Дилемма

Алан-э-Дейл       15.09.2024 г.

Повторяющаяся дилемма заключенного

Повторяющаяся дилемма заключенного – это периодическое воспроизведение игры, при котором каждый игрок может «проучить» оппонента за предшествующее предательство. При таком повторении возникает необходимость в сотрудничестве. Доверие становиться актуальным. А соблазн предать «угасает» за счет страха перед наказанием.

Условно-разделитель­ные умозаключения вообще называются леммами; если разделительная посылка содержит только два члена, то такое умо­заключение называется дилеммой, если в нее входит три чле­на, то перед нами трилемма, и вообще полилемма, когда разделительная посылка содержит больше двух членов. Логика вы­деляет несколько разновидностей Д.

Простая конструктивная Д. имеет вид: Если а, то b; если с то b. ______а или с.______ b. Разделительная посылка утверждает основания условных по­сылок, вывод утверждает следствие этих посылок, напр.: Если студент спит на лекциях, то он не усваивает логики. Если студент спит дома, то он не усваивает логики. Студент спит на лекциях или дома.

Если пойдешь налево, голову потеряешь. Но нужно идти направо или налево. Следовательно, придется потерять коня или голову. В средние века альтернативы леммы назывались «рогами». Ка­кую бы альтернативу вы ни выбрали, обе они равно приводят к неприятным следствиям и вы оказываетесь на «рогах» Д. Дест­руктивная Д.

отличается тем, что разделительная посылка от­рицает следствия условных посылок, а в выводе мы отрицаем основания условных посылок. Простая деструктивная Д. имеет вид: Если а, то b; если а то с. Не-b или не-с. _____________ Не-a. Пример: Если мне выплатят зарплату, я устрою вечеринку с друзья­ми.

Пример: Если бы я был богат, я купил бы себе автомобиль. Если бы я был министром, мне предоставили бы казенный автомобиль. Но у меня нет ни личного, ни казенного автомобиля. Следовательно, я не богат и я не министр.

https://youtube.com/watch?v=-4A6vfgI4IM

Философский словарь

рассуждение, представляющее два предложения, такие, что если одно из них ложно, второе с необходимостью будет истинным. В широком смысле – необходимость выбора между двумя возможностями: «стоять перед дилеммой».

Философский словарь

– разновидность условно-разделительного силлогизма, в первой посылке которого из одного или двух оснований вытекает два или одно следствие, вторая посылка является дизъюнкцией оснований или следствий, а вывод представляет собой утверждение следствия или дизъюнкции следствий (…

Новейший философский словарь

ДИЛЕММА – (греч di – дважды, лат – lemma – предположение – двойное предположение) – суждение, в котором предмету приписываются два противоречащих признака, исключающих возможность третьего Дилеммой называется также особый случай условно-разделительного силлогизма, в котором одна…

Психологическая энциклопедия

Любая ситуация, в которой непосредственный результат или выигрыш для индивида будет высоким, если этот человек отступит от социальных правил, но если от этих правил отступает достаточное число людей, то окончательный результат для всех людей уменьшается. Примеры этого явления…

Психологическая энциклопедия

Психологическая энциклопедия

Игра, основанная на классической детективной ситуации. В типичном варианте каждому игроку (заключенному) в отдельности сообщают, что, хотя имеются некоторые прямые доказательства его вины, у него есть два варианта: признаться или не признаться. Если ни один из них не признается…

Психологическая энциклопедия

Ситуация, в которой кто-то сталкивается с двумя возможностями, и при этом выбор одной из них нарушает один набор моральных предписаний, а выбор другой нарушает другой набор. Классическийслучай – дилемма, с которой сталкивается врач, когда умирающий больной, испытывающий сильные…

Психологическая энциклопедия

См. дилемма заключенного.

Лоуренс Кольберг

Кольберг (Kohlberg) Лоуренс (1927-1987) – американский психолог, автор концепции морального развития. Биография

. В 1958 году в Чикагском университете защитил докторскую диссертацию по теме «Развитие образа моральных суждений и выбора в 10-16 лет». С 1959 года – адъюнкт профессор Йельского университета. С 1962 года – руководитель кафедры психологии Чикагского университета. После развитая тяжелого заболевания покончил жизнь самоубийством.

