Оглавление
Краткое содержание
У одного состоятельного мужчины в семье росло два сына. В момент, когда оба отрока повзрослели, младший наследник пожелал стать свободным и начать жить отдельно от семейства. Он попросил отца выделить причитающуюся ему долю. Так, старец-родитель согласился и разделил богатство между братьями по Моисееву закону: младшему — третью часть имения; старшему — две трети.
На радостях глава семейства решил устроить пир. Закололи телёнка, приготовили лучшие угощения. Отец ликовал: «Мой блудный сын был мертв, а теперь ожил! Находился без сознания, а теперь проснулся!».
В момент, когда пир шел горой, старший брат возвращался домой после тяжелого рабочего дня. Близился вечер. Услышав шум, радостное ликование людей, он удивился. Впервые видел, чтобы его отец устраивал празднество с таким размахом. Старший брат спросил у одного из рабов, по какому случаю праздник. Раб ответил, что домой вернулся блудный сын. В честь события созвали гостей, приготовили вкуснейшие кушанья.
Старший отрок холодно отнесся к милосердию и доброте старика. В душе затаилась обида, презрение, жажда справедливости и зависть. Брату показалось, что отец любит больше младшего сына. Он выразил негативные чувства, сказав, что родитель никогда настолько не ценил его труд, преданную службу. Никогда не ценил его самого, хотя сын остается верным родителю с раннего детства.
И отец дал вот какой ответ: «Все, что есть у меня — есть у тебя. Ты — всегда был и есть рядом со мной. А младший брат долгое время находился в беспамятстве, словно был мертв. Теперь же он ожил, т.к. осознал свой поступок и неправоту!»
Прообраз Бога. Господь с трепетом встречает каждого грешника
Сюжет притчи, подробный пересказ
Один человек имел двух сыновей. Младший попросил отдать ему причитающееся наследство, и отец уступил сыну, поделив имущество между братьями. Спустя некоторое время младший взял своё и ушёл в далекую страну, где кутил и распутствовал.
Потратив всё, что имел, он стал бедствовать. Нанялся он в услужение, стал пасти свиней. И рад был бы он поесть хотя бы то, что ели свиньи, но не давали ему. И тут он вспомнил отца, какое у него богатое имение и сколько слуг не имеют нужды, и задумался: зачем умирать от голода, вернусь к отцу и попрошу принять меня в наёмники, ведь сыном ему называться уже недостоин.
И направился к отцу. А отец увидел его ещё издали и пожалел сына, побежал к нему навстречу, обнимал и целовал. Младший сын сказал: «Отец, на мне грех перед небом и тобой, и сыном тебе я уже быть недостоин». А отец приказал рабам принести ему самую хорошую одежду, обувь и перстень на руку и заколать упитанного теленка, чтобы есть и праздновать. Потому что был его младший сын мертвым, но стал живым, был пропавшим без вести, но нашёлся. И стали все веселиться.
Старший сын тем временем был в поле, когда вернулся, услышал из дома песни и ликующие возгласы. Позвав слугу, он спросил, что случилось. Ответили ему, что вернулся брат и отец от радости, что сын невредим, заколол целого теленка. Старший сын осерчал и не захотел войти к празднующим, а отец вышел, чтобы его позвать. Но старший сын сказал: «Столько лет я с тобой, работаю, всегда слушаюсь тебя, но ты даже козла мне не давал, чтобы попировать с друзьями; а этот сын, прокутивший всё твоё имущество с распутницами, вернулся, и ты сразу для него заколол упитанного телка». Отец же ответил на это: «Сын, ты всегда был рядом и все моё принадлежит тебе, а радоваться нужно оттого, что младший твой брат был мертвым и стал живым, был пропавшим без вести и нашелся».
Как отнесся старший к покаянию брата
Толкование роли старшего сына. Послушный молодой человек всегда выполняет волю отца, живет строго по законам, считает себя праведником. Но у него мертва душа – он разучился сострадать окружающим, ставя свои «заслуги» в служении Богу, выше остальных. Тот же грех гордости, гордыни. Вдобавок – зависть.
