Бессознательное в психологии. что это такое по фрейду, юнгу, коллективное, личное, уровни, формы, общая характеристика, виды

Алан-э-Дейл       03.11.2024 г.

Что даёт практика осознанности? Топ-7 причин начать тренировки уже сейчас

Как тренировать осознанность, а главное, зачем, если вы не видите в этом перспектив? Вот семь причин, по которым стоит начать работать над собой:

  • Восприятие
  • Память
  • Творчество

Русские ученные изучающие проблематику бессознательного: Н.Т. Абрамова, Н.С. Автономова, Д.И. Дубровский, В.А. Лекторский. Творчество в контексте бессознательного изучали И.А. Бесковая, И.А. Герасимова. В зарубежных исследованиях проблематика бессознательного представлена философскими работами Д. Деннета, Д. Фодора, Д. Серля. И мы без сомнения обязаны многим в современной науке и искусстве этому открытию. Открытию, послужившему заделом, для нового понимания мышления и существования человека.

Литература:
  1. Bocian B. Fritz Perlsin Berlin 1893–1933. Expressionism – Psychonalysis – Judaism // Verlag Andreas Kohlhage, Bergisch Gladbach. 2010. P. 211.
  2. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда: пер. снем. // Серия «Классики зарубежной психологии». М.: АСТ, 2000.
  3. Ellis A., Blau S.The Albert Ellisreader: a guidetowell-beingusingrationalemotivebehaviortherapy // Carol Publishing Group. 1998. P. 306.
  4. Энциклопедия «Кругосвет»: Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. — 2016 [http://www.krugosvet.ru/]. Дата обновления: 21.02.2016. — URL: http://www.krugosvet.ru/node/38185 (дата обращения: 21.02.2016).
  5. Юнг К. Символы трансформации. М.: АСТ, 2008.
  6. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: сборник. — СПб.: Алетейя, 1998. — С.151-193.
  7. Юнг, К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы / К.Г. Юнг. — М. : Директ-Медиа, 2008. — 839 с.
  8. Юнг, К.Г. Очерки по психологии бессознательного / К.Г. Юнг ; пер. В.В. Зеленский. — М. : Когито-Центр, 2010. — 352 с.
  9. Юнг, К.Г. Подход к бессознательному / К.Г. Юнг. — М. : Директ-Медиа, 2007. — 165 с.
  10. Лакан в Японии / под ред. В. Мазин, А. Юран. — СПб : Алетейя, 2012. — 116 с.
  11. Лекторский В.А.Философия и исследование когнитивных процессов. Вместо введения // Когнитивный подход. М., 2008.
  12. Герасимова И.А. Творческое сознание как дисциплинированная спонтанность // Философия науки. Вып. 12. Феномен сознания. М., 2006, С. 92-110.
  13. Ганс Айзенк, Психология: Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел, Минск, «Харвест», 2003 г., 729.

