Оглавление
Патогенез
Психологическое состояние у особ с кататонией является противоположным ступору, причем усиливается не только психологическая деятельность, но и двигательные проявления. Сопротивление является защитной реакцией организма. Негативистические тенденции свидетельствуют о некомфортности, крайней обидчивости, враждебности, тревожности, малой социализированности личности, а также недоверии и недовольству к окружающим, выраженной склонности к критицизму и подозрительности. В дальнейшем негативизм может привести к возникновению негативных психопатологических явлений — замкнутости, отрыву от реальности, потери привязанности к близким, что повышает уровень дезадаптации. Это чаще всего обосновано и вызывает тенденцию к развитию жестокости – завуалированной или открытой, либо той и другой одновременно. Кроме того, происходит развитие негативных коммуникативных установок, склонность делать необоснованные обобщения.
Ярким примером подобной модели поведения являются дети, которые относят себя к различным субкультурам (панки, готы и прочие неформалы).
Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта
Согласно данным научных исследований, подавляющее большинство возрастных кризисов проявляются в возрасте от одного месяца до двадцати лет. Давайте рассмотрим самые распространенные кризисы:
- кризис новорожденного;
- кризис первого года жизни и трех лет;
- школьный кризис;
- кризис пубертатного возраста.
https://youtube.com/watch?v=KdkSflclJO0
В более зрелом возрасте человек встречается лишь с двумя видами кризисных периодов. К таким периодам относятся достижение среднего возраста, и психологический стресс, вызванный выходом на пенсию.
Сброс негативной энергии на человека
Нарушение энергетики в результате случайного или целенаправленного воздействия человека всегда можно ощутить не только на начальной стадии, но и в момент передачи отрицательных потоков. При этом источник негатива необязательно должен контактировать с носителем ауры напрямую
Поэтому так важно прислушиваться к своим внутренним ощущениям и подсказкам интуиции
В частности, энергетические вампиры или люди, у которых заблокированы каналы получения жизненной силы из-за порчи, стремятся получать здоровую энергию от окружающих. В итоге они автоматически отдают им часть своей деформированной энергетики.
Но так или иначе, сброс плохих сгустков — это неприятная процедура, и ее лучше предотвратить заранее.
Как определить, что тебе передают отрицательные сигналы в биополе
Человек навязывается в разговоре
Он рассказывает о своих проблемах, требует жалости и сострадания. Иногда ради внимания он может начать вести себя вызывающе или даже агрессивно. Желая сбросить свой негатив, индивид плачется в жилетку, хочет получить советов. Человек хочет вовлечь своего будущего донора в трудности и хлопоты.
Нудный монолог и жалобы могут сыпаться не только при личных встречах, но и по телефону. Иногда люди могут разговаривать нараспев или, наоборот, шептать и шипеть, чтобы казаться угрожающими.
Отстраненный критик
Противоположная стратегия тоже бывает — это позиция отстраненного критика. Обычно такой человек находится от вас на дистанции, но потом он начинает придираться, его спокойствие нарушает эмоциональной бурей.
Некоторые из этих людей стремятся раздражать свою жертву осознанно, используя те каналы воздействия, на которые человек будет реагировать более чутко. Например, на аудиала можно накричать, а визуалу сделать замечание по поводу внешности.
Личная встреча
Если встреча будет личной, при передаче негатива человек обязательно примет угрожающую позу. Очень важным энергетическом мостиком служит также прямой визуальный контакт.
Такие люди любят хлопать дверьми, постоянно касаться собственной одежды, особенно если они одеты вызывающе для привлечения визуалов.
Вступление в телесный контакт
Важная часть сброса отрицательных потоков, если жертва и носитель негатива — кинестетики. Человек может не только прикасаться к рукам, лицу, плечам, но и наступать на ногу, толкать. Также вероятно швыряние предметов в сторону будущего донора.
Как противостоять передаче негативной энергетики и не стать донором здоровых жизненных сил против своей воли? Лучше всего не слушать человека, прерывать беседу, отсаживаться подальше и всегда проявлять спокойствие
Иногда имеет смысл сменить имидж, чтобы не привлекать внимание энергетических вампиров. Также полезно представлять воображаемую зеркальную защиту вокруг тела
Во время вынужденного общения можно отстраняться от опасного собеседника мысленно, отправляясь в мир своих фантазий.