На зов отца порадоваться вместе с остальными тому, что вернулся раскаивающийся грешник младший брат, старший высказывает родителю свои обиды и претензии. Указывая, что сын отца ему больше не брат, который сам виноват в своей участи. Он не понимает, почему родитель с такой радостью принимает возвращение раскаивающегося грешника. Считая себя праведником, он не видит своих недостатков, своего греха. Как книжники и фарисеи, которые твердят о своем служении Богу, на самом деле не любят окружающих «как самого себя», нарушая главную Божью заповедь.
Популярные сегодня пересказы
- Счастливый Принц — краткое содержание сказки Оскар Уайльд В одном городе стояла высокая колонна, увенчанная прекрасной статуей Счастливого Принца. Он был полностью позолочен, в рукояти его меча сверкал рубин, а глаза были сделаны из сапфиров.
- Барышня-крестьянка — краткое содержание повести Пушкина События произведения разворачиваются в одной из дальних российских губерний, где в своих поместьях проживают соседи в лице русских баринов Ивана Петровича Берестова и Григория Иванович Муромского.
- Два приятеля — краткое содержание повести Тургенева В поместье Вязовны приезжает молодой человек, Борис Анндреевич Вязовнин. Это его родовое гнездо. Мужчина учился в университете, был хорошо воспитан, владел языками. Молодой человек до недавнего времени жил в столице
- Собирай по ягодке — наберешь кузовок — краткое содержание рассказа Шергина Ванину бабушку все любили, она была очень доброй и справедливой старушкой, знала много песен и стихов и вся была словно соткана из сказок и пословиц. А еще она умела рисовать
В искусстве
«Блудный сын» И.Босха Данная притча одна из наиболее часто изображаемых в искусстве евангельских притч. Эта тема, всегда популярная и в качестве повествовательного цикла, и в виде отдельных сюжетов, впервые встречается в витражах французских кафедральных соборов XIII века. Циклы на этот сюжет включают следующие сцены: блудный сын получает свою долю наследства; он уходит из дома; он пирует с куртизанками на постоялом дворе; они прогоняют его, когда у него кончаются деньги; он пасёт свиней; он возвращается домой и раскаивается перед своим Отцом.
- Блудный сын в таверне — автопортрет Рембрандта, пирующего с молодой женой
- Возвращение блудного сына (картина Рембрандта)
- «Блудный сын» — кантата Дебюсси (1884)
- «Блудный сын» — балет С. С. Прокофьева (1929)
- Блудный сын (опера Бриттена)
Необычным и неожиданным было названо искусствоведами решение темы в картине советского художника Сергея Григорьева «Вернулся» (1954), где возвращающимся «блудным» родственником оказывается не сын, а отец. Семья не принимает его возвращение и отвергает его.
Что значит образ блудного сына, говорится ещё в Талмуде
Историки и богословы считают, что первоисточник притчи Иисуса о блудном сыне находится в идее иудаизма о раскаянии.
Ещё мудрецы Талмуда указывали на раскаяние как весьма важном факторе для человека. По их мнению, Бог создал раскаяние, именно поэтому оно достигает трона Господня
Бог создал раскаяние, именно поэтому оно достигает трона Господня.
В результате раскаяния может продлевается человеческая жизнь, а сам человек избавляется от мук совести.
Как сын не стыдиться вернуться к отцу, который его любит, так и Бог побуждает Израиль не стыдится раскаяния.
Бог Саваоф, В. М. Васнецов, 1885 год. Господу дорог каждый человек как сын. Он проявляет прощение и сострадание к каждому, но грешник должен раскаяться, чтобы получить прощение
Если же говорить об основном содержании и значении притчи, то оно состоит из нескольких постулатов:
- для Бога каждый человек как сын и поэтому он Ему так же дорог как дорог отцу вернувшийся блудный сын;
- необходимо уметь прощать и проявлять сострадание к тому, кто просит о нём и в нём нуждается более всего;
- необходимо раскаиваться в своих плохих поступках, как раскаялся блудный сын, тогда Бог примет к себе грешника, как принял его отец.
Таким образом, что значит притча о блудном сыне, верующему человеку достаточно несложно понять. При этом существует более глубокое её толкование. Оно даётся православными богословами.
