Что делать, если вы обнаружили, что ребенок ворует?

Алан-э-Дейл       10.06.2022 г.

Допустимо ли исключать ребёнка из воскресной школы за воровство?

Я думаю, если такой вопрос будет поднят и предан огласке, всё произойдёт само собой. Хорошо, если родители вникнут в проблему и будут союзниками преподавателей в этом вопросе, тогда ребёнка никто не выгонит, потому что они вместе будут за него бороться. Если же произойдёт конфликт, то родители сами заберут его из воскресной школы.

Я считаю, что ни в коем случае нельзя исключать ребёнка сразу, как только он проштрафился таким образом. Обычно дети этого возраста ещё очень юны для столь сурового наказания. И поймите, он ведь нигде больше не услышит о том, что ему в воскресной школе говорят. Я надеюсь, что когда о ситуации узнает настоятель храма, он начнёт молиться об этом ребёнке, и благодаря молитвенной поддержке всё постепенно пойдёт на лад.

Почему ребенок ворует деньги

Начнем с того, что психиатрический диагноз «клептомания» в детском возрасте не встречается. Возможен вариант, когда начинают красть дети с интеллектуальной недостаточностью. Но это особые случаи, о которых мы говорить не будем. Гораздо важнее рассмотреть те ситуации, когда детское воровство наблюдается у среднестатистических ребят.

Импульсивность

И школьники, и подростки постарше часто совершают поступки под влиянием сиюминутных желаний. Например, ребёнок видит что-то, что ему нравится и чем он хочет обладать (шоколадка, телефон). Не думая о последствиях, он это забирает себе. Позже приходит раскаяние, однако кража уже была совершена.

Повысить риск импульсивного поведения может неосторожность родителей. Если хранить денежные средства и прочие ценности на виду, то ребёнок может не устоять

Вполне возможно, что «бесхозные» купюры спровоцируют его на неприятный поступок. В конце концов, кто из нас в детстве не срывал в чужом саду груши, висящие за забором?

Протестное поведение

Причиной такого поведения и, как следствие, воровства может быть неудовлетворённость ребёнка детско-родительскими отношениями. Не найдя понимания, ласку, внимания, подросток становится попросту неуправляемым. А в качестве компенсации он врет и ворует деньги в семье или какие-либо вещи в магазине.

Помимо этого, протестное поведение часто обусловлено семейным авторитаризмом. Если ребенок ворует деньги у родителей, то, возможно, отец и/или мать выдвигают излишние требования к нему. Либо запрещают иметь карманные средства, не приобретают важные и статусные вещи (гаджеты, одежду).

Избалованность

Ещё одно последствие неправильного подхода к воспитанию детей – вседозволенность последних. Некоторые взрослые не видят разницу между свободой и безответственностью. Как результат – ребёнок не понимает, что воровать – это плохо, недопустимо и категорически не приветствуется в обществе.

А развивается всё постепенно. Поначалу малыш без особых проблем отбирает чужие машинки и куклы у ребятишек. Через некоторое время он приносит домой отобранный смартфон («Сами разберутся»). В конце концов, детское воровство становится если не нормой, то обыденностью и привычкой.

Самоутверждение

Подросток – существо коллективное

Для него важно не признание родителей (оно отходит на второй план), а уважение в среде ровесников. А добиться его можно несколькими путями

Самый сложный и трудоёмкий – стать по-настоящему успешным в чём-то. Более лёгкая альтернатива – хвастовство или «подкуп». Но для этого нужны деньги, например, ворованные.

  • Хвастовство. В этом случае подросток крадёт денежные средства или статусные вещи, чтобы похвастаться перед ровесниками. Это может быть дорогой телефон, планшет или «крутая» одежда.
  • Подкуп. Ребёнок ворует у родителей или педагогов денежные средства, чтобы приобрести для приятелей шоколадки, сигареты. Либо угощает понравившуюся девочку газировкой. Другой вариант – подросток «изымает» у матери дорогую косметику, чтобы подарить её своей подружке.

