Теория нравственного развития колберга и ее 3 этапа

Алан-э-Дейл       10.11.2022 г.

Блок 4. Система ценностей. Моральная дилемма «Наказание ремнем».

Рассмотрим другую историю.

Александр прогуливается в городском парке отдыха вместе со своей семьей. Дети идут рядом и довольные едят мороженное! Вдруг вся семья видит, как буквально в пяти метрах от них темноволосый мужчина лет 35 в серых джинсах и синей футболке начинает громко ругаться на своего сына, примерно 8 лет! Но дело на этом не заканчивается! Агрессивный мужчина снимает ремень и ударяет своего сына несколько раз. Ребенок плачет.

Как отреагирует Александр и его жена? Подобный экшн вызовет у них скорей всего неодобрение и порицание! Кто-то из взрослых сделает замечание несдержанному мужчине или даже помешает тому продолжать наказывать своего ребенка, а может быть и вызовут полицию! Для многих прохожих подобное событие будет выглядеть как отвратительное! Поведение взрослого мужчины, наказывающего своего сына ремнем прилюдно, вызовет осуждение! Однако в этот момент тот же самый Александр может совсем позабыть, как он сам наказывал своего сына ремнем какое – то время назад дома, когда тот ему нахамил. Более того, Александр среди своих коллег – мужчин в одной из бесед не по работе высказывался ранее в пользу того, что сыновей иногда необходимо наказывать ремнем для их собственного блага, чтобы ребенок смог усвоить принципы правильного поведения.

Как расценить систему ценностей Александра в этом случае? Сам Александр возможно не будет в парке, в людном месте бить ремнем своего сына, однако сделает это дома. С рациональных позиций, в обоих случаях, и ребенок агрессивного мужчины с улицы, и сын Александра получат удары ремнем и так называемый «урок» правильного поведения.

Кем был Лоуренс Колберг?

Создатель этой теории нравственного развития Лоуренс Колберг, он был американским психологом, родившимся в 1927 году, что во второй половине 20-го века из Гарвардского университета, был в основном посвящен исследованию того, как люди рассуждают о моральных проблемах.

То есть вместо того, чтобы беспокоиться об изучении уместности или неуместности действий, как это делали такие философы, как Сократ, он изучал нормы и правила, которые можно наблюдать в человеческом мышлении в отношении морали.

Сходство между теорией Колберга и Пиаже

Его исследования были плодом теории морального развития Колберга, на которую сильно повлияла теория четырех фаз когнитивного развития Жана Пиаже. Как и Пиаже, Лоуренс Колберг полагал, что в эволюции типичных способов морального мышления существуют качественно разные стадии друг друга, и что любопытство к обучению является одним из главных двигателей психического развития на разных этапах жизни. жизнь.

Кроме того, как в теории Колберга, так и в теории Пиаже есть основная идея: развитие мышления происходит от психических процессов, очень ориентированных на конкретное и непосредственно наблюдаемый к абстрактному и более общему.

В случае с Piaget это означало, что в нашем раннем детстве мы склонны думать только о том, что мы можем воспринимать непосредственно в реальном времени, и что постепенно мы учимся рассуждать об абстрактных элементах, которые мы не можем испытать от первого лица.

В случае с Лоуренсом Колбергом это означает, что группа людей, к которым мы можем стремиться к добру, становится все больше и больше, включая тех, кого мы не видели или не знали

Этический круг становится все более обширным и инклюзивным, хотя важно не столько постепенное его расширение, сколько качественные изменения, которые происходят в нравственном развитии человека по мере его развития. На самом деле, Теория нравственного развития Колберга основана на 6 уровнях

Этическая дилемма

Этическая дилемма

возникает, когда человек вынужден выбирать между двумя морально обоснованными вариантами, но они могут противоречить установленным границам бизнеса, правительственного агентства или закона. Некоторые этические дилеммы могут включать в себя следование истине и лояльность к другу; следуя законам или правилам относительно сострадания к бедственному положению человека; и озабоченность по поводу отдельного человека в сравнении с более широким воздействием на сообщество. Этическая дилемма отличается от моральной дилеммы, потому что она во многом подразумевает следующие правила, а не совесть, хотя совесть, безусловно, может побудить человека рассмотреть возможность нарушения правил.

