Факторы, закономерности и движущие силы психического развития

Алан-э-Дейл       05.10.2023 г.

Введение

Развитие личности — это, прежде всего, ее социальное развитие. Социальное развитие ведет за собой психическое развитие. Но это последнее оказывает сильнейшее влияние на социальное развитие психики, подготавливает и предвосхищает будущее общественное развитие личности, определяет его полноценность.

Единство социального и психического развития личности при ведущем значении социального развития отчетливо выявляется при попытках психологов выделить критерии психологической зрелости личности: психологические характеристики оказываются наполненными социальным и общественно-историческим содержанием.

При исследовании развития личности для психологии исходным является положение о том, что личность развивается через включение в системы общественных отношений. Так называемые средовые факторы, детерминирующие социально-психологическое развитие личности, начинают все более осмысливаться. Дифференцируются различные социальные общности, которые неоднозначным путем опосредствуют влияние на личность господствующих в обществе форм общественного сознания и поведения.

Нельзя не отметить, что в психологических исследованиях формирования и развития личности , разных нежелательная тенденция: в работах не раскрывается, как темп и качество развития личности в одной области социальной действительности (например, в труде) связаны с характеристиками развития человека в других сферах ее общественного бытия (в семье, в общении с друзьями и т. п.). Движение исследований при этом совершается по направлению к системам с менее жесткими ролевыми предписаниями, в которых отчетливее выступают эмоционально-интуитивные уровни внутреннего мира личности формы ее поведения. Таковы любительские объединения, системы сходства и т. п. Все более дифференцированно начинает изучаться влияние природного, физического окружения. Раскрывается, какие свойства личности формируются в разных географических условиях, каково воздействие на личности различного типа социально-физического окружения: застроек, сооружений, зданий. Развивается экологическая психология, психология среды, психология архитектуры.

Личностный рост через саморазвитие

В каждом человеке постоянно происходит процесс, направленный на развитие и совершенствование неких качеств или черт характера. Это и есть саморазвитие, позволяющее человеку формировать адекватную самооценку, принимать правильные решения в любых жизненных ситуациях. В ходе саморазвития человек постоянно анализирует самого себя, создает новые стратегии, которые с его точки зрения помогут достичь индивидуальных целей.

Личностный рост, как процесс, тесно связан с самостоятельной работой человека над личностью. Можно сказать, что именно в этом заложен основной смысл жизни каждого индивидуума. В ходе своего земного существования все люди развиваются, это становится возможным благодаря этим двум, неразрывно связанным, процессам. В случае, когда саморазвитие и рост личности останавливаются независимо от причин, то начинается процесс деградации.

Саморазвитие является постоянным процессом, его уникальность заключается в его бесконечности. В результате человек получает возможность расширить кругозор, получить новые знания и навыки, развить мышление и т.д. От этого жизнь становиться более интересной и насыщенной.

Понятие личности

С точки зрения психологии, личность – это совокупность социальных качеств человека, степень овладения социальными, жизненными ценностями, а также способность человека применять движущие силы развития личности на практике.

Индивид и личность – есть ли разница? Индивид – совокупность качеств, присущих биологическому виду homo sapiens. Личность – понятие больше индивидуальное, характеризуется высоким уровнем развития, а также определенной системой взаимоотношений с внешним миром.

Способность индивида реализовывать свои принципы и жизненные принципы определяется несколькими факторами:

  • талант;
  • интеллект;
  • знания, умения;
  • эмоционально-волевые качества;
  • физические способности.

Способности, личностные характеристики формируются всю жизнь, основой для них является заложенные природой качества или наследственная основа. Таким образом, человеческая природа – это следствие биологической эволюции, истории поколений. Что влияет на становление, развитие личности? Прежде всего, особенности социального окружения, общественные условия.

Различают несколько видов личности:

  • социализированная – подготовленная к жизни в социуме;
  • десоциализированная – не способная выполнять основные социальные функции, человек с психическими отклонениями.

Социализированная личность:

  • имеет собственную автономию;
  • в сложных ситуациях человек продолжает придерживаться жизненной стратегии и ценностям;
  • использует методики психологической защиты;
  • устанавливает добрые отношения в социуме;
  • проявляет сострадание;
  • способна проявлять настойчивость в достижении целей.

