Взросление человека по эриксону: 8 этапов жизни, которые проходит каждый

Алан-э-Дейл       15.10.2024 г.

Раннее детство (1-3 года)

В виду биологического созревания, у ребёнка появляется возможность проявлять целый ряд самостоятельных действий: кушать, одеваться, манипулировать игрушками, передвигаться по комнате и т.д.

Это вторая попытка развить автономность. Подросток бросает вызов общественным и родительским нормам, узнает о существовании незнакомых ранее социальных ролей, размышляет о религии, идеальной семье, устройстве окружающего мира. Все эти вопросы нередко вызывают у него чувство озабоченности. Идеология представляется в слишком упрощенном виде. Его главная задача на этом этапе в теории возрастной периодизации Эриксона — собрать все имеющиеся к тому моменту знания о самом себе, воплотить в образ себя, сформировав Эго-идентичность. Он должен включать осознанное прошлое и предполагаемое будущее.

Появляющиеся изменения проявляются в виде борьбы между желанием сохранить зависимость от заботы близких и стремлением к собственной независимости. Сталкиваясь с подобной неразберихой, юноша или девушка стремится стать похожим на своих сверстников, у него развиваются стереотипные идеалы и модели поведения. Возможно разрушение строгих норм в поведении и одежде, увлечение неформальными движениями.

Неудовлетворенность общественными ценностями, резкие социальные изменения ученый рассматривает как фактор, который мешает развитию идентичности, появлению чувства неопределенности и неспособности продолжить образование, выбрать карьеру.

Отрицательный выход из кризиса может быть выражен в плохой самоидентичности, ощущении своей ненужности, бесцельности. Подростки кидаются в сторону делинквентного поведения. Из-за чрезмерной идентификации с представителями контркультуры и стереотипными героями подавляется развитие их идентичности.

Идентичность против спутанной идентичности

identity versus identity confusion

14-19 лет

«Интеграция, теперь уже имеющая место в форме эго-идентичности, есть нечто большее, чем сумма детских идентификаций. Она представляет собой накопленный опыт способности эго интегрировать все идентификации со злоключениями либидо, со способностями, развившимися из задатков, и с возможностями, предлагаемыми социальными ролями. В таком случае чувство идентичности эго есть накопленная уверенность в том, что внутренняя тождественность и непрерывность, подготовленная прошлым индивидуума, сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других, выявляемого в реальной перспективе „карьеры“.»

Сила: верность.

Что такое интеграция эго?

Ощущение эго-интеграции представляет собой чувство целостности своего «Я». Дети до 3 лет не обладают своим «Я», они отождествляют себя с окружающим миром.

Когда человек ощущает себя комфортно в мире, когда мир становится местом для удовлетворения всех потребностей человека — это и есть интеграция. Т. е. интеграция — самая высокая степень приспособленности.

Согласно эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона, интеграция эго проявляется в пожилом возрасте при условии, что человек узнал на собственном опыте мгновения радости и горечь поражений, воодушевлял других. Такую личность не страшит смерть, т. к. она сумела оставить след после себя (в творческих достижениях или своих потомках), тем самым обретя бессмертие.

Эго-идентичность


Эго-идентичность

Эриксон уделял особое внимание развитию эго-идентичности. Эго-идентичность — осознанное ощущение себя, которое человек развивает через социальное взаимодействие, и оно становится «центром» на стадии психосоциального развития идентификации личности и путаницы ролей

Согласно Эриксону, эго-идентичность личности постоянно меняется из-за нового опыта и информации, которую люди получают в результате ежедневных взаимодействий с другими. Личная идентичность дает интегрированное и связное чувство себя, которое сохраняется в жизни человека. Чувство личной идентичности формируется за счет жизненного опыта и взаимодействия с другими, и эта идентичность помогает человеку направлять действия, убеждения и поведение с возрастом.

Эпигенез

Эпигенез — теория, согласно которой каждый человек развивается через последовательность этапов, возникающих в естественном, заранее установленном порядке. Стадии являются последовательными, но они не иерархичны. На каждом этапе человек сталкивается с кризисом или проблемой, которая особенно важна в то время жизни и должна быть решена

Социальное окружение человека оказывает чрезвычайно важное влияние на то, как разрешается каждый кризис, но оно также не определяет порядок появления стадий

Стадии по Эриксону, постулированные в эпигенетической теории общественного развития, связаны с кризисом, который должен быть удовлетворительно разрешен, чтобы развить у человека такие качества, как доверие, автономию и инициативу и т. д. В то время как нездоровые или неудовлетворительные разрешения приводят к недоверию, стыду и сомнению, вине и т. д., что может сделать человека психологически обеспокоенным.

Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов


Эрик Эриксон

Теория Эриксона непосредственно не стремится достичь обучающих, развивающих и педагогических целей; концепция описывает существующее положение как норму и выделяет нежелательные пути развития. Данную теорию можно рассматривать как руководство для психотерапевтической деятельности, отнюдь не для профессионалов по формированию личности.

Стадия 6: близость против изоляции (21-39 лет)

На этом этапе подростки становятся молодыми людьми. Путаница между личностью и ролью подходит к концу. Обычно на этом этапе для молодых людей по-прежнему приоритетно удовлетворять других и «вписываться». Однако это также этап, на котором они начинают рисовать свои красные линии: то, чем они не пожертвуют, чтобы угодить кому-то еще.

Как только люди устанавливают свою личность, они готовы брать на себя долгосрочные обязательства перед другими людьми. Они становятся способными формировать близкие и взаимные отношения и охотно идут на жертвы и обязательства, которые требуются для этих отношений. Если человек не может сформировать эти отношения, он может начать испытывать чувство изоляции.

Если человек не находит партнера на этом этапе, он может чувствовать себя изолированным или одиноким. Изоляция может создать неуверенность и чувство неполноценности из-за страха перед тем, что могут подумать другие люди. Они могут полагать, что они недостаточно хороши для других людей, и это может привести к саморазрушительным тенденциям.

Дошкольный возраст

Следующий этап в периодизации возрастного развития Эриксона — дошкольный возраст, который он еще называет возрастом игры. С трех до шести лет малыши активно интересуются всевозможными трудовыми занятиями, пробуют что-то новое, устанавливают контакт со сверстниками. Социальный мир в это время настаивает, чтобы ребенок вел себя активно, важным становится приобретение навыков решения определенных задач. Возникает принципиально новая ответственность за домашних животных, младших детей в семье, самого себя.

Появляющаяся в этом возрасте инициативность связывается с предприимчивостью, ребенок начинает испытывать радость от самостоятельных действий и движений. Легко поддается воспитанию и обучению, охотно идет на контакт с другими людьми, ориентируется на конкретную цель.

В возрастной периодизации Эрика Эриксона на этом этапе у человека формируется Суперэго, появляется новая форма самоограничения. Родителям рекомендуется признавать его права на фантазию и любознательность, самостоятельные начинания. Это должно развивать его творческие способности, границы независимости.

Если вместо этого дети охвачены чувством вины, в будущем они не будут способны к продуктивной деятельности.

Стадия 7: Генеративность против застоя (40-65 лет)

В зрелом возрасте люди продолжают строить свою жизнь и сосредоточиться на своей карьере и семье. Генеративность означает заботу о людях за пределами их близкого круга семьи и друзей. Когда люди начинают входить в «средний возраст», их видение простирается от непосредственного окружения, включая их самих и их семью, до более широкого и более полного образа, который включает их общество.

На этом этапе люди признают, что жизнь не только в них. Своими действиями они надеются внести свой вклад, который станет частью их наследия. Когда кто-то достигает этой цели, он чувствует себя успешным. С другой стороны, если они не чувствуют, что они внесли свой вклад, они могут подумать, что они не сделали или не готовы сделать что-либо существенное.

Базисное доверие против базисного недоверия

Basic trust versus basic mistrust

0-1 год

«Матери вызывают чувство доверия у своих детей такого рода исполнением своих обязанностей, которое сочетает в себе чуткую заботу об индивидуальных потребностях малыша с непоколебимым чувством верности в пределах полномочий, вверенных им свойственным данной культуре образом жизни. Возникающее у ребенка чувство доверия образует базис чувства идентичности, которое позднее объединяет в себе три чувства: во-первых, что у него „все в порядке“, во-вторых, что он является самим собой и, в-третьих, что он становится тем, кого другие люди надеются в нем увидеть.»

Сила: надежда.