Этические дилеммы особенно важны в области медицины и уголовного правосудия, а также в таких карьерах, как социальная работа и психология. Кроме того, большинство государственных служащих должны пройти обучение по этике для решения общих проблем, с которыми они могут столкнуться при работе с общественностью. Недавние достижения в области науки также выдвинули интересные и неизведанные этические дилеммы. Некоторые примеры этических дилемм включают:

  • Секретарь обнаруживает, что ее босс отмывает деньги, и она должна решить, следует ли ему в него входить.
  • Врач отказывается давать терминальный пациент морфина, но медсестра может видеть, что пациент находится в агонии.
  • Учитель, который также является тренером по волейболу, просит своих спортсменов дать ей номера своих сотовых телефонов, чтобы она могла быстро связаться с ними; однако, согласно политике района, учителя не должны иметь контакт со студентами на своих телефонах.
  • Отвечая на призыв к насилию в семье, полицейский обнаруживает, что нападавший является братом начальника полиции, а начальник полиции говорит офицеру «заставить его уйти».
  • Правительственный подрядчик обнаруживает, что спецслужбы следили за своими гражданами незаконно, но связаны договором и законностями, чтобы сохранить свою конфиденциальность в отношении открытия.

Создание Раскадровки(Это начнется с бесплатной пробной версии за 2 недели — без кредитной карты) Пример

Создать Пример Дилеммы

История службы

На момент начала Первой мировой войны лёгкий крейсер «Кольберг» входил в состав разведывательных сил Флота Открытого моря, возглавляемых контр-адмиралом Хиппером.

28 августа 1914 года в составе отряда крейсеров принимал участие в Гельголандском сражении. В дальнейшем, в 1914 году участвовал в выходах флота к у английскому побережью.

-18 декабря 1914 года в составе 2-го разведывательного отряда принимал участие в набеговой операции кораблей Флота открытого моря на Хартлпул, Скарборо и Уитби. При проведении операции осуществлял минные постановки.

24 января 1915 года в составе 1-й разведывательной группы Флота Открытого моря лёгкий крейсер «Кольберг» принимал участие в сражении у Доггер-банки. На момент начала боя находился в составе сторожевого охранения, первый вступил в бой с британскими кораблями. Во время сражения получил 8 попаданий, потеряв 3 человек убитыми и двух ранеными.

В августе 1915 года был переведён во 2-ю группу торпедных сил капитана-цур-зее Ресторфа. Принимал участие в попытке форсирования Рижского залива.

10 сентября 1915 года участвовал в перестрелке с дивизионом русскими эсминцев во время операции против русской ВМБ на острове Утэ.

В 1916 году был окончательно переведён в состав сил немецкого Балтийского флота. -11 ноября того же года прикрывал выход 10-й флотилии германских эскадренных миноносцев. В результате неудачно проведённой операции большая часть кораблей соединения погибла на русском минном заграждении.

С 16 декабря 1916 года по 26 апреля 1917 года находился в ремонте в Киле. При проведении ремонтных работ артиллерийское вооружение крейсера подверглось модернизации. Вместо двенадцати 105-мм орудий на корабле было установлено шесть 150-мм орудий.

Высадка с крейсера тип «Бремен» (предположительно «Данциг») сил морского десанта на остров Эзель

В октябре 1917 года принимал участие в операции по захвату Моодзундских островов в Балтийском море, принадлежавших Российской империи (Операция «Альбион»). Являлся флагманским кораблём контр-адмирала Гопмана. При проведении операции участвовал в высадке морских десантов на острова Эзель и Муху. Входил в состав сил германского флота, принимавших участие 17 октября 1917 года в бою в районе островов Эзель и Хиума с русскими броненосцами «Слава» и «Гражданин».