Психология

Процесс самосовершенствования требует огромных усилий от человека. Поэтому прийти к этому шагу можно только осознанно.

Под давлением обстоятельств и мнения общества в человеке происходят такие изменения, которые позволяют ему комфортно находиться среди этих людей в этих условиях.

Однако когда он понимает сам, что ему нужно что-то изменить в себе, начинается путь саморазвития личности. Этот процесс гораздо более сложен, чем нормальное &quot,взросление&quot, психики, поскольку тут не выделяется никаких этапов или критериев.

Саморазвитие включает в себя:

  • профессиональное совершенствование,
  • развитие каких-либо положительных качеств (терпение, доброта, сила воли),
  • улучшение отношений с окружающими людьми,
  • построение новых отношений, знакомства,
  • нахождение и развитие интересов и увлечений,
  • расширение познаний о мире.

Человек стремится улучшить свое понимание обстановки вокруг себя и в мире в целом.

Сподвигать на такие изменения могут различные причины, однако все они характеризуются наличием собственного выбора личности.

На определенном этапе сомнений и выработки решений какой-либо проблемы перед личностью встает вопрос , решиться на самоизменение или же продолжать пребывать в таком состоянии. Первый выбор требует большой самоотдачи и смелости, поэтому такие люди имеют сильный характер или стремятся к этому.

Виды развития человека

После рождения человек проходит через такие виды развития:

  • физическое — увеличивается рост, вес, физическая сила, пропорции тела;
  • физиологическое — совершенствуются функции всех систем организма — пищеварительной, сердечно-сосудистой и др.;
  • психическое — совершенствуются органы чувств, растет опыт пользования ими с целью получения и анализа информации из внешнего мира, развиваются память, мышление, речь; изменяются ценности, самооценка, интересы, потребности, мотивы действий;
  • духовное — обогащается нравственная сторона личности: формируются потребности в осмыслении своего места в мире, значения своей деятельности для его совершенствования, растет ответственность за ее результаты;
  • социальное — расширяется круг отношений с обществом (экономические отношения, нравственные, политические, производственные и др.).

Источники, движущие силы развития человека зависят от таких факторов, как условия жизни, круг общения, а также от его внутренних установок и потребностей.

Целостность и функции процесса воспитания

Целостность – системное и внутреннее единство процесса, автономность и определенная независимость от внешней среды, влияние индивидуальных функций и характеристик. 

Учитель и дети зашли в помещение на урок, то есть 45 минут будут находиться в едином пространстве. Если преподаватель сможет заинтересовать коллектив и завоевать авторитет среди детей, значит на протяжении этого времени будет наблюдаться единство, взаимодействие коллектива детей с учителем.

Основные функции воспитательного и учебного процесса в заведениях всех типов следующие:

  • образовательная. Педагоги предоставляют детям знания, учат их применять и доносят информацию о способах приобретения знаний. Книжки, интернет, телевидение, газеты, радио – все эти источники информации помогают общему развитию ребенка;
  • развивающая. С помощью взаимодействия с воспитателем, педагогом  осуществляется развитие логики, памяти, речи, гибкости, критичности и других качеств ума, познавательных интересов ребенка, сферы движения и сенсорного восприятия;
  • воспитательная. В структуре этой функции выделяют воспитание основных нравственных качеств, мотивации получать знания, формирование навыков коллективного взаимодействия;
  • организующая.

Педагогический процесс сродни живому организму со своими функциями, законами и движущими силами. Составляющие неизменны, под них можно только подстроиться.