Публикуется в авторской редакции

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Словарь антонимов

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ — БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬСознательность действий — бессознательность действий.СОЗНАНИЕ — БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬТатьяна вдруг решается писать Онегину: поступок наивный и благородный, но его источник заключается не в сознании, а в бессознательности: бедная девушка не знала, что делала. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. Любят всегда через что-нибудь: через слово или через безмолвие, через гремучую страсть или через сдержанную и тонкую лирику, через подчинение себе или подчинение себя, через плоть или через дух, через сознание или через бессознательность, через сходство или через различия, и так далее, и так далее. Залыгин. После бури.СОЗНАТЕЛЬНЫЙ — БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙСознательно — бессознательносознание — бессознательностьсознательность — бессознательностьсознательный — несознательныйсознательно — несознательносознательность — несознательностьосознанный — неосознанныйосознанно — неосознанноосознанность — неосознанностьсознательный — подсознательныйсознательно — подсознательноСознательные усилия — бессознательные усилия. Ο Наблюдая какой бы то ни было акт памяти, мы непременно заметим в нем элемент сознательный: мы сознаем то, что вспоминаем, и элемент бессознательный: мы не сознаем того, что сохраняется в нашей памяти. Ушинский. Педагогическая антропология. Один такой сознательный боец дороже сотни хотя и удалых, но бессознательных храбрецов. Фурманов. Сознательные герои. ~ В знач. сущ. ср. р. Мы отлично знаем, до какой степени душевная психическая жизнь пестро складывается из сознательного и бессознательного. И. Павлов. Павловские среды. Но мы упростим ситуацию, если не заметим, что сознательное у Суворова зачастую менялось местами с бессознательным. Лотман. Беседы о русской культуре.ОСОЗНАННЫЙ — НЕОСОЗНАННЫЙОсознанные действия — неосознанные действия. Ο За такого рода отношением к его писательской биографии Астафьев видит осознанное или неосознанное стремление критиков к тому, чтобы «читатель был ко мне как можно снисходительней». Ф. Кузнецов. За все в ответе.СОЗНАТЕЛЬНЫЙ — СТИХИЙНЫЙСознательно — стихийносознательность — стихийностьСознательные действия — стихийные действия. Ο Реалист — всегда по природе своей диалектик, сознательный или стихийный. Пудовкин. Реализм, натурализм и «система» Станиславского. После войны очень возможен подъем духа. Но — требуется, чтобы этот подъем был сознателен, а не стихиен. М. Горький. Письмо С.В. Малышеву, май-июнь 1915.СОЗНАТЕЛЬНЫЙ — МАШИНАЛЬНЫЙСознательно — машинальносознательность — машинальностьПо машинальной привычке собака поджала хвост, когда побежала от вас, а побежала она по сознательной мысли. Чернышевский. Антропологический принцип в философии.

Виды бессознательного состояния

  • Оглушение — снижение уровня бодрствования, патологическая сонливость.
  • Спутанное сознание — полусознательное состояние, помрачение, затемнение сознания, равнодушное отношение к окружающему, бред.
  • Ступор — оцепенение.
  • Сопор — отупление, абсолютная безучастность больного.
  • Обморок — кратковременная потеря сознания.
  • Кома — бессознательное состояние, вызванное нарушением функции ствола мозга.
  • Вегетативное состояние — бессознательное состояние, характеризующееся полным угнетением функций ЦНС, мозга, при сохранении деятельности вегетативной нервной системы.
  • Гипноз — состояние, похожее на сон или полусон, вызываемое внушением и сопровождающееся подчинением воли спящего воле усыпляющего, а также сам способ такого внушения.

Методы управления

Бессознательное в психологии – это сфера психики, связь с которой требует определенных навыков и практики. Существуют определенные методы, позволяющие понять свое бессознательное или изменить его.

Аффирмация

Аффирмация — краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в бессознательном человека Данная техника самовнушения позволяет определить вектор своего развития и избавиться от негативных установок.

Желательно придуманные аффирмации записать на бумагу и повесить на стену, чтобы фраза часто попадалась на глаза.

Аффирмация должна быть:

  • позитивной;
  • яркой и краткой;
  • способной мотивировать и поднимать настроение;
  • конкретной и понятной для того, кто их использует;
  • эффективной, чтобы человек в нее верил.

Визуализация

Иногда скрытые негативные установки бессознательного мешают человеку найти себя и достичь своих целей. Данную проблему способна эффективно решить визуализация желаний. Создание карты желаний наряду с формированием позитивного настроя для их исполнения поможет постоянно помнить о своих целях, что эффективно мотивирует начать работу.

Карта желаний представляет собой плакат с визуализированными внутренними стремлениями в виде картинок, надписей и рисунков. Искать их и определять порядок изображения стоит в соответствии со своими чувствами, поэтому создание карты желаний – важная и нелегкая психологическая задача.

Медитация

Медитация – эффективный способ развития осознанности, который помогает открыть новые источники ресурсов, понять свое бессознательное и изменить его.