Исследования

. Разработал онтогенетическую теорию морального развития и на ее основе выделил ряд признаков диагностики стадии морального развития, обобщенных в виде оценочной шкалы (Stageh and Sequence: The Cognitive Developmental Approach to Sociflization // (Ed.) Goslin D. A. Handbook of Socialisation Theory and Research. Chicago, 1969). В его исследованиях испытуемым предлагали оценить сложные в плане морального выбора ситуации (можно ли красть, чтобы спасти жизнь человека). При этом был выделен ряд уровней и ступеней морального развития.А. Преконвенциональный уровень (гедонистический) включает следующие ступени: 0. Моральная оценка находится в самом индивиде (хорошо то, что дает мне что-то). 1. Штрафы и наказания. Ценность человеческой жизни меняется в зависимости от ценности вещей и статуса или других признаков человека. На этой ступени основанием для решения выступают конкретные предписания и запреты, которые не имеют общего характера, а ситуативны и предназначены не для каждого. 2. Инструментальные цели. Человеческая жизнь важна из-за того, что это фактор удовлетворения потребностей других людей.Б. Конвенциональный уровень (прагматический, ролевогоконформизма ) включает следующие ступени: 3. Интерперсональные отношения. Ценность жизни человека определяйся чувствами связанных с ним людей. Поступки оцениваются в соответствии с тем, нравятся ли они кому-то и помогают ли ему. 4. Право и порядок. Человеческая жизнь неприкосновенна в силу религиозных и моральных законов. Самое главное – быть в согласии с авторитетом. Долг каждого заключается в том, чтобы поддерживать общий порядок, а не удовлетворять свои потребности.В. Постконвенциональный уровень (самодостаточность, автономия морали): 5. Социальный договор. Ценность человеческой жизни определяется вкладом человека в общий прогресс человечества. Особое значение придается общественным мероприятиям, призванным к выработке правильных законов (конституция, выборы и т. д.). 6. Общие этические принципы. Жизнь – это особая ценность, которая определяет движение человечества вперед. 7 Жизнь человека-элемент Космоса. Главная проблема состоит не в следовании предписаниям, а в отыскании смысла жизни. Кроме того, Кольберг проводил исследования становления половой идентичности. По его представлениям, у детей отношение к себе как к мальчикам или как к девочкам формируется в результате действия общей тенденции к формированию категорий (A cognitivedevelopmental analysis of children”s sex-role concepts and attitudes // E. K. Maccobjr (Ed.) The Development of Sex Differences. Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1966).Критика . Основные возражения онтогенетическая теория морального развития Кольберга вызвала в силу игнорирования факторов влияния социальной среды, а также из-за игнорирования межполовых различий в экспериментах, в которых участвовали прежде всего мальчики. В частности, в экспериментах К. Гиллиган было показано, что ответы девочек в большей степени, чем ответы мальчиков, ориентированы на заботу и сострадание и что их моральное развитие включает в себя такие стадии, как самоозабоченность, самопожертвование, самоуважение.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 256.

Сочинения:

Stage and Sequence: The Cognitive Developmental Approach to Socialization// (Ed.) Gtiilin D. A. Handbook of Socialization Theory and lie-earch. Chicago, 1969; From Is to Ought: how- to commit thtf naturalistic failed and get away with it in the sitidy of moral development // (Ed.) Mischell T. Cognitive Development and Epis- temology. N. Y. 1971.

Литература:

Пауэр Ф. К., Яшине Э., Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному Воспитанию / Психологический журнал. 1992. 3. Т. 13; Годфруа Ж. что такое психология: В 2 т. / Пер. с фр. М.: Мир, 1992. Т. 2; Л. Кольберг // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Крэйг Г. Психология развития / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000; Глейтман Г., Фридлум В. А., Райсбёрг Д. Основы психологии, СПб.: Речь, 2001.

Виды дилемм

Основные виды рассматриваемых дилемм: моральная и этическая.

В психологии выделяется моральная дилемма, подразумевающая, что человек находится в ситуации обязательного выбора, при котором выбор любого из вариантов влечет нарушение моральных норм. То, как человек решает моральный выбор, дает исследователю представление о его личностных особенностях и способе мышления. А при массовом теоретическом разрешении моральных проблем можно дать прогностическую оценку поведения среднестатистического человека в определенной ситуации сложного морально-этического выбора.

