Косплей: что это за субкультура

Алан-э-Дейл       15.05.2023 г.

Оглавление

Как делать косплеи?

Качественный косплей не обходится без нескольких слагаемых: одежда, парик или натуральная прическа, мейкап, аксессуары и актерские способности исполнителя. Многие профессиональные косплееры делают свою образы самостоятельно, отдавая любимому занятию все свободное время и большое количество сил. Косплеи бывают разными по степени сложности, если создать представителя внеземной цивилизации с щупальцами и одним глазом не получится без приобретения множества аксессуаров, то перевоплотиться в школьницу можно просто пересмотрев свой гардероб. Рассмотрим составляющие по отдельности.

Прическа

Профессионалы чаще создают прическу не из собственных волос, а при помощи парика. У них накапливается множество париков, часто по несколько на одного персонажа. У этого выбора есть несколько объяснений:

  • парик эффектнее. Он будет более равномерным и насыщенным по цвету, блестящим, из него не выбиваются волосы, так как они намного толще натуральных;
  • он не будет растрепываться на ветру, электризоваться, пушиться от влажности. С париком прическа всегда под контролем;
  • настоящие волосы не всегда позволяют воплотить все идеи. У многих персонажей неестественный цвет волос и длина, которая отличается от длины исполнителя. Даже если позволяет длина, волосы могут не лечь в нужную укладку, а парик можно купить и использовать уже уложенным;
  • не нужно портить волосы. Не каждая девушка согласится обрезать длину или покраситься в экстремальный цвет под нужный образ. К тому же частые укладки негативно сказываются на состоянии волос.

Макияж

Обязателен для любого персонажа, в том числе и для мужского. Степень сложности будет зависеть от выбранной роли, но есть несколько обязательных условий для всех. Во-первых, ровный цвет лица с усилением нужного тона кожи. Во-вторых, выразительность глаз. Для этого используются линзы и накладные ресницы. Профессионалы обращаются к не менее профессиональным визажистам, для любителя достаточно посмотреть видео-урок и нанести макияж по рекомендациям из него.

Костюм

Наиболее сложная и дорогая часть, многокомпонентная и требующая вдумчивого подхода. Костюмы тоже бывают более или менее сложными, есть несколько путей получить нужную экипировку. Самый простой — купить готовый костюм у кого-то, но велика вероятность того, что он не сядет на тебя, или в жизни будет не такой, как на фотографиях. Костюм под себя можно заказать или создать самостоятельно. Наиболее талантливые косплееры шьют свою костюмы сами, но не каждый умеет шить, поэтому покупка и заказ тоже распространены.

Аксессуары

Подчеркивают особенности костюма, делают образ более выразительным. Для любого косплея нужна обувь, а также украшения, нельзя забывать про обязательную атрибутику выбранного персонажа. Это могут быть головные уборы, короны, заколки для волос, сумочки и прочее. Внимательно смотри на выбранный образ, отмечая каждую деталь, тогда у тебя появится понимание необходимого набора аксессуаров.

Актерское мастерство

Важны не только природные актерские данные, но и способность почувствовать персонаж, полностью погрузиться в него. Чтобы создать хороший косплей, недостаточно переодеться в героя, нужно им стать. Если все затевается ради фотографий, то обязательными моментами становятся локация для фото, свет, взгляд, принятая поза. Не менее важным обстоятельством становится обработка снимков. Для каких-то достаточно просто настроить контраст и баланс цветов, некоторые нужно делать более выразительными, акцентируя внимания на чем-то определенном. Часто косплееры добавляют компьютерной графики, с ее помощью они получают те элементы, которые невозможно создать в реальной жизни. Не менее часто они нанимают для этих целей фотографа.

История

Группа косплееров на сцене косплей-фестиваля Yukicon 2014 в Финляндии

Золотой век научной фантастики, длившийся с 1930-х по 1960-е годы, а также успехи в научно-техническом прогрессе, подпитывая друг друга, стали основой для широкого распространения в западном и, во многом, мировом обществе футуристических идей литературных произведений[источник не указан 1247 дней]. Эти же процессы дали старт для появления новых литературных жанров, таких как фэнтези или стимпанк. Поклонники этих жанров начали переодеваться в костюмы сродни маскарадным, в стилистике любимых произведений. Писатель и редактор Форрест Экерман писал в отчёте «Fantastic Universe»: «Монстры, мутанты, учёные, космонавты, пришельцы, и прочие твари сегодня правят балом».

