Иван петрович павлов

Алан-э-Дейл       03.10.2023 г.

Научная деятельность Павлова

Иван Павлов был последователем так называемого нервизма – направления, развивавшего идею о том, что все физиологические процессы в организме регулируются нервной системой. В России этой теории придерживались, в частности, Боткин и Сеченов – учителя Павлова. На рубеже XIX и ХХ веков была новинкой мысль о том, что нервная система и головной мозг управляют даже теми внутренними процессами в организме, которые человеческое сознание не контролирует и как бы не замечает.

Вот, например, пищеварение, которое Павлов изучил, так сказать, вдоль и поперёк. Как пищеварительная система узнаёт, что имеет дело с чем-то съедобным, и в какой момент начинается сам этот процесс? Эксперименты Павлова над собаками позволили в буквальном смысле невооружённым глазом наблюдать этот процесс от начала и до конца.

Собака видит пищу, и в этот момент в её организме начинает вырабатываться желудочный сок. Сигналы в желудок посылает мозг, и он же обрабатывает информацию, поступающую от органов зрения (а также слуха, обоняния, вкуса). Значит, для организма это всё звенья одной цепи.

Так Павлову удалось лицезреть то, что уже тогда принято было именовать рефлексами. Однако учёный заметил, что желудочный сок вырабатывается не только в том случае, когда животное осуществляет непосредственный контакт с пищей. Если собаке дать понюхать кусок мяса, но одновременно с этим звонить в звонок, то через некоторое время желудочный сок начинает выделяться каждый раз, когда она слышит звонок, даже если мяса рядом нет.

Поэтому все рефлексы Иван Павлов разделил на безусловные и условные. Условные рефлексы, в отличие от безусловных, приобретаются в течение всей жизни животного не закрепляются на генетическом уровне. В формировании условных рефлексов участвуют высшие отделы головного мозга.

Из условных рефлексов формируется так называемое приобретённое поведение. Его значимость для организма огромна, поскольку такое поведение позволяет приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Тот, кто не может приспособиться, не выживает. Таким образом, условные рефлексы играют роль этаких «двигателей прогресса» в развитии живых организмов.

Было в теории Павлова и ещё одно соображение, которое смогли развить его последователи. Условные рефлексы позволяют контролировать поведение высших организмов, обучать их новым навыкам, порой достаточно сложным, и полностью подчинять их своей воле. А поскольку человеческий организм в общем и целом практически не отличается от организма собаки, то с человеком, стало быть, можно производить то же самое.

Подобные эксперименты проводили первые американские бихевиористы, используя маленьких детей. С помощью несложных манипуляций у ребёнка удавалось выработать отвращение и даже страх перед предметами, которые до этого его привлекали. Приобретённая ребёнком реакция потом сохранялась на всю жизнь, и потом человеку, ставшему взрослым, приходилось долго устранять последствия эксперимента с помощью профессиональных психологов.

Учение, основанное на экспериментах Павлова, показало, что вся психика человека и животных представляет собой всего лишь набор простых реакций на те или иные внешние стимулы. Такие явления, как «душа», «внутренний мир», «сознание» имеют сугубо материальное происхождение.

Бихевиористическое учение довольно быстро нашло себе практическое применение. Одним из направлений «прикладного бихевиоризма» стал маркетинг – искусство продавать товары, используя реакции потребителей на определённые раздражители. Нашли своё применение эти методы также в политических технологиях, религии и в некоторых других сферах.

Личная жизнь

У Ивана Петровича была большая семья. Известны следующие факты о личной жизни ученого:

  1. Женой Павлова стала Серафима Васильевна Карчевская, они познакомились в конце семидесятых. У возлюбленных было много общих интересов, их свадьба состоялась в 1881 году.
  2. У супружеской пары родилось 6 детей. Сначала их семейная жизнь складывалась не слишком гладко, у пары не было своего жилья, денег катастрофически не хватало.
  3. Около 10 лет пара прожила у брата Дмитрия. Он трудился ассистентом у известного ученого Менделеева, которому довелось разработать периодический закон химических элементов и создать фундаментальный труд «Основы химии».
  4. У Павлова и его супруги погиб первенец и еще один маленький ребенок, это не могло не отразиться на их душевном состоянии. Частые роды подкосили здоровье Серафимы. Однако жена Ивана Петровича была очень мудрой женщиной и обладала спокойным темпераментом, она не только самостоятельно выбралась из депрессии, но и вытащила из меланхолии своего мужа. В свою очередь, Павлов тоже старался сделать свою жену счастливой.
  5. После этого семейная жизнь Ивана и Серафимы наладилась, брак и отцовство никогда не мешали Павлову заниматься своей карьерой. Этому способствовала и поддержка супруги. Иван Петрович был уважаемым в научных кругах, а его доброта и энтузиазм всегда привлекали окружающих.

2 вариант

Одним из самых известных ученых, сделавших невероятные открытия является Павлов Иван Петрович. Знаменитый физиолог создал учение о высшей нервной системе животных и людей.

Родом ученый был из старинного города Рязани. Его отец служил в церкви, и поэтому в семье много времени уделялось молитвам. Ивану пришлось вначале начать обучение в духовном училище, а затем закончил духовную семинарию. Познакомившись на последнем курсе с книгой, содержащей материал про рефлексы головного мозга, Павлов начал увлекаться физиологией. Бросив учебу в семинарии, он отбыл в Петербург и стал студентом университета юридического факультета. Но его учеба продолжалась всего лишь две недели, после чего он переводится на отделение естественных наук.

После того, как он закончил данное высшее учебное заведение, сразу же поступил на третий курс Медико-хирургической академии, где вплотную начал заниматься физиологией. Именно здесь за свои научные исследования он получает золотую медаль Вскоре будущий ученый начинает работать в клинике Боткина, где становится руководителем группы физиологов. 1890 год для Павлова становится знаменательным в своей деятельности. Он получает профессорскую степень. Далее он трудится в различных лабораториях и на кафедре академии. В 1895 году ученый выступает с докладом о деятельности слюнных желез собаки. Его научные труды по данной теме были переведены на многие языки и получили известность в Европе. Выступив в 1901 году в Гельсингфорсе со своим выступлением, он впервые употребил понятие «условный рефлекс». Ученый благодаря исследованию установил, что в организме человека имеются особые нервные волокна, усиливающие работу сердца.

За опубликованную работу «Лекция о работе пищеварительных желез» Павлов получил в 1904 году Нобелевскую премию. В 1907 году ему присуждают степень академика, после чего выходит его труд «Естествознание и мозг». Революцию 1917 года Павлов принял без особого удовольствия. Он даже отправил в Совнарком просьбу о создании благоприятных условий для ведения исследовательской работы. Основав в поселке Колтуши Физиологическую лабораторию, он долгое время возглавлял эту деятельность. Однако, заболев тяжело в 1036 году, Павлов скончался.

Коллекционирование Павлова

Всю свою жизнь Иван Павлов был весьма увлечённым человеком и интересовался всем, что имеет отношение к живой природе. Он коллекционировал бабочек, жуков, растения, а также марки, произведения искусства. Насекомые составляли предмет его особого интереса. По его просьбе знакомые исследователи привозили ему из разных стран диковинных бабочек; мальчишки собирали для него гусениц, из которых он сам выращивал бабочек в лаборатории.

Множество знакомых также собирали для него марки. Однажды Павлову довелось встретиться с принцем Сиама, как тогда называли Таиланд. Учёный посетовал, что в его коллекции не хватает именно сиамских марок. Через несколько дней они были ему доставлены.

Достаточно обширно собрание картин Павлова. Учёный мог рассуждать о собранных произведениях живописи часами. При этом смысл картин он понимал по-своему и нередко рассказывал о них такое, чего в замыслах авторов, скорее всего, и не было.

Достижения Павлова и психология человека

Работая с подопытными животными, Павлов верил, что полученные знания будут решающим звеном в открытии новых законов психической жизни человека. Читая лекции, посвященные выявленным условным рефлексам, ученый высказал мысль, что рано или поздно они приоткроют завесу тайны и над человеческой психикой. Несмотря на то что вся научная деятельность физиолога была связана с собаками, он как-то заметил:

Внутренний двор Дома-музея академика И. П. Павлова, Рязань

«В сущности, интересует нас в жизни только одно: наше психическое содержание».

