Аксиология

Алан-э-Дейл       22.05.2023 г.

Оглавление

Современная типология ценностей

Существует несколько типов ценностей.

  • Терминальные. Такие цели относят к конечным. В качестве примера: фундаментальный вклад в развитие человечества, личное счастье или счастье своей семьи, независимость от чего-либо.
  • Инструментальные. Такими целями могут быть определенные материальные блага и даже сами деньги. С одной стороны, сами по себе они ничего не значат. Но с их помощью можно достигать определенных целей. Например, получать множество возможностей, обрести спокойствие и уверенность, завести ребенка и так далее.

Есть и другая классификация ценностей:

  • Теоретические — основа: на любознательность человека, поиск им смысла жизни.
  • Экономические — обретение финансовой независимости.
  • Эстетические — направлены на понятие красоты, познания искусства.
  • Социальные — построение отношений с другими членами социума, любовь, дружба, доверие и пр.
  • Политические — обладающий такими ценностями человек стремится к политической карьере.
  • Религиозные ценности — вера в божественное провидение.

Кроме того, цели можно разделить на групповые и личные. Групповые — присущие многим людям, объединенным общей целью. Личные — направлены на личное благополучие отдельно взятого человека.

Каждому человеку важно пристально изучить свои собственные ценности, выделить среди них приоритетные, а при необходимости и поменять приоритеты. Если правильно выстроить систему ценностей, то возможно практически на 180 градусов изменить собственную жизнь и направить ее в правильное русло, решить определенные проблемы

Дополнительные термины и различия

Многие оценочные термины встречаются в повседневном языке, часто с разными значениями

Философам важно различать эти разные значения, чтобы избежать недоразумений. Такое различие существует между предикативным и атрибутивным чувством хорошего и плохого

В атрибутивном смысле объект хорош по отношению к определенному виду. Например, человек с чистым голосом может быть хорошим певцом, а нож с тупым концом — плохим. Однако остается открытым вопрос о том, является ли рассматриваемая сущность хорошей или плохой в неквалифицированном или прогнозирующем смысле. Например, человек может быть плохим убийцей, но быть плохим убийцей — неплохо с точки зрения предсказания. Аксиологию обычно интересует предсказательное чувство добра. Однако некоторые философы отрицают, что такое чувство существует, и поэтому утверждают, что любая ценность относится к виду.

Второе важное различие — это различие между тем, что хорошо для человека, и тем, что хорошо для мира. Быть хорошим для человека или иметь пруденциальную ценность для благосостояния или благополучия ( благополучия ) этого человека

Но то, что хорошо для одного человека, может быть плохо для другого. Например, засушливое лето может быть хорошо для путешественника из-за приятных условий для прогулок, но плохо для фермера, чей урожай испорчен из-за нехватки воды. В таких случаях возникает вопрос, что хорошо для мира или что хорошо в целом . Утилитаристы могут решить эту проблему, определив благо для мира как сумму благ для каждого человека .

Философы часто проводят различие между оценочными терминами (например, хороший или плохой) и деонтическими терминами (например, « правильно», «уместно», «должно» ). Первые принадлежат актуальной аксиологии и выражают то, что действительно или стоящее, в то время как вторые относятся к этике (и связанным с ней областям) и выражают то, что нужно делать. Философы пытались дать последовательное представление об этих двух областях, потому что они кажутся тесно связанными. Консеквенциалисты считают оценочные термины фундаментальными и определяют деонтические термины по отношению к оценочным терминам. Однако теории правильной осанки ( теории подходящего отношения ) пытаются сократить оценочные термины до деонтических. Консеквенциализм этическая теория , которая говорит , что мы должны выполнить это действие, учитывая определенный набор возможных действий, общие имеют лучшие последствия. Поэтому то, что мы должны делать, определяется в оценочных терминах: все, что приводит к последствиям, имеющим наивысшую ценность. Теории правильной осанки — это аксиологические теории, которые определяют ценность чего-либо с точки зрения отношения, которое, например, для этого должным образом означало бы, что было бы хорошо найти лекарство от рака, потому что это был бы подходящий объект желания. Эти теории основаны на деонтическом представлении о том, что некоторые из наших взглядов на мир подходят или правильны для определения того, что хорошо .

Если две ценности находятся в конфликте и обе не могут быть реализованы, не подвергая опасности одну, аксиология говорит о « ценностной антиномии ». Баланс интересов является метод закона и этики , который используется , когда несколько товаров одинаковой величины не могут быть реализованы одновременно.

