Брэдли джеймс

Алан-э-Дейл       04.09.2023 г.

Оглавление

Конец удовольствию – боль!

«Кажется, что слушаешь музыку, разъедаемую мыслями».Фрагмент из сборника рассказов «Дублинцы»

Безусловно, самой главной работой Джеймса Джойса является «Улисс» – полновесная энциклопедия модернизма, воплощенная на бумаге универсалия бытия и жизнеописание дублинского обывателя, переосмысливающее гомеровскую «Одиссею». Писатель корпел над этой книгой семь лет, с 1914 по 1921 годы. Изначальный замысел описания мирских трудностей, с которыми сталкивается ирландский буржуа и рогоносец, эволюционировал в затею о сотворении «дублинской версии Пер Гюнта», однако свой окончательный вид «Улисс» приобрел, когда Джойс впервые прочитал историю о возвращении царя Итаки домой после Троянской войны.

Смелым шагом стало использование в романе единства действия и времени: все события «Улисса» происходят в один день (ранее упомянутое 16 июня 1904 года) и проносят читателей через будни самых обыкновенных дублинских маргиналов. Без громоздких описаний, без портретных характеристик, без привычной экспозиции и диалогов. Писатель закидывает нас с места в карьер, прямиком в цепкие объятия простака Леопольда Блума, что скитается по родному городу, изрядно философствует, изрядно напивается и веселится на полную катушку.

Мэрилин Монро читает Джеймса Джойса

Двигаясь от раннего утра до глубокой (и ни разу не трезвой) ночи, герои романа косвенно повторяют путь Одиссея, а каждая из глав в весьма своеобразной манере заигрывает с разными литературными жанрами и приемами. Поначалу может показаться, что «Улисс» – крайне хаотичное произведение, однако первое впечатление, как это водится, обманчиво. Сам Джойс неоднократно подмечал, что заложил в свою книгу столько загадок, ребусов и отсылок, что искусствоведам всех стран понадобится, как минимум, сотня лет, чтобы разгадать их все.

Его «угрозы» не были лишены смысла, ибо и по сей день знатоки литературы пытаются с горем пополам структурировать «Улисса» и читают его между строк, вглядываясь в запутанный текст, порой не обремененный ни знаками препинания, ни последовательными мыслями. Стилистическая дисгармония, асимметричность повествования, лихие импровизации и непомерно огромное число интертекста сделали свое дело. Хроника дублинских попек, чьи временные и пространственные координаты остаются весьма условными, подчиняются закону аналогий, бросают вызов опостылому сюжетостроению и говорят об искусстве на языке искусства.

Самый важный вклад в философию

Прагматизм. Теория правды

Название «прагматизм» происходит от греческой прагмы, что означает действие. В этом смысле Джеймс определяет прагматизм как метод, который интерпретирует понятия через его практические последствия.

Прагматическая концепция «истины», используемая Джеймсом, относится к множественной и не единственной и совершенной истине, отстаиваемой другими философскими течениями, такими как абсолютный идеализм..

В этом смысле Джеймс определяет, что истина варьируется в зависимости от того, что полезно для верующего или человека, который считает, что это правда. Это проверено или подтверждено опытом.

Что действительно имеет значение, так это практические последствия, которые эта истина имеет для человека, который нуждается в ней, и для ее опыта, поэтому искать ее нужно только тогда, когда нам что-то нужно. Истина всегда должна выбираться в отношении лжи, когда оба ссылаются на ситуацию. Если нет, выбор между правдой и ложью не будет тем же самым, потому что ни один из них не имеет смысла на практике. в прагматизм, Джеймс приводит пример, который я перевожу здесь, чтобы лучше понять это понятие «истины»:

«Если вы спросите меня, который час, и я скажу вам, что я живу на Ирвинг-стрит, дом 95, мой ответ действительно может быть правдой, но вы не понимаете, почему я обязан вам сказать».

В этом случае утилита будет знать время, независимо от того, сколько другой человек дает вам свой адрес, в данный момент она не имеет никакой полезности, поэтому теряет смысл.

Учение о радикальном эмпиризме

Это теория познания и метафизики, предложенная Уильямом Джеймсом. в Смысл истины, Американский философ обобщает радикальный эмпиризм как метод, который «состоит из постулата, затем изложения фактов и, наконец, обобщенного заключения»..

