Эйдетика

Алан-э-Дейл       17.06.2022 г.

Стадии

1. Кодирование

В отличие от краткосрочной, долговременная память человека не предполагает какого-то конкретного вида репрезентации вербального материала. Это значит, что кодирование не бывает здесь ни зрительным, ни слуховым. Оно основано на элементах, главный из которых — смысл. Из-за этого удерживаемая и воспроизводимая потом информация редко бывает 100% точной.

2. Воспроизведение

Человек не может воспроизвести информацию из КВП потому, что она угасает или вытесняется новыми образами. В долговременной памяти это исключено. Всё, что человек сознательно запоминал, остаётся в хранилище на всю жизнь. Тут вполне логичен вопрос: но почему же мы тогда не можем вспомнить некоторые события из прошлого? И как же те, у кого наблюдаются провалы?

Здесь уместно сравнить склад информации с огромной библиотекой из миллиона книг. Те полки, к которым мы обращаемся часто, всегда под рукой, так что материал из них легко и быстро воспроизводятся. А вот если человека в возрасте, чья сфера деятельности не пересекается с математикой, спросить, как выглядит формула бинома Ньютона, которую он изучал в курсе алгебры 10 класса, он вряд ли вспомнит, хотя в школьные годы заучивал её. Она есть в хранилище его памяти, но слишком далеко, и он вряд ли её отыщет без повторения.

В психологии воспроизведение информации в долговременной памяти может идти двумя путями — через её поиск и активацию.

3. Хранение

Эта стадия связана по большей части с нейрофизиологией, так как здесь на первый план выступает гиппокамп — отдел лимбической системы мозга. Его задача — консолидация памяти (переход от краткосрочной к долгосрочной), складирование информации в том самом хранилище.

На сегодняшний день его функции продолжают активно изучаться.

Известные люди с эйдетической памятью

История знает немало примеров людей с врожденной или приобретенной эйдетической памятью. Вот лишь некоторые из них:

  1. Т. Рузвельт. Каждый день тренировал память и читал по три книги.
  2. Н. Тесла. С детства отличался феноменальной памятью.
  3. Иоанн Павел II. Знал 21 язык и 100 диалектов.
  4. Ким Пик. Простой, но в тоже время необычный житель Америки. Ким читал параллельно две страницы и тут же запоминал прочитанное.
  5. Фердинанд Маркос. Он запоминал, воспроизводил или пересказывал текст любой сложности и объема.
  6. Юлий Цезарь. Обладал отличной памятью на лица, знал всех солдат.
  7. Мэрил Хеннер. Еще одна обычная, но уникальная жительница Америки, которая детально помнила все свое детство.
  8. Мэри Элизабет Боузер. Легендарная разведчица, которая запоминала и в точности передавала всю выведанную информацию.

Как развить?

Тем, кто заинтересован в выработке хорошей памяти, можно заняться ее развитием. И тут вам необходимо будет применить все свои способности, они у каждого человека разные. Поэтому начинайте тренировки по следующим методикам.

Метод Айвазовского

Ничего нельзя утверждать точно, но говорят, что художник был наделен фотографической памятью. Данный факт не вызывает удивления. Профессия художника предполагает запоминание различных красивых картинок. Они должны четко отпечатываться в голове, чтобы потом их можно было перенести на холст. Может быть, поэтому специалисты давно рекомендуют методику развития эйдетической памяти с одноименным названием.

Суть данной методики состоит в следующем.

  • Нужно определить вещь или какой-либо одушевленный объект (можно взять, к примеру, животное).
  • Затем хорошо к нему присмотреться, понаблюдать за поведением или запомнить его очертания.
  • После чего необходимо закрыть глаза, отключиться от внешнего мира и попробовать воспроизвести в уме полную картину, которую вы только что наблюдали. Она должна содержать в себе все подробности (цвет, движения, общий вид и т.д.).
  • Пока объект не исчез из вида, откройте глаза и сравните свою картинку с оригиналом. Если вы что-то упустили, то исправьте ошибки и попробуйте повторить упражнение.
  • Выполняйте такое упражнение постоянно, пока не увидите полное совпадение всех, даже мельчайших деталей.
  • Когда вы достигнете определенного уровня, попробуйте усложнить задачу.

