Импринтинг в психологии: что это простыми словами кратко

Алан-э-Дейл       15.11.2022 г.

Пример импринтинга из моей практики

Однажды ко мне на прием пришла Анна, ей было 25 лет. Она просила помощи: на протяжении многих лет она не может найти спутника жизни. Случаются мимолетные увлечение, двухнедельные романы, но серьезных отношений не получается.

Вместе с клиенткой мы начали анализировать отношения в ее родительской семье. Выяснилось, что она – единственный ребенок в семье, отец ушел из семьи, когда Ане было 3 месяца. Повторно замуж ее мама так и не вышла, отдавая много сил работе и домашним делам. О мужчинах мама Ани всегда отзывалась негативно: им нужен только секс, они бабники.

Затем мы перешли к анализу опыта отношений с противоположным полом у самой Анны. Выяснилось, что первая влюбленность у девушки случилась в 9 классе. Одноклассник пригласил ее на свидание, она была на седьмом небе от счастья. Однако кавалер не пришел. А на следующий день она увидела, как он обнимал девушку из параллельного класса.

Я рассказала девушке, что такое импринтинг в психологии, как метод импринтинга влияет на наши мысли, установки, поведение, реакции на события.

Так, первое негативное запоминание, связанное с брачно-семейными отношениями, было усвоено девочкой в детстве на бессознательном уровне. Когда отец ушел из семьи, мать регулярно подкрепляла в сознании девочки стереотип о том, что «все мужики – козлы». В подростковом возрасте образ из детского периода подкрепился предательством молодого человека, который был ее первой любовью. Именно этот двойной негативный пример импринтинга у человека препятствует отношениям с мужчинами.

С помощью психокоррекционных занятий исправить последствия двойного отрицательного запечатления практически невозможно. Поэтому мной был выбран метод гипноза. Для изменения усвоенного стереотипа в отношении мужчин понадобилось 12 сеансов.

Верность Роду: Социально-карьерный импринт

Психологи часто приводят пример того, как выходцы из «низших социальных классов» не могут

а) всё-таки получить диплом о высшем образовании,

б) занять руководящую должность,

в) позволить себе зарабатывать много денег

исключительно потому, что их родители и родители их родителей не имели всего этого.

«Выскочить» за пределы родового сценария для них равносильно тому, чтобы «предать своих предков» и оказаться без компаса на просторах океана.

Это как в песне поётся:

«Сам себя считаю городским теперь я,

Здесь моя работа, здесь мои друзья.

Но всё так же ночью снится мне деревня.

Отпустить меня не хочет родина моя».

Этот импринт наблюдается далеко не во всех случаях. Он возникает только тогда, когда дети получают от своих родителей постоянный негласный месседж: «Они (те, которые с образова­нием, с деньгами, начальники) плохие, «не наши» люди»…

Если же родители искренне и всеми силами выталкивают своих детей «в люди», не имея ни­каких претензий к миру тех, кто имеет то, чего не имеют они, то у детей и не возникнет им­принт «Я не имею права быть лучше своих предков»…

Интересные факты

Мы постоянно сталкиваемся с ощущениями, которые нам кажутся необычными и абсурдными, но в итоге они оказываются правдивыми. Например:

  • Организм девушек имеет в несколько раз больше рецепторов боли, чем организм парней. Вследствие этого, природа создала защитную систему для увеличения болевого порога. Поэтому представители мужского рода хуже переносят боль, чем женщины.
  • Люди с высокими показателями IQ видят сны и запоминают их. Во время неожиданного пробуждения они пребывают в ясном уме.
  • Когда человек хмурит лицо, организм сжигает калории. Исходя из этого, можно извлечь пользу: если на всех смотреть ненавидящим взглядом, то появится бесплатная возможность похудеть к лету.

Существует много непонятного и непредвиденного в жизни и поведении людей. Многие факты выглядят тайнами, раскрыть которые помогает теория импринтинга.

Пробуждение. Поисковый рефлекс

Спустя 15-25 минут после рождения новорожденный начинает совершать телодвижения: поворачивает голову, делает движения руками и ногами. Затем он начинает ползти, сопровождая свои движения криком. Совершив несколько движений, новорожденный отдыхает. Именно в этот момент он начинает проявлять поисковый рефлекс — рефлекс поиска груди. Поисковая активность новорожденного проявляется в том, что он начинает открывать рот, сжимает и разжимает ладони. При этом он может найти свой кулак и начать его сосать

Важно, чтобы мать помогла ребенку добраться до нее, а не взирала на его попытки с видом исследователя и взяла его на руки

Теория Т.Лири (семь контуров)

Модель контуров была истолкована Т.Лири, как связь с определенным этапом биологического или социального развития. Контуры – это система уровней сознания, сконцентрированных на одном из этапов. Американский психолог отметил семь импринтов и сконструировал модель сознания.