Если у самого вас возникает потребность сбросить негативную энергию, не направляйте ее на живой объект, используйте лучше силу стихии. Вы можете смотреть на течение реки, растворяя в ней мысли, на дождь и пламя свечи. Полезно принимать солевые ванны, заговаривать камни, сжигать щепки в костре, представлять воронки с негативом, уходящие в землю.
Где сообщать?
Кажется, что ответ очевиден: конечно, в первую очередь — на сайте! С одной стороны это действительно так, но далеко не всегда есть возможность это сделать быстро или вообще сделать. На сайте может быть технически не предусмотрена публикация таких новостей (посмотрите, например, на сайт Nike).
В больших компаниях процесс публикации на сайте может быть крайне сложным, требовать большого числа утверждений и согласований, в том числе с head office в сильно другом часовом поясе. Cделать всё это оперативно иногда бывает невозможно.
Поэтому там, где нужна оперативность, в первую очередь нужно публиковать сообщения в официальных соцсетевых аккаунтах, по возможности — на нишевых площадках, там, где у вас есть горячие линии. Если публикация на вашем сайте — быстрый процесс, то и на нем, конечно, публикуйте тоже.
Не ждите, пока пользователи спросят, публикуйте, как только вам есть, что публиковать. И периодически обновляйте информацию о ситуации.
В случаях, когда оперативность не имеет большого значения, лучше сначала все-таки размещать подробную официальную информацию на сайте, а в соцсетях давать сообщения со ссылками на эту информацию.
Детский негативизм
Чаще детский негативизм – преходящее явление. Раздражение взрослого только усилит негативную реакцию ребенка на запрет.
Негативизм Детский — Психологический словарь – dic.academic.ru
Негативизм детский – форма общения – ребенка, в которой он делает попытки отстоять права своей личности – путем противодействия требованиям окружающих.
Детский негативизм – Психологос – www.psychologos.ru
Помните: от того, как мы будем реагировать на детский негативизм , зависит самое важное – будущая личность, сфера ее отношений, в том числе к людям и к себе
негативизм детский – это Что такое негативизм детский ? – psychology.academic.ru
негативизм детский . — форма общения ребенка, в коей он пытается отстоять права своей личности путем противодействия требованиям окружающих.
Детский негативизм : признаки и причины его проявления – CyberLeninka.ru
Рассматривается проблема детского негативизма с позиций педагогики, раскрываются признаки и причины его проявления.
Негативизм у детей, симптомы, как бороться с детским – www.sweli.ru
. Негативизм у детей. В возрасте от 2 до 3 лет дети склонны проявлять признаки упрямства и Это не так-то просто сделать, когда у двухлетнего малыша истерика. Детское нытье.
Негативизм у детей | Статьи – www.psyportal.net
Детский негативизм являет собой проявление развития ребенка и способ самоутверждения на определенном этапе его жизни.
Детский негативизм – Игры для детей онлайн. Бесплатные – xn—-8sbajyvfd4a8f2ae.xn--p1ai
Детский негативизм – ситуативное явление, пока это не стало привычной моделью поведения. Не позволяйте ребенку находиться в постоянном эмоциональном напряжении
Детский негативизм – zdravnica.net
Негативизм (от лат. отрицание) — Чаще всего негативизм встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей.
Негативизм у детей | Статьи | Фазы детского негативизма – www.psyportal.net
Фазы детского негативизма . Детский негативизм , как возрастное явление, имеет свои фазы развития. Первая фаза: 1,5-3 года.
НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ – это Что такое НЕГАТИВИЗМ – pedagogicheskaya.academic.ru
НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ . (от лат nega-tio — отрицание), лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям
Негативизм у детей, подростков и взрослых – InDepress.ru
Детский негативизм впервые проявляется у детей трех лет. Постепенно при правильной реакции взрослых детский негативизм у дошкольника проходит.
Статья Детский негативизм и причины его проявления – infourok.ru
« Детский негативизм : признаки и причины его проявления ». Составил учитель начальных классов. Проданова Анна Владимировна.