В искусстве[ | ]
«Блудный сын» И.Босха Данная притча одна из наиболее часто изображаемых в искусстве евангельских притч. Эта тема, всегда популярная и в качестве повествовательного цикла, и в виде отдельных сюжетов, впервые встречается в витражах французских кафедральных соборов XIII века. Циклы на этот сюжет включают следующие сцены: блудный сын получает свою долю наследства; он уходит из дома; он пирует с куртизанками на постоялом дворе; они прогоняют его, когда у него кончаются деньги; он пасёт свиней; он возвращается домой и раскаивается перед своим Отцом.
- Блудный сын в таверне — автопортрет Рембрандта, пирующего с молодой женой
- Возвращение блудного сына (картина Рембрандта)
- «Блудный сын» — кантата Дебюсси (1884)
- «Блудный сын» — балет С. С. Прокофьева (1929)
- Блудный сын (опера Бриттена)
Необычным и неожиданным было названо искусствоведами решение темы в картине советского художника Сергея Григорьева «Вернулся» (1954), где возвращающимся «блудным» родственником оказывается не сын, а отец. Семья не принимает его возвращение и отвергает его.
В литературе
Два литературных труда в жанре повествовательной прозы были написаны во второй половине XVII века — «Повесть о Горе-Злочастии» и «Повесть о Савве Гудыне». Оба произведения обращаются к евангельскому сюжету о блудном сыне. В «Горе-Злочастии» главный герой по имени Молодец повторяет путь блудного сына, попадая в «царев кабак», в «Повести о Савве Гудыне» этот сюжет сочетается со сказкой, образуя тем самым витиеватое повествование, примеров которого в те времена не было.
Использовал притчу при построении сюжета своего произведения Александр Сергеевич Пушкин. Сопоставлять его переосмысление евангельского сюжета и саму притчу учат еще в школе, это одна из основных тем при «разборе» повести «Станционный смотритель». Точнее — противопоставлять, ведь в «Станционном смотрителе» этот сюжет показан неожиданно — здесь все наоборот. Вместо обедневшего сына-наследника довольная жизнью боярыня приезжает на похороны обнищавшего отца. Ну а картина «Возвращение блудного сына», висящая на стене в начале повести, играет роль того самого ружья, которое «выстреливает» в конце повествования.
Косвенно этой темы Пушкин касается и в других своих произведениях — повести «Капитанская дочка» и неоконченных «Записках молодого человека».
Красная гора в Оренбургской области — место, описанное в повести «Капитанская дочка». Фото: www.russianlook.com
Стихотворение Николая Гумилева «Блудный сын» разделено на четыре части, каждая из которых характеризует одно из состояний героя.
«Отец, отпусти меня… завтра… сегодня!..» — стремление бросить отчий дом, «Как розов за портиком край небосклона! Как веселы в пламенном Тибре галеры!» — упоение свободой, «Пойду и скажу ему: «Отче, Я грешен пред господом и пред тобою» — лишения, невзгоды и окончательное решение вернуться домой и, наконец, «Узнал… догадался… идет мне навстречу… И праздник, и эта невеста… не мне ли?!». Интересно, что у Гумилева стихотворение завершается без слов прощения, и конец не совсем ясен, хоть все и предполагает счастливый финал.
Всего в двух четверостишиях стихотворения Ивана Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья» раскрывается если не сюжет, то мораль евангельской притчи. Блудный сын здесь предстает перед Господом, который спрашивает его: «Был ли счастлив ты в жизни земной?» Но ответа и финала здесь тоже нет: сын захлебывается сладостными слезами, вместо ответа — безмолвие.
Техника Рембрандта
Рембрандт полностью сосредоточен на передаче внутреннего мира своих героев. Это отражается на его технике. Мы не видим стандартной цветовой гаммы. Мы видим сплав красных, коричневых и золотистых оттенков.
Мазки краски наложены порывисто, как будто небрежно. Художник не скрывает их. Никакой прилизанности.
Рембрандт. Возвращение блудного сына. Фрагмент. 1669. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Необычна и светотень на картине. Главные герои освещены неярким источником света. Самое яркое пятно – лоб отца. Вокруг полумрак. Который переходит почти в кромешную темноту на заднем плане. Такие переходы от света к тени добавляют эмоциональности.
Я сам лишь недавно вернулся к отцу
Вообще, у меня самого сравнительно недавно произошло воссоединение с собственным отцом, с которым я до 40 лет практически не общался. Его в моей жизни просто не было. Была мама, была бабушка, а отца не было. Мне не говорили, что отец — подонок, он бросил нас. Нет. Но и другого не говорили. Просто разошлись — и все, как-то так.