Весною 1918 года участвовал в интервенции германских войск в Финляндию и попытке захвата русского Балтийского флота в Гельсингфорсе.

На момент окончания Первой мировой войны находился на базе в Киле. Согласно условиям Компьенского перемирия вошёл в число боевых кораблей, передаваемых Германией Антанте.

28 апреля 1920 года лёгкий крейсер «Кольберг» был передан в состав флота Франции. Вошёл в состав французского флота под названием «Colmar». В 1923 году совершил переход через Суэцкий канал на Дальний Восток.

Выведен из состава французского флота в 1927 году. В 1929 году разобран на металл в Бресте.

Этапы нравственного развития

Уровень 1. Предварительно условная мораль

Дети от 4 до 10 лет находятся на этом уровне, который характеризуется действиями в соответствии с внешним контролем. Суждение основано исключительно на собственных потребностях и восприятии человека.

а) Ориентация на наказание и послушание

Правила соблюдаются, чтобы получить награду и избежать наказания, квалифицируя действие как хорошее или плохое в соответствии с физическими последствиями. Здесь не автономия, а гетерономия, то есть внешние причины определяют, что нужно делать, а что не делать..

Справедливо только послушание норме, избежание наказания и не причинение вреда людям или вещам..

б) наивный гедонизм

Это относится к цели и обмену, где ребенок все еще сосредоточен на материале. Добра и зла определяется на основе индивидуальных потребностей, которые удовлетворяют, признавая, что другие могут также иметь личные интересы и потребности. Фраза, которая представляет этот этап: «Я уважаю тебя, если ты меня уважаешь».

Правильнее всего поступать так, как если бы кто-то извлекал выгоду, действовать в соответствии со своими интересами, а другим делать то же самое..

Уровень 2. Обычная мораль

Это происходит в результате начала подросткового периода, стадии, в которой действует в соответствии с «социально принятым».

а) Ориентация на хорошего ребенка

Ожидания, отношения и соблюдение межличностных отношений. Эта стадия начинает проявляться в предподростковом или юношеском возрасте, стадии, когда ребенок начинает ставить себя на место другого и оценивать поступки так, как они помогают или одобрены другими.

Они преследуют свои личные интересы, но не причиняя вреда другим, ожидая большего от себя и от других.

Мы движимы тем, что хотим понравиться и быть любимыми другими, оправдывая ожидания людей. «Если ты сделаешь что-то для меня, я сделаю что-то для тебя» — это фраза, которая будет отражать этот этап.

Правильный поступок — жить в соответствии с тем, что другие ожидают от себя, заботиться о других, быть хорошим человеком и поддерживать отношения доверия, лояльности, уважения и благодарности..

б) Социальная забота и осведомленность

Общественный строй и совесть. Здесь люди верны законам, уважают авторитет и социальные нормы. Необходимо действовать справедливо для правильного функционирования институтов, чтобы избежать распада системы и выполнения обязательств.

Здесь начинается моральная автономия, где правила соблюдаются ответственным образом, но потому что они знают, что они предполагают общее благо, совершая себя лично. Законы должны соблюдаться за исключением случаев, когда они противоречат другим установленным социальным обязанностям.

Справедливо выполнять обязанности, ранее принятые перед группой. Кольберг считает, что большинство взрослых остаются на этом стадионе.

Уровень 3. Пост-общепринятая мораль

Перспектива превосходит общество, абстрактный подход и что выходит за рамки социальных норм. Немногие взрослые достигают этого уровня.

а) Ориентация общественного договора

Предыдущие права и общественный договор. Люди думают рационально, ценят волю большинства и социальное обеспечение. Законы, которые ущемляют права человека или достоинство, считаются несправедливыми, но послушание по-прежнему считается лучшим для общества.

Понятно, что все люди имеют право на жизнь и свободу, и что эти права выше социальных институтов.

