Личностно-ориентированный подход в образовании

Алан-э-Дейл       03.11.2024 г.

Понятие и главные принципы, этапы и направления внедрения в педагогическую систему России

Такое обучение — метод образования, в основе которого стоит ученик с его личными качествами, характером, ценностями. Вся учебно-воспитательная работа направлена на раскрытие потенциала ребенка и вселении в него уверенности в собственные силы. Это формирует доброту, командные качества, уверенность, способности к самообразованию, пробуждают интерес к окружающему миру, без страха и злобы.

Похожие термины:

  • обучение, где во главу угла ставится личность ученика, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

  • 1)это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей; 2) это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самор

  • образование, основной целью которого является становление духовных и интеллектуальных качеств.

  • «способы педагогической деятельности, обеспечивающие социально-педагогическую защиту, личностно-смысловое развитие и поддержку индивидуальности личности в воспитательном процессе» //Бондарев

  • образования, основывающаяся на организации взаимодействия учащихся и педагогов, когда созданы оптимальные условия для развития у обучаемых способности к самообразованию, самоопределению, самос

  • роль, которую выполняет личностно-ориентированное воспитание в становлении и развитии личности, осуществлении интересов детей. Личностно-ориентированному образованию присущи чело-векообразующ

  • «общие основания, фундаментальные тенденции, выступающие как исходные условия и закономерности личностно-ориентированного воспитательного процесса. Принципы детерминируют цели, содержание, те

  • Традиционный подход в проектировании содержания профессионального образования не обеспечивает в полной мере развития личности. Важным концептуальным условием обеспечения личностно ориентиров

  • предполагает постоянное удовлетворение образовательных запросов человека, создание условий проектирования и реализации индивидуальной программы, позволяющей выбрать и овладеть разнообразным

  • педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума,

  • способ построения воспитательно-образовательного процесса. Целевой ориентир ЛОФВ — формирование физической культуры личности через построение в физкультурно-спортивной среде элективных траек

  • альтернатива традиционному когнитивно ориентированному, особый тип образования, основывающийся на организации взаимодействия учащихся и педагогов, при которой созданы оптимальные условия для

  • предполагает: применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка; проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особеннос

  • предполагает: -выделение ученика как субъекта, признание его основной ценностью образовательного процесса; -развитие его способностей как индивидуальных возможностей, признание того, что развит

Личностно-ориентированный подход и его особенности

Что такое личностно-ориентированный подход? Это метод, помогающий усовершенствовать систему образования.

Определение 1

Личностно-ориентированный подход – это концентрация внимания педагога на отдельном ребенке. Целью является не только сосредоточенность на развитии его интеллекта, но и сам ребенок, как целостная личность. Охватывается развитие его гражданских чувств, духовная сторону, эстетические и творческие задатки, различные способности.

В контексте такого педагогического подхода, образование рассматривается как базис для подготовки ребенка к жизни в гражданском обществе. Это относится к философии новейшего образования. При правильном обращении с детьми в условиях личностно-ориентированного подхода, развиваются такие стороны индивида:

  • Способность к самостоятельному выбору
  • Умение рефлексировать и здраво оценивать собственные победы и поражения
  • Поиск своего предназначения
  • Склонность к творчеству
  • Ответственность

Весь процесс сосредоточен вокруг ученика – он является главным действующим лицом. При этом, происходит ориентация на воспитание и образование всех детей, находящихся в классе. В процессе учитываются их индивидуальные особенности и потребности. Задача педагога состоит в том, чтобы отыскать нужную способность каждого ребенка, и развивать их максимально по мере его возможностей.

Личностно-ориентированный подход к обучению базируется на неповторимой уникальности каждого индивида. Универсальность личности становится основой всей воспитательной работы, в ходе которой происходит становление творческого потенциала ребенка. Упор преподавателя направлен на раскрытие независимости, самодостаточности, полноценности и самоконтроля.

Работа над воспитанием начинается с оценки успехов

Важно, что не стоит сравнивать личность с кем-либо

Следует сосредоточить внимание на личных победах ребенка. Если он сделал что-то лучше, чем вчера, превзошел самого себя, то это стоит отметить на словах

Акцент при этом делают на стараниях и здравом стремлении стать лучше.