Биовыживательный

Этап выживания определяется в раннем возрасте. Человек выделяет для себя безопасные и враждебные места.

Все, что происходит на данной стадии, отражается на следующих чертах характера:

  • уверенность или беспокойство;
  • жажда к исследованиям;
  • независимость или полная подчиненность.

В опасной ситуации биовыживание овладевает мозгом человека и действует как безусловный рефлекс. Например, на человеку угрожают оружием. Убежать или обезвредить преступника – решит биовыживание. По прошествии времени человек не помнит, когда случился момент принятия данного решения.

Эмоционально-двигательный

Возникает на этапе, когда малыш встает на ноги и начинает ходить. Начинается борьба за главенство в рамках семьи. Запечатленный уровень статуса автоматически работает в будущем.

Важность импринтинга в первую очередь должны осознать родители, которые воспитывают ребенка. Импринтинг у маленьких детей происходит на подсознательном уровне, и отрицательные стрессовые ситуации могут негативно повлиять на их поведение в будущем. На этой стадии в человеке определяются следующие качества:

На этой стадии в человеке определяются следующие качества:

  • главенство или подчинение;
  • уверенность в себе или сомнения;
  • сильное или слабое эго;
  • уровень статуса.

Импринт неудачника в системе эмоционально-двигательного контура будет чувствовать неуверенность, злость и беспокойство. Если он случайно станет хозяином положения, чувства будут те же.

Ментально-манипуляционный

Во время данного контура у ребенка происходит осмысление языка и речи. Этот импринт отвечает за мышление и создание карт реальности. По мере возрастания объема информации, мыслительные процессы действуют быстрее. Новые карты реальности в будущем влияют на создание технологий, которые непредсказуемо меняют психологические, экономические и политические отношения.

Ментально-манипуляционный контур воздействует на такие факторы, как:

  • качество речи;
  • ловкость движений;
  • быстрота соображения.

Этот импринт представляет собой систему, отвечающую за коэффициент непредсказуемости. Данная ступень отодвигает эволюционные нормы и работает в качестве революционного фактора.

Сексуально-социальный

В подростковом периоде у ребенка формируется сексуальная личность. В первую очередь устанавливается мораль, которая обеспечивает процесс цивилизации. Из этого складывается отношение к семье, нации, государству.

На данном этапе возникает взрослая личность с такими качествами, как:

  • нравственность;
  • покорность;
  • добропорядочность;
  • родительство.

Сексуально-социальный контур отвечает за установление моральных норм, продолжение рода и воспитание детей.

Контур наслаждения

Уровень сознания, который открывает тело человека как способ наслаждения. Он представлен в виде йоги, гипноза, шаманизма. Контролирует наслаждение, блаженство, реакцию «кайфа», исцеление верой.

Контур экстаза

Этот импринт вступает в силу, когда нервная система осознает свой контроль над телом. Человек впадает в экстаз, наслаждаясь ее интенсивным функционированием.

Нейрогенетический

Система является коллективной, т.к. объединяет все этапы эволюции. Активирует работу всего необычного и феноменального в нервной системе человека. К типу нейрогенетического контура относятся мифические герои, которые управляют сознанием людей.

несколько конкретных примеров (или сценариев) того, как проявляется импринт в жизни человека.

Пример (сценарий) Первый: «Обалдеть! Дайте — два!»

В детстве отец занимался рукоприкладством (или просто был груб) по отношению к своей дочери или к её матери — к своей жене.

Какой импринт получает дочь, когда вырастает и для неё становится актуальным — поиск партнёра?

У этой молодой женщины будут складываться самые хорошие отношения только с теми мужчинами, которые будут грубо с ней обращаться, проявлять по отношению к ней сильную агрессию.

Она будет «высматривать» из толпы мужчин только тех, кто (по её мнению) способен на агрессию по отношению к ней.

Не агрессивного же партнёра своим настойчивым провоцирующим поведением эта молодая женщина будет «разводить» на агрессию — и если добьётся своего — испытает удовольствие и, возможно, «полюбит» его, открыв в нём «мужчину»…

Невероятно точно женщину с подобным импринтом описала в своей песне поэт-бард Елена Бушуева:

Видно мне судьба – прыгнуть льву на спину
И таскать за хвост и трепать за гриву
И смотреть в глаза и чесать за ушком
Вам-то всё -игра. Хороши игрушки!

