Педагогическое общение

Алан-э-Дейл       05.10.2023 г.

Существующие барьеры педагогического общения


Иногда при организации воспитательных и обучающих педагогических процессов могут возникать определенные трудности во взаимодействии между педагогом и учащимися. Их называют барьерами. Они могут являться причинами различных конфликтных ситуаций или косвенно способствовать их возникновению.

Полноценность восприятия и передачи обучающей и познавательной информации зачастую связана с наличием или отсутствием барьеров. Культура педагогического общения нацелена на исключение подобных ситуаций, так как при имеющихся барьерах обучающая информация может искажаться или вовсе не дойти до учащихся. Поэтому считается, что барьеры — это, прежде всего, препятствия для передачи знаний. Они бывают коммуникативными, связанными с непониманием говорящего, или психологическими, связанными с причинами психологического характера — негативным впечатлением, стеснительностью.

Сложности педагогического общения

Во время педагогического общения между преподавателем и учащимися могут возникнуть определенные трудности:

  1. Информационные сложности связаны с неспособностью точно выразить свое отношение к чему-либо. Завершить мысль, уточнить или сформулировать вопросы, которые требуют развернутых или односложных ответов.
  2. Аффективные. Выражаются в неумении одобрять правильные ответы воспитанников, хвалить за активную работу на занятии. Положительно отзываться о правильно сформулированных идеях, или демонстрировать недовольство в связи с грубыми ошибками или плохим поведением.
  3. Регуляционные — неумение повышать активность учащихся.

К особенностям педагогического общения относится специфика взаимодействия между всеми участниками воспитательного или обучающего процесса. Педагог строит отношения не только с учащимися, но и их родителями, а также своими коллегами по работе.

Связь стиля общения с производительностью воспитания

Стиль общения обусловливает эффективность воспитательного влияния. В зависимости от нужного результата стили общения делят на:

  • общение на фоне совместного творчества;
  • общение на основе товарищества и привязанности;
  • общение со стратегией дистанцирования;
  • общение, включающее в себя элементы запугивания;
  • общение, включающее в себя элементы заигрывания.

Высокая эффективность общения достигается только тогда, когда педагог искренне уважает личность ученика и интересы коллектива, понимает их интересы и потребности, умеет правильно оценивать ситуацию и делать выбор между разными стилями общения.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Особенности и основные проблемы профессионального общения

Общение — одна из распространенных категорий, описанных в философской, социологической, психологической и педагогической литературе. Поскольку каждая из этих наук рассматривает феномен коммуникации с разных позиций, значения, вкладываемые в понятие «коммуникация», могут быть различными.

Даже в современной психологии существуют различные взгляды на природу процесса общения. Ряд ученых/психологов (К. Осгурд и другие) рассматривают общение как межиндивидуальный процесс, сводящийся к обмену информацией, к передаче чего-то кому-то (например, знаний, социального опыта и т.д.). В принципе, под коммуникацией здесь понимается процесс передачи и получения информации.

Согласно другому подходу (М. Аргайл, Т. Шибутани и др.), коммуникация сводится к пониманию, обмену информацией и взаимодействию, т.е. интеракции. В свете многих отечественных исследований можно утверждать, что к понятию «коммуникация» не полностью подходят только категории «общение» и «взаимодействие».

Процесс общения сопровождает всю нашу жизнь, в повседневных ситуациях человек активно вступает в общение по тому или иному поводу. Однако ситуации общения можно условно разделить на информационные и целенаправленные. В первом, в соответствии с названием, основным мотивом общения является обмен информацией. К этому типу взаимодействия относятся, например, такие ситуации, как разговоры в гостях, среди друзей или родственников, то есть такие случаи, когда человек может получать удовольствие от общения.

В отличие от первого варианта, целенаправленное общение обычно направлено на достижение результата, решение проблемы. Чаще всего целенаправленное общение связано с выполнением профессиональной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональное общение всегда ориентировано на достижение цели. Цели, в свою очередь, определяются характером и ситуациями профессиональной деятельности. Именно достижение или недостижение целей оценивает степень профессионализма работника, его эффективность, качество выполнения служебных обязанностей.

Исходя из этого, профессиональное общение понимается как процесс установления и поддержания прямого или опосредованного контакта, обусловленного профессионально значимыми целями, предполагающими ответственность за их реализацию, между работником и лицом, вовлеченным в его профессиональные интересы.