Детский негативизм : признаки и причины его проявления – www.nauka-dialog.ru
Ключевые слова: детский негативизм ; капризность; упрямство; причины негативных проявлений; рассогласо-ванный стиль воспитания; ситуативная рефлексия
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Расстройство поведения у детей и подростков выделяется стойкими асоциальными, агрессивными, вызывающими нарушениями. Они могут проявляться только в рамках семейных отношений или иметь тотальный характер, распространяющийся на все окружение.
Для постановки диагноза требуется соответствие трем и более критериям, наблюдавшимся в течение предыдущего года, хотя бы 1 раз за последние полгода:
- конфликты с родителями, несоблюдение установленных общепринятых семейных правил;
- агрессивное отношение к животным, людям;
- разрушающие действия, нанесение урона, воровство;
- лживость, двуличность, подлость.
Манеры держаться настолько деструктивны, что вызывают нарушение взаимоотношений в семье, школе, других коллективах.
Поведенческие дефекты представлены несколькими обобщенными группами:
- открытый деструктивный образ действий – драки, разбои, хулиганство;
- скрытый деструктивный – воровство, обманы, поджог, вандализм;
- скрытый недеструктивный – прогулы, вредные привычки, зависимости, нецензурная речь.
К поведенческим нарушениям детского, подросткового возраста относят гиперактивность, а также эмоциональные сдвиги, тесно связанные с поведением.
Дефекты поведения – это не обычные детские капризы или недисциплинированность подростков. Подобные отклонения являются тяжелыми, стойкими изменениями, способными наложить негативный отпечаток на личность. Как правило, во взрослом возрасте патологические манеры сглаживаются, однако, озаряя ранний возраст, способны перерасти в психопатию.
Поведенческие дефекты также являются проявлением различных психических расстройств
Тогда внимание акцентируется на основном заболевании
Попробуйте «переключить» разговор на другую тему.
Негативные реакции некоторых людей могут активироваться лишь конкретными, на первый взгляд, вполне невинными, темами общения. К примеру, одна из моих подруг, в обычном состоянии являющаяся вполне позитивным и светлым человеком, мгновенно превращается в токсичного персонажа с комплексом жертвы, стоит нам заговорить об ее работе. Что бы я ни говорила, она начинает изливать на меня бесконечный поток жалоб на все, что имеет хоть какое-то отношение к ее работе. А когда я пытаюсь сгладить весь этот негатив позитивными комментариями и убедить ее, что не все так плохо, она выворачивает их наизнанку, и топит в море новых жалоб. Естественно, что каждый раз это становится огромной преградой для дружеского общения.
Так что если вы обнаружили себя в подобной ситуации, и человек, с которым вы общаетесь, зациклился на теме, так и сочащейся негативом, постарайтесь осознать, что эмоциональные корни их негативных эмоций могут быть укоренены слишком глубоко, чтобы вы могли справиться с ними за одну беседу.
Лучшее, что вы можете сделать, чтобы разрядить обстановку – попытаться переключить разговор на какую-то другую тему. Порою простые вещи вроде хороших воспоминаний, обоюдной дружбы, рассказов о небольших достижениях и других хороших новостей могут стать отличными темами для легких, светлых и позитивных бесед. Старайтесь не дать разговору отклониться от тем, вызывающих лучшие чувства у вашего собеседника, и этим вы поможете как ему, так и себе.
Облигатный симптом шизофрении
Одним из обязательных негативных симптомов шизофренического расстройства выступает абулия – отсутствие силы воли. Характеризуется утратой желания и мотивации к любому роду деятельности, которая раньше вызывала интерес. Такие люди пассивны и безынициативны.
При прогрессировании заболевания абулия перерастает в апато-абулический синдром, крайнюю степень волевого расстройства. Характерная картина: человек постоянно находится в одиночестве, сидит или лежит, может целый день смотреть телевизор, но не улавливает смысла просмотренного. Он отказывается принимать душ, проводить утренние ежедневные процедуры, стричься, спит, не переодеваясь, испражняется где попало.
Параллельно возможна интенсификация некоторых бессознательных инстинктов: сексуального или пищевого. Последний проявляется безудержным поглощением пищи.
Такие больные не выходят на словесный контакт, речь их бедная. Отказ от диалога они объясняют тем, что устали.
Еще одно искажение волевой сферы – парабулия. Она проявляется незаконченностью начатой деятельности, импульсивностью и вычурными действиями.