Особое внимание к изучению понятия моральная проблема произошло в последние лет пятьдесят, и возникло из того, что построенные ранее этические концепции оказались неспособны к разрешению некоторых ситуаций. Разработки этических кодексов могут учитывать влияние поступков на общество в целом, но абсолютно бесполезны при столкновении с личными драмами, которыми зачастую и являются дилеммы. Классическими примерами, которые иллюстрируют моральную дилемму, является выбор Софи (когда нацисты предложили женщине выбрать между жизнью сына и жизнью дочери), толстяк в пещере (когда для освобождения выхода из пещеры и спасения всех членов группы, необходимо взорвать толстяка)

Эти индивидуально-значимые темы и выборы невыносимо тяжелы для личности, и могут переживаться столь болезненно, что приводят индивида к выведению себя из сложившейся ситуации: в легком варианте выражаются в форме отказа от выбора, в самом критическом — в форме суицида

Классическими примерами, которые иллюстрируют моральную дилемму, является выбор Софи (когда нацисты предложили женщине выбрать между жизнью сына и жизнью дочери), толстяк в пещере (когда для освобождения выхода из пещеры и спасения всех членов группы, необходимо взорвать толстяка). Эти индивидуально-значимые темы и выборы невыносимо тяжелы для личности, и могут переживаться столь болезненно, что приводят индивида к выведению себя из сложившейся ситуации: в легком варианте выражаются в форме отказа от выбора, в самом критическом — в форме суицида.

Моральная дилемма отличается от этической тем, что моральная имеет индивидуальный характер и влияние, а этическая – это нормы, созданные для социальной общности и регулирующие его деятельность.

Этическая дилемма связана с культурными проявлениями, социальными устоями и политическими особенностями общества. Влияет на построение и выбор пути также религиозная и этническая направленность. С этическими дилеммами чаще всего сталкиваются люди помогающих профессий (медики, психологи, социально-ориентированные специальности), когда ставится под вопрос сохранение или разглашение информации, корректировка определенных действий. Обычно обойти все проблематичные ситуации пытаются при построении этических кодексов, в которых прописано максимальное количество вариантов при затруднительных ситуациях.

Нейтрализация потенциальных убийц

За последние 20 лет нейробиологи и психологи провели множество тестов, которые доказывают: склонность к насилию во многом определяется нарушениями в работе мозга. Например, таким образом нередко проявляют себя диссоциальное, пограничное и нарциссическое расстройства личности (хотя, разумеется, не все люди с таким диагнозом склонны к насилию). У всех этих патологий при исследовании обнаруживаются характерные физиологические проявления: изменения миндалин, которые участвуют в формировании эмоций, изменение уровня метаболизма в передней поясной коре, которая участвует в управлении импульсивными реакциями, и др.

Пока подобные исследования остаются не более чем просто исследованиями, — однако, возможно, в будущем они станут основой для создания технологии раннего определения склонности к насилию. Оправдана ли превентивная слежка за потенциальным убийцей, если он еще ничего не сделал?

Дилемма пример:

В качестве самого простого примера моральной дилеммы можно привести следующий вопрос: «Стоит ли спасение множества жизней, путем убийства одного человека?». В данном случаи, противопоставляется мораль убийства, морали спасения. Ответ варьируется в зависимости от личности и культуры человека.

На самом деле, вопрос разрешения моральных дилемм, это весьма распространенная проблема, особенно в тех областях, где от действий человека напрямую зависят жизни других. Так к примеру, с подобными трудностями, на регулярной основе сталкиваются:

  • Солдаты;
  • Полицейские;
  • Медики;
  • Пожарные;
  • Политики и так далее.

Как решить этическую (моральную) дилемму?

Самая большая проблема этической дилеммы состоит в том, что она не предлагает очевидного решения, которое соответствовало бы моральным нормам. На протяжении всей истории человечества, люди всегда сталкивались с подобными дилеммами, а философы стремились и работали над поиском решений таких задач. В следствии подобной деятельности, были сформированы некоторые рекомендации, которые во многих случаях помогают решать моральные дилеммы. Итак, в первую очередь следует:

  • Опровергнуть парадокс (дилемму): необходимо тщательно проанализировать ситуацию. В некоторых случаях существование дилеммы может быть логически опровергнуто;
  • Определить ценность: необходимо выбрать альтернативу, которая предлагает большее добро и меньшее зло;
  • Попытаться найти альтернативные решения: в некоторых случаях проблема может быть пересмотрена, и могут возникнуть новые альтернативные решения.

