Омар хайям

Алан-э-Дейл       03.10.2023 г.

Омар Хайям цитаты, афоризмы и мудрые высказывания

Всегда говори кратко – только суть. Такова беседа настоящего мужчины. Пара ушей – одинокий язык. Два раза внимай и слушай – рот открывай лишь раз.

***

Лучше кости глодать, чем прельститься сластями за столом у мерзавцев, имеющих власть.

***

Ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало.

***

Меня никогда не отталкивала бедность человека, другое дело, если бедны его душа и помыслы.

***

***

Страсть не может с глубокой любовью дружить, если сможет, то вместе недолго им быть.

***

В этом мире неверном не будь дураком:Полагаться не вздумай на тех, кто кругом.Твердым оком взгляни на ближайшего другаДруг, возможно, окажется злейшим врагом.

***

Один не разберет чем пахнут розы.Другой из горьких трав добудет мед.Дай хлеба одному – на век запомнит.Другому жизнь пожертвуй – не поймет.

***

Благородство страданием, друг, рождено,Стать жемчужиной – всякой ли капле дано?Можешь всё потерять, сбереги только душу,Чаша снова наполнится, было б вино.

***

***

Лучше пить и веселых красавиц ласкать,Чем в постах и молитвах спасенья искать.Если место в аду для влюбленных и пьяниц,То кого же прикажете в рай допускать?

***

Из тех, что мир прошли и вдоль и поперек,Из тех, кого Творец на поиски обрек,Нашел ли хоть один хоть что-нибудь такое,Чего не знали мы и что пошло нам впрок?

***

Если мельницу, баню, роскошный дворецПолучает в подарок дурак и подлец,А достойный идет в кабалу из-за хлебаМне плевать на твою справедливость, творец!

Один не разберет, чем пахнут розыДругой из горьких трав добудет медКому-то мелочь дашь, навек запомнитКому-то жизнь отдашь, а он и не поймет.

***

***

В любимом человеке нравятся даже недостатки, а в нелюбимом раздражают даже достоинства.

***

Не смешно ли весь век по копейке копить,Если вечную жизнь все равно не купить?Эту жизнь тебе дали, мой милый, на время, Постарайся же времени не упустить!

***

Можно соблазнить мужчину у которого есть жена, можно соблазнить мужчину у которого любовница, но нельзя соблазнить мужчину у которого есть любимая женщина!

***

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,Два важных правила запомни для начала:Ты лучше голодай, чем что попало есть,И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

***

***

О нас думают плохо лишь те, кто хуже нас, а те кто лучше нас Им просто не до нас

***

Ты скажешь, эта жизнь одно мгновенье.Ее цени, в ней черпай вдохновенье.Как проведешь ее, так и пройдет,Не забывай: она твое творенье.

***

Показывать можно только зрячим.Петь песню только тем, кто слышит.Дари себя тому, кто будет благодарен,Кто понимает, любит и ценит.

***

Любовь в начале ласкова всегда.В воспоминаньях ласкова всегда.А любишь боль! И с жадностью друг другаТерзаем мы и мучаем всегда.

***

Жизнь пронесется, как одно мгновенье,Ее цени, в ней черпай наслажденье.Как проведешь ее так и пройдет,Не забывай: она твое творенье.

***

То что Бог нам однажды отмерил, друзья,Увеличить нельзя и уменьшить нельзя.Постараемся с толком истратить наличность,На чужое не зарясь, взаймы не прося.

***

Жизнь пустыня, по ней мы бредем нагишом.Смертный, полный гордыни, ты просто смешон!Ты для каждого шага находишь причину Между тем он давно в небесах предрешен.

***

Свою слепить бы жизнь из самых умных делТам не додумался, тут вовсе не сумел.Но Время вот у нас учитель расторопный!Как подзатыльник даст, ты малость поум нел.

***

Меня уже абсолютно ничего не расстраивает и не удивляет.Всё нормально в любом случае.

***

Не искавшему путь вряд ли путь и укажут Постучись и откроются двери к судьбе!

***

Капля стала плакать, что рассталась с морем,Море засмеялось над наивным горем.

О жизни

Много лет размышлял я над жизнью земной
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего не известно!
Вот последняя правда, открытая мной.