Ученый всю жизнь стремился к тому, чтобы найти ответ на главную загадку или заложить основу ее будущего решения.

Ученики школы И. П. Павлова. Снимок в день его 75-летия

Только на закате жизни Иван Петрович стал регулярно обследовать клинических больных. В итоге он нашел качественное отличие между высшими нервными процессами у животного и человека. Это не что иное, как речевая функция, которая обусловливает появление новых принципов работы больших полушарий мозга.

Именно речь дает человеку особую систему рефлексов, значительно большую, чем у животных.

Так, собаки реагируют на внешнее воздействие, связанное с жизненными потребностями. Человек тоже имеет эту особенность, но он может реагировать на слова, которые являются для него уникальными условными раздражителями. На основании этого открытия Павлов выделил два уровня сигнальной системы, назвав второй сигнальной системой функцию речи, присущую только человеку, а первой сигнальной системой — чувственные сигналы, посылаемые внешней средой.

На примере это выглядит так: когда вы услышите или прочтете слово «шоколад» и представите, какой он вкусный и сладкий, у вас, возможно, возникнет желание съесть его и объем слюны во рту увеличится.

Вторая сигнальная система сформировалась у человека в процессе эволюции как дополнение к первой, которая досталась в наследство от животного.

Ее работа основана на возбуждении органов, участвующих в общении, она помогает обобщать жизненный опыт и затем использовать его. Именно она дает людям возможность общаться и мыслить, что также является общением, но только с самим собой (так называемая внутренняя речь). Именно поэтому многие исследователи склоняются к мысли, что вторая сигнальная система возникла именно в процессе коммуникации. Павлов считал, что без ее сигналов не может быть ни психической деятельности, ни мысли.

Ученый подчеркивал, что вторая сигнальная система обусловливает более качественную связь человеческого организма с окружающей средой. Например, животные могут учиться только на собственном жизненном опыте с помощью первой сигнальной системы. Человек же открыт для любого стороннего опыта и может черпать его из всего мирового знания с помощью написанных или произнесенных слов, передающихся из поколения в поколение. Сочетания слов могут передавать самые сложные чувства, четко отражать внешнюю действительность спустя многие столетия. Такое видение дало Павлову все основания считать, что психология имеет большой потенциал, который может быть расширен при тесной связи с физиологией.

И. П. Павлов на торжественном присвоении ему звания доктора Кембриджского
университета

После того как была сформулирована идея о сигнальных системах, Павлов сделал еще одно открытие, связанное с защитной функцией нервной системы. Согласно его теории клетки мозга — самые активные клетки человеческого организма, что сказывается на их свойствах, а именно: они подвержены утомлению, перегрузке и повреждению. Природой был создан уникальный механизм защиты этих клеток.

Павлов назвал этот механизм защитным торможением, более известным нам как сон. Во время сна клетки нервной системы восстанавливаются после дневного утомления, при этом организму требуется определенное количество часов сна в течение каждого двадцатичетырехчасового периода. Кроме этого, физиолог обнаружил, что так называемое искусственно вызванное защитное торможение в форме глубокого и продолжительного сна — эффективное лечение некоторых неврозов и психозов.

Марки, посвященные Павлову

Иван Петрович Павлов оставил богатейшее наследие для многих наук, среди которых не только физиология, медицина, психология и психиатрия, но и педагогика, философия и другие родственные области знания о человеке. Его идеи и мысли по инерции продвинули советскую науку вперед. Однако перед последующими поколениями стоит не менее ответственная задача — сохранить и приумножить полученные знания и направить их в мирное русло.

Биография

Иван Павлов – знаменитый российский ученый, труды которого высоко оценены и признаны научным мировым сообществом. Ученому принадлежат важные открытия в области физиологии и психологии. Павлов является создателем науки о высшей нервной деятельности человека. 