Шантаж

Ответ на вопрос, почему дети воруют, иногда бывает самым неожиданным и не самым приятным. Младшие подростки часто становятся жертвой более взрослых вымогателей. Те угрозами и насилием заставляют приносить энную сумму денег, в ином случае всё может закончиться избиением или унижением. К тому же сегодня малолетние хулиганы записывают свои похождения на телефон, чем дополнительно провоцируют жертву на отчаянные поступки.

Подражание

А что если ребенок ворует деньги, как говорится, за компанию? Это часто встречающаяся ситуация, когда «домашний» подросток попадает под влияние сомнительных личностей. Чтобы прослыть своим в компании, новичку предлагают пройти своеобразное испытание. Оно может заключаться в воровстве денег или вещей в магазине.

Если новичок украдёт, то станет своим в группе. Если же откажется, то прослывёт маменькиным сыночком или слабаком. Многие ведомые личности, зависимые от чужого мнения, таким образом и преступают закон.

Благие побуждения

Иногда ребенок врет и ворует из благих побуждений. Самая простая ситуация: подросток захотел подарить цветы маме. А денег нет. Он крадёт красивейшие розы в соседнем саду. Согласно законодательству, это кража. Но хотел ли ребёнок обогатиться или получить выгоду? Конечно, нет. Просто его нравственные нормы ещё не настолько развиты, чтобы понимать неправильность поступка.

Последствия воровства для ребенка

Если вовремя не скорректировать поведение ребенка, он может продолжить воровать

Сначала семья привлечет внимание органов опеки, инспекции по делам несовершеннолетних. Именно родители ответственны за проявление воровства у ребенка

Не стоит думать, что ничего страшного не случится, и все пройдет само собой. Ничего не изменится, если вовремя не принять меры.

Самые ужасающие последствия могут быть, если ребенка задержат, и впоследствии отправят в колонию. Казалось бы, невинные для родителей шалости могут серьезно поломать всю жизнь их чада. Родителям придется набраться терпения, прислушаться к рекомендациям специалистов. Они должны приложить усилия.

Как же отучить ребенка от воровства денег? Достаточно выяснить причины, чтобы понять, как бороться с его наклонностями.


Ребенок может воровать не только деньги, но и брать еду без спроса

Почему дети воруют?

Существуют пять групп причин, почему дети начинают присваивать себе чужие вещи или деньги:

Импульсивность, отсутствие самоконтроля, слабость волевого поведения

В норме произвольное поведение у детей формируется к 6-7 годам. До этого времени ребёнку сложно справиться со своими непосредственными желаниями. Например, забрать себе понравившуюся игрушку из детского сада или съесть конфету, лежащую на столе в гостях.

Больше всего родителей злит, что ребёнок не понимает тяжести совершенного им поступка, не испытывает угрызений совести и не просит прощения. А здесь всё просто: структуры детского мозга, отвечающие за самоконтроль и волевое поведение, ещё не созрели. Ребёнок захотел взять вещь и взял её.

В некоторых случаях импульсивность сохраняется и после 7 лет. Такие дети – эмоционально «глухие», не умеющие сочувствовать и сопереживать другому человеку. Они так и остаются зацикленными на своих потребностях и желаниях.

Ощущение ребёнком своей неполноценности

В первую очередь, это проблемы во взаимоотношениях с родителями. Мама и папа в таких семьях могут быть заняты вопросами зарабатывания денег или воспитания младших детей. В результате ребёнок ощущает себя нелюбимым, ненужным, одиноким

Ему хочется обратить внимание родителей на себя, и он совершает кражу

Воровство в этом случае может выступать также как акт мести родителям за отсутствие любви и внимания.

Кроме того, у ребёнка могут не складываться отношения с одноклассниками. Он решает «задобрить» их и покупает сладости и игрушки на деньги из маминого кошелька, взятые тайком.

Такие дети, как правило, замкнутые, неуверенные в себе, тревожные и ранимые. Им как воздух необходима эмоциональная поддержка со стороны близких людей. Но своим поведением они лишь отдаляют окружающих от себя, теряют доверие и уважение.

Также ребёнок может пойти на кражу в состоянии тревоги, психологического напряжения и подавленности. Присвоение чужого здесь выступает в качестве эмоциональной разрядки.