Известно, в мире всё лишь суета сует:
Будь весел, не горюй – стоит на этом свет.
Что было, то прошло, что будет – неизвестно,
Так не тужи потом, чего сегодня нет.

В этом мире неверном не будь дураком:
Полагаться не думай на тех, кто кругом.
Трезвым оком взгляни на ближайшего друга:
Друг, возможно, окажется злейшим врагом.

Если б мне всемогущество было дано,
Я бы небо такое низринул давно
И воздвиг бы другое, разумное небо,
Чтобы только достойных любило оно.

Откуда мы пришли?
Куда свой путь вершим?
В чём нашей жизни смысл?
Он нам непостижим!

Если есть у тебя для жилья закуток –
В наше подлое время – и хлеба кусок,
Если ты никому ни слуга, ни хозяин –
Счастлив ты и воистину духом высок.

Двери этой обители – выход и вход.
Что нас ждёт, кроме гибели, страха невзгод?
Счастье? Счастлив, живущий хотя бы мгновенье,
Кто совсем не родился – счастливее тот.

Жизнь пустыня, по ней мы бредём нагишом.
Смертный, полный гордыни, ты просто смешен!
Ты для каждого шага находишь причину –
Между тем, он давно в небесах предрешен.

Скупец, не причитай, что плохи времена.
Всё, что имеешь – трать. Запомни: жизнь одна!
Сколь злата не награбь, а в мир иной отсюда
Не унесешь, представь, и горсточки зерна.

Один не разберёт, чем пахнут розы.
Другой из горьких трав добудет мёд.
Дай хлеба одному – навек запомнит.
Другому жизнь пожертвуй – не поймёт.

Часть людей обольщается жизнью земной,
Часть – в мечтах обращается к жизни иной.
Смерть – стена

И при жизни никто не узнает
Высшей истины скрытой за этой стеной.

Для мудреца наставник всяк,
Кто Истину порой глаголет!
Не важно Кто, не важно Как,
А важно, Что из уст исходит!

Не удерживай то, что уходит,
Не отталкивай то, что приходит.
И тогда счастье само найдёт тебя.

Миром правят насилие, злоба и месть,
Что ещё на земле достовернее есть?
Где счастливые люди в озлобленном мире?
Если есть – их по пальцам легко перечесть!

«Как там в мире ином? — я спросил мудреца,
Утешаясь вином в уголке погребка.
«Пей – ответил. – Дорога туда далека.
Из ушедших никто не вернулся пока» .

Если с умным я в адский огонь попаду,
То сумею, пожалуй, прожить и в аду.
Не дай Бог с дураком в раю оказаться.
Отведи, о, Всевышний, такую беду!

В мире всё закономерно:
Зло, излученное тобой,
К тебе вернётся непременно!

В этом замкнутом круге – крути не крути –
Не удастся конца и начала найти.
Наша роль в этом мире – прийти и уйти.
Кто нам скажет о цели и смысле пути?

Что толку толковать тому,
Кто бестолков!

Лучше впасть в нищету, голодать или красть,
Чем в число блюдолизов презренных попасть,
Лучше кости глодать, чем прельститься страстям,
За столом у мерзавцев, имеющих власть.

Нет другого рая,
Кроме рая – жить.
Так умейте, люди,
Этот рай любить!

Когда уходите на пять минут,
Не забывайте оставлять тепло в ладонях.
В ладонях тех, которые вас ждут,
В ладонях тех, которые вас помнят.

Хотя б на миг очнись,
Хотя б взгляни однажды,
Как время яростно и слепо
Топчет нас.

Как можно быть наивным простаком –
Ждать пира, позабыв о кошельке пустом.

Ты выбрался из грязи в князи,
Но быстро князем становясь,
Не позабудь, чтобы не сглазить,
Не вечны князи – вечна грязь!

Кто битым жизнью был, тот большего добьётся.
Пуд соли съевший, выше ценит мёд.
Кто слёзы лил, тот искренней смеётся.
Кто умирал, тот знает, что живет!

Если мельницу, баню, роскошный дворец
Получает в подарок дурак и подлец,
А достойный идет в кабалу из-за хлеба –
Мне плевать на твою справедливость, творец!

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе, с кем попало!

