Перцепция: понятие, плюсы и минусы

Алан-э-Дейл       01.06.2022 г.

Уровни и разновидности перцепции

Существует несколько уровней перцепции, которые в свою очередь делятся на восприятие и осознание:

  1. Обнаружение. Первый уровень, на котором происходит обнаружение стимула.
  2. Различение или перцепция. Происходит формирование образа.
  3. Идентификация. Начинается этап осознания, образ, хранящийся в памяти, сличается с предметом.
  4. Опознание. В конце концов происходит классификация и соотнесение объекта в группу.

В процессе перцепции участвуют разного вида анализаторы, но, как правило, они работают в комплексе.

Это:

  • зрительные;
  • слуховые;
  • обонятельные;
  • осязательные;
  • вкусовые.

Кроме того, в зависимости от предмета перцепции, который обладает некими точками отсчета, выделяют восприятие:

  • Времени. Его перцепция не является врожденной и зависит от суммы факторов, это отражение действительности в рамках последовательности происходящих явлений. Восприятие времени может быть необъективным, например, под воздействием лекарств, которые могут возбуждать, менять или тормозить процессы.
  • Движения. При возбуждении стимулов в сетчатке глаз воспринимается движение, которое происходит на каком-то фоне, однородном или нет, или при его отсутствии, например, в темноте. Движение глаз мозгом воспринимается и как движение предметов.
  • Пространства. Умение ориентироваться в пространстве является одним из самых важных качеств человека при взаимодействии с внешней средой. Перцепция включает в себя систему координат самого человека, то, как он занимает свое место в этом пространстве, обладающем рельефом и направлением.

Перцепция классифицируется также на произвольную и непроизвольную. Произвольная или преднамеренная формируется в виде наблюдательности, которая, в свою очередь, складывается из опыта человека и его знаний об объекте наблюдения.

Визуал, аудиал, кинестет, дигитал в общении

Визуалы

«Встречают по одежке…» начало этой известной пословицы всецело относится именно к визуалам

Они весомое значение придают внешнему виду человека и всегда обращают внимание на то, как человек выглядит, какая на нем одежда, какие черты лица, как двигается

В общении могут спокойно и долго смотреть в глаза. Визуальный контакт, обращенность позы в общении, открытые позы необычайно важны именно для визуала. При этом они не любят быть близко к собеседнику, держатся на расстоянии. Главное — это хорошо видеть. Представители этого типа восприятия быстро на интуитивном уровне считывают сигналы языка жестов и мимики, часто этого не замечая. Иногда им кажется, что по одному только взгляду они знают мысли другого человека.

В случае, если Вам нужно произвести впечатление на визуала, старайтесь наибольшее внимание уделить внешней красоте. Обстановка, Ваша одежда, походка, мимика, жесты должны быть максимально располагающими

В доказательство своих слов приводите наглядные примеры, графики, рисунки, обязательно демонстрируйте на образцах и опытах свои аргументы. Вместо чисел покажите рисунок: визуалы плохо поймут разницу между 1000 и 10 000, но наглядный пример разницы убедит их в большинстве случаев.

Сами визуалы неплохие рассказчики. Они могут представить себе удивительно яркие и наполненные деталями картины и рассказывать о них часами.

Аудиал

Разговор с аудиалом бывает часто очень приятен. Аудиалы сами требовательны к своей речи, говорят размеренно, с грамотными изменением интонации. Их приятно слушать, приятно разговаривать с аудиалом. Но и сами аудиалы весьма требовательны к речи своих собеседников, не выносят ошибок в речи, непонятной и исковерканной речи. На аудиалов совершенно нельзя кричать или повышать голос, это приведет к отчуждению человека. Аудиала всегда приятно слушать, это прекрасные рассказчики и не менее прекрасные собеседники, которые по интонации и манере речи могут понять с полуслова.