Отсутствие представлений о собственности, «своём» и «чужом»

Да, кажется, что такие понятия ребёнок должен впитать с молоком матери. Но большое количество детских краж именно по причине несформированных нравственных понятий говорит об обратном.

Ребёнок просто может не понимать, почему мамин шарф из шкафа ему можно взять, а деньги из кошелька – нет. И почему вдруг нельзя забрать у друга Саши замечательную красную машинку, ведь Саша – его друг, значит, и машинка принадлежит тоже ему.

Сюда можно отнести и желание доставить приятное близкому человеку с помощью чужих вещей. Например, принести маме из гостей красивые бусы или помаду тёти Нади.

Клептомания

Это патологическое желание что-либо украсть. При этом сам предмет обычно не представляет ценности для ворующего. Ребёнок берёт то, что плохо лежит, и тут же забывает об украденном или теряет его.

Истинная клептомания встречается редко. Ей страдают дети с органическим поражением головного мозга. Воровство у них закрепляется по типу условного рефлекса. Воспитательные меры здесь бесполезны, необходима помощь психиатра, поскольку клептомания – это болезнь.

По принуждению

У ребёнка могут вымогать деньги одноклассники или ребята постарше, «ставить его на счётчик» и угрожать расправой. Взрослым дети боятся рассказать о такой ситуации, поэтому начинают искать деньги всеми доступными способами: воровать у родителей, родственников, знакомых, учителей.

Также ребёнок может страдать наркозависимостью и красть деньги, чтобы получить очередную «дозу».

В подростковых компаниях, особенно криминальных, есть своеобразный ритуал посвящения. Чтобы доказать свою принадлежность к группе, «новичку» необходимо что-то украсть из магазина, вытащить бумажник в автобусе или принести крупную сумму денег из родительского кошелька.

Важно понимать, что не может быть единственной причины детского воровства. Это всегда сочетание слабого самоконтроля и ощущения неполноценности, либо несформированности моральных устоев и проблем в детско-родительских отношениях

Обеспечить занятость

Нередко преступления совершают подростки, у которых много свободного времени. Раньше все мы были заняты целый день: школа, дополнительные занятия или тренировки, потом ещё уроки надо успеть сделать. Сейчас всё платно, у родителей не всегда есть возможность пристроить детей куда-то, но это нужно сделать. Даже если подростки не будут ходить в секции или кружки, надо обеспечить им занятость в течение дня. Это могут быть какие-то обязанности по хозяйству, помощь соседям, знакомым. Главное — не допускать безделья и приучать ребёнка к труду. Без этого трудно воспитать истинного христианина. Ведь настоящий христианин — это не тот, кто целый день лежит на диване и говорит: «Господи, помилуй и дай мне что-нибудь поесть!», — а тот, кто вкалывает целый день. К чему был призван Адам? — возделывать и хранить райский сад. Вот и наша задача сейчас возделывать то, что нас окружает.

Воришка от рождения

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана раскрывается, что каждый из нас рождается с заданным набором свойств, желаний и способностей. Наборы этих свойств названы векторами. Всего 8 векторов, каждый со своим потенциалом, со своим диапазоном развития — от самого примитивного, архетипичного, до самого адаптированного и адекватного современному миру. Мы рождаемся архетипичными и развиваемся в свою противоположность.

Например, ребенок со зрительным вектором рождается пугливым — так уж устроила природа, что самая примитивная роль зрительника когда-то состояла в том, чтобы замечать опасность и пугаться. При правильном развитии зрительный ребенок развивается в свою противоположность — учится бояться не за себя и свою жизнь, а за других — сопереживать и сострадать другим людям. Когда зрительник сосредотачивает все свои эмоции снаружи на других людях, он полностью отрывается от страха за себя и становится бесстрашным. Такими были медсестры Великой Отечественной.

То же самое происходит в каждом векторе. Если ваш ребенок гиперактивен, успокаивается, когда его гладят по головке, спинке, отличается спортивным телосложением, любит хитрить и всё подряд хватает — значит, он родился с кожным вектором. А примитивная роль кожника — добывать, причем добывать больше, чем достаточно, но в дальнейшем он научается компенсировать это ограничением.

