Оглавление
Задачи, которые ставит перед собой гештальт
1.Научить человека быть в контакте с собой
То есть осознавать, что с ним происходит, какие чувства он испытывает, понимать, чего хочет, какие потребности удовлетворяет и прочее. Человек с высоким уровнем айкью не будет успешным и счастливым, если его эмоциональный интеллект будет на минимуме. К сожалению, в школах и семьях редко учат распознавать свои чувства, проживать их, осознавать, почему возникли. Человек, который не в контакте с собой, будет отгораживаться от эмоций, которые считает негативными и игнорировать их, что повлечёт за собой внутренний дискомфорт и различного рода болезни.
Простота
Мозг воспринимает информацию в простейшей ее форме. К примеру, изображение ниже состоит из двух элементов, которые по-отдельности ничего не значат, а вместе превращаются в слово «logo».
Крайне важно постичь закон простоты, потому что вкупе с креативностью, он способен сделать ваши изображение поистине выдающимися. Простота в дизайне заключается в умении сочетать незамысловатые объекты с яркими дизайнерскими эффектами. Хорошим примером является изображение гитары на фестивальном плакате
Используя несложные формы, дизайнер изобразил музыкальный инструмент – получилось просто и стильно
Хорошим примером является изображение гитары на фестивальном плакате. Используя несложные формы, дизайнер изобразил музыкальный инструмент – получилось просто и стильно.
Гештальт это: научиться наслаждаться текущим моментом…
Научитесь жить «здесь-и-сейчас» и будет Вам счастье, говорят гештальт терапевты.
Почитайте статью, опубликованную на нашем сайте «Доклад Всемирного банка о России или четыре ступени долгой жизни» и Вы узнаете, что бывает с теми, кто пренебрегает принципом «здесь-и-сейчас».
Для того, чтобы научиться этому принципу, существует масса гештальт упражнений
Например, научиться тщательно пережёвывать пищу зубами, обращая внимание на то, что вы едите. Подробнее об этой технике гештальта (любимой технике Фрица Перлза — основателя гештальт-терапии) Вы прочтёте в статье «Кухонные тайны гештальт-терапии», опубликованной на нашем сайте.
Проекция и интроекция в гештальт-терапии
Для того, чтобы пациенты научились жить с широко открытыми глазами и видеть в жизни то, что в ней есть на самом деле (а не невротические галлюцинации) гештальт-терапия учит их работать с двумя основными проблемами, которые обозначаются терминами: проекция и интроекция.
Изучив статьи «Упражнение: «Как это было на самом деле» и «Эта коварная проекция или «Я вижу все твои карты», Вы, с помощью простых, интересных и наглядных психологических упражнений-техник приблизитесь ещё на шаг к идеалу здорового человека, каким его понимают психотерапевты — то есть счастливого, успешного не-невротика.
В статье «Жертвы интроекции: кто они?» Вы прочитаете о том, как негативные родительские установки мешают нам быть богатыми, любимыми и довольными жизнью людьми. И, конечно, в статье Вы узнаете, как работать с не проработанным родительским сценарием.
В статье же «Упражнение «Истоки наших убеждений» Вы познакомитесь с наиконкретнейшей психологической техникой проработки родительского сценария, которая выполняется в два этапа за два дня. (Это конечно не значит, что можно перестать быть невротиком за двое суток).
Ну а если вы прочитаете статью «Притча о Художнике или «не забыть напоить гостей чаем» вы узнаете, почему принцип жизни «здесь-и-сейчас» так важен для философов и психотерапевтов. Вы узнаете на примере яркой и парадоксальной метафоры его глубочайшую философскую подоплёку и поймёте правоту основателей гештальт подхода. Или поймёте что-то другое — своё. Что тоже прекрасно. Ибо понимание — ценно само по себе
И при этом неважно, что мы поняли.
А теперь мы предлагаем вам удивительный гештальт расклад для психологических карт, который поможет разгрести проблемы прошлого, чтобы можно было со спокойной душой двигаться дальше.
Тема эта лежит «на стыке» в том числе и гештальт методов, но ни те, ни другие, ею не занимаются. А между тем проблема-то есть, она очевидна, вездесуща и её можно разглядеть абсолютно невооружённым глазом!
Итак, типичный облик гештальт невротика.
Человек, на вид явно «застрял» в каком-то отчётливом десятилетии со всеми его трендами и модами (например, в 90-х).