В свою очередь, прямой контакт подразумевает непосредственное общение между его участниками (обычно вербальное общение).

А опосредованное взаимодействие называется косвенным контактом (это общение посредством письменной речи, использования средств коммуникации и т.д.).

В профессиональной коммуникации мы также можем различать межличностные и массовые контакты. Межличностное общение является более распространенным, так как предполагает прямой контакт между двумя или более людьми. Массовая коммуникация — это серия прямых контактов между неизвестными и неизвестными представителями определенной сферы профессиональной деятельности.

Профессиональное общение многофункционально по своему содержанию и назначению. В психологическом плане выделяют следующие характеристики профессионального общения:

коммуникативный: целью является обмен информацией между его носителями;

интерактивный: цель — взаимодействие участников профессионального контакта;

перцептивный: речь идет о восприятии профессиональной информации.

Профессиональное общение возможно между людьми, обладающими общим уровнем знаний. В процессе профессионального общения специалист приобретает узкоспециализированные знания, усваивает нормы и ценности, сложившиеся в профессии, перенимает опыт других.

Профессиональное педагогическое общение

В психолого-педагогической литературе существуют различные трактовки учебного общения. Вот некоторые из них. Например, А.Н. Леонтьев определяет педагогическое общение как «профессиональное общение преподавателя с учащимися в аудитории и вне ее (в процессе обучения и воспитания), которое имеет определенные педагогические функции и направлено (если оно полноценно и оптимально) на создание благоприятного психологического климата, а также других видов психологической оптимизации педагогической деятельности и отношений между преподавателем и студентом в студенческом коллективе». И.А. Зимняя отмечает, что педагогическое общение «как форма педагогического сотрудничества является условием оптимизации обучения и личностного развития самих учащихся».

А.А. Реан понимает педагогическое общение как «профессиональное общение между преподавателем и студентом в коммуникативно-образовательном процессе, которое имеет определенные функции и направлено на создание благоприятного психологического климата, а также на другой способ психологической оптимизации учебной деятельности и отношений между преподавателем и студентом». С.С. Степанов пишет, что «педагогическое общение — это специфическое межличностное взаимодействие учителя и ученика, опосредующее усвоение знаний и формирование личности в образовательном процессе». По мнению К.К. Платонова, педагогическое общение можно описать как «взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен рациональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, умениями, навыками, результатами деятельности.»

Часто в психологии педагогическое общение определяется как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое с помощью знаков и направленное на значимые изменения характеристик, состояний, поведения, личностно-смысловых образований партнеров. Общение — неотъемлемый элемент педагогической деятельности, без него невозможно достичь целей обучения и воспитания.

Особенность работы учителя заключается, прежде всего, в том, что ее объектом и продуктом является человек, его внутренний мир. Особенность работы выражается в постоянном общении с детьми, у которых иное мировоззрение, чем у взрослого человека. Педагогическая деятельность — это постоянное взаимодействие между человеком, освоившим культурно-исторический опыт, и человеком, который его осваивает. В педагогической деятельности есть специфический субъект труда — человек с неповторимостью его индивидуальных особенностей.

Продуктивность педагогического общения напрямую зависит от целей и ценностей общения, которые принимаются всеми субъектами педагогического процесса.

Например, можно выделить следующие функции педагогического общения:

Информация. Она заключается как в передаче социального и профессионального опыта (знаний, навыков, умений) от учителя к ученикам, так и в обмене личностными смыслами, связанными с объектами обучения и жизнью в целом. Как писал Р. Чалдини, в общении происходит формирование (т.е. появление новых характеристик и качеств) индивидуальности, как учеников, так и учителей.

Контакт. В процессе педагогического общения между участниками процесса устанавливается контакт, как определенное состояние взаимной готовности к получению и отправке информации.

Стимуляция. Педагогическое общение направлено на стимулирование активности учащихся и создание условий, побуждающих их к выполнению определенной учебной деятельности.

Эмоциональный компонент педагогического общения способствует формированию необходимого эмоционального опыта («обмен эмоциями»), как у ученика, так и у учителя. Вызывая у ученика определенные эмоциональные состояния, учитель с его помощью изменяет и свой собственный опыт и т.д.

Направленность педагогического процесса

Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие и на обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, — на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью — на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения).