Портрет Ивана Павлова

Иван Петрович родился в 1849 году, 26 сентября, в Рязани. Это был первый ребенок из десяти, родившихся в семье Павловых. Мать Варвара Ивановна (девичья фамилия Успенская) воспитывалась в семье священнослужителей. До замужества была крепкой, жизнерадостной девушкой. Роды, следовавшие одни за другими, отрицательно сказались на здоровье женщины. Она не была образована, но природа наделила ее умом, практичностью и трудолюбием. 

Детей молодая мама воспитывала правильно, прививала качества, благодаря которым в будущем они успешно себя реализовали. Петр Дмитриевич, отец Ивана, был правдивым и самостоятельным священником крестьянского происхождения, правил службы в бедном приходе. Частенько вступал в конфликты с руководством, любил жизнь, ничем не болел, охотно ухаживал за садом и огородом. 

Памятник Ивану Павлову

Благородство и пасторское рвение Петра Дмитриевича со временем сделали из него настоятеля храма в Рязани. Отец был для Ивана примером упорства в достижении целей и стремления к совершенству. Он уважал своего отца и прислушивался к его мнению. По наставлению родителей в 1860 г парень поступает в духовное училище и проходит начальный курс семинарии. 

В раннем детстве Иван редко болел, рос веселым и крепким мальчишкой, играл с детьми и помогал родителям по хозяйству. Отец и мать привили детям привычку трудиться, поддерживать порядок в доме, соблюдать аккуратность. Сами много трудились, этого же требовали и от детей. Иван с младшими братьями и сестрами носили воду, кололи дрова, топили печь и выполняли другие домашние дела. 

Портрет Ивана Павлова

Грамоте мальчика обучали с восьмилетнего возраста, но в школу он пошел в 11. Причиной тому стал сильный ушиб, полученный при падении с лестницы. У мальчика пропал аппетит, сон, он стал худеть и бледнеть. Домашнее лечение не помогало. На поправку дело пошло тогда, когда измученного болезнью ребенка увезли в Троицкий монастырь. Его опекуном стал гостивший в доме у Павловых игумен божьей обители. 

Здоровье и жизненные силы удалось вернуть, благодаря гимнастическим упражнениям, хорошей еде и чистому воздуху. Игумен был образованным, начитанным и вел аскетическую жизнь. Книгу, подаренную опекуном, Иван выучил и знал наизусть. Это был томик басен Крылова, который впоследствии стал его настольной книгой. 

Научно-исследовательская деятельность

Началом исследовательской деятельности Павлова следует считать первые студенческие работы молодого ученого. В этому ему помогали не только преподаватели, но и такие же одержимые наукой студенты-однокурсники. Вместе с товарищами Иван Павлов ставил опыты, записывал результаты своих исследований и делился открытиями с членами сообщества естествоиспытателей города Санкт-Петербурга. Первой серьезной работой Павлова стал научный труд по изучению физиологии нервов поджелудочной железы. За нее молодой ученый получил от университета награду.

После окончания университета Павлов занял должность ассистента зав. кафедрой физиологии Хирургической академии. Однако проработал он там недолго и вынужден был уйти из-за нежелания мириться с несправедливым, как он тогда считал, увольнением Циона. Позже он становится ассистентом ветеринарного отделения той же клиники. Одновременно с работой в академии Павлов продолжал учебу. В академии в то время появилась возможность вести исследовательскую деятельность. Устимович организовал прекрасно оснащенную по тем временам лабораторию, где Павлов мог ставить эксперименты и писать работы по физиологии кровообращения и функциям организма.

В 1878 году Боткин предложил Павлову место в своей клинике. К тому времени молодой ученый уже стал известным в научных кругах. В это время Павлов достиг значительных результатов в области изучения физиологии пищеварения и кровообращения. Одна из его работ была посвящена нервным импульсам, регулирующим работу сердца. Она и стала темой докторской, блестяще защищенной Павловым в 1883 году. Уже в следующем году Павлов уезжает работать в Германию, откуда возвращается через 2 года с солидным багажом опыта и знаний.

Всю свою жизнь Павлов посвятил изучению физиологии и рефлексов. В 1904 году ученый был награжден за свои заслуги – он стал первым обладателем Нобелевской премии из России. Далее Павлов продолжил работу и научную деятельность.

