Потребности личности

Алан-э-Дейл       20.10.2022 г.

Классификация соц.потребностей человека

Существует множество разделений человеческих стремлений. Самая известная из них – пирамида А.Маслоу. Она имеет несколько уровней от наиболее простых нужд к высоким. Ученый утверждал, что реализация желаний низкой категории приводит к возникновению тех, что находятся на ступень выше.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Согласно теории, все влечения личности – врожденные и организованы в конкретную иерархию по приоритетности. Она имеет такой вид:

  • Физиологические: еда, питье, отдых, сон.
  • Защищенность: стабильность, упорядоченность, безопасность, освобождение от страха и тревожности, хаоса.
  • В чувстве необходимости, любовных проявлениях: дружба, семья, собственный круг общения.
  • В уважении окружающих: известность, незаменимость, признание, самоуважение, репутация, положение в социуме.
  • В самореализации: профессия в зависимости от способностей и интересов, развитие умений и навыков.

Однако Маслоу предвидел и исключения из правил. У некоторых нужда в самоутверждении может стоять выше, чем раскрытие потенциала и занятие любимым делом. Также в список социальных потребностей входят первичные и вторичные.

Врожденные

Их еще называют физиологическими. Без реализации таких запросов человек просто не сможет существовать. К ним относится голод и жажда, необходимость дышать чистым и свежим воздухом, регулярно высыпаться, удовлетворять половое влечение.

Также сюда включают безопасность и уверенность в завтрашнем дне, экономическую стабильность. Все это заложено в людях на генетическом уровне.

Приобретенные

Они обладают психологической природой и появляются только с увеличением жизненного опыта. Это желание стать успешным, занять высокое положение в обществе, получить всеобщее признание и уважение, создать семью. Вторичные потребности также имеют классификацию:

  1. Социальные. Стремление общаться с людьми, проявить навыки и знания в общественной жизни, добиться достойного места. Все это развивается в зависимости от представлений личности о структуре социума.
  2. Идеальные. Влечение к самостоятельному развитию: получение новой информации, изучение действительности, познание смысла жизнедеятельности.
  3. Духовные. Проявляются, когда индивид стремится сделать жизненный опыт богаче, раздвинуть рамки кругозора, развить собственные творческие способности, осознать прекрасное. Это заставляет интересоваться мировой культурой, работать не ради прибыли, а для своего роста и желания познать себя через труд.

Несмотря на то что соц.потребности считаются вторичными, они более значимы для людей. Например, студент сильно хочет спать, но вместо этого он готовится к предстоящему экзамену. Мама ухаживает за малышом, забывая поесть.

Таких ситуаций можно привести множество. Ведь каждый стремится быть активным и полезным в обществе, установить позитивные межличностные взаимоотношения, заслужить уважение и признание окружающих.

В случае когда не удается реализовать эти влечения, появляется чувство бесполезности, ненужности. Это оказывает на него сильнейшее психологическое воздействие.

Основные потребности личности

Основные (ведущие) потребности нужды личности могут  различаться не только по содержанию, но и по уровню обусловленности социумом. Независимо от пола или возраста, а также от социальной принадлежности любой человек имеет основные потребности. Более подробно в своем труде их описал А. Маслоу. Он предложил теорию основанную на принципе иерархической структуры («Иерархия потребностей личности» по Маслоу). Т.е. одни потребности личности являются первичными в соотношении с другими. Например, если человек испытывает жажду или голод, его не особо будет волновать, уважает его сосед или нет. Отсутствие предмета нужды Маслоу называл дефицитными или дефицитарными потребностями. Т.е. при отсутствии еды (предмета нужды), человек будет стремиться любыми путями восполнить такой дефицит любым возможным для него способом.

Основные потребности подразделяются на 6 групп:

1. К ним относят в первую очередь физическую нужду, включающую в себя необходимость в еде, питье, воздухе, сне. Сюда же относится и нужда индивида в близком общении с субъектами противоположного пола (интимные отношения).

2. Нужда в похвале, доверии, любви и др. называется эмоциональными потребностями.

