Что представляет собой жизнь и её смысл?

Алан-э-Дейл       04.12.2024 г.

Кратко метафизика любви.

И как-то так получилось, что у меня пазл сложился, и я всё понял. Жаль не могу описать математически.

Аристотель считал, что каждая вещь представляет собой единство “материи” и “формы” из которых она состоит. Форма — это реализованная возможность материи. Например, серебро будет материей для серебряного кубка. В тот момент, когда его отольют (то есть реализуют возможность материи), он примет форму. Это же серебро может быть не оформлено (не стать кубком или стать кольцом), но в потенциале содержать форму. При этом возможен переход как от материи в форме, так и наоборот. Соотношение формы и материи относительны. Так серебро может быть как материей по отношению к одному предмету, и формой относительно другого. По мнению Аристотеля существует высшая форма, являющаяся конечной, за которой не следует ни форма, ни материя. Последней формой является перводвигатель, то есть Бог.

Его рассуждения о форме и материи вылились во множество рукописей, которые позже были обнаружены и систематизированы Андроником Родосским в 14 томов, получивших название метафизика.  В дальнейшем, в слово «метафизика» стали вкладывать особый смысл, определяя его как учение о принципах и сущности бытия, основанных на умозрительных, онтологических положениях, из которых выводятся другие философские положения.

Проблема метафизики и человека.

Основная проблема метафизики в том, что единой теории мироздания еще нет. А разрозненные и противоречивые метафизические идеи с трудом можно направить на полезную активную общественную жизнь человека. Что ведет к безобразию разнообразию мировоззрений человека и становится основой конфликтов.

В современном мире для выживания Человечества уже крайне необходима хоть какая-то единая теория мировоззрения. И понятие метафизики должно приниматься каждым самосознающим существом, исходить изнутри него.

Если мудрость не доставляет радости, значит с ней что-то не так и требуется кардинальный пересмотр ее положений.

Метафизическая философская мысль Нового времени

Метафизика в философии Нового времени окончательно порывает связь с теологическими догматами, опирается на конкретные онтологические исследования. Появляется понятие «континуума», которое определяется непрерывностью природных законов. Континуум анализирует философско-метафизические принципы: причины первозданности, соотношение частного к общему, ограниченного и неограниченного.

Математик Риман использует континуум для измерения пространственно-временных категорий. Философский континуум связи с математической точки зрения утверждает реальность существования материально-духовных отожествлений.

Онтологические методы Нового времени сосредоточились на изучении природы, вернув метафизики потерянное античное звание «важнейшей науки», постоянно переплетающейся с естественными науками.

Восемнадцатый век стал испытанием для базовых научных направлений, когда критике подвергалось все, не имеющее достаточных доказательств. Метафизика оказалась под ударом осуждения. Учению пришлось выживать с помощью разделения на более мелкие дисциплины.

К примеру, Декарт пользовался теорией сомнений, согласно которой все, что является сомнительным, не рассматривается, как предмет изучения. Факт сомнения наоборот был неоспорим, поскольку само размышление о сомнении было неопровержимым.

Иммануил Кант опровергает само происхождение метафизического познания, а если сказать более точно, работает над форменным переоформлением истины, тем самым способствуя восстановлению «доброго имени» метафизики.

Ницше драматическим нигилизмом превозносит мировую ценность путем устранения метафизических методов. Вслед за ним идет Хайдеггер, который пытается определить настоящий смысл метафизики.

Наряду с вышеперечисленными особенностями Нового времени, продолжается психоанализ человеческой души, как средство изучения метафизических процессов. Дэвид Хартли (мыслитель, медик) стал основоположником психологической теории «ассоцианизма». Хартли исследовал нервную систему человека с целью установления причин ассоциативного ряда.

Спустя столетия представитель Новейшего времени физик Гейзенберг Вернер с помощью физической науки обосновал метафизическую философию. Гейзенберг, используя формулы, вычисления, ставшие основой квантовой теории, аргументировал справедливость метафизических принципов.

Универсалии.

