Ребёнок боится всего нового: что делать

Алан-э-Дейл       05.07.2022 г.

Оглавление

Почему разные дети боятся по-разному?

Хотя в той или иной степени боязнь чужих свойственна большинству детей, все они реагируют на посторонних по-разному. Если одни малыши просто не доверяют незнакомцам, сторонятся их и стараются не иметь с ними никаких дел, то другие реагируют куда более бурно, вплоть до громкого рёва или попытки убежать от «страшного чужого человека». Любая из этих реакций абсолютно нормальна.

Сила проявления боязни посторонних зависит от нескольких факторов:

личностных особенностей ребёнка

Как ни крути, есть экстраверты, открытые миру и окружающим, с готовностью и удовольствием идущие на контакт, и есть интроверты, погружённые в свой собственный мир и не желающие пускать в него «кого ни попадя».

образа жизни семьи

Когда гости в семье редкость, а на улице мама с ребёнком гуляют вдали от людей, то велика вероятность, что страх посторонних у малыша будет выражен довольно сильно, ведь он не привык к чужим. Невольно провоцирует возникновение боязни чужих и излишне робкая мама, либо мама-интроверт.

поведения гостей и встречающихся ребёнку людей

Если на малыша эмоционально «накидывается», делает ему «козу» и обещает «показать Москву» огромный шумный «дядя» или его страстно и долго обцеловывает с головы до ног незнакомая «тётя», то в следующий раз он вряд ли захочет стать объектом навязчивого внимания «подозрительных» взрослых.

Причины возникновения детских страхов

Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте. Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу

Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть

Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи. Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.

Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:

  1. Гиперопека
    Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой.
  2. Недостаток внимания родителей
    Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты.
  3. Недостаток физической активности
    Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
  4. Агрессия матери по отношению к ребенку
    Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
  5. Нестабильная атмосфера в семье
    Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
  6. Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
    Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

Научите спокойно относиться к неопределенности

Часто мы не можем гарантировать, что ситуация, которой боится ребенок, не случится, особенно если речь идет о здоровье близких, катастрофах, войнах. Можно делать прогнозы и пытаться мыслить рационально, но все же необходимо признать: иногда мы не знаем, что произойдет.

Ребенку нужно научиться жить с тем фактом, что есть ряд событий, которые мы не в силах контролировать. Ключ к принятию неопределенности не в том, чтобы ее избежать, а в ее осознании и принятии. Поэтому авторы рекомендуют вносить спонтанность в четкий распорядок дня ребенка, чтобы учить справляться с неопределенностью.

Попробуйте изменить планы на выходные на ходу или попросите родственника забрать ребенка из школы вместо вас. Также будет полезно устроить «спонтанную» встречу с другим ребенком, чтобы поиграть вместе.

Реакция мамы и папы

Родители обычно испытывают тревогу, когда у ребенка обнаруживаются какие-то страхи. Мама с папой стараются помочь избавиться от них, но не всегда поступают правильно.

Некоторых родителей раздражает, что ребенок плачет, требует внимания, старается спрятаться за взрослых. Порой мамы и папы просто не понимают, как правильно поступить в подобных ситуациях. Прежде всего, родители должны знать, чего не следует делать, если их ребенок испытывает страхи.

Нельзя игнорировать детские опасения

Часто от родителей можно услышать такие фразы: «Подумаешь, мотылек залетел в окошко. Это же всего лишь насекомое!», «Чего ты боишься тени? Ничего в ней нет ужасного». Казалось бы, родители успокаивают подобными высказываниями испуганного малыша. Однако крошка получает от мамы с папой послание, что его чувства не имеют никакого значения. Ребенок начинает думать, что он – неправильный, с ним определенно что-то не то. Взрослые должны признать, что малыш испугался, а потом поговорить о причинах такого состояния. Например, ребенок испугался насекомого.

Мама может сказать:

Когда мы проговариваем проблему, объясняем ребенку про предмет его страха, это становится обыденным и совсем не страшным.

Не переубеждайте

Мама с малышом выходят на улицу. К ним подбегает милый мопс и хочет познакомиться с ребенком. Мальчик кричит:

Мама объясняет:

У мальчика внутри происходит диссонанс. С одной стороны, он на самом деле боится, что мопс его укусит. С другой стороны, маму нужно слушать, и если она говорит, что собака добрая, наверное, так и есть. Мальчик может начать спорить с мамой, или примет ее доводы.

Мужчины не боятся!

