Оглавление
Подлинный патриотизм
В последнее время в России наблюдается необычайный патриотический подъем в обществе. Поводов для гордости за страну много: Олимпиада в Сочи, присоединение Крыма, военные успехи в Сирии, прекрасно проведенный мировой чемпионат по футболу, возросший геополитический вес страны. Конечно, люди по-разному оценивают каждое из этих событий, но в целом сегодня более 90% россиян называют себя патриотами России.
Хотя в девяностые годы после крушения СССР слово «патриот» стало почти ругательством, его зачастую наделяли негативной смысловой окраской, ассоциируя с советской идеологией, со свойственным ей в поздние годы номенклатурным приспособленчеством или вбитым в головы ура-патриотизмом. Граждане молодой России не очень понимали, в какой стране они живут, куда эта страна движется и будет ли вообще существовать через несколько лет.
Вам будет интересно:Парламент Узбекистана: структура, статус, полномочия и спикер
Тяжелые и смутные девяностые прошли, государство выдержало испытания, решило ряд сложнейших проблем и вошло в новое тысячелетие более крепким и стабильном в экономическом и политическом плане. Россияне стали с большими надеждами и уверенностью смотреть в будущее. Понятие патриот вернуло себе истинный смысл. Люди перестали стесняться своих патриотических чувств и добровольно проявляют его. Что же такое подлинный патриотизм?
Согласно словарям, это нравственная категория и особое социальное чувство, которое выражается в любви к собственному Отечеству (краю, городу), готовности поставить государственные интересы выше собственных благ и выгод, в желании защищать Родину, отстаивать ее целостность. Патриотизмом также называют сильное эмоциональное переживание человека, который внутренне осознает свою очевидную принадлежность к определенному государству, народу, языку, культуре, истории, традициям.
Задачи патриотического воспитания
Среди множества задач патриотического воспитания выделим основные:
- воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину;
- формирование устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами и правилами;
- воспитание гордости за свою Родину, за ее народных героев, знание и уважительное отношение к прошлому страны;
- воспитание гражданина, знающего свои права, уважительно относящегося к правам другого человека;
- воспитание толерантности, веротерпимости, противодействие проявлению экстремизма среди молодежи;
- формирование чувства сопричастности к своей семье, городу, Отечеству, культурно-историческому наследию своего народа;
- формирование чувства верности своему Отечеству и воспитания готовности у подрастающего поколения в любой момент защитить свою Родину.
Патриотизм гармонично сочетает национальные идеалы, преданность служению Родины. Любое воспитание, в том числе и патриотическое, должно опираться на национальные традиции, наилучшие духовные и культурные достижения народа.
Воспитание патриотизма
Патриотизм, это такое чувство, которое искренне, истекает от сердца, искусственно наиграть его сложно. Многие люди относят себя к патриотам своей Родины, поскольку болеют за страну в спорте, испытывают гордость за известных соотечественников и действительно любят свою Отчизну.
Воспитание патриотизма начинается с детского возраста. Школа, являясь социальным институтом, системно, глубоко и последовательно ставит перед собой задачу воспитать каждую личность патриотом, поскольку детская психика наиболее восприимчива к духовно-нравственному воспитанию.
Воспитание в школе нацелено на достижение определённого патриотического идеала. Современный идеал патриота – это компетентный, высоконравственный, творческий человек, понимающий ответственность за настоящее и будущее Родины, укоренившийся в духовных, а также культурных традициях своего народа.
Главное в жизни не только знать моральные нормы (принцип гуманизма, милосердия, справедливости, толерантности, миролюбия, альтруизма), но и опираться на них в повседневной жизни. Применение нравственных норм даёт право называть человека высокоморальным.
Воспитать патриота можно посредством развития определённых моральных принципов. Установлено, что каждой личности присуще придерживаться собственных внутренних убеждений, которые называют моральными принципами.
А принцип патриотизма заключается в любви к Родине, заботе о ней, бережном отношении к природе, готовности защитить Отчизну от врага, уважении к истории и трепетном отношении к национальному достоянию, гордости к государственным достижениям.
Общество тогда получит патриотов для своей Родины, когда будет решать масштабные национальные задачи и создаст систему нравственных ориентиров. Такие ориентиры появятся там, где уважают родной язык, самобытную культуру и народные ценности, где хранят память о предках и о каждой странице своей отечественной истории. Там, где базовые национальные ценности, хранящиеся в культурных, а также семейных традициях, переходят от поколения к поколению.