Маленький ребенок «кожник» архетипичен: хочет взять все, что плохо лежит, добывает так, как умеет. Одним словом, ворует. Когда такой ребенок правильно развивается, он ограничивает своё желание, создает закон «не брать без спросу» и находит иные способы добычи — через экономию времени, энергии, ресурсов.

Невероятно, но факт — ворами не становятся, ими остаются при отсутствии нормальных условий развития. Маленький кожный ребенок — это не вор, это первобытный добытчик, который делает то, что умеет

Важно научить его делать это иначе, развив данные ему от рождения свойства

Плохая компания

Многие подростки начинают воровать и совершать другие подобные проступки в компании друзей, без которых они даже не подумали бы о таких действиях. Если ваш ребенок ворует в присутствии друзей, вам стоит обсудить с ним эту проблему. Вы можете подумать о том, чтобы запретить вашему ребенку водиться с этими друзьями, но нужно оставаться реалистами – подобная стратегия обычно действует противоположным образом и делает этих друзей еще более привлекательными для подростка. Вместо этого вам стоит вместе с ребенком поработать над умением отказываться. Научите его говорить: «Вы можете делать то, что вам захочется, но я больше не хочу неприятностей, поэтому я подожду снаружи».

Советы психолога

Если ребенок что-то украл и Вам следует отреагировать немедленно (то есть Вы только что это выяснили), важно:

  1. Не переходить к агрессии. Во-первых, Вас могли дезинформировать: возможно, произошла какая-то ошибка и ребенок на самом деле ничего не крал. Во-вторых, любая агрессия неконструктивна и лишь усилит психоэмоциональную травму, которая и так будет у ребенка, когда он до конца осознает произошедшее. Постарайтесь успокоиться. Выпейте воды, досчитайте до десяти, сделайте пару глубоких вдохов и после этого переходите к серьезным действиям.

    И разбираться с ситуацией, обсуждать ее с ребенком нужно лишь тогда, когда Вы четко уверены, что украл именно он.

  2. Осознать, что прямо сейчас донести до ребенка необходимые постулаты не удастся. Вам всем нужно успокоиться.

    Сделайте то, что можете сделать в данный момент: поговорите с пострадавшими (продавцом, родителем ребенка, у которого было что-то украдено, администрацией), подумайте, как Вы можете исправить произошедшее. Параллельно постарайтесь объяснить ребенку, что он поступил плохо и красть нельзя. Говорите уверенным, твердым голосом, лишенным агрессии. Ни в коем случае не поднимайте на ребенка руку.

Когда Вы и ребенок окажетесь в спокойной обстановке, тогда нужно переходить к полноценному обсуждению ситуации. Задайте вопросы, связанные с произошедшим.

Скорее всего, ребенок не сможет рассказать все в подробностях, будет плакать и может вовсе замолчать, не сказав ничего по делу.

Это нормально: он переживает произошедшее, чувствует себя беспомощно и расстроен

Важно в этот момент не сорваться на него

Ребенок что-то украл в магазине , рекомендации:

Если предмет из магазина находится в надлежащем состоянии, его следует немедленно вернуть и объясниться с продавцом вместе с ребенком

Важно, чтобы ребенок принес извинения.
Если продавец не хочет принимать товар обратно либо товар находится в плохом состоянии, важно проговорить с ребенком этот момент: объяснить ему, что теперь придется заплатить за то, что он украл. Если у ребенка есть карманные деньги, именно их нужно использовать для оплаты, чтобы он осознавал потерю.

Ребенок украл у родителей , советы:

Постарайтесь успокоиться, ведите себя сдержанно. Расспросите его в спокойной обстановке о том, почему он это сделал и что планировал купить на взятые без спроса деньги

Во время обсуждения избегайте грубых слов (&laquo,вор&raquo,, &laquo,преступник&raquo,, &laquo,украл&raquo,), которые лишь усилят возникшее напряжение и не помогут решить ситуацию.