Он, например, носит длинные волосы в хвосте (хаер), она ходит с хиппи-рюкзачком, у обоих пирсинг в ушах и чёрные толстовки с металлическими группами, но выглядит это всё никак не стильно, а только уныло и страшно, как Сайлент-хилл, как грязные некачественные книги на букинистическом развале.
Почему человек так себя ведёт? Попытаемся разобраться без гештальт псизологии.
У него что совсем нету денег на обновление гардероба? Пустое! Вещи изнашиваются и мы приобретаем новые.
Может быть, он живёт в полной изоляции от информации и не ведает, что вообще сейчас люди носят? Нет.
Или он настолько обозлён на мир, на молодёжь, деградировал, и уже почти превратился в брюзгливого старика, который считает, что «раньше всё было лучше» и любая современная мода кажется ему загодя отвратительной, никчёмной, оскорбляющей лично его, её?
Это уже ближе к правде, поскольку с точки зрения гештальт психологии все мы любим эпоху, на которую пришлась наша юность, но всё равно нет, не совсем так.
Есть вполне благожелательные добрые весёлые люди, которые ещё не научились «ненавидеть весь мир», ещё не превратились в «стариков с клюкой, обвиняющих правительство», но тем не менее, глядя на них, мы всё равно констатируем: застрял(а) в девяностых.
В том времени, когда ему (ей) было 18-25 лет…
Как вы уже знаете, гештальт-психологи объясняют этот феномен просто. В том роковом десятилетии (ходячей рекламой которого они и являются) осталось максимальное количество их незавершенных гештальтов.
Если вооружиться гештальт психологией и ее методами, начинаем понимать что они и не покидают это место и это время, всё ждут чего-то или кого-то… Всё пытаются разгрести проблемы прошлого, чтобы можно было со спокойной душой двигаться дальше…
Основные законы гештальтпсихологии
- Апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека);
- взаимодействие фигуры и фона;
- Целостность и структурированность восприятия;
- Беременность (стремление к простоте и аккуратности восприятия);
- Перцептивная константность (постоянство образа объекта, несмотря на изменение условий его восприятия);
- феномен «близости» (тенденция к объединению временно и пространственно соседних элементов);
- феномен «закрытия» (тенденция к заполнению пробелов между элементами воспринимаемой фигуры);
- и т.д.
Идеи гештальтпсихологии затрагивали области восприятия, памяти, личности и межличностных отношений и объединяли психологию и научные исследования. 20 век ознаменовался серьезными экспериментальными достижениями гештальтпсихологии. В основном они занимались процессами восприятия.
Одним из основных законов гештальтпсихологии является закон ФИГУР И ФОНОВ. При саморегуляции здоровый человек выбирает из обилия информации ту, которая наиболее важна для него в данный момент. Гештальт-психологи называют эту информацию фигурой. Вся остальная информация временно отходит на второй план.
Фигура может быть желанием, чувством или мыслью, которая в данный момент преобладает над всей остальной информацией. Как только потребность удовлетворена, гештальт завершается, теряет свою значимость и уходит на задний план, чтобы освободить место для нового гештальта. Это, согласно пониманию гештальтистов, естественный ритм формирования и завершения гештальта.
Следующим основным законом гештальтпсихологии является перцептивная цельность восприятия — свойство восприятия, заключающееся в том, что любой объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент невозможно наблюдать (например, заднюю часть объекта).
После Лейпцигской школы закон развития целого был применен в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, теории деятельности А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, «описательной психологии» В. Дилыпея, гуманистической психологии и др.
ЛИЧНОСТЬ — это способность человека воспринимать мир не в отдельных, несвязанных ощущениях, а в четко определенных и стабильных объектах, вызывающих эти ощущения.
Развитие предметного восприятия в онтогенезе связано с успешностью практических действий ребенка, в основе которых лежат социально выработанные формы взаимодействия с внешними объектами.
СОДЕРЖАНИЕ — это способность воспринимать объекты как относительно постоянные по форме, цвету, размеру и другим параметрам, независимо от изменения физических условий восприятия. Исследования выявили множество факторов, которые могут влиять на эффект перцептивного постоянства, например, фиксированная установка.