ТОП дилемм, которые заставят вас пошевелить мозгами.

Дилемма: Концентрационный лагерь.

Представьте себе, что вы заключенный в концентрационном лагере. Охранник садист собирается повесить вашего сына, который пытался сбежать. Он требует, чтобы вы лично вытащили стул из-под ног сына. Если вы этого не сделаете, он убьет не только вашего сына, но и другого невинного заключенного. Вы не сомневаетесь, что охранник поступит так, как говорит. Что будете делать?

Дилемма: Авария.

Представьте себе, что вы работник экстренной медицинской помощи, которого только что вызвали на место происшествия. По прибытию, вы видите, что пострадавшая машина принадлежит вашей жене. Подойдя ближе, вы видите, что жена застряла в своей машине с другим мужчиной. Она видит вас и тихо, виновато произносит слова «прости». Вы понимаете, что мужчина рядом с ней — ее любовник, с которым у нее был роман. Само собой, вы ошарашены, опустошены, обижены и даже пребываете в состоянии ярости. Тем не менее вы на работе. Вы видите, что ваша жена серьезно ранена, и ей нужно немедленно оказывать срочную медицинскую помощь иначе она умрет. Также вы замечаете, что у ее любовника, сильное кровотечение из раны на шее, и вам нужно немедленно остановить поток крови. Остановка крови займет всего около 5 минут, но это будет означать, что ваша жена скорее всего умрет. Однако, если вы поможете своей жене, мужчина истечет кровью, несмотря на то, что этого можно было избежать. Что делать? Кого спасать первым?

Дилемма: Сосед.

Представьте себе, что у вас есть прекрасная дочь. Ей 8 лет, и она всегда была счастливым общительным ребенком. Но, некоторое время назад, ее изнасиловали. Вы совершенно уверены, что человек, который изнасиловал ее, является вашим соседом. Дело в том, что ваша дочь настолько травмирована, что перестала говорить, но смогла дать вам понять, что это был сосед. К сожалению, нет достаточных доказательств, чтобы осудить его по закону.

Проходит некоторое время, и вы пытаетесь восстановить жизнь дочери и свою. Вы переезжаете в другой дом и пытаетесь помочь своей дочери, чем можете, но ясно, что этот опыт разрушил ее жизнь и жизнь вашей семьи. Однажды вечером ужиная в ресторане, вы замечаете бывшего соседа. Он ест один и выглядит несчастным. Вы быстро заканчиваете есть и уходите. На следующий день вы узнаете, что в прошлый вечер жена соседа была убита. Вскоре найдется достаточно доказательств, чтобы осудить его за убийство. Сначала вы очень счастливы, наконец, он получит то, что заслуживает. Но, потом вы вспомните, что видели его в ресторане во время убийства. Вы знаете, что он не убивал свою жену. Возможно, он заплатил кому-то еще, чтобы сделать это, но вы этого не можете утверждать. Вы садитесь, чтобы подумать. Если вы будете молчать, он будет осужден за убийство, а настоящий убийца выйдет на свободу. Если вы дадите ему алиби, он выйдет на свободу. Но, вы не можете быть уверены, что настоящий убийца будет найден. Что делать?

Дилемма: Беременная женщина в узком проходе.

Беременная женщина, выводящая группу людей из пещеры на побережье, намертво застряла в узком выходе из этой пещеры. В скором времени ожидается прилив. Если она не пролезет, все люди утонут, кроме женщины, чья голова находится вне пещеры. К счастью (или, к сожалению), у кого-то с собой есть динамит. Определенно нет никакого способа вытащить беременную женщину без использования динамита, который неизбежно убьет ее. Но, если не использовать динамит, то утонут все остальные. Что делать людям?

Дилемма: Безумный бомбист.

Был задержан безумец, который угрожал взорвать несколько бомб в людных местах. К сожалению, он уже заложил бомбы, и они должны сработать в скором времени. Возможно, что сотни людей могут умереть. Власти не могут заставить его рассказать об местонахождение бомб обычными методами. Он отказывается что-либо говорить и просит адвоката. В раздражении некоторые высокопоставленные чиновники предлагают пытки. Конечно, это было бы незаконно, но чиновники считают, что в этой безвыходной ситуации все же нужно поступать так. Вы согласны с такими действиями? А если для достижения результата будет предложено пытать на глазах у бомбиста его родственников?