Многие родители до сих пор практикуют советский метод воспитания, когда мальчика кидали в реку, чтобы он научился плавать, или специально оставляли в темном помещении, чтобы он боролся с собственными страхами. К чему может привести такой способ воспитания? Ребенок будет ощущать ужас от того, что самые близкие люди его бросили. Инстинктивно малыши верят, что родители всегда их защитят. А потом взрослые удивляются, почему дети вырастают нервными, агрессивными людьми, перестают доверять родителям. Все потому, что неокрепшая нервная система ребенка испытывает колоссальный стресс, когда малыш остается наедине со своими страхами. Не нужно проверять сына и доказывать ему, что мужчины ничего не боятся. Страх – нормальное чувство, которое испытывает любой человек, независимо от пола и возраста.

Не ругайте ребенка

Если малыш напуган, не нужно повышать голос. Ему и так страшно, а тут еще родители кричат и ругают, непонятно почему. Когда мама или папа странно реагируют на страх ребенка, тот испытывает двойной стресс. Малыш инстинктивно тянется к маме или папе, как к надежной защите, но получает порцию криков. Например, девочка испугалась лягушки. Она прижимается к маме, старается спрятаться за ее юбку. Но мама реагирует слишком бурно:

Мама дергает дочь за руку, тянет за собой, но та напугана и не может сделать ни шага. Безусловно, не такой реакции девочка ждала от любимой мамочки. А потом дочка-подросток не пойдет к маме со своими проблемами и будет решать их сама. Это может привести к негативным последствиям, но вряд ли мама поймет, из-за чего дочь ей не доверяет.

Страх – это не капризы

Малыш не может сыграть приступ ужаса, он действительно испытывает это чувство. Родители должны успокоить ребенка, а не стыдить его за очередные капризы. Подавлять детские страхи нельзя, иначе можно спровоцировать серьезные психологические проблемы в будущем.

Возраст детских страхов

Страх — это друг человека, его дар. Чувство страха было дано нам, чтобы мы могли оценивать опасность и избегать ее, но вместе с очевидными плюсами, страхи приносят в нашу жизнь много досадных минусов. Детский страх, как и взрослый, может быть необоснованным, стать навязчивым, а ребенку иногда требуется помощь, чтобы научиться справляться с пугающей информацией.

В каждой возрастной группе встречаются свои страхи, но рассматривают и список самых распространенных:

  • Страх остаться без родителей (одиночества);
  • Страх плохих снов;
  • Страх темноты (неизвестности);
  • Страх злодеев из сказок;
  • Страх войны;
  • Страх природных катаклизмов;
  • Страх наказания;
  • Страх боли (уколов, врачей);
  • Страх смерти.

Возрастные страхи могут задерживаться у человека дольше «положенного», именно поэтому многие взрослые продолжают с детства бояться высоты или громких звуков.

От 0–1 года:

страх разлуки с близкими;

незнакомых людей;

страх воды;

страх громких звуков.

В 1 год:

  • страх одиночества;
  • страх незнакомых взрослых.

В 2–3 года:

  • страх наказания;
  • боязнь животных;
  • страх высоты;
  • боязнь громких звуков.

В 4–5 лет:

  • страх темноты;
  • страх сказочных персонажей;
  • страх ночных кошмаров.

В 6–7 лет:

  • страх смерти (своей или близких);
  • страх животных;
  • страх сказочных персонажей;
  • страх ночных кошмаров;
  • страх бедствия: пожара, наводнения.

В 8–10 лет:

  • страхи, связанные со школой, стыдом (страх не ответить у доски, отпроситься в туалет);
  • страх смерти.

В 11–16 лет:

  • страх смерти;
  • боязнь войны или нападения;
  • ипохондрия;
  • страх проявить себя;
  • страх принятия возрастных изменений.

Чем могут помочь ребенку спортсмену родители?

В первую очередь родители должны дать понять ребенку, что ему не обязательно всегда побеждать, чтобы его любили и ценили. Обязательно пересмотрите свое отношение к победам и поражениям ребенка, возможно именно ваши эмоции стали причиной стремления к перфекционизму.

Если корень страха кроется в желании одобрения или уважения со стороны других людей, научите малыша заниматься спортом в свое удовольствие. Расскажите, какие перспективы дает спорт для его тела, выносливости, здоровья. Объясните, что победы и награды не единственный бонус, который он получает.

Если юный спортсмен стремится к идеальному выполнению упражнений или тренировок, помогите ему сконцентрироваться на эффективности. Вовсе не обязательно каждый раз быть совершенным, чтобы улучшать свои результаты. Гораздо важнее, какие выводы он делает из ошибок, насколько качественно их исправляет. Ошибки – это неизбежная и естественная часть спорта, не бывает людей, которые выигрывают постоянно.