С первого раза немногие способны погрузиться в состояние транса и провести сеанс медитации наиболее эффективно, но практика и вовлеченность помогут человеку разобраться в себе и найти силы для изменения жизни в сторону развития. Также медитация способствует преодолению стресса и улучшению концентрации внимания.

Психология определяет бессознательное как совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта, то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания

Эта часть психики играет важную роль в повседневной жизни человека, поэтому очень важно знать об особенностях данного явления, методах понимания скрытых внутренних процессов и способах управления ими

https://youtube.com/watch?v=EZPOIWlbJcg

Психоанализ и психологические типы

Фрейд был экстравертом и потому его теория бессознательного несколько однобока. Там где экстраверт должен приложить значительные усилия, чтобы проникнуть на уровень своей бессознательной мотивации, интроверт ту же задачу выполнит совершенно не напрягаясь. Экстраверты особенно легко теряют связь со своим бессознательным, тогда как интроверты в некоторых случаях как будто вообще не имеют ничего бессознательного.

По этой причине интроверты, порой, чувствуют себя изгоями в мире экстравертов — лишенные возможности заблуждаться в собственных чувствах и потому не способные участвовать в обычных социальных играх, они оказываются в одиночестве с ощущением собственной ущербности.

Например, романтическая любовь — это форма наваждения, когда бессознательные невротические мотивы заставляют одного человека, привязываться к другому, совершенно не понимая природы этой привязанности. Там где экстраверт искренне влюбляется, интроверт заглядывает в себя и не видит никакой влюбленности — внутри только пустота и вполне земные потребности. Интроверт отдает себе отчет в том, что на самом деле им движет, а экстраверт верит в непосредственность своих чувств — и у каждого в связи с этим свои проблемы.

По этой причине, фрейдовский психоанализ плохо походит интровертам. То, что для экстраверта после долгих аналитических сессий становится откровением, для интроверта может быть обычной повседневной правдой жизни безо всякого психоанализа. Интроверту классический психоанализ помогает только в том, чтобы дать название и разложить по полочкам свои переживания. А сам Фрейд вообще считал интроверсию формой невроза.

Проекция и рационализация

Для продолжения повествования мне придется снова пояснить некоторые термины. На progressman.ru есть давняя статья о неврозах, где я описывал защитные психические механизмы: проекцию и рационализацию. Здесь немного повторюсь.

Популярный пример рационализации можно найти в басне о лисице, которая потерпев неудачу в добыче винограда, рационализировала свое отступление низким качеством еще зеленой ягоды. То есть, чтобы не принимать ограниченность собственных возможностей, лиса обхитрила себя мнимым отсутствием интереса к желанному объекту. Реальный мотив, бьющий по лисьей самооценке, остался в бессознательном. На поверхности сознания его подменила лживая рационализация – удобное пояснительное оправдание своих действий. Рационализация в психоанализе – это бессознательная «самозащита» эго, ограничивающая восприятие и мышление до формы, где собственное поведение кажется хорошо контролируемым и оправданным.

Яркий пример проекции можно проследить в известном анекдоте, где Винни-Пух безосновательно воображает, что рядом идущий Пятачок думает про него разные нелицеприятные вещи, за что решается своего друга ударить. То есть, чтобы не принимать собственную беспочвенную злость, Винни-пух спроецировал ее на Пятачка. Таким образом, реальный мотив злости остался в бессознательном. А на поверхности сознания его подменила лживая проекция – выгодное списание собственных неугодных мыслей и чувств на чужой счет. Проекция в психоанализе – это «самозащита эго», которая позволяет собственные неприемлемые чувства бессознательно приписывать окружающим.

Так вот, к чему это все? Описание Зигмундом Фрейдом проекции и рационализации я лично считаю его гениальным открытием. Но сам при этом понимаю их по-своему. В моем субъективном и ненаучном взгляде эти защитные механизмы работают беспрерывно и затрагивают глубочайшие пласты личности. Можно даже сказать, что сама личность базируется на фундаменте этих защитных механизмов. Все наше мышление – это безостановочная рационализация необъяснимой, хаотичной реальности здесь и сейчас, которую мы знаем исключительно за счет личных проекций.

