Что такое гуманизм? от эпохи возрождения до российского права

Алан-э-Дейл       10.11.2022 г.

Гуманизм в наши дни

Юрий Чёрный в своей работе «Современный гуманизм» предлагает следующую периодизацию развития современного гуманистического движения:

  • возникновение (середина XIX в. — начало 1930-х гг.);
  • становление и развитие организованного гуманистического движения (начало 1930-х гг. — начало 1980-х гг.);
  • выделение светского (секулярного) гуманизма в качестве самостоятельного идейного движения, его окончательное размежевание с религиозным гуманизмом (начало 1980-х гг. — настоящее время).

Современный гуманизм представляет собой многообразные идейные движения, процесс организационного оформления которых начался в период между двумя мировыми войнами и интенсивно продолжается в наши дни. Понятие «гуманизм» как определение собственных взглядов на жизнь применяют агностики, свободомыслящие, рационалисты, атеисты, участники этических обществ (стремящихся отделить нравственные идеалы от религиозных доктрин, метафизических систем и этических теорий с тем, чтобы придать им независимую силу в личной жизни и общественных отношениях).

Организации сторонников гуманистических течений, существующие во многих странах мира, объединены в Международный гуманистический и этический союз (МГЭС). Их деятельность строится на основе программных документов — деклараций, хартий и манифестов, наиболее известными из которых являются:

  • Гуманистический манифест I ();
  • Гуманистический манифест II ();
  • Декларация светского гуманизма ();
  • Гуманистический манифест 2000 ();
  • Амстердамская декларация (2002);
  • Гуманизм и его устремления (2003).

Что такое гуманизм

За последние несколько столетий разные мыслители и общественные активисты дали десятки трактовок данного понятия. Универсальное же и расширенное определение можно сформулировать следующим образом.

Гуманизм — учение, которое ставит во главу угла человеческую личность, ее жизнь, чувства, желания, права и свободы.

Происхождение слова

Термин восходит к латинскому корню и первоначально звучал как «studia humanitatis», то есть «изучение «человечности», понимаемой как полнота природы человека. Значение заимствовано из текстов римского оратора Цицерона, который видел ее как продукт развития античной культуры, зародившейся в греческих полисах. Первые гуманисты также называли себя ораторами или риторами, подчеркивая связь с традициями древности.

Принято считать, что в современном понимании термин впервые был использован в 1808 году. После выхода труда немецкого историка Георга Фогта о философии Возрождения понятие плотно входит в научный дискурс. В итоге оно получило много разных формулировок.

Определение в Библии

«Душа по своей природе христианка», — так писал Тертуллиан, античный писатель, мыслитель и апологет. Писание говорит о сотворении людей по образу и подобию Бога и наделяет их высшей степенью достоинства. Принижение и обесценивание человеческой личности часто понимается в учении церкви как греховное деяние и вызов против божественной мудрости и порядка вещей.

Евангельская проповедь говорит о наличии в каждом человеческом существе искры божьей, тем самым уравнивая всех в изначальной ценности, дарованной Богом. Нет ни эллина, ни иудея — этот постулат близок идее равенства, отраженной во Всеобщей декларации прав человека уже в наши дни.

С другой стороны, в библейской концепции род людской не является вершиной мироздания. Говорится об изначальной поврежденности человеческой природы, обусловленной первородным грехом и преодолеваемой через искупление. Это положение может пониматься по-разному — оно стало предметом ожесточенных споров и очень часто гуманным не признается.

Значение понятия в философии

На протяжении веков мыслители пытались сформулировать его универсально, за рамками религии либо условностей данной культуры, времени и нравов. В конечном счете возникает постулат о человечности вне границ.

Его можно описать через следующие установки:

  • ценность каждого индивида вне зависимости от происхождения, пола, религии, социальных и других отличий;
  • изначально хорошее отношение к людям в конечном счете улучшает их;
  • люди есть высшая ценность — важнее идей, материальных и других благ.

Гуманизм и гуманность

Оба понятия тесно связаны, а потому их часто путают, ибо второе во многом формируется на следовании принципам первого, понимается как свойство характера и тип поведения в обществе. Вести себя гуманно — это значит стремиться к сочувствию, состраданию и уклонению от причинения зла и жестокости.