В обыденном опыте мы встречаем две пары противоположностей, которые здравый смысл не может не заметить и которые после рефлексии дают начало философским проблемам. Первая противоположность – между постоянным и изменяющимся. Отдельные вещи и индивиды постоянно возникают или же уходят в небытие. Однако что-то явно остается: например, в то время как конкретные люди рождаются и умирают, человечество продолжает существовать как род. Что же продолжается? Может быть, это неизменная сущность, которая остается вне времени несмотря на то, что составляющие ее части рождаются и погибают? Платон и его многочисленные последователи в Средневековье и в философии Нового времени давали на этот вопрос утвердительный ответ, а номиналисты и логические позитивисты – отрицательный, настаивая на том, что реальными являются только отдельно взятые вещи. В этом и заключается проблема универсалий, до сих пор вызывающая споры среди метафизиков.

От философии к литературе

Так же интересным явлением русской литературы и поэзии является метафизический реализм. Утверждалось, что реальность может быть совершенно не одна. И реальность человека явно отличается от реальности муравья, например. Согласно Эпштейну метареализм – поэзия той реальности, где метафора может объединить своё прямое и переносное значение.

И хотя считается, что основа метареализма была положена в 70-х годах, существуют и современные писатели, готовые пересматривать и сам подход к метафизическому реализму и его направление. Так, Юрий Мамлеев, автор романа «Шатуны» утверждаем эдакую двуликость «тёмного». Жизнь так коротка и порою ужасна, что осознание этого должно стать своеобразным катарсисом и очищением. В этом и состоит реальность высокого творчества: переосмысливать себе через призму «грязи» окружения.

Автор статьи: Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории

Происхождение слова

Метафизика была перенята из произведений Аристотеля. Термин в течении столь долгого времени распространился во множестве наук, таких как астрология, парапсихология, общая философия.

Волнующими многих темы, которые входят в спектр интересов метафизики, являются:

  1. Божественное явление.
  2. Создание Вселенной.
  3. Существование души.

Многие столетия, метафизика остается предметом многих споров и насмешек в кругах философов и научных деятелей.

В 1920 году, она подвергалась радикальной критики со стороны логического позитивизма. При нем, значение какого-либо утверждения сводилось к чувственным восприятиям. Если для утверждения чувственные восприятия указать нельзя, то утверждение является бессмысленным.

На протяжении мировой истории, с метафизикой сталкивались такие знаменитые личности, как: Фома Аквинский, Декарт, Иммануил Кант, Гегель.

Но явления, не имеющие «научной почвы под ногами», продолжают будоражить человеческие познания.

Разные типы метафизической теории

Метафизика Аристотеля

Также называется аристотелизм. Философ Аристотель стремился понять «здесь и сейчас». Он верил в безупречную форму: Бог и астральные разумные существа (разумные движущие силы планет) должны были удовлетворять этому описанию. Платон также был обеспокоен «здесь и сейчас» и хотел радикально изменить общество.

Аристотелизм — это, в принципе, форма имманентной метафизики, теория, которая учит людей тому, как принимать мир, который они знают, а не тот, который даёт им информацию о совершенно другом мире.

Аристотелевская метафизика помещает индивида в центр царства существования. Философские особенности аристотелизма включают в себя методологию. Она критически подходит к существующим или гипотетическим доктринам и делает акцент на знания, которые могут быть получены естественным путём посредством чувств и с использованием разума.

Платонизм

Суть платонизма заключается в различии двух миров: привычного нам мира повседневной жизни (являющегося объектом чувств) и невидимого мира (который является истинной реальностью и может быть объектом интеллекта). Обычный человек замечает существование первого и игнорирует существование второго.

Он не может оценить степень, в которой его убеждения как о фактах, так и о ценностях произвольно предполагаются и связаны с внутренними противоречиями.

Философ находится в таком положении, когда он способен показать человеку, насколько несущественным является тот фундамент, на котором он пытается удержаться.

Философ может продемонстрировать, как мало мысли существует в расхожих представлениях о добре и зле. Он даже может показать, что само понятие «познание посредством чувств» сопряжено с трудностями, поскольку знание предполагает устойчивый объект, а объекты чувств постоянно меняются.

Картезианство

Также называется метафизика Декарта. Главная суть метафизики Декарта заключалась в том, что мир делили на две независимые субстанции — протяжённую и мыслящую. Но в этом и состояло самое сложное в его учении — трудно было объединить два порядка бытия, как только их разделяли.

Томизм

Это направление было сформировано философом Фомой Аквинским. Главное утверждение томизма заключается в том, что, размышляя о повседневных вещах и повседневном мире, всё указывает на Бога, как на поддерживающую силу/причину.