Есть и другие упражнения для развития эйдетической памяти. Рассмотрим их по порядку.

  • Это упражнение можно выполнять, не затрачивая много времени. Например, вы идете в магазин. Пока идете, старайтесь считать встречающиеся дома, подъезды и даже окна. Запомните цифру, которая у вас получилась. Когда вы будете возвращаться, снова пересчитайте все объекты. Если их число совпадает, значит, вы получили хороший результат, и ваша память скоро станет идеальной.
  • Как работать с текстом и быстро развить фотографическую память? Позанимайтесь по следующей методике и вы сможете запоминать любые тексты очень быстро. Для того чтобы начать занятия, нужно распечатать лист формата А4 с текстом. Текст должен быть совершенно неизвестным. Внимательно прочитайте и запомните то, что написано. Потом необходимо попросить своего напарника добавить в этот текст несколько логичных слов и снова распечатать лист. После корректировки новое текстовое исполнение необходимо перечитать и найти вновь добавленные слова.
  • Если вы любите развлекательные игры и занятия, то читайте все вывески наоборот, когда идете по улице. Можно купить методичку для развития логики у детей и решать различные задания. Помогут в этом деле и картинки под названием «найди 12 отличий» и т.д.

Нейробика

Такое занятие можно назвать гимнастикой для мозга. Упражнения, которые можно отнести к данной категории, не только помогают развить фотографическую память, но и являются профилактической мерой от болезни Альцгеймера. Их нужно выполнять регулярно как взрослым, так и детям. Рассмотрим самые простые и довольно продуктивные упражнения.

  • Когда идете на работу или в магазин, постарайтесь доходить до места, двигаясь по разным маршрутам. Их должно быть несколько. Каждый раз, когда вы идете по новой дороге, внимательно разглядывайте окружающие вас предметы во всех подробностях.
  • Вы пишете только левой рукой? Начните писать тексты правой рукой. А еще попробуйте почистить зубы или подержать ложку во время обеда непривычной рукой.
  • Выискивайте тексты, тематика которых для вас непривычна, и вы ее не совсем понимаете. При этом изо всех сил постарайтесь вникнуть в самую суть выбранного текста.
  • Каждый день вы общаетесь с друзьями или коллегами. В разговоре старайтесь держать речь под контролем. Это нужно делать так, как будто вы пишете статью или сочинение.
  • Если вы заинтересованы в развитии фотографической памяти, то почаще выключайте звук телевизора и старайтесь понять, о чем идет речь. Чтобы проверить себя, достаточно посмотреть эту же передачу или фильм в интернете.

Тренировка эйдетической памяти

Можно ли стать эйдетиком? Да, фотографическую память можно тренировать и развивать. Однако упражнения для детей и взрослых будут несколько отличаться.

У детей

В каком возрасте появляется эйдетическая память? В старшем дошкольном – младшем школьном возрасте. Поэтому оптимальный возраст для тренировки эйдетической памяти у детей – 3 – 7 лет. В противном случае эйдетическая память будет заменена причинно-следственным запоминанием. А тут уже не до детальных образов. Однако согласно другим исследованиям пик эйдетизма приходится на 11–16 лет. Оптимальное решение – тренировать память с раннего детства и всю жизнь.

Итак, какие упражнения подойдут:

Зрительная прорисовка. Ребенку предлагают ответить на вопрос «На что похожа цифра или буква?» и дорисовать этот образ. Например, буква В похожа на парус кораблика, а цифра 3 – на змею

Важно не ограничивать ребенка – пусть придумывает даже необычные образы, фантастических животных.
Мысленная прорисовка. Ребенку предлагают запомнить какой-то стих, но при запоминании он должен представлять все то, о чем рассказывает

Родители могут максимально помогать, например, брызнуть на руку ребенка немного воды, если в стихотворении идет речь о реке.

Если эти упражнения ориентированы на старших дошколят и младших школьников, то другим детям подойдут универсальные техники. Например, игра «Найди 10 отличий» или такая игра:

  • минуту ребенок внимательно разглядывает комнату, затем выходит за дверь;
  • во время отсутствия игрока другие участники (одноклассники, родители, друзья – кто угодно) что-то меняют в обстановке помещения или в себе, например, обмениваются с кем-то одеждой;
  • игрок возвращается и должен назвать все изменения.