Американский исследователь популярной культуры Рон Миллер указывает[где?], что в США уже к 1960-м годам произошло формирование отдельных групп фанатов, изготавливающих и примеряющих на себя костюмы и образы полюбившихся им персонажей научно-фантастической культуры[источник не указан 1247 дней]. Но основным катализатором движения косплееров стали фестивали, посвящённые культуре американских комиксов. Первым фестивалем, где основной упор делался именно на жанр комикса, стал Detroit Triple Fan Fair (DTFF). Он, несмотря на статус первого подобного фестиваля, смог заложить основы организации аналогичных мероприятий на долгие годы. Хотя главный упор в DTFF делался на индустрию комиксов, он сбалансированно осветил исторические и научно-фантастические кинофильмы, литературу, а также организовал конкурс костюмов, превратившийся в характерный атрибут таких фестивалей[источник не указан 1247 дней].

В 1970 году был проведен первый San Diego Comic-Con, ставший впоследствии ведущим мировым событием косплей-движения, а также распространивший свою франшизу на многие подобные фестивали по всему миру. На первом Comic-Con 1970 года было 145 человек, однако уже через 10 лет его посещало по 6000 посетителей, а позже количество гостей стало измеряться сотнями тысяч человек. Успех формата проведения Comic-Con International дал старт другим масштабным мультиформатным мероприятиям подобного рода: Electronic Entertainment Expo (Е3) в Лос-Анджелесе, Gamescom в Кёльне и другие; позже стало возможным проводить отдельные узкоспециализированные мероприятия, посвящённые конкретному продукту или одному издателю — BlizzCon, WG Fest и т. д.

Косплей, не являясь ключевым элементом подобных фестивалей, составляет важную их часть по привлечению и развлечению посетителей и гостей мероприятия[источник не указан 1247 дней]. Для самих косплееров данные фестивали являются ключевыми и, во многом, итоговыми событиями, к которым идет целенаправленная и длительная подготовка.

С течением времени менялась поп-культура, а вместе с ней менялись и основные тенденции, повлиявшие на косплей. Если в 1970-х—1980-х годах основными двигателями косплея были комиксы, то в 1980—1990-х к ним добавились кинофильмы. В 2000-е годы, по мере возрастания графических возможностей персональных компьютеров и игровых видеоприставок, косплееры начали активно черпать идеи в видеоиграх.

Инопланетная краса

Одним из памятных событий в среде косплея за прошедший год стал фестиваль Cosplay Star, который в народе метко окрестили «просто бомба» из-за казуса с ложным сообщением о заминировании здания.
Но, несмотря на эту временную трудность, сам фестиваль оставил приятные впечатления и порадовал обилием нового косплея. Одним из таких образов стал костюм протосса Аларака от команды Feyische & Enishi, выигравший в номинации «Лучший косплей персонажа вселенной Blizzard». Это уже вторая их работа над этим косплеем, в борьбе за лидерство костюм Аларака был переделан с нуля!

Feyische и Enishi — большие поклонники игр Blizzard и создают немало эффектного косплея также и по другим играм компании. На «ИгроМире» ребят можно было встретить в костюмах волшебницы и некроманта из второй части Diablo. Особого упоминания заслуживает и новая их работа — косплей воздаятеля Мараада, прославленного дренея-паладина из вселенной World of Warcraft.

Виды косплея

Абсолютно четкого разделения и строгих правил для каждого вида косплея не существует, но все же разновидности «костюмированной игры» есть.

Первый и самый распространенный вид — это косплей по какому-нибудь аниме или манге. Его можно назвать традиционным. Костюм персонажа берется не только из анимационного фильма, сериала или японского комикса, но и из специально изданных артбуков и компьютерных игр. Это ни в коем случае не является нарушением каноничности. Ведь огромное число сериалов было создано по мотивам той или мной видео-игры и наоборот. Костюмы по аниме могут быть как простыми в изготовлении, так и чрезвычайно сложными. Иногда на создание костюма у косплеера уходит по полгода.

Кукольный косплей — это костюм для куклы, которая служит в качестве дополнительного персонажа для более полного раскрытия образа или для использования в сценке или показе. Кукла изображает спутника странствующего героя, которого изображает косплеер. Кукла может наряжаться и в такой же костюм, как и у участника. Также, кукольный косплей служит ещё для одной цели: в нем можно воплотить то, что невозможно выполнить для себя. Или сделать персонажа, роль которого не подходит самому косплееру, но очень хочется её представить на суд зрителей.