Обычные вещи/сущности, такие как, например, люди, находятся в процессе постоянных изменений. И это изменение всё же обычно не является результатом их собственных усилий — оно не зависит исключительно от них самих.

Идеализм

Есть два возможных пути для человека, который сталкивается с дуализмом духа и материи и считает его неудовлетворительным.

Он может либо попытаться показать, что материя в некотором смысле сводима к уму (это идея идеализма), либо, наоборот, попытаться свести ум к материи (это идея материализма). Однако существуют различные формы идеализма.

В одной из версий эта философия утверждает, что такой вещи, как материя не существует: то, что обычно человек считает материальными вещами, при более внимательном рассмотрении — не что иное, как познания ума.

Не существует ничего, кроме ума и его содержимого: независимо существующий материальный мир — не более чем иллюзия (идея философа Джорджа Беркли).

Материализм

Самая простая (первичная) форма материализма утверждает, что существует только материя. Однако это не может быть однозначно правильным, так как существует много того, что не характеризуется как материя, например: мысли или числа.

Таким образом, материализм, после того, как был обдуман различными философами, получил изменённые формы. Например: материя (природа) находится на первом месте, а дух (мышление) — на втором.

вступление

Темы метафизики

Цель метафизики — познание основной структуры и принципов реальности. В зависимости от философской позиции метафизика может относиться к разным, т. а. расширять очень широкие предметные области.

Кроме того, классическая метафизика ставит основной вопрос, который можно сформулировать следующим образом:

Почему есть вообще, а не ничто? Какова реальность реального — что такое бытие существ ?

Этот вопрос окончательного объяснения того, что составляет реальность как таковую, имеет более фундаментальный характер, чем конкретные отдельные вопросы классической метафизики. В общей метафизике, например, вопрос состоит в том, как устроена связь между всеми существами, и, в классическом смысле, часто также как можно осмысленно интерпретировать эту общую связь .

В деталях классическая метафизика имеет дело с такими темами, как:

  • Как следует анализировать основные концепции и принципы онтологии , такие как бытие и ничто , становление и исчезновение, реальность и возможность , свобода и необходимость, дух и природа, душа и материя, временность и вечность и т. Д.?
  • Что соответствует строительным блокам наших предложений и мыслей, к чему они относятся, как они становятся правдивыми? Например, какова связь между индивидуальным (отдельные объекты) и общим (например, свойство быть красным)? Есть ли у генерала самостоятельное существование? Существуют ли числа? (см. также статью универсальная проблема )
  • Как насчет ссылки на нормативные и описательные, ценностные и бытовые утверждения? А как насчет религиозных верований? Что делает каждое из этих утверждений правдой? Есть ли моральные объекты (ценности, факты)? Есть ли первый принцип реальности, который можно отождествить с богом? Как бы они были спроектированы? Как именно вы относитесь к нам?

Метафизика разрабатывает такие базовые концепции, как форма / материя , действие / сила , сущность , бытие , субстанция и т. Д.

Поскольку эти основные концепции всех существ могут быть выражены, они называются категориями у Аристотеля, Канта и авторов, которые на них ссылаются . Однако при интерпретации частично неясно, являются ли категории простыми словами или понятиями или соответствуют ли они независимо существующим объектам или типам объектов.

На метафизических концепциях строятся различные отдельные философские дисциплины, а также косвенно различные отдельные науки . В этом отношении метафизику можно рассматривать как фундаментальную философию в целом.

Систематика и методология

Традиционно метафизика делится на общую ( metaphysica generalis ) и особую ( metaphysica specialis ) ветви; первая — онтология , вторая — рациональное богословие , психологию и космологию :

  • В общей метафизике имеет все науки наивысочайшего уровня абстракции ; она спрашивает о самых общих категориях бытия и поэтому также называется фундаментальной философией. Он касается того , что представляют собой вещи , свойства или процессы и как они соотносятся друг с другом. Поскольку он рассматривает существа как существа, говорят об онтологии или доктрине бытия.
  • Рациональное богословие запрашивает первую причину всего существа, д. ЧАС. согласно Богу как высшее существо и как основа всей реальности. Эта философская дисциплина также называется философским или естественным богословием .
  • Рациональная психология имеет дело с душой или (человеческого) духа в качестве простого вещества.
  • Рациональная космология изучает природу мира, д. ЧАС. связь всех существ в целом. Как учение об устройстве материального мира как естественной системы физических субстанций , оно по существу совпадает с натурфилософией с древних времен .