Важное условие игры: нужно максимально сохранить первичные условия картинки, которую запомнил игрок. То есть, например, позы участников должны быть теми же

Если кто-то сядет по-другому, то это уже считается изменением.

У взрослых

Тренировать память можно и нужно на протяжении всей жизни, причем важно уделять внимание всем видам памяти и делать разные упражнения. Здесь действует тот же принцип, что в спорте: чтобы все мышцы росли, нужно постоянно увеличивать нагрузку и менять комплекс упражнений

Итак, упражнения для тренировки эйдетической памяти у взрослых:

Выходя куда-либо из дома, будь то дорога до работы, выход в магазин или прогулка, считайте встречающиеся дома, окна, машины, деревья. Изучайте их цвет, форму, другие особенности. В следующий раз воспроизводите это по памяти: «Ага, сейчас будет красный дом, он пятый на этой улице». И сравнивайте свои ответы с реальностью. Это упражнение имеет еще и дополнительную пользу – развивает осознанность

Обращаете ли вы внимание на повседневные мелочи или большую часть жизни двигаетесь на автопилоте? Думаю, второе. А это упражнение научит вас жить здесь и сейчас.
Тренируйтесь с текстами

Для этого понадобится помощник. Распечатайте любой понятный вам текст на альбомном листе. Внимательно прочитайте его. Попросите знакомого добавить в текст пару-тройку логических предложений или слов и снова распечатать его. Прочитайте новый текст, постарайтесь найти лишние слова и выражения.
Каждый раз, когда пытаетесь запомнить какую-то информацию, представляйте ее в образах. Подбирайте самые необычные ассоциации. Придумывайте что-то фантастическое.
Для общего развития внимания, памяти, интеллекта и креативного мышления полезно читать слова и предложения задом наперед.

Важно! Эйдетика – основное средство развития и укрепления памяти. В качестве вспомогательных средств психологи рекомендуют отказаться от вредных привычек, освоить техники саморегуляции, научиться бороться со стрессом, заниматься спортом и систематически нагружать мозг (кроссворды, задачи, ребусы и т.д.).

Люди с фотографической памятью

Никола Тесла

Изобретатель в области электротехники и радиотехники, физик, учёный, инженер сербского происхождения. Практически никогда ничего не записывал, так как всё запоминал. В 1885 году сгорела его лаборатория, однако это нанесло лишь материальный ущерб: все устройства, схемы и формулы Тесла смог восстановить.

Мэри Элизабет Баузер

Американка, участвовала в гражданской войне, была профессиональной и незаменимой шпионкой. Работала прислугой у самого Джефферсона Дэвиса, президента Конфедерации. Запоминала все его разговоры и контакты до мельчайших подробностей и передавала информацию его противникам.

Теодор Рузвельт

Президент США, политик. Постоянно тренировал свою эйдетическую память и весьма преуспел в этом. Ежедневно прочитывал по несколько произведений, а перед сном в мельчайших деталях воспроизводил не только их сюжет, но и описания (пейзажи, интерьер, внешний вид героев).

Сергей Рахманинов

Русский композитор, дирижёр, пианист. Ему достаточно было один раз взглянуть на ноты, чтобы без единой ошибки сыграть сложнейшее музыкальное произведение, больше ни разу не посмотрев в них.

Иоанн Павел II

Папа Римский. В совершенстве владел 21 языком и свободно говорил на 100 различных диалектах.

Фердинанд Маркос

Президент Филиппин. Безошибочно читал наизусть полный текст Конституции своей страны. Был превосходным оратором, так как запоминал написанные для него спитчи с первого раза.

Мэрилу Хеннер

Американская актриса, продюсер, ведущая. Обладает невероятным объёмом памяти. Она досконально помнит мельчайшие подробности своей жизни, начиная… с крещения в младенческом возрасте.