Продолжаем строить необоснованно смелые гипотезы.

Выше я уже говорил, что все шевеления личностной сферы управляются невидимым «кукловодом» бессознательного. Ощущение личной воли, возможно, главнейшая рационализация нашего реального безволия. Ум делает все, чтобы сохранить иллюзию контроля.

Ощущение внешней, отдельной от нас, реальности, вероятно, лишь проекция нашего внутреннего раскола, где маленькая сознательная часть отделяется от необъятной бессознательной. Нам мерещится, что мы отделены от внешнего мира. На деле – это отделение от своей же глубинной сущности. Ощущаемый внешний мир во всем своем многообразии и есть наши собственные бессознательные черты. Иных способов констатировать реальность для нас нет.

Многие члены общества полагают, что мысли и чувства формируются не изнутри, а «снаружи» – внешними событиями. Дескать, то не наша персона такая обидчивая, а там, снаружи, обижают и сердят. Все многообразие жизни – «где-то там». Вот так и формируется инфантильная безответственность за себя вкупе с хроническим чувством несправедливости жизни.

Детский подход – верить во внешнюю причину собственных мыслей и чувств. Зрелый – в личную. Следующая стадия – стирание рамок между внешним, отдельным и личным, внутренним. Есть просто жизнь, а все разделения – лишь реалистичные мысли, на которых формируется фундамент эго.

На словах все условно. Божья воля – это, условно говоря, неосознаваемая «воля» нашего бессознательного. Этот божественный кукловод не только управляет нашим умом, он же формирует ощущение внешней среды. Да, можно поспорить и сказать, что формирует он не внешнюю реальность, а лишь ее восприятие. Но никакой иной реальности, помимо возникающей в нашем восприятии, для нас и нет.

Я тоже свято верю в отдельный от меня внешний мир. Но обучился проекции «возвращать». То есть, я могу ясно ощутить, что «вот этот» живой человек рядом со мной – лишь мое восприятие, которое можно воспроизвести повторно в любое время. Пока получается только при намеренном сосредоточении. Ничего особенно сложного в этом не вижу. Уверен, при должной тренировке этот «трюк» может освоить почти каждый.

Если возникают вопросы о том, как быть, если от нашей личности, вроде как, «ничего не зависит», отсылаю к статье о выборе и спонтанности.

Бессознательное по Фрейду

Австрийский психолог и основатель психоанализа, Зигмунд Фрейд, объясняя природу бессознательного, приводил в пример айсберг. Так, сознательное является лишь верхушкой, а вся его основная часть — это бессознательные процессы.

Также Фрейд считал, что совершенные человеком ошибки — не случайны. Они возникают при «конфликте» бессознательного намерения с сознательным действием. Ошибки образуются в результате преобладания неосознанных желаний над осознанными.

Что касается сущности снов и мечтаний, то, согласно теории Фрейда, они также говорят о бессознательных желаниях и стремлениях человека, о его неудовлетворенных потребностях. В психоанализе существуют особые методы, предназначенные для расшифровки сновидений.

Фрейд разработал структуру разума, состоящую из 3 уровней:

  1. Сознательное — эго.
  2. Предсознание — включает в себя все знания человека. Если полученная информация не нужна человеку в данный момент, то она быстро забывается. Однако он может её «извлечь» при необходимости. К примеру, если у человека спросить, что вчера он ел на завтрак, в его голове откроется нужна «папка» с этой информацией, и он ответит на вопрос. Он не вспоминал об этом на протяжении всего прошедшего времени, однако сведения оставались в его голове.
  3. Бессознательное — хранит все самые потаенные, страшные или, наоборот, заветные мысли человека и желания, а также неприятные воспоминания.

