Фанатизм

Алан-э-Дейл       22.05.2023 г.

Оглавление

Признаки фанатизма

У фанатизма есть две степени – средняя и крайняя. Средняя степень встречается часто и проявляется в том, что человек подвержен доминантной идее, но не доводит ее до абсурда и не навязывает окружающим. Крайняя степень психического расстройства диагностируется реже и выражается в жестком навязывании своего выбора другим людям, тирании по отношению к ним, включая пытки и другие виды физического насилия. Симптомы заболевания проявляются в следующих отклонениях от нормы:

  1. Фанатик близко к сердцу принимает события, касающиеся его идола. Он страдает, впадает в депрессию, вплоть до самоубийства из-за женитьбы кумира, проигрыша любимого футбольного клуба.
  2. Человек сопровождает объект поклонения на гастролях, дежурит у дома, покупает аксессуары и атрибуты, связанные с ним.
  3. Фанатичные люди постоянно говорят об «идее фикс» – другие темы их не интересуют.
  4. Интересы и хобби, что раньше были в радость, отходят на задний план.
  5. Фанатик агрессивно реагирует на любые выпады окружающих, касающиеся объекта или субъекта его поклонения.

Причины фанатизма

Фанатизм — это явление, не возникающее на пустом месте. Как у любого иного отклонения, у него есть причины, которые уходят корнями, как правило, очень глубоко. Фанатичные люди чаще всего агрессивны, озлоблены, не понимают и не принимают чужую точку зрения. Иногда они становятся частью какой-либо общности, преданно следуют ее догматам и стараются перенести свой взгляд на веру на ближайший круг общения. А существует и иная категория фанатиков — лидеры, которые не только разделяют и следуют привлекательной для них философии или религии, но посредством ярких, харизматичных действий вовлекают в нее большое количество людей, не исчерпывающееся кругом родных и близких. И если первые при этом являются в целом безобидными носителями назойливой информации, то вторые представляют крайне серьезную угрозу обществу.

Ежедневно десятки и сотни людей вовлекаются в жизнь сект неизвестного происхождения, отворачиваются от своих семей, тратят огромные суммы денег на поддержание и развитие близкой по духу общности, теряют самих себя в стремлении следовать постулатам, которые нашли живой отклик в их душах благодаря харизме, уверенности и ораторскому искусству лидера.

Примеры известных фанатиков

В силу своих особенностей фанатичные личности часто становятся известными всему миру. Самый яркий пример — Адольф Гитлер, расовый фанатик 20 века. Остановимся подробнее на других примерах. Фанатиком был Генрих Крамер — средневековый немецкий активист инквизиции, автор трактата “Молот ведьм”. В его личности прослеживаются явные фанатические черты. Своей приверженностью католической церкви и желание очистить ее от ереси он оправдывал жестокие пытки и убийства. Методы судов над ведьмами хоть и были законными, но логически доказать причастность людей к колдовству невозможно. Поэтому Крамер решает написать работу о еретиках, на основе которой можно будет осуждать как можно большее число людей. Его проповеди больше напоминали речь помешанного. Он утверждал, что вот-вот наступит конец света от рук дьявола, запугивал паству при малейшем подозрении на ересь и не искал способа оправдать кого-либо.

Пример массового фанатизма — событие во Франции середины 16 века, получившее название Варфоломеевской ночи. Тогда на религиозной почве было убито около 30 тысяч протестантов, агрессорами выступили католики. Событие не планировалось как массовое, но ситуация вышла из-под контроля. Виной тому — страстная ненависть одной группы населения к другой. Им нужен был только повод, чтобы позволить себе нечеловеческое поведение, оправдываемое благой целью — доказательством превосходства своей религии. Это говорит о легкости распространения фанатических идей, их “заразности”.

Один из примеров полезного фанатизма — поведение Греты Тунберг. О фанатизме в полной мере здесь говорить не приходится, однако некоторые черты фанатичного поведения у девушки все-таки есть. Например, синдром Аспергера, которым больна Тунберг, позволяет ей усиленно сосредотачиваться на важных для нее проблемах, отсекая все смежные интересы. Преданность своим идеям позволила ей стать одним из ведущих популяризаторов экологии.