Ключевыми становятся успехи в творчестве, в самостоятельности и инициативности. Как правило, похвала даже за минимальные заслуги, пробуждает веру в собственные силы и возможности. Похвальное слово, употребленное в правильный момент, может сделать сильную личность даже из самого слабого ребенка, ведь это один из показателей одобрения его начинаний в обществе.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Определение 2

Личностно-ориентированное воспитание – это основа гуманистической педагогики. Такая воспитательная система ставит ребенка в центр всего, что происходит. В процессе учитываются его индивидуальные особенности. Доминирует уважение, доброта, ласка, отношение к ребенку на равных.

Существует ряд особенностей системы, направленной на развитие личности ребенка:

  • Запрещается ориентировка на среднего ребенка
  • Человеческие особенности учитываются в ходе воспитательного процесса
  • Используются личные программы развития и прогнозирование

Личностный подход зациклен на специальной подготовке преподавателя. Она базируется на понятии о том, что в детский сад приходят дети уже являющиеся самостоятельными личностями. Задача воспитателя заключается в предоставлении уважения, внимания и защиты. Интерес педагога должен быть направлен индивидуально на каждого ребенка – это реализуется с помощью различных педагогических приемов.

Технология проведения урока для студента педагогического ВУЗа

Основной целью уроков в рамках личностного подхода должно быть создание положительных условий для ученической деятельности. Педагог, отталкиваясь от индивидуальных особенностей учеников своего класса должен подготовить к уроку актуальные и действенные методы и приемы, которые позволят выявить у учащихся индивидуальные качества. Студент ВУЗа, то есть будущий педагог, за время учебы должен научиться понимать и чувствовать детей с первых минут знакомства. 

Это поможет создать максимально ясную картину, описывающую личность ребенка и раскрывающую его знания, умения и навыки. Это даст возможность подготовить конспект урока таким образом, чтобы укрепить сильные стороны и подтянуть слабые, устранить комплексы, внушить веру в себя.

При подготовке к практическому уроку с детьми студент должен настроиться на положительную атмосферу, забыть схоластические методы обучения, где присутствовали только доска, указка, ругань. При подходе, ориентированном на личность ребенка, должен царить позитив, товарищество, доверительная атмосфера, в которой ученики уважают учителя, доверяют ему, не боятся его, и стремятся по максимуму проявить свои способности.

Технология проведения урока основана на постоянном взаимодействии учителя и ученика. В классической модели обучения учитель на уроке даёт информацию, проводит 3-5 практических заданий, направленных на понятие и закрепления материала и дает работу на дом, или же дети дома отдыхают.

В отличие от традиционного обучения при личностных уроках деятельность учителя заключается в организации учебного процесса, при котором больше активничают учащиеся. Их нужно подвести к тому, чтобы они сами выявили проблему, и нашли пути ее решения, а педагог в этот момент лишь курирует процесс, намекает и подсказывает.

В классическом обучении на уроке главный не ученик, а учитель. Он объясняет, требует, диктует, заставляет, контролирует, а ребенок — выполняет. При этом у него развивается комплекс неполноценности, страх, ненависть к учебе и т.д. Да, раньше так учились, и это считалось нормальным, но наука развивается, педагоги изобретают новые методики, практикуют их и выявляют максимально эффективные способы обучения.

В подведение итога отметим, что в центре личностного подхода в образовании состоит личность человека (вне зависимости от его качеств, возраста, знаний, умений и навыков). Основная цель — стремление этой личности к реализации своего потенциала, раскрытие всех возможностей, самоактуализации и принятию себя как личности.

Ключевыми терминами в данной системе является «свобода личности», «развитие» и «творчество». Данный подход не допускает негатива, критики, осуждения. Он выстроен на том, чтобы учитель дал возможность ученику поверить в себя, внушил ему его всемогущество, из-за чего у учащихся просыпается огромный потенциал и желание к обучению, творчеству, принятию себя и окружающей среды.