Также гуманность можно описать как набор личностных установок личности в картине мира, который характеризуется способностью субъекта к сопереживанию, содействию и помощи окружающим. В психологии это также называется эмпатичностью, хотя данный термин более узкий и относится прежде всего к эмоциональной, а не поведенческой сфере. Можно сказать, что гуманность есть реализация гуманистических ценностей и установок на уровне индивидуальных свойств личности, ее идентичности и поведения в социуме.

Развитие гуманистической педагогики

Современные гуманистические педагоги стремятся предать данному мировоззрению конструктивную этическую основу, которая направлена на обеспечение высокой жизнеспособности личности в обществе перед лицом насущных социальных, правовых и прочих проблем.

По сути гуманизм – эта выгодная альтернатива непреложным догмам и иррациональному мышлению.

Гуманистическая педагогика учитывает тот факт, что знание создается людьми, которые имеют разные убеждения и ценности.

Это означает, что современный образовательный процесс должен обладать плюралистическим характером, то есть иметь несколько независимых и несвязанных друг с другом основ знаний и методологий познаний.

Ребенок должен узнать о всех достижениях культуры и технологий, ознакомиться с альтернативными точками зрения видения картин мира.

Знания не должны быть основаны на главенствовании определенной доктрины и мышления, а вместе с ними и формирование единственно правильного выбора.

Личность сама делает свободный выбор в соответствии со своим мировоззрением и придерживается индивидуального образ мышления.

Гуманизм проповедует свободу выбора каждого человека, в том числе и ребенка

Выводы о ценности деятельности выносятся самим учеником.

Из всего многообразия идей человек выбирает те, которые наиболее походят ему по наклонностям и потребностям его сущности.

Индивид должен помнить о множестве имеющихся возможностей и разнообразии культурных ценностей.

Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что объективная независимая от догм подача информации ученику позволяет ему сделать определенные выводы самому, понять истинное богатство жизненных возможностей и создать индивидуальную картину мира.

Максимальная объективность и корректность – это добродетели, к которым должны стремится современные педагоги, так как любая личность или мировоззрение имеет право на уважительное отношение к себе, обладает равной ценностью и достоинством.

Гуманизм открывает большое поле для индивидуальной свободы, не ограниченное доминирующим политическим или социальным мировоззрением.

Главная задача стоит при этом в приобщении индивидуальной личности к общечеловеческим ценностям.

Принципы, ценности, идеи и нормы гуманизма.

Полная свобода в развитии любого человека как личности;
Гуманизм подразумевает уважение достоинства каждого человека и право человека на максимально возможную свободу, совместимую с правами других;
Концепция гуманизма выступает за самое широкое применение демократических принципов во всех человеческих отношениях;
Гуманисты признают важность человеческой взаимосвязи и необходимость взаимоуважения для дальнейшего развития человечества;
Гуманисты призывают к постоянному улучшению общества, чтобы никто не мог быть лишен основных жизненных потребностей;
Гуманисты поддерживают развитие различных организаций по защите прав и свобод человека, таких как ООН и так далее;
Концепция гуманизма нацелена на мирное урегулирование конфликтов между отдельными лицами, группами и нациями;
Основополагающим принципом гуманизма является отказ от убеждений, которые базируются на бездоказательной базе религий, догматов, верований и суеверий;
Гуманисты выступают за использование научного метода в качестве руководства для решения проблем человечества;
Гуманисты утверждают, что индивидуальные и социальные проблемы могут быть решены только с помощью человеческого разума, критического мышления, соединенного с состраданием и духом сочувствия ко всем живым существам;
Концепция гуманизма утверждает, что люди полностью являются частью природы, и наше выживание зависит от «здоровья» нашей планеты.

Основные идеи гуманистической педагогики

1. Личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения внешних целей. Человек – это само ценность.

2. Приоритетные качества личности – высшие этические ценности.

3. Ребенок – субъект педагогического процесса.

 4. Ориентация на лучшие качества личности.

5. Каждый ребенок обладает способностями. «Все дети талантливы». Оптимистическая вера в ребенка, в его силы и возможности. «В каждом ребенке – чудо, ожидай его»!». Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее. 

6. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к само актуализации. Гуманистический подход предполагает раскрытие этого потенциала, культивирование импульса к самосовершенствованию.

7. Идея саморазвития, самовоспитания – ведущая в гуманистической педагогике. Ключевые процессы, протекающие в личности компоненты саморазвития личности: самопознание, самовыражение, самоутверждение, самоопределение, самореализация, само регуляция, само реабилитация, самоорганизация.

