов та же проблема. Пускай ученые могут объяснить, что такое радуга, дождь, сияние звезд и даже смерть, но они не способны сделать главного – привести реальные доказательства отсутствия Бога. Ведь Бог – это трансцендентное существо, следовательно, его невозможно измерить с помощью известных науке способов. Поэтому теорию о высших силах на данный момент опровергнуть нельзя.

Исходя из этого, спор между атеистами и верующими – это палка о двух концах. Правда, в последнее время церковь начинает терять свои позиции, а причиной тому является стремительный прогресс, способный пролить свет на множество божественных вопросов.

Как выглядит реальный духовный рост?

Так что религия, по сути, это всего лишь продолжение развития для атеиста, если он хочет развиваться, но уже не знает, каким образом ещё можно улучшить свой характер, образ жизни, семейные отношения, излечиться от болезней и стать более счастливым. Все такие атеисты рано или поздно приходят или к религии, или просто к Вере.

Как выглядит реальный духовный рост? Чаще всего самый примитивный религиозный путь примерно такой… Сначала научиться соблюдать хотя бы десяток заповедей, причем без всяких законов и даже если за тобой никто не наблюдает в камеру. Тогда таким людям не нужны будут даже тюрьмы в государстве.

Затем можно начать учиться искренне и безусловно любить и принимать себя как изначально идеальное творение, а в идеале и питаться нормально, соблюдая посты, тогда не нужны будут врачи. Затем хорошо бы научиться любить также и других людей, тогда станут ненужными государственные законы.

А далее уже просто не останется больше на кого расширять свою любовь, кроме как на Бога и вселенную, так что вы попадете просто в безвыходное положение в попытках развиваться еще дальше. Но самое интересное, что вот только оттуда, именно с этого уровня и начнется настоящая религия, где уже станут важными какие-то определенные религиозные нюансы и практики.

Так что не надо списывать со счетов искренних и адекватных атеистов, каждый верующий из 5 миллиардов официальных был когда-то неверующим, так что всех этих верующих религиям, по сути, больше неоткуда брать, кроме как из числа атеистов.

Просто атеист или не любящий Бога – это тот человек, который пока не прошел первые 3-4 уровня религии. А таких в современных религиях более 99,9%, так что в атеистах ничего плохого для религии и нет, наоборот, это единственная группа людей, из которой могут вырасти другие прекрасные верующие.

Хотя да, с другой стороны, атеизм – это ужасно, если атеист просто принципиально решает нарушать в своей жизни больше заповедей, чтобы всем доказать, что он настоящий махровый атеист. И для этого убивает, насилует детей, лжет, наживается на чужом труде, сам ничего, кроме фекалий, для общества не производя. Но, например, лично я не хотел бы жить в обществе, где много именно таких атеистов, а вы?

Что важнее: шашечки или ехать?

С другой стороны, опять же, Атеизм с соблюдением хотя бы минимальных заповедей – это просто прекрасно, и такой человек внешне и поведением ничем не будет отличаться от последователя истинной Веры в Добро.

Да, он, возможно, не будет делать неких внешних ритуалов, обязательных для некоторых религий, или молиться по утрам. Но именно такой человек будет гораздо ближе к истинному пониманию Бога и, скорее всего, рано или поздно найдет Бога в своем сердце. Особенно если таки осознает, зачем он вообще соблюдает все эти заповеди, если на самом деле, ничто и никто, кроме его собственной совести и странных правил приличия, не мешает ему убивать, грабить, лгать, насиловать детей и животных и делать подобное.

А вот если человек всё это уже и так делает, а заодно еще бухает, питается только фастфудом и принимает одурманивающие его сознание наркотики, то вот тут он уже да, по определению истинный атеист. Но будет ли он счастлив в таком случае и будет ли счастливо общество, в котором успешно проживает большинство именно таких людей, вот это уже вопрос. Хотя ответ на него вы и сами без меня знаете…

Поэтому если человек добрый и любящий, а заодно и не подсел ни на какие одурманивающие сознание средства, – это уже отлично. Это уже большая часть пути к пониманию истинного смысла настоящей веры, а по сути это и есть первая часть пути каждой из мировых религий.

