Что такое нравственность в современном обществе и каковы ее функции?

Алан-э-Дейл       10.11.2022 г.

Что указывает на зрелость

Степень развития зависит от социализации индивидуума. То есть человек усвоил систему общепринятых ценностей и следует ей не из-за страха быть наказанным, а благодаря четкому осознанию правильности собственного поведения.

Выделю 6 критериев:

  • Широкое ощущение «Я». Оно появляется еще в раннем возрасте, сформировывается в течение первых 10 лет и позже начинает расширяться с приобретением опыта и увеличением социальных ролей. Важным фактором является целенаправленная активность.
  • Проявление заботы об окружающих. Выражение глубоких чувств к близким, способность любить и дружить.
  • Принятие себя. Зрелая личность имеет свои взгляды и ценности и может их транслировать, учитывая мнение других.
  • Восприятие реальности, достижение целей. Индивид сосредоточен на конкретной задаче, забывая об удовольствиях, эгоизме. Это связано с ощущением ответственности, что является идеалом зрелости.
  • Самообъективация. Незрелый человек может совершать поступки напоказ, не отдавая себе отчета в том, что это выглядит неестественно. Более развитый индивидуум понимает, что поддельных личностей быть не может.
  • Жизненная философия. Наличие представления о единой цели в жизни.

Отмечу также, что социализация не прекращается даже у взрослых. Она вообще не имеет окончания, но всегда преследует конкретную цель, будь она осознанной или нет. Поэтому слова «зрелость» и «взрослость» – это не синонимы.

Правила нравственности

Существует множество правил, которые характеризуют нравственность, и мы следуем им, практически не замечая того. Действуя на уровне подсознания, человек несет в мир свое настроение, достижения, победы и многое другое. Такие формулировки очень плотно воплощают то, что значит нравственность, во всех ее воплощениях. Отношения в мире должны брать за основу взаимность, для комфортного существования.

Принимая данные условия, человек может научиться быть добрее, общительнее и отзывчивее, а общество, состоящее из таких людей будет подобно идеалу. Некоторые страны добиваются такого положения, и у них значительно снижается количество преступлений, детские дома закрываются за ненадобностью и так далее. Помимо золотого правила, можно учитывать и другие, такие как:

искренние разговоры;
обращение по имени;
уважение;
внимание;
улыбка;
добродушие.

Как звучит «золотое» правило нравственности?

Основой мира и культуры является золотое правило нравственности, которое звучит как: поступай с людьми так, как хотел бы, что бы поступали с тобой или, не делай другому то, чего не хочешь получить себе. К сожалению, не у всех получается следовать этому, и от этого растет число преступлений и агрессии в обществе. Правило подсказывает людям как вести себя в любых ситуациях, стоит лишь задать себе вопрос, как бы ты хотел? Самое главное, что решение проблемы не диктует социум, а сам человек.

Похожие термины:

  • Вопрос о том, отражают ли моральные представления людей нечто объективное, можно ли их считать истинными (или соответственно ложными), в самой различной форме ставился на протяжении почти всей ист

  • В сфере природного существования овладение человеком процессами собственного поведения. Человек определяет себя в отношении к окружающему миру и в отношении к собственной природе. Свое отношени

  • Для образования истинного нравственного характера требуется гармония добродетелей. Нравственный характер есть характер гармоничный. Само понятие характера предполагает решительность и настой

  • заключена в признании нравственного закона со стороны человеческой свободной воли. Как отмечал по этому поводу в своей работе «Свобода воли» выдающийся русский философ и моралист Н.О. Лосский,»суд

  • сложный процесс, обусловленный многими объективными причинами: политическая и экономическая ситуация, уровень культуры общества, социально-экономическими отношениями.

  • доказывается фактом стремительной экономической, политической и духовной деградации любого общества, отказавшегося от его соблюдения.