8. Отсутствие прямого принуждения. Уточнение: необходимое принуждение не должно вызывать отторжения. Любое воздействие на личность (педагогическое, терапевтическое)должно быть косвенным, исключающим прямое внушение. Замена принуждения желанием, порождающим успех. Требовательность, основанная на доверии.

9. Приоритет положительного стимулирования. Создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность приносила радость.

10. Любое взаимодействие основывается на принципах равноправия, уважения к личности.

11. Уравнивание ученика и педагога в правах. Соблюдение Конвенции о правах ребенка. Общение, основанное на взаимопонимании.

12. Ставка на самостоятельность и самодеятельность детей.

13. Право ребенка на свободный выбор. При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. Человек как личность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность.

14. Право ребенка на ошибку.

15. Право ребенка на свободную точку зрения.

16. Принятие ребенка таким, каков он есть. Терпимость к детским недостаткам. Не акцентировать недостатки ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству ребенка.

17.Индивидуальный подход.

18. Учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе. Исходить из возможностей, которыми располагает ребенок, учить с учетом его потенциальных возможностей. Конструирование индивидуальных программ развития. Отказ от ориентирования на среднего ученика.

19. Эмпатическое отношение к ученику (сочувствие, сопереживание, милосердие).

Религиозный гуманизм

Религио́зный гумани́зм (англ. Religious humanism, также либерально-религиозный гуманизм) — интеграция гуманистической этической философии с религиозными, но не теистическими ритуалами и общественной деятельностью, которые основаны на человеческих потребностях, интересах и способностях. Те, кто называют себя религиозными гуманистами, отличаются от светских гуманистов в основном тем, что они рассматривают гуманистическую жизненную позицию как свою религию и организуют с использованием конгрегационной модели. Религиозный гуманизм — классический пример нетеистической религии.

Религиозные гуманисты в XXI веке обычно организуются под эгидой этической культуры или этического гуманизма. В конце XIX-начале XX веков британское движение этической культуры на короткое время стало очень активным, но к 1960-м годам в значительной степени отказалось от своих «религиозных» атрибутов, утвердив гуманизм не столько как религиозную идентичность, сколько как полезный ярлык для описания рационального и нерелигиозного отношения к морали и этике. Группы по этической культуре и религиозному гуманизму, впервые сформированные в Соединенных Штатах из бывших служителей-унитарианцев, которые, не веря в Бога, стремились создать светскую религию, вдохновляясь идеями французского философа Огюста Конта.

Корни гуманизма

Эпоха Возрождения в мировой истории ознаменовалась появлением новых идей.

Это революционное время противопоставило средневековому аскетизму ценность земного бытия, в основе которого лежала любовь к человеку и уважение к его личности.

Эпоха Возрождения принесла в мировую культуру много нового, в том числе и гуманизм

Данная концепция получила название гуманизм. Это новое мировоззрение имело огромное влияние на развития человечества и не только в педагогике.

Что такое гуманизм? Термин произошел благодаря латинским словам humanitas и homo, что в переводе означает «человечность» и «человек».

Любознательные и энергичные гуманисты Возрождения добивались права самим творить свою судьбу и развивать окружающий их мир, опираясь на духовную сторону собственной личности.

Наибольший вклад в развитие этого мировоззрения вложили: Алигьери Данте, Петрарка Франческо, Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Марсилио Фичино, Томас Мор, Пьетро Паоло Верджерио и многие другие.

Мысли и идеи, высказанные в трудах этих людей новой эпохи, легли сначала в основу классического европейского образования, а затем и в современную педагогику, получившую в последствии название гуманистической.

В обществе с этого времени между понятиями воспитание и образование появилась тесная связь.

Главной целью гуманистического воспитания является развитие человеческой индивидуальности, которая неразрывно связана с природой ребенка.

Появилась новая система обучения, которая была направлена прежде всего на развитие творческих и коммуникативных способностей ученика, а также его самостоятельности при принятии решений.

Так что же такое гуманизм в педагогике? Это мы и рассмотрим подробнее.

Светский гуманизм

Светские идеалы становились все более популярными с развитием гуманизма. Этот процесс привел к разделению государства и церкви. Если в Средние века церковь контролировала все и властвовала над умами и поступками людей, то уже в эпоху Возрождения зазвучали в полную силу идеи о ценности свободы, разума, социального равенства и справедливости.