А пройти ли вторую половину этого пути, человек сможет решить самостоятельно только после того, как пройдет первую…

Научный агностицизм

Выше мы уже упомянули о том, что термин «агностицизм» был предложен в 1869 году ученым Томасом Генри Гексли (1825-1895), который, к слову, даже не был философом, а прославился своими научными трудами в области зоологии и сравнительной анатомии.

Причем этот термин родился в ответ на вопрос, относит ли себя ученый к атеистам или верующим. Гексли отнес себя к свободно мыслящим людям и заявил, что, цитируем: «человек не должен думать будто знает то, чего не имеет никаких научных оснований знать».

Термин «агностик» – это симбиоз древнегреческого α (альфа), что значит «без», и γνῶσις (гнозис), что значит «знание». Так кратко одним словом была обозначена суть целого направления в философии, науке и теологии. Элементы агностицизма можно обнаружить в работах целого ряда ученых, которые у большинства людей никак не ассоциируются ни с философией, ни с теологией.

Известные ученые-агностики:

  • Чарльз Дарвин.
  • Альберт Эйнштейн.
  • Нил Деграсс Тайсон.

Чарльза Дарвина и Альберта Эйнштейна к агностикам отнесли биографы, исследовавшие их жизнь и взгляды, а вот американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон сам себя отнес к последователям данного направления после того как его обвинили в атеизме.

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн, помимо физики, живо интересовался философией науки. Он писал, что окружающий мир – это огромная вечная загадка, лишь отчасти доступная нашему восприятию и нашему разуму. Однако то, что окружающую действительность нельзя полностью упорядочить разумом, и есть великое чудо науки.

Такое понимание относительности человеческого знания, вероятно, и сделало возможным создание Эйнштейном теории относительности. Для великого ученого то, что нельзя было полностью упорядочить разумом, являлось вовсе не препятствием для ведения научных исследований, а вызовом, который следовало принять.

Чарльз Дарвин

Чарльз Дарвин не скрывал, что его отношение к религии и познанию менялось на протяжении жизни. Ему приписывают фразу, гласящую, что, цитируем: «нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни».

В то же время сам Дарвин подчеркивал, что не атеист в общепринятом понимании, т.е. не отрицает возможность существования бога. И считал, что разработанная им теория эволюции никак не противоречит его взглядам на религию и процесс познания. Более того, Дарвин писал, что «чем больше мы познаем законы природы, тем более невероятными становятся для нас чудеса».

Нил Деграсс Тайсон

Нил Деграсс Тайсон прославился инициативой изменить классификацию планет и уйти от простого подсчета и присвоения порядкового номера. По его мнению, планеты следует группировать по общим присущим им признакам: планеты земной группы, газовые гиганты и т.д. В каком-то смысле Тайсон стал «безбожником» даже в мире науки, замахнувшись на привычные всем устои.

Неудивительно, что его часто обвиняли чуть ли не во всех смертных грехах, в том числе и в атеизме. На это Тайсон отвечал, что он ученый и думает своей головой, поэтому ему больше подходит определение «агностик», т.е. человек, который, цитируем: «готов принять доказательства, если они есть». Видимо, это относится и к доказательствам существования бога, если таковые найдутся.

А теперь подытожим основные постулаты агностицизма:

  1. Любое знание относительно.
  2. Любое утверждение может оказаться истинным.
  3. Любое утверждение может оказаться ложным.

Так что же все-таки такое агностицизм – путь к свободе познания или пережиток прошлого? Скорее, это путь к свободе познания и новым открытиям, если принять относительность человеческого знания не как ограничитель, а как вызов для дальнейшего движения вперед. А еще это возможность поставить под сомнение практически достаточность и окончательность любого из ранее сделанных открытий, что, в свою очередь, открывает путь к новым научным свершениям.

Что ж, теперь можете проверить себя и узнать, насколько хорошо вы разобрались в агностицизме, исходя из материала статьи:

Кстати, если вас интересует тема познания, приглашаем на нашу программу «Когнитивистика. Развитие мышления», где вы освоите порядка двух десятков техник мышления.

