10 самых таинственно одарённых людей в мире

Алан-э-Дейл       25.06.2022 г.

Методы диагностики потенциала человека

Основные методы диагностики одаренности применяются педагогами и педагогами-психологами на очном приеме. Работают специалисты взрослого и детского профилей соответственно.

Вне зависимости от возраста, необходимо установление базовых факторов:

  • выявление поведенческой составляющей, определение типов личности;
  • основные склонности человека, его интересы и определение перспектив, целей, желаний в будущем (у детей это наиболее показательный момент, поскольку исходя из цепочки рассуждений, можно сделать выводы относительно некоторых свойств личности и характера);
  • интеллектуальные способности в разных вариациях;
  • креативность;
  • волевые признаки.

Все это устанавливается посредством дифференцированных и комплексных тестов на одаренность и разные ее аспекты. Рассмотрим основные методы диагностики.

Тест Векслера

В вариации в зависимости от возраста. Определяет базовые интеллектуальные способности человека. Применяется наиболее часто. Он куда точнее стандартного теста IQ за счет более вариативного подхода, широкого комплекса вопросов и их выборки. Но одного его недостаточно.

Тест по шкале Торренса

Стандартный способ проверки креативности и творческого мышления. Предполагает использование стимулирующего графического материала для работы под контролем психолога. Незаконченные фигуры, прямые линии и прочие. Задача заключается в самостоятельном дополнении представленных материалов. Интерпретация проводится специалистом. По результатам выставляется конечный балл, который как раз и конкретизируется как тот или иной уровень креативности. Это подвижный показатель, его можно изменить посредством тренировки креативного мышления и подхода.

Задача психолога на этом этапе — проверить текущий уровень способностей и определиться с возможной программой развития. Она составляется индивидуально, с упором на основные аспекты, необходимые в конкретной ситуации.

Тест Стенфорд-Бине

Использует еще одну методику исследования интеллекта. Преимущественно проводится при анализе способностей детей и подростков, при поступлении в школу, ВУЗы. Активно применяется в странах Европы и США для исследования умственного потенциала ребенка и текущих особенностей его интеллектуального склада. Представляет собой стандартный опросник, во многом схожий с исследованием по Айзенку, с некоторыми отклонениями. Дает довольно точные результаты. Интерпретация проводится в системе с прочими исследованиями.

Исследование феноменов Пиаже

Задачи Пиаже позволяют с ранних лет определить степень интеллектуального, творческого потенциала, исследовать степень одаренности. Применяется наиболее активно в работе с людьми младшего возраста.

Матрицы Равенна

Графическая методика исследования интеллектуального потенциала и способности к аналитическому, пространственному мышлению. Используются не только для выявления одаренности, но и при проверке профпригодности в определенных местах. Методика предельно простая, но результаты обладают высокой информативностью.

Тест Слоссена

Очередная модификация исследования умственных способностей.

Тесты преимущественно проверяют именно когнитивную, мнестическую составляющую. Что касается творческого компонента, тут все куда сложнее. Оценка проводится в динамике, определяется условным анамнезом.

В обязательном порядке психолог проводит серию личностных тестов. В том числе исследование акцентуации характера по Леонгарду и прочие, чтобы определить особенности характера. Не обходится и без устной беседы, направленной на выявление важных факторов: логики, нестандартности мышления, реакций на различные раздражители.

Диагностика требует определенного времени. Обычно выводы с первого сеанса делать рано. Необходимо наблюдение на протяжении нескольких раз.

Послесловие

Получив диагноз одаренности, человек осознает, что он не сумасшедший, а просто не такой как все. Как следствие налаживается его чувство собственного достоинства. Но для того, чтобы обрести внутренний покой и найти свое место в обществе, среди пресловутых 95-98%, нужно, чтобы окружающие понимали эти особенности и не осуждали за любую мелочь. Следовательно, структуры, специально организованные для этой сверхчувствительной и поистине думающей фракции населения, интересны и полезны тем, что в них атипики чувствовали бы себя, как в своей тарелке (к чему стремится любое живое существо), а общество бы от этого только выигрывало.