Больному свойственна амбитендентность — двойственность рассуждений и действий. Например, он оглашает себя полным и худым, дьяволом и богом.
Еще один симптом – негативизм. Больной совершает противоречивые действия. Если ему протягивают яблоко, он отказывается. Но стоит убрать фрукт, и человек просит его заново.
Все эти негативные симптомы могут быть первичными, возникающими как следствие патологического процесса, а также вторичными. Они появляются под воздействием внешних факторов и часто ими становится негативное отношение к больному окружающих, близких людей и длительное лечение в стационаре.
Особую роль играет прием некоторых препаратов, в частности, нейролептиков. Но при их отмене исчезают и негативные симптомы. Это является показателем, согласно которому можно определить, выступают ли симптомы прогрессированием болезни, или это побочное действие лечения.
Причины возникновения
Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возникновения возрастных кризисов. Выделяются определенные влияющие причины кризиса 3-х лет и факторы, которые прослеживаются в тех или иных ситуациях.
Особенности темперамента ребенка. Дети, обладающие слабым или неустойчивым типом нервной деятельности, чаще переживают кризис с максимально острыми проявлениями. Особенно тяжело приходится детям с холерическим темпераментом или малышам-меланхоликам. Сангвиники и флегматики менее подвержены кризисным изменениям.
Авторитарное воспитание – еще одна из причин серьезного кризиса дошкольного возраста. Постоянная диктатура родителей, подавление инициативы и игнорирование желаний ребенка приводит к бурным протестам.
Повышенная тревожность родителей и избыточная забота о малыше (гиперопека). Стремления и желания ребенка подавляют из-за чрезмерного волнения за его здоровье. Родители не считают ребенка самостоятельным, делают за него все.
Проблемы со здоровьем. Психические отклонения, неврологические заболевания и тяжелая хроническая патология влияют на реакции детей.
Конфликты внутри семьи. В этом случае психологи дают рекомендации для родителей – не вмешивать ребенка во взрослые проблемы оградить его от выяснения родительских отношений и негатива.
Понятие негативизма и его взаимосвязь с возрастом
Негативное отношение к окружающей действительности проявляется в трёх основных чертах:
- упрямство;
- замкнутость;
- грубость.
Активный негативизм проявляется в вербальной и физической агрессии, действиям наперекор, демонстративном поведении, антисоциальных поступках и девиантном поведении. Такой тип негативного реагирования часто наблюдается в подростковом возрасте.
Детский негативизм — это своеобразный бунт, протест против родителей, сверстников, учителей. Данное явление часто наблюдается при возрастных кризисах, а, как известно, детский возраст богат ими как никакой другой этап. В целом с рождения до юношества выделяют 5 возрастов, в которых проявляется кризис:
- новорожденный период;
- годовалый возраст;
- 3-х летний возраст — кризис «Я сам»;
- 7-ми летний возраст;
- подростковый возраст (от 11-15 лет).
Под возрастным кризисом понимают переход от одного возраста к другому, который характеризуется изменением когнитивной сферы, резкой сменой настроения, агрессивностью, склонностью к конфликтам, снижением трудоспособности и упадком интеллектуальной деятельности. Негативизм присутствует не во всех возрастных периодах детского развития, чаще он наблюдается в возрасте трёх лет и у подростков. Таким образом, можно выделить 2 фазы детского негативизма:
- 1 фаза – период 3-х лет;
- 2 фаза – подростковый возраст.
Самым первым возрастным периодом, в котором возникает негативное отношение к окружающим, является возраст 3-х лет, младший дошкольный возраст. Кризис данного возраста имеет ещё одно название – «Я сам», что подразумевает желание ребёнка самостоятельно действовать и выбирать желаемое. В трёхлетнем возрасте начинает формироваться новый познавательный процесс – воля.
Ребёнок хочет выполнять самостоятельные действия, без участия взрослых, но чаще всего желания не совпадают с реальными возможностями, что приводит к появлению негативизма у детей. Малыш сопротивляется, бунтует, наотрез отказывается выполнять просьбы, а тем более приказы взрослых. В данном возрасте категорически запрещается противодействовать автономии, взрослым необходимо дать возможность побыть ребёнку наедине со своими мыслями и попробовать действовать самостоятельно, с учётом здравого смысла.
