Асфиксия новорожденных

Алан-э-Дейл       04.10.2023 г.

Первые дни после рождения

После рождения испытывает сильнейший стресс, т. к. в утробе матери ему было спокойно, тепло и безопасно, а появившись на свет, малыш испытывает на себе смену температуры, слышит громкие звуки и видит яркие цвета, пугающие его, поэтому спокойно ему только в маминых руках.

В этот период важно дарить новорожденному тепло и заботу, не нужно включать с первых дней музыку и показывать игрушки, чтобы малыш реагировал. Примерно в возрасте двух недель он уже различает голос мамы, фокусируется на лицах и предметах, звуках

Примерно в возрасте двух недель он уже различает голос мамы, фокусируется на лицах и предметах, звуках.

Постепенно грудной ребенок распознает мамины руки и лицо.

Психология процесса

Психолог М.И.Лисина сделала предположение, что с помощью комплекса оживления ребенок общается со взрослыми.

В этот период важно уделять младенцу больше внимания, улыбаться ему и разговаривать с ним, играть и часто носить на руках, т. к. от этого зависит, вырастет он открытым и общительным или замкнутым человеком

от этого зависит, вырастет он открытым и общительным или замкнутым человеком.

Инициатива малыша не должна подавляться. Обычно молодые родители готовы бежать к кроватке при малейшем вскрике для кормления ребенка или замены подгузника.

Понимая это, младенцу незачем стараться привлечь внимание к себе. Следить и вовремя выполнять действия по уходу за младенцем, но не впадать в крайности и давать ему отдохнуть от взрослых. Если малыш чем-либо заинтересовался, то не нужно ему мешать

Если малыш чем-либо заинтересовался, то не нужно ему мешать.

Ученые в области детской психологии долгое время изучали комплекс оживления и причину его активизации в период младенчества. Они пришли к таким выводам:

  1. Активность ребенка пропорциональна активности родителей. При частом пассивном поведении родителей по отношению к своему малышу, он все чаще проявляет этот комплекс для привлечения внимания и наоборот — при слишком высокой родительской активности малыш не чувствует потребности в общении и практически не демонстрирует комплекс оживления.
  2. Многие молодые родители, чтобы не баловать свое чадо, не обращают внимания на его крики и плач, что приводит к отставанию в развитии от сверстников, а также возможно развитие психических отклонений.
  3. Как будет общаться ребенок, повзрослев, напрямую зависит от поведения его родителей в период младенчества. Из-за дефицита внимания дети становятся капризными, вследствие чрезмерного внимания родителей к своему чаду дети становятся замкнутыми.

Взаимосвязь родителей и детей

Тесная эмоциональная связь между родителями и ребенком начинает формироваться с первых дней появления нового члена в семье. Сначала она базируется на удовлетворении физиологических потребностей маленького человека. Дети быстро научаются использовать доступные их возрасту способы привлечения внимания взрослого.

Эмоциональный контакт между родителями и детьми младенческого возраста является залогом нормального психического и личностного развития. Доверительные отношения в семье рождают у ребенка чувство безопасности и защищенности. В дальнейшем ребенок, который не испытывал в младенчестве дефицита общения, становится любознательным, самостоятельным, инициативным, целеустремленным.

Камни и палки

— Как влияет на психику ребенка среда,в которую он попадает после рождения?

— Эта среда не позволяет ему нормально развиваться. Многие поколения человеческий мозг формировался в одних и тех же условиях,честно говоря,не очень комфортных. И у мозга сложился некий план поведения,если хотите: «я рожусь,покачаюсь на руках у мамы,потом поползу,руки у меня будут грязные и липкие,на меня прольется вода с неба,об меня будут тереться домашние животные,я возьму палку…»

Если говорить о более старшем возрасте,40−50-летние люди помнят,какие игры практиковали в детстве и как вообще «выживали». У нас было не очень много игрушек,зато вдосталь палок,веток,луж,песка,камней и даже попадались(о боже!) части дохлых животных. И из всего этого великолепия мы творили предметный мир,а с точки зрения возрастной психологии развивали и усложняли свою психику.

Примерно лет 40 назад в нашей стране(в развитых странах пораньше) все поменялось. Образ жизни стал комфортнее и стерильнее. Среда стала выхолощенной,в ней нет того,что нужно мозгу для развития. И получается,что он ждет необходимой ему стимуляции,но не получает ее,и многие процессы просто не запускаются.