Кинестет

Кинестеты особенно чувствительны к пространственной обстановке и дистанциям между собеседниками. Близких людей допускают в личную зону, а людей малознакомых держат на расстоянии. Для кинестета вторжение в их личную зону является оскорбительным, они начинают испытывать сильные отрицательные эмоции

Лучше всего завоевать внимание и доверие кинестета действиями, совместными делами, общей деятельностью

Если приходится что-то запоминать, то лучше это написать или нарисовать самому собственными руками. Разговоры и словесные доказательства произведут наименьшее впечатление на человека этого типа восприятия. А к близким людям кинестет всегда стремится прикоснуться, погладить

Ему важно телесное соприкосновение

Дигитал

Малочувствительны в общении, редко проявляют эмоции на людях

Особенно сильно обращают внимание на смысловую, содержательную часть разговора. Красивая, но пустая речь им неприятна

С дигиталом лучше всего в разговоре переходить к сути дела, доказывая логичности и верность своих слов числами и фактами.

Что такое социальная перцепция

Термин «социальная перцепция» был введен в употребление профессором Гарвардского университета Дж. Брунером, основной деятельностью которого была психология познания.

Адекватное восприятие себя и окружающих людей во многом определяет успешное развитие человека как существа социального.

По мнению Дж. Брунера качество общения между людьми прямиком зависит от восприятия оппонентами друг друга. Первое впечатление о человеке всегда играет важную роль в формировании межличностных отношений.

Как правило, возникает при оценивании внешнего вида. В случае, если первая беседа прошла более-менее удачно, формируется образ положительного во всем человека. Зачастую это фальшь-образ.

По результатам первых впечатлений о человеке может сформироваться серьезное отношение к нему и даже представление о его характере, личностных качествах и деятельности.

В ходе дальнейшего общения с человеком неизбежно наступает анализ действий, поступков и поведения нового знакомого. В завершении целостное представление о человеке, которое может быть как положительным и оправдать надежды, так и отрицательным и полностью разочаровать.

Психологическая несовместимость может помешать общению

Социальная перцепция проявляется в следующих аспектах:

  • познание собственного «Я»;
  • познание окружающих (собеседников, партнеров);
  • освоение в группе людей/коллективе;
  • формирование благоприятного микроклимата.

Социальная перцепция исследует поведение людей одного общества (коллектива) на разных интеллектуальных ступенях.

Представляет собой исследование, наблюдения, восприятие не только окружающих людей, но и самого себя во время общения. Немаловажную роль в общении играет психологическая совместимость. В ее изучении социальная перцепция изучается по двум аспектам:

  • социальные и психологические особенности отдельных субъектов и объектов восприятия;
  • проведение анализа механизмов межличностного общения.

Для того, чтобы эффективнее познать самого себя и познать других людей в процессе общения, были разработаны специальные механизмы социальной перцепции, которые позволяют спрогнозировать поступки собеседников.

Определение, плюсы и минусы

Рефлексия — что это в психологии, определение

Человек перцептивный – это остро чувствующая личность. У такого состояния психики есть свои достоинства и недостатки. Как и имя существительное, слово перцептивный от латинского perceptio произошло, что означает восприятие. Основной минус человека с обостренными чувствами – то, что даже самый незначительный звуковой, зрительный или тактильный раздражитель может вывести его из равновесия. Плюсы – в том, что такой индивид может легко найти общий язык с любым человеком, а также отличается большой восприимчивостью к разным видам и жанрам искусства. Родители и педагоги должны максимально использовать эти качества ребенка и развивать их. Обычно такие личности с детства отличаются одаренностью и талантом в какой-либо отдельной сфере деятельности.

Виды перцепции

В психологии перцептивный это связанный с восприятием. Перцептивные действия это поступки, направленные на чувственное познание окружающего мира. Они могут иметь разный характер, в зависимости от вида восприятия. Специалисты выделяют три разновидности чувственного познания окружающего мира:

  • познание с помощью зрения;
  • познание с помощью слуха;
  • формирование картины мира при помощи тактильных ощущений.

Зная ведущий вид чувственного восприятия пациента, психолог сможет легко найти к нему индивидуальный подход. Для этого необходимо максимально задействовать именно ту перцептивную сферу, к которой наиболее чувствителен конкретный человек, используя исключительно слуховые, визуальные или тактильные стимулы, раздражители. Сделать это несложно, в современной практической психологии есть много способов активизировать работу различных органов чувств.