Определение

Ценностью принято считать положительную или негативную важность объектов и явлений существующей действительности для людей, социальной группы или социума в целом. Данный термин указывает на личностную и социально-культурную значимость. “Ценность” – это философское понятие, являющееся сферой человеческого разума

Лишь для людей характерна способность давать оценку, придавать смысл, осознанно совершать действия. Характеризуя отличие человека от других живых существ, К. Маркс заметил, что люди, в противоположность животным, руководствуются также эстетическими и этическими принципами. Поэтому термин “ценность” включает в себя как объекты мира природы, так и явления материальной и духовной культуры человека. Например, это общественные идеалы (добро, справедливость, красота), научное знание, искусства

“Ценность” – это философское понятие, являющееся сферой человеческого разума. Лишь для людей характерна способность давать оценку, придавать смысл, осознанно совершать действия. Характеризуя отличие человека от других живых существ, К. Маркс заметил, что люди, в противоположность животным, руководствуются также эстетическими и этическими принципами. Поэтому термин “ценность” включает в себя как объекты мира природы, так и явления материальной и духовной культуры человека. Например, это общественные идеалы (добро, справедливость, красота), научное знание, искусства.

В древности самыми главными ценностями человека считались добро (моральный критерий), красота (эстетика) и истина (познавательный аспект). В наши же дни люди стремятся к личному успеху, развитию и материальному благосостоянию.

Период после 1930-х гг

Пе­ри­од по­сле 1930-х гг., ко­гда А. под­вер­глась жё­ст­кой кри­ти­ке пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных на­прав­ле­ний, пре­ж­де все­го М. Хай­дег­ге­ром, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся как даль­ней­шим раз­ви­ти­ем ак­сио­ло­гич. про­бле­ма­ти­ки клас­сич. пе­рио­да, так и раз­ра­бот­кой «не­клас­си­че­ских» мо­де­лей (в т. ч. в кон­тек­сте фи­ло­со­фии язы­ка) и вклю­че­ни­ем А. в ис­сле­до­ва­ния при­клад­но­го ха­рак­те­ра.

На­ту­ра­ли­стич. по­ни­ма­ние цен­но­стей раз­ви­ва­ли Р. Б. Пер­ри (цен­ность как про­из­вод­ное от ин­те­ре­са), К. Льюис (цен­ность как «дол­го­вре­мен­ное чув­ст­во удов­ле­тво­рён­но­сти»), Дж. Дьюи, раз­ли­чав­ший объ­ек­ты, «про­во­ци­рую­щие» цен­но­ст­ное от­но­ше­ние, и са­ми цен­но­сти, по­бу­ж­де­ния и же­ла­ния (в же­ла­нии, ле­жа­щем в ос­но­ве цен­но­ст­ных ус­та­но­вок, раз­ли­ча­ют­ся два уров­ня – по­бу­ж­де­ние и ин­те­рес). Все цен­но­ст­ные су­ж­де­ния, по Дьюи, но­сят опыт­ный ха­рак­тер и под­ле­жат экс­пе­рим. про­вер­ке. Эле­мен­ты би­хе­вио­риз­ма в трак­тов­ке цен­но­стей об­на­ру­жи­ва­ют­ся в ра­бо­тах А. Мас­лоу, Р. Кен­нея и др. анг­лоя­зыч­ных ав­то­ров.

Ап­ри­ор­ный ха­рак­тер цен­но­ст­ных су­ж­де­ний от­стаи­ва­ли пред­ста­ви­те­ли фе­но­ме­но­ло­гии – Р. Ин­гар­ден, Д. Гиль­де­бранд, Ф. Й. фон Рин­те­лен. Н. О. Лос­ский раз­ви­вал фи­ло­со­фию цен­но­стей на ос­но­ва­нии теи­сти­че­ско­го пер­со­на­лиз­ма: Бог как выс­шая «са­мо­цен­ность» (сов­па­де­ние бы­тия и цен­но­стей) есть ис­точ­ник все­го т­вар­но­го цен­но­ст­но­го ми­ра, уст­рем­лён­но­го к «пол­но­те бы­тия».