Где уж тут играть – когда полный выдох
Когда каждый день на сплошных обидах
Когда небо вдруг перестало сниться
Ах не дай-то бог вам на мне жениться.
Вам пришлось бы стать флибустьером страшным
Доставать меня из забытых башен
Выручать меня с кораблей попутных
Уводить меня от друзей минутных.

Отучать меня от дешёвой скуки
Получать меня с чьих-то рук на руки
И искать меня по большим отелям
Доставать меня из чужих постелей
И хлестать меня по щекам бесстыжим
По глазам моим неподдельно рыжим
И пугать меня флибустьерским словом
И любить меня с каждым часом — снова…

Импритинг у человека

Импритинг у человека – это особая форма стойкого запоминания образов и принципов поведения после одномоментного переживания в стрессовых ситуациях. В определённые критические периоды развития личности человека его психика становится импринтно уязвимой. Если какой-либо раздражитель подействует именно в это время, то происходит его быстрое, яркое запечатление на подсознательном уровне психики. Этот не поддающийся логике «снимок» объекта определяет поведение человека в дальнейшем. Иногда реакция на «впечатанный» стимул проявляется через значительный временной промежуток.

В момент повышенной восприимчивости психики её потребность в запечатлении настолько сильна, что импринтироваться может даже неожиданное. Например, мягкая игрушка у лишенного телесного контакта и эмоционального тепла воспитанника интерната.

У человека, как у продукта эволюции, длинное детство и большой мозг, который созревает постепенно. Человеческий «детёныш» появляется на свет физиологически незрелым, совершенно беспомощным. Без материнской заботы новорожденный просто погибнет, так как не может самостоятельно передвигаться, добывать пищу и питье, обогреваться, защищаться. Тесный контакт с матерью (или опекающим человеком) для обучения ему необходим длительное время.

Активная стадия развития мозга охватывает период от зачатия до 14-16 лет, частично продолжаясь до 20-23. Поэтому процесс импритинга у человека растянут во времени: различные фазы чувствительности к отпечатыванию в психике образов сопровождают жизнь ребенка с момента рождения до полового созревания.

Применительно к человеку импритинг по своей сути – это психологическое явление «привязанности». Ребенок «привязывается» к объекту и начинает ему подражать. Человек открыт к определённым привязанностям в определённые периоды. Как выяснили ученые, эти периоды связаны с тремя соответствующими стадиями развития головного мозга.

Потребность ребёнка до года №3 — совместный сон

В дикой природе невозможен сам факт того, чтобы мать, родившая детёнышей, оставляла их, как только они заснут, а сама уходила спать в другое место. Детёныши непременно спят под боком у матери.

Да, отчасти это обосновано небезопасностью природной среды, однако и новорожденный ребёнок ночью особенно нуждается в ощущении защиты и надёжности, которые ему может обеспечить тепло и привычный запах маминого тела. Всё это плюс доступность материнского молока в любое время способны сделать сон малыша здоровым и спокойным.

Да, есть случаи, когда маленький ребёнок засыпает сам в кроватке без мамы и спит долго и глубоко, но это означает только то, что его «перебороли» отлучением от матери и лишили тесного контакта с ней и тем самым разорвали эту созависимую связь. Но об этих печальных случаях и их последствиях сейчас мы говорить не будем.

Импринтинг в психологии

Импринтинг это в психологии понятие, перешедшее из зоопсихологии и этологии, оно было введено в использовании К. Лоренцом, который пожелал посредством изучения поведения фауны лучше понять человеческое поведение. И если у животных импринтинг необходим для выживания, у человека он приобрел более широкое значение. Иногда предполагают, что данный механизм обучения возможен лишь ранний период после рождения, но данное мнение связано с существенным преобладанием наблюдений за детенышами животных, которое становятся самостоятельными относительно быстрее новорожденного человека.

Помимо механизмов выживания, импринтинг в психологии – это механизм усвоения образов, сценария поведения, алгоритма рассуждений воспринятых в определенный критический период развития. В данные периоды так называемой импринтной уязвимости или импринтной десенсибилизации, личность находится в состоянии, когда образы, связанные с определенным паттерном поведения, воспринимаются большей мерой бессознательно.

Хотя наиболее изучен импринтинг сразу после рождения и приблизительно до годовалого возраста, предполагается, что он может происходить на продолжении практически всей жизни, преимущественно периода взросления и становления, в том числе, как результат психотравмирующих ситуаций. Поскольку у человека социальная адаптация так же крепко связана с успехом выживания, как и физиологическая, то у человека допускают возникновение поведенческих импринтингов без четкого ограничения условиями возраста.

