Асфиксия новорожденных

Алан-э-Дейл       15.05.2023 г.

Оглавление

Первые дни после рождения

После рождения испытывает сильнейший стресс, т. к. в утробе матери ему было спокойно, тепло и безопасно, а появившись на свет, малыш испытывает на себе смену температуры, слышит громкие звуки и видит яркие цвета, пугающие его, поэтому спокойно ему только в маминых руках.

В этот период важно дарить новорожденному тепло и заботу, не нужно включать с первых дней музыку и показывать игрушки, чтобы малыш реагировал. Примерно в возрасте двух недель он уже различает голос мамы, фокусируется на лицах и предметах, звуках

Примерно в возрасте двух недель он уже различает голос мамы, фокусируется на лицах и предметах, звуках.

Постепенно грудной ребенок распознает мамины руки и лицо.

Психология процесса

Психолог М.И.Лисина сделала предположение, что с помощью комплекса оживления ребенок общается со взрослыми.

В этот период важно уделять младенцу больше внимания, улыбаться ему и разговаривать с ним, играть и часто носить на руках, т. к. от этого зависит, вырастет он открытым и общительным или замкнутым человеком

от этого зависит, вырастет он открытым и общительным или замкнутым человеком.

Инициатива малыша не должна подавляться. Обычно молодые родители готовы бежать к кроватке при малейшем вскрике для кормления ребенка или замены подгузника.

Понимая это, младенцу незачем стараться привлечь внимание к себе. Следить и вовремя выполнять действия по уходу за младенцем, но не впадать в крайности и давать ему отдохнуть от взрослых. Если малыш чем-либо заинтересовался, то не нужно ему мешать

Если малыш чем-либо заинтересовался, то не нужно ему мешать.

Ученые в области детской психологии долгое время изучали комплекс оживления и причину его активизации в период младенчества. Они пришли к таким выводам:

  1. Активность ребенка пропорциональна активности родителей. При частом пассивном поведении родителей по отношению к своему малышу, он все чаще проявляет этот комплекс для привлечения внимания и наоборот — при слишком высокой родительской активности малыш не чувствует потребности в общении и практически не демонстрирует комплекс оживления.
  2. Многие молодые родители, чтобы не баловать свое чадо, не обращают внимания на его крики и плач, что приводит к отставанию в развитии от сверстников, а также возможно развитие психических отклонений.
  3. Как будет общаться ребенок, повзрослев, напрямую зависит от поведения его родителей в период младенчества. Из-за дефицита внимания дети становятся капризными, вследствие чрезмерного внимания родителей к своему чаду дети становятся замкнутыми.

Взаимосвязь родителей и детей

Тесная эмоциональная связь между родителями и ребенком начинает формироваться с первых дней появления нового члена в семье. Сначала она базируется на удовлетворении физиологических потребностей маленького человека. Дети быстро научаются использовать доступные их возрасту способы привлечения внимания взрослого.

Эмоциональный контакт между родителями и детьми младенческого возраста является залогом нормального психического и личностного развития. Доверительные отношения в семье рождают у ребенка чувство безопасности и защищенности. В дальнейшем ребенок, который не испытывал в младенчестве дефицита общения, становится любознательным, самостоятельным, инициативным, целеустремленным.

Камни и палки

— Как влияет на психику ребенка среда,в которую он попадает после рождения?

— Эта среда не позволяет ему нормально развиваться. Многие поколения человеческий мозг формировался в одних и тех же условиях,честно говоря,не очень комфортных. И у мозга сложился некий план поведения,если хотите: «я рожусь,покачаюсь на руках у мамы,потом поползу,руки у меня будут грязные и липкие,на меня прольется вода с неба,об меня будут тереться домашние животные,я возьму палку…»

Если говорить о более старшем возрасте,40−50-летние люди помнят,какие игры практиковали в детстве и как вообще «выживали». У нас было не очень много игрушек,зато вдосталь палок,веток,луж,песка,камней и даже попадались(о боже!) части дохлых животных. И из всего этого великолепия мы творили предметный мир,а с точки зрения возрастной психологии развивали и усложняли свою психику.

Примерно лет 40 назад в нашей стране(в развитых странах пораньше) все поменялось. Образ жизни стал комфортнее и стерильнее. Среда стала выхолощенной,в ней нет того,что нужно мозгу для развития. И получается,что он ждет необходимой ему стимуляции,но не получает ее,и многие процессы просто не запускаются.

