Оглавление
Современная типология ценностей
Существует несколько типов ценностей.
- Терминальные. Такие цели относят к конечным. В качестве примера: фундаментальный вклад в развитие человечества, личное счастье или счастье своей семьи, независимость от чего-либо.
- Инструментальные. Такими целями могут быть определенные материальные блага и даже сами деньги. С одной стороны, сами по себе они ничего не значат. Но с их помощью можно достигать определенных целей. Например, получать множество возможностей, обрести спокойствие и уверенность, завести ребенка и так далее.
Есть и другая классификация ценностей:
- Теоретические — основа: на любознательность человека, поиск им смысла жизни.
- Экономические — обретение финансовой независимости.
- Эстетические — направлены на понятие красоты, познания искусства.
- Социальные — построение отношений с другими членами социума, любовь, дружба, доверие и пр.
- Политические — обладающий такими ценностями человек стремится к политической карьере.
- Религиозные ценности — вера в божественное провидение.
Кроме того, цели можно разделить на групповые и личные. Групповые — присущие многим людям, объединенным общей целью. Личные — направлены на личное благополучие отдельно взятого человека.
Каждому человеку важно пристально изучить свои собственные ценности, выделить среди них приоритетные, а при необходимости и поменять приоритеты. Если правильно выстроить систему ценностей, то возможно практически на 180 градусов изменить собственную жизнь и направить ее в правильное русло, решить определенные проблемы
Дополнительные термины и различия
Многие оценочные термины встречаются в повседневном языке, часто с разными значениями
Философам важно различать эти разные значения, чтобы избежать недоразумений. Такое различие существует между предикативным и атрибутивным чувством хорошего и плохого
В атрибутивном смысле объект хорош по отношению к определенному виду. Например, человек с чистым голосом может быть хорошим певцом, а нож с тупым концом — плохим. Однако остается открытым вопрос о том, является ли рассматриваемая сущность хорошей или плохой в неквалифицированном или прогнозирующем смысле. Например, человек может быть плохим убийцей, но быть плохим убийцей — неплохо с точки зрения предсказания. Аксиологию обычно интересует предсказательное чувство добра. Однако некоторые философы отрицают, что такое чувство существует, и поэтому утверждают, что любая ценность относится к виду.
Второе важное различие — это различие между тем, что хорошо для человека, и тем, что хорошо для мира. Быть хорошим для человека или иметь пруденциальную ценность для благосостояния или благополучия ( благополучия ) этого человека
Но то, что хорошо для одного человека, может быть плохо для другого. Например, засушливое лето может быть хорошо для путешественника из-за приятных условий для прогулок, но плохо для фермера, чей урожай испорчен из-за нехватки воды. В таких случаях возникает вопрос, что хорошо для мира или что хорошо в целом . Утилитаристы могут решить эту проблему, определив благо для мира как сумму благ для каждого человека .
Философы часто проводят различие между оценочными терминами (например, хороший или плохой) и деонтическими терминами (например, « правильно», «уместно», «должно» ). Первые принадлежат актуальной аксиологии и выражают то, что действительно или стоящее, в то время как вторые относятся к этике (и связанным с ней областям) и выражают то, что нужно делать. Философы пытались дать последовательное представление об этих двух областях, потому что они кажутся тесно связанными. Консеквенциалисты считают оценочные термины фундаментальными и определяют деонтические термины по отношению к оценочным терминам. Однако теории правильной осанки ( теории подходящего отношения ) пытаются сократить оценочные термины до деонтических. Консеквенциализм этическая теория , которая говорит , что мы должны выполнить это действие, учитывая определенный набор возможных действий, общие имеют лучшие последствия. Поэтому то, что мы должны делать, определяется в оценочных терминах: все, что приводит к последствиям, имеющим наивысшую ценность. Теории правильной осанки — это аксиологические теории, которые определяют ценность чего-либо с точки зрения отношения, которое, например, для этого должным образом означало бы, что было бы хорошо найти лекарство от рака, потому что это был бы подходящий объект желания. Эти теории основаны на деонтическом представлении о том, что некоторые из наших взглядов на мир подходят или правильны для определения того, что хорошо .
Если две ценности находятся в конфликте и обе не могут быть реализованы, не подвергая опасности одну, аксиология говорит о « ценностной антиномии ». Баланс интересов является метод закона и этики , который используется , когда несколько товаров одинаковой величины не могут быть реализованы одновременно.