В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью на субъектов: личностной, социальной и предметной. Это происходит в силу того, что учитель, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует ее результат на всех, присутствующих в классе, т.е. фронтально воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, выявляясь во всей совокупности названных характеристик, выражается также в том, что органически сочетает в себе элементы личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения.

Качество педагогического общения определяется, прежде всего, тем, что оно реализует специфическую обучающую функцию, которая включает в себя воспитывающую. Ведь исходной позицией для организации оптимального образовательного процесса является воспитывающий и развивающий характер обучения. Обучающая функция может быть соотнесена с трансляционной функцией общения, по А.А. Брудному, но только в общем плане. Обучающая функция педагогического общения является ведущей, но она не самодовлеющая, она естественная часть многостороннего взаимодействия учителя — учеников, учеников между собой.

Педагогическое общение отражает специфику характера взаимодействия людей, описываемого схемой «человек – человек».

Напомним, что среди основных характеристик этой группы профессий выделяются следующие:

1. Умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей».

2. Умение слушать и выслушивать.

3. Широкий кругозор.

4. Речевая (коммуникативная) культура.

5. «Душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение и способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту».

6. «Проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше».

7. Способность сопереживать.

8. Наблюдательность и др.

Важность выбора вида общения педагога с учащимися

Выбор стратегии общения зависит от следующих факторов:

  • Характеристика аудитории: возраст подопечных, преобладание мальчиков или девочек в классе;
  • Задачи, которые ставятся перед учителем;
  • Особенности характера педагога: флегматичность или вспыльчивость;
  • Правила общения, сложившиеся в коллективе ранее. В некоторых школьных и дошкольных учебных заведениях существуют свои системы поведения, отступать от которых запрещается.

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

От выбранного стиля зависят атмосфера в коллективе и расположенность учеников к преподавателю и его предмету. Как показывает практика, авторитарное поведение, ранее наиболее распространенное, сегодня недопустимо использовать в чистом виде.

В основе педагогики прошлых поколений лежал принцип управления учениками, передача знаний была главной задачей. Сейчас важнее то, насколько ребенок умеет использовать эти знания в реальной жизни. Можно сказать, что всё большей популярностью пользуются демократический и смешанный стили коммуникации.

Важная информация! При переходе из младших классов в старшие меняются учителя, поэтому важно обратить внимание на выбор нового классного руководителя. После либерального преподавателя нельзя назначать авторитарного и наоборот. При этом «демократа» разрешается ставить на место руководителя класса, независимо от предшественников

При этом «демократа» разрешается ставить на место руководителя класса, независимо от предшественников.

Модели педагогического общения

Коммуникация — это процесс развития и построения отношений
между субъектами, которые активно вступают в диалог. Речь учителя — это главное
средство, которое позволяет ему склонить учеников на свою сторону.

Если рассматривать коммуникацию как сквозной процесс в
обучении, то необходимо выделить две основные модели коммуникации:

  1. академическо-дисциплинарный;
  2. ориентированный на человека.

Педагогическо-дисциплинарная модель общения. Она формировалась в нашей стране десятилетиями и несет на себе печать второй половины 1970-х годов, когда целью образования стало вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками. Девизом во взаимодействии взрослых и детей было «Делай, как я». Рассматриваемая модель общения характеризуется авторитарным стилем общения, при котором:

  • Методы общения: наставления, объяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, лекции, крики.
  • Тактика общения: диктат или патернализм.
  • Личная позиция: Выполнять требования руководства и нормативных документов.

Такая модель общения оказывает пагубное влияние на личность
ребенка. Альтернативой этой модели является модель общения, ориентированная на
человека.

Традиционно образование и воспитание считались
однонаправленными процессами, механизмом которых была трансляция учебной
информации от ее носителя — учителя — к получателю — ученику. Педагогический
процесс, построенный на основе таких идей, в современных условиях имеет низкую
эффективность. Обучающийся, пассивный участник этого процесса, способен лишь
усвоить (запомнить) ограниченную информацию, предоставленную в готовом виде. У
него не развивается способность самостоятельно приобретать новую информацию,
использовать ее в необычных условиях и комбинациях, находить новые данные на
основе уже усвоенных. Однонаправленный образовательный процесс практически
упускает главную цель образования — формирование зрелой, самостоятельной,
ответственной личности, способной предпринимать адекватные шаги в
противоречивых и меняющихся условиях современного мира. Личность под влиянием
авторитарно-директивного воздействия приобретает качества зависимости,
конформности.

