Что такое архетипы просто своими словами и как определить свой архетип

Алан-э-Дейл       21.10.2022 г.

Архетипы богинь

Женские архетипы часто обобщенно называют богинями. Но и тут выделяется несколько основных образов, каждый из которых отличается своим восприятием мира.


Источник фото: shutterstock.com

Афина

Это богиня-девственница, которая ориентирована на логическое мышление и достижения. Она не склонна к любви. Для нее эмоциональные привязанности — только помеха на пути к достижению по-настоящему значимых задач.

Гестия

К этой группе относится образ, которые олицетворяет внимание, направленное в саму глубину духовного центра. Это интроверсия

Для Гестии очень важна самодостаточность.

Артемида

Она стала воплощением женской независимости. Артемида не любит эмоциональные привязанности и проявления любви, так как это отвлекает от основных задач и значимых для нее целей. Такие девушки никогда не страдают от неразделенной любви. Их отличается максимальная самостоятельность и сосредоточенность на достижениях.

Гера

Это архетип женщины-жены. Ее роль — образ верной подруги и спутницы жизни. В таком союзе детям отводится второстепенное значение. Если женщина и рожает наследников, то только с целью угодить супругу. Муж (обязательно официальный) для Геры — центр Вселенной, а развод — недопустимая трагедия.


Источник фото: shutterstock.com

Персефона

Как и предыдущий тип, относится к уязвимым богиням. Образ считается сложным и двойственным, поскольку богиня служит царству Аида, где души превращаются в тени. Чаще всего Персефона всю жизнь мечется между матерью и мужем, не в силах выбрать определенную сторону. Представительницы этого шаблона хрупкие, уязвимые, трепетные, неспособные самостоятельно сделать выбор.

Деметра

Также в триаду уязвимых богинь входит Деметра. Забота и помощь другим людям является для нее основным способом собственной реализации. Деметра лишена амбиций. Не стремится к признанию, высокому общественному статусу, карьерному росту. Для окружающих богиня становится матерью, постоянно проявляя заботу, преданность, верность. Ей не нужна независимость. Основное, к чему она стремится, — создание крепкой семьи.

Афродита

Афродита (или Венера) — алхимическая богиня. Это архетип ощущения прекрасного, женственности и чувственности. Среди всех образов именно Афродита передает истинную женскую силу и творчество. В ней выражаются:

  • сексуальность;
  • эротическое притяжение;
  • стремление к новизне;
  • вдохновение.

Венера никогда не оказывается в роли жертвы. Всех мужчин в своей жизни она всегда выбирает сама. В таком образе тонко сочетается самостоятельность, присущая богиням-девственницам, и близость, чувственность, которая характерна для уязвимых богинь.

Типажи Ведьмы и Шута

Психологи выделяют архетипичные образы ведьмы и шута. Мифологический тип ведьмы является инстинктивным прообразом, символизирующим потребность в изучении мира.

Люди, принадлежащие к этому типажу, интересуются эзотерикой и религией. Увлекают их и тайны бытия. Они предпочитают окружать себя оберегами, а также носят татуировки и амулеты. Носители подобного архетипа отличаются хорошей интуицией.

Входит в архетипы и тени по Юнгу и подтип «Мэри Поппинс» (это светлая сторона образа ведьмы). Такой типаж продемонстрирован в фильме «Муза». Подобный тип не способен хитрить и руководить другими людьми.

Отличительная черта архетипа «Шут» — способность к креативному мышлению и нестандартному взгляду на вещи. Теория Юнга, которую использует психология и философия, включает множество подтипов, но только типаж шута легко относится к жизни.

Этот типаж отличает импульсивность и некоторая спонтанность в совершаемых действиях. Из-за свойственной «Шуту» игривости представители других архетипов могут обвинить его в инфантильности и отсутствии желания взрослеть.

Младенец

Архетип младенца ассоциируется с будущим. Например, герои мифов часто предстают как боги-младенцы, которым, чтобы достичь цели, нужно пройти через мрак. Мраком в данном случае выступает бессознательная часть, от которой архетип стремится избавиться.