Наверное, просто сказать: «Ой, пойду-ка я схожу к отцу», — невозможно. Как правило, это решение, связанное с сильным потрясением, с покаянием. Лет 10 назад в моей жизни случились такие потрясения, связанные с потерей близких мне людей, со многими другими проблемами. Было время, когда я фактически не мог ходить на двух ногах, настолько мне было плохо. В какой-то момент начался сильнейший кризис. Все это не было напрямую связано с отцом. Но я вдруг увидел, что многое, происходящее в моей жизни, связано с его отсутствием. И осознав это, я подумал: надо срочно к нему лететь.
Я лечу к отцу и уже там узнаю о трагических событиях, которые произошли и в его жизни. Помню, я взял с собой друга, который занимается психологией, и мы с ним поселились на некоторое время в доме моего отца, у моря. Наедине мы с другом много разговаривали, я пытался переварить происходящее, бесконечно продолжал разборки: кто кого бросил, мама или папа, почему, зачем, кто виноват, что сказала мама моей мамы, что ответил дедушка, что возразила тетя, кто что разрушил…
И вдруг — как вспышка. В тот момент, когда я убежденно твержу другу о том, какие мы с отцом разные, он говорит: «Слушай, какие глаза у твоего отца! Такие светлые, такие глубокие!» Это был невероятный момент: его слова просто врезались в меня, я как будто вынырнул из какой-то бездны
Я вдруг понял, что должен смотреть на этого человека не через призму каких-то совершенных им 30 или 40 лет назад поступков, не через выяснение подробностей, кто кого предал и кто кого подвел, не через упреки за детство, проведенное без него, за маму… Копошиться в этом… Правильно ли? Конечно, это не значит, что надо совсем перестать обращать внимание на факты, но все это вообще не должно ничего менять в моем изначальном отношении к отцу. Благодарность и молитва — это первое
А с Богом разве не так?..
У меня трое детей, и каждому из них я уделял совершенно разное количество времени и внимания. Если говорить о двух старших дочерях, то правильнее будет употребить глагол «не уделял». Но я все же надеюсь, что в них победит отношение к родителям как безусловной божественной данности. Очень на это надеюсь. Не из-за эгоизма, не потому, что хочется, чтобы кто-то тебя жалел и ухаживал за тобой в старости. Совсем нет. Просто я сам на себе это ощутил. И, не осознав этого, они не пойдут дальше, будут бесконечно крутиться в колесе эгоизма.
Библейская притча о блудном сыне — смысл и толкование
Библейские уроки
Опубликовано 13.10.2014
С библейской притчей о блудном сыне я лично знаком уже около пятнадцати лет. Данное эссе было написано в качестве задания во время обучения в библейской семинарии. Скажу честно, я очень далек от искусства, поэтому размышления Генри Нувена о самой картине Рембранта меня немного утомляли, но вот те духовные выводы, которые он делает, очень даже порадовали. Конечно, читая эту притчу на протяжении всех этих лет, я думал и о младшем сыне и об отце
Позже стал обращать внимание и на старшего сына, но для меня в этой библейской притче он всегда был на второстепенном плане
Через какое-то время я узнал, что Иисус в этой притче показывает два народа — израильский и народ языческий и что эта притча направлена скорее на обличение народа, избранного Богом, нежели на падение и возвращение народа, который изображает младший сын. Павел сказал об этом, когда говорил о спасении язычников:
Впервые, когда читаешь эту притчу, сам того не осознавая, встаешь на место старшего брата, осуждая младшего. Какие тут могут быть сомнения в том, что младший сын виноват, согрешил и должен понести заслуженное наказание? Какие могут быть сомнения в том, что этот человек не достоин ничего и, скорее всего, отец должен был выгнать его навсегда, как и поступают многие отцы в этом мире. Но дальнейшее развитие событий нас очень сильно удивляет и обличает, ведь отец не только не наказывает сына, не только не вспоминает о его поступках, но вопреки всему человеческому пониманию устраивает для него пир, радуясь возвращению самого сына!