Личностно-ориентированная модель общения. Цель личностно-ориентированной модели общения — обеспечение чувства психологической безопасности ребенка, доверия к миру, радости существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Для этой модели общения характерен диалогический способ коммуникации.

Эта модель общения характеризуется тем, что взрослый
взаимодействует с ребенком в процессе общения. Он/она не форсирует развитие
детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии
детей. Формирование знаний, умений и навыков — это не цель, а средство для
полноценного развития личности.

Способы общения: понимание, признание и принятие личности
ребенка, основанное на развивающейся способности взрослого к децентрации
(способность поставить себя на место другого человека, принять во внимание
точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции). Тактика общения: сотрудничество, создание и использование
ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности
детей

Тактика общения: сотрудничество, создание и использование
ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности
детей.

Личная позиция учителя: исходить из интересов и перспектив
развития ребенка.

В связи с этим в современной науке и практике все большее признание
получает концепция педагогического процесса как диалога, предусматривающая
взаимно направленное и обусловленное взаимодействие участников этого процесса,
а также методы групповой дискуссии. В связи с этим педагогическое общение
выступает в качестве основного механизма достижения главных целей обучения и
воспитания.

Функции педагогического общения

Профессиональное педагогическое общение выполняет ряд важных функций:

Эмотивная. От педагога зависит атмосфера в классе. Адекватное восприятие личности ученика, понимание и признание его особенностей, возможностей и потребностей — главное условие для создания доверительных и дружелюбных отношений.
Познавательная. Задача педагога — развить внутреннюю мотивацию к обучению, интерес к содержанию

Большое внимание при этом отводится устранению внутренних психологических барьеров у детей. Познавательная функция предполагает воздействие на сознание ребенка, коррекцию его поведения и мировоззрения.
Регулятивная. Выбор форм и методов подкрепления желаемого поведения и торможения нежелательного.
Фасилитативная

Предполагает помощь, содействие в раскрытие потенциала воспитанника, его самореализации и самоактуализации.

Выбор форм и методов подкрепления желаемого поведения и торможения нежелательного.
Фасилитативная. Предполагает помощь, содействие в раскрытие потенциала воспитанника, его самореализации и самоактуализации.

Понятие педагогического общения

В педагогике очень важна роль общения. Оно обеспечивает успех взаимодействия между учителем и учеником, преподавателем и студентом

При этом важно осознавать, что общение представляет собой сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Нельзя забывать, что общение включает в себя не только обмен информацией, но и выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания. Виды общения

Виды общения

Педагогическое общение привлекло внимание ученых достаточно давно. Еще в период Античности считалось, что общение с воспитуемыми – не простое дело. Считалось, что к общению с учениками нужна склонность и талант

Не каждому дано обучать, так как не просто передать свой опыт другим. Однако само по себе понятие “педагогическое общение” было введено В. А. Кан-Калликом и А. А, Леонтьевым

Считалось, что к общению с учениками нужна склонность и талант. Не каждому дано обучать, так как не просто передать свой опыт другим. Однако само по себе понятие “педагогическое общение” было введено В. А. Кан-Калликом и А. А, Леонтьевым

К проблеме трактовки термина “педагогическое общение” обращались ведущие специалисты как в России так и за рубежом. Ключевые определения нашли отражение в таблице.

Понятие педагогического общения

Автор

Трактовка термина “педагогическое общение”

1

А.А. Леонтьев

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся .

2

Л.Л.Товажнянский, О.Г.Романовський, В.В.Бондаренко

Педагогическое общение представляет собой специфическую форму делового межличностного общения, имеющую свои характерные особенности, и в то же время подчиняющуюся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты .

3

И.А.Зимняя

Педагогическое общение как форма педагогического сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся .

4

В. А. Сластенина

Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности

5

Коджаспирова Г. М. 

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе

В зарубежной педагогике и психологии педагогическое общение основано на господствующем в западной культуре принципе индивидуальности и характеризуется доминированием лидерства педагога в системе общения с учащимися. И это, несмотря на пропаганду равенства мнений учащегося и педагога. Также необходимо отдельно выделить, что во всех западных странах существует дистанцирование педагога от учащихся. Напротив, в восточной культуре доминирует большая открытость между учащимися и преподавателями. В качестве примера можно привести следующую ситуацию: Преподаватель несет стопку учебников или тетрадей в Азии кто-нибудь из студентов часто подбежит и поможет донести, что немыслимо в западной культуре обучения.