3. Нужда в дружеских отношениях, в уважении в коллективе или другой социальной группе называется общественной потребностью.

4. Нужда в получении ответов на поставленные вопросы, удовлетворении любопытства называются интеллектуальными потребностями.

5. Вера в божественную власть или просто потребность верить называется духовной потребностью. Такие потребности помогают людям обрести спокойствие, переживать неприятности и др.

6. Необходимость самовыражения посредством творчества называется творческой нуждой (потребностями).

Все перечисленные потребности личности – это часть каждого человека. Удовлетворение всех основных нужд, желаний, потребностей человека способствуют его здоровью и позитивному настрою во всех деяниях. Все основные потребности обязательно обладают цикличностью процессов, направленностью и напряженностью. Все потребности в процессах их удовлетворения закрепляются. Вначале удовлетворенная основная потребность временно притихает (угасает) для того, чтобы со временем возникнуть с еще большей интенсивностью.

Потребности, выраженные более слабо, но многократно удовлетворенные, постепенно становятся более устойчивыми. Существует определенная закономерность в закреплениях потребностей – чем многообразнее средства, используемые для закрепления нужд, тем более прочно они закрепляются. В этом случае потребности делаются основами поведенческих действий.

Нужда определяет весь адаптирующий механизм психики. Предметы реальности при этом отражаются как вероятные препятствия или условия для удовлетворения нужд. Поэтому любая основная потребность оснащена своеобразными эффекторами и детекторами. Возникновение основных потребностей и их актуализация направляет психику на определение соответственных целей.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Развитие потребности

Любая потребность развивается в два этапа:

  1. Возникает как внутреннее, скрытое условие для деятельности, выступает как идеал. Человек сопоставляет знания об идеале и о реальном мире, то есть ищет способы достижения.
  2. Потребность конкретизируется и опредмечивается, является движущей силой деятельности. Например, сначала человек может осознать потребность в любви, а затем искать предмет любви.

Потребности порождают мотивы, на фоне которых вырисовывается цель. Выбор средств достижения цели (потребности) зависит от ценностных ориентаций человека. Потребности и мотивы формируют направленность личности.

Базовые потребности формируются к 18-20 годам и в дальнейшем не претерпевают существенных изменений. Исключение – кризисные ситуации.

Иногда система потребностей и мотивов развивается дисгармонично, что приводит к психическим нарушениям и дисфункции личности.

Потребности человека — что это?

Потребность — это необходимость в каких-либо благах: материальных вещах, других людях, и прочих знаков, без которых человек чувствует себя неудовлетворенно.

Для перехода нуждаемости на стадию потребности должны произойти некоторые моменты:

Отсутствие потребности провоцирует раздраженность. Потребность — это настоящее желание.

Проявление эмоций: первоочередные отрицательные проявления до счастливых после того, как осуществлена поставленная цель. Когда мы действительно очень сильно что-то хотим мы переживаем, начинаем бить тревогу, а когда достигаем поставленных целей — начинаем наслаждаться спокойствием.

Концентрация внимания на объекте нужды. Наше подсознание достает те моменты, что действительно могут нас удовлетворить. Например, если мы хотим пить, то будем постоянно думать, и делать акцент внимания на воде.

Концепция потребностей создается по определенным законам:

  1. У всех существ, населяющих Землю, есть потребность. Однако, чем зрелее существо, тем выше степень нуждаемости. Растениям достаточно минералов из грунта, лучей солнца и регулярного получения жидкости в виде воды. Человеку нужно значительно больше.
  1. Чем выше возраст у человека, тем шире его мышление, и больше потребностей. Совсем маленькому ребенку не нужны некоторые вещи, которыми пользуется взрослый человек.
  1. Потребности имеют древовидную систему, одни — первостепенные, другие — второстепенные.

Все действия и поведения людей обоснованы присутствует каких-либо потребностей, которые являются их драйверами по жизни. Желаемая цель для человека является во многом его мотивацией, которая заставляет его принимать решения и двигаться в поставленном направлении по написанному плану. Все что разработано на сегодняшний день людьми во всех сферах деятельности — это итог действий для достижения удовольствия.

