Оглавление
Шаг второй – отойти на безопасное расстояние
Каждому человеку известна его замедленная реакция на хамство. Во время общения с обидчиком мы стоим, словно проглотив язык, но стоит грубияну скрыться за горизонтом, как ответное острое словцо приходит на ум. Особенно часто это бывает ночью, когда мы уже находимся в постели. Но стоит ли бесконечно перебирать в уме возможные варианты ответов, если можно поступить намного разумнее – просто отойти?
Самоуважение и чувство собственного достоинства не позволяют взрослому человеку эмоционально реагировать на хамство
Он просто не станет обращать на него внимание, пройдя мимо своей дорогой. Однако если вы показываете обидчику собственный страх, краснеете, зажимаетесь или даже пытаетесь что-то ответить ему в той же манере – хам получает то, ради чего он и затеял эту игру
Помните: зачастую обидчики – эмоциональные вампиры, которые обожают устраивать скандалы и заряжаться посредством них. Но зачем растрачивать свою энергию попусту и «подкармливать» ею грубияна?
Нет смысла бояться хама, потому что, как было сказано ранее, это морально слабый и, скорее всего, одинокий, никем не понятый человек. Если он для вас не является близким, то и выстраивать с ним отношения нет никакого смысла.
Не отвечайте хамством на хамство
Вы не знаете, как реагировать на некрасивое поведение человека? Худший вариант – это отвечать хамством на хамство. Вам нагрубили? Если это был незнакомый с вами человек, с которым вы больше не увидитесь, проигнорируйте подобную историю. Пусть человек выговориться. Вам не нужно слушать, что о вас думает персона. Уйдите от скандалиста и не придавайте значения словам, которые полетят вам в спину. Нужно понимать, что у человека плохое настроение, и он хочет выговориться. Вы не помойка, в которую можно скидывать свои негативные эмоции. Поэтому не стоит слушать нелестные и несправедливые отзывы о себе.
Как правильно вести себя с хамами, если вам приходится общаться с подобными людьми на постоянной основе. Уходить от конфликта в этом случае не получится. Вам нужно показать персоне, что вы не потерпите подобного поведения. Объяснять ничего не нужно. Ваш уверенный тон должен сказать сам за себя. Вас критикуют или же на вас кричат? Прервите собеседника и спросите, может ли он сказать что-то по делу. Подобный вопрос охладит пыл скандалиста, и он поймет, что вы не та персона, на которой можно срывать свое плохое настроение.
Проявления хамства у человека
- Агрессия. Большинство людей, избравших тактику хамского поведения, предпочитает агрессивное поведение с выбранным для издевательства собеседником. Активная позиция, резкие высказывания, неприятие чужого мнения, авторитарность суждений — одни из основных инструментов общения агрессивного хама. Он всегда считает, что стоит на передовой правого дела — нравственности, честности, справедливости, воспитанности и т.д. Поэтому иногда дело может доходить до рукоприкладства и прямых угроз.
- Надменность. Надменная ухмылка на лице хама иногда может унизить и испортить настроение человеку не меньше, чем резкое высказывание.
- Игнорирование. Полное безразличие к собеседнику или обращающемуся человеку также можно расценивать как хамство. Только тихое. Тем более если этот собеседник находится в поле зрения и слышимости хама. Большинство хамящих использует стратегию игнорирования и с другой целью — они всегда ставят свои интересы выше интересов других людей.
- Вызывающее поведение. Напомним, что целью хамского поведения является вызов ответной реакции у собеседника, окружающих. Поэтому хам сделает все, чтобы его «выступление» было замечено. Для этого он будет использовать повышенные тона, яркие выражения и активную жестикуляцию. Даже в условиях анонимности (по телефону, в интернете) он будет подбирать такие фразы, чтобы вызвать максимальный резонанс у читающих.
- Отсутствие культуры. Хамское обращение предполагает полное отрицание каких-либо правил культуры поведения и воспитания. Этические рамки не позволяют добиться хаму от своей «жертвы» ожидаемого эффекта, поэтому напрочь отметаются изначально. При этом не обязательно хамом является человек, не получивший в течение жизни должного воспитания. Хамить могут и люди, которые очень хорошо знакомы с правилами этикета, но просто отключают у себя эту «функцию».
Важно! Не все хамящие люди решаются на открытые конфликты, предпочитая использовать скрытые, анонимные способы воздействия на людей. Но это не делает их менее опасными.
Почему следует пресекать хамство?
Хамство следует пресекать
С такими людьми главное уметь постоять за себя. Почему следует пресекать хамство?
- Не давайте этим людям повода думать, что им все сойдет с рук, потому что они сразу автоматически возвысят себя до небес, наивно полагая, что они выше и важнее окружающих их людей.