Долго ль будешь ты всяким скотам угождать?
Только муха за харч может душу отдать!
Кровью сердца питайся и будь независим.
Слёзы лучше глотать, чем объедки съедать!

Ты скажешь: «Эта жизнь – одно мгновенье!»
Её цени, в ней черпай вдохновение.
Как проведёшь её, так и пройдет,
Не забывай, она – твоё творенье!

О нас думают плохо лишь те, кто хуже нас.
А те, кто лучше нас…
Им просто не до нас.

Свою бы жизнь слепить из самых умных дел:
Там не додумался, там вовсе не сумел.
Но, Время — вот у нас учитель расторопный!
Как подзатыльник даст! Так малость поумнел

Цитаты Омара Хайяма о радости жизни

В период жизни учёного в исламском мире (в современных границах от Азербайджана до Индии) религией в литературе наложены жесткие ограничения на описание любви. Более тридцати лет действует строжайший запрет на упоминание спиртного в стихах. Но философ словно смеется над имамами. Известных стих разобран на афоризмы.

Нам говорят, что в кущах рая мы дивных гурий обоймем, Себя блаженно услаждая чистейшим медом и вином. Так если то самим Предвечным в святом раю разрешено, То можно ль в мире скоротечном забыть красавиц и вино?

Впрочем, пресловутое вино Хайяма не столько спиртное, сколько символ радости жизни:

Пей! И в огонь весенней кутерьмы Бросай дырявый, темный плащ зимы. Недлинен путь земной. А время – птица. У птицы – крылья… Ты у края тьмы.

Вино это еще и способ постичь мудрость обычных, на первый взгляд, явлений и образов:

Человек – это истина мира, венец – Знает это не каждый, а только мудрец. Выпей каплю вина, чтоб тебе не казалось, Что творения все на один образец.

Хотя главное все-таки это умение получать удовольствие от жизни:

Не горюй, что забудется имя твое. Пусть тебя утешает хмельное питье. До того, как суставы твои распадутся, Утешайся с любимой, лаская ее.

Главная особенность произведений мудреца – целостность без модного ныне конфликта. Человек не просто целостен, но и влияет на окружение:

Лишь на небе рассвет займется еле зримый, Тяни из чаши сок лозы неоценимой! Мы знаем: истина в устах людей горька, – Так, значит, истиной вино считать должны мы.

В этом весь Хайям – предлагает искать смысл жизни в ее бесконечных проявлениях.

Ты и жизни дороже моей для меня

Омар Хайям – стихи о жизни и любви

***

Для раненой любви вина готовь!
Мускатного и алого, как кровь.
Залей пожар, бессонный, затаенный,
И в струнный шёлк запутай душу вновь.

***

Когда к жизни Любовь меня в мир призвала,
Мне уроки любви она сразу дала,
Ключ волшебный сковала из сердца частичек
И к сокровищам духа меня привела.

***

Любовь вначале – ласкова всегда.
В воспоминаньях – ласкова всегда.
А любишь – боль! И с жадностью друг друга
Терзаем мы и мучаем – всегда.

***

Любви несём мы жизнь последний дар?
Над сердцем близко занесён удар.
Но и за миг до гибели – дай губы,
О, сладостная чаша нежных чар!

***

Если любишь, то стойко разлуку терпи,
В ожиданье лекарства страдай и не спи!
Пусть сжимается сердце, как роза в бутоне,
Жертвуй жизнью. И кровью тропу окропи!

***

От алых губ – тянись к иной любви.
Христа, Венеру – всех на пир зови!
Вином любви смягчай неправды жизни.
И дни, как кисти ласковые, рви.

***

Увы, не много дней нам здесь побыть дано,
Прожить их без любви и без вина – грешно.
Не стоит размышлять, мир этот – стар иль молод:
Коль суждено уйти – не все ли нам равно?

***

Любя тебя, сношу я все упрёки
И вечной верности не зря даю зароки.
Коль вечно буду жить, готов до дня Суда
Покорно выносить гнёт тяжкий и жестокий.

***

Ты, кого я избрал, всех милей для меня.
Сердце пылкого жар, свет очей для меня.
В жизни есть ли хоть что-нибудь жизни дороже?
Ты и жизни дороже моей для меня.

***

Кто розу нежную любви привил
К порезам сердца, – не напрасно жил!
И тот, кто сердцем чутко слушал бога,
И тот, кто хмель земной услады пил!