  • обусловлена требованиями совести, побуждающей выполнять нравственные принципы: ненанесение ущерба себе, ближним, обществу, природе, соблюдение баланса духовных и материальных устремлений и дейс

  • 1) Совесть имеет то же самое значение для нравственно-практической деятельности человека, какое логика имеет для мышления, или какое идеи такта, рифмы и т.п. имеют для музыки, поэзии и т.п. 2) Совесть и

  • образ действий субъекта в ситуациях, характеризуются альтернативной возможностью действия, т.е. допускающих возможность выбора в рамках активной необходимости. Такая возможность выбора, называе

  • форма общественного сознания, отражающая отношение личности к осуществляемым ею самой процессам нравственной ориентации, самоопределения и участия в общем универсуме бытия. При этом стыд являет

  • воспитательная деятельность, направленная на формирование нравственной личности (нравственной культуры), для которой нравственные идеалы, нормы ипринципы являются важнейшими в повседневной жиз

  • базируется на идеях французских социологов XIX – XX вв. (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль). Данная теория рассматривает категории добра и зла с точки зрения соответствующей санкции общества, одобряющего одн

  • или теория нравственного чувства. Данная теория берет свое начало от английской философии XVII – XVIII вв. (А. Смит, Д. Юм.). Согласно теории нравственного чувства, категории добра и зла самым тесным обра

  • идеология, строящаяся на нравственном принципе. Альтернатива идеологии обогащения любой ценой.

  • является учение о нравственном сознании и нравственном поведении человека. Это учение включает в себя положения о следующем: О НРАВСТВЕННОМ ЗАКОНЕ ИЛИ ДОЛГЕ (в частности – об обязанности не нанос

  • MORAL CRUSADE) См.: Моральная паника.

  • господствующий в массовом сознании настрой на соблюдение нравственного принципа. Духовная атмосфера общества, в которой возможны нравственное осуждение и нравственное принуждение

Что такое нравственность

Нравственность – это неотъемлемая характеристика личности, являющаяся когнитивной основой формирования нравственно здоровой личности: социально ориентированной, адекватно оценивающей обстановку, имеющей устоявшийся набор ценностей. В нынешнем обществе во всеобщем использовании бытует определение нравственности, как синонима понятия мораль. Этимологические особенности данного понятия показывают происхождение со слова «нрав» – характер. Впервые смысловое определение понятия нравственность было опубликовано в 1789 году – «Словарь Академии Российской».

Понятие нравственность объединяет в себе определенный набор качеств личности субъекта. Первостепенно это честность, доброта, сострадание, порядочность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность. Анализируя нравственность как личностное свойство, следует упомянуть, что каждый способен привнести и свои качества в это понятие. У людей, имеющих различные типы профессий, нравственность формирует и различную совокупность качеств. Солдат должен обязательно быть смелым, судья справедливый, учитель альтруистом. На основе сформировавшихся нравственных качеств формируются направления поведения субъекта в обществе. Субъективное отношение личности играет немалую роль при оценке ситуации в нравственном ключе. Кто-то воспринимает гражданский брак абсолютно естественно, для других он является как грех. Опираясь на религиозные исследования, следует признать, что понятие нравственность от своего значения сохранило очень мало истинного. Представления современного человека о нравственности искажено и выхолощено.

Нравственность является качеством сугубо индивидуальным, которое позволяет личности осознанно контролировать собственное психическое и эмоциональное состояние, олицетворяя собой духовно и социально сформировавшуюся личность. Нравственный человек способен определить золотую меру между эгоцентричной частью своего я и жертвенностью. Такой субъект способен сформировать социально-ориентированное, ценностно-определенное гражданское сознание и мировоззрение.

Нравственная личность, выбирая направления своих действий, поступает исключительно по своей совести, опираясь на сформированные личностные ценности и понятия. Для некоторых понятие нравственность это эквивалент «билета в рай» после смерти, а в жизни это нечто не особо влияющее на успешность субъекта и не несет никакой выгоды. Для такого типа людей нравственное поведение — это способ очистить душу от грехов, как бы прикрытие собственных неверных поступков. Человек существо беспрепятственное в выборе, имеет свой жизненный курс. Общество при этом имеет свое влияние, способно задавать собственные идеалы и ценности.

В действительности нравственность, как свойство необходимое для субъекта, является исключительно важным и для общества. Это как бы гарантия сохранения человечества как вида, иначе без норм и принципов нравственного поведения, человечество искоренит само себя. Произвол и постепенная деградация – последствия исчезновения нравственности как совокупности прицепов и ценностей общества как такового. Вероятнее всего и гибель определенной нации или этноса, если в ее главе стоит безнравственное правительство. Соответственно уровень жизненного комфорта людей зависит от развитой нравственности. Защищённым и благополучным является то общество, соблюдения ценностей и моральных принципов, уважение и альтруизм в котором, прежде всего.