Младенчество (от рождения до 1 года)

На первом этапе психосоциального развития у ребёнка вырабатывается чувство доверия. Здесь важную роль играет близкое окружение ребёнка, в первую очередь – его мать.

В соответствующих условиях чувство базового доверия у ребёнка успешно формируется, и он начинает чувствовать себя в безопасности. Младенец будет воспринимать окружающий мир как надёжный и предсказуемый и, например, не будет чрезмерно беспокоиться, если мать на какое-то время отлучится от него.

Важно подчеркнуть, что, по мнению Эриксона, у ребёнка не может быть ни абсолютного доверия, ни абсолютного сомнения. Речь идёт скорее о смещении к тому или иному полюсу, о таких понятиях, как надежда и готовность к испытаниям, настороженность и осознание возможной опасности

Психология религии Эриксона

Писатели-психоаналитики всегда занимались неклинической интерпретацией культурных феноменов, таких как искусство, религия и исторические движения. Эрик Эриксон внес настолько большой вклад, что его работа была хорошо принята изучающими религию и послужила толчком для создания различной вторичной литературы.

Психология религии Эриксона начинается с признания того, как религиозная традиция может взаимодействовать с базовым чувством доверия или недоверия ребенка. Что касается теории личности Эриксона, выраженной в его восьми стадиях жизненного цикла, каждая из которых имеет свои различные задачи, которые необходимо преодолеть, каждая также включает соответствующую добродетель, как упоминалось выше, которые образуют таксономию религиозной и этической жизни. Эриксон расширяет эту конструкцию, подчеркивая, что человеческая индивидуальная и социальная жизнь характеризуется ритуализацией, «согласованным взаимодействием, по крайней мере, между двумя людьми, которые повторяют его через значимые промежутки времени и в повторяющихся контекстах». Такая ритуализация предполагает внимательное отношение к тому, что можно назвать церемониальными формами и деталями, высшим символическим значением, активным вовлечением участников и чувством абсолютной необходимости. Каждая стадия жизненного цикла включает в себя собственную ритуализацию с соответствующим ритуализмом: нуминозное против идолизма, рассудительное против законничества, драматическое против олицетворения, формальное против формализма, идеологическое против тоталитизма, аффилиативное против элитарного, поколенческое против авторитизма и интегральное. против догматизма.

Возможно, самым известным вкладом Эриксона в психологию религии были его книжные психобиографии « Молодой человек Лютер: исследование психоанализа и истории о Мартине Лютере» и «Истина Ганди» о Мохандасе К. Ганди , за которые он был замечательно удостоен Пулитцеровской премии. и Национальная книжная премия . Обе книги пытаются показать, как развитие детей и влияние родителей, социальный и культурный контекст, даже политические кризисы образуют слияние с личностной идентичностью. Эти исследования демонстрируют, как каждый влиятельный человек обнаружил мастерство, как индивидуально, так и в социальном плане, в то, что Эриксон назвал бы историческим моментом. Такие люди, как Лютер или Ганди, были тем, что Эриксон называл Homo Religiosus, людьми, для которых последний вызов жизненного цикла — целостность против отчаяния — это кризис на всю жизнь, и они становятся одаренными новаторами, чье собственное психологическое лечение становится идеологическим прорывом для их времени.

Ранняя зрелость (20 — 25 лет): интимность — изоляция

Данная стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом, это период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии. Э. Эриксон утверждает, что только теперь человек по-настоящему готов к интимным отношениям с другим человеком как в социальном, так и в сексуальном плане. До этого времени большинство проявлений сексуального поведения индивидуума были мотивированы поиском эго-идентичности. На одном полюсе этого измерения находите! интимность,

а на противоположном —изоляция. Э. Эриксон использует термин «интимность» как многоплановый и по значению, и по широте охвата. Прежде всего, он имеет в виду интимность как сокровенно чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям или другим родственникам. Однако он говорит и о собственно интимности, то есть способности «слить воедино вашу идентичность с идентичностью другого человека без опасения, что вы теряете нечто в себе». Именно этот аспект интимности Э. Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака. Э. Эриксон усматривает в интимности нечто большее, чем просто сексу­альную близость, она может также включать эмпатию и открытость между друзь­ями или, в более широком смысле, способность вверять себя кому-либо.

Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству оди­ночества, социального вакуума и изоляции. Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие (работодатель — работник) и устанавливать поверхностные контакты (клубы здо­ровья). Эти люди ограждают себя от любого проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимнос­тью, представляют для них угрозу. Им также свойственно занимать позицию от­чужденности и незаинтересованности в отношениях с сослуживцами. Наконец, социальные условия могут задержать становление чувства интимности — например, препятствуют интимности условия урбанизированного, мобильного, обезличенного технологического общества.

Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризи­са интимность — изоляция, — это любовь.

В дополнение к ее романтическому и эротическому смыслу Э. Эриксон рассматривает любовь как способность вверить себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если это потребуют уступок или самоотречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Старость

После 65 лет начинается финальная стадия — старость. Для нее характерен конфликт безнадежности и цельности. Это может означать принятие себя и собственной роли в мире, осознание человеческого достоинства. К этому времени основная работа в жизни позади, приходит время для забав с внуками и размышлений.

При этом человек начинает представлять собственную жизнь как слишком короткую, чтобы достичь всего, что было запланировано. Из-за этого может появляться чувство недовольства и безысходности, отчаяние от того, что жизнь сложилась не так, как хотелось, а начинать что-либо сначала уже поздно. Появляется страх смерти.

Психологи в отзывах о теории психосоциального развития Эрика Эриксона постоянно сравнивают его работу с классификацией Зигмунда Фрейда, которая включает в себя только пять этапов

На всех этапах развития современной науки к идеям Эриксона относились с повышенным вниманием, так как предложенная им схема позволяла более детально изучить развитие человеческой личности. Основные претензии были связаны с тем, что развитие человека продолжается и во взрослом возрасте, а не только в детстве, как утверждал Фрейд

С этим связаны главные сомнения, которые высказывали критики работ Эриксона.

Просмотры:
7

Следующий шаг

При ведении переговоров будьте готовы к любому исходу. Нужно уметь проявить уверенность и настойчивость и быть готовым сделать быстрый радикальный выбор в условиях неопределенности. Установите для себя нижнюю планку и научитесь вовремя остановиться.

От познания себя до самореализации вас разделяет долгий путь самосовершенствования, который длиться всю жизнь. Для достижения определенной цели в определенные сроки, которые человек устанавливает себе сам, необходимо развивать навык эффективности.

Навык эффективности – умение использовать свои ресурсы, навыки, умения как можно быстрее. Уметь правильно ставить сроки и распределять время.

Многие люди реализуют себя лишь на 5 %. Достичь невероятных результатов могут лишь люди, вставшие на путь саморазвития. Остальные просто губят свой потенциал, растрачивают его попусту на реализацию ненужных вещей, прозябая на неинтересной работе, живя чужими шаблонами и стереотипами.
Любой человек способен достичь вершин и быть тем, кем он захочет. О таких людях говорят, как о феноменах. На самом же деле, каждый может стать творцом собственной жизни. В этом поможет модель развития личности, основанная на самопознании, самореализации и самосовершенствовании.

Как только вы ответите на 3 самых важных вопроса «Кто я?», «Какова моя цель?», «Как я могу ее достичь?», ваша жизнь обретет смысл. Вы начнете жить полной гармоничной жизнью, а не существовать.

Каждый человек приходит в эту жизнь и имеет определенное предназначение, ведь ничего не происходит просто так. А тем более человеческая жизнь. Поэтому так необходимо встать на путь саморазвития, чтобы прожить свою жизнь на все 100%.

Тематика: Личная эффективность, Личностный рост, Самореализация

Стадия 3: инициатива против вины (3-5 лет)

На третьем этапе Эриксона дети начинают укреплять свою власть и контроль над миром посредством игры, которая является бесценной основой для социальных взаимодействий. Когда они достигают идеального баланса индивидуальной инициативы и готовности работать с другими, они развивают чувство цели.

Вина хороша в том смысле, что она показывает способность детей распознавать, когда они сделали что-то не так. Тем не менее, чрезмерная или незаслуженная вина может заставить детей отказаться от проблем, потому что они не чувствуют себя способными противостоять им. Вина часто может питать страх.

Умелость и неполноценность

Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой. В этот период любовь сына к матери и ревность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скрытом состоянии. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности с другой.

В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с которым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.