Да, конечно, я сравнивал и ассоциировал себя и со старшим сыном. Мне очень хорошо понятные его чувства и мысли. Неизвестно сколько времени прошло с момента того ухода младшего сына из отеческого дома, но видно, что старший сын так и не смирился с его поступком, так и не принял это. Также хорошо видно, что из-за своего неприятия и возвышенного отношения, а именно это и происходит со старшим сыном, он сильно испортил отношение и к самому отцу. Находясь в его доме все это время, выполняя какую-то работу он делал это с неверными мотивами. Однажды один мой хороший духовный друг сказал: «Сложно и не надо судить мотивы людей, особенно, если ты не знаком с ними лично». Я не знаком лично со старшим сыном, поэтому не могу наверняка сказать, что именно двигало им в его ситуации. Но я могу догадываться об этом, ведь столько раз я сам был этим «старшим сыном», осуждая поступки других людей и считая себя выше их.
Библия полна историй, показывающих всю бессмысленность возвышения себя перед другими людьми, возможно лучшим примером тут является библейская притча о двух людях, пришедших в храм помолиться. Один из них оказался праведным перед Богом, другой же был отвергнут. Один, как может показаться, почти ничего не делал для того, чтобы угодить Богу, другой же напротив — не уставал перечислять свои дела. Один смирил себя — другой возвысил. Вот оно то, что Бог ожидал и всегда будет ожидать от людей — смирение. Осуждая других, даже, если это осуждение может показаться нам справедливым, мы возвышаем себя, тем самым своими руками портя наши отношения не только с этими людьми, но и с самим Богом. Что в итоге? Мы не можем простить тех, кто может неосознанно грешит и ошибается, живя в обиде, в поиске справедливости и в конфликте с Богом, ведь основной вопрос в этой ситуации у нас есть именно к Нему:
Вот и получается, что ища «справедливости» мы берем суд в свои руки, становясь в итоге таким же ушедшим из дома отца грешником, что и тот, кого мы «справедливо» осудили.
Конечно, смело могу сказать, что могу себя сравнить с младшим сыном. В этой притче младший сын совершает осознанное действие — прося свою долю наследства и уходя из дома. Если вспоминать мою жизнь до того, как я познакомился с Христом, то мой уход из дома отца скорее был неосознанный в том плане, что я не знал, что ухожу именно из дома Отца. Совершая намеренные грехи, я знал, что совершаю что-то плохое, что-то что не следует делать, но я никогда не задумывался о Боге. В этом плане я думаю, что мы немного различаемся с младшим сыном. Если говорить о тех грехах, что иногда каждый из нас, включая меня, совершает в церкви — об осознанных грехах, то это больше похоже на сознательный уход из дома Отца, пусть даже это не такие значительные вещи, как нам может показаться.
Притча о блудном сыне
В воскресенье читается отрывок из Евангелия от Луки (15, 11-32). В нем Христос рассказывает притчу о блудном сыне.
Два брата жили в доме отца. Когда младший сын вырос, то попросил своего отца, чтобы он дал ему часть имения, принадлежавшую ему. По сути, он захотел, чтобы отец «как бы умер», ведь только после смерти родителей можно получить наследство.
Но отец согласился, несмотря на необычность заявления сына. Он отдал ему полагающуюся ему часть имения. И сын пошел из отчего дома в неизвестном направлении. Молодому человеку захотелось свободной и счастливой жизни, которую он, по его мнению, не мог вкусить, живя в доме отца. Многим детям хочется свободы, ведь родители все время учат и всё запрещают. И в наше время часто случается, что дети сбегают из дома.
Герой притчи, конечно, вкусил все «прелести» свободной жизни, и очень скоро все деньги у него закончились. Ведь он необдуманно тратил их на развлечения. Да еще настал голод в той стране, где он находился, и сын стал голодать.
Он пошел и устроился на работу к одному богачу. Молодой человек стал пасти свиней. Он был настолько голоден, что желал даже насытиться рожками – кормом для скота, но никто не разрешал ему.
Тогда он, размышляя в себе, подумал: «у моего отца столько работников, которые питаются вдоволь, а я тут голодаю. Пойду к отцу моему, скажу, что согрешил и недостоин уже называться сыном твоим. Прими меня, хотя бы в число работников твоих».
И он пошел обратно в свой дом, из которого так стремился убежать когда-то. Он готовился к раскаянию, броситься в ноги отцу. Он уже не ожидал от отца прощения. Но произошло неожиданное.