Проигрыш – это не конец света. Он не отменяет все предыдущие успехи и заслуги, не ставит крест на спортивной карьере. Стремиться к победе нужно, но нельзя чтобы это стремление мешало полноценной подготовке, вызывало стресс и нервные расстройства. Психологически измотанный человек всегда более слабый чем тот, кто относится к ситуации более спокойно.

Из-за боязни совершить ошибку дети часто стараются чрезмерно контролировать свои выступления. Нужно научить ребенка больше доверять своему телу и навыкам, выполнять упражнения более свободно, не чувствовать себя зажатым.

В чем причины

Трусливым малышам обязательно нужно помогать перебарывать страхи. Но делать это по принципу «клин клином» категорически нельзя! Мы уже выяснили, когда и как появляются тревоги. Теперь выясним, почему они возникают.

Цепочки из прошлого: последствия испуга

Предположим, в раннем детстве случилась неприятная встреча со злобной собакой, которая лаяла, скалила зубы, пыталась укусить.

Не только эмоции, но и все каналы восприятия ребенка (зрение, слух, осязание) в этой ситуации задействованы. А возрастной этап предполагает фиксацию на опасных объектах. Возникает страх перед собаками.

Застревание малолетнего в лифте может привести к появлению аналогичной цепочки.

Вскоре на прогулке малыш боится отойти от мамы, оставаться один из-за страха повторения встречи с животным. Закрепляется новая боязнь – одиночества. Если похожая собака появится возле человека, предмета или в какой-то ситуации, запоминаются все новые и новые устрашающие события.

Постоянное напряжение и ожидание появления собаки заставляет малыша растрачивать психическую энергию на безопасность, что истощает нервную систему и приводит к неврозам. Побеждать последствия столь серьезного испуга придется методами психотерапии не за одну встречу с психологом. Домашние рекомендации тоже придется выполнять очень тщательно.

Она тебя обязательно укусит, или внушенный страх

Если бабушка постоянно запрещает подходить к собаке, потому что «она злая и укусит», а с бордюра прыгать нельзя, потому что «ты упадешь, и будет больно», то вполне вероятно, бабушке удастся научить малыша бояться и высоты, и домашних животных.

Фразы «Ты упадешь», «Она тебя укусит» нужно заменять на предупреждения с альтернативой: «С этого бордюра прыгать нельзя, здесь можно упасть, давай лучше пойдем во-о-он по тому походим?» Справляться с уже внушенными страхами старайтесь через демонстрацию правильного поведения на собственном примере.

Показывайте ребенку, как удовлетворить интерес и не испугаться.

Сила воображения

Творческие дети с богатыми эмоциями часто выдумывают монстров и страшилищ. Эти существа на равных с самим малышом присутствуют в реальности. Возраст фантазирования (около 5 лет) быстро проходит

Важно поддержать ребенка, погрузиться в его мир, прогонять монстров вместе с ним. Преодоление фантазий пойдет быстрее, если исключить мультфильмы, кино и телепередачи мистического толка

Проделки Бабы-яги и Кощея

Сказка – место, в котором ребенку понятнее и спокойнее. Если дома творится что-то неладное, малыш может уйти в себя, в свою фантазийную реальность, в которой обязательно возникнут персонажи добрые и злые. С добрыми он будет дружить, а злых пугаться и приписывать им вину за проблемы в семье. Проработать семейные страхи можно в сюжетно-ролевых играх с куклами, рисунках и лепке.

Когда боится мама

Если значимые члены семьи постоянно сами чего-то боятся, дети легко перенимают эти модели поведения. У замкнутых родителей-домоседов и дети растут домоседами. А во всем окружающем мире зверствуют «злые дядьки», «рыночные воры», «опасные бактерии» и даже «радиоактивное солнце».

Пересмотрите собственные страхи и позвольте ребенку сформироваться психологически без чужого давления.

Причины детских страхов

Распространенность тех или иных страхов в каждой возрастной группе связана с этапами жизненного пути, которые проходит ребенок. Тело подростка стремительно меняется, перед ним стоят взрослые задачи — выбрать свой путь, ответственность, но к нему продолжают относиться как к ребенку, а вот у младенца главная забота — не выпускать источник безопасности, тепла и любви из виду. Поэтому у маленьких детей самый актуальный страх — остаться без мамы или другого близкого взрослого, который проводит с ними больше времени.

Существуют различные причины детских страхов. Многие из них естественны и пытаться их устранять намеренно — не стоит. У ребенка недаром появляется чувство высоты, однажды упав с горки, он начинает осознавать опасность. Патологические детских страхи часто рождаются из отношения взрослых к опасностям.