Стивен Уилтшир — британский художник, после небольшой вертолётной прогулки воссоздал по памяти архитектурный облик Нью-Йорка в виде панорамы

В пример можно также привести:

  • Сенеку (римский философ) — мог воспроизвести по памяти до 2 000 слов, никак между собой не связанных, в точном порядке.
  • Уинстона Черчилля (британский политик) — наизусть знал все произведения Шекспира.
  • Билла Гейтса (создатель Microsoft) — наизусть знал сотни кодов языка программирования.
  • Г. Шлимана (археолог) — за 6 недель в идеале выучивал любой язык.
  • Поля Морфи и Поля Сенса (шахматисты) — помнили все ходы отыгранных партий.
  • Стивена Уилтшира (британский художник) — после одной-единственной вертолётной прогулки над городом он может в деталях нарисовать его план.
  • Дэниела Таммета — воспроизводит 22 514 знаков после запятой числа Пи.
  • Паулу Прентис (тасманский оператор телефонной службы) — наизусть знает 128 000 телефонов и адресов абонентов.

Есть также легенда, что Гай Юлий Цезарь (древнеримский полководец, политик, писатель, консул, диктатор, великий понтифик) знал в лицо каждого солдата своей армии. А их было ни много ни мало 25 000. Однако точно такую же историю рассказывают и про Александра Македонского. Так что достоверно неизвестно, кто же именно из них обладал такой способностью.

Эйдетическая память — уникальное явление. Она может сделать человека настоящим гением, которым все восхищаются, и в то же время сопровождаться серьёзными психическими отклонениями. Учёным ещё только предстоит выяснить её природу. А пока ничего не остаётся, как, вдохновляясь примерами одарённых людей, развивать её в себе посредством игр, упражнений, эйдо- и мнемотехник.

Нарушение зрительной памяти

У некоторых детей наблюдается нарушение работы зрительной памяти. Неполадки эйдетической памяти, в основном, возникает из-за повреждения отделов коры головного мозга на затылочной стороне.

Именно эта зона отвечает за запоминание фотографических образов. Такое случается при травмах либо из-за опухолей различной этиологии.


Какие проблемы бывают со зрительной памятью?

Нарушения проявляются следующими симптомами:

  • Расстройствами визуального восприятия окружающей среды
  • Бывают моменты, когда дети забывают ранее увиденные объекты
  • Ещё, к тревожной симптоматике патологии относится такой процесс — больной не в силах именовать предметы при том, что он их узнает, понимает назначение.


Нарушение зрительной памяти

Основные отличия обычной памяти и фотографической

Прежде всего, необходимо разобраться, чем отличается обычная память от эйдетической (фотографической):

  • Под обычной памятью понимается заполнение информацией свободных «ячеек» мозга. По мере их наполнения ранее полученная информация утрачивается. Память наполняется новыми событиями, несущими более яркую эмоциональную окраску.
  • Эйдетическая память оперирует визуальными образами, картинками, независимо от эмоций. Эти картинки не смешиваются с новыми образами. В памяти сохраняются даже детали ранее зафиксированных событий.

Обычная память – результат деятельности левого полушария мозга, фотографическая память – продукт правого полушария.

Проявления

Психологи сравнивают память у разных людей с отпечатками пальцев, утверждая, что у каждого она формируется и развивается совершенно по разному. Связано это с их индивидуальными особенностями.

Ведущая психическая деятельность

В первую очередь личностные проявления памяти определяются характером ведущей психической деятельности, о котором уже было сказано выше.

Пример. В одну группу обучения вождению попали кинестетик, визуал и аудил. Тема занятия — «Как справиться с неуправляемым заносом на дороге». Чтобы усвоить (запомнить) материал, который объясняет преподаватель:

  • кинестетик должен сам сесть за руль (хотя бы в учебном тренажёре) и собственноручно повторить алгоритм действий в данной ситуации;
  • визуалу достаточно наглядного материала: плаката или видеоролика, запись материала также будет весьма кстати;
  • аудил может ничего не записывать и даже не смотреть на доску — он запоминает материал с помощью органов слуха.

Зная свой ведущий тип психической деятельности, человек может в несколько раз улучшить и ускорить процесс запоминания. Кинестетику для этого нужно всё потрогать, визуалу — увидеть, аудилу — услышать.

Качество памяти

В зависимости от степени развития психических функций, у каждого человека память будет различаться своим качеством. Всем известно, что она бывает феноменальной, прекрасной, посредственной и даже плохой.