Он продолжает объяснять, что постулат, который может обсуждаться философами, может относиться только к факту, определенному и определенному опытом. То есть единственный объект познания — это то, что принадлежит опыту..

Изложение фактов определяет, что отношения между вещами принадлежат опыту так же, как вещи сами по себе. Это означает, что речь идет не об информировании данных, а об установлении связей между изучаемыми элементами..

Наконец, можно сделать вывод, что элементы опыта удерживаются вместе непрерывными отношениями, которые также являются частью этого опыта. То есть, реальность состоит из набора отношений между частями, которые ее формируют, они не являются свободными элементами без значения.

Этот эмпиризм отличается от такового у чистых эмпириков, таких как Локк и Юм, именно из-за этого видения структуры и связей между элементами.

Религия в философии Уильяма Джеймса

Тот факт, что Генри Джеймс был последователем теологии Эммануила Сведенборга, повлиял на философскую теорию Уильяма.

Выдающийся американский философ знал, как совместить свою прагматическую теорию с религией. Он сосредоточился на религиозных верованиях, а не на институтах, и утверждал, что эти мистические переживания должны изучаться психологами, потому что они представляют разум ближе.

В этом контексте его теория о «воле верить» (то есть верить) имеет смысл. Эта доктрина защищает ее в чтении 1896 года, которое получает то же имя Будет верить. Здесь Джеймс добавляет исключение к своему радикальному эмпиризму, заявляя, что можно рискнуть поверить, позволяя, что, если кто-то верит в Бога, он может доказать свое существование из того, что Бог или эта вера в Него привносят в его жизнь..

Неправдивая «Черная месса»

Всегда интересно наблюдать, как знаменитости, о которых сняты (или с которыми связаны) фильмы или документальные хроники, комментируют эти ленты. Часто они оказываются в негодовании, так как режиссеры, по их мнению, позволяют себе слишком искажать ситуацию, дабы приукрасить, изменить, ухудшить реальную историю.

После того, как на кинофестивале в Торонто показали фильм «Черная месса» Скотта Купера с Джонни Деппом в главной роли о жизни осведомителя ФБР Балджера Уайти, личной жизни, гангстерской деятельности, о росте его преступного конгломерата и, конечно, о тайном сотрудничестве с Бюро, Кевин Уикс (его роль играет Джесси Племонс) довольно резко высказался о достоверности картины, заявив, что многие факты биографии и личной жизни Балджера Уайти переданы некорректно.

Начиная с 1978 года, Уикс плотно сотрудничал с Джеймсом и участвовал во многих его делах. Конечно, Кевин сидел в тюрьме, а, выйдя оттуда в 2004 году, опубликовал три книги о жизни и деятельности своего напарника Уайти. По мнению Уикса, кинематографисты не брали никаких консультаций у людей из близкого окружения Балджера, в ленте допущено множество хронологических ошибок и полно выдумки. Прототипы персонажей показаны в корне неверно.

Единственное сходство — в прическе — посмотрите на фото Балджера Уайти в реальности и его героя кино. Остальное неправдиво. По словам Кевина, гангстер никогда не ругался, не орал и не матерился на своего друга. Кроме того, хронологический порядок в фильме искажен, причем самым грубым нарушением является смерть сына Балджера по имени Дуглас. Его сын в реальности умер в 1973 году от синдрома Рейе, а в фильме создается ощущение, что Дуглас ушел из жизни намного позже, дабы оправдать усиление криминальной деятельности, будто именно «передозировка криминала» послужила причиной его гибели. Джонни Депп в роли Уайти кажется даже весьма симпатичным, семейным человеком, но в своей личной жизни Балджер Уайти был также довольно черствым человеком и не очень скорбел по сыну.

В фильме у Уайти довольно вампирская внешность, в реальности он выглядел несколько иначе.

Кого он по-настоящему любил и ценил, так это своих друзей по банде, которым можно было доверять. В биографии Джеймса Уайти Балджера был преданный Стиви — его коллега по «команде», которая и существовала благодаря ФБР. О Уайти и его делах знали не только в ФБР, все были куплены, получали подарки, деньги, вино, различные поездки, драгоценности.