После революции новое правительство постаралось предоставить известному ученому условия. Ему выделили лабораторию Академии наук, а затем под Петербургом открыли НИИ.
Обстоятельства смерти великого российского физиолога до концы неизвестны. Есть противоречивая информация о его болезни (пневмония) и версии об отравлении. Похоронен Иван Петрович на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Знаменитые медики всех времён
Австрийские Адлер Альфред •‏‎ Ауэнбруггер Леопольд •‏‎ Брёйер Йозеф • Ван Свитен • Гаен Антониус • Селье Ганс • Фрейд Зигмунд
Античные Абу Али ибн Сина (Авиценна) • Асклепий • Гален • Герофил • Гиппократ
Британские Браун Джон •‏‎ Гарвей Уильям • Дженнер Эдвард • Листер Джозеф • Сиденгам Томас
Итальянские Кардано Джероламо •‏‎ Ломброзо Чезаре
Немецкие Бильрот Христиан • Вирхов Рудольф • Вундт Вильгельм • Ганеманн Самуэль • Гельмгольц Герман • Гризингер Вильгельм • Грэфенберг Эрнст • Кох Роберт • Крепелин Эмиль • Петтенкофер Макс • Эрлих Пауль • Эсмарх Иоганн
Российские Амосов Н. М. • Бакулев А.Н. •‏‎ Бехтерев В.М. •‏‎ Боткин С.П. • Бурденко Н.Н. • Данилевский В.Я. • Захарьин Г.А. • Кандинский В.Х. • Корсаков С.С. • Мечников И.И. • Мудров М.Я. • Павлов И.П. • Пирогов Н.И. • Семашко Н.А. • Сербский В.П. • Сеченов И.М. • Склифосовский Н.В. • Фёдоров С.Н. • Филатов В.П.
Французские Бернар Клод •‏‎ Биша Мари-Франсуа •‏‎ Бруссе Франсуа-Жозеф • Галль Франц Йозеф • Корвизар Жан • Ларрей Доминик • Лаэннек Рене •‏‎ Льебо Амбруаз Огюст • Пастер Луи‏ • Паре Амбруаз • Пинель Филипп • Рабле Франсуа • Рише Шарль-Роберт • Шарко Жан-Мартэн
Разные Бантинг Фредерик •‏‎ Бургав Герман • Везалий Андреас • Гассер Герберт • Гораций Уэллс • Земмельвейс Игнац •‏‎ Мортон Уильям • Кинси Альфред • Парацельс • Пуркине Ян • Ференци Шандор • Юнг Карл

Личная жизнь

Первую любовь, будущего педагога Серафиму Карчевскую, талантливый юноша встречает в конце семидесятых. Молодых людей объединяют общие интересы и идеалы. В 1881 году они поженились. В семье Ивана и Серафимы родилось две дочери и четверо сыновей. 

Семья Ивана Павлова

Первые годы семейной жизни оказались тяжелыми: не было собственного жилья, не хватало средств на необходимое. Трагические события, связанные с гибелью первенца и еще одного малолетнего ребенка, подорвали здоровье жены. Это выбивало из колеи и приводило в отчаяние. Подбадривая и утешая, Серафима вывела мужа из тяжелейшей меланхолии. 

В дальнейшем личная жизнь пары наладилась и не мешала молодому ученому строить карьеру. Этому содействовала и постоянная поддержка жены. В научных кругах Иван Петрович пользовался уважением, а его сердечность и энтузиазм притягивали к нему друзей. 

Образование и ранняя жизнь

Мемориальный музей Павлова, Рязань : бывший дом Павлова, построенный в начале 19 века.

Иван Павлов, старший из одиннадцати детей, родился в Рязани , Российская Империя . Его отец, Петр Дмитриевич Павлов (1823–1899), был сельским православным священником. Его мать, Варвара Ивановна Успенская (1826–1890), была преданной хозяйкой дома. В детстве Павлов охотно выполнял домашние обязанности, например мыл посуду и заботился о своих братьях и сестрах. Он любил садиться , кататься на велосипеде, грести, плавать и играть в городки ; Этим занятиям он посвятил свои летние каникулы. Хотя к семи годам Павлов мог читать, он был серьезно ранен, когда упал с высокой стены на каменную мостовую. В результате полученных им травм он не пошел в школу до 11 лет.