Гиперопека

Ребенок, которому все время говорят «давай, лучше — я, ты не сможешь» боится проявить самостоятельность, а одна фраза «не ешь немытую грушу, а то заболеешь и умрешь» способна породить настоящую фобию у ребенка, который привык верить взрослым на слово.

Высмеивание страха

Закрепляет детский страх и неуважительное отношение к потребностям ребенка. «Описался, как маленький» — говорить это ребенку опасно. Унижение способно закрепить «туалетные» страхи, сделать их хроническими.

Замкнутость

Скрытность родителей, нежелание обсуждать проблемы, может породить множество страхов. Ребенок зачастую понимает, что его канарейка не просто легла спать лапками к верху, но смерть, о которой не принято говорить, пугает ребенка гораздо больше утешения и честного разговора о жизненном цикле.

Постоянное присутствие невротизирующего фактора

Ребенок, который боится животных, не избавиться от страха, если его постоянно силой водить в зоопарк. Так страхи только усугубляются в сознании малышей.

Наказание за проявление чувств

Если ребенку запрещено плакать, громко смеяться или проявлять эмоции, любой страх может превратиться в хроническую проблему.

Психотравмы

Смерть близкого, резкий и громкий звук, который сильно напугал, присутствие при какой-либо трагедии: все это может стать причиной рождения страхов у детей.

Методы преодоления детской никтофобии

Как действовать родителям, если в их семье есть маленький никтофоб? Психологи дают несколько рекомендаций, которые, возможно, помогут справиться со страхом темноты вашему ребенку. Это известные методы, проверенные временем, спасшие многих малышей от ночных «страшилок»:

Материализация страха. Как уже говорилось выше, в большинстве случаев ребенок персонифицирует свои естественные страхи перед смертью, что позволяет его фантазии создавать конкретных «чудовищных персонажей»: медведь, волк, Баба-Яга, Бармалей, привидение и т.д.

Психологи советуют: чтобы преодолеть этот страх, нужно его материализовать и дополнить смешными чертами. Как это сделать?

Попросите ребенка нарисовать свое «чудовище», слепить его фигурку из пластелина, сделать с помощью аппликации (как угодно). Когда материализованный «монстр» будет готов, дополните его вместе с ребенком забавными деталями. Пусть у злого волка вместо гримасы появится добрая улыбка, а у Бабы-Яги смешной нос.

Такие детали помогут ребенку увидеть в своих персонажах что-то смешное, забавное. Вспоминая об этом в темноте, он, вероятно, перестанет их бояться в дальнейшем.

Идентификация с агрессором. Возможно, ночные обитатели комнаты вашего ребенка тоже способны испытывать чувство страха. Почему бы их не напугать? Пусть ребенок вместе с вами сам «превратится» в чудовище и нарычит на них, сделает какой-нибудь жест рукой, чтобы их спугнуть.

Данный метод был разработан Анной Фрейд. Исследовательница полагала, что если ребенок ощутит себя грозным и пугающим, то сможет осознать свою «силу» перед чудищами из темноты и научится контролировать собственные страхи.

Попробуйте показать ребенку, что он достаточно смелый. Кроме того, пусть он считает, что он – защитник, которому необходимо спасать родителей (братика, сестру, игрушки и т.д.) от монстров в темноте. Убедите его, что только он сможет защитить их от чудовищ, ведь он очень отважный и способен противостоять злу.

Здесь были приведены лишь некоторые методы, которые, возможно, смогут помочь вашему ребенку преодолеть страх темноты.

Помните, что никтофобия является достаточно серьезной проблемой. Если вы замечаете, что ваш ребенок испытывает сильную тревогу из-за наступления темноты, ни в коем случае не откладывайте визит к профессиональному детскому психологу.

Причины панических атак у детей

  • Поражения нервной системы.Приступы провоцируются нарушениями вегетативной регуляции, пре- и постнатальными травмами, неврологическими инфекциями.
  • Гормональный дисбаланс.Половое созревание, начало половой жизни, менструаций – периоды повышенного риска развития болезни.
  • Интоксикации.Злоупотребление алкоголем, наркомания, лекарственные отравления увеличивают вероятность заболевания.
  • Наследственная отягощенность.Существует генетическая основа панических атак: заболеваемость родственников первой линии составляет 15-17%.

Демонстративность.Основу составляет жажда внимания, признания со стороны окружающих, стремление показать себя с лучшей стороны, быть в центре внимания. Ипохондричность.Постоянное внимание к собственному самочувствию, повышенная напряженность, нервозность при ухудшении здоровья провоцируют приступы паники аналогичной направленности. Тревожная мнительность.Дети отличаются повышенной внушаемостью, впечатлительностью. Тревожность становится базой для развития панического расстройства.