Итак, нравственность это интериоризированные принципы и ценности, базируясь на которых человек направляет свое поведение, совершает поступки. Нравственность, являясь формой общественного знания и отношений, регулирует человеческие действия посредством принципов и норм. Непосредственно эти нормы основываются на точке зрения о безупречном, о категориях добра, справедливости и зла. Основываясь на гуманистических ценностях, нравственность позволяет субъекту быть человеком.

Актуальность нравственного воспитания детей

Средства массовой информации пестрят шокирующими сообщениями: там подростки избили товарища или учителя, здесь обворовали магазин, учинили дикую расправу над животными, из мести подожгли дом соседа, устроили автокатастрофу ради эффектных кадров в интернете… Далеко не всегда эти дикие поступки совершаются под влиянием алкоголя или наркотиков.

Почему это происходит? Ни родители, ни школа не учат красть, калечить, убивать, развлекаться за счет чужого горя. Изменились нравственные идеалы и ориентиры? Ослабело воспитательные воздействие семьи и школы? Нет потрясающих примеров нравственной самоотверженности?..

Наверное, это тема для масштабного социологического исследования. Очевидно то, что сегодня проблема воспитания высоконравственного человека чрезвычайно актуальна, нравственные чувства – это продукт целой системы семейного и общественного воспитания.

Проблемы

К сожалению, современное общество все чаще отодвигает нравственность в дальний угол, поставив в приоритет (что это такое?) личные выгоды и интересы. Последние заставляют людей идти по головам по направлению к своим целям: предавать друзей, подставлять родных и близких.

Считается, что упадок моральных и нравственных норм начался со времен Первой мировой войны, когда человеческая жизнь подверглась обесцениванию. В период социализма сожжение церквей и отречение от бога тоже нанесло большой удар по человеческим ценностям.

На данный момент эта проблема коснулась института семьи, что в свою очередь повлекло развращение молодежи, большое число детей без отцов или вовсе брошенных обоими родителями. Демографический кризис (это что?), коррупция, преступность также являются последствиями того упадка.

Люди стали забывать, что такое нравственность, определение и суть этого понятия. И глупо считать, что кто-то другой решит эту проблему за нас: каждый должен начать сам с себя.

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

НРА́ВСТВЕННОСТЬж.1.Человек высокой, безупречной нравственности.Развитие нравственности.Требования нравственности.Слабые, жалкие представления о нравственности.Упадок нравственности.2.Законы, кодекс, нормы нравственности.нра́вственностьсм. Мораль.НРАВСТВЕННОСТЬ(см.МОРАЛЬ)

Энциклопедический словарь. 2009.

СинонимыАнтонимы

Нравственность и соответствующие нравственные нормы – это основа цивилизации и человечности любого общества. Когда рушится нравственность и нравственные основы – разрушается общество и деградирует человек, что мы можем наблюдать и по нашей современной цивилизации, всё больше утопающей в пороках.

Нравственность– это следование определённым Духовным (нравственным) Принципам: принципам Чести, Совести, Долга, Справедливости, Любви и Доброты. Нравственность – это суть истинного Достоинства Человека. Истинно Достойный Человек – это человек, которого нельзя не уважать, всеми своими проявлениями он вызывает уважение, почтение, одобрение, любовь.

Нравственный человек– это тот, кто данные духовные принципы реализует в своей жизни и они воплощены в нём самом в веде соответствующих убеждений и личных качеств, таких как ответственность, честь, честность, достоинство, уважение к другим, доброжелательность, преданность и др.

Если перефразировать, то нравственность можно определить так. Нравственность – это соответствие представлений, убеждений, ценностей, поступков и всех проявлений человека нравственным нормам, общечеловеческим ценностям (добро, ненасилие, честность, уважение, др.), а в идеале всем Духовным Законам.

Именно Нравственность является показателем степени духовности Человека и Общества. Что такое Духовность – читайте здесь.

Нравственность и рождаемая ею мораль (правила поведения, др.) ранее формировалась Религией, заповедями (Духовными Законами в религиозной трактовке), сейчас во многом разрушена. Конечно её необходимо возрождать и формировать целенаправленно.