***

Жертвуй ради любимой всего ты себя,
Жертвуй тем, что дороже всего для тебя.
Не хитри никогда, одаряя любовью,
Жертвуй жизнью, будь мужествен, сердце губя!

***

Когда уходите на пять минут
Не забывайте оставлять тепло в ладонях
В ладонях тех, которые вас ждут,
В ладонях тех, которые вас помнят.
Не забывайте заглянуть в глаза,
С улыбкой робкой и покорною надеждой.
Они в пути заменят образа
Святых, даже неведомых вам прежде.
Когда уходите на пять минут
Не закрывайте за собою двери-
Оставьте это тем, которые поймут,
Которые сумеют в вас поверить.
Когда уходите на пять минут,
Не опоздайте вовремя вернуться,
Чтобы ладони тех, которые вас ждут,
За это время не успели разомкнуться.

Омар Хайям цитаты, афоризмы и мудрые высказывания

***

Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос. Он носом тянется туда, куда душою не дорос.

***

Когда в человека кидаешь грязь, помни до него она может не долететь, а на твоих руках останется.

***

***

В любимом человеке нравятся даже недостатки, а в нелюбимом раздражают даже достоинства.

***

Ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало.

***

Меня никогда не отталкивала бедность человека, другое дело, если бедны его душа и помыслы.

***

В этой тленной Вселенной в положенный срок превращаются в прах человек и цветок, кабы прах испарялся у нас из под ног – с неба лился б на землю кровавый поток.

***

***

В этом мире неверном не будь дураком:Полагаться не вздумай на тех, кто кругом.Твердым оком взгляни на ближайшего другаДруг, возможно, окажется злейшим врагом.

***

Один не разберет чем пахнут розы.Другой из горьких трав добудет мед.Дай хлеба одному – на век запомнит.Другому жизнь пожертвуй – не поймет.

***

Благородство страданием, друг, рождено,Стать жемчужиной – всякой ли капле дано?Можешь всё потерять, сбереги только душу,Чаша снова наполнится, было б вино.

***

В божий храм не пускайте меня на порог.Я – безбожник. Таким сотворил меня бог.Я подобен блуднице, чья вера – порок.Рады б грешники в рай – да не знают дорог.

***

***

Из тех, что мир прошли и вдоль и поперек,Из тех, кого Творец на поиски обрек,Нашел ли хоть один хоть что-нибудь такое,Чего не знали мы и что пошло нам впрок?

***

Если мельницу, баню, роскошный дворецПолучает в подарок дурак и подлец,А достойный идет в кабалу из-за хлебаМне плевать на твою справедливость, творец!

Омар Хайям. Цитаты мудрости

начатое стихотворение дописаноа любимая женщина счастливаиначе и не стоило браться за то, что тебе не по силам.

***

Пытался часто я лукавить и хитритьНо всякий раз судьба мой посрамляла опыт.

***

***

***

Притязающий с детства на знание жизниВиноградом не став, превратился в изюм.

***

Сбрось наряды, прикрой свое тело старьемНо и в жалких лохмотьях останься царем!

***

Оглянись на себя и подумай о томКто ты есть, где ты есть и куда же потом?

***

На минуту забудем о горе своемС наслажденьем вдохнем этот утренний воздухПолной грудью, пока еще дышим, вздохнем!

***

Уши, мудрый, заткни, рот надежно зашейВеки плотно зажмурь хоть немного подумай

***

Не сдавайся вещам несущественным в пленСущим в мире считай только дух вездесущийЧуждый всяких вещественных перемен.

***

Мы больше в этот мир вовек не попадем,вовек не встретимся с друзьями за столом.Лови же каждое летящее мгновенье его не подстеречь уж никогда потом.

***

Не смешно ли весь век по копейке копить,Если вечную жизнь все равно не купить?Эту жизнь тебе дали, мой милый, на время, Постарайся же времени не упустить.

***

Омар Хайям о жизни.

Не верь тому, кто говорит красиво,

В его словах всегда игра.

Поверь тому, кто молчаливо,

Творит красивые дела.

Не тот твой друг, кто за столом с тобою пьёт,

А кто в несчастии любом на выручку придёт.