Отсутствие возможности достижения потребностей может привести к привязанности от их величины для человека к таким различным результатам:

Физическая смерть индивида в случае отсутствия удовлетворения нужны в пищи, сне, кислороде, обычной защите и так далее;

Расстройство замыслов. Длительное нервное состояние может привести к огромным расстройствам психики.

Сублимация. Снятие переживаний и переход энергии на достижение социально принятых целей. Например, недостаток половой жизни возмещается спортивными занятиями, рисованиями или другой творческой деятельностью.

В таком случае, свои потребности необходимо чувствовать, принимать, и стремиться их осуществить.

Что относится к социальным потребностям человека

Одни из приоритетных нужд – внутренние ощущения. Например, желание свободы и независимого положения. Индивид хочет вырваться из привычных рамок, если они у него есть.

Гедонизм – еще одно стремление, присущее каждому. Все любят периодически пребывать в состоянии безмятежности, как материальном, так и духовном и физическом. Но многие отрицают эту «хотелку», хотя на подсознательном уровне она присутствует. И это нормально. Ведь если в данный момент нет возможности добиться комфорта, то легче убедить себя, что это не является необходимым.

Что еще входит

Каждому хоть иногда хочется побыть в центре внимания, чтобы почувствовать себя важным. И дело тут не в эгоизме, а в самоуважении, повышении авторитета в своих глазах.

Как бы противоречиво это не казалось, но любой нуждается в негативе. Агрессия – это свойство, присущее всем. Проявление чувства приводит к самоудовлетворению, появлению ощущения правоты.

Но не все так плохо, и потребность в добре тоже входит в список. У всех возникало желание безвозмездно помочь близкому, совершить бескорыстный поступок. После этого ощущается благородство и заботливость.

Что такое потребности

Потребности – психическое состояние, выражающееся в дискомфорте, напряжении, неудовлетворенности какого-то желания.

Потребности бывают осознаваемыми и неосознаваемыми:

  • Осознаваемые потребности человека или группы становятся интересами.
  • Неосознаваемые – дают о себе знать в виде эмоций.

Решается ситуация дискомфорта за счет удовлетворения желания или при невозможности удовлетворения за счет подавления либо замещения схожей, но доступной потребностью. Она побуждает к активности, поисковой деятельности, цель которой – устранение дискомфорта, напряжения.

Для потребностей характерны несколько особенностей:

  • динамичность;
  • изменчивость;
  • развитие новых потребностей по мере удовлетворения ранних;
  • зависимость развития потребностей от включенности индивида в разные сферы и виды деятельности;
  • возвращение человека на предыдущие ступени развития, если более низкие потребности снова становятся не удовлетворены.

Потребности представляют собой структуру личности, их можно охарактеризовать как «источник активности живых существ, указывающий на отсутствие ресурсов (как биологических, так и социокультурных), необходимых для существования и развития личности» (А. Н. Леонтьев).

Виды социальных потребностей

В психологии выделяют классификацию в зависимости от направленности действия:

  • «На себя». Проявляется в стремлении человека завоевать авторитет, повысить социальный статус, получить признание со стороны других людей;
  • «На других людей». Проявляется в конкретных действиях, когда человек жертвуют личными интересами в пользу других людей.
  • Совместные. Человек стремится найти баланс между соблюдением интересов других людей и собственных. Также здесь подразумевается грань между вступлением в конкретную социальную группу и сохранением определенной независимости.

Однако Эрих Фромм выделил совершенно другой список социальных потребностей. Психолог представил собственный набор факторов:

  • Связи – непосредственное желание человека присоединиться к социальной группе;
  • Привязанности – желание человека любить, строить отношения;
  • Самоутверждение – потребность закрепления собственной значимости;
  • Самоосознание – необходимость в осознании внутреннего мира и собственной индивидуальности.
  • Ориентир – стремление человек хочет найти образец для подражания, на который он будет равняться при ведении собственной деятельности.