Воспитание моральных качеств

Что такое хорошо и что такое плохо нам начинают рассказывать с самых ранних лет.

Воспитанием морально-нравственных качеств (по сути, это социализация) занимаются не только родители, но и другие значимые взрослые – бабушки и дедушки, тети, дяди, воспитатели, учителя. Также в этом участвуют даже друзья, одноклассники и общество в целом.

Как это происходит:

  1. через личный пример (папа перевел бабушку через дорогу);
  2. нравоучения (лекции и наставления);
  3. литература. Возьмем те же самые басни. Каждая из них объясняет, как надо и как не надо себя вести, высмеивает человеческие пороки через аллегорию (литературный прием). Аллегория – это иносказание. Например, в басне про стрекозу и муравья первая является олицетворением (что это?) безделья, лени, безответственности, а второй – трудолюбием. Услышав этот рассказ, ребенок понимает, что лениться плохо, трудиться – хорошо;
  4. добрые фильмы, мультфильмы, музыка;
  5. формирование позитивного опыта у ребенка (уступи место девочке, поделись).

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Является ли духовность достижимым результатом?

Понятие добра и зла в современном мире изрядно трансформировались, хотя еще 70 лет назад все было прозрачно. «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?» В.В. Маяковский в детском стихотворении отчетливо расставляет приоритеты, которые должны лежать в основе нравственного, духовного общества.

Из-за диссонанса в основах, духовность общества падает, что выражается в личностной деформации человека, в подмене одних ценностей другими, ростом насилия, страдания. Уходят понятия «семьи», «любви», «взаимопонимания».

Каждый институт государства выступает со своей «правдой», в итоге разрушены первоначальные основы нравственности. У детей нет единого понятия, к чему надо стремиться. Утеряно направление, нравственный идеал, который лежит в основе саморазвития человека, и, следовательно, развития общества.

Трудно сказать, достижима ли единая духовность. Встречаются духовные лидеры, но что касается государства, то вопрос открыт. Государство строится на материальных составляющих: власть, деньги, доминантность, ложь, коварство. Невозможно всех воспитать идеальными, и хотя борьба за души людей ведется на всех уровнях государства (семья, школа, церковь, СМИ), массовых положительных успехов не наблюдается.

Так есть ли надежда на построение нравственного, духовного общества? Хочется верить, что есть, если каждый начнет строить его у себя в душе.

Первичная социальная адаптация и ее особенности

Как мы уже установили, именно раннее детство является возрастом, когда начинают формироваться базовые нравственные качества детей. Своеобразной точкой отсчета в процессе нравственного воспитания являются первые моральные требования, предъявляемые ему со стороны ближайшего окружения и общества в целом. Ведущую роль в становлении морали ребенка все также играет взрослый, поведение которого для ребенка становится образцом для дальнейших действий.


Стадии социализации детей младшего возраста

Благодаря всему этому ребенок включается в явление, называемое первичной адаптацией в социуме. Для того, чтобы первичная социальная адаптация и ее основы прошли максимально результативно, у ребенка должна быть сформирована потребность в общении и взаимодействии с родителями. На почве этого в дальнейшем у него будет формироваться доброжелательное отношение в его сверстникам и близким людям целом. Ребенок начинает «считывать» вербальные и невербальные сигналы с их стороны, понимать их, а позднее – реагировать и отвечать на них. В его жизни появляются и играют все более весомую роль дозволения и запреты.

↑ Понятие «мораль»

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Происхождение морали
Натуралистический подход Мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития
Теологический подход Мораль дарована человеку Богом
Социологический подход Мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей
Культурологический подход Мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей

Мораль 

Мораль наряду с правом являются основными способами регулирования поведения человека и общества в целом. Мораль — это форма общественного сознания, так как опирается на общественное мнение, и основополагающий вид человеческих взаимоотношений.

Категории морали:

  • добро
  • зло;
  • справедливость;
  • долг;
  • честь;
  • совесть;
  • достоинство.

В основе взаимоотношений человека с другими людьми полагается золотое правило морали:

«Не поступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой».

Тот, кто нарушает это правило, не может рассчитывать на доброе отношение к себе.