Следующее видео о личностно-ориентированном подходе в образовательном процессе:

https://youtube.com/watch?v=7wAFhthQ76M

Личностно-ориентированный подход к образованию

Образование, сложившееся в нашей школе, имеет тенденцию быть
авторитарным, то есть в нем доминирует авторитет педагога, а ученик остается в
положении подчиненности и зависимости. Иногда такое обучение называют
директивным, потому что решения принимает и процессом руководит учитель, а от
ученика требуется только подчиняться. Так вырастает ребенок: пассивный
исполнитель, которому все равно, что он делает и как он это делает.
Инструктивная педагогика основана на принципе «требовать — воспринимать —
действовать».

Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно
принимать решения и отвечать за их последствия, необходим иной подход.
Необходимо воспитывать умение думать, прежде чем действовать, всегда поступать
правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение человека,
считаться с его позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим
требованиям отвечает гуманистическое, личностно-ориентированное образование.
Она создает новые механизмы нравственной саморегуляции учащихся и постепенно
заменяет устоявшиеся стереотипы принудительной педагогики.

Современные научные разработки теории и практики
личностно-ориентированной педагогики основаны на принципе личностного
(личностно-ориентированного) подхода к ученику как к самосознающему,
ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту педагогического
взаимодействия. Их концептуальные идеи были развиты в 60-е годы XX века
представителями зарубежной гуманистической психологии К. Роджерсом, А. Маслоу,
В. Франклом и другими, которые утверждали, что полноценное образование возможно
только тогда, когда школа служит лабораторией для раскрытия уникального
«Я» каждого ребенка.

В отечественной педагогике идея личностного подхода
разрабатывалась с 80-х годов XX века К.А. Абульхановой, И.С. Коном, А.В.
Петровским и другими в связи с трактовками образования как субъект-субъектного
процесса. В начале XXI века Е.В. Бондаревская, В.П. Давыдов, В.В. Сериков и
другие сформировали концептуальные положения теории личностно-ориентированного
образования в условиях образовательных учреждений разного уровня. Несмотря на
некоторые различия в подходах к интерпретации содержания ученых, представляется
возможным выявить в них общие методологические позиции. К наиболее важным из
них относятся следующие положения.

Каждая концепция фокусируется на человеке как уникальном социально-биологическом существе с уникальной системой индивидуально-психологических характеристик, моральных и этических ценностей и ориентиров. Это можно объяснить тем, что в современном российском обществе меняются представления о личности, которая, помимо социальных качеств, наделена различными субъективными качествами, характеризующими ее автономность, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и так далее.

Исследователи педагогических проблем личностно-ориентированного образования видят одно из главных условий его реализации в изменении структуры образования — переносе его из сферы субъект-объектных отношений в сферу субъект-субъектных отношений. Следовательно, образование рассматривается не как «педагогическое воздействие» на личность ученика, а как своего рода «педагогическое взаимодействие» с ней.

В содержании образования авторы предлагают перейти от
формирования личности с предписанными обществом качествами к созданию условий
для ее самореализации и последующего раскрытия (реализации) собственного
личностного потенциала (психологических способностей, духовно-нравственных
ценностных ориентаций и т.д.).

Ведущим типом личностно-ориентированного образования считается самообразование. Он считается наиболее эффективным в формирующейся новой образовательной среде. В этом случае образование реализует потребности общества в специалистах, способных самостоятельно приобретать необходимые знания и адаптироваться к изменяющимся экономическим, социальным и общественным условиям государства.

Обобщение представленных методологических позиций позволяет
представить личностно-ориентированное образование как деятельность по
формированию образовательной системы (образовательной среды), позволяющей в
полной мере реализовать личностный потенциал студента для достижения ценностных
(жизненных) ориентаций в интересах его образовательной подготовки и
профессиональной деятельности. Такой подход придает образованию определенную специфику
— он предполагает субъект-субъектные отношения педагогов и учащихся, а также
признает приоритет личностных ценностей последних в образовательной
деятельности педагога.