Интересно. Люди, у которых одинаково хорошо развиты все разновидности чувственного восприятия, встречаются крайне редко. Чаще всего лидирует один какой-то вид (например, зрительный), остальные типы отходят на второй план. Человек, у которого совсем не развита перцепция, – также очень редкое явление.

Зрительная

Человек, у которого обостренное зрительное восприятие мира, особенно живо реагирует на любые зрительные стимулы и раздражители. Как правило, такие люди интересуются живописью, любят рассматривать картины, отличаются прекрасной зрительной памятью и запоминают людей по лицам.

Слуховая

Личность, у которой наиболее развит слуховой метод познания окружающего мира, часто обладает абсолютным слухом и с легкостью воспроизводит любую услышанную интонацию. Такие люди часто связывают свою жизнь с музыкой. Основной минус – повышенная чувствительность к громким и негармоничным звукам.

Восприятие звуков играет важную роль в формировании картины мира

Осязательная

Есть люди, которым для запоминания информации надо обязательно потрогать объект руками, пощупать его и запомнить свои тактильные ощущения. В этом случае можно говорить об обостренном чувстве осязания. Этот вид перцепции особенно сильно развивается в раннем детстве, поэтому упражнения с детьми на совершенствование мелкой моторики оказывают самое благотворное влияние на память и интеллект.

Законы и факторы

Типы факторов:

  • внешние;
  • внутренние.

Внутренние:

  1. Установки личностного восприятия. Человеческие ожидания чаще сводятся к оценке будущего по прошлым идентичным ситуациям.
  2. Стимулирование. Визуальное рассмотрение человеком объектов, важных для него в определенный период.
  3. Личный опыт. Позволяет воспринимать уже изученные объекты.
  4. Восприятие собственной личности. Каждый индивид воспринимает себя по-своему. Учитывает личные особенности, которые делают его уникальным.
  5. Специфика характера. Это индивидуальная специфика восприятия, обуславливаемая преобладанием разных черт характера.

Внешние факторы — новизна, размеры, насыщенность, цикличность, определяемость, различимость, движение, противоположность.

Механизм формирования

Механизмы:

Идентификация. Сравнение субъекта с образами, которые воспринимались раньше. Строится на личном опыте, который бывает практическим и теоретическим.
Стереотипизация. Образ, представление о человеке, его поведении, поступках строится на стереотипах.
Эмпатия. Этот механизм выражен у людей, которые умеют переживать за других, сочувствовать, выражать искренние эмоции относительно проблем других людей.
Аттракция. Механизм притяжения людей друг к другу. Это дружеские или любовные отношения между индивидами, которые часто общаются друг с другом. Постепенно они притягиваются, начинают совместную деятельность. Аттракция состоит из общих интересов, тем, частых встреч.
Рефлексия

Механизм погружения в самого себя, чтобы сосредоточить внимание на собственных интересах, мыслях, поведении, поступках.

Механизмы могут проявляться по одиночке или комплексно.

Виды перцепции

Перцепция классифицируется в зависимости от работающих органов восприятия:

  1. Зрительная. Светочувствительность, особое строение глаза инициирует возбуждение, которые регулируются в коре головного мозга посредством зрительных нейронов. Так человек различает цвета, воспринимает расстояние, пространство.
  2. Осязательная. Кожные и двигательные анализаторы отражают такие свойства предметов как пространственные и физические. Тактильные, болевые, температурные ощущения участвуют в данном виде перцепции. Происходит осязательное восприятие с помощью рук.
  3. Слуховая. Слуховое восприятие мира происходит за счет человеческого уха. С его помощью мы слышим и различаем звуки, получаю полную картину мира. А звук – это один из регуляторов человеческого поведения и его деятельности.

Перцептивный процесс может проходить по отдельно взятым видам. Целостное восприятие мира происходит за счет комплексной работы всех видов восприятия.

Тактильная дорожка

Это задание предназначено для детей старше одного года. Смысл упражнения заключается в следующем:

  1. На полу необходимо расположить любой предмет. Это могут быть камушки или галька, солома, комочки бумаги, чистый песок, кусочки ткани, деревянные дощечки.
  2. После того как дети помыли и вытерли насухо ножки, им предлагают пройти по шершавой дорожке. Главное – это нужно делать не торопясь и стараться не сойти в сторону.