Она считается хорошей, если характеризуется такими параметрами, как:

  • высокая скорость запоминания;
  • длительное хранение информации;
  • точное воспроизведение до мельчайших подробностей;
  • готовность воссоздания синаптических и нейронных связей для быстрого воспроизведения.

Все эти параметры могут по-разному сочетаться друг с другом, что также приводит либо к хорошему качеству памяти, либо к проблемам с ней. Например:

  • максимально удачное сочетание — высокая скорость запоминания + медленное забывание;
  • посредственный тандем — невысокая скорость запоминания + медленное забывание;
  • частично удачная комбинация — высокая скорость запоминания + быстрое забывание;
  • самая низкая продуктивность у пары — невысокая скорость запоминания + быстрое забывание.

К личностным проявлениям часто относят объём памяти. С одной стороны, она, действительно, не одинакова у разных людей. Кто-то из 20 продиктованных слов может запомнить только 5, а другие безошибочно воспроизведут все. Однако психологи утверждают, что этот параметр у всех одинаков. Просто кто-то умеет пользоваться максимумом предоставленного объёма, регулярно тренируя и развивая память. Другие же не считают нужным тратить на это время, и в результате потом жалуются на то, что она у них плохая.

Эйдентическая память у взрослых – миф или реальность?

Способность к эйдентической памяти зависит от нескольких факторов:

  • Стрессовые ситуации, которые могут стать причиной изменений в головном мозге.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Особенности развития мозга и регулярность тренировок.

Кстати, те три человека, о которых мы рассказали в начале статьи, отстают в других сферах жизни. Эйдетизм в таком феноменальном виде зачастую является спутником нарушений в мозговой деятельности. Есть масса примеров, когда сильный стресс негативно повлиял на какие-то физиологические способности человека, но стал основой его феноменальных способностей. Эта область до конца не изучена наукой, поэтому не стоит искать стрессы для того, чтобы стать гениальным или развить свою память. Лучше наоборот избегать их и научится справляться с ними, так как мозг человека в стрессе голодает от недостатка кислорода.

Согласно исследованиям психолога Адриана де Гроота, развитие способности к эйдентической памяти доступно для всех людей. В своих доказательствах он базировался на наблюдениях за гроссмейстерами, которые при игре в шахматы могли запоминать огромное количество комбинаций и ходов. Таким образом, можно сделать выводы о том, что игра в шахматы положительно сказывается на развитии эйдентической памяти.

Что такое эйдетика

Фото автора Ketut Subiyanto: Pexels

Если ты никогда не слышала об эйдетике, не расстраивайся — это не совсем обычная тема. В основном, её обсуждают эксперты или энтузиасты. Эйдетика — это тип человеческой памяти, который позволяет удерживать и визуализировать воспоминания, не только зрительные, но на уровне вкуса, обоняния и осязания.

Люди, обладающие такой способностью, легко вспомнят любое предложение из толстенной книги или расскажут, что они делали в определённый день 20 лет назад. Наука до сих пор не находит объяснения этому явлению. Нет окончательного ответа, что влияет на развитие памяти.

Учёные утверждают, что значительная часть малышей рождается с высокими показателями зрительной памяти, но со временем они ухудшаются. Этот тип памяти развивается в раннем детстве и не связан с уровнем интеллекта или образования, а только с фактором предрасположенности. Нельзя путать тех, кто просто хорошо запоминает большой объём информации и тех, у кого эйдетическая память: последним требуется всего секунда, чтобы навсегда «заархивировать» увиденное. Звучит как сценарий фантастического фильма, не так ли?

Эйдетика происходит, в первую очередь, из подсознания и контролируется задней теменной корой мозга. Это часть мозга, которая обрабатывает визуальные сигналы и сохраняет изображения. Большинство людей могут зафиксировать образ только на несколько секунд, прежде чем кратковременная память избавится от этого файла.

Эйдетика: развитие памяти и внимания

Фотографическая память относится к способности запоминать в мельчайших подробностях визуальные элементы: например, страницы текста и колонки с цифрами. Большинство подобных воспоминаний хранятся не больше нескольких месяцев и не становятся частью долговременной памяти. Эйдетика, в свою очередь, огромная база данных, которая включает в себя не только изображения, но и звуки, запахи и ощущения.