Получи плюсик к карме — поделись добром с друзьми: VK

ДИЛЕММА

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

Смотреть что такое “ДИЛЕММА” в других словарях:

Дилемма — (родъ силлогизма двоякость противоположныхъ заключеній). Ср. Я едва могъ сдержать злобу, возбужденную издѣвательствомъ Пролетова надъ бѣдняками. Но разоблачить предъ ними его нахальное вранье значило бы отдать его на избіеніе имъ. И я молчалъ,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

дилемма — См. задача. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. дилемма вопрос, задача, выбор, одно из двух, альтернатива Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

ДИЛЕММА — (от ди. и греч. lemma посылка) 1) в логике вывод из двух условных и одного двучленного разделительного суждения, в котором оба члена либо посылки условных суждений (конструктивная дилемма), либо отрицания их заключений (деструктивная, или… … Большой Энциклопедический словарь

Дилемма — Дилемма Dilemme В широко распространенном смысле слова – трудный выбор из двух в равной мере неудовлетворительных возможностей. В строгом смысле, принятом в логике, – разновидность альтернативы, при которой оба термина подводят к одному и… … Философский словарь Спонвиля

ДИЛЕММА — ДИЛЕММА, дилеммы, жен. (греч. dilemma двойное предложение) (книжн.). 1. Полемический довод, состоящий в том, что противнику предлагаются на выбор два противоположных положения, исключающих возможность третьего. 2. Обстоятельства, заставляющие… … Толковый словарь Ушакова

ДИЛЕММА — (греч. , от дважды и лемма, предположение, посылка), форма умозаключения (логич. вывода), посылки (исходные допущения) которого имеют гипотетич. (условную) и дизъюнктивную (разделительную) структуру. Если прописными лат. буквами… … Философская энциклопедия

ДИЛЕММА — (от ди. и греческого lemma посылка), затруднительный выбор между двумя равно неприятными возможностями … Современная энциклопедия

ДИЛЕММА — (греч. di дважды, лат. lemma предположение двойное предположение) суждение, в котором предмету приписываются два противоречащих признака, исключающих возможность третьего. Дилеммой называется также особый случай условно разделительного силлогизма … Новейший философский словарь

ДИЛЕММА — ДИЛЕММА, ы, жен. 1. Сочетание суждений, умозаключений с двумя противоположными положениями, исключающими возможность третьего (спец.). 2. Положение, при к ром выбор одного из двух противоположных решений одинаково затруднителен (книжн.). Стоять… … Толковый словарь Ожегова

Дилемма — (от diz дважды и lhmma принятое предложение) особый видумозаключения, в котором содержатся, как данные, два противоречащихположения, ведущие, между тем, к одному выводу. Таково, напр., следующееумозаключение: если бы А было, то оно было бы либо Б … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/10148/%D0%94%D0%98%D0%9B%D0%95%D0%9C%D0%9C%D0%90

Внешние характеристики

Для птиц породы лакеданзи предусмотрены такие характеристики:

  1. Голова среднего размера, пропорциональна туловищу, шея длинная.
  2. Гребень по форме напоминает зазубренный лист, окрашен в тёмно-фиолетовый цвет, на нём может быть 5 или 6 зазубрин, мочки окрашены в тёмно-фиолетовый цвет.
  3. Глаза большие, округлые, фиолетово-чёрные, область вокруг глаз тёмно-фиолетового цвета.
  4. Клюв тёмно-серого цвета, почти чёрный.
  5. Телосложение лёгкое, не крупное.
  6. Форма корпуса напоминает латинскую букву «V».
  7. Грудь широкая, мощная.
  8. Крылья хорошо развиты.
  9. Перья растут густо, окрашены в чёрный цвет с оттенком зелёного, блестящие. Между перьями растёт чёрный пух.
  10. Ноги окрашены в тёмно-серый цвет.
  11. Хвост длинный, пышный, приподнятый вверх.
  12. Характер недрачливый, без проблем уживаются, но их легко испугать.
  13. Масса тела петуха составляет около 1,8 кг, масса курицы – около 1,4 кг.

Важными характеристиками для допуска к разведению являются:

  1. Отсутствие в оперении других оттенков, кроме чёрного с зелёным отблеском.
  2. Яйценоскость на уровне не ниже 160 яиц в год.
  3. Наличие у яиц скорлупы, окрашенной в зелёный цвет.