Данное упражнение не только станет приятным развлечением для малышей, но и тренировкой координации движения, концентрации внимания. Конечно же, эту дорожку можно соорудить во дворе и на улице. Собственно, даже делать-то ее специально не обязательно. Вместо этого просто разрешите ребенку как можно чаще бегать босиком по песку, травке, камешкам, влажной глине. Согласно исследованиям, центры тактильного восприятия в головном мозге находятся недалеко от центров речевого развития. В связи с этим тренировка ступней ног способствует скорейшему развитию речи ничуть не хуже, чем тренировка пальцев рук. То есть тактильное восприятие способствует развитию речи.

Стоит отметить, что осязание является первым чувством, которое начинает развиваться в эмбрионе. Развитие восприятия чувств у человека и соотношение их к развитию других чувств, таких как слух или зрение, стало предметом большого количества исследований. По мнению ученых, у новорожденных наблюдались большие проблемы с выживанием в том случае, если у них отсутствовало развитие чувство осязания, даже при наличии возможности видеть и слышать.

Не стоит недооценивать тактильное восприятие, ведь прикосновения играют огромную роль в жизни не только деток, но и взрослых. Они могут вызвать в организме выработку гормонов счастья и способствовать хорошему самочувствию.Тактильное восприятие одновременно воздействуют на сознание и физическую составляющую.

Сенсорно-перцептивная система человека

Сенсорные процессы — это ощущения. Человек постоянно ощущает воздействия внешнего мира на свой организм: видит, слышит, чувствует запахи и вкусы, чувствует тактильные и температурные воздействия на свое тело. А также ощущает процессы, протекающие внутри организма: голод, боль, возбуждение или слабость и т. п.

Сенсорно-перцептивная система постоянно развивается и совершенствуется в процессе жизнедеятельности человека. Это необходимо для успешной адаптации человека в окружающем мире. От качества работы системы восприятия зависят способности и возможности человека.

Это особенно заметно при сравнении с людьми, имеющими нарушения в развитии восприятия. Жизнь человека с ограниченными возможностями (слепота, глухота, немота и прочие), отличается от жизни абсолютно здорового человека. Перцептивные действия играют здесь значительную роль: чем незначительнее дефект восприятия, тем легче его скорректировать и возможно исправить. Этим занимаются специалисты — дефектологи.

Виды перцепции

В зависимости от органов восприятия перцепция бывает:

Зрительной. Движение глаз человека скачкообразно, так человек обрабатывает полученную информацию. Но когда оно останавливается, начинается процесс зрительного восприятия. Такой вид восприятия поддается влиянию ранее выработанного стереотипа. Например, если человек привык все время бегло пробегать текст глазами, ему сложно будет в дальнейшем научиться глубинно прорабатывать материал. Он может не заметить большие абзацы текста, а потом при опросе ответить, что их и вовсе не было в книге.

Осязательной. Такая функция отвечает за регулировку, контроль и коррекцию рабочих движений рук. Такой вид восприятия основан на тактильных, температурных и кинетических ощущениях. Но орган восприятия в таком случае – рука, которая с помощью ощупывания помогает узнать отдельные признаки предмета.

Слуховой

В слуховом восприятии у человека важное место занимают фонематическая и ритмико-мелодическая системы. Человеческое ухо в отличие от животного гораздо сложнее, богаче и подвижнее

Такое понимание активно задействует моторный компонент, но такой компонент выделен в особую отдельную систему. Например, пропевание голосом для музыкального слуха и проговаривание для речевого слуха.

Помимо вышеперечисленных видов перцепции существуют еще два, в которых информация отражается не через органы чувств, а через понимание:

  1. Пространства, расстояния, отдаления, направления предметов, расположенных от нас и друг от друга.
  2. Времени – это длительность, скорость и последовательность событий. У каждого человека есть свои внутренние часы, которые редко совпадают с суточным ритмом. И чтобы человек мог воспринимать этот ритм, он использует дополнительные внешние признаки и анализаторы.