Сегодня светский гуманизм – это направление в современной философии, которое сохраняет все важные принципы классического учения, делая акцент на обязанности человека жить по совести, по этическим законам без обращения к религиозным заповедям.

Светский гуманизм (его еще называют секулярным) не признает веру, считая ее всего лишь иллюзорным ориентиром человека в мире. В этом, конечно, основное расхождение с религиозным гуманистическим учением. Да, последнее существует, так как мыслящему человеку сложно совсем отказаться от благородных во многом гуманистических идей.

Светский гуманизм не обожествляет человека, скорее наоборот, возлагает на него груз ответственности за этические последствия поступков и принимаемых решений.

Существуют десять фундаментальных принципов этого учения:

  1. Недопустимость цензуры в любом ее проявлении.
  2. Отделение церкви от государства.
  3. Недопустимость любой формы тоталитаризма, соблюдение власти закона и прав меньшинства.
  4. Формирование этических норм без влияния религии.
  5. Нравственное воспитание молодежи, недопустимость навязывания молодым какой-либо религии, пока они сами не смогут сделать осмысленный выбор.
  6. Скептическое отношение к религии.
  7. Применение рациональных методов исследования.
  8. Научный метод познания мира – самый достоверный.
  9. Безоговорочное признание эволюции.
  10. Необходимость образования в гуманистическом ключе.

Виды гуманизма.

Так как идеи гуманизма имеют достаточно древние корни, то и сама концепция постоянно развивалась и приобретала различные формы. На данный момент можно выделить такие виды гуманизма:

  • Литературный гуманизм;
  • Культурный гуманизм;
  • Философский гуманизм;
  • Христианский (Религиозный, Теистический) гуманизм;
  • Светский (Секулярный) гуманизм.

Литературный гуманизм – это преданность гуманитарным или литературным культурам.

Культурный гуманизм — это рациональная и эмпирическая традиция, которая взяла свое начало в Древней Греции и Риме, после чего получила развитие в европейской культуре. Так сейчас она составляет основную часть западного подхода к науке, политической теории, этике и праву.

Философский гуманизм – это любое мировоззрение или образ мышления и жизни, нацеленный на обеспечение человеческих потребностей и благ.

Христианский гуманизм – это достаточно своеобразная концепция, которая выстроена на предположении существовании Бога, и том что человек должен развиваться в согласии с религиозным учением.

Светский гуманизм.

Светский гуманизм – это современная атеистическая концепция, которая за основу берет научный подход и принципы рационального подхода к развитию человечества.

Принципы светского гуманизма:

  • Применение науки для решения проблем человечества и понимания Вселенной в целом;
  • Убежденность в том, что именно научные открытия и технологии могут способствовать улучшению жизни людей;
  • Уверенность в том, что только открытое демократическое общество с плюралистическими взглядами, может быть лучшей гарантией защиты прав человека от авторитарных элит и репрессивного большинства;
  • Глубокая убежденность в необходимости разделения церкви и государства;
  • Толерантное отношение к представителям любых рас, народов, вероисповеданий и взглядов;
  • Неприкосновенность частной жизни;
  • Поддержка таких моральных принципов как: честность, справедливость, альтруизм, ответственность, сострадание и так далее.
  • Сохранение Земли для будущих поколений;
  • Возможность развития творческих способностей у любого человека.
  • Нравственное воспитание детей;
  • Помощь обездоленным и инвалидам;

Получи плюсик к карме — поделись добром с друзьми: VK

Основные признаки

На сегодняшний день можно говорить о разделении движения на множество течений, разделенных по религиозным, политическим, идейным и этическим мотивам. Есть и тенденция к универсализму — стремление создать некий общий «гуманистический знаменатель», выносящий нравственные идеалы за рамки тех или иных учений и доктрин.

В целом же основу гуманистической концепции можно свести к следующим основным критериям:

  • самодостаточность — свобода от влияния иных доктрин, идеи рождаются через нравственное развитие личности;
  • первичность — гуманистические ценности есть главная основа социальной структуры общества;
  • универсальность — применимость идей к любому человеку и типу социального устройства.