Импринтинг у человека имеет более сложную природу. Это может быть связано с классическими возрастными кризисами, изменением социального окружения и статуса в связи с переездом, поступлением в учебные заведения, начало и смена работы. Чем более молод организм и более нова для него ситуация, тем более велик шанс возникновения психологического импринтинга. Чем более стрессовое состояние, тем лучше происходит подкорковое обучение и самостоятельно логически анализировать и изменять их практически невозможно.

Импринтинг у человека – способ приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между безусловными рефлексами, как примером полностью бессознательных и научением, основанным на сознательном запоминании.

Поскольку импринтинг у человека происходит частично, а в некоторые периоды полностью, бессознательно, человек зачастую не может определить и вспомнить момент его возникновения, потому последующее воспроизведение полученного опыта происходит автоматически, в дальнейшем, к автоматическому поведению будет применено личностно или социально приемлемое объяснение. Если механизм сработал по социально неприемлемому шаблону, попытка механически ограничить свое поведение длительного положительного результата, как правило, не приносит и требует работы специалиста, который, ориентируясь на знания о критических периодах человека, помогает найти психологический импринтинг. Так же, не зная и, не замечая работы бессознательного, человек может, ориентируясь на искусственные модели, препятствовать его правильному возникновению, что может иметь отдаленные негативные последствия.

Импринт

Написал Alex в рубрике Статьи по психологии Импринт – это имеющий огромное значение опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, которые формируют у человека убеждение или систему убеждений. Главная функция импринтинга состоит в получении информации об окружающей среде и прочном закреплении полученных сведений, поэтому он оказывает сильное влияние на формирование личности. Импринтный опыт человек как правило получает в детстве.

Он может быть как благоприятным, так и негативным для развития личности. Все зависит от характера реакции на возникающие импринтные обстоятельства. Импринты могут быть важным позитивным опытом, приводящим к полезным убеждениям, и лишь при травмировании являются проблематичным опытом, который ведет к ограничивающим убеждениям.

Эти практически неизгладимые “впечатления” закладываются в моменты так называемой импринтной уязвимости. Импринтная уязвимость — определенное состояние психики в конкретные отрезки жизни, т.е. строго лимитирована по времени. В эти периоды мозг становится особенно восприимчив к специфическим сигналам, ключевым стимулам окружающей среды. Обычно последствия импринтирования сохраняются на всю жизнь или на большую ее часть.

Пример:

Питание для появившегося на свет ребенка связано с матерью, как первым источником питания, а точнее – с материнским соском. Мать – это для ребенка теплое, уютное, безопасное место. Поиск такой комфортной и безопасной зоны запрограммирован у новорожденного на уровне ДНК. Если ребенку тепло, уютно и он получает пищу, в результате импринтирования, формируется ряд положительных убеждений о мире и выживании в нем. Если же ребенок вместо этого переживает травмирующий опыт, то могут формироваться убеждения о том, что окружающий мир холодный и злой, а также страх по поводу выживания в нем. К примеру, работая с клиентом, который испытывал свою беспомощность в ряде ситуаций, мы вышли на травмирующий опыт, где он не мог получить грудь, испытывал бессилие по этому поводу. Это бессилие в достижении желаемого в дальнейшем распространилось на большую часть жизни клиента и при первых препятствиях в достижении цели он просто отказывался от дальнейших попыток. Для того, чтобы внести изменения в систему, мной был задан вопрос: «А как ты мог получить желаемое в этой ситуации?». И я получил ответ:»Плакать, кричать». Как только клиент понял это, пересмотрел импринтный опыт под новым углом, его система убеждений мгновенно переструктурировалась и вместо бессилия пришло понимание, что приложив определенные усилия в нужной точке можно получить результат.

То, что было проведено в примере, является реимпринтингом, по сути перепрограммированием, позволяющим расширить выбор способов мышления об импринте прошлого опыта. Этот выбор помогает изменить убеждения о себе и об окружающем мире.