Метафизика может протекать по-разному:

  1. Он является дедуктивным или умозрительным, если он исходит из высшего принципа, из которого он постепенно интерпретирует общую реальность. Таким высшим принципом может быть идея , Бог, существо, монада , мировой дух или также воля .
  2. Это индуктивно , если они рассматривают объединение всех отдельных наук в синопсис, в испытание, результаты, создают метафизическое мировоззрение.
  3. Но его также можно понимать как редуктивное (ни эмпирически-индуктивное, ни спекулятивно-дедуктивное), если оно понимается только как умозрительное преувеличение тех убеждений, которые люди всегда должны принимать, чтобы иметь возможность вообще распознавать и действовать.

Критическое отражение их собственных основных концепций, принципов и структур аргументации принадлежало метафизике с самого начала, так же как и отрыв от других философских дисциплин и отдельных наук ( физики , математики , биологии , психологии и т. Д.).

Отличия метафизики от диалектики

Результатом двух с половиной тысячелетий развития метафизики стало то, что сформировались два противоположных представления об этой дисциплине. Положительное толкование рассматривает метафизику как ключевую философскую дисциплину, изучающую фундаментальные вопросы философии. С точки зрения негативного представления, метафизика рассматривается как конкурент диалектики, проигрывающий ей по многим позициям. Чтобы прояснить ситуацию, разберёмся, чем метафизика отличается от диалектики.

В современной философии диалектика – это форма и способ теоретического мышления, основанная на поиске противоречий. В более широком смысле диалектика может рассматриваться как теория развития материального мира. Начиная с Гегеля диалектика рассматривается в роли противоположности метафизики, как способа мышления, основанного на других суждениях.

Между диалектикой и метафизикой есть много расхождений. В качестве наиболее важных можно назвать следующие из них:

  • Диалектика в своих исследованиях пытается увязать старое и новое, тогда как в метафизике новое вытесняет старое.
  • В диалектике главными движущими силами считаются противоположности и противоречия. В метафизике для движения необходим внешний импульс, внутренние движущие силы невозможны.
  • В диалектике принято считать, что любое развитие идёт по спирали. В метафизике допускаются любые направления развития или даже отсутствие направления.
  • С точки зрения диалектики, количественные изменения накапливаются, после чего скачкообразно переходят в качественные. С точки зрения метафизики, они могут переходить друг в друга в любое время, без скачкообразных переходов.
  • Метафизика считает, что абсолютную истину можно познать методами чувственного познания одномоментно. С точки зрения диалектики для познания истины требуется продолжительный и целенаправленный процесс.
  • В диалектике мышление развивается через триаду «тезис – антитезис – синтез», тогда как в метафизике тезис и антитезис противопоставляются и взаимно исключают друг друга. Таким образом, диалектическое мышление является более гибким.

И метафизика, и диалектика являются направлениями в философии. Отчасти их цели и методы пересекаются, именно поэтому они считаются конкурирующими дисциплинами и противопоставляются друг другу. Был период, когда сторонники диалектики считали, что метафизика окончательно проиграла в этой борьбе, однако впоследствии они вынуждены были отказаться от этой идеи.

Метафизика: понятие термина в разное время

Считается, что сам термин «метафизика» был озвучен Николой Дамасским ещё в первом веке нашей эры как «нечто», что лежит за пределами явлений физических, но является предметом изучения и их основой. В дальнейшем подобное значение стало рассматриваться как сознание. Таким образом, была введена первая область метафизических изучений – изучение сознания, его границ и истоков, соотнесение его с реально чувственным миром.

В широкое использование термин «метафизика» был введён Симплицием в пятом веке и стал своеобразным синонимом всей философии в тот период. Ведь основное изучение касалось всего существующего, но не доступного познанию с помощью основных органов и систем измерений.

Естественно, что такое собирательное понятие в разное время несколько по-иному трактовалось. Поэтому, затрагивая вопрос о создателе метафизики, стоит упомянуть, что в настоящее время принято разделять её на:

  • метафизику античности;
  • метафизику классическую или Нового времени;
  • метафизику современности.