Если родители зачастую противодействуют самостоятельным шагам своего чада, это грозит тем, что малыш перестанет стремиться делать что-либо сам. Проявление негативного отношения к взрослым является отнюдь не обязательным явлением в младшем детском возрасте, и в большинстве случаев зависит от особенностей семейного воспитания и от компетентности родителей в данном вопросе.
Подростковый возраст сам по себе является очень сенситивным периодом в жизни каждого ребёнка, у кого-то возрастной кризис проявляется чрезмерно, а кто-то почти не замечает негативных моментов. Негативизм у подростков во многом зависит от той среды, в которой живёт ребёнок, от стиля семейного воспитания и от поведения родителей, которому подражают дети.
Кризис подросткового возраста проявляется в снижении интеллектуальной деятельности, слабой концентрации внимания, пониженной трудоспособности, резкой смене настроения, повышенной тревожности и агрессивности. Фаза негативизма у девочек может развиваться раньше, чем у мальчиков, однако, по продолжительности она меньше.
https://youtube.com/watch?v=jj9-gugEa_E
Согласно исследованиям знаменитого психолога Л. С. Выготского, негативизм у девочек-подростков чаще проявляется в предменструальный период, и имеет чаще пассивный характер с возможными проявлениями вербальной агрессии. Мальчики же сами по своей природе более агрессивны, и характер такого поведения часто носит физический характер, проявляющийся в драках.
Следует заметить, что подростковый период изменяет ребёнка не только в психологическом плане, но и в физиологическом. Внутренние процессы активно преобразуются, растёт скелет и мышцы, видоизменяются половые органы. Физиологические преобразования в организме подростка происходят неравномерно, из-за чего возможны частые головокружения, повышение давления и быстрая утомляемость.
Нервная система не успевает перерабатывать все те изменения, которые происходят в растущем организме, что во многом оправдывают нервозность, повышенное возбуждение и раздражительность. Данный возрастной период является очень трудным в жизни человека, поэтому немудрено, что подросток становится агрессивным, вспыльчивым и проявляет негативизм, таким образом он защищается.
Симптомы кризиса трех лет
Кризис трех лет сопровождается определенными трудностями в поведении детей. Л.С. Выготский назвал их «семизвездием симптомов». Давайте ознакомимся с ними.
- Негативизм — ребенок негативно реагирует на любые предложения только потому, что они исходят от взрослого, и поступает вопреки родительским словам, лишь бы сделать наоборот. Малыш ведет себя подобным образом из-за потребности в самоутверждении. Так он защищает свое «Я».
- Упрямство — ребенок стремится следовать своим желаниям, не хочет менять свое решение. Например, сказал: «не хочу идти домой» — и не идет, даже если на улице стало скучно и он сам понимает, что пора возвращаться домой.
- Строптивость — выражается в капризах ребенка, направленных против образа жизни, сложившегося до трех лет. Например, раньше малыш поднимался или спускался по ступенькам с мамой за ручку — теперь он больше не хочет так делать. Не желает идти рядом, не позволяет держать себя за руку при переходе через дорогу, не хочет мыть руки после улицы и т. д.
- Своеволие — у ребенка появляются собственные желания, и он хочет делать все сам: спускаться или подниматься по ступенькам, самостоятельно есть, одеваться и т. д. В этот период времени родители часто слышат от своего чада фразу «я сам».
- Протест-бунт (проявляется реже по сравнению с предыдущими симптомами и зависит от применяемых методов воспитания) — ребенок, как бы находится в состоянии войны со всеми окружающими, проявляет агрессию, постоянно вступает в конфликты. Таким образом он заставляет взрослых услышать его и увидеть, воспринимать его всерьез.
- Симптом обесценивания взрослых (проявляется реже вышеперечисленных симптомов и зависит от сложившихся отношений со взрослыми) — ребенок обесценивает старые нормы поведения и правила в семье, привязанность к близким людям и предметам. Так, любимая игрушка вдруг становится плохой, мама — злой. В результате малыш ломает игрушки, рвет книжки, обзывает родителей бранными словами.