Иными словами, младенец – покоритель темноты. Его часто изображают содействующим развитию культуры. Характерные атрибуты: огонь и металл (кузнечное дело) или зерно и кукуруза (сельскохозяйственное окультуривание).

Также младенца часто ассоциируют со спасением, потому что по Юнгу этот символ появился в результате взаимодействия двух противоположностей – бессознательного и сознательного, а как было выяснено ранее, именно эта связь дает возможность человеку быть жизнеспособным, спасает его от смерти.

Правда, есть и другая сторона архетипа, которая проявляется в покинутости и незащищенности. Будучи плодом взаимодействия двух противоположных начал, младенец сперва был покинут и бессознательным, и сознательным. Отсюда и возникают негативные ассоциации архетипа.

Базовые архетипы Юнга.

Юнг говорил, что архетипов существует бесконечное множество. Но центральными считаются Анима и Анимус. Анима – проявление внутреннего женского образа в мужчине, его бессознательная женская сторона. Анимус – это мужские тенденции в психике женщины. Соединение Анимы-и-Анимуса символизирует бессознательное, наше Альтер эго, которое постепенно интегрируется в самость.

Самость по Юнгу – это некий заложенный в человеке образец той личности, которой ему предстоит стать. Самость – это прообраз Бога, наделенный его качествами. Этот целостный архетип может являться в образах сверх-личности (Король, Герой, Пророк) или в форме замкнутого по контуру символа (круга, квадрата, дао).

Другие архетипы по Юнгу – это всегда универсальный собирательный образ идеального мужчины или идеальной женщины в разных воплощениях:

1. Мать.

Это начало всех начал, которое предопределяет наше взаимодействие с внешним миром. Он дает человеку витальность, ресурсность, жизненную силу. Один из наиболее важных и изучаемых архетипов имеет светлую и темную стороны:

  • Хозяйка-Мать (светлая сторона) – хранительница очага, оберегающая семейные традиции и добытые мужчиной сокровища. Любит гармонию во всем: в доме, отношениях, работе, мышлении. Она отдает душевное тепло, заботу, любовь, занимается рукоделием. В общем – творит.
  • Хозяйка-Мачеха (темная сторона) часто описывается в литературе. Она захватывает власть, игнорирует желания родных, срывается на близких.

2. Отец.

Не столь разработанный, но самый динамичный образ в пантеоне, который дает нам активные схемы поведения и направляет на некую активность. Исследователи разделяют три типа отцовства и связывают их с греческими богами:

  • Отец-Зевс – это образ патриархального мужчины. Он наделен дальновидностью и сообразительностью, властью, авторитетом и правом управлять. Отец богов является прообразом людей сильных и уверенных в своих успехах во всех сферах жизни от карьеры до любовных похождений.
  • Отец-Кронос – это образ диктатора, врага для своего ребенка. Любви он предпочитает тотальный контроль, упоение своей агрессией и победами. Впрочем, длительный диктат приводит к сопротивлению и бунту.
  • Отец-Уран – это полный загадочности и безвременья образ. Такой мужчина наделен мощным интеллектом, но часто уходит в себя. Он создает ощущение деятельности, которая не имеет конца и тем самым усиливает безысходность.

3. Ребенок.

Один из наиболее важных архетипов, который позволяет прикоснуться к детскому состоянию, символизирует начало жизни и качественно новый этап развития. Это нечто большее, чем подзабытые детские воспоминания. Это соединение двух противоположностей – мужского и женского, слабости и колоссального запаса силы. Практически в любой культуре образ ребенка имеет двойственное послание:

  • Обиженный Ребенок изначально несет «божественную ценность» (образ «младенца Иисуса»), нуждается в помощи старших, но одновременно учится самостоятельности.
  • Грядущий ребенок. В сказках нередко встречается сюжет, где правителю предсказывают смерть от недавно рожденного ребенка. И тогда базой для сюжета становится чудесное выживание малыша в тяжелых условиях. Это символизирует силу духа, готовность к возможным испытаниям, волю к жизни.