Определение понятия

Эйдетизм – это способность точно и детально описывать те образы и ситуации, которые остались в прошлом. Причем речь идет о зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных образах. Кто исследовал и описал вид эйдетической памяти? Свой вклад внесли М. П. Кононова, П. П. Блонский, Н. Д. Шрейдер, С. Л. Рубинштейн, Артемов, Страхов, Э. Йенш, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. Но впервые феномен был описан сербским ученым В. Урбанчичем (1907 год).

Эйдетическая память – это особый тип образной памяти, который позволяет моментально запоминать любые образы. Название образовано от греческого слова εἶδος, что в переводе означает «образ, внешность». Человеку с такой памятью достаточно один раз посмотреть на картину, и потом он сможет детально описать увиденное.

Например, студент с фотографической памятью может один раз посмотреть на доску и потом по памяти воспроизвести формулу в тетради во время контрольной работы. Или человек с такой особенностью памяти смотрит на страницу книги и потом воспроизводит текст по памяти с точностью до слова.

Кроме этого, эйдетик способен по одному визуальному образу снова переживать тактильные и обонятельные ощущения, слышать звуки. Причем последующее проигрывание ситуаций из прошлого ничем не отличается от первичного реального проживания.

Вот как выглядит механизм работы фотографической памяти:

  1. Человек увидел картинку (событие из жизни, кадр из фильма, лекцию на доске и т.д.) и запомнил ее в общем.
  2. Чуть позже в памяти отложились сопутствующие образы: звуки, цвета, фоновые изображения, отдельные действия участников (человек и сам не заметил этого). Фотографическая память срабатывает только в том случае, если у индивида просыпается искренний и сильный интерес к чему-то, если что-то впечатлило его.
  3. В дальнейшем человек описывает все, что увидел. Он идет от общего к частному. Эйдетики запоминают такие детали, которые не заметил бы никто другой. Например, описывая аварию, они назовут цвет глаз водителя, одежду пострадавшего, родинки и шрамы на участниках и т.п. Эйдетики помнят все это не только спустя несколько минут после случившегося, но и спустя годы.

Способность в виде эйдетической памяти имеет и свои минусы. Человек запоминает в деталях все важные события из жизни, в том числе неприятные, травмирующие. Кроме этого, часто у эйдетика наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере. Человек словно превращается в компьютер. А если мы говорим о врожденной фотографической памяти, то в большинстве случаев она сочетается с отклонениями в развитии. Например, многие дети с аутизмом обладают эйдетической памятью.

Степени

Существует 5 степеней выраженности эйдетизма:

  1. Для воспроизведения необходимо закрепление.
  2. Слабые зрительные образы.
  3. Визуальные образы средней ясности с проявлением некоторых частных деталей.
  4. Ясные, полноценные образы сложных объектов с вкраплениями сенсорных модальностей.
  5. Яркие, детализированные эйдетические образы, сопровождающиеся чёткими сенсорными модальностями.

По нулевой при этом подразумевают непродолжительное сохранение смутного послеобраза без детализации.

Явных эйдетиков с 5 степенью выраженности делят ещё на 2 типа:

  • «Т-тип»: обладают стойкими и чересчур яркими эйдетическими образами, которые могут быть навязчивыми и граничить с галлюцинациями. Они не всегда в состоянии ими управлять.
  • «В-тип»: воспроизводят нужный образ только при необходимости.

Считается, что явных эйдетиков можно легко выделить в толпе по определённой мимике и движениям.

Блок 1. Изменения в образе жизни

  1. Учитесь справляться со стрессом. Доказано, что тревога, депрессия и гнев повышают уровень кортизола в мозге. Это может стать причиной повреждения клеток гиппокампа – области мозга, ответственной за хранение данных в памяти.
  2. Упражняйтесь, держите свой мозг в тонусе: не откладывайте газету с кроссвордом, не отказывайтесь от партии в настольные игры, изучайте иностранный язык.
  3. Занимайтесь спортом, уделяйте время физической активности. Таким образом, мозг получит необходимый кислород и полезные питательные вещества.
  4. Избегайте вредных привычек. Особенно это касается злоупотребления алкоголем и курения.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.