В марте 2010 года Лили прокомментировала одну из статей об одаренных людях: « Признаться в том, что ты одаренная (или атипик) – это хуже самых бранных слов в мире. На тебя сразу наклеивают ярлык надменной, высокомерной и тебя стараются избегать».

Отношение общества к одаренным людям говорит само за себя и очень ясно показывает менталитет и функционирование этих 95-98%.

В конечном счете, лучше быть сумасшедшим среди сумасшедших или мудрецом одиночкой?

Специфика детской одаренности

Детская одаренность имеет свою особую специфику, которую необходимо учитывать. К одаренности взрослых эти пункты применять нельзя.

Иногда в детском возрасте одаренность можно спутать с быстрым развитием, быстрой обучаемостью. Каждый детский возраст уникален по-своему. Дети дошкольного и младшего школьного возраста невероятно быстро усваивают языки, ни один взрослый не способен выучить английский или немецкий так быстро, как это может сделать пятилетний ребенок. Когда они начинают взрослеть, способность уменьшается, но зато появляется интерес к литературе, некоторые подростки начинают писать стихи. И это нормальное явление для их возраста. У большинства это начинается сразу же после окончания школы. Подобные вещи нельзя назвать одаренностью. Дети взрослеют, в этот период одаренность может угасать

На этом этапе очень важно не упустить момент и выяснить, сможет ли ребенок превратиться в одаренного взрослого или же все свои таланты он оставил в детстве. Здесь следует говорить об уровне устойчивости одаренности. Еще одним важным моментом является то, что иногда одаренные в определенной области дети совсем не успевают в других областях

К примеру, одаренный ребенок не умеет писать или же плохо читает, зато в три года он способен нарисовать настоящий шедевр. Этот момент важно не упустить, поскольку довольно часто одаренность сочетается с отставанием. Очень важную роль играет социальный статус семьи, в которой живет ребенок. Понятно, что в хорошей семье родители занимаются с детьми, пытаются вложить в них все, что знают сами, но не всегда ребенок имеет какой-то особый талант. Просто он развивается в хороших условиях и имеет все для того, чтобы хорошо учиться. Ребенок из неблагополучной семьи может иметь талант, но никто не занимается с ним этим, никто не развивает в нем его способностей, поэтому некоторые учителя сразу же записывают его в отстающие. Каждый ребенок в школе должен иметь одинаковые права и возможности, чтобы показать и проявить себя

Еще одним важным моментом является то, что иногда одаренные в определенной области дети совсем не успевают в других областях. К примеру, одаренный ребенок не умеет писать или же плохо читает, зато в три года он способен нарисовать настоящий шедевр

Этот момент важно не упустить, поскольку довольно часто одаренность сочетается с отставанием. Очень важную роль играет социальный статус семьи, в которой живет ребенок

Понятно, что в хорошей семье родители занимаются с детьми, пытаются вложить в них все, что знают сами, но не всегда ребенок имеет какой-то особый талант. Просто он развивается в хороших условиях и имеет все для того, чтобы хорошо учиться. Ребенок из неблагополучной семьи может иметь талант, но никто не занимается с ним этим, никто не развивает в нем его способностей, поэтому некоторые учителя сразу же записывают его в отстающие. Каждый ребенок в школе должен иметь одинаковые права и возможности, чтобы показать и проявить себя.

Как живется одаренным детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются «академически одаренные». Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже «дать списать». И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К «интеллектуалам» в школе относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего «таланта»).

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей «профессиональной» среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы «помещать» их в особые школы для одаренных.

Однако не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям («О чем с ними говорить?») или к своим учителям («Чему они меня могут научить?»). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это, скорее, издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Марк Вишня

Мальчик родом из Екатеринбурга, которого прозвали мальчик-калькулятор. В 2 года мальчик умел считать быстрее, чем набирали цифры на калькуляторе. В 2007 году талантливый мальчик принял участие в шоу «Минута славы», где продемонстрировал свои способности быстрого сложения в уме. Получил голоса судей, но победителем так и не стал. В 3 года он знал наизусть математические таблицы. Его родителями было принято решение переехать жить в США. По словам матери причиной переезда послужило отсутствие реализации потенциала сына. В Хьюстон семья переехала в 2018 году, где Марк отпраздновал своё четырнадцатилетие. Сейчас учится в школе, где обучение ведётся на английском и испанском языках. Юноша владеет хорошо ими обоими.

