Альтер эго человека

Алан-э-Дейл       15.05.2023 г.

Оглавление

Стадное чувство и эго

Психология подразумевает под стадным чувством стремление людей принимать определённые типы поведения под влиянием окружающих, следовать тенденциям. Это ярко отражается на том, какие товары мы приобретаем, какие фильмы смотрим, какую одежду носим. Именно на примерах моды на аксессуары, одежду, автомобили, музыку, предметы домашнего декора и даже суеверия и религию можно говорить о том, что люди, по сути, лишены эксклюзивности в плане эго. Ярким примером современности является широкое распространение всевозможной рекламы. И вот люди уже не задумываются над тем, чего именно они хотят: выбор давно сделан за нас, остаётся лишь пойти и купить, высказать чужое мнение, согласиться с толпой… Социологи и психологи изучают соответствующие разделы группового интеллекта, мудрость толпы и децентрализованность принятия решений.

Это раздутое эго не может признать, что это не так уж и важно. Если вы не получили работу, это может быть только потому, что кто-то был саботирован

Завышенное эго ставит себя в рискованные ситуации: злоупотребление алкоголем, наркотики, скорость, незащищенный секс, незаконный бизнес и т.д. Потому что он думает, что с ним ничего не может случиться. Это приписывать вам аспекты божественности, быть Всемогущим и бессмертным.

Другой классический аспект, который эго может заимствовать из архетипа божественности, — это вопрос о том, чтобы быть спасителем. Это тот парень, который хочет стать героем или той женщиной, которая связана с подлым и неправильным парнем и думает, что она спасет его от этой жизни. Понимая, что вы не можете сделать жизнь этой женщины очень болезненной, но это именно то, что вам нужно, чтобы взорвать пузырь. Когда она может признать, что у нее нет силы изменить другую, и жить в ее собственной мере, все идет хорошо.

Эго-психология пояснение

ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ (эгопсихология) — одно из направлений психоанализа, сформированное под влиянием идей и трудов последователей З. Фрейда — его дочери А. Фрейд и Э. Гартмана; возникло как реакция на ортодоксальный фрейдизм. В отличие от последнего, рассматривающего инстинкты и влечения как доминирующую часть личности, эго-психология считает, что Я играет более важную и независимую роль,, чем полагал Фрейд. Главные представители эго-психологии — А. Фрейд, Э. Гартман и Э. Эриксон. Оно поставило в центр исследований проблемы человеческого Я. Основные идеи эго-психологии отрабатывались на материале детского психоанализа и исследований личностной проблематики

При изучении Я особое внимание уделяется вопросам развития и адаптации личности, автономии, свободы и особенностям функционирования Я, взаимодействия Я и влечений. С самого начала в эго-психологии развиваются две доминирующие версии. В версии А

Фрейд и ее последователей внимание акцентируется на изучении Я и его механизмов защитных. В версии Э. Гартмана и его последователей исследуются преимущественно вторичные функции Я — рациональное мышление, рациональные действия и прочие проблемы. Главная роль в формировании личности отводится человеческому Я, кое не просто служит Оно (как утверждал Фрейд), но отвечает за главное — за психическое здоровье личности, ее идентичность. Согласно Эриксону, идентичность — это чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Развитие личности рассматривается с позиций усиления Я и продвижения к идентичности. На пути интеграции Я личность проходит восемь стадий развития — от рождения до смерти; каждая стадия предстает как кризис, ставящий перед выбором в сторону усиления Я или его ослабления. Особенно принципиален для становления личности подростковый возраст. Сами стадии заданы генетически, но позитивное или негативное разрешение кризиса определяется особенностями взаимодействия личности с социумом. Помимо борьбы с влечениями, Я регулирует взаимоотношения личности со средой, выступая как относительно автономное образование, имеющее собственные структурные характеристики и собственную систему механизмов защитных (-> защита психологическая). При этом функции Я не зависят от влечений прямо. Ключевое для психоанализа понятие конфликта в эго-психологии заменяется понятием диалога индивида со средой, который предполагает первоначальную автономию Я. Среда или социум рассматриваются упрощенно, как ближайшее окружение индивида, а сам процесс развития Я сводится к адаптации. Социальные закономерности функционирования личности при таком подходе не учитываются