Над общественным договором стоят такие ценности и права, как жизнь и свобода.

Справедливо осознавать разнообразие ценностей и мнений и уважать правила, обеспечивающие объективность социального контракта..

б) Мораль универсальных этических принципов

Человек различает добро и зло по своим критериям. Индивидуальное сознание включает абстрактные понятия, такие как справедливость, человеческое достоинство и равенство.

«Не делай с другим то, что я хочу для меня» — это фраза, которая будет определять этот этап. Мартин Лютер Кинг и Ганди являются примерами людей, которые достигли этого уровня нравственного развития, живут, чтобы достичь справедливости и бороться за равенство и человеческое достоинство.

Справедливо следовать универсальным этическим принципам, основанным на разуме. Этические принципы, по которым определяются конкретные законы и соглашения.

Ранние годы

Лоуренс Колберг родился в Бронксвилле, штат Нью-Йорк . Он был младшим из четырех детей Альфреда Кольберга, немецкого предпринимателя-еврея, и его второй жены Шарлотты Альбрехт, немецкого химика-христианина. Его родители разошлись, когда ему было четыре года, и, наконец, развелись, когда ему было четырнадцать. С 1933 по 1938 год Лоуренс и трое других его братьев и сестер по шесть месяцев сменяли друг друга между матерью и отцом. В 1938 году эта чередующаяся опека над детьми Кольбергов была прекращена, что позволило детям выбрать родителя, с которым они хотели бы жить. Колберг учился в средней школе при Академии Филлипса в Андовере, Массачусетс, элитной подготовительной школе. Кольберг служил в торговом флоте в конце Второй мировой войны. Какое-то время он работал с Хаганой на корабле, переправляющем еврейских беженцев из Румынии через британскую блокаду в Палестину. Захваченный англичанами и содержавшийся в лагере для интернированных на Кипре, Кольберг сбежал с другими членами экипажа. Кольберг был в Палестине во время боев в 1948 году за создание государства Израиль, но отказался от участия и сосредоточился на ненасильственных формах активности. В то время он также жил в израильском кибуце, пока не смог вернуться в Америку в 1948 году. В том же году он поступил в Чикагский университет. В то время в Чикаго можно было получить зачетные курсы на экзаменах, и Колберг получил степень бакалавра за один год, 1948. Затем он начал учиться на докторскую степень по психологии, которую он закончил в Чикаго в 1958 году. Начиная свою диссертацию, он женился на Люсиль Стигберг, и у пары родилось двое сыновей, Дэвид и Стивен.

В те ранние годы он читал работы Пиаже . Кольберг нашел научный подход, который отводил центральное место рассуждению индивида при принятии моральных решений. В то время это контрастировало с нынешними психологическими подходами бихевиоризма и психоанализа, которые объясняли мораль как простую интернализацию внешних культурных или родительских правил посредством обучения с использованием подкрепления и наказания или идентификации с родительским авторитетом.

Смерть [ править ]

Во время кросс-культурного исследования в Белизе в 1971 году Кольберг заразился паразитарной инфекцией. Из-за этого он страдал от сильных болей в животе. Долгосрочные последствия инфекции и лекарств сказались на себе, и здоровье Колберга ухудшилось, поскольку он также стал выполнять все более требовательную профессиональную работу, в том числе в тюрьме «Справедливое сообщество» и школьных программах нравственного воспитания. Колберг иногда также испытывал депрессию.

19 января 1987 года Колберг припарковался в конце тупиковой улицы в Уинтропе, штат Массачусетс, напротив бостонского аэропорта Логан. Он оставил свой бумажник с удостоверением личности на переднем сиденье незапертой машины и, по-видимому, вошел в ледяную бостонскую гавань. Его автомобиль и бумажник были найдены в течение нескольких недель, а его тело было обнаружено некоторое время спустя, с поздней зимней оттепелью, в приливном болоте через гавань недалеко от конца взлетно-посадочной полосы аэропорта Логан.