Ссылки

  1. ↑Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.
  2. ↑Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. — Спб.: Питер, 201, с. 147.

Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX векаанглийскимпсихологомФрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят.Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной — то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей — то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.

Признаки одаренности

Как маме и папе понять, что в семье растет способный ребенок? Что такое одаренность в психологии и чем выделяются дети с особенными возможностями? Такие непоседы отличаются тем, что:

Стремятся добиваться успехов в обучении и получать новые знания.
Могут самостоятельно действовать при помощи полученных прежде знаний и навыков.
Способны с критической точки зрения оценить происходящее вокруг и при этом проникать в сущность вещей.
Погружаются в философские проблемы, касающиеся сущности мироздания.
Их не удовлетворяют поверхностные объяснения, даже когда они сверстникам кажутся достаточными.
Желают самосовершенствоваться и делают все как можно лучше

Отсюда следует постановка высоких целей и переживания, когда нет возможности их достичь.
Способны полностью сконцентрировать внимание, и погрузится в проблемы.

Что такое гениальность

Гениальность в психологии – это высшая форма развития интеллектуальных и (или) творческих способностей. Гениальность – это высшая форма деятельности, когда человек сам создает что-то новое, творит, определяет закономерности, выводит новые формулы. В мыслях гениального человека нет границ. Он постоянно фантазирует, придумывает, выделяется из толпы. Гений никогда не подчиняется общему мнению, не идет за большинством.

Гений – это человек с творческой (интеллектуальной) одаренностью. Личности с таким качеством отличаются самодостаточностью, наделены талантами в одной или нескольких сферах. Каково значение слова «гений»? Термин образован от латинского слова genius, что означает «рождать, производить». Таким образом, гений – это человек с высшим уровнем развития творческих и интеллектуальных способностей, которые помогают создавать, «рождать» что-то новое, значимое для общества.

Одаренность, талант, гениальность

Гениальность – следующая стадия развития таланта. Талант – это один из уровней развития способностей. Всего их три: одаренность, талант, гениальность. Сами способности тоже требуют развития, они вырастают из задатков.

Дадим определение каждому из понятий:

  • задатки – это психофизиологические особенности, которые создают базу для развития способностей;
  • способности – это свойства личности, помогающие добиваться успеха в одном или нескольких видах деятельности;
  • одаренность – это потенциально высокие способности, позволяющие добиться выдающихся результатов в одной или нескольких сферах;
  • талант – это выдающиеся способности в одном виде деятельности, позволяющие при помощи нестандартных решений добиваться успеха;
  • гениальность – это высший уровень проявления интеллектуальных и (или) творческих способностей.

Главное отличие гениальности от таланта в том, что она сама проявляет себя. Хотя это третий уровень развития способностей, потенциал человека заметен с рождения.

Талант и гениальность

Каждый человек наделен каким-либо талантом, но не каждый человек гениален. Гениальность заметна с раннего детства. Такие дети отличаются любознательностью, активностью, непосредственностью. Они задают вопросы «не по возрасту», рассуждают тоже очень «по-взрослому». Они увлечены своим внутренним миром, с раннего детства отстаивают индивидуальность, самостоятельность.

Стать талантливым может каждый человек. Для этого нужно много работать над своими способностями. Талант на 99 % состоит из усилий, на 1 % из способностей. Чтобы стать гениальной личностью, стараний недостаточно. Нужно иметь врожденные особенности, делающие человека гениальным. Однако при оценке гениальности учитывается время, культура конкретного социума. Труды гения должны опережать то время, в котором он живет, способствовать развитию общества. Гении – движущая сила общественного прогресса. Они часто оказываются непонятыми, становятся изгоями, а их достижения нередко признаются обществом только после смерти автора. Гениальность тесно связана с одаренностью.

В психологии гениальность считается отклонением в психическом развитии. Чаще всего она сочетается с другими отклонениями. Как говорят в быту, все гении не от мира сего. Еще говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Нет, это не так. А вот гениальный человек, действительно, гениален во многом. Он достигает успеха не только в области своей одаренности, но также в смежных областях.