Самые известные дилеммы

Для полилемм вообще характерна еще одна закономерность: рассуждения, осуществленные в поисках умозаключения, могут быть направлены не только от общего знания к частному явлению, но и наоборот – от конкретного знания к общему следствию.

На этом принципе, в частности, строится дедуктивное мышление, которому отводится существенная роль в общей картине нашей мыслительной деятельности.

Если допустить еще одно упрощение, то любую дилемму можно трактовать как определенный момент в критической или конфликтной ситуации, когда человек вынужден сделать какой-то выбор в пользу одной из двух возможностей, причем оба решения для него одинаково неблагоприятны.

Пожалуй, нет смысла углубляться в ситуационное разнообразие, но рассмотреть несколько дилемм из числа наиболее известных определенно стоит:

  1. Дилемма Евтифрона – двойная проблема в христианстве, сформулированная еще Платоном (IV век до н. э.) и названная так по имени главного персонажа в большинстве диалогов философа. Суть вопроса касается природы добра: Бог выбирает добро за его благость или же добро – благость, так как выбрано Богом?
  2. Дилемма заключенного – одна из концептуальных методик в теории игр, созданная для иллюстрации ситуативных вариантов. Используется в философии, аналитике, психологии, когда возникает необходимость в выяснении причин, почему кто-то поступает именно так, а не иначе. Суть: на двоих подельников, арестованных за преступление, у полиции недостаточно улик, поэтому нужно признание. Тогда следователи делают каждому из них отдельное предложение – если он сдаст напарника первым, то выйдет на свободу.

    Вопрос в том, что каждый из заключенных думает и как пытается предугадать, будет ли молчать его напарник или заговорит, чтобы получить свободу? Впрочем, посмотрите, как эту тему преподносят ютуб-эксперты:

    » alt=»»>

  3. Моральная дилемма – этическая (иногда нравственная) проблема, возникающая в острых ситуациях и требующая немедленного решения, связанного с попранием моральных принципов или этических предписаний. » alt=»»> С таким выбором чаще всего сталкиваются профессионалы – политики, военнослужащие, медики, пожарные, полицейские и т.д. В повседневной жизни все несколько проще, но в любом случае принятое решение обременяется негативным чувством – вины, раскаяния или сожаления.
  4. Ложная дилемма – ошибочное умозаключение, выведенное из двух альтернатив, одна из которых была отвергнута как неправомерная, а вторая принимается как истинная из-за неприемлемости первой.
  5. Вилка Мортона – ситуация с необходимостью выбора одной из двух неприятных альтернатив, в равной степени нежелательных и неблагоприятных для того, кто вынужден принимать решение (подробнее об этом типе дилемм читайте чуть ниже).

Интересно, что для решения некоторых дилемм существуют даже рекомендации для облегчения выбора.

Специалисты советуют первым делом трезво проанализировать ситуацию и попытаться логически опровергнуть парадокс (некое противоречие).

Если это не удалось и необходимость выбора сохраняется, нужно сосредоточиться на анализе возможностей и поиске дополнительных альтернатив. Затем трезво оцените то из решений, которое сулит вам минимум негативных последствий, и выбирайте его.

Многомировая интерпретация квантовой механики

«Многомировая» интерпретация квантовой механики была впервые предложена Хью Эвереттом III в 1950-х годах как решение проблемы коллапса волновой функции, продемонстрированной в печально известном эксперименте Юнга с двумя щелями.

Основная схема двухщелевого эксперимента. Электроны могут проходить через одну из двух щелей

Электроны, выпущенные по отдельности, начинают создавать характерную интерференционную картину на экране за пределами двух щелей Поскольку электрон движется, его можно описать как волновую функцию с конечной вероятностью прохождения либо через щель S1, либо через щель S2. Когда электрон появляется на экране, он не размазывается по нему, как волна. Он проявляется как точка. Мы называем это коллапсом волновой функции, поскольку волнообразное поведение исчезло, и это ключевой фактор так называемой копенгагенской интерпретации квантовой механики. Но оставался вопрос: почему волновая функция коллапсирует?

Эверетт задал другой вопрос. Коллапсирует ли вообще волновая функция?