Как любитель научной фантастики,в детстве я много читала и представляла себе постапокалиптический мир,в котором человечество вынуждено сохранять себя в условиях подземных бункеров или дрейфующих в космосе кораблей. И там оно,конечно,было бы вынуждено создавать искусственную развивающую среду для своих детей. Получается,что апокалипсис еще не случился,а по отношению к детям мы ведем себя так,как будто уже произошел.

Сенсорный опыт — когда мы гуляем по парку,трогаем растения,колупаем землю,бьем палкой лужу — теперь ребенок получает не в естественной среде,а в кабинете нейропсихолога,на специальных тренажерах для сенсорной интеграции. Это печально.

Дети играют в снегу.

Анна Зайкова

Что такое комплекс оживления?

Комплексом оживления младенца называется целый ряд навыков, которые развиваются в человеке в начале третьей недели его жизни. Эти навыки являются еще неумелыми, однако они выражаются в виде эмоций и движений, через которые малыш показывает свои желания.

Новорожденным ребенок считается в первые 3 месяца своей жизни. Рождение малыша называется кризисным периодом, после которого он еще длительное время отходит. Следует понимать, что ребенок до этого времени ни в чем не нуждался и не ощущал никакого дискомфорта. В утробе матери он имел все, что нужно. Теперь он должен функционировать самостоятельно, указывать маме, в чем нуждается, претерпевать различные ощущения в своем организме, которые возникают после контакта с различными раздражителями окружающей среды.

Малыш в первые недели только привыкает к тому, что он должен быть самостоятельным. Он уже обладает некоторым набором рефлексов, которые направлены в первую очередь на его выживание и адаптацию к окружающему миру. Многие из этих рефлексов к концу первого года жизни пройдут, однако все это будет происходить постепенно, по мере того как малыш будет обучаться сознательным навыкам.

Врожденные рефлексы не помогают малышу в освоении основных моделей поведения, которые нужны взрослому человеку. Они направлены лишь на физиологические потребности. А другие модели поведения ребенок уже будет изучать при жизни.

Что же такое комплекс оживления? Это первые навыки, которые уже указывают на реакцию ребенка на окружающий мир. Он замирает и заостряет на чем-то свой взгляд, прислушивается, затем реагирует путем крика или иных способов бури эмоций.

Наиболее полноценным комплекс оживления становится в 2 месяца. Затем он еще больше усиливается в 3-4 месяцам, после чего разрушается. Уже с 5 месяцев ребенок начинает вырабатывать свои сложные модели поведения на основе эмоционального настроя.

Все эти стадии развития являются важными и значимыми в формировании будущей личности. Каждый младенец должен быть эмоциональным и ярко проявляющим свои ощущения на первом году своей жизни. Для чего это нужно? Для того чтобы обучаться новым навыкам, моделям поведения, осваивать свой организм, быстрее адаптироваться к новому миру.

Задержка в развитии комплекса оживления наблюдается у детей, с которыми родители мало контактируют. Тогда малыш не ощущает никаких внутренних переживаний, которые повлекут за собой формирование психического настроя. При отсутствии контакта ребенка с родителями отмечается малая интенсивность эмоциональных проявлений, неполный комплекс всех составляющих, реактивное реагирование и пр.

Нередко на недоразвитость комплекса оживления влияют физиологические или психические отклонения. Неразвитость нервной системы, генетические заболевания и прочие физические факторы могут повлиять на то, что малыш будет неэмоциональным.

Завершающим этапом комплекса оживления специалисты называют способность ребенка глазами и ушами сосредотачивать свое внимание на зрительных и слуховых раздражителях. До сих пор ведутся споры на счет того, является ли комплекс оживления сознательной реакцией ребенка или все же происходит непроизвольно, ребенок на уровне рефлексов реагирует на внешние раздражители

До сих пор ведутся споры на счет того, является ли комплекс оживления сознательной реакцией ребенка или все же происходит непроизвольно, ребенок на уровне рефлексов реагирует на внешние раздражители.

Реакции ребенка

  • Ребенок в первые секунды общения со взрослым показывает скованность, замирание.
  • Сфокусированный взгляд новорожденного на глаза другого человека после нескольких минут общения.
  • Ответная реакция на диалог взрослого, выраженная в улыбке.
  • После знакомства со взрослым младенец проявляет активность движения, то есть выгибает спинку, пинается, стучит ручками.
  • Привлечение внимания взрослого, или вокализация, проявляется в гулении и радостном крике.