Перед поступлением в местную духовную семинарию Павлов посещал Рязанскую церковную школу. Однако в 1870 году он оставил семинарию, не окончив ее, и поступил в университет в Санкт-Петербурге. Там он поступил на физико-математический факультет и прошел курсы естествознания. На четвертом курсе его первый исследовательский проект по физиологии нервов поджелудочной железы принес ему престижную университетскую награду. В 1875 году Павлов с отличным результатом окончил курс и получил степень кандидата естественных наук. Побуждаемый огромным интересом к физиологии, Павлов решил продолжить учебу и поступил в Императорскую академию медицинской хирургии . Во время учебы в Академии Павлов стал помощником своего бывшего учителя Элиаса фон Циона . Он покинул кафедру, когда де Сион был заменен другим инструктором.

Через некоторое время Павлов устроился лаборантом Константина Николаевича Устимовича на физиологический факультет Ветеринарного института. В течение двух лет Павлов исследовал систему кровообращения для своей медицинской диссертации. В 1878 году известный русский клиницист профессор С.П. Боткин пригласил одаренного молодого физиолога поработать в физиологической лаборатории заведующим клиникой. В 1879 году Павлов окончил Военно-медицинскую академию с золотой медалью за исследовательскую работу. После конкурсного экзамена Павлов получил стипендию Академии для работы в аспирантуре. Стипендия и должность директора физиологической лаборатории клиники Боткина позволили Павлову продолжить исследовательскую работу. В 1883 году он представил свою докторскую диссертацию на тему «Центробежные нервы сердца» и сформулировал идею нервизма и основные принципы трофической функции нервной системы. Кроме того, его сотрудничество с клиникой Боткина предоставило доказательства основной закономерности регуляции рефлексов в деятельности органов кровообращения.

Как проходил эксперимент

Собаку кормили под звук метронома. По началу у животного присутствовал только безусловный рефлекс — слюноотделение при виде еды. Без пищи поблизости метроном секреции не вызывал. Чтобы выработать у собаки условный рефлекс, незадолго до кормления включали метроном, под который собака получала любимую еду. Через время звук метронома начинал ассоциироваться у животного с приемом пищи. Чем дольше длился эксперимент, тем сильнее становился приобретенный рефлекс.
 

Схема эксперимента по выработки условного рефлекса у собаки

На финальной стадии эксперимента слюна у собаки слюна появлялась, как только включался метроном. Этот процесс больше не зависел от того, сопровождалось ли воздействие нейтрального раздражителя кормлением. Слюноотделение стало частью условного рефлекса, который Павлов выработал у собаки в своем эксперименте. 

Нобелевская премия

В 1897 году Павлов опубликовал свой классический труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез». Он обобщил знания, полученные в результате экспериментов. Работу моментально перевели на все европейские языки — она быстро нашла признание в международной научной среде.

Опыт с мнимым кормлением И.П. Павлов. Лекции по физиологии пищеварения. СПб., 1908г.
 

В 1903 году Павлов сделал доклад на XIV Международном медицинском конгрессе в Мадриде. Он рассказал о достижениях в исследовании пищеварения и впервые сформулировал принципы физиологии нервной деятельности.                                              И.П. Павлов произносит речь на XIV Международном медицинском конгрессе в Мадриде. 1903г

Номинанты 1901–1904 гг., ставшие Нобелевскими лауреатами.
Конкурентами И.П. Павлова были известнейшие ученые того времени: Росс, Кох, Гольджи, Мечников 

Эксперты почти 3 недели знакомились с научной деятельностью лаборатории Павлова. По результатам работы комитета, коллегия профессоров Королевского Каролинского медико-хирургического института 7 октября 1904 года единогласно провозгласила Павлова четвертым лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине. Награду он получил «за работы по физиологии пищеварения, которые изменили и расширили наши представления в этой области».Диплом лауреата Нобелевской премии, выданный И.П. Павлову Каролинским медико-хирургическим институтом в 1904г.Подлинник на русском языке

Павлов смог полностью изменить существовавшую в то время физиологию пищеварения и описал нервные взаимосвязи желудочно-кишечного тракта с центральной нервной системой.Диплом лауреата Нобелевской премии, выданный И.П. Павлову Каролинским медико-хирургическим институтом в 1904 г. Подлинник на шведском языке

Исследования и труды Ивана Петровича стали фундаментом для всех современных представлений о работе органов пищеварения, механизмах их регуляции и о том, как может нарушаться работа механизмов управления.