Определение
Ценностью принято считать положительную или негативную важность объектов и явлений существующей действительности для людей, социальной группы или социума в целом. Данный термин указывает на личностную и социально-культурную значимость. “Ценность” – это философское понятие, являющееся сферой человеческого разума
Лишь для людей характерна способность давать оценку, придавать смысл, осознанно совершать действия. Характеризуя отличие человека от других живых существ, К. Маркс заметил, что люди, в противоположность животным, руководствуются также эстетическими и этическими принципами. Поэтому термин “ценность” включает в себя как объекты мира природы, так и явления материальной и духовной культуры человека. Например, это общественные идеалы (добро, справедливость, красота), научное знание, искусства
“Ценность” – это философское понятие, являющееся сферой человеческого разума. Лишь для людей характерна способность давать оценку, придавать смысл, осознанно совершать действия. Характеризуя отличие человека от других живых существ, К. Маркс заметил, что люди, в противоположность животным, руководствуются также эстетическими и этическими принципами. Поэтому термин “ценность” включает в себя как объекты мира природы, так и явления материальной и духовной культуры человека. Например, это общественные идеалы (добро, справедливость, красота), научное знание, искусства.
В древности самыми главными ценностями человека считались добро (моральный критерий), красота (эстетика) и истина (познавательный аспект). В наши же дни люди стремятся к личному успеху, развитию и материальному благосостоянию.
Период после 1930-х гг
Период после 1930-х гг., когда А. подверглась жёсткой критике представителями разных направлений, прежде всего М. Хайдеггером, характеризуется как дальнейшим развитием аксиологич. проблематики классич. периода, так и разработкой «неклассических» моделей (в т. ч. в контексте философии языка) и включением А. в исследования прикладного характера.
Натуралистич. понимание ценностей развивали Р. Б. Перри (ценность как производное от интереса), К. Льюис (ценность как «долговременное чувство удовлетворённости»), Дж. Дьюи, различавший объекты, «провоцирующие» ценностное отношение, и сами ценности, побуждения и желания (в желании, лежащем в основе ценностных установок, различаются два уровня – побуждение и интерес). Все ценностные суждения, по Дьюи, носят опытный характер и подлежат эксперим. проверке. Элементы бихевиоризма в трактовке ценностей обнаруживаются в работах А. Маслоу, Р. Кеннея и др. англоязычных авторов.
Априорный характер ценностных суждений отстаивали представители феноменологии – Р. Ингарден, Д. Гильдебранд, Ф. Й. фон Ринтелен. Н. О. Лосский развивал философию ценностей на основании теистического персонализма: Бог как высшая «самоценность» (совпадение бытия и ценностей) есть источник всего тварного ценностного мира, устремлённого к «полноте бытия».
Представители аналитической философии 1930–40-х гг. (А. Айер и др.) считали реальным только факт оценки, а сами оценочные понятия и суждения – лишь выражением определённых эмоций (напр., чувства одобрения или неодобрения). Во 2-й пол. 20 в. этот подход начинает преодолеваться представителями того же направления – Дж. Урмсоном, Р. Брандтом и Р. Хеаром, исследовавшим в полемике с Айером типологич. различия фактуальных и ценностных суждений и разрабатывавшим концепцию «предпочтений» (преференций). В дальнейшем Хеар возвращается к строгому различению ценностей-целей и ценностей-средств, выделяя 3 класса сущего: имеющие ценность для себя (люди, животные, возможные сверхъестеств. существа), для других (напр., эстетически совершенные природные феномены) и чисто «инструментальную» ценность (урожай и т. п.).
Новым разделом «формальной» А. стало филос. обоснование логики оценок (деонтическая логика и др.).
Проблематика ценностной составляющей в науч. познании стала одной из основных в философии науки, развиваемой постпозитивизмом. И. Лакатос акцентировал эвристич. роль ценностей в науке, Т. Кун – значение максим, норм и ценностей субъектов науч. творчества, С. Тулмин считал проблему оценки центральной для философии науки и этики, а Л. Лаудан, анализируя иерархию уровней науч. дебатов, выделял среди них аксиологич. слой наряду с фактуальным и методологическим («Наука и ценности», 1984).
Для новейшего этапа характерно смешение изысканий фундаментальной и «прикладной» А. Употребление существительного «ценность» и прилагательного «ценностный» практически во всех сферах человеческого познания и деятельности (от политики до медицины) ведёт к размыванию и опустошению самого понятия. Это неизбежно заложено в преимущественном отождествлении ценностей с потребностями человеческой природы (аксиологич. натурализм), с социальными интересами (аксиологич. социологизм), с поведенческими приоритетами (аксиологич. прагматизм). Однако такое понимание ценностей (наиболее отчётливо выраженное в популярном словосочетании «глобальные ценности») не является единственным, т. к. возможна и трактовка их как уникального достояния личности, определяющего её внутренний мир, – в единстве предметов её устремлений (аспект будущего), невербализуемого переживания-обладания (аспект настоящего) и хранения своих «драгоценностей» в тайниках сердца (аспект прошедшего).
Аксиология как учение о ценностях
Аксиология – особый раздел философии, предметом которого являются ценности (axios – ценность, logos – cлово, знание). Это – учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков. В человеческом бытии ценности предстают как цели, смыслы и критерии оценки явлений природы, общества, культуры. Большинство философских систем в качестве высших общечеловеческих ценностей выделяют классическую триаду – Красоту, Добро, Истину.

Эта тема закрыта для публикации ответов.