В модели Юнга коллективное бессознательное имеет несколько пластов и каждый наполнен своими архетипами. Есть:

  • Базовые воплощения Героя, Мудреца, Романтика, Шута, Правителя.
  • Мифологические прообразы Артемиды, Афины, Афродиты.
  • Сказочные персонажи Бабы Яги, Русалки, Морозко, Рапунцель.
  • Числовые символы Тридевятого царства, Тридесятого государства.
  • Прообразы животных (Антилопа, Лев) или птиц (Сокол, Жар-птица).
  • Мифические персонажи Драконов, Медузы Горгоны.
  • Образы, воплощенные в бытовых вещах (Волшебные Туфли, Чудесное Кольцо).
  • Природные явления (Источник, Гром).
  • Бестелесные воплощения в Духах, Привидениях.

Базовые архетипы Юнга.

Юнг говорил, что архетипов существует бесконечное множество. Но центральными считаются Анима и Анимус. Анима – проявление внутреннего женского образа в мужчине, его бессознательная женская сторона. Анимус – это мужские тенденции в психике женщины. Соединение Анимы-и-Анимуса символизирует бессознательное, наше Альтер эго, которое постепенно интегрируется в самость.

Самость по Юнгу – это некий заложенный в человеке образец той личности, которой ему предстоит стать. Самость – это прообраз Бога, наделенный его качествами. Этот целостный архетип может являться в образах сверх-личности (Король, Герой, Пророк) или в форме замкнутого по контуру символа (круга, квадрата, дао).

Другие архетипы по Юнгу – это всегда универсальный собирательный образ идеального мужчины или идеальной женщины в разных воплощениях:

Мать.

Это начало всех начал, которое предопределяет наше взаимодействие с внешним миром. Он дает человеку витальность, ресурсность, жизненную силу. Один из наиболее важных и изучаемых архетипов имеет светлую и темную стороны:

  • Хозяйка-Мать (светлая сторона) – хранительница очага, оберегающая семейные традиции и добытые мужчиной сокровища. Любит гармонию во всем: в доме, отношениях, работе, мышлении. Она отдает душевное тепло, заботу, любовь, занимается рукоделием. В общем – творит.
  • Хозяйка-Мачеха (темная сторона) часто описывается в литературе. Она захватывает власть, игнорирует желания родных, срывается на близких.

Отец.

Не столь разработанный, но самый динамичный образ в пантеоне, который дает нам активные схемы поведения и направляет на некую активность. Исследователи разделяют три типа отцовства и связывают их с греческими богами:

  • Отец-Зевс – это образ патриархального мужчины. Он наделен дальновидностью и сообразительностью, властью, авторитетом и правом управлять. Отец богов является прообразом людей сильных и уверенных в своих успехах во всех сферах жизни от карьеры до любовных похождений.
  • Отец-Кронос – это образ диктатора, врага для своего ребенка. Любви он предпочитает тотальный контроль, упоение своей агрессией и победами. Впрочем, длительный диктат приводит к сопротивлению и бунту.
  • Отец-Уран – это полный загадочности и безвременья образ. Такой мужчина наделен мощным интеллектом, но часто уходит в себя. Он создает ощущение деятельности, которая не имеет конца и тем самым усиливает безысходность.

Ребенок.

Один из наиболее важных архетипов, который позволяет прикоснуться к детскому состоянию, символизирует начало жизни и качественно новый этап развития. Это нечто большее, чем подзабытые детские воспоминания. Это соединение двух противоположностей – мужского и женского, слабости и колоссального запаса силы. Практически в любой культуре образ ребенка имеет двойственное послание:

  • Обиженный Ребенок изначально несет «божественную ценность» (образ «младенца Иисуса»), нуждается в помощи старших, но одновременно учится самостоятельности.
  • Грядущий ребенок. В сказках нередко встречается сюжет, где правителю предсказывают смерть от недавно рожденного ребенка. И тогда базой для сюжета становится чудесное выживание малыша в тяжелых условиях. Это символизирует силу духа, готовность к возможным испытаниям, волю к жизни.

Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель

В модели Юнга коллективное бессознательное имеет несколько пластов и каждый наполнен своими архетипами. Есть:

  • Базовые воплощения Героя, Мудреца, Романтика, Шута, Правителя.
  • Мифологические прообразы Артемиды, Афины, Афродиты.
  • Сказочные персонажи Бабы Яги, Русалки, Морозко, Рапунцель.
  • Числовые символы Тридевятого царства, Тридесятого государства.
  • Прообразы животных (Антилопа, Лев) или птиц (Сокол, Жар-птица).
  • Мифические персонажи Драконов, Медузы Горгоны.
  • Образы, воплощенные в бытовых вещах (Волшебные Туфли, Чудесное Кольцо).
  • Природные явления (Источник, Гром).
  • Бестелесные воплощения в Духах, Привидениях.

Анимус

Архетипы мужчин интересны для рассмотрения, и благодаря этой классификации можно сделать немало любопытных выводов как о себе, так и о других представителях сильного пола.

Невинный

Невинный (простодушный) – это понятие архетипа, характеризующегося как слабовольная, беззащитная личность, которая нуждается в поддержке.

Сирота


Сирота (славный малый). Человек, который стремится к саморазвитию, уважает людей и чувствует чужую боль, умеет дружить и не эгоистичен. Принимает все аспекты жизни как должное, не склонен к борьбе или соперничеству, однако не так прост, как может показаться – обладает достаточной мудростью и интуицией, за счет чего получает желаемое.

Архетип Воина

Проявляется с ранних лет, когда еще мальчиком он стремится всех спасти, всем помочь, каждого выручить из беды и победить все зло, его окружающее. Иногда бывает агрессивен, может стать эгоистичным.

Хранитель

Хранитель – это тип мужчины, который можно охарактеризовать как «полный альтруизм и сострадание». Все для других, помощь миру, жертвенность – это принципы Хранителя.

Ненавидит эгоистичных людей, считает это пороком, заботится исключительно о людях, а свои интересы ставит далеко не на первое место.

Странник

Странник отличается тем, что он никогда не задерживается долго на одном месте, будь то дом, город, работа. Он покоряет одну вершину и отправляется к следующей.

Хочет все увидеть и узнать, набрать максимум опыта в этой жизни, все попробовать. Постоянно в поиске себя и своего смысла.

Бунтарь


Бунтарь – архетип мужчины, который всегда воинственно настроен и всегда против. Он не согласен с мироустройством, со структурами, с обществом, ему некомфортно жить и не бороться.

Может достичь большого успеха в бизнесе, не отличается наивностью и простотой.

Любовник

Любовник – это мужчина, который живет исключительно ради наслаждений и постижения всех тайн любви. Он любящий сын, брат, отец, муж.

Но главное – он любовник, искуситель, он не останавливается на пути постижения искусства любви и может разбить множество сердец, однако в зрелом возрасте станет идеальным семьянином.

Творец

Интересный архетип – Творец. Он креативный и нестандартный во всех проявлениях, чем бы ни занимался – бизнесом, строительством или искусством. Творец все делает необычно, вносит инновации, разрабатывает идеи и вводит новшества.

Архетип Правитель

Архетип Правитель говорит сам за себя. Этот мужчина рожден на свет для того, чтобы организовать новое общество или структуру, чтобы вдохновлять людей своими идеями, чтобы за ним следовали.

У него есть врожденные качества, которые позволяют ему добиваться не просто успеха, а значительных побед, и его имя остается в истории.

Архетип Маг


Архетип Маг схож с женским архетипом Колдуньи – он мудр, обладает уникальной интуицией и интеллектом, чувствует законы природы и мироздания.

Может влиять на ход событий, менять судьбы людей, но ставит себе более глубокие, внутренние, духовные цели. Может стать прекрасным наставником.

Философ


Философ (мудрец) живет для того, чтобы постичь истину, чтобы понять, как устроены мир и общество. Созерцает, а не действует, не привык бороться и мчаться за чем-либо, живет аскетично.