В чём суть иерархии потребностей

Маслоу предполагал, что человеческие потребности распределяются по уровням — от самых простейших к высоким. При этом стремление утолить возвышенные потребности возникает, когда мы утолим низшие.

Представим, что человек нуждается в пище и жилье. Вряд ли он тратит много усилий на развитие каких-то своих способностей. Его мысли и усилия направлены на то, чтобы поесть и найти жилье. Но если человек уже обеспечил себе питание и проживание, то у него возникает мотивация создать семью, добиться успеха на работе.

И вот когда всё есть — комфортный дом, достойная работа, хорошая семья, признание в обществе — человек может подумать о реализации возвышенных потребностей. К примеру, он всю жизнь работал инженером, но мечтал научиться рисовать или играть на гитаре. И человек начинает закрывать эти возвышенные потребности.

Подробнее  Маслоу разъяснил свою теорию в 1954 году — в работе «Мотивация и личность». Он описал последовательность потребностей по уровням:

  1. Физиология. На самом первом уровне человеку нужны  пища, отдых и удовлетворение других потребностей, которые нужны для для нормального существования организма.
  2. Безопасность. Здесь возникает желание стабильности, защиты от внешних угроз.
  3. Любовь и принадлежность. Этот уровень предполагает, что человек удовлетворяет социальные потребности. К примеру, находит друзей, создаёт семью, заводит знакомства с интересными людьми.
  4. Уважение и признание. На данном этапе возникает потребность в признании со стороны общества. Например, хочется добиться высокого статуса, заслужить уважение окружающих, получить подтверждение своих заслуг.
  5. Самоактуализация. По достижении этого уровня у человека возникает стремление закрыть духовные потребности. Это может быть развитие талантов, поиск смысла жизни.

Цель человеческого поведения по теории Маслоу — достичь пятого уровня: самоактуализации. В более поздних работах психолог добавлял ещё два уровня до самоактуализации: познавательных способностей и эстетических потребностей.

Материальные и духовные потребности

Материальные потребности раскрывают зависимость человека от предметов материальной культуры: потребность в пище, одежде, жилье, предметах быта и т.д. В духовных — зависимость от продуктов общественного сознания, они выражаются в усвоении духовной культуры. У человека есть потребность делиться своими мыслями и чувствами с другими, читать газеты, книги и журналы, смотреть фильмы и спектакли, слушать музыку и т.д. Следует подчеркнуть такую духовную потребность, как потребность в общении с другими людьми. Потребность в общении, которая возникла в начале существования человеческого общества и из которой возник язык как средство общения, была главным стимулом, наряду с работой, для превращения обезьян в людей. Потребность в общении и сегодня является важнейшей предпосылкой для духовного развития человека.

Духовные потребности неотделимы от материальных, а удовлетворение духовных потребностей, естественно, требует материальных вещей (книг, газет, письменных и музыкальных принадлежностей, красок и т.д.), которые, в свою очередь, являются объектами материальных потребностей.

Таким образом, потребность, которая является естественной по своему происхождению, может в то же время быть материальной по своему объекту. Культурное по происхождению может быть как материальным, так и духовным по объекту. Таким образом, эта классификация охватывает наибольшее разнообразие потребностей и показывает их связь с историей развития человеческого сознания и с объектом, на который они направлены.

«С точки зрения субъекта (носителя), потребности можно разделить на индивидуальные, групповые и социальные. Существуют творческие и рутинные потребности. В социологии используется классификация потребностей по сфере деятельности (потребности, связанные с трудом, познанием, общением, отдыхом), по функциональной роли (доминирующие и второстепенные, устойчивые и ситуативные).» Все эти потребности задаются на разных основаниях, и их трудно привести в единую, логически стройную систему.

