Виды и описание психологических проблем

Алан-э-Дейл       04.12.2024 г.

Основные психологические проблемы личностного характера:

1. Неуверенность в себе, вызываемая низкой самооценкой либо привычкой всегда и во всем прогнозировать неудачи.

7. Беспочвенные страхи и фобии.

8. Проблема тревожности по поводу воображаемой угрозы, явной или придуманной болезни.

9. Потеря «аппетита» к жизни, утрата интереса ко всему происходящему вокруг.

10. Суицидальная активность.

11. Сексуальные расстройства.

12. Зависимости различного рода: алкоголизм, наркомания, игромания, компьютерная зависимость и другие.

Отчаяние и депрессия

Отчаяние накрывает, когда вы сталкиваетесь с печальной реальностью: вы уже не можете оплачивать свои обычные счета, позволить себе привычные вещи, а также вынуждены отказаться от своих планов.

Отчаяние может перерасти в уныние, уныние в депрессию.

В депрессии все видится в черном свете, вы подавлены, утром бывает трудно встать и заставить себя действовать, нарушается внимание, страдает память, падает работоспособность, ничего больше не радует. Тяжелая депрессия может приводить к суицидальным мыслям

Выдерживать отчаяние и не погружаться в депрессию помогает понимание, что неприятности рано или поздно закончатся и появятся новые возможности.

3

Завершая статью, вернемся к тому, с чего мы начали, а именно: “Что может дать практическому психологу, в частности, психологу-консультанту, психодиагностика?”. На этот вопрос автор предпочитает ответить словами будущих психологов-консультантов, получивших первый опыт практического применения психодиагностики. Студенты II курса Института практической психологии и психоанализа отвечали на вопрос: “Нужна ли практическому психологу психодиагностика?”. Автор далеко не со всем согласен и многое может добавить, но представляется, что нижеприведенные мнения более интересны в своем первозданном виде. Социальная желательность (которая безусловно имела место) частично снижалась тем, что ответы могли быть анонимными. Вот фрагменты того, что было написано.

Какие задачи решает психодиагностика?

“Возможность разностороннего и разноуровневого анализа личности и ее проблем”.

“Составить объективное мнение о человеке, которое стало бы отправным моментом в работе”.

“Дает возможность строить различные версии, которые можно прорабатывать с клиентом”.

“Дополнительный инструмент для подбора или выбора применяемой техники (или техник) терапии”.

“Поможет лучшему установлению контакта на первичном этапе консультирования”.

“Можно определить то, что человек хочет скрыть и не склонен афишировать”.

“От результатов тестирования можно отталкиваться при работе с клиентом, который не склонен говорить о своих проблемах, точнее, когда он приходит и заявляет “поверхностную” проблему, не желая видеть ее сути”.

“Поможет определить границу “болезнь – здоровье”: некоторые опасные тенденции видны в тестах иногда очень ярко”.

“Для самоконтроля: всегда разграничивать проблемы свои и клиента; двигаться не в том направлении, в котором мне хочется при консультировании, а в том, которое приемлемо для клиента”.

“Вспомогательный инструмент в отслеживании терапевтических результатов”.

“Оценить эффективность терапии в процессе и по ее завершении”.

Ограничения:

“Считаю, что в работе практического психолога психодиагностика нужна, но очень ограниченно и осторожно, т.к. “диагноз” может оказаться неким “ярлыком”, мешающим более полному восприятию и пониманию клиента”. “Для краткосрочной терапии и консультирования, по-моему, психодиагностика необходима, т.к

позволяет получить представление о человеке и его возможных конфликтах и проблемах достаточно быстро. В условиях длительной терапии, мне кажется, проблематично и спорно: это может ограничить “полет фантазии”, затруднить диагностику более глубинных проблем клиента”

“Для краткосрочной терапии и консультирования, по-моему, психодиагностика необходима, т.к. позволяет получить представление о человеке и его возможных конфликтах и проблемах достаточно быстро. В условиях длительной терапии, мне кажется, проблематично и спорно: это может ограничить “полет фантазии”, затруднить диагностику более глубинных проблем клиента”.

“Психодиагностика не должна ни в коем случае быть основным критерием в практической деятельности психолога”.

Сомнения:

“Думаю, что диагностика – это очень субъективный метод. По результатам только тестов (без беседы с самим человеком) совершенно невозможно с достаточной степенью вероятности делать какие-то предположения. Даже если использовать этот метод вместе с консультированием, тест бессознательно (это в отношении психолога) будет подтверждать увиденное”.

“Психологу-консультанту пользоваться тестами необязательно. Процесс терапии может быть успешным и без этого. Но знания о тестах, методиках обязательны – это дает большее представление о личности вообще и клиента в частности”.

В качестве итога:

“Диагностика для практического психолога – это инструмент, с помощью которого можно очень точно ответить на некоторые вопросы”. (Добавим только: необходимо эти вопросы точно сформулировать).

Что такое психические заболевания?