Как любитель научной фантастики,в детстве я много читала и представляла себе постапокалиптический мир,в котором человечество вынуждено сохранять себя в условиях подземных бункеров или дрейфующих в космосе кораблей. И там оно,конечно,было бы вынуждено создавать искусственную развивающую среду для своих детей. Получается,что апокалипсис еще не случился,а по отношению к детям мы ведем себя так,как будто уже произошел.

Сенсорный опыт — когда мы гуляем по парку,трогаем растения,колупаем землю,бьем палкой лужу — теперь ребенок получает не в естественной среде,а в кабинете нейропсихолога,на специальных тренажерах для сенсорной интеграции. Это печально.

Дети играют в снегу.

Анна Зайкова

Что такое комплекс оживления?

Комплексом оживления младенца называется целый ряд навыков, которые развиваются в человеке в начале третьей недели его жизни. Эти навыки являются еще неумелыми, однако они выражаются в виде эмоций и движений, через которые малыш показывает свои желания.

Новорожденным ребенок считается в первые 3 месяца своей жизни. Рождение малыша называется кризисным периодом, после которого он еще длительное время отходит. Следует понимать, что ребенок до этого времени ни в чем не нуждался и не ощущал никакого дискомфорта. В утробе матери он имел все, что нужно. Теперь он должен функционировать самостоятельно, указывать маме, в чем нуждается, претерпевать различные ощущения в своем организме, которые возникают после контакта с различными раздражителями окружающей среды.

Малыш в первые недели только привыкает к тому, что он должен быть самостоятельным. Он уже обладает некоторым набором рефлексов, которые направлены в первую очередь на его выживание и адаптацию к окружающему миру. Многие из этих рефлексов к концу первого года жизни пройдут, однако все это будет происходить постепенно, по мере того как малыш будет обучаться сознательным навыкам.

Врожденные рефлексы не помогают малышу в освоении основных моделей поведения, которые нужны взрослому человеку. Они направлены лишь на физиологические потребности. А другие модели поведения ребенок уже будет изучать при жизни.

Что же такое комплекс оживления? Это первые навыки, которые уже указывают на реакцию ребенка на окружающий мир. Он замирает и заостряет на чем-то свой взгляд, прислушивается, затем реагирует путем крика или иных способов бури эмоций.

Наиболее полноценным комплекс оживления становится в 2 месяца. Затем он еще больше усиливается в 3-4 месяцам, после чего разрушается. Уже с 5 месяцев ребенок начинает вырабатывать свои сложные модели поведения на основе эмоционального настроя.

Все эти стадии развития являются важными и значимыми в формировании будущей личности. Каждый младенец должен быть эмоциональным и ярко проявляющим свои ощущения на первом году своей жизни. Для чего это нужно? Для того чтобы обучаться новым навыкам, моделям поведения, осваивать свой организм, быстрее адаптироваться к новому миру.

Задержка в развитии комплекса оживления наблюдается у детей, с которыми родители мало контактируют. Тогда малыш не ощущает никаких внутренних переживаний, которые повлекут за собой формирование психического настроя. При отсутствии контакта ребенка с родителями отмечается малая интенсивность эмоциональных проявлений, неполный комплекс всех составляющих, реактивное реагирование и пр.

Нередко на недоразвитость комплекса оживления влияют физиологические или психические отклонения. Неразвитость нервной системы, генетические заболевания и прочие физические факторы могут повлиять на то, что малыш будет неэмоциональным.

Завершающим этапом комплекса оживления специалисты называют способность ребенка глазами и ушами сосредотачивать свое внимание на зрительных и слуховых раздражителях. До сих пор ведутся споры на счет того, является ли комплекс оживления сознательной реакцией ребенка или все же происходит непроизвольно, ребенок на уровне рефлексов реагирует на внешние раздражители

До сих пор ведутся споры на счет того, является ли комплекс оживления сознательной реакцией ребенка или все же происходит непроизвольно, ребенок на уровне рефлексов реагирует на внешние раздражители.

Реакции ребенка

  • Ребенок в первые секунды общения со взрослым показывает скованность, замирание.
  • Сфокусированный взгляд новорожденного на глаза другого человека после нескольких минут общения.
  • Ответная реакция на диалог взрослого, выраженная в улыбке.
  • После знакомства со взрослым младенец проявляет активность движения, то есть выгибает спинку, пинается, стучит ручками.
  • Привлечение внимания взрослого, или вокализация, проявляется в гулении и радостном крике.