Желаем вам новых знаний и впечатляющих открытий!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Звук падающего дерева в лесу – интересная философическая загадка
  • Теория познания
  • Возникновение позитивизма
  • Материализм и идеализм в философии
  • Критика позитивизма: коротко о главных антипозитивистских концепциях
  • Философские основы лингвистической концепции Вильгельма фон Гумбольдта
  • Абсурдизм и его идеи
  • Неопозитивизм и принцип верификации
  • Философия конвенционализма
  • Зачем разбираться в философии?

Ключевые слова:1Когнитивистика

Как понять, кто агностик, а кто атеист?

Есть простой тест, который с легкостью определяет, является ли человек агностиком или нет, или к какой категории он принадлежит.

  • Если человек говорит, что точно знает о существовании каких-либо богов или одного бога, то он не агностик, а теист. То есть, привычный для нас верующий человек. Какой бог – это уже другой разговор.
  • А если он считает и даже точно знает, что бога не существует, то это представитель не агностицизма, а атеизма. То есть, уверен на все 100% в своих представлениях. Его даже просто бессмысленно в чем-то переубеждать. Разве что показать настоящие аргументы.
  • Каждый, кто не может ответить «да» на один из этих вопросов — это человек, который может верить или не верить в одного или нескольких богов. Или он верит, но не может объяснить разумно само понятие. Поэтому и зарождается внутри него сомнение. Этот человек и относится к группе агностиков.

Агностик – кто это? Общее понятие термина

Агностиками называют людей, которые придерживаются агностицизма. Слово происходит от древнегреческого “”, что переводится как “непознаваемый”, “непознанный”. Люди, относящие себя к агностикам придерживаются теории невозможности познания аксиомы существования любых богов, а следовательно они не причисляют себя ни к одной из существующих вер. Отличной чертой от атеизма является то, что агностицизм не отрицает возможного существования божественных квинтэссенций.

История возникновения идеологии

Первые упоминания об агностицизме относятся к философии античности (конец VII – VI в. н. э.), где древнегреческий философ Протагор, представитель философского направления софистов, утверждал, что наше сознание относительно и субъективно. Его древнеиндийский современник поддерживал агностические взгляды на бытие и считал, что после смерти нас ждет какая-либо жизнь.

Впервые определение было дано Томасом Генри Гексли, английским зоологом, в 1869 году. Он первым официально высказал суждение о том, что не может и не собирается относить себя к какой-либо из существующих религий. По его мнению, агностик – это человек, который не отрицает существование высшей силы, но и не примет существование какого бы то ни было определенного бога. В то время как агностик не отрицает, также он и не подтверждает существование богов, считая, что первичное – неопознано, а потому неизвестно.

Идеи агностицизма получили широкое распространение среди английских естествоиспытателей в 19 веке.

Агностицизм в общем виде

Агностики отрицают существование какой-либо определенной истины, и утверждают, что окружающий нас мир нельзя познать объективно. Согласно обсуждаемой концепции, мы ничего не можем знать о божественных проявлениях, о Боге, загробной и иной жизни, ведь наши знания невозможно подтвердить свидетельствами опытной науки.

Иными словами, у нас нет неопровержимых доказательств существования божественных сил, но также нет и доказательств того, что этих сил не существует – тоже нет. Доказать наличие души научными методами не представляется возможным либо на данный момент развития человечества, либо вообще.

При всем вышесказанном, агностик может быть как верующим, так и неверующим. Для приверженцев агностической философии сама идея споров о существовании, либо не существовании высших сил является ненужной.

https://youtube.com/watch?v=YC5ZEpVYNgE

Чем отличается агностик от атеиста?

Периодически агностиков путают с атеистами. Переплетение этих философских течений является в корне неверным. Атеисты резко отрицают существование Бога, в то время как агностики воздерживаются от суждения. Они не знают, ведь ничто не доказано.

Атеизм не является противоборством какой-либо определенной вере: атеист одинаково скептичен по отношению к христианскому Богу и Зевсу. Аналогичным образом агностики относятся к проявлениям божества – в равной мере к Аллаху и Тору. Они не признают проявление “чудес”, если они противоречат законам природы.