В версии А

Фрейд и ее последователей внимание акцентируется на изучении Я и его механизмов защитных. В версии Э

Гартмана и его последователей исследуются преимущественно вторичные функции Я — рациональное мышление, рациональные действия и прочие проблемы. Главная роль в формировании личности отводится человеческому Я, кое не просто служит Оно (как утверждал Фрейд), но отвечает за главное — за психическое здоровье личности, ее идентичность. Согласно Эриксону, идентичность — это чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Развитие личности рассматривается с позиций усиления Я и продвижения к идентичности. На пути интеграции Я личность проходит восемь стадий развития — от рождения до смерти; каждая стадия предстает как кризис, ставящий перед выбором в сторону усиления Я или его ослабления. Особенно принципиален для становления личности подростковый возраст. Сами стадии заданы генетически, но позитивное или негативное разрешение кризиса определяется особенностями взаимодействия личности с социумом. Помимо борьбы с влечениями, Я регулирует взаимоотношения личности со средой, выступая как относительно автономное образование, имеющее собственные структурные характеристики и собственную систему механизмов защитных (-> защита психологическая). При этом функции Я не зависят от влечений прямо. Ключевое для психоанализа понятие конфликта в эго-психологии заменяется понятием диалога индивида со средой, который предполагает первоначальную автономию Я. Среда или социум рассматриваются упрощенно, как ближайшее окружение индивида, а сам процесс развития Я сводится к адаптации. Социальные закономерности функционирования личности при таком подходе не учитываются.

Структура эго

Эго человека состоит в основном из его воспоминаний и формируется постепенно после получения различных психо-физических аспектов жизненного опыта. У новорожденного нет ассоциаций себя, как мужчины или женщины, умеющего петь или считать в уме – это чистое пространство, не знающее ничего предопределённого о себе.

Потом взрослые начинают сообщать какие-то неоспоримые данные о самом человеке, являющиеся базой для составления первого образа себя (обычно вписывающиеся в контекст социальных требований, потому что преподнесён внешними факторами). Из маленьких событий у человека складывается понимание, кто он такой и соответственно эго. Он начинает отождествлять себя с тем, кто смог пройти до центра города или написать рассказ, кто нравится девочкам или слепил красивую модель. Но, так же как и достижения, эго вносит в свой образ и негативные моменты, такие как провалы и невозможность реализации.

Особые верования о том, что мужчины смелы, могут внести в эго стремление быть смелым, не соотнося это с внешней ситуацией. Сюда же можно отнести моменты, когда частью внутреннего образа становятся утверждения значимых взрослых, а в силу ещё слабого собственного эго их характеристики впечатываются, как нерушимые. Взрослый руководитель корпорации ощущает себя как несмышлёного и неуклюжего только потому, что это регулярно повторялось в детстве, и помещено в основу самовосприятия и идентификации, потому что познание мира изначально строилось на мнении значимых взрослых, считавшихся правыми.

Эго строится на воспоминаниях, и если человеку стереть память, то можно получить любую личность, какую захочется написать, просто рассказав, что и как она делала в прежней жизни. Идентификация себя со своим прошлым делает эго негибким, плохо адаптирующимся и приносящим множество проблем. Грубо говоря, человек знающий, что он не умеет плавать не подойдет к воде, тогда как малыш без подобных предубеждений знает, что купаться возможно, потому что так делает часть людей и попробует. Жёсткое эго лишает развития и самореализации.

Книги про Эго

Огромное количество информации о внутреннем Я собрано в таких книгах:

  1. З. Фрейд «Я и Оно». В книге рассмотрена сила Эго, его значение и связь с бессознательной и сознательной стороной психики.
  2. А. Фрейд «Психология Я и защитные механизмы». Кроме размышлений над составляющими психики в книге можно найти подробное описание защитных механизмов.
  3. Э. Эриксон «Идентичность и жизненный цикл». В книге подробно описывается центральное понятие психологии Эриксона – идентичность.
  4. Э. Гартман «Философия бессознательного». В своей работе автор постарался объединить различные представления о бессознательном и собственном Эго.

Альтер эго – что это в психологии?