Настоящим фанатиком своего дела был Стив Джобс. Он был озабочен созданием идеального продукта, его гений граничил с безрассудством. За ненадлежащее выполнение сотрудниками обязательств Джобс мог, не стесняясь в выражениях, объяснять кто тут дурак. Вот уж для кого действительно не существовало реальности помимо сферы его профессиональных увлечений.

Как видно, фанатики бывают разными. Даже слова “религиозный фанатик” и “фанатик своего дела” имеют различную эмоциональную окраску. Фанатик своего дела — мастер, профессионал, ставящий свой труд на первое место. Религиозный фанатик — неадекватный последователь веры, изувер.

Вы — нигилист, или, Вам просто всё равно на всех и вся?

Психология фанатизма: признаки и причины

Фанатическое поведение имеет характерные черты, отличающие фанатика от обычного поклонника:

  • Фанатизм предполагает нарушение имеющихся социальных норм, тогда как поведение поклонника таких норм не нарушает.
  • Фанатикам свойственно идеализировать предмет своего поклонения, тогда как поклонник придерживается определённых рамок почитания и способен выделять сильные и слабые стороны своего предмета обожания.
  • Американский философ Джордж Сантаяна отмечал, что фанатизм проявляется в повышенных усилиях при том, что «забыта цель». Фанатики зачастую не способны получать удовольствие от своих занятий – их занимает идея именно служения своему кумиру, вплоть до самопожертвования. Для поклонника же какое-либо увлечение – лишь средство для достижения определённой цели, и оно обязательно приносит ему удовольствие.

Занятия и увлечения поклонников обычно безобидны, тогда как фанатики зачастую увлекаются социально опасными идеями, сводящимися к разрушению. Между тем нередко поведение поклонников кажется окружающим довольно странным; их занятия не совпадают с интересами «нормальных» людей, из-за чего поклонники пользуются репутацией чудаков. А вот предмет поклонения фанатиков в глазах окружающих часто воспринимается как «нормальный», и лишь степень увлечённости считается «ненормальной». К примеру, поклонник может быть поглощён просмотром аниме, чем он занимается круглые сутки до старости лет, – явное чудачество, на взгляд «нормальных» людей. А другой человек может до исступления верить в бога – это «нормальный» тип поведения, несмотря на то, что этот человек идёт убивать всех, кто в бога не верит.

Из-за чего же возникает фанатизм? Считается, что его истоки лежат в тотальном контроле, диктаторстве. Это не обязательно государственный режим: диктаторским может быть, к примеру, воспитание в семье.

Также фанатическое поведение характерно для некоторых типов личности:

  • Неуверенных в себе;
  • Испытывающих потребность в подчинении кому-то;
  • Имеющих трудности в самореализации;
  • Не доверяющих окружающим и самому себе;
  • Необразованных, верящих в мифы, предрассудки, испытывающих иррациональный страх;
  • «Пустых», то есть не имеющих собственных идеалов, представлений, вкусов и т. д.

Фанатиками также становятся шизофреники, больные шизотипическими расстройствами, а также шизоидные, истеричные и «застревающие» типы личности.

Отмечено, что фанатизм закладывается в детстве вследствие авторитарного, диктаторского воспитания, излишней требовательности со стороны родителей других взрослых. Ребёнок ощущает себя забитым, ненужным, слабым и беспомощным, и это прямой путь к развитию фанатизма.

Фанатическое поведение может сформироваться во взрослом возрасте, если с детства человек был объектом чьих-то манипуляций. Такое нередко характерно и для больших групп людей. Возникает массовый фанатизм, который гораздо опаснее, чем индивидуальный. Толпы одичавших фанатов какой-либо «химеры», руководимые харизматичным лидером, устраивают массовые погромы и убийства, разграбляют и разрушают города, устраивают чудовищные пожары. Известны в истории и массовые самоубийства, совершавшиеся исступлённой толпой верующих.

Кто такой фанатик

Поведение фанатика резко выделяет его из группы других людей. Это не только максимальная увлечённость собственным делом, идеей или кумиром. Так, фанатически настроенный человек часто проявляет агрессию едва ли не ко всему окружающему. Ведь в любом случае большинство людей не придерживаются его убеждений, да и само устройство окружающего мира разубеждает фаната в его идее. Такой человек проявляет повышенную замкнутость, стремясь общаться только с теми, кто разделяет его мнение.