Важнейшей целью духовно-нравственного воспитания является то, чтобы социально обязательные требования социума педагоги преобразовали во внутренние стимулы личности каждого школьника, таких как совесть, долг, достоинство, честь.
Психологами установлено, что для детей младшего школьного возраста характерна обострённая восприимчивость и уверенность в истинности того, чему их учат и что им говорят. В школьном возрасте они понимают необходимость нравственных норм. Если малыш не приучится трудиться, беречь природу, любить близких, уважать старших, не поверит в свои способности, то в дальнейшем привить эти навыки будет сложнее. Поэтому система патриотического воспитания должна закладываться в школьном возрасте. Патриотическому воспитанию маленьких граждан надлежит стать объединяющей силой, которая вырастит поколение истинных патриотов. Дети, став взрослыми, смогут возродить величие Родины, приумножат её силу и достаток, сделают гораздо лучшей жизнь своих граждан.
Патриотическое воспитание младших школьников решает такие задачи как:
– изучение исторического прошлого своего края, Родины, города, школы;
– развитие нравственных ценностей, гуманизма, милосердия;
– почитание национальных традиций народа, семьи, воспитание культуры общения, заботливого отношения к духовным богатствам своего края;
– вырабатывание чувства любви к Отечеству, готовность преданно служить Родине.
Патриотизм должен стимулировать школьников к созидательному чувству, а не разрушительному. Если учитель любит свою страну, её историю, традиции, то он должен это демонстрировать на личном примере, например, научить детей не бросать мусор, где попало, пребывая на природе. Во время государственных праздников искренне радоваться, восхвалять Отчизну, а при возникновении трагических происшествий скорбить вместе со страной, проявляя сочувствие, оказывая помощь людям, выражая силу и единство всего народа.
Таким образом, патриотизм простыми словами – это безусловная любовь и преданность своему народу и желание считать себя гражданином своего государства.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Любовь и преданность Родине
Позитивные преобразования разных сфер жизни общества требуют обновления духовных начал, познания исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и мужества народа. Российская земля богата историческими событиями, традициями, великими воинами, преданно служившими стране.
Основные понятия и классификация
В нынешнее время чувство долга, любви к государству служит основой для развития гражданского общества Российской Федерации. Понятие патриотизм в переводе с греческого означает чувство любви и преданности своей стране, народу, вера в его духовные возможности, готовность служить на благо народа. Благополучие страны зависит от каждого человека. Факторы влияния на патриотизм:
- Самосознание, сочувствие.
- Ценность исторических событий и боевых подвигов.
- Гражданская ответственность.
- Организованность.
- Готовность к труду и обороне.
- Верность Родине, забота о ее интересах.
Прививая это чувство молодому поколению, можно затронуть памятные страницы истории, края, рода и семьи. С домашнего семейного альбома, с рассказов родителей и старшего поколения вырабатывается интерес к историческому прошлому. Восприимчивы к патриотическим идеям подростки 8−18 лет. В юном возрасте у человека формируется инстинкт защиты стаи, но еще нет семьи или детей, ответственность за которых заставляет родителей быть осторожными и эгоистичными. Патриотизм является сокровенным чувством, находящимся глубоко в душе каждого. На свое отношение к Отечеству и людям указывают дела и поступки гражданства.
Портрет патриота:
- Моральная, нравственная и физическая сила.
- Правильное воспитание, образование, просвещение.
- Хранение семейных ценностей.
- Заинтересованность в политической ситуации.
- Участие в общественных мероприятиях.
Испокон веков духовным началом было самосознание русского человека, формировавшееся под влиянием православной церкви. Для христиан свойственны соборность, преобладание морального начала над материальным, общего над личным. Земля считается не территорией, а категорией нравственной, соединяющей прошлое и будущее народа. Нравственное чувство не мотивируется политическим убеждением, хотя может обусловливать еѐ содержание.
Этапы формирования в обществе
Главный моральный принцип или социальное чувство предполагает гордость достижениями и культурой Родины, сохранение ее характера. Понятие трактовалось различно и понималось неоднозначно. На протяжении истории человечества проблема отношения к Родине, Отечеству являлась объектом постоянного внимания общественных деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал указанной идеи отражался в письменных и устных источниках народов мира.
В античный период, слово patria («родина») применялось только к государству, а не к общностям. В Средние века, когда взамен гражданскому коллективу пришла лояльность монарха, термин перестал быть актуальным, а вновь приобрел популярность в современные века. Наставление-сообщение равенства всех народов перед Всевышним Господом содействовало сближению населения Римской империи и мешало местному национализму. На уровне городов поучение христианства заключалось в противостоянии патриотическим настроениям язычников.