Гениальность и сумасшествие

В психологии существует патологическая теория, согласно которой гениальность тесно связана с безумием. К такому выводу пришли психологи после многолетних наблюдений за гениальными людьми. Были выделены следующие психические отклонения:

  • измененное состояние сознания (трансовое состояние);
  • неврозы;
  • психические расстройства;
  • гиперчувствительность;
  • перепады настроения;
  • бессознательное творчество.

Гениев причисляют к психически больным из-за ряда странных особенностей, которые не являются обязательным признаком гениальности, но встречаются довольно часто (закономерности между этими характеристиками и гениальностью были подтверждены экспериментально):

  • девственность и одиночество;
  • химические зависимости (наркотики, алкоголь);
  • бессонница;
  • голубые глаза;
  • эксцентричность;
  • «причуды» или психические расстройства.

Стоит отметить, что у психически больных людей редко получается создать что-то по-настоящему гениальное, значимое. Безумцы не наделены усидчивостью, аккуратностью, стойкостью характера, целеустремленностью. А без этого создать что-то гениальное невозможно.

Гениями рождаются, но без соответствующих условий развития, работы над собой, гениальность будет подавлена.

Проблема детской одаренности

Какова проблема одаренности детей? Если родители, психологи и педагоги замечают одаренность, создают условия для ее развития, то такие дети живут счастливее своих сверстников. Они добиваются больших высот в учебе, а потом и на работе, у них успешнее и легче складывается личная жизнь. Они легко адаптируются к жизненным изменениям, стойко переносят трудности. Но если одаренность остается не выявленной, условия развития и обучения не соответствуют особенностям ребенка, то ему приходится столкнуться с рядом трудностей:

  • программа обучения кажется скучной и неинтересной, что отражается на успеваемости и дисциплине;
  • творчество и потребность в самореализации уходит в деструктивное русло, например, хулиганство, зависимости, другие девиации;
  • возникают проблемы в сфере социального взаимодействия, общения;
  • наблюдается эмоциональная и психическая нестабильность.

Одаренный ребенок чувствует, что он не такой, как все. В обычных условиях, в которых ему скучно, встречаются две модели поведения: он ведет себя высокомерно, часто конфликтует или он замыкается в себе, изолируется от общества сверстников.

Вспомним о том, что одаренность чаще всего проявляется в одной сфере, что такие дети избирательны в активности. То есть они могут проявлять интерес и успевать по одному предмету, но при этом не дотягивать даже до тройки по другим. За это их ругают учителя, родители. Таким образом, одаренные дети входят в группу риска по школьной дезадаптации и негативным девиациям. Непринятие учителями и сверстниками, проблемы с профессиональным самоопределением, конфликты, травля, одиночество – малая часть того, с чем сталкивается одаренный ребенок. В этом и состоит проблема детской одаренности.

Одаренность в школе

Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то «пять», то «два»): блестяще по одному предмету и «так себе» по другому.

Особый вид одаренности — творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Синопсис

Майкл Холт ( Патрик Уилсон ) — талантливый, но целеустремленный хирург высококлассной клиники Нью-Йорка . Он живет комфортной и материалистичной жизнью благодаря богатым клиентам, которых лечит, но, тем не менее, недоволен своей жизнью и холодно относится к окружающим. Однако его жизнь приходит в упадок, когда его посещает призрак его бывшей жены Анны Пол ( Дженнифер Эль ), которая недавно погибла в автомобильной катастрофе. Анна просит Майкла помочь продолжить работу бесплатной клиники, которой она ранее руководила, что приводит к тому, что Майкл знакомится с более бедными нуждающимися пациентами, которые сильно отличаются от его обычной клиентуры. Сестра Майкла Кристина ( Джули Бенц ), мать-одиночка, изо всех сил пытающаяся заботиться о своем проблемном сыне-подростке Майло ( Лиам Эйкен ), верит в сверхъестественное и взволнована мыслью, что Анна вернулась в жизнь Майкла, поскольку она настаивает на том, что он был лучше человек, когда она была рядом.

Все ли люди склонны к той или иной деятельности? Что влияет на перспективы развития и прогресса?