Вся сущность педагогического процесса в следующем видео:

Движущие силы педагогического процесса и его закономерности

динамика. В любом длительном действии выделяются этапы. Чем больше достижений у ученика в результате каждого из этапов, тем прочнее стартовая площадка для развития;
развитие личности. Успех зависит от группы факторов: условия в семье, обществе, уровень педагогических навыков учителей;
управление учебно-воспитательным процессом. Учитель руководит, а дети ведомые, то есть подчинённые

Искусство создания условий, при которых школьники будут усваивать знания, стремиться к развитию, к чему-то интересному – важное качество успешного педагога;
стимулирование. Успешность любого действия зависит от внутренних мотивов, то есть каждый участник ставит четкую задачу, идёт к её решению через получение знаний

Роль учителя состоит в том, чтобы донести детям важность результата;  
соединение чувства, логики и практики в едином целом. Процесс будет идти быстрее, действеннее, если ученик воспринимает материал одновременно всеми сенсорами, а также может его быстро осмыслить. Если с этими моментами возникают какие-то проблемы (школьник слепой, глухой или умственно отсталый), то он не сможет освоить учебную программу традиционным способом;
эффективность воспитательного и учебного деяния зависит от налаженности взаимодействия участников, то есть единства педагогической и познавательной деятельности;
обусловленность. Любое действие, его воплощение в общественную жизнь зависит не только от потребностей, но и от возможностей общества в целом и конкретного индивидуума в частности. Есть простой пример. Человек живет во Владивостоке. Ему необходимо поехать в Москву. Если у него есть много денег, то он полетит на самолете, если нет, то сядет на поезд.

Основные движущие силы – внутренние противоречия объективного и субъективного характера, речь о которых пойдет далее.

Педагогика как наука развивается уже несколько веков. Основные закономерности сформированы и неизменны. Эффективный и мудрый педагог строит урок исходя из этих норм.

Диагностика состояния психики

Наилучший метод диагностики – консультация у психолога. В процессе беседы, наблюдая за реакциями клиента и анализируя его ответы, специалист выявляет истинную причину. Для подтверждения диагноза используются вспомогательные тесты. К слову, провести тестирование можно и в домашних условиях

Однако важно помнить, что по итогам одного тестирования диагноз не ставится никогда

Как и способы диагностики, технология решения психологических проблем подбирается в индивидуальном порядке. В целом, чтобы решить проблему, психолог выстраивает взаимодействие с клиентом по такому алгоритму:

  1. Установка контакта, построение доверительных отношений.
  2. Исповедь клиента. Детальный рассказ о том, что его беспокоит, описание проблем и чувств.
  3. Уточняющий диалог. Психолог задает вопросы, уточняет сказанное клиентом, подсказывает, направляет к решению проблемы и помогает человеку разобраться в себе.
  4. Решение проблемы. Сам клиент осознает и находит выход из сложившейся ситуации.

Таким образом, во время психотерапии клиент получает следующее:

  • осознание истинных проблем, причинно-следственных связей;
  • выход эмоций;
  • поиск и принятие адекватного решения;
  • принятие того, что нельзя изменить, и адаптация к этому;
  • личностный рост и способность лучше понимать себя и других.

Конкретный план реабилитации зависит от характера ситуации и индивидуальных особенностей клиента. В арсенале психолога есть сотни различных способов.

В каком возрасте происходит развитие личности

Психологи утверждают, что в разные периоды жизни человек развивается неравномерно. До определенного возраста дети активно учатся новому, после чего их развитие замедляет темп.

Как меняется развитие в разном возрасте:

  • В дошкольном возрасте ребенок усваивает от родителей и воспитателей общие знания, которые послужат основой для дальнейшего развития;
  • В возрасте 6-16 лет на ребенка влияют все факторы становления полноценной личности, главную роль играют воспитание и социализация. Формируются убеждения, собственное мнение и взгляды на жизнь;
  • С 17 до 26 лет наблюдаются максимальная восприимчивость к обучению, способность анализировать и делать выводы. Именно в этом возрасте человек получает высшее образование в выбранной сфере деятельности;
  • В промежутке между 26 и 30 годами процессы замедляются, наблюдаются упадок внимания, снижение памяти;
  • К 30-34 годам может произойти новый скачек в развитии, когда человек начинает осваивать выбранную профессию на практике, его мозг активно работает;
  • В 35-40 лет индивид продолжает развиваться по прежней схеме, но в замедленном темпе;
  • После 40 лет происходит снижение уровня мышления, памяти и внимания.

Обратите внимание! Возраст не может ограничить личное желание. Кто-то с 18 до 25 лет активно развивается, после чего идет на спад

Некоторые к 30 годам находят своё место в жизни, меняют работу и круг общения.