Кто руку твёрдую подаст, избавит от тревог.

И даже вида не подаст, что он тебе помог.

Омар Хайам о жизни.

Лучше впасть в нищету, голодать или красть.

Чем в число блюдолизов презренных попасть.

Лучше кости глотать, чем прельститься сластями

За столом у мерзавцев, имеющих власть.

Молчанье – щит от многих бед,

А болтовня всегда во вред.

Язык у человека мал,

Но сколько жизней он сломал.

Омар Хайям о жизни.

Чем ниже человек душой,

Тем выше задирает нос.

Он носом тянется туда,

Куда душою не дорос.

«Я думаю, что лучше одиноким быть,

Чем жар души «кому-нибудь» дарить

Бесценный дар отдав кому попало

Родного встретив, не сумеешь полюбить.»

Да, женщина похожа на вино…

Омар Хайям. Мудрости жизни: цитаты о мужчинах и женщинах

***

Можно соблазнить мужчину, у которого есть жена, можно соблазнить мужчину, у которого есть любовница, но нельзя соблазнить мужчину, у которого есть любимая женщина.

***

Да, женщина похожа на вино,
А где вино,
Там важно для мужчины
Знать чувство меры.
Не ищи причины
В вине, коль пьян —
Виновно не оно.
Да, в женщине, как в книге, мудрость есть.
Понять способен смысл её великий
Лишь грамотный.
И не сердись на книгу,
Коль, неуч, не сумел её прочесть. ***

***

Совет я дам тому, кто сам решил жениться:
Ты прав, ведь это матушка природа,
Здесь нечего стыдиться.
Не выбирай жену с которой можно жить,
Совет даю вам я — женись на той,
Что без которой жизнь прожить,
Поверь мой друг нельзя.

***

Лживой книжной премудрости лучше бежать.
Лучше с милой всю жизнь на лужайке лежать.
До того как судьба твои кости иссушит —
Лучше чашу без устали осушать!

***

Как прекрасны и как неизменно новы
И румянец любимой, и зелень травы!
Будь веселым и ты: не скорби о минувшем,
Не тверди, обливаясь слезами: «Увы!»

***

Не мужчина, кто холить свой облик привык,
Кто стремится понравиться каждый свой миг.
Будь же мужествен всюду, укрась свою душу,
Ибо женщина – муж, украшающий лик!

Предлагаем почитать другие произведения Омара Хайяма:Омар Хайям – стихи о жизниСтихи о любви Омара Хайяма

Послушайте ещё стихи Омара Хайяма о мудрости жизни. Его высказывания можно применять в любое, даже в наше суматошное время.

Книги

Потомки нашли несколько книг и литературных сборников, написанных Хайямом. До сих пор доподлинно неизвестно, сколько стихов из сборников, составленных Омаром, на самом деле принадлежат ему. Дело в том, что долгие века после смерти Омара Хайяма многие четверостишия с «крамольными» мыслями приписывались именно этому поэту во избежание наказаний для настоящих авторов. Так народное творчество становилось творчеством великого поэта. Авторство Хайяма именно поэтому часто ставится под сомнения, но доказано, что он точно самостоятельно написал более 300 произведений в стихотворной форме.

Рубаи Омара Хайяма

В настоящее время имя Хайяма связано в первую очередь с четверостишиями, наполненными глубоким смыслом, которые называют «рубаи». Эти стихотворные произведения заметно выделяются на фоне остального творчества периода, когда жил и сочинял Омар.

Основным отличием их написания является наличие авторского «Я» — лирического героя, который является простым смертным, не совершим ничего героического, но размышляющим о жизни и судьбе. До Хайяма литературные произведения писались исключительно о королях и героях, а не о простых людях.

Рубаи Омара Хайяма

Также писатель использует необычную словесность – в стихах отсутствуют вычурные выражения, традиционные многослойные образы Востока и иносказательность. Наоборот, автор пишет простым и доступным языком, конструирует мысли в содержательных предложениях, не перегруженных синтаксисом или добавочными конструкциями. Краткость и понятность – вот основные стилистические черты Хайяма, которые выделяют его стихи.

Будучи математиком, Омар мыслит логически и последовательно и в своих произведениях. Он сочинял на абсолютно разные темы – в его сборниках есть стихотворения о любви, о Боге, о судьбе, об обществе и месте обычного человека в нем.