В той или иной мере — да. Все люди. Ответ на вопрос положительный. Далее, перспективы формирования личности по тому или иному типу, раскрытие заложенного потенциала, все это определяется группой факторов.

Социальная среда

Играет едва ли не основную роль в жизни детей. Все зависит от того, какую модель воспитания применяют родители. При императивной модели, когда превалирует приказной характер отношений и строгая вертикаль в определении поведения ребенка, постепенно утрачивается инициатива. Человек становится податливым, вялым, не готов бороться с трудностями. Отличается повышенной конформностью, соглашательством, действием по типу «как все». Это создает большие проблемы с точки зрения реализации и может быстро поставить крест на самом талантливом человеке. При превалировании партнерской или свободной модели, потенциал раскрывается наиболее полно. Это наиболее верная модель поведения, не угнетающая личность и не предполагающая применение насилия в разных его видах.

Склонность к самостоятельному познанию

Определяется опять же моделью воспитания. Но при достаточной развитости, возможно самостоятельное дальнейшее существование качества, несмотря на жесткие императивные методы родителей. В процессе формирования необходимых свойств личности ребенок оказывается способен самостоятельно анализировать и мыслить. Это основной способ добиться раскрытия потенциала. Особенно, если речь идет об интеллектуальных и академических формах.

Сенситивность

Повышенная чувствительность к окружающим раздражителям. В частности, речь идет о сочетании хорошей памяти, способности воспроизводить факты и явления, быстро усваивать новую информацию, учиться и прогрессировать даже без помощи со стороны. Хотя и в более медленных темпах. Развитие одаренности в этом контексте быстрее идет под контролем наставников.

Физические аспекты

В данном случае имеет место состояние здоровья. Некоторые заболевания изначально ставят в невыгодное положение: плохое зрение, недостаточная острота слуха и прочие. Они осложняют развитие навыков и необходимых способностей. Порой вовсе ставят крест на возможности реализации в определенной сфере. Этот вопрос нужно рассматривать на месте, по ситуации.

Тип личности, определяющий и тип поведения

Темперамент, склонность к социальным контактам, прочие факторы. Они налагают определенный отпечаток на скорость прогресса и раскрытия задатков.

Большая роль отводится наследственному фактору

По наследству передаются многие факторы, в том числе некоторые особенности поведения, интеллектуальный потенциал.

Крис Робинсон

Однажды Крис Робинсон проснулся после яркого сна, в котором два самолёта столкнулись в воздушном пространстве. С того дня он якобы стал видеть будущее в своих снах. Кроме того, Робинсон может проснуться именно тогда, когда хочет и записать свои сны в дневник снов, который он ведёт.

Сам Стэн Ли (при помощи Дэниэля Браунинга Смита) провёл эксперимент с участием Робинсона. Он сказал Робинсону, что на следующий день они собираются отвезти его в 10 мест, и его задачей было увидеть эти места во сне. На следующий день Робинсон написал каждое место, которое ему приснилось, на отдельном листе бумаги и запечатал их в конверты. Когда они приезжали в какое-то место, они открывали конверт, и оказалось, что Робинсон угадал всё.

Конечно, результаты выглядят крайне подозрительно. Робинсона протестировали снова. На этот раз он должен был угадать, что организаторы положили в коробку. В течение 12-ти дней Робинсон раз в день угадывал, что было в коробке. Он угадал только два раза из 12-ти, что не доказывает существования у него психических сил.

Почему возникают сложности в диагностике одаренных детей?

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов.

Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы).

Прежде всего, необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию: поскольку высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, то и низкие значения еще не становятся доказательством ее отсутствия

Данное обстоятельство особенно важно при обработке и интерпретации результатов психологического тестирования

Высокие показатели психометрических тестов интеллекта (Гилфорда, Торренса) могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности (Вильямса, Туник) могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.

Более того, проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный морально-этический аспект, и необходимо соблюдать принципы гуманистического проведения диагностик. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности (даже легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талантливости взрослого человека. Следовательно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Поэтому идентифицировать ребенка как одаренного либо как ординарного на раннем этапе означает искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя субъективные ожидания — как его самого, так и родителей.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.