Метки >>> психология, реимпринтинг

Значение

Довольно часто люди путают слово «импринтинг» со словом «запечатление»

Очень важно понимать и различать эти два понятия. Хотя многие и полагают, что это синонимы одного и того же явления, подобное предположение ошибочно

Чтобы понять разницу между этими схожими состояниями, стоит дать каждому определение

Чтобы понять разницу между этими схожими состояниями, стоит дать каждому определение.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Запечатление – это неожиданное внимание, которое уделяется некоторым вещам или людям. Это своего рода мгновенная «запись», и она остается на очень долгое время

Помимо того, что мы храним в памяти образы, которые запечатлели, они имеют немаловажное влияние на наше последующее поведение

Помимо того, что мы храним в памяти образы, которые запечатлели, они имеют немаловажное влияние на наше последующее поведение

Импринтинг – это особый вид запечатления

Помимо того, что мы храним в памяти образы, которые запечатлели, они имеют немаловажное влияние на наше последующее поведение. Импринтинг – это особый вид запечатления

По сути, это готовность к принятию образов на всю жизнь

Именно благодаря импринтингу мы никогда не забываем и храним в своей памяти родителей, родные земли, родной дом. Это явление тесно связывает мать и детей с самого рождения

По сути, это готовность к принятию образов на всю жизнь. Именно благодаря импринтингу мы никогда не забываем и храним в своей памяти родителей, родные земли, родной дом. Это явление тесно связывает мать и детей с самого рождения

Импринтинг – это особый вид запечатления. По сути, это готовность к принятию образов на всю жизнь. Именно благодаря импринтингу мы никогда не забываем и храним в своей памяти родителей, родные земли, родной дом. Это явление тесно связывает мать и детей с самого рождения.

Для импринтинга не требуется времени на привыкание. Мать с первого взгляда привыкает к своему ребенку и ощущает с ним близость и связь. То же самое происходит и с ребенком. Однако у людей критический период импринтинга несколько больше, чем у животных.

Рекомендуем: Процесс забывания в психологии

Это объясняется тем, что ребенок не получает сразу способности к полному восприятию мира при помощи органов чувств и запечатлевает мать на подсознательном уровне. У некоторых животных это происходит гораздо быстрее, так как уже с рождения детеныши имеют развитые органы чувств, и им гораздо проще выделить и прочувствовать свою мать.

Запечатление при импринтинге у человека происходит только в раннем возрасте. Младенец в любой момент осознает связь между собой и мамой, после он запечатлевается со своим домом и родиной. Ведь не просто так мы храним теплые воспоминания о детских годах, вспоминая отчий дом и привычную природу.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Однако для животных это имеет большее значение на протяжении всей жизни. Наша несостоятельность и беспомощность в младенческие годы пробуждает в нас инстинкты, в то время как животные все время живут инстинктивно.

Запечатление при импринтинге имеет свои особенности:

  • Возможно в очень ограниченные и короткие сроки. Такой мгновенный период называется критическим.
  • Сам процесс запечатления совершается молниеносно. Осознать длительность процесса нереально.
  • Этому явлению свойственна необратимость, то есть созданные образы сохраняются навсегда.
  • Этот процесс не требует специальной подготовки. Происходит он на подсознательном уровне, независимо от окружающей среды.

Определение

С точки зрения специалистов в области психологии, импринтинг – это механическая реакция мозга, позволяющая зафиксировать в памяти образы, впечатления, убеждения и т. п. в критической ситуации

Стоит обратить внимание на то, что подобный механизм работает лишь в момент уязвимости психики человека, и процесс проходит на подсознательном уровне, совершенно не затрагивается логикой и сознанием. Со временем эти образы могут формировать устойчивую линию поведения человека

Импринтинг – это тот процесс, который невозможно проанализировать с точки зрения логики, поскольку он происходит в момент сильнейших эмоциональных всплесков. В связи с этим важные формирующие человеческое поведение образы очень сложно изменить или скорректировать. С некоторыми, самыми тяжелыми случаями врачи не могут справиться традиционными методами психотерапевтического лечения. Иными словами, импринтинг – это самый первый процесс социализации, представляющий собой формирование норм поведения на основании первого впечатления.

Импринтинг или запечатление

Говоря об импринтинге в психологии всегда упоминается понятие запечатление. Эти два термина используются в качестве синонимом. На самом деле это не всегда корректно.

Импринтинг – это процесс длительный, подчиняющийся правилам и имеющий особенности:

  • возникновение в конкретное время. Как правило, это критические моменты, когда наблюдается повышенная восприимчивость организма и увеличение чувствительности;
  • импринтинг в психологии не требует подкрепления;
  • стабильность результатов, которые могут сохраняться на протяжении жизни.

Запечатление – это часть импринтинга и обозначает кратковременную вспышку внимания, приводящую к мгновенной и длительной записи образа в памяти. Оно влияет на поведение субъекта в будущем. Отличие запечатления от импринтинга – это запоминание, обусловленное не врожденной готовностью, а вызванное ситуативными или социальными факторами.

Запечатление зависит от следующих обстоятельств:

  • яркость испытываемых человеком эмоции;
  • переживания, испытываемые объектом;
  • вспышка глаз в момент запечатления.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.