- Хамы, как правило, являются трусами, которые скрываются за маской эдакого дерзкого уверенного в себе человека, который может все, всегда и всюду.
- Они страстно пытаются быть именно такими, а поэтому, используя колкие слова, пытаются убедить в этом не только вас, но и себя.
Поэтому хамство нужно пресекать, обязательно отвечая на обидные слова.
5) Абстрагируйтесь
Человек действительно вам хамит? Или вы неправильно истолковываете его действия? Даже если человек действительно выходит за рамки, могут ли ситуация под воздействием ваших эмоций казаться хуже, чем она есть на самом деле?
Иногда люди грубы, потому что они такие сами по себе. Возможно, подобным образом они пытаются защитить себя. Или так воспитаны. А, возможно, таким способом они самовыражаются. И это касается только их, и никак не связано с вами.
Некоторые из них могут не осознавать, что ведут себя грубо и у них нет злого умысла вам навредить.
Мы склонны усугублять ситуацию, особенно когда это причиняет нам боль. Для того чтобы посмотреть на все происходящее более объективно, вы можете использовать следующие техники:
- Сублимация гнева. Для того чтобы посмотреть на ситуацию без лишних эмоций, вам нужно избавиться от гнева. Вы можете поговорить с другом или просто выписать все, что вы думаете об этой ситуации и об этом человеке. Это поможет устранить болезненные эмоции, которые затуманивают ваше мышление.
- Взгляд со стороны. Представьте, что вы зритель и смотрите на ситуацию со стороны. Что вы думаете и чувствуете при этом? Изменилось ли ваше мнение о грубияне, когда это не касается лично вас?
- Смена ракурса. Спросите себя: если бы кто-то другой был на вашем месте во время инцидента, этот человек обращался бы с ним таким же образом? Если это «да», то, вероятно, это просто такой человек.
- Объективная оценка. Понаблюдайте, как «грубый» человек относится к другим. Относится ли он к другим так же? Если это «да», то опять же, скорее всего, он такой сам по себе.
- Совет друга. Поговорите об этом с другом и выслушайте его мнение. Так вы посмотрите на ситуацию чужими глазами. И, возможно, увидите все в новом свете.
Рекомендации психологов
Итак, если вы столкнулись с грубостью в магазине, как реагировать на хамство? Советы психологов позволяют достойно выйти из ситуации:
- Универсальные фразы. Услышав от продавца грубость, необходимо отвечать ему, приводя факты, которые невозможно оспорить. При этом используйте общие фразы: «Люди различны. Они по-разному живут. Их интересует разнообразные вещи. Разные события вызывают различные реакции». Прекрасным примером, иллюстрирующим, как использовать такие фразы, является следующий. Хамство продавца: «Ты чего помидоры тыкаешь грязными пальцами?». Ответ: «Спелость помидоров разные люди проверяют по-разному».
- Обращайтесь к вышестоящим органам. Если продавец начинает нагло вам хамить, это расценивается как посягательство на ваши права. Совершенно бесполезно отвечать ему тем же. Это лишняя трата энергии и сил. Но как защититься от хамства? Лучше уточнить у менеджера, кто является руководителем, и обратиться к нему с жалобой. Нельзя оставлять хамство безнаказанным. Можно потребовать книгу жалоб и описать в ней произошедшую ситуацию.
Юмор спасет ситуацию
У вас хорошее чувство юмора? Не стоит его скрывать. Если вы не знаете, как вести себя с хамами, то можете отшучиваться. Любую конфликтную ситуацию можно при умении обыграть как комедийный эпизод. Но следует избегать прямых насмешек над человеком. Иначе вы можете поставить себя в неловкое положение, когда грубый человек воспримет ваши слова как насмешку и заставит вас отвечать за свои реплики. Поэтому пользуйтесь юмором аккуратно. Не нужно шутить над кем-то конкретным. И если вам хочется персонализировать отпущенную остроту, то лучше высмеивайте себя, а еще лучше, продемонстрируйте неловкость ситуации, в которой вы оказались.
Грубость на подъеме
По данным современных социологических исследований, примерно 79% американцев считает недостаток вежливости современного общества серьезной проблемой, а около 60% считают, что грубости и неуважительности вокруг с каждым днем становится все больше.
Иногда это выглядит, как эпидемия или лесной пожар — один грубый поступок ведет за собою второй, тот — третий и четвертый, и мало-помалу это создает все расширяющуюся спираль грубости.
Представьте себе такую ситуацию: поутру, по дороге на работу в собственной машине, вполне нормального и хорошего человека «подрезает» другой водитель, по-хамски вклиниваясь перед ним. Доехав до работы, этого человека приветствует коллега, но тот лишь невнятно огрызается в ответ на приветствие, и немудрено — мысли его заняты лишь ситуацией на дороге, и он вновь и вновь обдумывает, что бы он сделал с тем водителем, угоди тот в его руки.