Механизмы перцепции

Социальная перцептивность – это определение чувств собеседника. Механизм прост: человек вступает во взаимодействие с собеседником как личность (именно так его воспринимают собеседники).

Общение – важный механизм. Суть его в том, что собеседники пытаются понять друг друга. Общение опосредуется не только наличием системы понимания информации, но и особенностями восприятия собеседника.

Общение подразумевает присутствие межличностного восприятия, то есть выработку первых впечатлений о собеседнике. Поэтому психологи выделяют несколько механизмов перцепции, являющиеся специфическими методами, которые подразумевают оценивание и анализ поведения собеседника. Наиболее распространенными механизмами считаются идентификация, казуальная атрибуция и социальная рефлексия.

Что касается казуальной атрибуции, то ее суть в анализе реакции на поведение собеседника, то есть человек строит предположения, почему его собеседник ведет себя так, а не иначе. При этом человек основывается на схожести поведения собеседника с людьми, с которыми он общался раньше, или использует собственный опыт.

При казуальной атрибуции используется принцип аналогии. Она зависит от того, как человек, оценивающий поведение собеседника, воспринимает сам себя. Суть идентификации заключается в том, что человек пытается понять собеседника, строя предположение о том, каково его душевное состояние, пытаясь поставить себя на место того, с кем он общается.

Идентификация позволяет понять ценности собеседника, его поведение и привычки. Она имеет особый смысл в подростковом возрасте и юношестве, потому что в этот период создаются взаимоотношения между подростком (юношей) и обществом.

Под социальной рефлексией понимается процесс и результат самовосприятия человека. Основной инструмент социальной рефлексии – осмысление человеком своих личностных характеристик. Он пытается понять, как они выражаются в реакции на поведение собеседника, и как их воспринимают окружающие.

Суть эмпатии в том, что человек сопереживает собеседнику и пытается понять его внутреннее состояние. Эмпатия основана на понимании переживаний собеседника, а также понимании того, каким образом он оценивает происходящее. Эмпатийность – важная профессиональная черта педагога или психолога.

Социальная перцепция

Социальная перцептивность – это восприятие другого человека через призму конкретных социальных установок и стереотипов. Оно далеко не всегда бывает адекватным. Действия перцептивные – это широкое понятие, в которое, в частности, входит оценка окружающих, ориентируясь на существующие в обществе нормы.

Умения перцептивные в социальном плане – это навыки, позволяющие правильно воспринимать окружающих. Они пригодятся и педагогу, и социальному работнику, и сотруднику психологической службы

Овладеть сутью этих умений очень важно. Для этого необходимо:

  • внимательно относиться к окружающим;
  • стараться замечать важные детали;
  • воспринимать внешний и внутренний мир человека как одно целое.

Все это поможет создать правильное преставление о других людях, составе их психики.


Понять другого человека поможет интенсивное общение

Механизмы социальной перцепции

Основными механизмами социальной перцепции являются:

  • мышление при помощи стереотипов:
  • рефлексивные механизмы;
  • эмпатия (проектировочная способность переносить на себя чувства других);
  • идентификация человека с каким-либо типом личности.

При помощи данных механизмов индивид видит окружающих в том или ином свете.

Эффекты социальной перцепции

Социальное восприятие, в отличие от физического, может характеризоваться отношением человека к окружающему миру и другим людям. Значение этого эффекта нельзя недооценивать, так как именно от правильной перцепции во многом зависит простая или сложная социальная адаптация индивида. Также данное явление непосредственно влияет на характер человека и его уровень общительности, открытости.

Понятие перцепции в психологии

Перцепция в психологии – это изучение реакций человека. Люди получают миллионы сенсорных стимулов в день, не зная при этом, что нужно игнорировать, а что нет

Заметит ли человек летящий лист с дерева, либо уделит внимание только тому, что важно

Термин произошел от лат. рercipere – воспринимать. Изучение восприятия человеком информации началось еще в античности, оно нашло свое место в разных науках, включая философию, физику и искусство.