Отношение между агностицизмом и другими религиями

Затронутые выше атеисты с недоверием относятся к агностикам за их “неопределенность”. Приверженцы атеизма считают, что на вопрос “Верите ли вы в Бога?” есть только два варианта ответа, в то время как агностики выбирают третий. По мнению первых, если ответом будет “нет” то вы автоматически атеист, а если “нет”, то вы верующий по обозначению.

https://youtube.com/watch?v=zPclXwJXmUw

Исключительно верующие люди считают агностиков банальными “лентяями”, которые могут перекреститься в тяжелый момент жизни, но ни за что не придут на службу в воскресенье. Учитывая, что вера основывается не только на библии, но и на личном опыте, зачастую верующие пытаются повернуть агностиков на свою сторону путем рассказов о “божественном даре” или “чуде”.

Естественным образом, верующие лучше относятся к агностикам, чем к атеистам, по причине того, что любой агностик имеет возможность найти свой путь и примкнуть к религии. Несомненным плюсом также является хотя бы теоретическая возможность существования внеземного разума.

Кто может считать себя агностиком?

Современное общество по праву может считать агностицизм “удобным”. Способны ли вы внутри себя поставить на один уровень существование души в целом как понятия, Бога, лесных нимф, Орфея и Будду? Агностик может. Для него любое верование – интересно, и он может с благоговением относиться как к Евангелию, священному писанию, так и найти что-то стоящее в законах шариата.

История атеизма

С критикой религии и мистицизма выступали античные философы-досократики Диагор, Критий и Ксенофан. Последний верил в единое мировое божество и заявлял, что люди выдумали многочисленных богов по своему образу и подобию. Демокрит (5-4 вв. до н.э.) стремился описать мир только с материалистической точки зрения, без упоминания духовности и мистики.

В конфликт с религией своего народа вступил и Сократ (5-4 вв. до н.э.). В его учении о личной свободе человека власти увидели угрозу религиозным и правовым нормам того времени. Сократа приговорили к смерти, обвинив в богохульстве и развращении умов молодёжи. Эпикур (4-3 вв. до н.э.) рассматривал душу как материальную смертную сущность и отрицал загробную жизнь. Он допускал существование богов, но считал, что человечество им безразлично. Подобные взгляды исповедовали Лукреций, Протагор, Стратон и другие мыслители античности.

В Средние века в Европе развивалось учение о разделении веры и разума (Уильям Оккам, Джон Миркуртский). Идеи ряда богословов (Ян Гус, Мартин Лютер) положили конец господству католических догматов в европейской общественной мысли. Появлялись новые, более либеральные христианские течения. Они критиковали старые устои и способствовали развитию свободомыслия. Которое, в свою очередь, стало основой для религиозного скептицизма.

Антирелигиозные мыслители присутствовали и в исламском мире (Абу Бакр, Омар Хайям). О скептическом отношении Омара Хайяма к религии говорят, например, следующие его строки:

В семидесяти двух ученьях все подряд

О сущности Творца так много говорят!

Уж ладно б чепуху болтали меж собою,

Словами складными народ они дурят.

Постхристианская цивилизация

В Эпоху Возрождения антиклерикализмом отметились Леонардо да Винчи, Никколо Макиавелли, Франсуа Рабле. Активно развивалась критика Библии – в ней стали видеть лишь собрание мифов и легенд. Например, были поставлены под сомнение историчность Иисуса Христа и достоверность сведений об авторстве книг Священного Писания.

Всё вышеперечисленное привело к кризису религии в Европе 17-18 веков. Позднее значительный вклад в развитие атеизма внесли Великая французская революция, теория эволюции Дарвина. Важную роль сыграли также философы 19 века Фейербах, Шопенгауэр, Маркс и Ницше. После 1917 года в России установилась коммунистическая атеистическая власть, которая подвергала представителей всех религий жестоким гонениям. Современную западную цивилизацию называют постхристианской, поскольку религия в ней практически утратила влияние. Религиозные ценности перестали иметь обязательный характер для большинства людей.

Основы мировоззрения атеистов

Религиозные люди уверены в том, что атеист – это человек, верующий в отсутствие Бога. То есть сам по себе атеизм также является неким подобием религии, но вместо божества его сторонники поклоняются культу человека, а догматы заменяются научными статьями и теориями.