- Деспотизм (данный симптом чаще всего встречается в семьях с единственным ребенком) — это деспотическое подавление желаний и потребностей окружающих. Ребенок заставляет родителей во что бы то ни стало выполнять свои требования. В противном случае закатывает истерики, диктует родителям, что им надо делать, а что нет. Командует ими, вводит новые правила поведения. В сущности, ведет себя как маленький деспот. По отношению к младшим братьям и сестрам деспотизм проявляется как ревность.
Еще раз сделаю акцент на том, что кризисные проявления — это закономерные явления, сопровождающие взросление КАЖДОГО НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ РЕБЕНКА.
Кризисные проявления в поведении ребенка приводят к ломке старых взаимоотношений между взрослыми и детьми и способствуют построению новых, более качественных форм взаимодействия. В этом заключена их огромная польза для гармоничного развития.
Имейте в виду, что вяло протекающий кризис трех лет указывает на задержку в аффективной и волевой сферах личности (аффективная сфера — это область чувств и настроений)
Известно, что дети, не прошедшие через кризис трехлетнего возраста, в будущем отличаются от окружающих такими чертами, как безволие и безынициативность.
Обратите внимание на следующую фразу: ребенок, проявляющий упрямство и своеволие, тренируется в самостоятельности и инициативности. Поэтому не спешите слишком ограничивать волеизъявления своего малыша, не высмеивайте его первые попытки самостоятельности и ни в коем случае не наказывайте его за проявления инициативы!
По Э. Эриксону, в раннем возрасте у детей формируется либо автономность, либо в противовес ей – чувство стыда и сомнения
В зависимости от методов воспитания, малыш выйдет из трехлетнего кризиса либо инициативным, бойким и самостоятельным (в той или иной мере, с учетом возраста), либо робким и неуверенным. Излишняя стеснительность и неуверенность в силах мешает ребенку развиваться и делает его несчастным
Эриксону, в раннем возрасте у детей формируется либо автономность, либо в противовес ей – чувство стыда и сомнения. В зависимости от методов воспитания, малыш выйдет из трехлетнего кризиса либо инициативным, бойким и самостоятельным (в той или иной мере, с учетом возраста), либо робким и неуверенным. Излишняя стеснительность и неуверенность в силах мешает ребенку развиваться и делает его несчастным.
Автор Оксана Стази
Устойчивые мифы
- доверие к «печатному» слову;
- некритическое восприятие информации в сочетании с желанием «разоблачать»;
- готовность передать информацию дальше без проверки (с самыми благими целями).
Отсюда следует, что вы никогда не сможете окончательно остановить распространение мифов: всегда найдутся люди, которые перепостят очередной список, не читая и не задумываясь. Это и не должно быть вашей задачей. Ваша задача в этом случае — предоставить официальную и полную информацию тем, кто все-таки захочет разобраться в вопросе: лидерам мнений, экспертам, журналистам, просто вменяемым людям (которые в своем небольшом кругу также являются лидерами мнений).
Признаки негативизма
Признаками негативизма можно назвать упрямство, грубость, замкнутость, демонстративное игнорирование коммуникативного контакта или отдельных просьб. Вербально это выражается в постоянно угнетённых, страдальческих, жалостливых разговорах, агрессивных высказываниях по отношению к различным вещам, особенно ценным для социума в общем или собеседника в частности. Критика в отношении людей, которые высказываются положительно или нейтрально по отношению к акценту негативизма. Размышления о негативном устройстве мира, ссылки на подтверждающие данную мысль труды, часто искажая смысл или игнорируя противоположные мнение аналогичного авторитета.
Зачастую предположение у человека негативизма вызывает бурное отрицание и декларируется реалистичный, незашоренный, незаангажированный взгляд на окружающую действительность. Подобная позиция отличается от осознаваемо пессимистичной позиции тем, что негативизм не осознаётся. Целью негативистического восприятия обычно становится желаемая, но субъективно недоступная сфера, или аспект, который необходим человеку, но он не хочет или боится сделать неправильно, получить осуждение за ошибку. Потому вместо признания своего несовершенства в нём обвиняется внешний объект.