Нормы морали

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

Наименование нормы Её сущность Характер нормы Чем поддерживается Когда возникает
Табу  Жёсткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) Распространяется на членов данной общины Мистическая боязнь определённых актов или существ Родовой строй
Обычай Исторически сложившаяся и распространённая в обществе форма действий, повторяющаяся в определённых обстоятельствах Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора Авторитет общественного мнения
Традиция Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора Авторитет общественного мнения
Моральные правила Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения Разложение Родового строя

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

Функции морали

Регулятивная 

Воспитательная 

Ценностно-ориентационная 

Оценочная 

Коммуникативная 

Координационная

Мотивационная

Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, включает в себя: культуру этического мышления, культуру чувств, культуру поведения, этикет. 

Что такое нравственность?

Нравственность — это совокупность внутренних ценностей и принципов, которыми мы руководствуемся, совершая поступки и осмысливая их в дальнейшем. Она определяет, как человек воспринимает гуманистические ценности и насколько стремится их придерживаться. В отличие от морали, являющейся формой общественного знания, нравственность носит сугубо индивидуальный характер. Однако нельзя отрицать, что формируется она под влиянием внешних обстоятельств.

При этом, нравственность нельзя рассматривать в отрыве от морали

В то же время важно различать эти понятия, поскольку они очень близки, и разница между ними всегда была предметом спора для философов. В разговорной речи эти слова часто употребляются как синонимы, но с точки зрения философии нравственность отличается от морали тем, что направлена на оценку своих внутренних качеств, внутренней реакции на мысли и поступки. Мораль определяется общественными нормами, она относительна, зависит от окружения и ситуации

Нравственность же является индивидуальной чертой личности, для конкретного человека она абсолютна и не зависит от обстоятельств. Её можно рассматривать как внутреннюю сторону морали, которую мы формируем только для себя и по которой оцениваем собственные поступки

Мораль определяется общественными нормами, она относительна, зависит от окружения и ситуации. Нравственность же является индивидуальной чертой личности, для конкретного человека она абсолютна и не зависит от обстоятельств. Её можно рассматривать как внутреннюю сторону морали, которую мы формируем только для себя и по которой оцениваем собственные поступки.

Лучше понять, что такое нравственность, помогает происхождение слова. Оно образовано от русского слова «нрав». Этимология термина подчёркивает, что это нечто, идущее изнутри – от характера человека. Однако в разговорной речи нравственность часто отождествляется с моралью, которая подразумевает следование общепринятым нормам поведения.

Правила нравственности

Существует множество правил, которые характеризуют нравственность, и мы следуем им, практически не замечая того. Действуя на уровне подсознания, человек несет в мир свое настроение, достижения, победы и многое другое. Такие формулировки очень плотно воплощают то, что значит нравственность, во всех ее воплощениях. Отношения в мире должны брать за основу взаимность, для комфортного существования.

Принимая данные условия, человек может научиться быть добрее, общительнее и отзывчивее, а общество, состоящее из таких людей будет подобно идеалу. Некоторые страны добиваются такого положения, и у них значительно снижается количество преступлений, детские дома закрываются за ненадобностью и так далее. Помимо золотого правила, можно учитывать и другие, такие как:

искренние разговоры;
обращение по имени;
уважение;
внимание;
улыбка;
добродушие.

Как звучит «золотое» правило нравственности?

Основой мира и культуры является золотое правило нравственности, которое звучит как: поступай с людьми так, как хотел бы, что бы поступали с тобой или, не делай другому то, чего не хочешь получить себе. К сожалению, не у всех получается следовать этому, и от этого растет число преступлений и агрессии в обществе. Правило подсказывает людям как вести себя в любых ситуациях, стоит лишь задать себе вопрос, как бы ты хотел? Самое главное, что решение проблемы не диктует социум, а сам человек.

Функции нравственности

Так как нравственность человека является явлением социальной и духовной жизни, то она обязана подразумевать под собой некоторые функции, которые люди выполняют поочередно. Сами того не подозревая, эти задачи всегда происходят в любом современном социуме и к счастью идут на пользу. Отказ от них влечет за собой одиночество и замкнутость, в дополнение к невозможности активно развиваться.

  1. Регулятивная.
  2. Познавательная.
  3. Воспитательная.
  4. Оценочная.

Каждая из них считается целью и возможностью духовного роста и развития. Учитывая, что такое нравственность, существование без этих функций совершенно невозможно. Общество помогает развиваться и расти только тем личностям, которые могут контролировать в себе возможности, порождающие эти цели. Нет необходимости специально им обучаться, все действия происходят автоматически, в большинстве случаев на благо.