Комплекс оживления – это один из важнейших показателей благополучно протекающего развития новорожденного. Для малыша компоненты данного комплекса служат способом общения с окружающим миром. Все вышеперечисленные реакции должны протекать в совокупности, соответствуя возрастному периоду. Если все в норме, тогда можно говорить о нормальном, здоровом развитии ребенка.

Основные навыки малыша после четырех месяцев

Помимо физического развития, в этот период важно, чтобы у малыша были следующие навыки:

  1. Умение переворачиваться самостоятельно, без помощи взрослого.
  2. Держать голову в положении лежа на животе.
  3. Садиться при помощи взрослого (когда его поднимают за руки вверх), держать голову в положении сидя.
  4. Умение отталкиваться кончиками пальцев ног от твердой поверхности, когда его держат за подмышки.
  5. В отличие от двух месяцев, когда проявляется комплекс оживления, период после четырех месяцев характеризуется осознанным захватом предметов, раскрытыми ладошками, которыми ребенок может самостоятельно похлопывать по предметам.
  6. Умение целенаправленно засовывать пальцы в рот вместо соски или помогать себе руками при кормлении грудью.

Чем старше становится ребенок, тем менее заметны основные проявления комплекса оживления, хотя некоторые из реакций, наоборот, становятся осознанными и значимыми.

Сроки проявления

Комплекс оживления протекает в течение короткого периода существования ребенка и завершается в возрасте четвертого месяца. В этот момент между младенцем и взрослыми устанавливается близкая связь. Детишки энергичны, много смеются и двигаются. Взаимосвязь взрослого и ребенка в этот момент помогает естественному развитию слухового, речевого аппарата и памяти. Он осознает, что подозвать маму можно не только криком, но и благодаря звукам. Малыш не только усмехается, но и хохочет, его действия не беспорядочные, а сознательные.

Для того чтобы узнать источник, нужно воспользоваться помощью доктора. Если младенцу больше месяца, а он не откликается на приход мамы, не содрогается при посторонних шумах, то это может указывать на отклонения в развитии слухового и зрительного аппарата. Если в месячном возрасте ребенок отзывается на маму, лишь когда она близко, это может означать отклонения в его формировании, нарушения в двигательных функциях, поход к доктору необходим.

Для того чтобы малыш естественно формировался, ему нужен непрерывный контакт с близкими, поэтому стоит с ним больше говорить. Совершать это необходимо почаще. То, как будет происходить общение в первые месяцы его жизни, будет способствовать последующему формированию, умению общаться с людьми в перспективе. Не стоит забывать, что избыточное общение способствует желанию уклоняться от общения со взрослыми и ребенок может стать скрытным и нелюдимым.

Период новорожденности – достаточно своеобразный этап жизнедеятельности родившегося младенца. Этап новорожденности длится от начала рождения до начала второго месяца жизни. Один факт рождения является огромным потрясением. До выхода в свет существование младенца проходило в вегетативно физиологическом ритме, относительной постоянности и пребывании в щадящей среде. При выходе в свет ребёнок резко попадает в абсолютно другие условия жизни и внешнего мира. Именно из-за острых перемен в жизни период новорожденности называют кризисным.

Появившись на свет, младенец уже имеет определенный набор рефлексов. Одни рефлексы обеспечивают способность физиологической адаптации организма к окружающему миру и сберегаются в дальнейшем будущем, другие рефлексы атавистичны, проходят в первый год и больше не возникают.

Наличие рефлексов не является основой для психического развития и формирования сложных реакций. В отличие от животных детенышей, человеческий ребёнок намного меньше обеспечен врождёнными формами поведения, поскольку все человеческие паттерны поведения формируются и закрепляются у него прижизненно.

Комплекс оживления выражается замиранием и зацикливанием ребенка на предметах или звуках, после чего появляется улыбка, звуки и движения. Также комплекс оживления у ребенка сопровождается учащенным дыханием, радостными вскриками и другими реакциями.

Более интенсивно комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте двух месяцев. При нормальном развитии он наблюдается в полном комплексе. Эмоциональная двигательная реакция становится более интенсивной в периоде до трёх-четырёх месяцев, а по окончанию этого времени она распадается, трансформировавшись в более сложные паттерны поведения.