Свое собственное эго есть у каждого человека, это слово и переводится как «второе я». «Alter ego» на латинском, а по-русски «альтер эго» – это раздвоение личности. Этим определением можно назвать какие-то черты характера, которые в обычной жизни люди умело прячут от окружающих. В истории человечества известно много случаев, когда правители стран в Западной Европе назначали альтер эго, по сути своего заместителя. Примером этого можно считать короля Неаполя в 1820 году.

Женское альтер эго

Нередко можно встретить мужчин, которые с удовольствием занимаются женскими делами: ходят за покупками, обсуждают новинки моды, следят за своей внешностью. Часто такие мужчины считают себя трансвеститами и даже меняют пол. Они комфортно чувствуют себя в женском обличии. Вдохновленный темой «второго я» фотограф Лиланд Боббэ выпустил серию мужских фотоснимков, на которых открывается женское альтер эго, это создано с помощью профессионального макияжа. Лица моделей Боббэ поделил на две части, закрыв правую сторону рукой, и не подумать, что перед тобой мужчина.

Мужское альтер эго

Многие женщины считают своим «вторым я» мужчину. Они думают, что если бы они родились в мужском обличии, то были бы решительными, невозмутимыми, увлеченными. В альтер эго такие женщины находят те качества, которые боятся проявить в реальной жизни. Задаваясь вопросом, мужское альтер эго – что это, стоит вспомнить известных женщин с мужским «вторым я».

  1. Леди Гага на известном музыкальном мероприятии в 2010 году появилась в образе странного парня Джо Кальдероне, который вел себя не по-джентельменски. Он смело закурил прямо на сцене, открыл бутылку с пивом и запрыгнул на рояль. Альтер эго Леди Гаги был хулиганским экспериментом, позже призналась сама певица. В этом образе она появлялась еще несколько раз.
  2. Ники Минаж, певица из Америки, долгое время скрывала, что внутри нее живет некто по имени Роман. Она неоднократно шокировала публику яркими преображениями, и однажды предстала в образе бисексуала с ярко-рыжей шевелюрой. Альтер эго Ники Минаж звали Роман Золански. Парень удивил поклонников Ники тем, что записал несколько треков и не раз выходил на сцену.

Альтер эго у подростков

Подростковый период – время становления не только физиологически, но и психически. Как раз в это время, взрослея, дети задаются вопросами: «Кто я?», «Зачем я живу?» и так далее. Не все могут раскрепоститься и отбросить комплексы в жестокой подростковой среде. Понять свои внутренние желания многим помогает альтер эго, или «другой я». Например, воспитанная отличница может перевоплощаться в развязную хулиганку с ярким макияжем. Хулиган и двоечник с последней парты показывать чудеса владения мячом на футбольном поле, представляя себя Зинедином Зиданом.

Сознание и Бессознательное

Сознание не является основой психики, а только лишь ее частью. Почему же мы не можем сказать, что сознательное – это и есть психика? Вот простое объяснение, которое дает Фрейд.

Долго держать что-либо в сознании невозможно. Психический элемент (например представление), который присутствует в сознании в данный момент, через какое-то время уступает место другим психическим элементам. Однако в определенных, легко осуществимых условиях, это представление может снова появиться в сознании, причем не из-за нового восприятия, которое и привело к осознанию данного представления в первый раз, а благодаря воспоминанию .

Объясним на примере

Вот вы все утро гуляли по лесу и собирали грибы. Вернувшись, вы уже забыли про лес, ваше сознание занято другими делами, которые были запланированы на этот день. Но вот день закончен, вы ложитесь спать, и стоит вам закрыть глаза, в сознании всплывает картина природы, леса, по которому вы гуляли, и грибов, которые вы собирали.

Таким образом, все то время пока в нашем сознании происходили другие психические процессы ранее осознаваемое представление было вне сознания, то есть являлось бессознательным. Это то бессознательное, которое по мнению Фрейда, является латентным бессознательным (предсознательным). Помимо этого, он выделяет также вытесненное бессознательное. В отличие от первого, это бессознательное образуется в процессе вытеснения, сущность которого заключается в том, чтобы не допустить представление до сознания.