Что такое нравственные ценности?

Нравственные ценности — это совокупность этических идеалов, набор исторически и социально обусловленных высших принципов человеческой жизни. В нравственных ценностях отражаются представления людей о добре и зле, они охватывают собой всю совокупность моральных норм и понятий, включая понятия о счастье и несчастье, любви и ненависти, труде, честности и др. Именно с помощью перечисленных понятий личность оценивает все происходящее вокруг, собственные и чужие поступки, правильность либо неправильность своего поведения.

Нравственные ценности направляют развитие личности и ее деятельность, определяют позицию по любому важному вопросу, формируют его представление о мире вокруг, обществе и собственном месте внутри социума. Кроме того, они влияют на формирование поведенческой модели личности, ее цели в жизни и методы их достижения, гражданскую позицию и уровень социальной активности

При крушении собственной системы ценностей человек оказывается в личном кризисе, он растерян, с трудом может принимать решения самостоятельно.

Багаж ценностей человека объективен по своей сути, а каждая ценность объективна в отдельности. Ценности существуют в нашем мире не зависимо от наших желаний — мы можем лишь принять или отвергнуть их. Однако, ценностная система отдельной личности и ее иерархия строго субъективна, она отталкивается от опыта, знаний и потребностей определенного индивида, от личного выбора конкретного человека.

Проблема безнравственности

Почему происходит падение нравственности? Все процессы в социуме цикличны.

Поэтому рано или поздно нравственность переходит в состояние упадка.

Из-за повсеместной трансляции и пропаганды безнравственных личностей, люди идут на поводу у этой пропаганды.

Вырисовывается образ успешного человека, наплевавшего на мораль и общественные устои, следующего за мечтой и разрушающего стереотипы. Все это окутано ареалом некой романтики, привлекающей молодое поколение.

Но умы, легко поддающиеся чужому влиянию, не способны оценить масштаб катастрофы. Отказ от нравственных ценностей , это прямая дорога к анархии и беззаконию.

Ведь безнравственное общество , это общество, каждый член которого руководствуется собственным эгоизмом и комфортом, не испытывая угрызений совести в момент причинения вреда ближнему.

Это неизбежно связано с размытием границы между добром и злом в глобальном плане. Произойдет постепенное разрушение любых абсолютных устоев.

Очень важно воспитывать в детях высокие моральные качества, чтобы подарить подрастающему поколению возможность прожить жизнь осознанно. Тогда люди будут мирно сосуществовать не потому, что их к этому принудили, а по собственному желанию

Зачем нужна нравственность:

Принципы нравственного поведения

Несмотря на то что нравственность – это сугубо индивидуальное понятие, в современном обществе все же существуют единые принципы. В первую очередь к таковым относится равенство прав всех людей. Это означает, что по отношению к человеку не должно быть дискриминации по половому, расовому или любому другому признаку. Все люди равны перед законом и судом, все имеют одинаковые права и свободы.

Второй принцип нравственности основывается на том, что человеку позволено делать все, что не идет вразрез с правами других людей и не ущемляет их интересов. Сюда можно отнести не только вопросы, регулируемые законом, но и морально-этические нормы. К примеру, обман близкого человека не является преступлением. Однако, с точки зрения нравственности, тот, кто обманывает, причиняет страдания индивиду, а значит, ущемляет его интересы и поступает аморально.

Примеры чувств

Человек испытывает нравственные чувства в тот момент, когда осознает, насколько его поступки соответствуют или не соответствуют моральным нормам.

И если анализ совершенных действий подтверждает, что требования общества и морали были учтены, индивид испытает положительные чувства.

В случае, если поведение идет в разрез с повсеместно одобряемыми моделями, чувства будут негативными и разрушающими.

Примеры:

  1. Человек, грубо ответивший пожилому человеку в очереди, осуждает себя и испытывает неприятные чувства. В момент совершения неприглядного поступка герой пошел на поводу у собственной раздражительности.

    Но при этом человек считает уважение к старшим обязательным пунктом в системе нравственных ориентиров.