В течение всей жизни люди растут, получают новые знания и умения. В педагогике факторы развития полноценной личности – это движущие силы, способствующие реализации человека. Успешный тип личности не передается по наследству, на развитие человека в большей степени влияют воспитание и окружающая среда.

ТЕМА 2. Движущие силы и источники психического развития


1. Оральная стадия (0– 1: 5) эротическое влечение связано с пищевой функцией, с удовлетворением потребности в пище, эрогенная зона – рот, губы, язык. Фазы: а) орально-инкорпоративная фаза (0: 1– 0: 6 месяцев) характеризуется аутоэротизмом (отсутствием нужды во внешних объектах для удовлетворения сексуального влечения) и глобальным нарциссизмом, т. е. полной обращенностью либидо ребенка на самого себя. Ребенок не отделяет себя от матери. Доминирует принцип удовольствия. Процессы инкорпорации (питания) представляют собой прообраз или модель процессов: интроекции (вкладывание, перенос из вне во внутрь, интериоризация как преобразование внешнего во внутреннее) и идентификации. б) орально-садистическая фаза (0: 6– 0: 12) характеризуется началом отлучения ребенка от груди, увеличиваются интервалы между кормлениями, матерью осуществляется регуляция пищевого поведения ребенка, навязывая нормы и препятствуя получению наслаждения: 1) ребенок уже не получает беспрепятственного удовольствия, впервые сталкиваясь с принципом реальности; 2) мать начинает оставлять ребенка одного. Оральный характер: 1 а) оральный оптимизм – доверчивость, часто чрезмерная, когда человек – потенциальная жертва обмана; беззаботность, безответственность, уверенность в том, что всегда найдется «добрый дядя» , который решит все проблемы. 1 б) орального пессимизма – враждебности, недоверия, жадности, неудовлетворенности, требовательности. 2. Анальная стадия (1 -3 года): эрогенная зона – анус, ребенок начинает получать удовольствие от процесса смены напряжения облегчением, связанным с выделительной функцией. Однако на пути получения удовольствия встает социальный барьер. Впервые в жизни ребенка возникает долженствование как задача управления жизненными функциями. Психологическое значение этого события в том, что ребенок впервые становится объектом и субъектом социальных требований. На анальной стадии ребенок впервые соотносит два принципа: удовольствия и реальности. «Эго» приобретает функцию регуляции отношений ребенка с внешним миром. Возникает тестирование реальности в форме изучения возможностей удовлетворения своего желания. Фазы: а) анально-садистическая фаза (1 -1: 5) характеризуется противостоянием ребенка и взрослого. Ребенок получает удовольствие от напряжения и боли, что может способствовать развитию садомазохистских наклонностей, и от сопротивления взрослому. б) анально-ретентивная (удержание) фаза (1: 5 -3) характеризуется тем, что ребенок начинает произвольно регулировать свои функции, приобретая контроль над окружением в форме удержания – отпускания. Анальный характер: 2 а) анально-удерживающий (упрямство, упорство, бережливость, склонность к накопительству, экономность, коллекционирование); 2 б) анально-выталкивающий (тенденция к противостоянию, упрямство, негативизм). Психодинамическая теория Зигмунда Фрейда

Ролло Мэй

Еще один представитель гуманистического направления, работы которого до сих пор остаются одними из лучших – Ролло Мэй. Он родился 21 апреля 1909 года в Соединенных Штатах. Впоследствии Мэй сменит имя, полученное при рождении (Рис Мэй) на Ролло. Родители Мэя плохо ладили друг с другом. Кроме Риса, его родители имели еще шестерых детей, старшая сестра Мэя страдала шизофренией. Окончив колледж, Мэй переезжает в греческий город Салоники, где занимается преподаванием английского языка. Мэй начинает посещать лекции Альфреда Адлера. В 1933 году возвращается в Штаты, где начинает обучение богословию и одновременно занимается психотерапией.