Наиболее известной попыткой систематизировать потребности является иерархия потребностей А. Маслоу. Он расположил базовые, то есть наиболее распространенные, фундаментальные потребности в виде пятиуровневой пирамиды, начиная с насущных потребностей, без которых человеческий организм не может физически существовать, и заканчивая самыми сложными — социальными потребностями.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Развитие устойчивого внимания у детей дошкольного возраста
  2. Концепции нравственного развития личности
  3. Игра и когнитивное развитие в раннем возрасте
  4. Элементы психологического анализа
  5. Аттестация педагога-психолога — Понятие «аттестация». Цели, задачи, принципы и правила аттестации педагогов
  6. Психология ощущения и восприятия
  7. Особенности содержания гендерных представлений у дошкольников — Семья как институт социализации
  8. Креативное развитие личности в психологии
  9. Конструктивные и деструктивные последствия конфликтов
  10. Психологические защиты в конфликтах разных профессиональных групп

Наличие у животных

Я уже говорила, что соц.стремления возникают только ввиду принадлежности к обществу. Но в животном мире также имеет место иерархия и законы. Поэтому принято разделять зоосоциальные желания: родительские, миграционные, игровые, адаптационные.

Их сложно назвать общественными в полной мере, но многие ученые считают их первоисточником к возникновению человеческих нужд.

Итак, социальной потребностью является необходимость в общении, реализации, мире, заботе, власти. Перечислять этот список можно довольно долго. Личность не может формироваться вне социума без взаимодействия с другими и реализации своих влечений. 

Примеры, связанные с воспитанием детей животными – убедительное тому подтверждение. Известно несколько таких случаев. И во всех из них человек так и не смог приспособиться к жизни среди людей и стать полноценным членом общества. Ведь когда он чувствует только первичные стремления, он становится подобным зверю и фактически превращается в него.

Понятие иерархии

Иерархию потребностей вывел психолог Абрахам Маслоу. Многочисленные нужды и желания людей он скомпоновал в виде пирамиды, которая наглядно демонстрировала его научный взгляд на данную проблему. В пирамиде Маслоу разместил потребности по мере их возрастания.

Учёный был уверен, что пока индивидуум остро нуждается в примитивных вещах, он не думает о потребностях более высокого уровня. Маслоу приводил примеры в доказательство своей теории.

Он утверждал, что физиологические потребности являются базовыми. Общество, в котором все сыты, и никто не имеет даже малейшего повода для тревоги, психолог назвал идеальным. Голодный человек не нуждается в любви. Однако влюблённым всё равно нужно регулярно питаться.

Примечательно, что определение сытости Маслоу использовал в достаточно широком смысле. Под ней он подразумевал не только достаток пищи, но и сна, воды, кислорода, секса. Ниже представлена классификация человеческих потребностей по Маслоу.

Врождённые или первичные

На первом уровне находятся жизненно важные потребности людей. Это потребности, присущие человеку, как живому существу. Они включают в себя необходимость удовлетворения следующих нужд:

  • чувство голода,
  • необходимость дыхания,
  • жажда,
  • отдых,
  • необходимость в жилище, одежде,
  • продолжение рода,
  • двигательная активность.

Маслоу утверждал, что бедный человек в первую очередь испытывает необходимость в удовлетворении базовых или биогенных (естественных) потребностей. Выбирая между уважением и едой, большая часть людей отдаст предпочтение последнему варианту.

Второй уровень происходит из потребности индивидуума в безопасности. Он содержит в себе такой перечень нужд:

  • безопасность существования,
  • стабильность условий,
  • гарантия занятости,
  • комфорт существования,
  • уверенность в своём будущем.

Когда человек сыт и не имеет проблем со здоровьем, он начинает испытывать острую нужду в безопасности. Такой индивидуум стремиться к разумному порядку в жизни и прогнозируемости своего будущего.

Приобретённые или вторичные

На третьем уровне расположены социальные потребности. Под ними подразумеваются:

забота о членах общества,
внимание к себе,
привязанность к близким,
социальные связи,
участие в совместных проектах.

После того как первичные потребности удовлетворены, человек начинает испытывать нужду дружеских, любовных и семейных отношениях.

Индивидуум начинает заниматься поиском социальной группы, принадлежность к которой могла бы удовлетворить его желания и избавить от одиночества.