Немецкий логик и математик Готфрид Лейбниц еще в XVII в. внес большой вклад в изучение природы перцепции, проливая свет на сознательное и бессознательное. Философ пытался ответить на вопрос, есть ли душа в неживой природе. Эту теорию уже в конце XIX в. начал развивать австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд.

Собирая и анализируя информацию из внешнего мира, человек ее интерпретирует согласно своему жизненному опыту. На основе этих данных он и взаимодействует с внешним миром. Восприятие относится к тому, как сенсорная информация организована, интерпретируется и осознанно воспринимается.

Один из способов осознать эту концепцию состоит в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический.

Хотя восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле, мозгом часто не воспринимаются внешние раздражители, которые остаются относительно постоянными в течении продолжительного периода времени. Этот процесс известен как сенсорная адаптация.


Перцепция в психологии

Есть еще один фактор, который влияет на ощущение и восприятие – внимание. Что доказывает довольно интересная демонстрация, которую провели Дэниел Саймонс и Кристофер Чабрис в 1999 г

В этом исследовании участники смотрели видео про людей с баскетбольными мячами в руках. Испытуемых попросили посчитать, сколько раз команда в белом передаст друг другу мяч из рук в руки. В это время среди игроков ходит человек, одетый в костюм гориллы.

Почти половина людей, которые смотрели видео, вообще не заметили гориллу несмотря на то, что он был хорошо виден в течение 9 сек. Участники полностью отключили другую визуальную информацию, сосредоточившись на подсчетах. Такое явление в психологии называется слепота невнимания или перцептивная слепота.

Мотивация также может влиять на восприятие. Ожидая важный телефонный звонок и принимая душ, можно вообразить, что человек его действительно слышит. Выявление значимого стимула может изменить способность различать истинный раздражитель и фоновый шум.

Технология развития перцептивного восприятия

В психологии выделяют разнообразные методы развития социальной перцепции. Одним из популярных методик выступает концепция психолога Экмана. Им было предложено начинать восприятия личности, путем сосредоточение внимания на трех приоритетных областях человеческого лица. Это: лоб, нос и подбородок

Концентрировать внимание именно на них, необходимо потому, что они отражают такие эмоциональные состояния, как гнев, грусть, страх и отвращение

Если научиться правильно воспринимать мимику, то можно получить более полное представление о личности, поняв какие чувства и эмоции она испытывает в различных ситуациях.

Психология активно применяет эту технологию, поскольку она позволяет упростить построение системы коммуникации с лицами, имеющими психические отклонения, проблемы в развитии.

Применение данной технологии перцепции требует учета внешних и внутренних факторов: возрастных особенностей, эмпирические навыки, специфические свойства личности.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Основные свойства восприятия с примерами

Рассматриваемый психический процесс обладает такими свойствами, как:

  • Целостность – характеристика конечного образа, которая возникает в результате совокупности ощущений. Конечный образ всегда целостный. Так, например, муха воспринимается лягушкой как объект охоты только тогда, когда муха двигается. Если муха неподвижна, лягушка не пытается ее поймать, так как не воспринимает ее в качестве насекомого.
  • Постоянство – однажды усвоенные характеристики того или иного предмета человек склонен на протяжении длительного времени соотносить именно с этим предметом, безошибочно формируя конечный образ. Незначительные изменения характеристик предмета не приводят к затруднениям с его классификацией. Так, например, молодой человек встречается с высокой девушкой, у которой голубые глаза и светлые волосы. Однажды его девушка перекрасилась в брюнетку. Но он все равно воспринимает ее как свою партнершу, она не стала для него незнакомкой.
  • Предметность – способность объединять предмет с родовой группой по ключевым характеристикам. Например, зеленое, круглое, сладкое – это яблоко. Зеленое, длинное, с лапами и хвостом – это крокодил. Процесс классификации предметов по родовым группам может занимать некоторое время. Иногда для верного соотнесения человеку требуется подойти и рассмотреть предмет поближе или взять его в руки.