Признаком есть необоснованно агрессивная реакция сопротивления, эмоционально заряженная и достаточно резкая, неожиданно быстро набирающая развитие. Спокойно воспринимать, игнорировать или разумно дискутировать на тему просьбы, темы, ситуации человек не может. Иногда реакция может быть с целью вызвать жалость, во избежание дальнейшего давления, тогда упорство может сочетаться со слезливостью, угнетённым состоянием. В детском возрасте это капризность и отказ выполнять просьбы, в старшем к этому прибавляется попытка обосновать свой отказ неразумностью или неправильностью происходящего.
Признаки
Родители должны знать, в чём проявляется кризис 3 лет, чтобы отличить его симптомы от обычных контекстных ситуаций. Например, если ребёнок отказывается своевременно ложиться спать, это может быть продиктовано тем, что он перевозбудился перед сном, переиграл в шумные игры или пересидел перед телевизором. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.
Комплекс симптомов кризиса 3 лет психологи называют «семизвездием».
Негативизм — «Делаю назло!»
Отказываются от собственных желаний, совпадающих с требованиями родителей. Не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от взрослого. Негативная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на конкретного человека. Например, мама зовёт малыша с улицы на обед. Несмотря на то, что он уже сам давно проголодался и хочет домой, он отказывается это делать только ради противостояния матери.
Строптивость — «Не хочу подчиняться!»
В отличие от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено на бытовой уклад и режим дня, к которым родители стараются приучить малыша. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.
Упрямство — «Я так решил!»
«Не хочу!» и «Не буду!» без всяких объяснений — самые частые признаки кризиса 3 лет. Преодолеть их не способны ни уговоры, ни угрозы.
Бунт (протест) — «Мне всё надоело!»
Похож на предыдущие проявления кризиса. Однако бунт — самый страшный из них. Во-первых, включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство. Во-вторых, носит постоянный характер. Ребёнок ежедневно отказывается от завтрака или от дневного сна. В-третьих, проявляется ярче всех. Дело доходит до неконтролируемых вспышек гнева и настоящей истерики. Это чревато сильнейшим стрессом и аутоагрессией.
Деспотизм — «Делайте так, как я хочу! Я хозяин и повелитель!»
Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами. Особенно это действует на мам и бабушек. Капризничают, кричат и даже демонстративно катаются по полу, лишь бы желание выполнили (купили игрушку, отпустили гулять, дали конфету).
Обесценивание — «Не люблю вас! Вы плохие!»
Злятся на то, что им дорого, пытаясь избавиться от зависимости. Тихий, воспитанный ребёнок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних (в общественном транспорте, например). Ломают любимые игрушки. Мама становится врагом №1, её перестают слушаться и даже могут ударить.
Своеволие — «Я могу сам!»
Не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда малыш пытается сам снова и снова завязать шнурок или взболтать яйцо в тарелке, но при этом прислушивается к советам взрослым и не отказывается от помощи. И совершенно другое — когда он при этом злится, никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителей. Нередко это заканчивается печальными ситуациями: без разрешения включаются в сеть бытовые приборы, портятся ценные вещи, ребёнок уходит далеко от дома.
Это основные симптомы кризиса 3 лет, которые проявляются регулярно, достаточно ярко, чаще всего комплексно. Они могут сопровождаться и другими эмоционально-поведенческими отклонениями. Последние наблюдаются далеко не у всех и не всегда, но способны усугубить и затянуть течение кризиса. К ним относятся:
- отдаление от родителей, которые теряют доверие ребёнка и даже могут перестать быть для него авторитетом;
- жадность: подобно взрослым, детям хочется иметь что-нибудь своё, и они яростно охраняют свою собственность;
- вредность — основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обусловлена наследственной чертой характера;
- ревность: ребёнок требует к себе внимания близкого человека 24/7 и не хочет его делить ни с кем другим;
- необоснованная агрессия: в 3 года малыш ещё не понимает, что с ним происходит, и винит во всех своих бедах окружающих, что приводит к дракам, царапанию, кусанию.
Родители должны понимать, что у каждого ребёнка кризис проявляется по-разному, но он в любом случае происходит. У одних сглаженно и более спокойно, у других — с ежедневными бурными протестами и истериками. Если симптомы не наблюдаются до 4 лет, необходимо обратиться к психотерапевту, потому что это может свидетельствовать о задержке в развитии.
https://youtube.com/watch?v=aWIIkwvO9Oc
Эта тема закрыта для публикации ответов.