В 1940 году Мэй выпускает книгу, получившую огромный успех – «Истоки творческой жизни». Однако вскоре после этого он скупает все остатки тиража, так как, по его словам, он перестал верить тому, что сам написал ранее. Еще одним поворотным пунктом в судьбе Мэя было его заболевание туберкулезом. Тогда оно было смертельно опасным. Полтора года Мэй проводит в схватке за жизнь. После выздоровления Мэй решил порвать с религией. Большую опору для себя он находит в психологии. Ролло Мэй стал одним из первых американских исследователей, которого интересовали движущие силы и факторы развития личности в русле экзистенциальной психологии.

Мэй исследовал феномены свободы и тревоги. Свобода заключается в том, что каждый человек имеет способность управлять своим развитием. Обладая сознанием и самосознанием, мы можем поступать соответственно нашему пониманию. Но человеческая жизнь также соотносится и с теми конкретными обстоятельствами, которые никому изменить не под силу, или с судьбой. Судьба предопределяет жизнь человека. При этом у него все же остается свобода реагировать на обстоятельства тем или иным способом, сотрудничать с судьбой, или же самому бросать ей вызов. Движущие силы развития личности в психологии Мэя противостоят человеческим зависимостям, неосознанности. Освобождение происходит тогда, когда человек начинает делать сознательный выбор.

Что такое развитие личности и личностный рост: определение

Развитие личности представляет собой процесс закономерной смены личностных характеристик и повышение адаптивных свойств личности.

При этом личностный рост наблюдается на всех этапах этого развития: от инфантильной до зрелой личности, и не заканчивается даже тогда, когда психологическая составляющая человека пришла в своему логическому завершению эволюционных изменений.

Каждая личность обладает определенным исходным набором предрасположенностей и задатков. Это наследственный багаж генетики, а также духа семейных и этнических традиций.

По мере взросления человека его познания о мире и опыт в нем расширяются, для выживания и сохранения своей индивидуальности он начинает меняться. Некоторые возрастные особенности психики как юношеский максимализм, неприятие правил сглаживаются и &quot,отмирают&quot,.

Развитие личности в онтогенезе можно сравнить и с самим физиологическим развитием человека. И это неслучайно, ведь от зрелости нервной системы также зависит зрелость личностных качеств человека.

В норме оба эти пути идут параллельно, взаимно дополняя друг друга. В финале этого процесса образуется зрелый человек, адаптированный к окружающему миру.

Однако условия всегда подвержены изменению, и у любого человека есть какие-либо стремления и цели, поэтому личностный рост на этом не заканчивается: личность продолжает совершенствовать приобретенные характеристики.

Движущие силы развития личности: щадящий гуманизм

Гуманистическая психология, главным предметом которой стали закономерности развития личности, ее взаимодействие со своей судьбой, самоактуализация, стала несомненным феноменом науки о человеке. Впервые человек стал рассматриваться в свете его ценности, уникальности и неповторимости. Именно в русле гуманистического направления обращающийся за помощью впервые стал называться не пациентом, а Клиентом – тем, кто может управлять своей жизнью и по желанию ее преобразовывать. Движущие силы развития личности в психологии, созданной Фрейдом, пошли по пути полной предопределенности человеческой судьбы. Направление бихевиоризма также снимает с человека любую ответственность за свои поступки. Главным свойством личности является свобода, позволяющая разорвать порочный круг стимулов внешней среды и реакций на них.

Тематика: Личностный рост, Самореализация

Противоречия как движущие силы обучения

В традиционном понимании слова противоречие – это конфликт между сторонами, мыслями, идеями. Преодоление споров, поиск точек для соприкосновения – главные задачи, потому что конфликтность никогда не даст позитивного результата.

В педагогической науке под противоречием подразумевается то, что полностью исключает другое. Классификация противоречий такова:

  • объективные;
  • субъективные;
  • внутренние;
  • внешние.

Рассмотрим каждый из видов противоречий по отдельности.

