Оглавление
Определение агностицизма
Будучи прежде всего ученым, Хаксли представил агностицизм как форму демаркации. Гипотеза без подтверждающих, объективных, проверяемых доказательств не является объективным научным утверждением. Таким образом, не было бы возможности проверить указанные гипотезы, оставив результаты неубедительными. Его агностицизм несовместим с формированием веры в истинность или ложность данного утверждения. Карл Поппер также назвал бы себя агностиком. Согласно философу Уильяму Л. Роу , в этом строгом смысле агностицизм – это точка зрения, согласно которой человеческий разум неспособен предоставить достаточные рациональные основания для оправдания либо веры в существование Бога, либо веры в то, что Бога нет.
Джордж Х. Смит , признавая, что узкое определение атеиста было общепринятым определением этого слова, и признавая, что широкое определение агностика было общеупотребительным определением этого слова, способствовал расширению определения атеиста и сужению определения понятия “атеист”. агностик. Смит отвергает агностицизм как третью альтернативу теизму и атеизму и продвигает такие термины, как агностический атеизм (точка зрения тех, кто не верит в существование какого-либо божества , но не утверждает, что знает, существует ли божество или нет) и агностический теизм (точка зрения тех, кто не утверждает, что знает о существовании какого-либо божества, но все же верит в такое существование).
Этимология
Агностик (от древнегреческого ἀ- (a-) «без» и γνῶσις (gnōsis) «знание») был использован Томасом Генри Хаксли в речи на собрании Метафизического общества в 1869 году для описания своей философии, которая отвергает все претензии на духовное или мистическое знание.
Ранние христианские церковные лидеры использовали греческое слово гнозис (знание) , чтобы описать «духовное знание». Агностицизм не следует путать с религиозными взглядами, противостоящими, в частности, древнему религиозному движению гностицизма ; Хаксли использовал этот термин в более широком, более абстрактном смысле. Хаксли определил агностицизм не как кредо, а скорее как метод скептического , основанного на фактах исследования.
В последние годы в научной литературе, посвященной нейробиологии и психологии, это слово использовалось в значении «не познаваемый». В технической и маркетинговой литературе термин «агностик» также может означать независимость от некоторых параметров, например, «платформенно-независимый» (относится к кроссплатформенному программному обеспечению ) или « аппаратно-независимый ».
Квалифицирующий агностицизм
Шотландский философ эпохи Просвещения Дэвид Хьюм утверждал, что значимые утверждения о вселенной всегда допускают некоторую степень сомнения. Он утверждал, что склонность людей к ошибкам означает, что они не могут получить абсолютную уверенность, за исключением тривиальных случаев, когда утверждение истинно по определению (например, тавтологии, такие как «все холостяки не женаты» или «все треугольники имеют три угла»).
Типы
- Сильный агностицизм (также называемый «жесткий», «закрытый», «строгий» или «постоянный агностицизм»)
- Мнение о том, что вопрос о существовании или несуществовании божества или божеств, а также о природе конечной реальности непознаваем по причине нашей естественной неспособности проверить любой опыт с чем-либо, кроме другого субъективного опыта. Сильный агностик сказал бы: «Я не могу знать, существует ли божество или нет, и вы тоже».
- Слабый агностицизм (также называемый «мягкий», «открытый», «эмпирический» или «темпоральный агностицизм»)
- Мнение о том, что существование или несуществование каких-либо божеств в настоящее время неизвестно, но не обязательно непознаваемым; следовательно, никто не выносит приговора до тех пор, пока не появятся доказательства, если таковые имеются. Слабый агностик сказал бы: «Я не знаю, существуют ли какие-то божества или нет, но, может быть, однажды, если будут доказательства, мы сможем что-то выяснить».
- Апатичный агностицизм
- Мнение о том, что никакие споры не могут доказать или опровергнуть существование одного или нескольких божеств, и если одно или несколько божеств существуют, они, похоже, не озабочены судьбой людей. Следовательно, их существование практически не влияет на личные человеческие дела и не должно вызывать особого интереса. Апатичный агностик сказал бы: «Я не знаю, существует ли какое-либо божество или нет, и меня не волнует, существует оно или нет».
Типы агностиков
Вопреки мнению о том, что агностицизм тормозит прогресс, можно сказать, что агностики:
с уважением относятся к науке, стремясь именно в ней отыскать ответы на свои вопросы; не признают устоявшихся теорий и авторитетов; не принимают чужое мнение.