Четвёртый уровень связан с престижными потребностями людей. Это потребности, удовлетворяемые человеком в результате своей деятельности. К ним относят:

  • уважение со стороны других членов общества,
  • признание окружающими людьми,
  • достижение успеха в профессиональной сфере деятельности,
  • оценка способностей,
  • самоуважение,
  • движение вверх по служебной лестнице.

Каждый член общества нуждается в признании своих способностей и талантов со стороны окружающих. Человек добивается самоуважения и начинает верить в собственные силы, когда достигает в жизни определённых результатов.

Духовные потребности находятся на пятом уровне. Здесь находятся:

  • самоидентификация,
  • самовыражение,
  • самореализация,
  • самоутверждение,
  • саморазвитие.

Маслоу убеждён, что необходимость самовыражения проявляется у человека только после того, как все нижестоящие потребности полностью удовлетворены.

В соответствии с теорией учёного, индивидуум действует в строгом соответствии с иерархией, приведённой в пирамиде. Большая часть людей поступает именно таким образом.

Однако есть и исключения. Существует узкая группа индивидуумов, которые ставят свои идеалы выше бытовых проблем.

Сюда относят людей науки и искусства, стремящихся к самореализации и развитию, несмотря на лишения и голод. Обычно у таких индивидуумов существует личная иерархия потребностей, в соответствии с которой они живут.

Различия между низшими и высшими

Чем различаются высшие и низшие потребности? Низшие потребности связаны с естественными нуждами тела.

Необходимость в базовых условиях для выживания , еде, воздухе, воде , определена самой природой.

В чем выражают себя высшие потребности? Высшие потребности выходят далеко за рамки, необходимые для физического выживания и поддержки функционирования организма.

Нужда индивидуума в развитии, заботе о других людях и любви, самореализации , это уже не просто ряд важных потребностей, а список ценностей, не имеющих прямого отношения к потребностям тела.

Подмена

Биологические нужды, хоть они и очень отличаются по смыслу и значимости от остальных, нельзя рассматривать как отдельные. Они тесно связаны с желанием получить любовь, признание, показать свою независимость и прочее. Вспомните тех же младенцев, которые требуют грудь, порой чтобы просто ощутить близость матери, испытать успокоение, что в безопасности.

Слышали о таких психических заболеваниях, как булимия, анорексия? Современное общество пропагандирует необходимость иметь идеальное тело, отчего активно и агрессивно повсюду рекламируются различные средства для похудения. Порой успешность, интеллектуальные способности равняются красивому внешнему виду. Это даёт о себе знать сформированный ложный стереотип. Что только в прекрасной физической форме и наглаженном костюме человек способен генерировать гениальные идеи и управлять людьми.

Так вот, когда благодаря диетам нарушается процесс пищеварения, хотя бы по причине того, что в организм редко поступает еда, происходят нарушения и в способности человека распознавать чувство голода. В момент стресса некоторые люди отказываются от пищи, некоторые наоборот, злоупотребляют ею, чтобы отвлечься, переключиться. Выпечкой пытаются «подсластить» себе жизнь. Большими объемами заполнить ощущение «внутренней пустоты».

Отношения с едой вполне могут перерасти в зависимость, когда сложно себя контролировать и ограничивать. Особенно, в моменты повышенной тревоги, беспокойства, неудовлетворённости

Вот почему так важно быть внимательным к себе, и есть тогда, когда действительно ощущается голод. А не просто желание испытать радость или успокоиться

Определение и развитие потребности

Любая задача формируется поэтапно, в несколько шагов. При здоровой психике основные идеи заключаются на раннем этапе – до 18-20 лет, тогда появляется самостоятельная, целостная личность. Если ребенок медленно развивается и не осознает, что хочет, можно ставить вопрос об отклонениях в развитии.

В таких случаях обращайтесь ко мне, я помогу вам разобраться в себе. После моей консультации вы почувствуете прилив сил, проанализируете собственные мотивы, поставите цели и реализуете их.