Омар Хайям о мужчине

Стихи Омара Хайяма о мужчине передают нам глубину того понятия, которое укоренилось в нашем понимании, как сила, мужество и «прочная гранитная скала».Поэт, своими произведениями, оставляет нам в наследие, своего рода, постулат — каким должен быть настоящий мужчина не только Древнего Востока, но и всех времён и всех народов.

Стихи Омар Хайяма, зачастую изрекают нам заповеди мужского поведения, прямолинейно указывающие на характерность тех или иных поведенческих догм, без которых зачастую теряется различие между мужчиной и женщиной. Это есть назидание, как эхо, передающееся нам от наших предков, по крупицам собравших для нас кладезь мудрости, дающей нам настоящую силу.

Стихи Омара Хайяма о мужчине

Коль властвовать собой ты можешь — ты мужчина.Судьбой калек себя тревожишь — ты мужчина.Совсем не мужество — упавшего пинать.Коль встать упавшему поможешь — ты мужчина.

Коль ты гордыню сам стреножишь — ты мужчина.Коль над собою власть устрожишь — ты мужчина.Уж это ль мужество — упавшего пинать!Коль встать упавшему поможешь — ты мужчина.

Кто всячески себе наводит красоту,Мечтая всем в глаза бросаться за версту,Тому и невдомек, в чем красота мужская.А ну как я его за женщину сочту!..

Муж ученый, который мудрее муллы.Но бахвал и обманщик, — достоин хулы.Муж, чье слово прочнее гранитной скалы, —Выше мудрого, выше любой похвалы!

Мужчина только тот, кто пемзой черных днейСдирает ржавчину и грязь с души своей.На то и мужество: чем чище, тем трудней,Светлее белизна — заметней пыль на ней.

Не мужчина, кто холить свой облик привык,Кто стремится понравиться каждый свой миг.Будь же мужествен всюду, укрась свою душу,Ибо женщина — муж, украшающий лик!

О сердце! Не спеши, умерь свои мечты,Испей вина, избавь себя от суеты,Из одиночества создай себе свободу,Тогда воистину мужчиной станешь ты.

Признаешь превосходство других, значит — муж,Коль хозяин в поступках своих, значит — муж.Чести нет в униженье того, кто повержен,Добр к упавшим в несчастии их, значит — муж!

Сдружившийся с вином, всегда мужчиной будь,Для собственных страстей всегда плотиной будь.С учебником Любви весь век не расставайся,Перед возлюбленной — с главой повинной будь.

Только суть, как достойно мужчин, говори,Лишь ответствуя — слов господин — говори.Уха два, а язык дан один не случайно —Дважды слушай и раз лишь один — говори!

Тот — мужчина, кто честь не способен терять,Ради чести готов он и жизнь проиграть.Кто достоин в деяньях названия мужа,Чем сильней, тем способней смиренье принять.

Тот — не муж, коль народ презирает его,Добряком, снисходя, называет его.Вот мошенник умышленно кажется добрым,А хмельной в дурака превращает его!

Тот не мужчина, в ком настолько нрав дурной,Что не польсти ему, избрызжется слюной…Вон тот наглец — «Ладонь, Дарующая Благо»?Хитрец! И впрямь ладонь… но тыльной стороной.

Ты муж, коли властвовать в силах собою,Других не коришь слепотой, глухотою,Кто падшего топчет — тот мужества чужд,Поднявшего — имени «муж» удостою.

Эй, идущий, ты слаб в передряге не будь,Будь спокоен, подобным бродяге не будь!В свою душу всмотрись, прозорливый мужчина,Ты — не зритель! В пути без отваги не будь!

При дворе Туркан-хатун

Двадцатилетний, относительно спокойный, период жизни Омара Хайяма при дворе Малик-шаха оборвался в конце 1092 года, когда, при невыясненных обстоятельствах, скончался султан Малик-шах; за месяц до этого был убит Низам ал-Мулк. Смерть этих двух покровителей Омара Хайяма средневековые источники приписывали исмаилитам. 