Виды

Представители разных течений психологии используют несколько концепций бессознательного. Считается, что единого общего для всех без исключения людей бессознательного не существует

Поэтому, когда заходит речь о бессознательном, важно всегда уточнить, о каком именно. Несколько видов бессознательно, которыми специалисты оперируют чаще всего, рассмотрим ниже

Опыт, который человек приобретает в процессе жизни, тоже откладывается на бессознательном уровне. Этому способствует память о пережитых успехах и неудачах, приятных и трагических событиях, принятых или непринятых решениях. Опыт накапливается постоянно. Он проявляется в автоматических действиях, привычках, стандартных шаблонах поведения. Все, что выполняется неосознанно, постепенно уходит на уровень подсознания, а затем в бессознательный. К этой же разновидности бессознательного причисляют и интуицию, творческие процессы, озарения, вдохновение.

Вытесненное содержание содержит большой пласт детских воспоминаний, перенесенный травматический опыт или события, которые не хочется помнить. Также эта разновидность бессознательного содержит влечения, желания, которые вступают в конфликт с социально одобряемыми. Этот вид бессознательного может проявляться в оговорках, ошибках при прослушивании информации, образах, которые видит человек на изображениях.

Общественное бессознательное присущие людям разных культур. Оно представлено схожими по содержанию мифами, идеологическими постулатами, которые определяют мировосприятие.

https://youtube.com/watch?v=Qzx1jb4MsiU

Сознание, одно из основных понятий философии

Существенным отличием человека как вида от животных является его способность рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя предназначенные для него планы и программы. Все это вместе относится к сфере человеческого сознания». (4, p.132)

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, поскольку определение места и роли человека в мире, специфики его отношений с окружающей действительностью требует выяснения природы человеческого сознания. Эта проблема важна для философии потому, что тот или иной подход к сущности сознания, к природе его отношения к бытию, влияет на исходные мировоззренческие и методологические принципы любого философского направления

Естественно, эти подходы различны, но по существу все они имеют одну и ту же проблему: анализ сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего, выделением человека как специфической реальности, как носителя специфических способов взаимодействия с окружающим миром, в том числе и управления им.

Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, о включенности человека с сознанием в мир, о возможностях, которые сознание предоставляет человеку, и об ответственности, которую сознание возлагает на человека. Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, «пронизано» им; короче говоря, нет человека без сознания, независимо от той или иной формы.

Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, то сознание предстает как свойство высокоорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествовали человеку в процессе его эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ взаимоотношений живых существ с окружающей средой, внутри которой, как их «обслуживающие механизмы», возникают соответствующие регуляторы поведения.

Появление современного человека (homo sapiens) ознаменовалось значительным прогрессом в изготовлении орудий труда. Переход к инструментальному способу взаимодействия с окружающей средой в условиях общества обусловил качественно новое развитие психики человека. Изготовление простейших орудий труда связано с мысленным предвосхищением их назначения, структурно-функциональных особенностей, социального разделения процесса их производства. Все это стимулировало развитие аналитико-синтетической деятельности, развитие интеллекта человека.

Во взаимодействии с себе подобными возникли осознанные, оторванные от непосредственной биологической цели действия, связанные с человеческим мышлением и волей.

Труд стимулировал человека к осознанию значимости своих действий в системе действий других людей. Трудовая деятельность древнего человека требовала: 1) осознания человеком смыслов своих трудовых действий; 2) появления сигнификатора этих смыслов — слова; 3) социального взаимодействия людей, развития социальной коммуникации и главного средства этой коммуникации — речи. (3, стр.25-29)

Развитие последнего предполагает формирование телесных органов, через которые протекают процессы психики и сознания — нервной системы и ее наиболее высокоорганизованного отдела — головного мозга. Но определяющим фактором в развитии этих телесных органов является реальная жизненная функция, ради которой эти органы работают. Человек обладает сознанием с помощью мозга, но сознание — это не функция мозга как такового, а функция определенного, специфического типа отношения социально развитого человека к миру. (2, p.432)

Связь с сознательным

Простой способ рассмотреть связь бессознательного с сознанием — изучение феномена сновидений. Сон — особый вид активности. Во время сна человек:

Двигается.
Проговаривает отдельные слова или предложения

Он произносит то, что вызывает сильные эмоции или нечто крайне важное.
Размышляет.
Сохраняет память.
Просыпается в требуемый момент.
Обучается. Во сне человек способен улучшить познания в иностранном языке.