Что точно отражено в фильме относительно биографии и личной жизни Балджера Уайти, так это, по мнению Уикса, отношения между Джеймсом и его братом Уильямом. Они были уникальными — родственник самого известного криминального босса Бостона стал могущественным политиком, председателем массачусетского Сената. По словам Кевина, они между собой никогда не обсуждали преступную деятельность, дома вели обычные семейные беседы. При этом, конечно, брат был прекрасно обо всем осведомлен. Поддержка и опора друг на друга между братьями — это совершенная правда.

Модное наследие Чарльза Джеймса

Чарльз Джеймс оставил после себя целый клад архивных материалов, которые он сознательно собирал в своем номере в отеле «Chelsea» в последние годы жизни. Вместе с иллюстратором Антонио Лопесом он запечатлевал все свои работы на бумаге и снимках, воспроизводил старые платья и отправлял их в музеи (за исключением Метрополитен-музея, потому что там работала ненавистная ему Вриланд).

Знакомый с репутацией Бруклинского музея как учреждения, которое с помощью доступности своих коллекций вдохновляет молодых дизайнеров, Джеймс выбрал его в качестве основного хранилища своего наследия. Он убедил своих главных клиентов и благотворителей приобрести и пожертвовать значимые работы из своих архивов. Именно благодаря ему Бруклинский музей получил около 200 предметов одежды и 600 сопутствующих материалов — выкроек, эскизов, манекенов и ранних образцов будущих платьев модельера. С октября 1982 года по январь 1983 года музей провел выставку «The Genius of Charles James». Как известно, в 2009 году Британский музей всё же передал свою коллекцию костюмов в Метрополитен-музей, так что теперь работы Джеймса являются частью коллекции Института костюма.

Страница из личного архива Чарльза Джеймса

В 2013 году Метрополитен-музей приобрел у ассистента дизайнера, Гомера Лейна, личный архив Джеймса, что сделало коллекцию учреждения самым полным собранием работ модельера. Помимо упомянутых выше фотографий и эскизов, в этот архив также входят личная и деловая переписка, вырезки из прессы и памятные Чарльзу вещи.

Именно Джеймсу Метрополитен-музей посвятил свою первую выставку («Charles James: Beyond Fashion») и благотворительный бал Met Gala. Другие ретроспективы о творчестве кутюрье включают в себя презентацию «Charles James: Genius Deconstructed», представленную в Чикагском историческом музее с октября 2011 по апрель 2012 года. В 2001 году в Нью-Йорке вдоль 7-й авеню создали «Аллею модной славы», на одной из звезд которой выгравировано имя Чарльза Джеймса.

Сложную и многогранную персону кутюрье не раз пытались воплотить в кино и литературе. Считается, что одной из таких попыток была драма 2017 года «Призрачная нить», где характер главного героя, Рейнольдса Вудкока, и его приверженность своему делу были вдохновлены личностью американского дизайнера.

В 2018 году вышла первая биография модельера под названием «Charles James: Portrait of an Unreasonable Man». Мишель Гербер Кляйн писала книгу на основе 40 часов интервью, снятых в 1977 году незадолго до смерти Джеймса для его автобиографии, которая так и не была выпущена.

Выставка Charles James: The Couture Secrets of Shape

В 2019 году вышла еще одна книга о дизайнере, «Charles James: The Couture Secrets of Shape». Предисловие к публикации написал большой фанат Джеймса, Рик Оуэнс. А его жена Мишель Лами организовала в честь выхода книги одноименную выставку в галерее «Joyce Gallery». В нее вошли редкие винтажные принты, выкройки, платья, инструменты и эскизы Джеймса из 1930-1970-х. «Я всегда говорю, что Чарльз Джеймс был тем, кем хотел быть я», — говорил Оуэнс. — «Он был трудной личностью, и мне всегда нравилась его гламурная, но немного скользкая эстетика». В книге впервые полностью воспроизвели справочник по дизайну, который Джеймс начинал писать в 1973 году.

«Я не думаю, что мои работы когда-либо устаревают», — говорил Джеймс в одном из своих интервью. — «Они лишь опережают свое время, поэтому остается только ждать, пока они не войдут в моду». И действительно, десятилетия спустя его дизайны продолжают сохранять свою актуальность и вдохновлять современных модельеров.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.