Комплекс оживления – это один из важнейших показателей благополучно протекающего развития новорожденного. Для малыша компоненты данного комплекса служат способом общения с окружающим миром. Все вышеперечисленные реакции должны протекать в совокупности, соответствуя возрастному периоду. Если все в норме, тогда можно говорить о нормальном, здоровом развитии ребенка.

Основные навыки малыша после четырех месяцев

Помимо физического развития, в этот период важно, чтобы у малыша были следующие навыки:

  1. Умение переворачиваться самостоятельно, без помощи взрослого.
  2. Держать голову в положении лежа на животе.
  3. Садиться при помощи взрослого (когда его поднимают за руки вверх), держать голову в положении сидя.
  4. Умение отталкиваться кончиками пальцев ног от твердой поверхности, когда его держат за подмышки.
  5. В отличие от двух месяцев, когда проявляется комплекс оживления, период после четырех месяцев характеризуется осознанным захватом предметов, раскрытыми ладошками, которыми ребенок может самостоятельно похлопывать по предметам.
  6. Умение целенаправленно засовывать пальцы в рот вместо соски или помогать себе руками при кормлении грудью.

Чем старше становится ребенок, тем менее заметны основные проявления комплекса оживления, хотя некоторые из реакций, наоборот, становятся осознанными и значимыми.

Сроки проявления

Комплекс оживления протекает в течение короткого периода существования ребенка и завершается в возрасте четвертого месяца. В этот момент между младенцем и взрослыми устанавливается близкая связь. Детишки энергичны, много смеются и двигаются. Взаимосвязь взрослого и ребенка в этот момент помогает естественному развитию слухового, речевого аппарата и памяти. Он осознает, что подозвать маму можно не только криком, но и благодаря звукам. Малыш не только усмехается, но и хохочет, его действия не беспорядочные, а сознательные.

Для того чтобы узнать источник, нужно воспользоваться помощью доктора. Если младенцу больше месяца, а он не откликается на приход мамы, не содрогается при посторонних шумах, то это может указывать на отклонения в развитии слухового и зрительного аппарата. Если в месячном возрасте ребенок отзывается на маму, лишь когда она близко, это может означать отклонения в его формировании, нарушения в двигательных функциях, поход к доктору необходим.

Для того чтобы малыш естественно формировался, ему нужен непрерывный контакт с близкими, поэтому стоит с ним больше говорить. Совершать это необходимо почаще. То, как будет происходить общение в первые месяцы его жизни, будет способствовать последующему формированию, умению общаться с людьми в перспективе. Не стоит забывать, что избыточное общение способствует желанию уклоняться от общения со взрослыми и ребенок может стать скрытным и нелюдимым.

Период новорожденности – достаточно своеобразный этап жизнедеятельности родившегося младенца. Этап новорожденности длится от начала рождения до начала второго месяца жизни. Один факт рождения является огромным потрясением. До выхода в свет существование младенца проходило в вегетативно физиологическом ритме, относительной постоянности и пребывании в щадящей среде. При выходе в свет ребёнок резко попадает в абсолютно другие условия жизни и внешнего мира. Именно из-за острых перемен в жизни период новорожденности называют кризисным.

Появившись на свет, младенец уже имеет определенный набор рефлексов. Одни рефлексы обеспечивают способность физиологической адаптации организма к окружающему миру и сберегаются в дальнейшем будущем, другие рефлексы атавистичны, проходят в первый год и больше не возникают.

Наличие рефлексов не является основой для психического развития и формирования сложных реакций. В отличие от животных детенышей, человеческий ребёнок намного меньше обеспечен врождёнными формами поведения, поскольку все человеческие паттерны поведения формируются и закрепляются у него прижизненно.

Комплекс оживления выражается замиранием и зацикливанием ребенка на предметах или звуках, после чего появляется улыбка, звуки и движения. Также комплекс оживления у ребенка сопровождается учащенным дыханием, радостными вскриками и другими реакциями.

Более интенсивно комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте двух месяцев. При нормальном развитии он наблюдается в полном комплексе. Эмоциональная двигательная реакция становится более интенсивной в периоде до трёх-четырёх месяцев, а по окончанию этого времени она распадается, трансформировавшись в более сложные паттерны поведения.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.