После того, как тело Кольберга было обнаружено и его смерть подтверждена, бывшие студенты и коллеги опубликовали специальные выпуски научных журналов, чтобы отметить его вклад в психологию развития.

Плацдарм и база снабжения

Город Кольберг насчитывал в то время 730 домов, 6 тысяч жителей. Гарнизон состоял из 700 ополченцев и инвалидов под командованием майора Гейдена, показавшего себя во время осад искусным и отважным организатором обороны.

Крепость была окружена рвом и болотами, среди которых располагались отдельные выдвинутые верки, на возвышенности, господствующей над местностью, был устроен форт. Порт составлялся двумя насыпями, прикрытыми батареями.

Для русских овладение Кольбергом было важно, поскольку они приобрели бы тем самым не только стратегически выгодно расположенный плацдарм в Померании, но и базу для снабжения армии более дешёвым и быстрым, чем сухой путь через Польшу, морским путём.

Резюме

В процессе разработки своей собственной стратегий переговоров, действий и поведения, обязательно учитывайте те научные данные, которые мы только что озвучили. Всегда помните о том, что изначальный план необходимо выстраивать на предположении о том, что ваш оппонент (партнёр по бизнесу, руководитель или коллега на работе, товарищ или член семьи) так же, как и вы, настроен на долгосрочное, взаимовыгодное и честное сотрудничество.

Но не теряйте из вида и то, что ситуация может выйти из-под контроля и всё может пойти не так, как вы первоначально предполагали. По этой причине всегда нужно разрабатывать и иметь в запасе страховку – ещё один вариант, если вдруг действовать придётся в условиях форс-мажора. И если уж пришлось отвечать такими же действиями, какие предпринял против вас ваш оппонент, то сразу же после того как «дали сдачи» возвращайте стратегию в её прежнее состояние – предлагайте мир, становитесь «добренькими», будьте готовы пойти на уступки и т.д. Причём такое поведение может повторяться столько раз, сколько вообще необходимо для того чтобы прийти к какому-то общему знаменателю и обоюдовыгодному решению.

Желаем вам успешно овладевать искусством переговоров, ведь этот навык обязательно пригодится вам как в профессиональной сфере деятельности, так и в личной жизни.

Критика

Кэрол Гиллиган , коллега-исследователь Колберга по изучению морального мышления, которое привело к теории стадий развития Кольберга, предположила, что вынесение моральных суждений, основанных на оптимизации конкретных человеческих отношений, не обязательно является более низким уровнем морального суждения, чем рассмотрение объективных принципов. Постулируя, что у женщин может развиться основанная на эмпатии этика с иной, но не более низкой структурой, чем та, которую описал Кольберг, Гиллиган написала « Другим голосом» , книгу, которая положила начало новому движению этики , основанной на заботе, которое первоначально нашло сильный резонанс среди феминисток. а позже добился более широкого признания.

Колберг ответил на критику Кэрол Гиллиган тем, что он согласился с ней в том, что существует моральная ориентация на заботу, отличная от моральной ориентации на справедливость, но он не согласился с ее утверждением о том, что женщины получают более низкие баллы, чем мужчины по критериям морального развития, потому что они более склонен использовать ориентацию на заботу, а не на ориентацию на справедливость. Колберг не согласился с позицией Гиллиган по двум причинам. Во-первых, многие исследования, измеряющие нравственное развитие мужчин и женщин, не обнаружили различий между мужчинами и женщинами, а когда различия были обнаружены, они были связаны с различиями в образовании, опыте работы и возможностях принятия ролей, но не с полом. Во-вторых, лонгитюдные исследования женщин выявили ту же инвариантную последовательность нравственного развития, что и предыдущие исследования, проводившиеся только с мужчинами. Другими словами, критика Гиллиганом теории морального развития Колберга была сосредоточена на несуществующих различиях между мужчинами и женщинами. Подробные ответы Кольберга многочисленным критикам можно прочитать в его книге « Очерки нравственного развития: Том II. Психология нравственного развития: природа и действительность нравственных ступеней.