Агностиков можно назвать «не удобными» личностями, ведь любая религия — это общность суждений и их безоговорочное принятие. К наиболее известным агностикам можно отнести Канта, Эйнштейна, Дарвина, Рассела. Они не считали себя атеистами, которые полностью отрицают веру в существование Бога, но не брали на себя права судить о высоких материях. Являясь учеными, они считали, что проще всего в данном случае быть атеистом и все подвергать сомнению. Английский биолог Ричард Доккинз — автор известной книги «Эгоистичный ген» о взгляде на эволюцию со стороны генетики — в еще одном своем произведении «Бог как иллюзия» разделил агностиков на следующие типажи:
- Фактический агностик , у которого вера в Бога в незначительной степени преобладает над неверием. То есть, нет абсолютного убеждения в существовании Творца, но предположение все же имеется.Непредвзятый агностик — обладающий верой и неверием в равной степени.Агностик со склонностью к атеизму — имеет множественные сомнения в существовании Бога. Здесь преобладает неверие.Агностик-атеист — с минимальной верой в Бога.
Скептик и его скептицизм: К чему приводит вечный поиск доказательств?
Самые искренние верующие когда-то были самыми убежденными атеистами
В вопросе, кто такие атеисты, можно сказать, что атеистом можно быть сильно по-разному. Можно быть полностью деградировавшим атеистом, ненавидя всех вокруг и принося всем только проблемы, а можно быть атеистом, стремящимся к добру и совести, но еще на том уровне, когда в прямом взаимодействии с некой высшей Божественной энергией пока нет особой необходимости.
Поэтому многие, если не все, такие атеисты действительно лучше большинства людей, называющих себя адептами различных религий. Но рано или поздно любой адекватный и постоянно развивающийся атеист придет к неким религиям и эзотерике, когда упрется в потолок развития.
Более того, это даже факт, так как в мировой истории практически не было ни одной личности, которая бы объективно сделала много добра и счастливыми тысячи людей, при этом не занимаясь никакой эзотерикой и не представляя какой-либо религии или Веры.
Да что там великие люди мира сего, пойдите в любое христианское общество, скорее всего расположенное на углу вашего или соседнего дома, поговорите там с местным пастырем. Уверен, окажется с более чем 60-80% вероятностью, что в прошлом он был в разы большим грешником и атеистом, чем вы.
Пойдите, поспрашивайте. Вы, возможно, удивитесь, но, скорее всего, окажется, что он в прошлом или наркоман и алкоголик, или сатанист и демонопоклонник, или ученый и убежденный атеист, или экстремал, проститутка, военный и тому подобные, уж явно вроде бы не очень предрасполагающие к христианству профессии.
Я лично знаю очень продвинутых и духовных людей практически из всех перечисленных категорий. Буквально единицы среди религиозных личностей не совершали страшных ошибок. Единицы не учились на своем реальном примере, испытывая разные заповеди на прочность, а просто сидели дома, читая умные книги…
Вот такой вот странный факт, по сухой статистике, что почти все самые рьяные верующие сегодня, да и практически всегда на протяжении истории, выходили из самых передовых атеистов или самых падших людей. В том числе и автор сего труда.
История атеиста Порфирия Иванова
Вспомнить хотя бы того же всем известного Порфирия Иванова, который просто пришел зимой на озеро топиться, от того что страшно бухал, курил, дрался и блудил всю жизнь чуть ли не до сорока лет, да еще и заболел смертельной болезнью.
Но даже такой убежденный «грешник» от холода не умер, а, наоборот, излечился, да и потом еще лечил людей руками, ходил годами по снегу в одних шортах в любые морозы самой суровой зимой. Да что там, его несколько раз проверяли на способности и КГБ, и немецкие спецслужбы. Немцы днями держали Порфирия голым в проруби, после чего ему выдали грамоту, что он является важным для исследований и наследия людей и его нельзя трогать другим немцам. Да и КГБ регулярно часами катало его привязанным впереди на поезде в шортах по матушке Сибири.
И все было бы, наверно, хорошо, и прожил бы Порфирий Иванов до своей сотни лет, в шортах ходя по Сибири, если бы этот безумный грешник и атеист не додумался ездить регулярно в Москву орать на Красной площади о том, что в Советском Союзе неправильное детское образование.