КАТЕГОРИАЛЬНОСТЬ — обобщение, то есть каждый объект обозначается словом-термином и принадлежит к группе или классу, а объекты в этой группе связаны друг с другом в соответствии с некоторыми специфическими характеристиками, отраженными в общем термине этой группы. Другими словами, категориальность — это способность выделять в перцептивном пространстве определенные области, которые имеют более или менее очерченные и стабильные границы. Четкость этих границ тесно связана с перцептивными задачами, которые выполняет человек.
Основные законы гештальт-психологии, представленные в этой главе, послужили основой для возникновения гештальт-терапии.
Исследования Вольфганга Келлера
Вольфганг Келлер — немецкий и американский психолог, один из основателей гештальт-психологии, занимался проблемами общей, сравнительной, экспериментальной психологии. Ввел принцип изоморфизма (равенства форм в физическом, физиологическом и феноменальном полях).
В. Келлер изучал решение задач человекообразными обезьянами. Эксперименты с шимпанзе позволили ему понять, что поставленная перед животным задача решается либо методом проб и ошибок(слепой поиск правильного решения), либо благодаря внезапному осознанию.
Опыты Келера доказывали, что мыслительный процесс идет по второму пути, т.е. происходит мгновенное схватывание ситуации и верное решение поставленной задачи.
Келер пришел к выводу, что предметы и объекты, находящиеся в поле восприятия и никак не связанные между собой, в процессе решения задачи начинают объединяться в единую структуру, видение которой помогает решить задачу. Этот процесс происходит мгновенно. В. Келер назвал это явление инсайтом.
Инсайт — это внутреннее озарение, внезапное понимание и нахождение решения.
Объясняя феномен инсайта, он считал, что в тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Соединение предметов в новых сочетаниях, связанных с их новыми функциями, ведет к образованию нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления.
Келер провел ряд экспериментов с детьми для изучения мышления, чтобы доказать, что решение определенных задач человеком происходит сходным образом. Он предлагал детям проблемную ситуацию, сходную с той, которая ставилась перед обезьянами (например, достать машинку, которая была расположена на шкафу). Чтобы достать машинку, дети включали в гештальт со шкафом разные предметы (лестницу или другие предметы: ящики, стол со стулом).
Как появилась гештальт психология?
Гештальтпсихология появилась после того, как психолог Макс Вертгеймер провел один эксперимент, который назывался «фи-феномен». Если кратко, то данное исследование состоит в том, что использовался тахиоскоп со стробоскопом, ученый смотрел на 2 прямые полосы (раздражители), действующие на участников, придавая им различную скорость. В результате ему удалось выяснить, что:
- при небольшом промежутке линии осознаются последовательно;
- при минимальном промежутке линии воспринимаются одновременно;
- наблюдается осознанность перемещения (участник эксперимента следил за движением линии в конкретную сторону, а не за двумя одновременно или поочерёдно);
- когда промежуток оптимальный, сознание воспринимает только чистое движение, участник осознает, что есть движение, но сама линия не меняет положение.
Подобная теория с результатами опыта была изложена в труде психолога, который он опубликовал в 1912 году. Данная работа и другие пользовались популярностью среди ученых того времени. После гельштат психология обзавелась большим количеством представителей, самым значимым среди них был К. Коффка, который исследовал перцепцию у детей и нашел ряд занимательных закономерностей. Пример: с самого начала у ребенка есть набор частичных и не особо логичных образов окружающего мира. В то время Коффка решил, что на сознание значительно воздействует комбинация фона, где расположен объект, и фигуры. Потом он создал закон трансдукции в психологии. В соответствии с данной теорией получается, что ребенок осознает не сам цвет, а их комбинации.
Понятия и принципы гештальтпсихологии
Название гештальтпсихологии образовалось от немецкого слова gestalt, которое переводится как образ, структура, целостная конфигурация. Понятие «гештальт» ввёл Х. Эренфельс в 1890 году в статье «О качестве формы». В этой работе он выделил специфический признак свойства транспозиции (переноса), которое и назвал данным понятием. Но дальнейшим развитием этой теории он заниматься не стал.
Гештальт – это паттерн, конфигурация, определённая форма организации индивидуальных частей, которая создаёт целостность . При чём он является врождённой структурой, человек рождается с ней.
Базис гештальтпсихологии:
- Предмет гештальтпсихологии – сознание человека, которое надо исследовать по принципу целостности.
- Метод изучения гештальтов – наблюдение, отслеживание собственного восприятия, реакция на события.
- Центральный психический процесс – зрительное восприятие.
- Процесс решения задачи – мышление, осуществлённое посредством структурирования поля, иными словами – через инсайт в настоящем, а не через подбор навыков, сформированных путём ошибок и проб.