Предметность восприятия

  • Структурность – отражается на сложности процесса перцепции, который нельзя свести просто к сумме ощущений от разных органов чувств. Замена одной из ключевых характеристик приводит к формированию совершенно нового образа. Так, например, большое, железное и способное плавать – это корабль. Однако большое, железное, способное передвигаться по железнодорожным путям – это поезд, а не корабль.
  • Избирательность – выделение 1 объекта среди фона. Объем восприятия ограничен. Ребенок не может одновременно играть множеством игрушек. Первым делом он возьмет самую яркую или самую большую игрушку. Так включается избирательность: малыш выбирает наиболее бросающийся в глаза предмет по цвету или размеру. Выбрав из множества понравившуюся игрушку, ребенок на некоторое время теряет интерес к остальным, в поле его восприятия находится только самая лучшая.
  • Апперцепция – зависимость образования образа от индивидуальных особенностей анализаторных систем человека и его жизненного опыта. Один и тот же предмет может быть воспринят разными людьми по-разному. Так, например, библия для верующих людей является одной из главных жизненных книг, где изложены правила жизни и устои общества, но для атеиста она представляется всего лишь книгой, которая ничем не отличается от любого другого художественного произведения.
  • Активность восприятия – способность человека осознавать окружающую действительность, накапливать опыт использования предметов. Например, изначально малыш не знает, какую функцию выполняет ложка. Он может стучать ею по стене, смотреться в нее как в зеркало, копать ею песок. Однажды мама показывает ему, что с помощью ложки можно есть. Усвоив это, малыш понимает, что ложка является столовым прибором, а не молотком, зеркалом или лопаткой.

Гендерные особенности перцепции

Среди женщин перцептивных личностей больше, чем среди мужчин. Поэтому женщины более успешны в педагогике. Эту особенность необходимо иметь в виду при построении благоприятного психологического климата в коллективе. У мужчин, по сравнению с дамами, лучше развиты тактильное восприятие мира и познание через осязательный опыт.

Интересно. В России существует поговорка о том, что женщина любит при помощи ушей, а мужчина – при помощи глаз. Это в кратком виде значит, что представительницы сильного пола лучше всего воспринимают вербальную информацию (например, комплименты), а джентльмены – типичные визуалы.

Известно, что внутреннюю перцепцию, полезную в межличностных отношениях, как и интуицию, можно развить при помощи специальных тренингов и духовных практик, а также преподавателя-психолога. Во время некоторых психологических упражнений, особенно в молодом или детском возрасте, например, у дошкольников, основные органы чувств начинают острее воспринимать окружающий мир. В такие моменты обучения перцепция становится ведущим источником познания.

Характеристики и свойства

Показатели:

  • тактичная абсорбция данных;
  • определение отдельных параметров;
  • создание чувственного образа восприятия.

Свойства:

  1. Константность. Одинаковое восприятие дистального объекта даже если изменяется проксимальный стимул.
  2. Апперцептивность. Содержание человеческой психики оказывает влияние на восприятие.
  3. Предметность. Объекты представляют собой набор образов, из которых составляется конкретный предмет, а не набор бессвязных ощущений.
  4. Осмысленность. Любой предмет называется мысленно, воспринимается осознанно.
  5. Избирательность. Из многообразия субъектов выбирается только один.

Перцепция тесно связана с памятью, вниманием, мышлением, логикой. Характеристики:

  • вещественность;
  • апперцептивность;
  • структурность;
  • рациональность;
  • контекстность;
  • осознанность.

Перцептивные действия: что это?

Перцепция, или восприятие — это способность человека отражать окружающие предметы и ситуации. На основе полученных в процессе восприятия данных осуществляется познание окружающей действительности и формируется индивидуальное (субъективное) ее понимание.

Каждый человек уникален, благодаря этому человеческие культура и искусство настолько разнообразны. Однако, несмотря на различия в восприятии, каждый человек проходит в своем развитии определенные стадии, которые сопровождаются осуществлением конкретных действий. Эти действия были изучены и названы перцептивными.

Перцептивные действия входят в структуру процесса восприятия и структуру деятельности человека. Восприятие является активным процессом, поэтому оно неразрывно связано с деятельностью. С самого раннего возраста человек совершает действия, направленные на познание и научение. Ведь, чтобы жить в этом мире, ему необходимо знать этот мир и уметь с ним взаимодействовать.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.