При недостатке общения комплекс оживления у ребенка может задерживаться, также могут образоваться отклонения в его выражении: неполнота составляющих комплекса оживления, реактивный характер, увеличение латентного периода, слабая интенсивность проявления компонентов.

Диагностируя уровень формирования ситуативно-личностного общения, самое большое значение придается наличию инициативности комплекса оживления. Слабое проявление каких-нибудь элементов комплекса оживления может быть симптомом физиологической или анатомической патологии деятельности различных анализаторов. Это может свидетельствовать о признаках нарушения развития организма ребенка.

Физиологическим критерием окончания периода комплекса оживления является зрительное и слуховое сосредоточение, проявление условных реакций на слуховые и зрительные раздражители.

Медицинским критерием считается достижение малышом веса, в котором он родился – это свидетельствует о здоровом функционировании систем организма.

Вокруг комплекса оживления происходит дискуссия по поводу того, является ли он дифференцированной эмоциональной реакцией ребёнка на воспринимаемые из внешнего мира воздействия или комплекс оживления является простейшим неосмысленным рефлексом. Есть сторонники первой и второй трактовки, которые придерживаются собственного мнения по этому поводу.

Что должен уметь делать ребенок после 4 месяцев

Психофизиологический смысл комплекса оживления становится понятен, когда появляются новообразования 4 месяца жизни:

  • умение откликаться на собственное имя;
  • интерес к собственному телу, который выражается в разглядывании своих ручек, прикосновениях к лицу, волосам;
  • интерес к своему отражению в зеркале;
  • зачатки предметно-манипулятивной деятельности;
  • способность узнавать знакомый предмет, удивляться его исчезновению из поля зрения и радоваться внезапному появлению;
  • способность самостоятельно перевернуться со спинки на животик и обратно;
  • способность сидеть с поддержкой взрослого и удерживать голову прямо в положении сидя;
  • способность отталкиваться от горизонтальной поверхности кончиками пальцев ног, когда взрослый держит ребенка за корпус;
  • умение хлопать в ладоши;
  • умение правильно распознавать базовые эмоции.

Актуальная ситуация личностного развития младенца на 5 месяце жизни включает в себя усовершенствованные конструкты комплекса оживления. Психологические компоненты, которые включают в себя комплекс оживления, у ребенка старше 4 месяцев постепенно стираются.

Комплекс оживления: возраст, в котором он проявляется

Ученными установлено, что в момент рождения ребенок испытывает огромный стресс, так как новая среда отличается от той, в которой он комфортно пребывал все девять месяцев. Теперь ему все кажется новым и очень опасным.

Примерно через две недели после рождения кроха начинает привыкать и осваиваться, интересоваться предметами и фокусировать на них взгляд, узнавать голос матери или других близких ему людей, чувствовать себя в безопасности в присутствии знакомых взрослых.

Примерно через два с половиной месяца у ребенка начинают появляться первые компоненты комплекса оживления.

Если ранее младенец давал неслаженную реакцию на различного рода раздражители, то теперь все эти компоненты или реакции будут проявляться совместно, то есть комплексно. Например, улыбка на появление взрослого, распознавание голоса матери среди других голосов, радость при виде мамы и т. д. То есть громкое гуление, постукивание ножками и кулачками — все это проявления оживления при виде мамы.

С двух с половиной до трех месяцев — это период абсолютного счастья ребенка, он активен, постоянно улыбается и всем своим видом показывает, что очень хочет узнать много нового.

Комплекс оживления — психология

Не все родители знают, что такое комплекс оживления младенца

Это понятие характеризует определенный этап жизни ребенка, его правильное развитие, и врачи обращают на него особое внимание

Комплекс оживления младенца — определение, признаки

Жизнь новорожденного проходит не так, как жизнь взрослого человека.

Чтобы понимать мотивы поведения младенца и не обижаться на его неадекватные поступки, которые он совершает в те короткие моменты, когда не спит, следует понимать особенности его развития.

В первые месяцы после своего рождения он еще абсолютно не знаком с окружающим миром. Он даже не слишком знаком с собственными родителями. Однако по мере своего развития у него возникает так называемый комплекс оживления.

Он возникает в период от 3 до 6 недель жизни младенца. Когда малыш только родился, все его восприятие направлено на изучение самого себя, а точнее, своих физиологических проявлений. Малыш только начинает изучать свое тело, которое переполнено различных ощущений.