  2. Путешественник, возвращаясь на родину, осознает глубину своего патриотизма. В этот момент он испытывает положительные чувства, которые приобретает форму гордости за земляков, любви к родной земле и уважения к стране.
  3. Девушка дожидается любимого парня из армии. Понимая, что ее поведение соответствует высшим нравственным ориентирам (верность и преданность), героиня испытывает положительные эмоции.

Значение слова нравственность

(Мусар

Взгляды, определяющие достойный образ поведения и действий человека. Добрые качества, заложенные в каждом человеке, и добрые поступки, совершаемые им не из страха перед наказанием и не из стремления к награде. Учение о нравственности основано, главным образом, на законе Торы: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» и толковании Гилеля*: «То, что ненавистно тебе, не делай ближнему своему».

Изучение Талмуда может давать удовлетворение уму, но не чувству. А в тяжелые дни еврейского галута требовалась большая моральная сила, которая пробудила бы дух народа и веру в его будущее; необходимо было пробудить религиозно-нравственное чувство народа. Для этого нужна была личная Н. сила и глубокая вера. Этим путем шли мудрецы Израиля. Возникла «нравственная» литература, доступная простым людям. Особенно популярной стала книга р. Иегуды Гехасида «Сефер hа-хасидим» (XIII в.). Эта книга содержит этические изречения и напутствия и учит моральному отношению к каждому человеку, в том числе и к иноверцу. Наряду с требованием полного обособления евреев от иноверцев во всем, что касается религии и внутренней жизни, книга требует от еврея честности в отношениях с иноверцем: «Да не совершит человек несправедливости даже по отношению к иноверцу, так как несправедливость принижает человека и лишает его успеха в делах». Книга призывает к богобоязненности, скромности, но отрицает умерщвление плоти. Молитва должна исходить от сердца, «и если приходит к тебе человек, который не знает еврейского языка, но верует, и просит наставления, или если придет к тебе женщина, скажи им, чтобы научились молиться на доступном им языке, так как молитва понимается сердцем, а если в сердце нет того, что на устах, какой в ней толк?» В более позднее время, наряду с Галахой* и Агадой* развилась проповедь («друш»), в основе которой заложены Н. указания народу для повседневной жизни. Особенно прославился Магарал из Праги, автор книг «Пути мира», «Вечность Израиля» и др. Магарал основывал свои проповеди на Агаде, в которой видел неиссякаемый источник нравственного учения. Рабби Шломо Эфраим, преемник Магарала, также взывал к Н. народа и бичевал пороки людей своего времени. Он осуждал также бесплодные схоластические споры вокруг Торы, корыстолюбие, распри между раввинами, эгоизм богачей и сильных мира сего.

В XIX в. в России группа ученых раввинов, видя, что новые поколения отдаляются от живого религиозного чувства, решила превозмочь застой религиозной жизни посредством призыва к нравственному самоусовершенствованию. Группу эту возглавлял р. Иосиф Зундель из Саланта, но основателем ее был р. Исраэль Салантер, организовавший общество для изучения Н. вначале в Вильно, а затем и в Ковно. Основой воспитания считалось углубленное изучение книг о Н. Все науки познаются путем логических умозаключений, а для успешного усвоения законов Н. нужно длительное воспитание и соответствующее эмоциональное состояние. Члены общества Н. выбирали соответствующие изречения хазал* и с большим воодушевлением твердили их, заучивая наизусть. Они повторяли их громко и нараспев. Метод изучения Н. сложился, главным образом, в ешивах Литвы. Ученики р. Салантера широко распространили этот метод в Польше, России и в некоторых странах Западной Европы. В старом Иерусалиме они также основали школу изучения Н., и среди ее членов было немало выдающихся знатоков Торы.

Выводы

Каждый из нас обладает собственной, иерархически выстроенной системой ценностей, связывающей духовную составляющую личности с духовной культурой социума. Ценностные ориентиры выступают здесь в качестве важнейших составляющих структуры личности, они являются сложными и многоуровневыми интегральными образованиями.

В состав структуры личности входят различные уровни взаимодействия между индивидуальным и общественным в человеке, между его собственным будущим, настоящим и прошлым, а также формы сознания и познания индивидом окружающего мира. Следовательно, основой ценностных ориентиров человека является определенная ценностная система, состоящая, в том числе, и из нравственных ценностей, которые формировались в человеческом сознании в процессе знакомства личности с окружающим миром.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.