 

И.П. Павлов в тоге доктора Кембриджского университета в Кембридже (Великобритания).  1912г.

Наследие

Павлов подарил миру не только полноценное представление о работе желудочно-кишечного тракта, за которую был удостоен Нобелевской премии. Последующие 35 лет он исследовал высшую нервную деятельность человека: Павлов изучал физиологию и расстройства сна, создал учение о типах нервной деятельности и заложил теоретические основы для исследования анализаторов и их представительства в коре.Титульный лист труда «Двадцатилетний опыт объективного исследования высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы». 1923г. 

Все знания, которые подарил нам Павлов, определили облик физиологии ХХ века во всем мире. Он дал новый вектор для исследований и способствовал бурному развитию смежных отраслей биологии и медицины: 

  • Учение о 4 типах нервной деятельности (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик) применяют в психологии и педагогике;
  • Знания о высшей нервной деятельности и сне позволили разработать схемы терапии неврозов и расстройств сна;
  • Его учение о пищеварении легли в основу современных схем терапии многих заболеваний ЖКТ, в том числе язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. 

Его знания и понимание нормальной физиологии стали фундаментом для успешного развития практической медицины.

[править] Источники

  1. http://slovar1953.ru/?content=pview&p=2586
  2. http://slovar1953.ru/?content=pview&p=2586
  3. http://slovar1953.ru/?content=pview&p=2586
  4. http://www.krugosvet.ru/enc/medicina/PAVLOV_IVAN_PETROVICH.html?page=0,0
  5. http://bse2.ru/book_view.jsp?idn=030296&page=516&format=djvu
  6. http://www.krugosvet.ru/enc/medicina/PAVLOV_IVAN_PETROVICH.html?page=0,0
  7. http://www.krugosvet.ru/enc/medicina/PAVLOV_IVAN_PETROVICH.html?page=0,0
  8. http://cyberleninka.ru/article/n/ivan-petrovich-pavlov-pervyy-laureat-nobelevskoy-premii-rossii.pdf
  9. http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=113
  10. http://slovar1953.ru/?content=pview&p=2586
  11. http://bse2.ru/book_view.jsp?idn=030296&page=519&format=djvu
  12. http://www.krugosvet.ru/enc/medicina/PAVLOV_IVAN_PETROVICH.html?page=0,0
  13. http://cyberleninka.ru/article/n/ivan-petrovich-pavlov-pervyy-laureat-nobelevskoy-premii-rossii.pdf

Награды им. И. П. Павлова

Впервые научную премию им. И. П. Павлова учредили в АН СССР в 1934 году за выдающиеся научные труды и изыскания по физиологии, в 1937 г. впервые ее лауреатом стал Л. А. Орбели.

К 100-летию замечательного ученого АН СССР в 1949 году учреждает Золотую медаль им. И. П. Павлова за новые заслуживающие внимания труды по усовершенствованию и развитию его учения. Впервые ею удостоен в 1950 г. видный ученый К. М. Быков за успешное и плодотворное, богатое научными идеями и трудами продолжение дела великого русского физиолога.

К 125-летнему юбилею ученого, торжественно отмечаемому наукой и обществом в 1974 г., выпущена памятная именная медаль. Медаль имени великого ученого учреждена также Ленинградским обществом физиологов. К 150-летнему юбилею ученого, отмечаемому в 1998 г., «Российской академией естественных наук» учреждена серебряная именная медаль за успехи в развитии медицины. В ставшем основным городом научной деятельности ученого Санкт-Петербурге регулярно проводятся научные Павловские чтения.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.