Оригинальный косплей — прекрасная возможность воплотить все свои мечты, т.к. придумывает и создает персонажа косплеер сам. Здесь человек не ограничен никакими рамками, все фантазии и оригинальные идеи могут найти свой выход в создании оригинального косплея. Но здесь существует один весьма весомый минус: такой необычный костюм очень сложно оценить, потому что нет оригинала, с которым его можно сравнить. В этом случае костюм оценивают по сложности и мастерству исполнения.

Фотокосплей — косплей, запечатленный фотографом. К изготовлению костюмов для участия в фотосессиях, посвященных тому или иному аниме, фильму или игре, косплееры подходят не менее серьезно, чем к костюмированным фестивалям и показам. Фотокосплей это не просто позирование перед объективом фотокамеры. Нужно изобразить своего персонажа и полностью раскрыть его образ, находясь в статичном положении, не используя такие способы, как речь, пластика, походка. Используется только мимика, выражение глаз и замерший в движении жест. Но индивидуальные фотосессии не так сильно распространены, как может показаться. Чаще всего в фотокосплее задействованы два или более участников, которые пытаются передать через фотографию какие-либо сцены, атмосферу фильма или манги в картинке, или изобразить какой-нибудь момент из отыгрываемого источника. В качестве декораций используются индустриальные здания, стройки, природа. Но чаще всего для этого вида косплея используются фотостудии, которые оборудуются в соответствии с поставленной задачей.

J-rock cosplay — косплей поклоннниками j-rock музыки сценических образов («visual key») любимых исполнителей, групп. Пока это явление получило широкое распространение лишь только в Японии. Конечно, и в других странах также можно встретить людей, настолько обожающих какого-либо исполнителя из стиля j-rock, что они примеряют его образ на себя и копируют его манеру одеваться, двигаться, делают прически под своего кумира. Но все же на Западе это не приобрело широкий масштаб.

Не так давно среди японских косплееров появилась тенденция роста популярности западных фильмов и сериалов. Своего названия этот вид косплея пока не получил, но его все же выделяют в отдельную группу. Связано появление нового вида косплея среди японцев с огромным успехом таких продуктов киноиндустрии, как «Матрица», «Властелин колец» и «Звездные войны». Но поистине огромную популярность у жителей Японских островов приобрел «Гарри Поттер». Именно этот фильм завоевал огромное число фанатов, что не могло не сказаться на такой влиятельной субкультуре как косплей. В данном случае получилось так, что американцы сделали японцам ответный «подарок»: когда-то Япония познакомила Америку с косплеем, а теперь американские традиции этой субкультуры прижились у родоначальников жанра.

Еще одной интересной тенденцией современного косплея стало использование элементов реальных костюмов и существующей моды в создании костюмов для «костюмированной игры». К примеру, стилизация одежды под наряды фарфоровых кукол викторианской эпохи (Gothic Lolita) привлекает некоторых косплееров, которые используют детали и даже большие элементы этих костюмов для создания косплея. Однако это размытие рамок между костюмами аниме персонажей и реальными используется косплеерами только в некоторых случаях, когда они изготавливают наряд для себя или участвуют в мероприятии, которое не ограничивает участников жесткими правилами.

Фестивали

В последние несколько лет стали проводиться много мелких и крупных фестивалей, посвященных как аниме-культуре в целом, так и косплею в частности.

В Японии самым значительным событием для представителей субкультуры косплей является Comiket — рынок додзинси (японских комиксов). Comiket проводится два раза в год: зимой (зимний Комикет) и летом (летний Комикет). Это мероприятие каждый раз собирает сотни тысяч поклонников манга отаку и несколько тысяч косплееров и проводится на крыше огромного выставочного центра в Токио. В целом рынок комиксов собирает около полумиллиона человек. Это база для начинающих мангак, где каждый сам старается продать свои додзинси. На фестиваль приезжают также и известные аниматоры в поисках талантов. Большая часть отведена различным мероприятиям с участием косплееров.