Исфахан — наряду с Реем — был в это время одним из главных центров исмаилизма — религиозного антифеодального течения в мусульманских странах. В конце XI века исмаилиты развернули активную террористическую деятельность против господствовавшей тюркской феодальной знати. Хасан ас-Саббах (1054-1124) — вождь и идеолог исмаилитского движения в Иране, с юных лет был тесно связан с Исфаханом. Согласно уже упоминавшейся неправдоподобной легенде, именно Саббах и был третьим из молодых людей, поклявшихся в юности на крови в вечной дружбе и взаимопомощи (первые два — Хайям и Низам ал-Мулк). 

Памятник Омару Хайяму в Нишапуре, Иран

Источники засвидетельствовали посещение Исфахана Хасан ас-Саббахом в мае 1081 года. Таинственны и страшны рассказы о жизни Исфахана в это время, когда развернули свою деятельность исмаилиты (в Европе их называли ассасинами), с их тактикой мистификаций, переодевания и перевоплощений, заманивания жертв, тайных убийств и хитроумных ловушек. Так, Низам ал-Мулк, как повествуют источники, был зарезан исмаилитом, проникшим к нему под личиной дервиша — странствующего мусульманского монаха, а Малик-шах тайно отравлен. В начале девяностых годов исмаилиты подожгли исфаханскую пятничную мечеть, пожар уничтожил хранящуюся при мечети библиотеку. После смерти Малик-шаха исмаилиты терроризировали исфаханскую знать. Страх перед тайными убийцами, наводнившими город, порождал подозрения, доносы и расправы. 

Вдова Малик-шаха Туркан-хатун, опираясь на тюркскую гвардию («гулямов»), добилась провозглашения султаном младшего сына Махмуда, которому было всего 5 лет, и стала фактической правительницей государства. Положение Омара Хайяма при дворе пошатнулось. Туркан- хатун, не жаловавшая Низам ал-Мулка, не испытывала доверия и к близким к нему людям. Омар Хайям продолжал еще некоторое время работать в обсерватории, однако уже не получал ни поддержки, ни прежнего содержания. Одновременно он исполнял при Туркан-хатун обязанности астролога и врача. 

Хрестоматийным стал рассказ об эпизоде, связанном с полным крушением придворной карьеры Омара Хайяма, — некоторые биографы относят его к 1097 году. Вот как описывает этот эпизод Ал-Байхаки: «Однажды имам Омар пришел к великому султану Санджару, когда тот был мальчиком и болел оспой, и вышел от него. Визир Муджир ад-Даула спросил у него: «Как ты нашел его и чем ты его лечил?» Он ответил «Мальчик внушает страх». Это понял слуга-эфиоп и доложил султану. Когда султан выздоровел, по этой причине он затаил злобу на имама Омара и не любил его».

Этот эпизод, по-видимому, относится к первым годам царствования старшего сына Малик-шаха Баркьярука, вскоре после того, как умер от оспы младший — Махмуд (примерно в это время болел оспой и сам Баркьярук, но выздоровел). Как видно, Санджар заподозрил Хайяма в недобросовестном лечении или в «дурном глазе». Возможно, что это было связано с тем, что Хайям участвовал и в лечении Махмуда и Баркьярука. Так или иначе, но Санджар, ставший впоследствии султаном, правившим сельджукидским государством с 1118 по 1157 год, на всю жизнь затаил неприязнь к Омару Хайяму. 

Исфахан после смерти Малик-шаха вскоре потерял свое положение царской резиденции и главного научного центра, столица вновь была перенесена в Хорасан, в город Мерв. Хайям предпринимает попытку заинтересовать новых правителей в субсидировании обсерватории — пишет книгу с явным «популистским» характером «Науруз-наме» об истории праздновании Науруза, солнечного календаря и различных календарных реформ. Книга полна различных неправдоподобных анекдотов, ненаучных примет, нравоучений, легенд и вымыслов. Непосредственная цель этой книги видна в главе «Об обычаях царей Ирана», где, в качестве хорошего обычая, особенно подчеркивается покровительство ученым. Увы, книга не помогла — Исфаханская обсерватория пришла в запустение и была закрыта. 

Взгляды Омара Хайяма

Позиция Хайяма по отношению к основополагающим концептам средневекового восточного общества резко отличалась от общепринятой на тот момент. Будучи знаменитым ученым мужем, он не сильно разбирался в общественных тенденциях и не обращал внимания на происходящие вокруг изменения и тренды, что сильно подкосило его в последние годы жизни.