Итак, любая задача формируется в два этапа:

  1. Появляется идеальная сущность – представляемое уникаьное условие для достижения поставленных задач. Этот идеал для деятельности постепенно конкретизируется, приобретает логические черты.
  2. Понятие преобразуется в конкретную форму, осознается. Оно начинает двигать намерениями, действиями.

Приведу пример. Человек сперва чувствует пустоту, желание сблизиться с другими. Затем он понимает, что это ощущение – нужда в любви. И только когда происходит полное осознание, данная цель способствует появлению задачи – найти любимого мужчину/женщину, чтобы реализовать собственные интенции.

Какие виды потребностей существуют

Классификаций есть несколько, но наиболее развита и распространена – по происхождению. Различают:

  • Биологические. Они же – телесные или материальные. К ним относятся все нужды, имеющие врожденный характер. Во многом они схожи с инстинктами у животных и должны реализовываться одними из первых. От их реализации многое зависит, от некоторых – напрямую жизнь индивида, от других – развитие человеческого вида. К данной категории можно отнести необходимость к пропитанию, размножению, обеспечению тепла (отсюда и желание находиться в комфорте). При зацикливании на данной низшей ступени могут начаться серьезные психологические проблемы, в том числе связанные с перееданием или в целом – с потребительским типом сознания, когда у индивида больше нет задач, кроме покупки предметов, одежды.
  • Социальные. Они же личностные. Каждый из нас находится в обществе, является его непосредственной частью. При этом мы играем роли – жены, матери, дочери, сотрудницы, покупателя. В основе каждой маски лежит как типовое (общие стереотипы, нормы), так и индивидуальное. Чем выше уровень индивидуальности, тем ярче прорисовываются черты личности. К данному типу относятся все духовные и социальные стремления, в том числе развитие отношений, карьеры. К наиболее значимым нуждам относится труд и общение. Каждому необходим отдых, но расслабляться нужно после работы.
  • Духовные, или экзистенциальные. Они представляют собой наиболее сложный комплекс из желаний, поскольку они формируются на базе реального культурного опыта, знаний. Есть люди, не испытывающие значительного воздействия данных нужд, поскольку они зациклены на первых двух категориях. К ним относится все, что соединяет конкретного индивида с миром – не только с социальной точки зрения, но с моральной. Это искусство, творчество, самореализация, развитие.

Согласно данным трем разновидностям, основные виды потребностей человека изредка могут быть заменяемы друг другом. Например, представим творческую личность, художника, творца. Он может сутки провести за холстом и питаться одним вдохновением. Здесь мы видим, как биологическая основа временно уступила.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Помимо представленной, существует много классификаций по разным принципам:

  • по происхождению: естественные и привитые социумом (кушать / есть в кафе);
  • по направлению: материальные и духовные (купить шубу / любить животных);
  • по сфере деятельности: коммуникативные, профессиональные (общаться / получить повышение);
  • по происхождению: эндогенные и экзогенные, то есть появившиеся сами по себе, изнутри, или привитые людьми или условиями извне – питаться должен любой организм, а вот получать в два раза больше тепла только тот, кто находится в холодном климате.

Также в профессиональной литературе находит имеет место разделение на базовые и приобретенные. Согласно данной концепции одни составляют фундамент, являются непререкаемыми, в то время как вторые подлежат корректировке, обсуждению.

Примеры духовных потребностей

Давайте рассмотрим несколько примеров духовных потребностей, разбив их на несколько крупных категорий. Итак:

1. Потребность в саморазвитии

Саморазвитие предполагает целый комплекс направлений, в рамках которых личность совершенствуется, получает новые знания и открывает перед собой новые горизонты.

Одним из основных, базовых способов удовлетворения потребности в саморазвитии является чтение. Выбирая литературу, каждый человек ориентируется на собственный комплекс представлений о том, литература какого жанра поможет ему развиваться как личности. Для кого-то таким жанром является психология, кто-то выбирает художественную литературу, а кто-то научную. При этом чтение не только способствует общему развитию, но и наталкивает личность на новые идеи, открытия, перемены в жизни.