После чего его, естественно, несколько раз накачивали наркотиками и отвозили назад в деревню, или психбольницы, или тюрьмы. Порфирия держали попеременно в разное время во всех трех главных специальных психиатрических больницах тюремного типа МВД, но он все равно, восстанавливаясь, ездил через пару лет туда снова и снова, так сказать, «воевать за права и образование детей». Хотя уже был известным целителем и в популярности или деньгах уж точно не нуждался.
Ну, а такая беспокоящая правительство деятельность и борьба с системой даже его организм, конечно же, рано или поздно довела до передозировок медицинскими препаратами и чем-то подобным. Видимо тогда в НКВД уже хорошо научились делать свою работу.
Так что вот такие странные будни самых атеистичных атеистов нашего времени, половину из которых сидят или в церквях, религиях и эзотерике, или борются за права детей, лечат руками, спят на снегу и т.д.
А вторая половина либо не хочет развиваться и даже не понимает, зачем это надо делать, либо не соблюдает заповеди из принципа. Либо просто жизнь еще не покидала их достаточно, чтобы они осознали, что именно с исполнения заповедей можно начать свой путь к здоровью, гармонии с природой, к Вере, любви к окружающим и подобному, как единственному реальному способу стать счастливым.
Агностик – кто это? Общее понятие термина
Агностиками называют людей, которые придерживаются агностицизма. Слово происходит от древнегреческого “”, что переводится как “непознаваемый”, “непознанный”. Люди, относящие себя к агностикам придерживаются теории невозможности познания аксиомы существования любых богов, а следовательно они не причисляют себя ни к одной из существующих вер. Отличной чертой от атеизма является то, что агностицизм не отрицает возможного существования божественных квинтэссенций.
История возникновения идеологии
Первые упоминания об агностицизме относятся к философии античности (конец VII – VI в. н. э.), где древнегреческий философ Протагор, представитель философского направления софистов, утверждал, что наше сознание относительно и субъективно. Его древнеиндийский современник поддерживал агностические взгляды на бытие и считал, что после смерти нас ждет какая-либо жизнь.
Впервые определение было дано Томасом Генри Гексли, английским зоологом, в 1869 году. Он первым официально высказал суждение о том, что не может и не собирается относить себя к какой-либо из существующих религий. По его мнению, агностик – это человек, который не отрицает существование высшей силы, но и не примет существование какого бы то ни было определенного бога. В то время как агностик не отрицает, также он и не подтверждает существование богов, считая, что первичное – неопознано, а потому неизвестно.
Идеи агностицизма получили широкое распространение среди английских естествоиспытателей в 19 веке.
Агностицизм в общем виде
Агностики отрицают существование какой-либо определенной истины, и утверждают, что окружающий нас мир нельзя познать объективно. Согласно обсуждаемой концепции, мы ничего не можем знать о божественных проявлениях, о Боге, загробной и иной жизни, ведь наши знания невозможно подтвердить свидетельствами опытной науки.
Иными словами, у нас нет неопровержимых доказательств существования божественных сил, но также нет и доказательств того, что этих сил не существует – тоже нет. Доказать наличие души научными методами не представляется возможным либо на данный момент развития человечества, либо вообще.
При всем вышесказанном, агностик может быть как верующим, так и неверующим. Для приверженцев агностической философии сама идея споров о существовании, либо не существовании высших сил является ненужной.
Чем отличается агностик от атеиста?
Периодически агностиков путают с атеистами. Переплетение этих философских течений является в корне неверным. Атеисты резко отрицают существование Бога, в то время как агностики воздерживаются от суждения. Они не знают, ведь ничто не доказано.
Атеизм не является противоборством какой-либо определенной вере: атеист одинаково скептичен по отношению к христианскому Богу и Зевсу. Аналогичным образом агностики относятся к проявлениям божества – в равной мере к Аллаху и Тору. Они не признают проявление “чудес”, если они противоречат законам природы.
Отношение между агностицизмом и другими религиями
Затронутые выше атеисты с недоверием относятся к агностикам за их “неопределенность”. Приверженцы атеизма считают, что на вопрос “Верите ли вы в Бога?” есть только два варианта ответа, в то время как агностики выбирают третий. По мнению первых, если ответом будет “нет” то вы автоматически атеист, а если “нет”, то вы верующий по обозначению.

Эта тема закрыта для публикации ответов.