Одновременно с этим между областью сознательного и бессознательного нет четких переходов. Фокус сознания концентрируется на том, что актуально для человека. При этом сторонние действия, явления уходят в область бессознательного, поскольку не имеют значимости.

Определение

История обращения мыслителей прошлого к проблематике бессознательного начинается еще со времен далекой древности. Еще древнеиндийские ученые были уверены в существовании «неразумной души», объясняя неподвластные человеку чувства. В буддийском учении также признается область разума, которая не осознается, но активно влияет на жизнь человека.

Древнегреческие ученые определяли бессознательное как неудержимые, выходящие из-под контроля индивида влечения и неосознанные знания человека. Видным представителем данного периода является Платон, который считал, что у человека есть «звероподобное начало», способное увести человека куда угодно.

В философии XVII- XVIII столетий первоочередной задачей стало осмысление и понимание природы психики и ее составляющих, ее влияния на жизнь человека. Важным вопросом данного периода было определение бессознательного, особенности его роли в сознательной жизни человека. Р. Декарт трактовал данный вопрос однозначно: в психике человека не может быть бессознательных процессов.

Спиноза, выступая против абсолютной власти разумного, предполагал, что глубинные влечения и желания человека определяют его сущность. Рассуждения Спинозы, а также идеи философа Юма, который также признавал бессознательные процессы и не считал, что человек сообразует все свои помыслы с разумом, выражались в дальнейшем в трудах З. Фрейда.

Проблема бессознательного также затрагивалась многими философами XVII — XVIII веков (Лейбниц, Кант, Фихте), которые отражали особенности явления в своих трудах, во многом пересекаясь с представлением Фрейда о бессознательном. Например, Фихте определял бессознательное как первоначальную основу бытия человека и материал, из которого формируется сознательная деятельность.

В XIX веке можно отметить возникновения иррационального понимания бытия человека. Выдающиеся философы этого времени – Артур Шопенгауэр и Ницше, труды которых в будущем значительно повлияют на психоанализ.

Шопенгауэр считал, что сознательные действия человека являются побочными и не имеющими представления для познания, так как началом всего сущего является бессознательная «мировая воля», с чем также соглашается Ницше.

Он считал бессознательное основным материалом для познания человека и его деятельности. Для Фрейда же бессознательное — это, прежде всего, психологическая составляющая, которая подлежит анализу и осмысления только во взаимодействии с человеком.

Фрейд считал, что бессознательное включает в себя совокупность вытесненных желаний сексуального характера, которые не могут быть осуществлены в реальной жизни из-за общественных норм и ценностей.

В дальнейшем, Карл Густав Юнг, до определенного времени друг и соратник Фрейда, на первый план ставил не подавленные желания сексуального характера, а бессознательное, которое зависит от теории архетипов и имеет несколько уровней. Также психиатр Альфред Адлер критиковал Фрейда и заменял доминанту сексуального и бессознательного на социальный фактор.

Современные представления о феноменологии бессознательного утверждают, что общественные условия существования человека влияют как на его сознательные процессы, так и бессознательную сферу психики. Она играет важную роль в деятельности человека и является специфическим явлением, которое тесно связано с общественной жизнью и окружающей действительностью человека.

Проблема в психоанализе

Проблема бессознательного активно изучается еще начиная с начала 20 века.

Различные исследователи и ученые пытались понять его сущность, определить значение для человека, проанализировать.

И по сей день проблема бессознательного продолжает разрабатываться в психологии и психоанализе.

На данный момент становится очевидным, что развитие исследований о данном явлении представляет собой необходимо условие для формирования общего представления о психической жизни индивида.

Бессознательное является важным элементом психики человека. Работа с ним при помощи различных методик и техник дает возможность выявить скрытые желания и тревоги.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.