Теология сильно занимала Хайяма – он смело высказывал свои нестандартные мысли, прославлял ценность обычного человека и важность его желаний и потребностей. Однако автор прекрасно отделял Бога и веру от религиозных институтов

Он верил, что Бог у каждого человека в душе, он его не покинет, и часто писал на эту тему.

Стихи Омара Хайяма

Позиция Хайяма по отношению к религии противоречила общепринятой, что вызывало много споров вокруг его персоналии. Омар действительно скрупулезно изучил священную книгу, а потому мог трактовать ее постулаты и не соглашаться с некоторыми из них. Это вызывало гнев со стороны священнослужителей, которые считала поэта «вредным» элементом.

Любовь была вторым важным концептом в творчестве великого писателя. Его высказывания об этом сильном чувстве порой были полярными, он метался от восхищения этим чувством и его объектом — женщиной — до сокрушений, что так часто любовь ломает жизни. О женщинах автор всегда отзывался исключительно в положительном ключе, по его словам, женщину надо любить и ценить, делать ее счастливой, ведь для мужчины любимая женщина – это высшая ценность.

Стихи о любви Омара Хайяма

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Хайям рассуждает логически и потому видит несправедливость мира, замечает слепоту людей к главным ценностям в жизни, а также приходит к заключению, что многие вещи, объясняемые теологически, имеют на самом деле вполне природную сущность. Лирический герой Омара Хайяма выступает человеком, который ставит под сомнение веру, любит баловать себя, прост в потребностях и неограничен в возможностях своего разума и рассуждениях. Он прост и близок, любит вино и другие понятные радости жизни.

Стихи о смысле жизни Омара Хайяма

Рассуждая о смысле жизни, Омар Хайям приходил к выводу, что каждый человек – лишь временный гость этого прекрасного мира, а потому важно наслаждаться каждым прожитым мгновением, ценить мелкие радости и относиться к жизни как к великому дару. Мудрость жизни, по Хайяму, заключается в принятии всех происходящих событий и умении найти в них положительные моменты

Тренируй свой мозг с удовольствием

Мы источник веселья и скорби рудник.Мы вместилище скверны и чистый родник.Человек, словно в зеркале мир многолик.Он ничтожен и он же безмерно велик!

***

Когда в человека кидаешь грязь, помни до него она может не долететь, а на твоих руках останется.

***

Как нужна для жемчужины полная тьмаТак страданья нужны для души и ума.Ты лишился всего, и душа опустела?Эта чаша наполнится снова сама!

***

Молчанье щит от многих бед, а болтовня всегда во вред.Язык у человека мал, но сколько жизней он сломал.

***

***

Так как вечных законов твой ум не постигВолноваться смешно из-за мелких интриг.Так как бог в небесах неизменно велик Будь спокоен и весел, цени этот миг.

***

Кому-то мелочь дашь и он на век запомнит, кому-то жизнь отдашь, а он не вспомнит.

***

Не смешно ли весь век по копейке копить,Если вечную жизнь все равно не купить?Эту жизнь тебе дали, мой милый, на время, Постарайся же времени не упустить!

***

Мы у Бога игрушки творения все,Во вселенной Его лишь владения все.И к чему состязания наши в богатстве Мы, не правда ль, в одном заточении все?

***

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,Два важных правила запомни для начала:Ты лучше голодай, чем что попало есть,И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

***

Кто жизнью бит, тот большего добьется.Пуд соли съевший выше ценит мед.Кто слезы лил, тот искренней смеется.Кто умирал, тот знает, что живет!

***

Ветер жизни иногда свиреп.В целом жизнь, однако, хорошаИ не страшно, когда черный хлеб,Страшно, когда черная душа

***

Отчего всемогущий творец наших телДаровать нам бессмертия не захотел?Если мы совершенны зачем умираем?Если несовершенны то кто бракодел?

***

Если б мне всемогущество было дано Я бы небо такое низринул давноИ воздвиг бы другое, разумное небоЧтобы только достойных любило оно.

***

***

До рождения ты не нуждался ни в чем,А родившись, нуждаться во всем обречен.Только сбросишь гнет постыдного тела,Снова станешь свободным, как Бог, богачом.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.