На половине дороги сын увидел, как сам отец идет к нему. Отец издалека увидел своего блудного сына и побежал к нему навстречу. Сын совсем не ожидал, что отец простит и будет к нему милостив. Но не успел сын договорить своих слов, чтобы отец принял его в число своих наемников. Так отец бросился на шею к сыну и крепко обнял его, не дав договорить ему свою задуманную покаянную речь.
Затем отец повел его домой, велел одеть сына в лучшие одежды, надеть сапоги на его ноги и перстень на руку. Также он велел заколоть теленка упитанного и устроить пир, в честь того, что пропавший сын его нашелся.
Все начали есть, пить и веселиться. Тут с поля возвращался старший сын. Он услышал веселое пение и, подозвав слугу, спросил, что за веселие в доме отца. Тот ответил, что пир устроен в честь младшего сына, который вернулся домой. Тогда старший сын обиделся и не захотел идти домой.
Отец вышел к нему и просил войти в дом. Но тот, обиженно, сказал, что он всегда слушался его и вел себя хорошо, но отец никогда не разрешал заколоть даже козленка, чтобы он повеселился с друзьями. А когда этот блудный сын вернулся, то отец устроил большой пир.
На это отец ответил, что он всегда с ним, и все у них общее, а этот блудный сын пропал и нашелся, был мертв и ожил.
Ещё один смысл притчи
Притчу о блудном сыне, краткое содержание в особенности, можно рассматривать и более прямолинейно. Она применима не только по отношению Бога к людям, но и по отношению любящих друг к другу. Можно сказать, что это притча о любви.
Любой близкий человек может нас покинуть – муж или жена, ребенок, друг, даже родители порой бросают детей. Но если сердце у нас чистое и в душе есть любовь, то мы станем подобны отцу из притчи и сможем простить предательство. И тогда, встречая беспутного сына, изменившего мужа, пропадавшего отца, забывшего про нас друга, даже в голову не придёт обвинять их или слушать недобрых людей, не понимающих христианского всепрощения – нам достаточно будет того, что они рядом, нашлись, вернулись, живые.
За что любить отца, который меня оставил?!
Иногда я провожу тренинги, на которые приходит большое количество самых разных взрослых и молодых людей. И я каждый раз поражаюсь, тому, что практически у всех сложные отношения с родителями. Каждый думает, что это его секрет, что это только у него такая сложная ситуация. Все так хорошо вокруг — только у меня не очень. Но когда мы начинаем затрагивать эти вещи, когда мы начинаем разбираться, говорить о себе, о любви, о браке, об отношениях мужчины и женщины, все вылезает наружу. Как-то раз я очень просто, как банальность сказал такую фразу: «Если у вас не разрешены проблемы с родителями, если вы не находитесь с отцом или матерью в отношениях любви и радости, не рассчитывайте, что у вас будет хорошо в своей собственной семье». И в этот момент аудиторию просто начинает выворачивать, рвать на части! И кто-то открыто, кто-то в перерыве или после занятий подходит ко мне и, чуть ли не прижимая к стенке, начитает страстно говорить: «О чем вы говорите?! Какая любовь, если он просто взял и ушел, если он бросил нас?! Что за бред вы несете! Нет, вот у меня жена, у меня с ней любовь, а с отцом этого нет! За что его любить-то, если он…» — и дальше начинаются подробности… Как за что? За то, что он есть. За то, что он тебя родил.
Притча о блудном сыне не только показывает на примере отца, что значит любить по-настоящему. Она показывает и то, как детям иногда сложно и больно любить отца, к которому есть претензии. Думаю, у старшего сына еще много есть чего сказать. Если устроить слушание дела, ой сколько он скажет! И, наверное, начнет он с самого детства: «Началось все это давно. Этот младший сын всегда был любимчиком…» — и начинается этот мрак и ужас, в который мы так часто себя опрокидываем. И тогда нас снова ждет путь к покаянию, к «приходу в себя». Беспредельно мудрая притча…
Подготовила Дарья Баринова
На заставке коллаж Foma.ru на основе фото Фото Москвы Moscow-Live.ru и картины Блудный сын (1882, Лосев Николай).
Эта тема закрыта для публикации ответов.