Думающий атеист, услышав такое утверждение, лишь улыбнется, ведь если следовать этой логике, то лысина – это тоже разновидность волос. Существует даже шуточное выражение: «Если атеист не курит табак, значит, он курит его отсутствие». И все же позиция верующих касательно этого вопроса остается неизменной, несмотря на все убеждения их оппонентов.

Что же касается основ мировоззрения атеистов, то они все довольно просты, и их можно легко сформулировать.

  1. Все в мире можно объяснить с помощью науки. И это несмотря на то, что существует огромное количество вопросов, на которые ученые пока еще не могут точно ответить. Но атеисты уверены, что это, скорее, связано с низким уровнем прогресса, нежели с божественным началом тех или иных явлений.
  2. Бога нет, по крайней мере, в том виде, в каком его преподносят современные религии. По мнению атеистов, все верования абсурдны, так как придуманы людьми.
  3. Высшим созданием считается человек, поэтому жизнь нужно прожить в изучении себя, а не в служении невидимому существу.

Это главные принципы атеизма. Но нужно понимать, что, как и в любом философском течении, здесь также есть место для разногласий. Так, существуют неверующие, которые склоняются к гуманизму, иным ближе натурализм, а третьи и вовсе радикально настроены по отношению к священнослужителям и их пастве.

Михаил Прохоров. «Верю в общечеловеческие ценности»

Отвечая на фирменный вопрос Познера, знаменитый бизнесмен честно сказал: «Я не мыслю в сослагательном наклонении. Я атеист, поэтому в данном случае не смогу ответить по существу».

Михаил Прохоров в программе «Познер»

Бывший кандидат в президенты называет себя классическим выходцем из атеистической среды СССР: «Я воспитывался в Советском Союзе и у нас была очень хорошая семья. Как и многие миллионы наших граждан, мы воспитывались в атеистической среде. Но это совершенно не значит, что я не верю. Я верю в общечеловеческие ценности».

Также Прохоров отмечает, что в его представления об общечеловеческих ценностях абсолютно не вписывается деятельность церкви: «В любом обществе совершенно спокойно говорю, что считаю РПЦ (русскую православную церковь) коммерческой полукриминальной структурой,а нашего патриарха кем угодно: коммерсантом, лоббистом, но никак не послом духовности».

Философы атеисты

Леонардо да Винчи

Философия атеизма возникла ещё в древности. Первым зафиксированным свидетельством можно считать древнеегипетскую «Песнь Арфиста», в которой ставится под сомнение жизнь после смерти.

В духе безбожия размышляли древнегреческие мыслители Диагор, Демокрит и Эпикур. Римский философ Тит Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» поставил на место религии научное знание. Леонардо да Винчи, Никколо Макиавелли и Франсуа Рабле выступали с критикой католицизма в эпоху Возрождения.

В Новое время Томас Гоббс и Дэвид Юм разрабатывали аргументацию против теологии. Великая Французская революция ознаменовалась волной антиклерикализма. Затем, уже в XIX веке, критиковали религиозное сознание Людвиг Фейербах, Карл Маркс и Фридрих Ницше.

Как стать атеистом?

Перед тем как стать атеистом, нужно определиться, действительно ли вы этого хотите, и почему. Стоит познакомиться с основными религиозными течениями, их плюсами и минусами. Если человек становится не спонтанным, стихийным, а научным атеистом, нужно изучить соответственные естественнонаучные дисциплины. В любом случае, это должен быть полностью сознательный выбор. Многие остаются агностиками, не будучи абсолютно уверены в существовании или несуществовании высших сил.

Сегодня многие считают, что дети рождаются атеистами. До 19 века такой теории не существовало, она появилась с развитием вольнодумства. То, что происходит в сознательном возрасте – это результат воспитания, внешней среды и собственных мыслей.

История возникновения атеизма

Атеист и верующий – две противоборствующие стороны, появившиеся в один и тот же момент. Ведь всегда были люди, ставящие под сомнение слова вождя или жреца, видя в них корыстные помыслы и жажду власти. Что касается более точной информации, то первое письменное свидетельство атеизма – это песнь арфиста, написанная на древнеегипетском языке. В ней описываются сомнения поэта касательно загробной жизни.