Составляющие личностно-ориентированного подхода в педагогике

В отличие от традиционного метода обучения, где преподаватель — спикер, а ученики — слушатели, то есть, подчиненные, подход основан на модели сотрудничества. В этой методике нет главных, а есть проблема, которую решают и рассматривают все вместе, независимо от статуса и звания.

Подход включает в себя три составляющих: понимание, принятие, признание. 

Понимание

Понимание является начальным этапом в личностном подходе. Его можно сравнить со знакомством, то есть этот шаг нацелен на познание внутреннего мира ребенка. Включает в себя командную работу между учеником и учителем.

Понимая окружение его, учитель может определить, что для ребенка важно, что нет, чего он боится, чем он гордится и так далее. Дети часто боятся, истерят, плачут, отказываются от учебы, разговоров, не хотят что-то понимать

Это нормальное поведение для ребенка, потому что он большую часть времени находится в стрессе от нового коллектива, от требований, от массы информации, которую он получает ежедневно.

Задача педагога выявить все негативные факторы и внушить ребенку веру в собственные силы. Как только у него это получится, этот подход переходит на следующую ступень, где ребенок начинает чувствовать себя комфортно и уверенно. 

Методика обучения подходит всем категориям учащихся. Это могут быть дошкольники, школьники, студенты, или даже взрослые люди, которые проходят обучающие курсы, тренинги личностного роста, или просто попадают в новый коллектив, где также испытывают стресс, как первоклассник в школе.

Принятие 

На этом этапе очень важно сотрудничество школы и дома. То есть, личностный подход должен быть со стороны учителей и родителей

Если в школе учителя будут внушать ребенку, какой он умный и у него всё получится, а дома родители будут его гнобить и говорить, что он «неумеха» — из этого ничего не выйдет.

Признание

Это самый важный этап в работе. Он наступает тогда, когда ребенок начинает себя понимать, принимать, и любить таким, какой он есть. На этом этапе нет страха, негатива и нежелания что-то делать (в данном случае учиться). 

В личностном подходе такого нет, ребенок чувствует себя полноценным и уверенным членом общества. Он признает все свои достоинства и недостатки, он их принимает, и спокойно к ним относятся. Если ученику что-то непонятно или он чего-то не знает, он не боится спросить, потому что на 100% уверен в том, что его не будут высмеивать или ругать, а наоборот — помогут. 

Этот этап ведет к самореализации и самосовершенствованию, причем это касается как дошкольников, так и взрослых людей, учащихся в высших учебных заведениях. Основное правило признания — не критиковать и не осуждать.

Составляющие личностно-ориентированного подхода

Замечание 1

Подход состоит из трех главных составляющих: понимание, принятие, признание.

Понимание сосредоточено вокруг внутреннего мира ребенка. Важную роль отыгрывает степень внушаемости, которую должен уметь определить воспитатель. При высокой степени внушаемости, ребенок легко поддается воздействию, неустойчив к эмоциональным проявлениям и экстремальным ситуациям. Состояние аффекта и истерические проявления свойственны этого типу детей. От педагога в работе с такими индивидами требуется внушение им веры в себя и собственные силы.

Уровень принятия – это полностью положительное отношение к любым проявлениям характера ребенка. Этот этап – один из самых важных, ведь включает в себя не только целиком позитивное восприятие личности, но и уверенность в том, что в обществе его приняли со всеми его особенностями и недочетами

Важно дать понять ребенку, что у него есть возможность быть таким, каким он есть. Тогда у него появляются силы и желание бороться с недостатками

Определение 3

Признание – этап, в котором наступает осознание ребенком собственной индивидуальности. Он имеет право быть лично собой с полным одобрением взрослыми его взглядов и суждений. Взрослые могут не воспринимать некоторые взгляды и приоритеты чада, но принятие их означает веру в его самосовершенствование. На этом этапе можно не разделять, но ни в коем случае нельзя осуждать.

Вывод

Личностно-ориентированный подход к воспитанию – это создание комфортных условий для формирования личности. Для этого следует разнообразить систему обучения, вводить в процесс игры и работу в команде. Ребенок не должен чувствовать себя хуже остальных, и должен понимать свои сильные стороны, и именно воспитатель обязуется раскрыть их.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.