Представьте себя, как бы вы себя ощущали, если бы вы одели новый костюм, который обладает своими функциями, а также попали в мир, где все вам неведомо и существует по непонятным законам.

Развитие малышей происходит достаточно быстро. И уже к концу первого месяца можно наблюдать так называемый комплекс оживления малыша, о котором расскажет сайт психологической помощи psymedcare.ru. Выделяется он следующими характеристиками:

  1. Внимательный взгляд на мать. Малыш становится способным выделять черты маминого лица на фоне стальных лиц. Он уже задерживает на ней свой взгляд, следит за ней, наблюдает и зовет.
  2. Улыбка в ответ на мамину улыбку. Малыш начинает улыбаться, когда видит мать. Это происходит по той причине, что копирует поведение матери, а также реагирует таким образом на ее появление в поле своего зрения.
  3. Потягивание ручек к матери. Малыш начинает тянуть ручки и показывать, что он хочет быть поближе к маме. Таким образом он выражает свое отношение и радость, различными способами поворачивая головку и спинку.
  4. Разговор с мамой. Малыш еще не умеет произносить слова, как это привычно между взрослыми, однако он реагирует на то, что говорит ему мать, откликается различными звуками.

Данный комплекс первых навыков малыша возникает в конце первого месяца жизни и продолжает развиваться вплоть до 5 месяцев. А затем малыш уже по отдельности развивается каждый навык, которым уже начинает постепенно учиться управлять.

Что такое комплекс оживления?

Комплексом оживления младенца называется целый ряд навыков, которые развиваются в человеке в начале третьей недели его жизни. Эти навыки являются еще неумелыми, однако они выражаются в виде эмоций и движений, через которые малыш показывает свои желания.

Новорожденным ребенок считается в первые 3 месяца своей жизни. Рождение малыша называется кризисным периодом, после которого он еще длительное время отходит.

Следует понимать, что ребенок до этого времени ни в чем не нуждался и не ощущал никакого дискомфорта. В утробе матери он имел все, что нужно.

Теперь он должен функционировать самостоятельно, указывать маме, в чем нуждается, претерпевать различные ощущения в своем организме, которые возникают после контакта с различными раздражителями окружающей среды.

Врожденные рефлексы не помогают малышу в освоении основных моделей поведения, которые нужны взрослому человеку. Они направлены лишь на физиологические потребности. А другие модели поведения ребенок уже будет изучать при жизни.

Что же такое комплекс оживления? Это первые навыки, которые уже указывают на реакцию ребенка на окружающий мир. Он замирает и заостряет на чем-то свой взгляд, прислушивается, затем реагирует путем крика или иных способов бури эмоций.

Наиболее полноценным комплекс оживления становится в 2 месяца. Затем он еще больше усиливается в 3-4 месяцам, после чего разрушается. Уже с 5 месяцев ребенок начинает вырабатывать свои сложные модели поведения на основе эмоционального настроя.

Нередко на недоразвитость комплекса оживления влияют физиологические или психические отклонения. Неразвитость нервной системы, генетические заболевания и прочие физические факторы могут повлиять на то, что малыш будет неэмоциональным.

Стадии комплекса оживления

Для своевременного появления комплекса оживления у младенца необходимо с первых дней пребывания ребенка в новом доме создать для него благоприятную психологическую обстановку. Следует помнить, что новорожденные дети в тишине и покое нуждаются ничуть не меньше, чем во внимании и ласке. Рекомендуется исключить сильные эмоциональные потрясения в первый месяц жизни.

Некоторые родители расстраиваются, не получив желаемой реакции крохи на яркую погремушку или музыкальную игрушку. Искусственно вызвать эмоции малютки не получится, так как физиологически он еще не способен их показать. Нужно подождать, пройдет всего лишь несколько недель, и ребенок по достоинству оценит игрушки и погремушки. Это произойдет, как только у младенца появится комплекс оживления. Возникновение комплекса оживления свидетельствует о готовности карапуза к познанию окружающего мира.

В состав комплекса оживления входят следующие стадии:

  1. Появление всей совокупности новых реакций, которые в психологии и называются комплексом оживления, а именно:

Замирание малыша, когда он впервые видит новый предмет или слышит знакомый голос.
Зрительная и слуховая сосредоточенность на лице взрослого или его голосе

Рассматривая подошедшего взрослого, ребенок способен смотреть ему в глаза, удерживая взгляд.
Улыбка и восторженные вскрикивания.
С помощью громких вскрикиваний или протяжного гуления, карапуз обращает на себя внимание взрослого, просит общения.
Двигательная активность, с помощью которой маленький человек старается выразить свою потребность в телесном контакте с родителями. Он тянет руки к маме, поворачивает головку, прогибает спинку, вскидывает ручки

Как только мать берет его на руки, он прижимается к ней, обнимает за шею.