Следующие признаки атеизма можно увидеть в работах древнегреческого философа Диагора, жившего во времена Платона. Того же мнения придерживался и римский философ Тит Лукреций Кар, родившийся в 99 году до нашей эры.

Когда к власти пришла римская католическая церковь, последователей атеизма поубавилось, ведь никому хотелось разозлить и без того яростную инквизицию. И лишь с послаблением авторитета Папы, наука, а с ней и атеизм, снова начали стремительно развиваться.

Виды атеизма

Исследователи выделяют различные виды атеизма на основе социологического и деятельностного критерия.

С социологической точки зрения атеизм делится на 2 вида:

  • индивидуально-личностный;
  • коллективный.

Деятельностный критерий подразумевает более сложную классификацию атеистических взглядов:

  • теоретический атеизм заключается в разработке философской идей, лежащих в основе этого мировоззрения;
  • практический атеизм выражается в деятельности, осуществляемой отдельным человеком или группой людей.


В своих убеждениях атеисты опираются прежде всего на науку

В свою очередь атеистическое мировоззрение практического типа делится на основе внешней активности носителя на два вида:

  • пассивное отрицание существования Господа;
  • активная деятельность, направленная на борьбу с религией и Церковью.

Верующие люди отмечают, что теоретический атеизм ищет ответ на вопрос о существовании Бога при помощи религиозной философии, основанной на том, что атеисты отрицают: вере в Бога и опыте религиозного познания.

Для чего нужна религия?

Как пишет в своей книге «Сапиенс. Краткая история человечества» историк Юваль Ной Харари, религия – это система человеческих норм и ценностей, основанная на вере в высший, сверхчеловеческий порядок. При этом самые известные в мире религии – такие как христианство, ислам и буддизм – сочетают в себе признаки универсальности и миссионерства и насколько известно ученым, начали появляться только на рубеже нашей эры. Возникновение универсальных религий, по мнению Харари, является одним из ключевых факторов объединения человечества.

В свою очередь нейроэндокринолог, профессор Стэндфордского университета Роберт Сапольски отмечает, что религии возникают так как способствуют общей кооперации и жизнестойкости людей в группе. Однако нельзя исключать того, что придумывание божеств есть побочный продукт деятельности социально-ориентированного мозга. С этим предположением согласен и автор книги «Бог как иллюзия» эволюционный биолог и популяризатор науки Ричард Докинз. Рассуждая о причинах религиозности, он выдвигает следующую гипотезу:

Между тем, последние три столетия часто называют эпохой секуляризации, так как религии постепенно утрачивают свое значение.

Вообще, говоря о религии важно понимать, что она отражает ценности той культуры, в которой она возникла и была принята, и чрезвычайно успешно передает эти ценности дальше. Как пишет в своей книге «Биология добра зла

Как наука объясняет наши поступки» Роберт Сапольски, «религия поощряет как самое хорошее, так и самое плохое в нас. А еще религия – это очень сложно».

[править] Разновидности атеизма

Иногда выделяют несколько разновидностей атеизма, как то научный атеизм, бытовой атеизм, атеизм как веру в то, что бога нет (последнее представление об атеизме характерно для верующих). Имеют место также споры об определении явления.

Различают также радикальный атеизм, который полностью отрицает любое существование Бога вне сознания (в сознании может быть идея, понятие, представление о Боге), и агностицизм, который подвергает сомнению мысль, что Бог, если он существует вне сознания, в той или иной мере может быть познан людьми. Радикальный атеизм характерен для сторонников материализма, особенно для марксизма, и позитивизма. Агностический атеизм был распространён среди греческих философов и представлен некоторыми досократиками (Демокрит и другие), софистами (Протагор, Горгий и др.), Эпикуром и его школой, скептиками и т. д. В современной этике бытует постулативный атеизм, который провозглашает веру в Божественного законодателя несовместимой с этикой человеческих ценностей (немецкий философ Николай Гартман и др.). С середины XX века новейшие формы атеизма представлены в произведениях Альбера Камю, Жан-Поля Сартра, Айзека Азимова и других. Современный атеизм рассматривает религию в целом как иллюзорную форму сознания.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.