Для лучшего восприятия данной терминологии можно привести следующие примеры из повседневной жизни:
- Внешность человека. Каждый имеет определённый набор частей тела, частей лица, но образ в каждом отдельном индивидуальном случае воспринимается абсолютно по-разному.
- Приехав на экскурсию, группа туристов зашла в галерею, чтобы посмотреть на известные картины. Мало кто стал всматриваться в каждый мазок и оценивать его. Каждый видел цельное произведение искусства – рисунок в целом, его композицию, общее сочетание оттенков и форм. Таким образом происходит целостное восприятие картины, а не его элементов. Такое восприятие и называют гештальтом. Оно является завершённой структурой.
Основные принципы и законы гештальтпсихологии представлены в следующей таблице.
Название закона |
Описание |
Пример |
1. Замыкание |
Если в воспринимаемом образе есть какие-либо пробелы, то наш мозг самостоятельно заполнит недостающие части до создания полной формы. |
Треугольник с отсутствующими углами всё равно воспринимается как треугольник (сознание «замыкает» промежутки) |
2. Транспозиция (трансдукция, перенос) |
Реагирование не на отдельные раздражители, а на их соотношение. |
Образ целого остаётся, даже при изменении всех частей по своему материалу, например, тональности одной и той же мелодии. |
3. Прегнантность (хорошая конфигурация) |
Любому образу придаётся наиболее простая и понятная форма. |
Из хаотично разбросанных отрезков группируются в сознании в наклонную черту те, что расположены на одной прямой. |
4. Фигура и фон |
Видение одного аспекта гештальта как фигуры (замкнутого целого), а другого – как фона. |
«Ваза Рубина», где объектом являются лица, а ваза – фоном. И наоборот. |
5. Константность |
Образ стремится к неизменности и константности даже при преобразовании сенсорного ряда. |
Дверь меняет своё положение, но при этом воспринимается одинаковой. |
6. Близость |
Тенденция объединить в группы те объекты, которые расположены рядом. |
Первая часть рисунка воспринимается как три столбика. |
7. Схожесть |
Объекты воспринимаются вместе, если похожи по размеру, текстуре, очертаниям, цвету или форме. |
В этом случае кружки воспринимаются строками, а не столбцами. |
8. Непрерывность |
Предпочтение интерпретировать визуальную информацию как непрерывную. |
Разрозненные точки кажутся гладкими линиями. |
Основополагающим качеством гештальтпсихологии является стремление к завершённости, которое проявляется в «эффекте Зейгарник», заключающемся в том, что человек незавершённые процессы запоминает лучше.
Представители этого направления хотели создать новый вид психологии, который был бы интерпретирован к восприятию фактов сознания как к единственной психической реальности по типу наук о природе, а за модель приняли физику. Взаимосвязь между физическим полем и целостным восприятием осуществляли гештальты.
Идеи, законы, принципы
Ключевые идеи гештальтпсихологии
Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание – это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма – организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.
- Гештальт – это единица сознания, целостная образная структура.
- Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
- Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха – ощущения слуха.
- Зрительное восприятие – ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеков посредством органов зрения.
- Мышление — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.
Законы гештальтпсихологии
Закон фигуры и фона: фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры.
Закон транспозиции: психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия.
Закон прегнантности: существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.
Закон константности: все стремится к постоянству.
Закон близости тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы.
Закон замыкания (заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре): когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несет опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности.
Принципы гештальта
Все вышеназванные свойства восприятия, будь то фигура, фон или же константы, непременно взаимодействуют между собой, неся тем самым новые свойства. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия, упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:
- Близость (все, что рядом, воспринимается вместе);
- Схожесть (все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе);
- Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности);
- Замкнутость (приобретение фигурой формы);
- Смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое);
- Общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом).
Гештальт – качество
Термин «гештальт–качество» (нем. Gestaltqualität) введен в психологическую науку Х.Эренфельсомдля обозначения целостных «гештальтных» свойств некоторых образований сознания. Качество «транспозитивности»: образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, и примеры тому:
- разные тональности одной и той же мелодии,
- картины Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).
Константы восприятия
Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.
Константность формы: воспринимаемая форма объекта постоянна, даже при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на читаемую вами страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.
Константность яркости: яркость объекта постоянна, даже при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.