Если у ребенка нет карманных денег, важно обсудить с ним возможность их появления. Даже если финансовое состояние семьи достаточно плачевное, важно выделять хотя бы небольшое количество денег: это поможет ребенку научиться их ценить и определять приоритеты

Некоторые дети берут деньги родителей потому, что не ощущают их ценность и считают, что пропажу не заметят.

Если у ребенка уже есть карманные деньги, но ему не хватает, обсудите, можно ли увеличить сумму и за счет чего. Полезно поставить ребенку условие: он берет на себя какую-то обязанность и благодаря этому получает больше денег. Детям постарше можно предложить подзаработать на летних каникулах.

Если ребенок взял деньги для кого-то, важно разобраться в этой ситуации и при необходимости обратиться в полицию (в случае, если речь идет о вымогательстве)

ПОЧЕМУ ДЕТИ ВОРУЮТ

Список историй можно продолжать еще очень долго, но мы остановимся. Такие разные дети, такие разные родители. Из этих примеров видно, что у этих действительно разных детей общая проблема: они воруют. Нет, еще одна: они страдают. Делают очень больно своим родителям, но и сами страдают. Правда, не всегда дети осознают глубину своих страданий, но так уж устроена психика человека вообще и детская психика в частности: изгонять из сознания то, что слишком болезненно и невыносимо.

Так что же такое детское воровство? Всегда ли это болезнь? Болезнь это лишь в том случае, если мы видим так называемую клептоманию — не поддающееся контролю систематическое воровство без материальной выгоды для себя. Это действительно психическое расстройство, и его должен лечить в первую очередь психиатр. Настоящая клептомания встречается достаточно редко.

Иногда ребенок, поддавшись искушению, крадет что-то однажды, бывает разоблачен, испытывает мощное потрясение, и этого больше никогда не повторяется. В этом нет ничего необычного. Как правило, это дети, у которых в целом хорошо сформированы нормы социального поведения, есть четкое собственное понимание того, что такое хорошо, а что такое плохо. Также эти дети имеют способность контролировать свои импульсы, т. е. сильные позывы к каким-либо действиям.

В норме все это «добро» ребенок приобретает к 3-4 годам. Нужно помнить, что чем младше ребенок, тем больше вероятность частичной утраты этих качеств в периоды сильных стрессов. И, конечно же, чем более патологична или неадекватна среда, в которой развивается ребенок, тем больше вероятность того, что эти качества либо не сформируются вовсе, либо будут неустойчивыми.

И вот здесь-то мы и получаем широкий спектр вариантов детского воровства: от более типичного, когда дети воруют очень редко, по мелочам и не в любой ситуации, до крайнего варианта, когда дети, несмотря ни на что, воруют часто, много и в разнообразных ситуациях.

В первом случае есть вероятность, что при благоприятных обстоятельствах это явление сойдет на нет, а во втором мы можем ожидать, что такие дети станут асоциальными подростками и асоциальными взрослыми, склонными к совершению правонарушений.

Как показывает практика, ворующие дети не могут контролировать не только «позывы» что-нибудь стащить, у них проблемы во всем, где необходим волевой контроль: они с трудом садятся за уроки, их нужно заставлять содержать в порядке «свою территорию», соблюдать необходимые меры гигиены (например, чистить зубы), выдерживать ограничения во времени и пространстве, даже соблюдать правила в совместных играх этим детям нелегко.

Родители таких детей выполняют внешние волевые функции, которые в норме должны быть у детей внутри (разумеется, в зависимости от возраста, эти функции у ребенка присутствуют в большей или меньшей степени). Это функции самоконтроля и волевого самопринуждения.

Вот и получается: если у ребенка не сформированы эти качества как свои собственные, то сначала контролируют и принуждают родители, потом — школа, потом — милиция и закон. Взрослый человек, выросший из такого ребенка, все время нуждается во внешнем контроле и принуждении — своего-то внутри нет.