Став фанатиком, человек утрачивает интерес к прежним занятиям, даже если они приносили ему максимум удовольствия. Нередко способность получать удовольствие вообще утрачивается – человек становится «верным псом» своего кумира. Навязчивая идея фанатов порождает особую культуру, в которую входят характерные ритуалы и сленг.

Поскольку человек, впавший в фанатизм, перестаёт интересоваться окружающим миром, то для него исчезает само понятие истины. Отныне он готов отстаивать только своё мнение, независимо от того, соответствует оно реальности или нет. Можно сказать, что такой человек с головой погрузился в свой внутренний мир и утратил всякую связь с миром внешним. А это уже явные признаки психического заболевания.

Некоторые типы фанатов готовы преследовать своего кумира, наблюдать за каждым его шагом, проявляют ревность. Они могут убить любого за фотографию со своим кумиром, в том числе и самого кумира. Такое поведение навязчивых поклонников какого-нибудь актёра или певца, в принципе, характеризует любой фанатизм. Получается, что исступлённо верующие в бога не любят своего бога и готовы при первой же возможности его уничтожить, если он не исполнит какие-то обязательства по отношению к ним.

Спортивный фанатизм

Спортивный фанатик – это человек, которого нормально воспринимает общество. Армия поклонников футбола приезжает в другие города и страны, чтобы поддержать любимую команду. Матчи заканчиваются мирно или с драками, которые затевают фанаты. В современном обществе такое поведение считается фан-движением, субкультурой или частью спортивной игры. Отличить фаната от обычного болельщика можно по следующим признакам:

  1. Злоупотребление пивом и другими спиртными напитками.
  2. Прием допинга (легких наркотиков, таблеток, энергетиков).
  3. Вседозволенность в словах и действиях во время соревнований и после их окончания.

Как становятся фанатиками?

Психология фанатизма выделяет 3 причины, которые подталкивают человека к изменениям.

  1. Зависть к чужим успехам.
  2. Заниженная самооценка.
  3. Известная личность, которая добилась всего и блистает.

Психология религиозного фанатизма строится на безысходности человека, когда он попадает в сложную жизненную ситуацию и не видит выхода из нее. В такие моменты он уходит в религию и незаметно для себя попадает под влияние адептов секты. Они внушают ему знание о «правильном пути», сочувствуют, выражают готовность поддержать и рассказывают о проблемах, с которыми сами столкнулись недавно. Фанатики бегут от реальности в религию не из любви к Богу, а от своих страданий и безразличия окружающих.

Чем опасен фанатизм

Фанатизм – деструктивная приверженность чему-либо. Она лишает личностной свободы, развития и самореализации. Но это половина проблемы. Вторая часть опасности состоит в неспособности фанатика принять другую точку зрения, вообще признать сам факт сосуществования альтернативных идей. Результатом непринятия других идей становится вражда, войны, насилие, дискриминация.

Агрессия фанатика – ответная реакция защиты. Дело в том, что любое альтернативное мнение он воспринимает как угрозу и нападки со стороны окружающих.

Поводом для конфликта фанатика и другого человека становится что угодно: юбка вместо брюк, длинные волосы, украшение, поход в клубы. За любую мелочь, кажущуюся оппозиционной, фанат готов растерзать. Однако столь же ярко выражены положительные эмоции. Так, толпа фанатиков способна в прямом смысле разорвать своего лидера (кумира) на части.

Значение слова Фанатизм по словарю Брокгауза и Ефрона:

Фанатизм — Слово fanaticus (в связи с fanum — священное место, храм) имело в латинском языке значение, сходное с тем, какое принадлежит словам святоша, ханжа, а затем значило исступленный, изуверный, сумасбродный, яростный, иногда вдохновенный (carmen fanaticum). Существительным, произведенным от этого прилагательного, раньше всего стали называть такое подчинение какой-либо религиозной идее, которое сопровождается готовностью ради нее жертвовать собою, но в то же время и от других требовать безусловного ей подчинения. Ф. в области настроений — то же самое, что догматизм в сфере мысли и деспотизм в сфере действий, навязывающий другим подчинение чужой воле. Это — соединенное с страстным возбуждением всего существа рвение в проведении идей и yбeждeний, считаемых безусловно верными, хотя бы объективно они и не были доказуемы. Все, что несогласно с догматом фанатика, он рассматривает как нечто безнравственное, унизительное для человеческого достоинства, оскорбительное для Божества и всего истинного и справедливого. Всякое противоречие и даже простое сомнение принимается фанатиком за пpecтyплeниe, заслуживающее строжайшего наказания. Обыкновенно Ф. характеризуется искреннею убежденностью в абсолютной истинности известных принципов и стойкою им верностью, но в громадном большинстве случаев искренность соединяется здесь с неясностью мысли, а стойкость переходит в упрямство. В самом понятии Ф. заключается и его осуждение как своего рода узости, ограниченности, упорства. никто не станет называть себя фанатиком, но многие охотно применяют эту кличку к особенно резким сторонникам противоположных воззрений. В язычниках, остававшихся верными своей религии, христиане видели только упорных фанатиков, точно так же как и сами христиане, шедшие на мучения во имя своей веры, были фанатиками в глазах римских властей. Священная инквизиция осуждала фанатиков-еретиков, в свою очередь заслужив, однако, славу одного из самых фанатических учреждений. Ф. может быть и не религиозным, но ни одна сфера жизни не благоприятствует его развитию в такой степени, как религия. Разные религии и секты — и даже одни и те же религии и секты, но в разное время, — или больше, или меньше фанатизируют своих последователей. Другою областью, в которой с большою силою способен проявляться Ф., бывает обыкновенно политика. Наиболее ярким примером политических фанатиков могут служить якобинцы времен французской революции, которые были скорее политической сектой, нежели политической партией, по упорному признанию истинности лишь своих мнений, по неуважению к чужим убеждениям, как заведомо ложным и преступным. Фанатизм возможен и в других сферах жизни. Его противоположность, как другую крайность настроения, представляет собою индифферентизм (см. соотв. ст.), среднее же положение между ними занимает терпимость (см. соотв. ст.). Лучшее средство против Ф. — культура ума и воспитание в людях уважения к человеческой личности. Н. К.

Классификация фанатизма

Единая классификация фанатизма отсутствует. В существующих классификациях же используется различный принцип систематизации и каждая из них применяется в зависимости от цели исследования. Фанатизм классифицируется по следующим признакам:

  • в зависимости от содержания (религиозный фанатизм — рассматривается иногда как наиболее экстремальная форма религиозного фундаментализма; политический, идеологический фанатизм; этнический, национальный, расовый фанатизм — проявления национальной, расовой исключительности в сочетании с неприкрытой ненавистью к представителям другой нации или расы; фанатизм среди спортивных болельщиков — см., напр., футбольное хулиганство; театральный фанатизм)
  • в зависимости от степени овладения идеей — жесткий и мягкий фанатизм;
  • в зависимости от степени вовлеченности — массовый и индивидуальный фанатизм;
  • по характеру мотиваций;
  • по личностной позиции.

Критика религиозного фанатизма

Религиозный фанатизм подвергался критике, в том числе и со стороны православных философов и публицистов. Так Н. А. Бердяев в своей статье «О фанатизме, ортодоксии и истине» высказывает мнение, что хотя фанатики и ортодоксы, обличающие инакомыслие, и думают, что защищают истину, но на самом деле, они «истину ставят выше свободы». Философ называет такое состояние сознания «заблуждением» и «самообольщением». Н. А. Бердяев считает, что

Человек, помешанный на отыскании и обличении ересей, на отлучении и преследовании еретиков, есть человек, давно обличённый и осуждённый Христом, хотя он этого не замечает.

Основной причиной религиозного фанатизма и нетерпимости Бердяев называет страх.

Фанатики, совершающие величайшие злодеяния, насилия и жестокости, всегда чувствуют себя окружёнными опасностями, всегда испытывают страх. Человек всегда совершает насилия из страха. Аффект страха глубоко связан с фанатизмом и нетерпимостью…

Анализируя причины религиозной нетерпимости, священник Георгий Чистяков считает, что издавна на Руси религиозность выражалась, прежде всего, в «диком страхе перед нечистой силой и в стремлении как-то защитить себя от неё», что приводило к поиску и созданию образа врага.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.