Наиболее подробно различие между этими двумя бессознательными, которые выделяет Фрейд, описывается им в работе «Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена».

В процессе дальнейшей психоаналитической работы, выяснилось что данных подразделений недостаточно, и тогда Фрейд выделил три составляющие психики: «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

Проблемы с эго

Любые проблемы психологического характера, способов построения жизни и самореализации будут упираться в вопросы эго. Инстинктивные механизмы работают на сохранение организма, а поскольку эго разделяет всё на я и не я, то в любых ситуациях неудовлетворения происходит агрессивная реакция. В силу сформировавшихся привычек, воспитания или полученных травм реакция может иметь внешнюю или внутреннюю направленность, а все проблемы начинаются, когда это перепутано или производится с чрезмерной силой.

Удовлетворяя желания при игноре социальных моментов можно получать многое какое-то время, потом могут удовлетвориться эгоистические потребности, после чего начинают разрушаться социальные связи. Тот, кто выберет служение другим, рискует потерять себя, что приведёт к неврозам, депрессиям и даже психопатиям. Любые крайности являются негативными для психики, а потом и для всей жизненной структуры.

Функционирует эго, пока решает подобные проблемы, оно питается удовольствием от собственного всемогущества в разрешении сложных ситуаций. Когда жизнь становится гармоничной и качественной, само же эго может начинать продуцировать проблемы и различного рода нестыковки для того, чтобы получить себе питание. Считающие себя несчастными, решив все неблагоприятные ситуации, поймут, что теперь можно радоваться, но это довольно костная структура и проще найти новую проблему (например, поссориться с друзьями, попасть в аварию или разрушить мебель) вместо того, чтобы менять всё внутри на самоощущение счастливого человека.

Ещё один вариант недостатков – это несоответствие внутреннего образа внешнему. Считающие себя великими будут требовать уважения, даже никак не доказав поступками или поведением, у кого требуют. Женственные мужчины будут чувствовать себя неловко в мужском теле и либо менять ориентацию или пол, либо же компенсировать это излишней грубостью поведения. Представляя себя умным и правым, человек может не слышать замечаний более мудрых или же не понимать корректировки собственной статьи профессором, считая его идеи бредом. Примеров масса, но в итоге проблему необходимо решать на уровне самоопределения и эго, а не путём коррекции большого внешнего пространства.

Мы не уникальны?..

Давайте сначала выясним, что же подразумевают под «эго». Значение слова вроде бы простое: с латинского оно переводится как «Я» и, по теории ряда психоаналитиков, является одним из компонентов Проще говоря, это набор наших мыслей, убеждений, наши ежедневные привычки. Мы всегда обращаемся к собственной «коллекции» мыслей, чтобы принять то или иное решение, дать оценку чему-либо, сделать выбор, тем самым повернув жизнь в определённое русло. Часто мы утверждаем, и сами свято в это верим, что все мысли — наши собственные, тогда как на самом деле большая их часть перешла к нам от друзей, членов семьи, коллег, знакомых и даже посторонних людей. Чтобы в голове возникла на самом деле оригинальная идея, нужно заниматься глубоким самосозерцанием на протяжении очень долгого времени. Но в повседневной жизни нам трудно это сделать, поэтому мы просто принимаем то, что нам дано. Согласитесь, мы вынуждены идти в ногу с популярными нынче модой, религией, идеалами. На тех, кто как бы отбивается от общей массы, смотрят как на изгоев или чудаков. Обычно мы подкрепляем свои позиции такими заявлениями, как: «Но все другие думают…» или «Что подумают люди…». По сути, это возвращает нас к позиции, которая в психологии называется «стадным чувством».

Смешно видеть, как работает детская психика. А для ребенка 8 лет совершенно нормально. Проблема заключается в поддержании этого поведения во взрослой жизни. То, что раньше было мило, начинает очень утомительно сочетаться и даже нездорово. Психоз может прекрасно проиллюстрировать это состояние самоидентификации с Я. Или это параноидальный человек, который считает, что его постоянно преследует другой человек, который хочет его сбить. Несколько месяцев назад меня вызвали на улицу молодой человек, который рассказал целый фантастический сюжет, в котором участвовал пол мира, в заговоре, чтобы удержать его от работы.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.