Самым известным и популярным фестивалем в России считается Аниматрикс (Anima3x). Этого события ждут всегда с огромным нетерпением все, кто имеет отношение к косплею, японской поп-культуре и j-року. Зарождался этот фестиваль в небольшом московском рок-клубе «Матрица» в 2003 году. Однако, уже на следующий год он проводился в большом актовом зале одного из колледжей столицы. Затем он переместился в Центральный дом предпринимателей, а дальше был организован в ДК Горбунова, а в последние годы в театре имени В. Назарова. За время своего существования Аниматрикс превратился из небольшого московского фестиваля в ежегодный международный конвент — одно из самых масштабных и ярких событий, собирающих более 3000 тысяч человек со всех регионов России и из-за рубежа. Аниматрикс отличается яркими шоу, красивыми номерами, шикарными дефиле и великолепными костюмами, так как к нему все готовятся долго и тщательно. А стрит-фэшн и джейрок-дефиле — это отдельная и самая впечатляющая часть конвента, отличающаяся феерий цвета и света.

В разгар весны проводится ставший традиционным Всероссийский фестиваль японской анимации в Воронеже. Туда съезжаются косплееры со всех городов России. Программа фестиваля весьма разнообразна: здесь и само косплей-шоу, и фото-уголки, где каждый может сфотографироваться в образе любимого персонажа, и выступления музыкальных групп, и мастер-классы с участием звезд фэндомов, и тематические конференции, и показы аниме-фильмов, и многое другое.

Это первые и самые известные фестивали, проводящиеся на территории России. Однако и в других городах начали проводиться свои мероприятия: «Anyfest» и «Отаку Фестиваль» в Санкт-Петербурге, «Аниме фестиваль» в Благовещенке, «Дай-фест» в Омске, «Отакун» в Рязани, «Феникс» в Казани, «Таносиба» в Челябинске, «Animate it» во Владивостоке, «ЧибиФест» в Екатеринбурге, Animau (Уфа), Танибата (Ростов-на-Дону), Animania (Нижний Новгород) и многие другие.

Фестивали — это не только яркие номера, сценки и костюмы, не только конкурсы на лучший косплей. Для представителей этой субкультуры такие мероприятия ещё и прекрасная возможность поделиться опытом, пообщаться, узнать что-то новое и интересное. И, конечно же, это яркие впечатления и эмоции.

Однако косплей уже вышел за рамки аниме-фестивалей. Сейчас косплей можно увидеть на всевозможных общественных мероприятиях, посвященным различным премьерам фильмов и видеоигр, на выступлениях музыкальных групп, на открытиях развлекательных парков и ночных клубов. В 1998 года, в районе Токио Акинабара (Akinabara) появилось первое косплей-кафе. В настоящее время там выросло много подобных заведений, ориентированных на фанатов аниме и косплея. Обслуживающий персонал в таких кафе облачен в костюмы героев аниме и популярных компьютерных игр.

Hetalia axis powers Lithuania and Poland 

Восток и запад

Стоит заметить, что азиатский и западный косплей сильно разнятся по своей сущности. Пропасть между азиатской и европейской культурами не исчезала никогда, а потому это отразилось и на творчестве фан-сообществ. Если в Европе, Австралии, странах Северной и Южной Америки косплееры могут перевоплощаться в литературных и кино – героев, реальных людей, актеров, исполнителей и других деятелей искусства, помимо как в персонажей игр, аниме, комиксов, персонажей западной мультипликации, то в странах Восточной Азии, в особенности в Японии, Китае и Южной Корее, это почти всегда персонажи вторичной реальности, а также сценичные образы участников visual kei групп, где за макияжем и костюмом самого человека увидеть невозможно.

Это связано со степенью персонификации персонажа. Намного легче изобразить героя, не имеющего воплощения, чем героя, у которого уже есть «живое лицо» в виде актера или актрисы. К примеру, когда мы произносим имя «Черная вдова», то перед нами появляется образ Скарлетт Йоханссон, а не образ из комиксов вселенной Марвел. В Японии же наоборот, нарисованный образ закреплен в общественном сознании во много прочнее, нежели экранизации какого-либо аниме или манги.

Более того, в Японии косплей уже давно вступил в права национальной культуры и стал более массовым. Именно здесь косплей стоит на самом профессиональном уровне: помимо любительского переодевания, здесь есть люди, зарабатывающие этим на жизнь; косплей просочился в рекламу, литературу, другие области искусства, в общественное сознание.

Самые популярные персонажи

Новички склонны выбирать один из самых раскрученных образов. Сегодня наиболее популярны:

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.