Он представил себе ситуацию, в которой вместо коллапса волновой функции она продолжает расти экспоненциально. Настолько, что в конечном счёте вся Вселенная оказывается лишь одним из двух возможных состояний. «Мир», в котором частица прошла через S1, и мир, в котором частица прошла через S2. Эверетт также утверждал, что одно и то же «расщепление» состояний произойдёт для всех квантовых событий с различными исходами, существующими в разных мирах в состоянии суперпозиции. Волновая функция просто выглядит так, как будто она разрушилась для нас, потому что мы находимся в одном из этих миров, которым запрещено взаимодействовать.

Это значит, что когда Марти вернётся в 1963 год, произойдет раскол. Он больше не в том мире, из которого пришёл, назовём его Миром 1. Вместо этого он создал новый мир. Когда он путешествует вперёд во времени, он путешествует по временной шкале этого мира. Он никогда не существовал в этом мире и, по правде говоря, не убивал своего деда. Его дед существует в целости и сохранности ещё в 1963 году в Мире 1.


Набросок путешествия Марти, если применить «многомировую» интерпретацию квантовой механики. Попытка путешествовать назад вызывает нисходящий «прыжок» мировых линий

Итак, что происходит, когда Марти возвращается в прошлое в попытке спасти свой мир? Он непреднамеренно создаёт другое состояние, Мир 3. Этот мир может походить на Мир 1 почти всеми мыслимыми способами, но, согласно применению интерпретации, он не является тем же самым из-за одного события. Столкновение двух машин времени 23 ноября 1963 года.

Если Марти снова попытается вернуться в 1963 год, чтобы исправить первоначальное вмешательство, он просто создаст другое состояние, Мир 3 Правда в том, что если это правильное решение парадокса убитого дедушки, то Марти никогда не сможет вернуться в Мир 1. В интерпретации «многих миров» заложено, что наложенные миры не могут взаимодействовать друг с другом. Марти может двигаться «вниз», потому что именно его присутствие в определённый момент создает мир. Невзаимодействие означает, что независимо от того, какие меры он принимает, каждый раз, когда он возвращается в прошлое, он создаёт новый мир и прыгает «вниз» в этот мир, а затем может двигаться только вперёд во времени по этой линии. Где-то в своём мире, Мире 1, Марти, изобретательный молодой человек, просто исчез в один прекрасный день, чтобы никогда не вернуться.

Этическая дилемма

Этическая дилемма

возникает, когда человек вынужден выбирать между двумя морально обоснованными вариантами, но они могут противоречить установленным границам бизнеса, правительственного агентства или закона. Некоторые этические дилеммы могут включать в себя следование истине и лояльность к другу; следуя законам или правилам относительно сострадания к бедственному положению человека; и озабоченность по поводу отдельного человека в сравнении с более широким воздействием на сообщество. Этическая дилемма отличается от моральной дилеммы, потому что она во многом подразумевает следующие правила, а не совесть, хотя совесть, безусловно, может побудить человека рассмотреть возможность нарушения правил.

Этические дилеммы особенно важны в области медицины и уголовного правосудия, а также в таких карьерах, как социальная работа и психология. Кроме того, большинство государственных служащих должны пройти обучение по этике для решения общих проблем, с которыми они могут столкнуться при работе с общественностью. Недавние достижения в области науки также выдвинули интересные и неизведанные этические дилеммы. Некоторые примеры этических дилемм включают:

  • Секретарь обнаруживает, что ее босс отмывает деньги, и она должна решить, следует ли ему в него входить.
  • Врач отказывается давать терминальный пациент морфина, но медсестра может видеть, что пациент находится в агонии.
  • Учитель, который также является тренером по волейболу, просит своих спортсменов дать ей номера своих сотовых телефонов, чтобы она могла быстро связаться с ними; однако, согласно политике района, учителя не должны иметь контакт со студентами на своих телефонах.
  • Отвечая на призыв к насилию в семье, полицейский обнаруживает, что нападавший является братом начальника полиции, а начальник полиции говорит офицеру «заставить его уйти».
  • Правительственный подрядчик обнаруживает, что спецслужбы следили за своими гражданами незаконно, но связаны договором и законностями, чтобы сохранить свою конфиденциальность в отношении открытия.

Создание Раскадровки(Это начнется с бесплатной пробной версии за 2 недели — без кредитной карты)

Пример

Создать Пример Дилеммы

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.