В эпоху американской и французской буржуазных революций патриотизм отождествлялся с национализмом. В этот период патриотами называли революционеров. В России Л. Толстой считал чувство любви к Родине «грубым, вредным, стыдным, дурным и безнравственным». Он считал, что патриотизм пробуждает войны.
Основу для славы и величия страны делают не политики, а люди культуры и науки. Воспитание патриотических качеств зависит от социализации народа — от усвоения каждым гражданином ценностей, указаний, норм и примеров поведения, характерных для общества. У детей, молодежи с юношеского возраста должны формироваться социально важные качества личности, взгляды и принципы.
Усложняет международное взаимодействие
Прискорбно, что для того, чтобы быть хорошим патриотом, нужно стать врагом всего человечества.
Вольтер
Когда в стране побеждают ценности патриотизма, для всех окружающих становится понятно, что её правительство заменяет стремление к общечеловеческим целям стремлением к национальным. Соответственно, к такой стране будут относиться более настороженно.
Если, допустим, несколько человек красят стену и каждый работает, как надо — в результате стена покрашена быстро и качественно, все выполнили общую цель и довольны друг другом. Но если один из этих людей думает, как бы работать поменьше остальных, но при этом получить больше денег и сказать, что он всё сделал сам – это и есть патриотизм. Нечего удивляться, если остальные будут стараться «приструнить» этого неприятного человека и заставить работать, а относиться к нему будут не как к равному, а гораздо хуже. Это вполне нормально.
Поэтому патриотизм усложняет интеграцию в мировое сообщество. Он мешает встраиванию отдельного государства в общемировую культуру и ведёт к замыканию в своей (так как испытывает предубеждение к другим государствам и пиетет к национальным традициям), что мешает восприятию и усвоению опыта других государств. Такие государства, как например государства индейцев Америки, Османская Империя или даже СССР, перестали существовать во многом из-за этого.
Русским патриотам не нравится слышать «Дагестан сила», «Чечня круто», но когда они сами говорят «Русские вперёд», почему-то для них это нормально, хотя и то, и другое – явления одного порядка, это высказывания кавказских и русских «патриотов». Социал-демократы не страдают таким лицемерием: дагестанский социал-демократ и русский социал-демократ борются с националистами как своими, так и чужими.
Новое время: Рождение нации
Jacques-Louis David , via Wikimedia Commons
Рано или поздно более крупные, богатые и успешные протогосударственные образования поглощали более мелкие, превращаясь в большие и неповоротливые бюрократические системы, в которых между нижними и верхними её слоями было слишком большое расстояние. Знать, будучи приближенной к королю, имела на него гораздо большее влияние, что позволяло ей лоббировать собственные интересы за счёт интересов народа, постепенно отказываясь от основных своих гражданских задач — военной службы и административной работы. Как следствие – король и знать утрачивали связь с народом.
Народ же всё больше ощущал своё национальное единство, основанное в первую очередь на использовании общего языка, который в свой черед строился на том языке, которым пользовалась бюрократическая система. Участие людей незнатного происхождения в этой бюрократической системе также позволяло осознавать себя как часть государства.
С одной стороны, люди из низших слоёв теперь могли изменять своё положение на социальной лестнице благодаря участию в этой системе. А с другой стороны, это изменение положения было ограничено как раз-таки границами государства или, как в случае колоний, границами колонии. При этом накладывалось ограничение в виде знания языка, которым пользуются все остальные бюрократы, так что представителям доминирующей национальности было проще строить карьеру, чем представителям подчинённых языковых групп. Кроме того, вклад в становление национальной самоидентификации внесли унифицированное образование и картография, транслировавшие всем гражданам определённый образ государства, о котором до этого они имели весьма смутное представление, поскольку их мир ограничивался ближайшими деревнями.
Получилось так, что власть оказалась изолирована от народа, но народ, не имевший никакого влияния на власть и политику, при этом выполнял практически все основные государственные функции, которые раньше принадлежали представителям власти: в первую очередь, административное управление и военная служба.
При этом народ, находящийся в вассальных отношениях с аристократией, осознавая себя единым, ощущал себя также и источником власти. В противовес господствовавшему раньше представлению о том, что источником власти является монарх. Соответственно, если народ является источником власти, он может свергнуть своих властителей, коль скоро они его не удовлетворяют. Однако для этого он сначала должен осознать себя как единый народ.

Эта тема закрыта для публикации ответов.