Пообщайтесь с психологом

Если вы замечаете, что ваш подросток все равно не может перестать воровать, вероятно, вам следует обратиться за помощью к семейному психологу. Некоторые подростки совершают преступления из-за психологических проблем, при которых потребуется терапия, вместе с вами или на индивидуальном уровне. Не позволяйте воровству превращаться в привычку, потому что это может привести к очень серьезным последствиям и разрушить моральные устои ребенка. Стоит также учитывать, что у некоторых подростков развивается клептомания, редкое компульсивное расстройство, при котором человек чувствует тревогу или напряжение перед преступлением, а после ощущает облегчение и радость. Если вы подозреваете, что у вашего подростка может быть именно такое расстройство, это следует обсудить с психотерапевтом. Самостоятельно решить проблему будет сложно.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Подростковое воровство – частые причины

  • Стресс

    Много сложных событий в жизни иногда заставляют ребенка ударяться в кражу. Подростки рассказывают, что нет ничего приятнее, чем украсть понравившуюся вещь, да так, чтобы никто этого не заметил. Кого-то это просто расслабляет.

  • Потеря самоконтроля

    Даже имея самые сильные на свете принципы, люди иногда срываются и теряют контроль над собой. Сидели ли Вы когда-нибудь на диете? Помните, как срывались и съедали запретный хот-дог или шоколадку? Так вот, это то же самое. Ребенок что-то очень захотел и увидел самый простой способ получить желаемое.

  • Неуверенность в себе

    В компании подростка не курят и не пьют, у них новая шалость – они занимаются воровством. Чтобы попасть в такую «крутую» компанию или как-то подняться в глазах у других подростков ребенок и решается на подобные глупости.

  • Желание ребенка показаться «крутым»

    Кража вещей, которые даже не то, что нужны, а просто делают тебя значимым и популярным – явление нередкое. К этому же относится и кража денег.

  • Низкая самооценка

    Возможно, ребенку кажется, что единственное, что помимо воровства он ничего больше не умеет? Кошмарно, но бывает и такое.

  • Отсутствие адреналина

    Вашему ребенку кажется, что воровство – это весело? Значит, ему не хватает адреналина. Легко можно заменить походом в парк аттракционов или прыжком на тарзанке. (Если родители, конечно, не против.)

  • Плохие компании

    Удивительно, но такие компании возникают благодаря всем вышеперечисленным факторам, заставляя ребенка воровать. А после в них, как в черную дыру, засасывает других подростков с низкой самооценкой и без хороших и достойных друзей.

Зависть

Вспомните обиды в подростковом возрасте. Мать дарила дочери мальчиковые туфли, а она мечтала о модных шпильках. Мальчишки смеялись над застиранными рубашками, доставшимися от старшего брата.

Дети завидуют одноклассникам, которые носят стильную одежду, пользуются дорогими телефонами. Зависть становится причиной воровства. Желание обладать современными гаджетами преобладает над заповедью «не воруй». Подросток хочет быть «не хуже других», не страдать от насмешек товарищей.

Задача членов семьи объяснять, что покупки принято планировать. Совместно обсуждайте семейный бюджет. Разъясните, что средства на желанную вещь откладываются. Разрешите оставлять сдачу, полученную от похода в магазин. Учите ребенка копить деньги.

Почему дети воруют?

Психологический аспект: почему дети воруют у родителей деньги? Причин много и большинство из них с точки зрения детского самосознания вполне оправданы:

Ребенок способен украсть из добрых побуждений. Он хочет сделать подарок близкому человеку или другу, а возможностей совершить покупку самостоятельно у него нет. Желание порадовать близких пересиливает понимание совершить нехороший поступок. В детском возрасте моральные устои слабые, а желания довольно сильные.
Когда возникает непреодолимое желание что-то получить и с ним невозможно бороться. Хочется шоколадку — положил ее в карман, нужна игрушка, потихоньку спрятал под свитер и так далее. Малыш может купить нужную (казалось бы) ему вещь, если он заранее продумал ситуацию и взял деньги у родителей «взаймы». Когда ребенок ворует в магазине, советы психолога объясняют такое поведение невозможностью контроля свои желания. Понимание неправильного поведения уже есть, а контроль за ним отсутствует. Он формируется полностью к 20-ти годам, тогда и возникают серьезные проблемы с подростками.
Желание получить знаковую вещь. Это может быть то, что есть у сверстников, играющих не последнюю роль в детском коллективе. Например, айфон или наушники, стильная одежда. Обычно так поступают подростки, у которых самооценка занижена. Он не понимает, что новая вещь не даст ему никаких преимуществ. Ребенок считает, что если у него в карманах «водятся» деньги, то это повышает его авторитет. Вокруг него собирается группа ребят, которые готовы воспользоваться возможностью получить наличные
Но нужно понимать, что это не друзья, а авторитет не покупается, а зарабатывается соответствующим поведением.