Коллега же, восприняв такое поведение, как личное оскорбление, и зная, что он ничем не заслужил такого отношения к себе, становится раздражительным, и вскоре срывается на следующего человека, появившегося на работе. Этот следующий человек отыгрывается на ком-то еще, и так далее.
Эта спираль грубости с каждым витком раскручивается все сильнее и сильнее, словно водоворот, втягивая в себя все новых и новых людей — и все из-за одного хама на дороге, решившего, что ему не писаны правила дорожного движения.
Понятие «хамство»
В своей жизни с хамством мы встречаемся везде и всюду. Считается даже, что хамить — это хорошо, значит, человек может постоять за себя и высказать свое мнение по любому поводу. Но это совсем не так.
Хамство — это преднамеренное желание каким-либо образом задеть собеседника, нарушить его личные границы. Чаще всего это делается, чтобы повысить свою самооценку, получить удовлетворение от ложного ощущения власти.
Хамы — это чаще всего невоспитанные люди, испытывающие зависть к чужим успехам и счастью. Особенно комфортно они себя чувствуют, когда знают, что не надо нести ответственность за свои поступки, а все действия остаются анонимными. Поэтому мы так часто встречаем хамов в общественных местах, а также в Интернете.
В процессе хамства иногда используется ненормативная лексика.
Долой хамство
Хамов везде достаточно. И не только в магазине или в общественном транспорте. Нахамить могут и в больнице, и в банке, и в администрации, и по телефону, и даже по электронной почте. И если начать словесную перепалку, то от этого никому лучше не станет. Поэтому надо знать, как научиться отвечать на грубость грубостью в случае с хамом.
- Ни в коем случае не следует воспринимать то, что сказала охамевшая личность. Хам очень часто не делает это искренне, возможно, это гнев на окружающий мир, порядок в стране, стереотипы или ещё что-нибудь. Допустим, если он говорит про уродливую внешность, то возможно, что и он тоже далеко не красавец, и к тому же это его личное мнение, основанное на почве гнева.
- Ни в коем случае нельзя позволять хаму становиться хозяином ситуации. Допустим, неподобающе общается с вами начальник на работе. В этом случае учимся отвечать на хамство грубостью мы или не учимся, это все равно не изменит ничего, иначе можно лишиться работы. Тут нужно вспомнить, что именно ваш начальник нуждается в компетентном сотруднике, а без такого профессионала, как вы, вся работа будет стоять. Если аккуратно донести это до босса, возможно, его пыл стихнет, и он будет вести себя тактичнее.
- Можно также задействовать воображение. Например, представить, что хам стоит за звуконепроницаемым стеклом, из-за чего его красочных фразочек не слышно. Или так: он говорит только хорошее, возвышает и хвалит. Так даже немного приятно становится, а хам будет стоять в недоумении и не поймет, почему на лице оскорбленного улыбка до ушей.
- Также можно попробовать наладить контакт с лицом, пытающимся оскорбить. Спросить, например, «Вам становится лучше лишь от того, что вы хамите?» или «Я не буду всерьез реагировать на ваши слова, потому что вы говорите их неискренне». Может быть, собеседник вдумается в сказанные слова и поменяет свою точку зрения и манеру поведения. Лучше всего к данному приему прибегать в том случае, когда речь идет о близких, знакомых, коллегах по работе – тех, с кем придется еще не раз встречаться и общаться.
Ты прав.
Хотя большинству людей очень непросто произнести эти два слова, особенно когда собеседник явно грубит, в этом есть и позитивные стороны – прежде всего то, что в большинстве случаев такая фраза приводит к быстрому завершению разговору. Что еще они могут сказать? Вы признаете его правоту и тем самым закругляете обсуждение этой темы.
Хотя, используя данную тактику, вы не добьетесь от собеседника извинения за грубое поведение, это добавит изрядную ложку дегтя в его бочку меда, так как он определенно не получит от вас ни гневной отповеди, ни истерики, ни любого другого бурного выражения чувств – одним словом, ничего из того, чего на самом деле от вас добивался.
Характерные особенности
Когда речь заходит о «симптоматике» хамства, то стоит отметить, что данная модель поведения напрямую зависит от самого человека и окружающей его обстановки. В обычной жизни хамство весьма похоже на обычные негативные эмоции и невоспитанность: грубость, бестактность, резкость суждений и т.п.
Очень важно уметь отличать негатив именно от хамства и в этом вам поможет перечень следующих признаков, присущих данному поведению:

Эта тема закрыта для публикации ответов.