В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие общественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывавшего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ребенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у него чувство неполноценности.

Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других  взрослых.

Часть I. Детство и модальности социальной жизни.

Глава 1. Релевантность и релятивность в истории болезни.

В каждой сфере деятельности есть несколько очень простых, но крайне неудобных вопросов, поскольку непрекращающиеся вокруг них споры ведут лишь к нескончаемым неудачам и с завидным постоянством ставят в глупое положение большинство специалистов. В психопатологии такие вопросы всегда касались локализации и причины невротического нарушения. Имеет ли оно видимое начало? Находится ли его причина в теле или в душе, в индивидууме или в обществе?

На протяжении веков этот вопрос помещался в центре церковных дискуссий о происхождении безумия. Было ли причиной безумия вселение дьявола или острое воспаление мозга? Такое простое противоположение теперь кажется давно устаревшим. В последние годы мы пришли к выводу, что невроз оказывается психосоматическим, психосоциальным, да еще и интерперсональным явлением.

Однако дискуссия чаще всего показывает, что эти новые определения представляют собой всего лишь различные комбинации таких самостоятельных понятий, как психика и сома, индивидуум и группа. Сейчас мы говорим “и” вместо исключающего “или”, но сохраняем, по крайней мере, семантическое допущение, что душа есть “вещь”, отделимая от тела, а общество – “вещь” вне индивидуума.

Психопатология – это порождение медицины, которое имело своим знаменитым источником поиск местонахождения и причинной обусловленности болезни. Наше ученое сообщество предано этому поиску, который и в тех, кто страдает, и в тех, кто лечит, вселяет магическую уверенность, происходящую от научной традиции и престижа. Такой подход убеждает считать невроз болезнью, так как невроз якобы причиняет боль. Действительно, невроз часто сопровождается очерченным (поддающимся локализации) телесным страданием, а мы располагаем четко определенными подходами к болезням, как на индивидном, так и на эпидемиологическом уровне. И эти подходы привели к резкому снижению одних заболеваний и сокращению смертности от других.

Однако происходит что-то странное. Когда мы пытаемся думать о неврозах как о болезнях, то постепенно приходим к пересмотру проблемы болезни в целом. Вместо приближения к более точному определению невроза мы обнаруживаем, что некоторые широко распространенные симптомы, такие как боли в сердце и желудке, приобретают новое значение, когда их считают невротическими симптомами или, по крайней мере, симптомами центральных, а не периферических нарушений в изолированных органах.

Стадия 7: Генеративность против застоя (40-65 лет)

В зрелом возрасте люди продолжают строить свою жизнь и сосредоточиться на своей карьере и семье. Генеративность означает заботу о людях за пределами их близкого круга семьи и друзей. Когда люди начинают входить в «средний возраст», их видение простирается от непосредственного окружения, включая их самих и их семью, до более широкого и более полного образа, который включает их общество.

На этом этапе люди признают, что жизнь не только в них. Своими действиями они надеются внести свой вклад, который станет частью их наследия. Когда кто-то достигает этой цели, он чувствует себя успешным. С другой стороны, если они не чувствуют, что они внесли свой вклад, они могут подумать, что они не сделали или не готовы сделать что-либо существенное.

Самостоятельность и нерешительность

Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятельность.

Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность. Конечно, не бывает родителей, которые ни при каких условиях не торопят ребенка, но не так уж неустойчива детская психика, чтобы реагировать на редкие события. Только в том случае, если в стремлении оградить ребенка от усилий родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за «несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.

Если из этой стадии ребенок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрослого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью с одной стороны, и стыдливостью и неуверенностью с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.

Инициативность против вины

initiative versus guilt

4-6/7 лет

«Целеустремленность заключается в том, чтобы иметь смелость ставить цели и достигать их не сдерживаясь крушением детских фантазий, чувством вины и разочаровывающего страха наказания.»

«Ибо супер-эго ребенка способно быть грубым, безжалостным и непреклонным, как можно заметить в случаях, когда дети чрезмерно контролируют себя и сжимают свое „Я“ до точки самоуничтожения; когда они развивают сверхпослушание, более педантичное, чем то, которого хотели добиться родители; или когда они развивают глубокие регрессии и стойкие обиды, так как сами родители, оказывается, не живут по этой новой совести.»

Сила: целеустремленность.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.