Возможность привлечь внимание к собственной персоне

При отсутствии внимания и понимания родителей и близких чадо может попытаться вернуть их расположение столь неблаговидным методом
Ему неважно, что реакции на поступок будет отрицательной. Главное, чтобы она была

Родителям достаточно пересмотреть свое отношение и побеседовать с дочкой или сыном, чтобы изменить ситуацию

Ребенок пошел на этот шаг, чтобы привлечь внимание. Кража может быть разовой, если положение в семье изменится.
Отсутствие понимания ценности денег и той роли, которую они выполняют

Дети не всегда знают, какой ценой и с какими усилиями зарабатываются деньги и разговоры тут не помогут. Нужно ограничить траты дочери или сына или предложить им подработать в свободное время, чтобы они затратили усилия и пришло осознание, что деньги «не сыплются с неба».
Подражание друзьям. В компании сверстников ребенку хочется выглядеть «на высоте» и он подчиняется законам стаи. Если воруют остальные, то почему не попробовать и мне? Его поведение основывается на постулатах:

  • так поступают мои друзья, которых я уважаю;
  • я знаю, что ответственность за совершенное поделят между мной и остальными;
  • я смелый и друзья не ошибаются в моей преданности.

Кража иногда используется как вариант мести. Чтобы наказать сверстника, который нанес серьезную обиду, его нужно лишить его ценной вещи, которой он особенно дорожит.

Феномен детского воровства

Почти каждый в своей жизни испытывал желание присвоить себе то, что ему не принадлежит. Но в большинстве случаев человека всегда что-то удерживает от этого шага. Что это? Сильные моральные устои? Сила воли? Или, может быть, боязнь наказания за содеянное?

Есть дети, у которых с раннего возраста выработан «иммунитет» против воровства. А для кого-то кража чужих вещей – обыденное явление, за которое ребёнок даже не испытывает чувство стыда.

Психология детского воровства такова, что не всегда действия ребёнка носят криминальный характер. Более того, он может не знать, что совершает плохой поступок. Поэтому прежде чем обвинять ребёнка в преступных наклонностях, сначала нужно выяснить причину, почему сын или дочь стали брать чужое.

Подозреваете ребёнка в воровстве? Не можете добиться от него правды? Выясните, как обстоят дела на самом деле – скачайте приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay.

Не предавайте огласке

Итак, еще одна ошибка: никогда не предавайте огласке подобные инциденты. Детская психика слишком хрупка для подобных испытаний. Даже взрослому человеку пережить публичный позор трудно. Раньше даже существовало наказание, когда преступника приковывали к “позорному столбу”. Не поступайте так со своим ребенком. Все вопросы должны решаться не силовыми (и уж никак не физическими!) методами в узком кругу семьи. Запомните, если ребенок ворует, то скорее всего это никак не связано с “дурными генами” его предков, вероятнее всего, это свидетельство того, что в Вашей семье есть проблемы.

Либо это связано с недостатком тепла и понимания со стороны родителей, либо Вы что-то упустили в общественной жизни ребенка. Примечателен случай с 6-летним Иваном. Мальчик регулярно крал деньги у мамы и прятал их под матрас. Мама, перестилая кровать, каждый раз их находила и все повторялось заново: он крал, мама находила. На приеме выяснилось, что семья неполная, отца нет, мама с утра до вечера на работе, ребенок с няней. Когда он прятал деньги, он знал, что мама это обнаружит и будет ругаться. Ребенок объяснял ситуацию так: зато мама сидит у меня на кровати, разговаривает, а потом целует на ночь. “Разговаривает” — это пытается объяснить, почему красть не хорошо. Из дальнейшей беседы стало ясно, что ребенок не слышит этих объяснений, он просто таким образом провоцирует маму на общение с ним.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.