Если Вы хотите начать читать книги, но никак не можете найти в себе мотивацию для этого, у меня есть для Вас отличная мотивирующая статья: «как заставить себя читать?«.

2. Потребность в искусстве

Искусство является одним из величайших учителей, который демонстрирует истинные проявления духовности.

Все художественные, философские, живописные, музыкальные и архитектурные шедевры различных поколений показывают, что человеческая мысль может быть невероятно глубокой и изящной, затрагивать самые глубокие аспекты человеческой жизни. При этом приобщение к духовной культуре — это не просто способ удовлетворить духовные запросы, но и способ получить эстетическое удовольствие.

В свою очередь познавательная сторона искусства, а также приобретенных с его помощью знаний, позволяет раскрыть все лучшие качества человека, а также использовать их для личного и общественного блага.

3. Поиск смысла жизни

Все думающие люди в той или иной степени склонны философствовать, особенно в самые сложные и кризисные периоды собственной жизни. Это объясняется желанием проанализировать особенности своего существования, а также поставить перед собой совершенно новые цели.

Зачастую, если человеку не удастся найти ответы на глубинные вопросы, то они будут вынуждены сталкиваться с внутренними конфликтами, которые со временем могут перерасти в апатию и депрессию. Чтобы не допускать подобных негативных проявлений психики, требуется прислушиваться к собственному внутреннему «Я», а также почаще анализировать происходящее вокруг. К тому же, помните, что не следует требовать от себя невозможного, а все поставленные цели должны быть посильными и достижимыми. В противном случае вы рискуете стать заложником собственных ожиданий.

4. Познание окружающего мира

С древних времен люди стремились познавать мир, пытаясь понять закономерности устройства окружающего их мира и пространства. Поверхностный анализ происходящих событий привел к появлению различных суеверий, мифов и верований. Древний человек объяснял практически все потусторонними силами, поскольку ему были непонятны многие явления природы. Это был самый простой способ объяснить грозу, дождь и другие события.

При этом именно тяга к знаниям позволила человечеству выйти на совершенно новый уровень эволюции, что позволяет нам продолжить совершенствовать собственную среду обитания

Каждый человек признает важность познавательной деятельности. В ходе поиска собственного жизненного пути человек пытается в первую очередь определить интересные для себя сферы изучения, а также подходящие его формы

5. Потребность в образовании

Образование – процесс усвоения некоторых систематизированных знаний, навыков и умений. При этом образование является одним из важнейших этапов становления человека, которая позволяет ему подготовиться к будущему труду и взаимодействию в обществе.

Иерархия ценностей

Абарахам Маслоу, создатель пирамиды потребностей (о ней подробно вы узнаете, нажав сюда), считал, что все выше перечисленные нужды являются ведущими только в момент, когда ощущается их неудовлетворённость. В остальное время личность больше заботят материальные и духовные ценности.

Вот, например, задумываетесь ли вы о том, как дышите? Вот просто так, решая рабочие вопросы и выполняя повседневные дела? Обращаете ли внимание на этот жизненно необходимый процесс, пока не возникнут сложности, которые мешают делать вдох и выдох? Если вы не медитируете, или не пытаетесь выполнить техники для успокоения – то вряд ли. Пока не ощущается недостаток кислорода, внимание будет сосредоточено на других задачах

Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вполне очевидный вывод. Удовлетворение клиентов влияет на развитие бизнеса, его прибыльность, эффективность. Чтобы правильно вести деятельность, направленную на то, чтобы удовлетворить потребности, требования потребителей, необходимо располагать знаниями, способствующими формированию грамотного подхода к клиентам.

Компания «Бизнес Партнер» проводит тренинги по продажам. Обучение на таких тренингах позволяет получить обширные знания, включая знания о том, как правильно стремиться к максимально полному удовлетворению клиентов. Практикум тренингов включает различные упражнения, позволяющие на практике понять, как применять полученные знания, добиваясь желаемых результатов.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.