Шут

Шут – человек, живущий ради самой жизни и умеющий этой жизнью наслаждаться. Он может быть лентяем, но никак не дураком – Шут знает, что жизнь нельзя торопить, и умеет находиться в настоящем моменте.

Мужские архетипы разнообразны, они могут дополнять друг друга и сочетаться в одном человеке, могут иметь разную степень и качество. Разные виды архетипов могут быть проявлены ярко или скрыто, иногда встречаются в чистом виде.

Архетипы в брендинге

Концепция, разработанная К.Г. Юнгом, нашла практическое применение в такой отрасли, как брендинг. Архетипы в брендинге используются для создания уникального образа компании, продукта или личности. На основе использования идей теории архетипов в бизнесе можно:

  • В короткие сроки составить психологический портрет клиента, определив его систему ценностей. Эта информация необходима в индивидуальной работе с клиентом: она определяет стиль общения продавца с покупателем и выбор той или иной тактики продаж.
  • Привлечь в компанию подходящую целевую аудиторию.
  • Разработать эффективную кадровую политику, предполагающую грамотный подбор персонала и быстрое продвижение по карьерной лестнице перспективных сотрудников.
  • Сформировать психологически здоровую корпоративную культуру организации.

Если объяснить термины вербальное, архетип, символ, тень, эго, получится краткое содержание основных идей архетипической психологии. В условиях современной действительности концепция архетипов, разработанная Юнгом, находит применение во многих сферах экономической жизни.

Архетипы в жизни

Тест на определение архетипа Пирсон-Марр

То, что массово называется архетипами сегодня, ушло далеко от того смысла, который вкладывал в этот термин Юнг. В результате произошедшего упрощения термином начали описывать в целом модели поведения человека. Американкой Кэрол Пирсон была написана книга на эту тему, в соавторстве с Хью Марром создан специальный индикатор (Pearson-Marr Archetype Indicator – PMAI) и тест на определение архетипа личности.

Так же как и аналогичный тест MBTI, методика Кэрол Пирсон не является психодиагностической, то есть она не используется в клинической психологии. Причины:

  1. Каждый человек с лёгкостью может найти в себе черты нескольких, даже всех 12, «архетипов».
  2. Некоторые события, определённый ход вещей или любое другое обстоятельство способствует ситуативному проявлению того или иного «архетипа личности».
  3. То, что во время тестирования, вас отнесли к одному из «архетипов» является следствием текущей ситуации. Через неделю вы под влияние обстоятельств дадите другие ответы – и «архетип» изменится.

Таким образом, тест «на определение архетипа» в действительности не позволяет определить тип личности, даже если и предположить, что поведение всех людей на земле можно поделить на 12 моделей.

Понятие

Согласна, пока не совсем доступно. Предлагаю начать разбираться поэтапно.

Понятие архетипа ввел в обиход швейцарский психиатр и педагог Карл Густав Юнг. Именно он стал основоположником аналитической психологии – направления, которое изучает глубинные мотивации человека на основе фольклора, мифов и сновидений.

Юнг был первым, кто предложил идею разделения человеческой психики на две части: сознательную и бессознательную. В первой находится все то, что мы можем осознавать: наши чувства, мысли, воспоминания. Во второй прячутся неподконтрольные сознанию процессы и явления, например, сновидения, интуиция, вдохновение, стереотипы и т. д.

Данную структуру психики можно сравнить со строением айсберга. Наверняка кто-то вспомнит из уроков географии, что на поверхности воды находится лишь 10 % ледяной глыбы, а 90 % скрыто под водой. Наше сознание – это лишь верхушка айсберга. Все остальное – это подсознание. Ему и была посвящена вся научная деятельность Юнга.

Бессознательная часть человеческой психики тоже имеет свою структуру и разделена на два слоя:

  1. Индивидуальное бессознательное – это то, что человек наработал своим личным опытом.
  2. Коллективное – это продукт наследуемых структур мозга, который является общим для всех людей и основывается на опыте всего человечества в целом.