  1. Практически сразу после появления совокупности эмоционально-двигательных реакций, ребенок начинает дифференцировать голоса, безошибочно выделяя среди них голос мамы.
  2. Фокусировка внимания на привлекательных ярких предметах. Теперь он способен следить взглядом за движущимся предметом. Эта способность возникает примерно через 2 недели после окончания периода новорожденности.
  3. К концу второго месяца жизни положительные эмоции у ребенка вызывают не только мамино лицо и ее голос, но и ее прикосновения, кормление грудью. Малыш счастлив, когда мама рядом.
  4. К концу 3 месяца жизни комплекс оживления видоизменяется. Возникают новые, более сложные формы поведения. На основе комплекса оживления примерно к 4 месяцам складывается умение малыша делить людей на «своих» и «чужих». Это проявляется в его настороженности по отношению к незнакомым, в дифференцировании выражения лица взрослого. Кроме того, комплекс оживления знаменует собой появление такой потребности, как познание окружающего мира. Какой бы привлекательной ни была окружающая действительность, если психологически ребенок не готов к ее изучению, он не будет проявлять интереса к окружающим объектам и явлениям.

Комплекс оживления возникает к концу первого месяца жизни, однако своего максимума он достигает лишь в 3–4 месяца. Психологи считают, что такое явление, как комплекс оживления у ребенка, является признаком его готовности к взаимодействию не только с родственниками, но и с другими людьми.

Проявления, которые могут свидетельствовать о проблемах в состоянии и развитии центральной нервной системы

  1. Отсутствие «комплекса оживления», интереса ребенка к общению со взрослым, присоединенного внимания, интереса к игрушкам и, напротив, обостренная слуховая, кожная, обонятельная чувствительность может свидетельствовать о неблагополучии в развитии систем мозга, принимающих участие в регуляции эмоций и социального поведения. Такая ситуация может быть предвестником формирования аутичных черт в поведении.

  2. Отсутствие или позднее появление гуления и лепета. Такая ситуация может быть предвестником задержки речевого развития. Слишком раннее появление речи (первых слов) может быть результатом недостаточности мозгового кровообращения. Рано еще не значит хорошо.

  3. Несвоевременное появление (слишком раннее или слишком позднее появление, а также – изменение последовательности появления) новых типов движений может быть результатом мышечной дистонии, которая, в свою очередь, является проявлением неоптимальной работы мозга.

  4. Беспокойное поведение ребенка, частый плач, крик, беспокойный, прерывистый сон. Такое поведение, в частности, свойственно детишкам с повышенным внутричерепным давлением.

Все вышеперечисленные особенности не должны остаться незамеченными, даже если все родственники в один голос утверждают, что кто-нибудь из них в младенчестве был точно таким же. Уверения, что ребенок сам «перерастет», «когда-нибудь же заговорит» не должны служить руководством к действию. Так можно потерять драгоценное время.

Что делать взрослому для предупреждения нарушений последующего развития, если есть симптомы неблагополучия?

Обратиться к врачу: неонатологу, педиатру, детскому невропатологу, остеопату.

Полезно сделать следующие исследования: нейросонография (НСГ), эхоэнцефалография (ЭхоЭГ), ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы и шеи.

В профилактических целях имеет смысл сделать скрининг новорожденного, который позволяет выявить множество наследственных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, ведущих к отставанию в физическом и психическом развитии. Развитие большинства этих заболеваний можно предотвратить без особых усилий.

Важно не игнорировать рекомендации невропатолога и быть внимательными к таким диагнозам как «перинатальная энцефалопатия (ПЭП)», «синдром мышечной дистонии», «синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости», «постгипоксическое поражение центральной нервной системы». К сожалению, это не пустые слова, которые пишет в карточке врач просто для того, чтобы что-то написать

Это факторы риска развития последующих проблем в поведении и обучении.

Литература:

  1. Би Х. Развитие ребенка. СПб.: Питер. 2004. 768 с.

  2. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М.: Медицина, 1983. – 67 с.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.