Роль науки

Наука — это просто лучший, почти единственный способ достоверно узнать о мире, но его ответы всегда временны, всегда открыты для повторного изучения в свете новых доказательств. Они не являются вечными истинами, никогда не неопровержимыми. Законы Ньютона были свергнуты Эйнштейном; теории Эйнштейна не могут учитывать квантовую физику; теория струн может отменить нынешние идеи.

То, что дает наука, — это не правда, а постепенное приближение к истине. Наука отказывается принимать догму, отказывается, позволять чему-либо быть бесспорным, допускает, что она может совершать ошибки, но содержит свои собственные средства для их исправления. Конечно, ученые могут ошибаться, но это человеческая ошибка, а не ошибка в методе

И этот дух непредвзятого, разумного исследования является важной частью гуманистических идей

Человек — высшая ценность справедливого общества

Общество может считаться справедливым, если в нем человек представляет ценность сам по себе, просто по факту рождения на свет. Не имеет значения, богатый он или бедный, образованный или безграмотный, красивый или непривлекательный – он человек. Равноценное, уважительное отношение к разным людям, независимо от их национальности и личных особенностей, вот в чем проявляется человечность.

В далеком прошлом общество трудно было назвать человечным, цивилизованным. Тысячи лет назад в большинстве древних государств установился рабовладельческий строй. О сострадании к рабам, не было и речи. Рабы были обязаны бесплатно трудиться на своих хозяев, полностью лишались прав, находились вне закона.


()

Рабовладелец имел право наказать, продать, убить раба, запретить или разрешить ему женитьбу. Из-за этого рабы жили не долго, их жизнь проходила в тяготах и лишениях. Неравенство в обществе сохранилось, и после смены рабовладельческого строя феодализмом. Новой, фактически бесправной категорией людей в феодальном обществе стали крепостные крестьяне.

Проблема человечности волновала мыслителей с древних времен, но реализация этого принципа на практике последовала лишь после отмены крепостного права, установления в обществе демократии, принципов всеобщего равенства. Человеческая цивилизация пришла к выводу, что человек есть высшая ценность, несопоставимая с какими-либо экономическими, социальными благами.

Понятие человечность, как качество духовно развитой личности включает:

  • Стремление понять окружающих людей;
  • Готовность помочь людям и обществу;
  • Признание чужой свободы, предоставление права выбора другому человеку;
  • Прощение чьих-либо недостатков;
  • Сострадание;
  • Великодушие;
  • Готовность принять качества другой личности, непохожей на самого себя;
  • Радость, при виде чужого счастья, и сочувствие чужому горю.


()

В чем проявляется человечность, примеры человечности из жизни школьников:

  1. На уроке физкультуры Вася не смог выполнить ни одного норматива. Он бегал медленнее других, постоянно спотыкался, его движения были неуклюжими. Но никто из одноклассников над ним не смеялся, дети знали о проблемах Васи со здоровьем, проявляли к нему сочувствие;
  2. В 7-А перевели новую ученицу — Алену Сидорову. Большинство детей в классе не желали с ней общаться, из-за того что девочка была бедно одета, не имела мобильного телефона. Но Настя Петренко сказала одноклассникам, что они ошибаются, что нужно ценить в человеке его личные качества, а не красивые вещи. После этого Настя и Алена стали хорошими подругами;
  3. Саша Федоренко, ученик 9-Б класса увидел на перемене как старшеклассник бил младшего ученика. Он немедленно вступился за малыша, за что получил в глаз кулаком. Саше, все-таки удалось отстоять первоклассника, чему он был очень рад, Саша не пожалел что оказался рядом в этот момент.

Существует много примеров человечности в повседневной жизни и истории, но их суть сводится к одному — проявлению любви и уважения к людям.

Похожие термины:

  • лат. – отвлеченный) – гуманистические идеи и суждения, теоретически и логически верно построенные на категориях гуманизма, но по существу отдаленные от жизни, идеализирующие ее, отвлеченные от сп

  • Это единство уважения и требовательности к человеку как товарищу по жизни и воспитанию. Единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности воспитателей и воспитанников как оптимал

  • идея приоритета человеческих ценностей над технократическими, производственными, административными и другими. Строиться на полном признании гражданских прав, уважения чувства собственного дос

  • очеловечивание межличностных отношений в процессе воспитания и образования на основе признания равноправия ребенка, уважения его чести и достоинства как высшей ценности общества.

  • реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них.

  • система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и формировании личности.