Детские страхи перед посещением стоматолога и способы борьбы с ними

Всем известно, что зубки у детей нуждаются в особом внимании и правильном своевременном лечении. Именно поэтому необходимо со своим чадом профилактически посещать стоматолога не менее двух раз в год.

Многие малыши считают, что именно стоматолог является самым страшным на свете врачом. Некоторые дети, чтобы не идти в стоматологическую клинику, готовы плакать, истерить, только бы избежать этого неприятного дня них момента. Поэтому для многих родителей визит к этому специалисту становится настоящим испытанием, пройти которое удается, приложив множество усилий. Чтобы избежать этого, постарайтесь заранее подготовить кроху к первому посещению стоматолога, ведь малышей может пугать даже неизвестность.

Что такое неуверенность в себе

Практически все люди время от времени чувствуют
неуверенность в себе, особенно когда сталкиваются с новой и пугающей ситуацией.
Это является нормой.

Для неуверенного себе человека присущ страх проявления своей
индивидуальности, настоящих чувств. Он просто боится быть собой, считает себя
недостойным любви, неудачником. С данным свойством личности необходимо бороться,
так как оно препятствует реализации своего потенциала и настоящей счастливой
жизни.

Неуверенный в себе человек:

  • постоянно сравнивает себя с окружающими, причем
    не в свою пользу;
  • безынициативный, не возьмет на себя
    ответственность, избегает принимать решений.
  • редко отказывает другим людям, даже в ущерб
    себе. При этом терпит плохое отношение к себе.
  • может отличаться высокомерным поведениям,
    пытаясь самоутвердиться и преодолеть свои комплексы, неуверенность.
  • эмоционально относится к любым замечаниям в свою
    сторону, злится и защищается. Критика других людей не затрагивает уверенного в
    себе человека.

Неуверенность в себе появляется под влиянием:

  • генетических особенностей человека. Так,
    различные генетические вариации, которые приводят к подавлению выработки гормонов:
    серотонина и окситоцина способствуют снижению самооценки. Кроме того, 25-50%
    качеств личностей, влияющих на уверенность, имеют наследственную природу, и с
    этим ничего не поделаешь;
  • жизненного опыта, часто детского в виде
    физической, сексуальной или моральной травмы;   
  • окружающей внешней обстановки. С экранов
    телевизоров, в интернете, на обложках журналов человек постоянно видит
    счастливых, богатых и самодостаточных людей, которые добились успеха или рекламируют
    продукты, недоступные для человека из-за отсутствия необходимых средств. Это
    может вызвать ощущение никчемности и просто уничтожить уверенность в себе.
    Такое же неприятное чувство возникает, когда знакомые покупают дорогие вещи или
    просто показывают фотографии с курорта, праздников и т.д.; 
  • неправильных убеждений, установок, а также
    излишнего перфекционизма;
  • тревоги и депрессий.  

Каждому неуверенному человеку необходимо тщательно
проанализировать свою жизнь, выявить корень проблемы и проработать его
самостоятельно или со специалистом.

Хвалите и вознаграждайте за каждый успех

Не бойтесь «подкупать» детей за достижения в борьбе со страхами. Часто родителям кажется, что если они пообещают награду, то дети сразу попросят дорогие игрушки, но это не так. Почти все дети просят что-то вроде «испечь кексы с родителями» или «сходить всей семьей в парк». Вознаграждения должны быть недорогими, но значимыми. И поощрять нужно каждый шаг в борьбе со страхом.

Пример пошагового плана с вознаграждениями из книги «Спокойные»

Цель: задать вопрос учительнице перед всем классом.
Главная награда: поужинать с мамой в ресторане.

Шаг 1. Задать вопрос учительнице, когда все одноклассники уйдут.
Награда: похвала от мамы.

Шаг 2. Ответить на вопрос учительницы при нескольких одноклассниках (ответ подготовлен заранее).
Награда: по пути домой купить журнал.

Шаг 3. Ответить на вопрос учительницы при нескольких одноклассниках (ответ не подготовлен заранее).
Награда: выбрать любимое блюдо на ужин.

Шаг 4. Задать вопрос учительнице в присутствии нескольких одноклассников.
Награда: испечь пирожные с мамой.

Шаг 5. Ответить на вопрос учительницы перед всем классом (ответ подготовлен заранее).
Награда: по дороге домой зайти в кафе.

Шаг 6. Ответить на вопрос учительницы перед всем классом (ответ не подготовлен заранее).
Награда: по дороге домой зайти в магазин рукоделия.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.