Коллективное бессознательное – это более глубокий слой нашей психики. Он как раз и состоит из архетипов.

Если простыми словами, то архетипы – это базовые образы, которые складывались многими и многими поколениями до нас. Они обладают следующими характеристиками:

  • устойчивы;
  • способны оказывать влияние на эмоциональное состояние человека и вызывать в нем те или иные реакции;
  • обладают набором как положительных, так и отрицательных качеств;
  • встречаются у всех народов и во все времена в виде мифов и сказок.

К примеру, герои народных сказок: Иванушка-дурачок, Царь-Государь, Ведьма, Снежная королева – все это архетипы. Герои мифов и легенд – богиня мудрости Афина, бог войны Арес и прочие – тоже являются архетипами.

Карл Густав Юнг различал архетипы и архетипические образы, называя первое понятие подобием неизменного скелета, а второе – содержанием, которое может изменяться в зависимости от окружения, истории семьи, народа. В классической психологии данные понятия не разграничиваются, а потому для более легкого понимания мы тоже будем рассматривать их как синонимы.

Теоретически архетипов может быть великое множество. К примеру, специалисты по системе Таро выделяют 22 архетипа в соответствии с числом старших арканов. Иными словами, классификация зависит от конкретной темы или ниши, в которой она используется. В статье мы рассмотрим только основные архетипы.

Охваченность архетипом

Чрезмерное отождествление сознания с архетипическим образом говорит об «охваченности архетипом». Иногда, это похоже на одержимость, когда кажется, что какая-то инородная суть завладела психикой человека. На самом деле, это похоже на правду. Во время охваченности архетипом человек теряет осознанный контроль над собой, и власть над его поведением оказывает в руках бессознательного, инстинктивного.

Мать в образе ведьмы или отец с головой и копытами козла — такие образы в сновидении могут трактоваться как предупреждение об искажениях в восприятии спящего. Подсознание, которое располагает более полной информацией о действительности, во сне посылает сознанию знаки, призванные уберечь его от формирования ложных убеждений в реальности.

Примеры архетипов, описанных Юнгом

Архетип Определение Символы
Анима Бессознательная женская сторона личности мужчины Женщина, Дева Мария, Мона Лиза
Анимус Бессознательная мужская сторона личности женщины Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан
Персона Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте Маска
Тень Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании Сатана, Гитлер, Хусейн
Самость Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности Мандала
Мудрец Персонификация жизненной мудрости и зрелости Пророк
Бог Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир Солнечное око

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородии и зависимость.

Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии.

Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности “Я”. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Негативный аспект Героя

На самом деле, как и другие архетипы, Герой может проявить весь свой негативный потенциал, если на то будут соответствующие обстоятельства. В худших случаях он становится властолюбивым, жестким и даже жестоким, невероятно высокомерным, страдающим паранойей – вечным поиском врагов. Героем можно считать того же Чингисхана, который стремился завоевать мир и сделал это, по крайней мере, на треть. Однако его путь был заполнен разрушениями, грабежами и насилием. Архетип Героя можно разделить на несколько уровней, и на самом низком из них единственное, чего он хочет – власти, как можно больше власти. Поэтому в Герое есть определенная ловушка. Человек может воспринимать себя благородным спасителем мира от зла, но окружающие люди будут справедливо видеть в нем злодея, который на самом деле разрушает, а не спасает.

Таким образом, самое страшное для любого Героя – в один прекрасный день обнаружить себя в роли тирана, самодура, которого боится все его окружение, прежде его боготворившее. Это не единственный его страх – для Героя также страшно понять, что он недостаточно силен и смел для выполнения поставленной перед ним задачи, подпасть под чужое негативное влияние и оказаться инструментом для выполнения чужих дурных целей, стать чрезмерно жестоким и требовательным по отношению к слабым, которых необходимо защищать.

Но поскольку чаще всего глубинными мотивами всех действий Героя являются две идеи – идея сверхсилы или идея справедливости, риск съехать в негатив подчас бывает очень высоким, поскольку сами идеи представляются невероятно высокими и по сути недостижимыми.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.