Пред­ста­ви­те­ли ана­ли­ти­че­ской фи­ло­со­фии 1930–40-х гг. (А. Ай­ер и др.) счи­та­ли ре­аль­ным толь­ко факт оцен­ки, а са­ми оце­ноч­ные по­ня­тия и су­ж­де­ния – лишь вы­ра­же­ни­ем оп­ре­де­лён­ных эмо­ций (напр., чув­ст­ва одоб­ре­ния или не­одоб­ре­ния). Во 2-й пол. 20 в. этот под­ход на­чи­на­ет пре­одо­ле­вать­ся пред­ста­ви­те­ля­ми то­го же на­прав­ле­ния – Дж. Урм­со­ном, Р. Бранд­том и Р. Хеа­ром, ис­сле­до­вав­шим в по­ле­ми­ке с Ай­е­ром ти­по­ло­гич. раз­ли­чия фак­ту­аль­ных и цен­но­ст­ных су­ж­де­ний и раз­ра­ба­ты­вав­шим кон­цеп­цию «пред­поч­те­ний» (пре­фе­рен­ций). В даль­ней­шем Хе­ар воз­вра­щает­ся к стро­го­му раз­ли­че­нию цен­но­стей-це­лей и цен­но­стей-средств, вы­де­ляя 3 клас­са су­ще­го: имею­щие цен­ность для се­бя (лю­ди, жи­вот­ные, воз­мож­ные сверхъ­ес­теств. су­ще­ст­ва), для дру­гих (напр., эс­те­ти­че­ски со­вер­шен­ные при­род­ные фе­но­ме­ны) и чис­то «ин­ст­ру­мен­таль­ную» цен­ность (уро­жай и т. п.).

Но­вым раз­де­лом «фор­маль­ной» А. ста­ло фи­лос. обос­но­ва­ние ло­ги­ки оце­нок (де­он­ти­че­ская ло­ги­ка и др.).

Про­бле­ма­ти­ка цен­но­ст­ной со­став­ляю­щей в на­уч. по­зна­нии ста­ла од­ной из основ­ных в фи­ло­со­фии нау­ки, раз­ви­вае­мой пост­по­зи­ти­виз­мом. И. Ла­ка­тос ак­цен­ти­ро­вал эв­ри­стич. роль цен­но­стей в нау­ке, Т. Кун – зна­че­ние мак­сим, норм и цен­но­стей субъ­ек­тов на­уч. твор­че­ст­ва, С. Тул­мин счи­тал про­бле­му оцен­ки цен­траль­ной для фи­ло­со­фии нау­ки и эти­ки, а Л. Лау­дан, ана­ли­зи­руя иерар­хию уров­ней на­уч. де­ба­тов, вы­де­лял сре­ди них ак­сио­ло­гич. слой на­ря­ду с фак­ту­аль­ным и ме­то­до­ло­ги­че­ским («Нау­ка и цен­но­сти», 1984).

Для но­вей­ше­го эта­па ха­рак­тер­но сме­ше­ние изы­ска­ний фун­да­мен­таль­ной и «при­клад­ной» А. Упот­реб­ле­ние су­ще­ст­ви­тель­но­го «цен­ность» и при­ла­га­тель­но­го «цен­но­ст­ный» прак­ти­че­ски во всех сфе­рах че­ло­ве­че­ско­го по­зна­ния и дея­тель­но­сти (от по­ли­ти­ки до ме­ди­ци­ны) ве­дёт к раз­мы­ва­нию и опус­то­ше­нию са­мо­го по­ня­тия. Это не­из­беж­но за­ло­же­но в пре­иму­ще­ст­вен­ном ото­жде­ст­в­ле­нии цен­но­стей с по­треб­но­стя­ми че­ло­ве­че­ской при­ро­ды (ак­сио­ло­гич. на­ту­ра­лизм), с со­ци­аль­ны­ми ин­те­ре­са­ми (ак­сио­ло­гич. со­цио­ло­гизм), с по­ве­ден­че­ски­ми при­ори­те­та­ми (ак­сио­ло­гич. праг­ма­тизм). Од­на­ко та­кое по­ни­ма­ние цен­но­стей (наи­более от­чёт­ли­во вы­ра­жен­ное в по­пу­ляр­ном сло­во­со­че­та­нии «гло­баль­ные цен­но­сти») не яв­ля­ет­ся един­ст­вен­ным, т. к. воз­мож­на и трак­тов­ка их как уни­каль­но­го дос­тоя­ния лич­но­сти, оп­ре­де­ляю­ще­го её внут­рен­ний мир, – в един­ст­ве пред­ме­тов её уст­рем­ле­ний (ас­пект бу­ду­ще­го), не­вер­ба­ли­зуе­мо­го пе­ре­жи­ва­ния-об­ла­да­ния (ас­пект на­стоя­ще­го) и хра­не­ния сво­их «дра­го­цен­но­стей» в тай­ни­ках серд­ца (ас­пект про­шед­ше­го).

Аксиология как учение о ценностях

Аксиология – особый раздел философии, предметом которого являются ценности (axios – ценность, logos – cлово, знание). Это – учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков. В человеческом бытии ценности предстают как цели, смыслы и критерии оценки явлений природы, общества, культуры. Большинство философских систем в качестве высших общечеловеческих ценностей выделяют классическую триаду – Красоту, Добро, Истину.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.