  • процесс создания условий для осознания возможностей военнослужащего в различных видах профессиональной деятельности в социальной (специфически военной) среде, самопознания им самого себя в раз

  • – направление развития образования, предполагающее гармонизацию взаимоотношений и взаимодействий человека и общества, обеспечение их параллельного, эффективного разв

  • кардинальное изменение целенаправленности высшей школы вообще: не столько подготовка квалифицированной рабочей силы для удовлетворения потребностей экономического развития, сколько создание

  • парадигма, в основе которой лежит человекоцентристский подход, признание человека высшей социальной ценностью, уважение к личности, ее достоинству, потребностям и интересам; учет личных целей и у

  • его акцентированность на личности, приобретение личностной ориентированности, процесс, направленный на подготовку студента в стенах высшего учебного заведения к выполнению в будущем широкого с

  • 1. Концепция совершенствования управления трудовой деятельностью, предполагающая более полное использование производительных резервов рабочей силы, особенно интеллектуальных и морально-психол

  • принцип воспитания, требующий от воспитателей уважения прав, свобод и позиции воспитанника, предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения права человека б

  • воспитательный процесс должен строиться на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности.

Критика

Согласно религиозному экзистенциалисту Николаю Бердяеву (1874—1948), атеистический

гуманизм диалектически перерождается в антигуманизм, в бестиализм. В идейном плане он в конечном счёте приводит к ницшеанству и марксизму, в социальном — к бесчеловечным режимам нацистской Германии и коммунистической России, в которых человек приносится в жертву нации и классу, идеям могущества и общего блага. Это происходит из-за воли человека к абсолютному, которая или осуществляется в акте соединения с Богом, или приводит его к идолотворению и самоуничтожению. Но «после Ницше, после дела его и судьбы его гуманизм уже невозможен, навеки преодолён». Вобрать в себя опыт гуманизма и прийти ему на смену должно обновлённое, просветлённое и очищенное от антропоморфизма, социоморфизма и натурализма в представлении о Боге религиозное сознание:

Также гуманизм критиковали проживавшие в США православные архиепископы Андрей (Рымаренко) и Аверкий (Таушев), принадлежавшие к РПЦЗ.

Гуманизм критикуется со стороны постгуманизма. В отличие от гуманизма постгуманизм не принимает антропоцентризма, подчеркивая, что человек представляет собой эволюционирующую часть природы, постоянно преображаясь и изменяясь. Итогом продолжающегося эволюционного процесса станет преобразованный путём передовых технологий постчеловек.

Гуманизм в современном мире

В последнее время идеи гуманизма потерпели изменения, и он даже утратил свою актуальность, поскольку для современного общества на первый план вышли идеи собственничества и самодостаточности, то есть культ денег. В итоге идеалом стал не добрый человек, которому не чужды чувства других людей, а личность, сделавшая саму себя и ни от кого не зависящая. Психологи считают, что такое положение ведет общество в тупик.

Современный гуманизм подменил любовь к человечеству борьбой за его прогрессивное развитие, что непосредственно отразилось на первоначальном смысле этого понятия. Многое для сохранения гуманистических традиций может сделать государство, например, бесплатное образование и медицина, поднятие заработной платы бюджетным работникам будут препятствовать расслоению общества на имущественные группы. Лучиком надежды, что еще не все потеряно и гуманизм в современном обществе еще может восстановиться, являются люди, которым еще не чужда ценность справедливости и равенства.

Факты о гуманизме

С этой сферой связано много интересной информации, поскольку в течение многих лет гуманизм подвергался проверкам, корректировался, шел на спад и так далее.

  1. Известный психолог А. Маслоу со своими коллегами еще в конце 50-х хотели создать профессиональную организацию, которая бы рассматривала проявление гуманизма в обществе со стороны психологии. Было определено, что в новом подходе на первом месте должны быть самореализация и индивидуальность. В итоге была создана Американская ассоциация гуманистической психологии.
  2. Согласно истории первым истинным гуманистом является Франческо Петрарка, который на пьедестал выдвинул человека, как интересную и самодостаточную личность.
  3. Многих интересует, что такое термин «гуманизм» при его взаимодействии с природой, так вот он подразумевает бережное отношение к среде обитания и проявление уважения ко всем живым существам на земле. Экогуманисты стремятся воссоздать утраченные элементы природы.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.