Еще одна критика теории Кольберга заключалась в том, что она слишком сосредоточена на разуме в ущерб другим факторам. Одна из проблем с сосредоточением Кольберга на разуме заключалась в том, что небольшое количество эмпирических данных обнаружило связь между моральным рассуждением и моральным поведением. Кольберг осознавал отсутствие связи между его нравственными стадиями и нравственным поведением. Пытаясь понять это, он предложил две подэтапы внутри каждой стадии, чтобы объяснить индивидуальные различия внутри каждой стадии. Затем он предложил модель взаимосвязи между моральными суждениями и моральными действиями. Согласно Кольбергу, человек сначала интерпретирует ситуацию, используя свои моральные рассуждения, на которые влияет его моральный уровень и подэтап. После интерпретации люди делают деонтический выбор и суждение об ответственности, на которые влияют и стадия, и подэтап индивида. Если человек все же решает моральное действие и свою обязанность сделать это, ему по-прежнему необходимы неморальные навыки для выполнения морального поведения. Если эта модель верна, то она объяснит, почему исследователям было трудно найти прямую связь между моральным разумом и моральным поведением.

Еще одна проблема, связанная с акцентом Кольберга на моральном мышлении, заключается в растущей эмпирической поддержке того, что люди с большей вероятностью будут использовать интуитивные «инстинктивные реакции» для принятия моральных решений, чем мысли, основанные на разуме. Широкое использование интуиции напрямую ставит под сомнение место разума в моральном опыте. Это расширение области морали от разума подняло вопросы о том, что, возможно, исследования морали входят в области исследования, которые не считаются настоящей моралью, что волновало Кольберга, когда он впервые начал свое исследование.

Такие ученые, как Эллиот Туриэль и Джеймс Рест , откликнулись на работу Кольберга своим значительным вкладом.

Особенности нравственного развития

Проведя тесты на большой выборке молодых людей, Кольберг и его ученики пришли к выводу, что нравственное развитие — это:

  • последовательный, то есть он развивается в последовательные стадии, которые нельзя предвидеть;
  • необратимый, за исключением случаев дегенерации, такой как болезнь Альцгеймера  : после того, как одна из стадий достигнута, человек не может вернуться к более ранней стадии;
  • интегративный — человек, достигший более высокой стадии, способный понимать рассуждения людей, достигших более низких стадий;
  • транскультурный, то есть во всех культурах моральное развитие проходит одни и те же стадии;
  • иногда застой, не все обязательно переходят на следующую стадию.

Однако необратимость должна быть квалифицирована, существуют внутрииндивидуальные вариации, то есть один и тот же человек может в разных ситуациях выносить моральные суждения, относящиеся к разным стадиям. Эту внутриличностную изменчивость можно объяснить по-разному.

Во-первых, распределение ответов чаще всего по Гауссу сосредоточено на доминирующей стадии, текущей стадии, при этом одни ответы обозначают контур верхней стадии, а другие — остатки нижней стадии. Прогрессивность нравственного развития, отражаемая таким распределением, объясняется приобретением нового правила в определенных контекстах до его обобщения. Некоторые контексты больше других подходят для применения нового правила. Этот факт подтверждается результатами, полученными с вариантами дилеммы Хайнца, таким образом, легче представить моральную кражу наркотика для спасения своей жены, чем для спасения своего соседа.

Кроме того, мы наблюдаем разницу между суждениями о вымышленных ситуациях и суждениями о реальных ситуациях, с которыми субъект сталкивается в течение своей повседневной жизни (либо личные ситуации, если он в них участвовал, либо безличные ситуации, если они только были сообщил ему). Суждения по фиктивным ситуациям относятся к более высокой ступени в 88% и 95% случаев по сравнению, соответственно, с суждениями по безличным ситуациям и суждениями по личным ситуациям.