Фигура и фон
Простейшее восприятие формируется путем разделения зрительных ощущений на объект – фигуру, расположенный на фоне. Клетки головного мозга, получив визуальную информацию (взглянув на фигуру) дают более активную реакцию, нежели при взгляде на фон. Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперед, а фон, напротив, отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию.
Критика
У гештальтпсихологии много представителей и последователей, но не все специалисты положительно относятся к этому направлению. За все время существования школу неоднократно критиковали.
Некоторые авторы указывали на то, гештальтпсихологи много времени уделяют теоретическим обоснованиям и мало проводят экспериментов. Кто-то считает работы нового течения не такими значимыми, особенно по сравнению с бихевиоризмом.
Сомнениям подвергается и существование инсайтов. Другим психологам не удалось повторить опыты Келлера, поэтому они не разделили его идей. Особенно ярко критиковал гештальтистов И.Павлов. Он негативно отзывался о теории изучать нечто целое целым, так как, по мнению российского физиолога, нужно все разделять на части.
Интересно. Павлов приводил простой пример. Чтобы понять работу машины, нужно разобрать ее на детали, изучить ее строение. Физиолог полагал, что именно так можно познать особенности работы психики.
Гештальт может характеризоваться с разных сторон. В направлении множество противоречий, это признают сами последователи. Из-за того, что школа не так хорошо представлена в России, есть множество мошенников, которые, прочитав 2-3 книги, начинают вести прием клиентов.
В то же время гештальтпсихология остается одним из самых популярных направлений в психологии. Школа активно развивается и не останавливается на достигнутом. В России ее представители тоже понемногу появляются, они проводят консультации и обучение специалистов.
Гештальтпсихология – это в психологии сравнительно новое течение. Поэтому не стоит требовать идеальной теоретической и практической базы от школы. Новые последователи течения продолжают ставить эксперименты, выдвигать теории и писать научные труды.
С помощью гештальтпсихологии можно решить давние проблемы, особенно внутреннего плана. Человек получит техники, которые можно будет применять самостоятельно в минуты тревоги и беспокойства.
Кому может быть полезна гештальт психология и терапия?
Гештальт-терапия обладает широчайшим радиусом применения, который значительно больше, чем у других направлений психологии. Возможна индивидуальная, семейная и групповая терапия, работа с клиентами детского возраста, семинары и др. Этот вид терапии используется в частных и государственных медицинских учреждениях, а также центрах личностного роста.
Что такое гештальт психология и кому она рекомендуется? Это направление психологии представляет интерес для клиентов, работающих над расширением самосознания, развитием ответственности и самосовершенствованием.
Гештальт терапия применима для работы с разновозрастными группами людей, клиентами с тяжелыми психологическими нарушениями. Наилучшую эффективность метод проявляет в терапии клиентов с фобиями и депрессиями, нарушением внутренних ограничений, повышенной тревожностью и склонностью к перфекционизму.
Также терапия с успехом применяется в устранении психосоматических заболеваний, например, нарушений функций ЖКТ, мигренозных головных болей, спазмов мышц спины и шеи. Гештальт-терапевты также работают с семейными парами, разрешая психологические конфликты. Сеансы способны помочь при некоторых психических отклонениях и тяжелых эмоциональных нарушениях.
Гештальт терапия контакта
Гингер С., Гингер А.
В книге прослежены история Гештальт-подхода, его основные принципы, техники, разновидности и главные области его применения; все это проиллюстрировано многочисленными примерами из практики авторов этой книги.
ОГЛАВЛЕНИЕ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГЕШТАЛЬТА
Глава 1. Генеалогическое древо Гештальта.
Корни Гештальта: феноменология, экзистенциализм, Гештальт-психология
Глава 2. Фриц Перлз — отец Гештальта
Глава 3. Гештальт и психоанализ
Глава 4. Восточная родня
Глава 5. Гуманистическая психология и Гештальт
Глава 6. Системный подход и Гештальт. Пентаграмма Гингера
МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ ГЕШТАЛЬТА
Глава 7. Теория self
Глава 8. Терапевтические отношения в Гештальте. Перенос и контрперенос .140 Глава 9. Тело и эмоции в Гештальте
Глава 10. Мозг и Гештальт
Глава 11. Гештальт и работа воображения: управляемые фантазии, сновидения, креативность.
Глава 12. Развитие Гештальта: история и география. Современные области применения
Эта тема закрыта для публикации ответов.