Педагогическое общение требует хорошо развитых умений параллельно использовать широкого арсенала средств и языков общения для одновременного воздействия с особенностями педагогического общения, благодаря которым его следует квалифицировать как один из наиболее трудных видов профессионального общения.

Функции педагогического общения крайне важны для понимания понятия “педагогического общения” как термина педагогической науки. Детализируя функции общения, исследователи называют различное их количество. Рассмотрим точку зрения Л.А. Карпенко. Он считает, что их не менее восьми:

  1. контактная,
  2. информационная,
  3. побудительная,
  4. координационная,
  5. понимания,
  6. амотивная,
  7. установления отношений,
  8. оказания влияний .

Особенности педагогического общения

Педагогическое общение — специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Часто педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение — неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.

В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения. Приведем некоторые из них. Например, А.Н. Леонтьев педагогическое общение определяет как «профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива». И.А

Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение «как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся»

Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в качестве императива их индивидуального поведения. Можно выделить соответствующие уровни педагогического общения.

Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов.

Кроме информационной функции, можно выделить и ряд других, например:

  • контактную — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;
  • побудительную — стимуляцию активности учащегося, направляющую его на выполнение тех или иных учебных действий;
  • амотивную — побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др.

Педагогическое общение создает условия для реализации потенциальных сущностных сил субъектов педагогического процесса.

Высшая ценность педагогического общения — индивидуальность педагога и учащегося. Собственное достоинство и честь педагога, достоинство и честь учащихся — важнейшая ценность педагогического общения.

В связи с этим ведущим принципом педагогического общения может быть принят императив И. Канта: всегда относиться к себе и учащимся как цели общения, в результате которого происходит восхождение к индивидуальности. Императив — безусловное требование. Именно это восхождение к индивидуальности в процессе общения и является выражением чести и достоинства субъектов общения.

Педагогическое общение должно ориентироваться не только на достоинство человека как важнейшую ценность общения. Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову.

Типы педагогов

Стиль общения определяет различные типы педагогов:

  • проактивный,
  • реактивный,
  • сверхактивный.

Педагоги проактивного типа инициативны в организации общения, индивидуализируют свое общение с воспитанниками. Они знают чего хотя, и понимают, что в их поведении способствует достижению поставленной цели.

Реактивный тип педагогов характеризуется гибкостью в своих наставлениях и внутренней слабостью. Как правило, они имеют размытые цели и приспособительное поведение.

Сверхактивный тип педагогов отличается склонностью к гипертрофированной оценке своих учеников и выстраиванию нереальных моделей общения. Такой педагог считает, что активный ученик – это хулиган, а пассивный ребенок – лентяй.

Регулятивная

Предусматривает выбор и применение форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания. Действенность функции зависит от профессиональных умений учителя применять соответствующие средства, методы, приемы контроля, требования, соответствующие педагогической ситуации. Педагогические требования бывают различными

Важно их соответствие возможностям детей: справедливость требований, педагогически оправданная форма их предъявления (не унижающая достоинства), систематичность контроля после предъявления требований. Их выполнение всегда связано с качеством и объемом выполнения. Поэтому регулирование деятельности и поступков всегда связано с системным применением поощрения и наказания, словесной оценкой (одобрение или осуждение)

Поэтому регулирование деятельности и поступков всегда связано с системным применением поощрения и наказания, словесной оценкой (одобрение или осуждение).

Структура профессионально-педагогического общения включает:

  1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).
  2. Организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).
  3. Управление общением в ходе педагогического процесса.
  4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.

Этап моделирование требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы. Готовящийся к уроку материал должен быть мысленно представлен в ситуации предстоящего взаимодействия и продуман не только от лица учителя, но и о лица школьников, по возможности в разных вариантах. На этапе, называемом «коммуникативной атакой«, нужна техника быстрого включения класса в работу, необходимо владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия. На этапе управления общением необходимо умение поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия. И, наконец, анализ общения направляется на соотнесение цели, средств и результата. В общении можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.