Уровни и стадии морального развития

Таким образом, Колберг выделил три уровня и  шесть стадий развития морального сознания человека. Все стадии строго следуют друг за другом.

Первый уровень (возраст 4-10 лет) — доморальный.

Поведение ребенка основано исключительно на принципе выгоды и оценивается исходя из дальнейших последствий.

Стадия 1 – ребенок стремится быть послушным, потому что полагает, что только так можно избежать наказания. Никакой нравственной стороны  поступка для  него еще не существует. Слова «стыдно», «некрасиво» не подвластны пониманию, ребенок реагирует на слово «нельзя», «это больно» и на перспективу наказания.

Стадия 2 – поступки ребенка ориентированы  на получение вознаграждения. Он поступает правильно ради получения выгоды.  Ребенок  пробует различные стратегии поведения, отбирая те, которые считает успешными. Например, понравившуюся вещь он может не только отнять, но и обменять. Малыш варьирует стратегии в зависимости от ситуации. Нравственной стороны поступка по-прежнему не существует.

Второй уровень (возраст 10-13 лет) – конвенциональной (общепринятой) морали.

Происходит  осознание  правила поведения  в обществе  и принятых в нем ценностей. Общественное признание становится важнее личных интересов.

Стадия 3 – ребенок в состоянии оценить свое поведение с точки зрения моральных принципов принятых в его окружении. Он понимает,  что такое стыд и хочет быть хорошим в глазах значимых взрослых. Однако такое понимание не постоянно и иногда благополучно забывается.

Стадия 4 – ребенок  осознает существование законов принятых в обществе и понимает, для чего они служат. Кроме того, он видит в соблюдении законов возможность отстоять и свои права, если это необходимо. Например, указать учителю, что он не может так себя вести. Поведение строго контролируется. Однако безнравственные поступки все еще могут совершаться.

Третий уровень (возраст от 13 лет)- автономной морали.

Личность формирует собственные критерии нравственности. Она оценивает по ним события и поступает исходя из своих  моральных представлений.

Стадия 5 – личность осознает противоречия между разными нравственными убеждениями и формирует свои представления о том, что хорошо и что плохо. Нравственным считается то, что защищает права человека и помогает человечеству в целом выживать. Например, нельзя нарушать закон иначе общество погибнет. Появляется уважение к человеку вообще (не только к значимым взрослым).

Стадия 6 – высшая стадия. Человек формирует собственные нравственные принципы, которые соблюдаются независимо от обстоятельств. Личность  может войти в противоречие с обществом, если считает, что оно поступает несправедливо.

По мнению Колберга, только единицы достигают такой стадии морального совершенства.

Каждая стадия не проходит бесследно, а просто дополняется следующей.  Возраст прохождения стадий условен и может варьироваться в зависимость от развития интеллекта.  Большинство людей, по мнению Колберга, останавливается на четвертой стадии морального совершенствования.

Теория морального развития Колберга была полностью подтверждена не только его экспериментальными исследованиями, но и работами его последователей. И не смотря на то, что она имеет много недостатков  — внесла весомый вклад в психологию развития человека.

Впереди еще много интересных и развивающих статей! Не пропусти!

Рубрика: Психология личности

3- Пост-условный уровень

Наконец, люди третьего уровня способны осознать, что каждый человек отделен от общества в целом, и поэтому они могут поддерживать свои собственные взгляды и этику, не разделяя их ни с кем другим.

Люди на этом уровне часто живут по своим принципам, которые обычно включают такие вещи, как свобода и справедливость.

На пятой стадии человек воспринимает мир как набор идей, мнений и ценностей, которые необходимо уважать, даже если они не разделяются. Поэтому законы считаются необходимыми для поддержания общественного порядка.

Напротив, на шестой стадии единственная действительная этика для человека — это его собственное логическое рассуждение, и поэтому есть только одна абсолютная истина. Следовательно, законы должны существовать только в том случае, если они помогают побуждать людей действовать в соответствии с этим универсальным моральным императивом.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.