Именно поэтому, создателями метафизики можно в равной степени назвать Аристотеля, Декарта, Канта, Гегеля, Хайдеггера и многих других знаменитых философов.

Кроме того, ряд поэтов и прозаиков 70-90 годов прошлого века, и даже – нынешних литераторов, таких как Юрий Мамлеев, так же называют творцами метафизики в творчестве, как одного из литературных течений реализма.

Так, Аристотель описывал и обсуждал проблемы «начал» как таковых. Декарт вводит понятие эпохе – такого принципа рассуждения, когда бытие не рассматривается без сознания. Таким образом рождается его: «я сомневаюсь, значит мыслю, значит существую». То есть, нельзя усомниться в самом сомнении.

Начиная с позапрошлого века, метафизика стала рассматриваться как способ понимания, который включает в себя уже существующие высказывания, которые пришли в «имеющийся» мир и стали наряду с такими же вопросами, которые присуще нам в предметном мире. Кант подвергает критике то, что знания приходят с опытом. Он говорит. Что существует заранее известное (априорное), доопытное и послеопытное (апостериорное) знания.

А Гегель размышляет о понятии начала метафизики, приходя к тому, что его в принципе нельзя соотносить с такими понятиями, как, например, начало точных наук (математики или физики).

Происхождение слова «метафизика»

Происхождение слова «метафизика» довольно курьезно. Это тот самый случай, когда игра слов вдруг обретает смысл. В I веке до н.э. Андроник Родосский решил издать труды Аристотеля, создававшиеся для «посвященных», и объединил имевшиеся в его распоряжении тексты в несколько сборников, которые скомпоновал по собственному разумению. С заглавиями большинства из них никаких проблем не возникло — они были продиктованы содержанием сочинений (физика, политика, этика, познание живого и животных и т. д.)

В отдельный сборник попали тексты исключительной важности, трактующие вопросы бытия, первых принципов и первопричин, субстанции и Бога, все то, что сам Аристотель, случись ему лично участвовать в публикации своих работ, назвал бы «Первой философией» (точно так же мы называем сочинения Декарта «Метафизическими размышлениями», хотя их латинское заглавие означало «Размышления о первой философии» — Meditationes de prima philo- sophia). Получилось так, что в списке Андроника этот сборник шел непосредственно за «Физикой»

И постепенно к нему «приклеилось» название «Meta ta physika» (термин никогда не использовавшийся самим Аристотелем), и обозначавшее «книга, следующая за физикой».

Возможно также — поскольку греческое слово meta имеет два значения, — что оно означало также «книга, трактующая о том, что находится по ту сторону физики». С течением веков установился обычай именовать «метафизикой» именно все то, что находится вне компетенции физики, т.е., в более широком плане, вне опытного, а значит, научного и эмпирического познания. В этом значении употребляет его Кант, отказывая ему в научной ценности в одном случае (как догматической метафизики познания абсолюта или вещей в себе) и «спасая» его в другом (как критической метафизики — «систематически организованного перечня всего того, чем мы владеем благодаря чистому разуму»). Это значение термин «метафизика» сохраняет и сегодня, даже если находятся отдельные глупцы, пытающиеся над ним высокомерно иронизировать. Заниматься метафизикой значит мыслить дальше, чем простирается познание, и мыслить о вещах, познать которые невозможно, т.е. надо мыслить как можно более далеко. Мыслитель, желающий остаться в строгих рамках опыта и науки, не сможет ответить ни на один из принципиально важных вопросов, которые мы постоянно себе задаем (о жизни и смерти, о бытии и небытии, о Боге и человеке); мало того, он не даст ответа и на те вопросы, которые ставят перед нами сам опыт и наука, вернее, те, которые мы ставим перед собой в связи с опытом и наукой (об их истинности, об условиях их истинности и ее пределах). В этом смысле Шопенгауэр говорил о человеке как о «метафизическом животном» — ведь он удивляется собственному существованию, как и существованию мира и всего сущего («Мир как воля и предстояние», том II, глава 17; тема «удивления» заимствована именно у Аристотеля; «Метафизика», А, 2). С этой точки зрения главным вопросом метафизики, является вопрос о бытии, например в том виде, как его ставит Лейбниц: «Почему скорее есть что-то, чем ничто?» Тот факт, что ответить на этот вопрос невозможно, еще не причина, чтобы вообще им не задаваться, и ничто не освобождает нас от этой необходимости.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.