Объективные и субъективные противоречия

Сложности в процессе обучения возникают у каждого ребенка. Одной из главных проблем объективного характера считается несоответствие между уровнем развития, знаниями, умениями подростка и требованиями развивающегося общества. Детям все сложнее осваивать увеличивающийся поток информации по дисциплинам, число которых также растет. Требования школьной программы постоянно идут в ногу со временем, учитывая тенденции развития науки и техники, а детская психика не всегда может выдержать увеличение нагрузок. В результате этого у ребенка:

  • создается дефицит времени;
  • нет возможности полноценно отдыхать и восстанавливать силы для следующего дня;
  • растут моральные, эмоциональные и умственные нагрузки.

Ещё одно противоречие заключается в требованиях трудового, познавательного, практического направлений и возможностями реализации этих догм. 

Задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать первоклассника заниматься полезной для него деятельностью. 

Виды субъективных противоречий

Классификация субъективных проблем следующая:

организация процесса обучения как массового явления (класс, группа) и индивидуальное развитие личности ребенка

Каждый подросток или представитель более младшего возраста желает, чтобы максимальное внимание учителя досталось именно ему, а преподаватель должен уделить внимание всем поровну. Организация обучения на постсоветском пространстве одна из лучших в мире, но решение данного противоречия не достигнуто

Проблема каким-то образом решается с помощью факультативных и дополнительных занятий, которые посещают талантливые ребята, искренне желающие получить новые знания;
рост значимости гуманитарных дисциплин (в частности, языков) и развитие технической составляющей школьного процесса.

Основные способы преодоления противоречий следующие:

  • постоянное обучение ребенка;
  • организация общественно полезного труда;
  • хорошо организованный сплоченный классный коллектив, в котором все участники максимально помогают друг другу;
  • творческая, спортивная деятельность за пределами класса (кружки, детско — юношеские центры, спортивные секции).

Позитивный результат в виде постепенного формирования знаний, умений, навыков у каждого ученика достигается только в условиях сплоченного и мотивированного коллектива ровесников, которые помогают друг другу развиваться. Только в таком случае субъективные противоречия не играют серьезной роли.

Движущие силы и механизмы развития личности в психологии человека

Под движущими силами понимаются потребности самого ребенка, его мотивация, внешние стимулы общения и действий, цели и требования, которые ставят взрослые в воспитании и обучении детей. В случае, если последние совпадают с детской мотивацией, то для развития будут созданы оптимальные условия.

Каждому возрасту присущи определенные потребности, удовлетворение которых первостепенно важно для нормального развития личности, следовательно, любая задержка чревата негативными последствиями

Мотивационный посыл

Важнейшим элементом в данном аспекте является мотивационный посыл, который побуждает поведенческие привычки, организует и направляет его, придавая ему личностный смысл. Для массовой личности побудителем выступает именно негативная мотивация, например, ощущение страха, скуки. В то же время развитая личность использует для себя любую мотивацию, в зависимости от конкретных целей.

Таким образом, мотором роста и развития человека может быть:

  • естественный внутренний источник или «мотор»;
  • собственная воля, инициативность сознания к саморазвитию;
  • посыл других людей или организаций, деятельность.

Таким образом, можно создать хорошую основу для роста и развития личности, главными механизмами которой выступает:

1) переход мотива на цель;

2) идентификация – сравнительный анализ, основанный на подражании старшим;

3) обобщенное освоение социальных ролей и появление новых взглядов.

От рождения до смерти — Психология человека

Понятие о личности

Слова «человек» и «личность» не являются синонимами. Сравним их значения.

Человек — это биологическое существо с врожденными физическими характеристиками. Условиями его развития являются благоприятные внешние факторы: тепло, пища, защита.

Личность — результат, феномен общественного развития, у которой сформированы сознание и самосознание. Она обладает определенными психологическими и физиологическими свойствами, приобретенными в результате развития и воспитания. Психологи считают, что личностные качества появляются только в результате социальных отношений.

Каждая личность уникальна, обладает только ей присущими позитивными и негативными качествами. У каждого человека свои жизненные цели и устремления, намерения, причины и мотивы действий. В выборе средств он руководствуется собственными обстоятельствами и взглядами на мораль. Антисоциальная личность, например, не знает или не признает общепринятых норм морали и руководствуется в своих поступках эгоистичными целями. Безответственность, конфликтность, склонность к обвинению других в собственных неудачах, неумение учиться на собственных ошибках — характерные черты такой личности.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.