Психические заболевания – это нарушения в головном мозге, которые часто приводят к необратимым или трудно поддающимся лечению изменениям. Психически больные люди часто не осознают, что с ними происходит, думая, что их хотят загнать в психоневрологический центр. 

Болезнь может протекать без каких-либо симптомов в течение многих лет. Некоторые психические заболевания и расстройства протекают в легкой форме, и для их лечения достаточно психотерапии и популярных анксиолитических и седативных препаратов. Другие настолько сильны и влияют на психику, что пациент может быть опасен для окружающей среды, в которой он находится. Поэтому игнорировать первые симптомы нельзя.

Дополнения и вспомогательные материалы:

Психологические игры и упражнения

Игры и упражнения, созданные специально для того, чтобы познавать особенности психики человека. Существуют разные виды таких игр и упражнений: для детей и для взрослых, массовые и одиночные, для мужчин и для женщин, произвольные и целенаправленные и т.д. Использование психологических игр и упражнений помогает людям понять других и самих себя, сформировать одни качества и избавиться от других и т.д. Сюда относятся упражнения на развитие разных качеств, преодоление стрессов, повышение самооценки, сюжетно-ролевые, развивающие, оздоровительные игры и множество других игр и упражнений.

Книги, учебники, журналы

К этой категории дополнительных материалов относятся любые печатные издания, посвящённые теме психологии человека. В них содержится огромный объём полезной теоретической и практической информации, на изучение которой могут уйти многие месяцы и годы. Авторами книг, учебников и статей в журналах могут быть как специалисты-профессионалы в области психологии, так и исследователи-любители

Важно уметь выбрать из всего многообразия существующих изданий самые качественные, т.е. информативные, удобочитаемые и пользующиеся успехом у читателей

Психологические эксперименты

Психологическими экспериментами называют проводимые в социальных условиях опыты для получения новых психологических знаний. Эксперименты могут проводиться и учёными-специалистами и обычными людьми, желающими получить какие-то знания по психологии

При проведении экспериментов важно, чтобы они имели конкретную цель и были безопасны для окружающих. Самыми же известными, но, к сожалению, не самыми гуманными психологическими экспериментами принято считать:

Психологические эффекты

Психологические эффекты представляют собой устойчивые и легко определяемые закономерности, которые отражают межличностные отношения людей в группе и раскрывают специфику процессов, характеризующих параметры взаимодействия и общения людей. Психологические эффекты уже не раз доказали свою эффективность. Их можно часто наблюдать и в реальной жизни и специально воссоздавать с целью эксперимента. Наиболее известными психологическими эффектами являются:

Психологические тесты

Психологические тесты – это различного рода сборники специальных упражнений/вопросов/испытаний, созданные для выявления психических особенностей, закономерностей, явлений и свойств людей. Такие тесты широко применяются исследователями в специализированных заведениях и в обычных условиях. Также тесты нашли широкое применение во многих сферах жизни человека: науке, образовании, трудовой деятельности, бизнесе и других. Самыми распространёнными являются тесты на определение уровня интеллекта, способностей, личных качеств, интересов, склонностей, профориентацию и т.д.

Видеоматериалы по психологии

К списку видеоматериалов можно отнести документальные фильмы по психологии, художественные фильмы с психологическим уклоном, вебинары, записи лекций, тренингов, семинаров, различные видеоролики и т.д. Видеоматериалы хороши тем, что многие аспекты психологии человека показываются наглядно, т.е. человек получает визуальное подтверждение полученной информации, примеры применения знаний на практике, может видеть реакции людей и т.п. Видеоматериалы по психологии в свободном доступе находятся в Интернете, и обратиться к ним может любой желающий.

Понятия жизни, смерти и бессмертия, как одного из фундаментальных вопросов философии

Жизнь у большинства народов воспринималась как негативное явление. Никому доподлинно неизвестно, есть ли жизнь после смерти. Поэтому смерть страшит людей и одновременно является добродетелью – она избавляет от мук физического существования.

Бессмертие – продление жизни до бесконечности. О потенциальной возможности бессмертия задумывались философы всех школ и направлений.

Выделяют следующие виды бессмертия:

  1. Передача генов. Продление своей жизни в детях – основной способ относительного бессмертия, к которому люди прибегают сознательно.
  2. Сохранение тела. Бальзамирование, мумификация, криогенезация позволяют предохранить тело от разложения и дать потенциальную возможность воскрешения к жизни в будущем.
  3. Соединение тела, сознания и Вселенной. Для восточных течений философии, типично восприятие индивида, как части Вселенной, которая после смерти вернется в круговорот материи.
  4. Творчество. Научные открытия и произведения искусства позволяют именам их создателя оставаться в веках.
  5. Состояние измененного сознания. Медитация и аутотренинг позволяют выйти за рамки сознания, проникнуть в другое время, измерение, стать частью Вселенной.

Виды психологических проблем

Существуют десятки видов неврозов, синдромов, расстройств. Перечислить их все не представляется возможным

Обратим внимание на основные социально-психологические проблемы личности, актуальность которых отмечают современные специалисты (актуальные запросы в кабинете психолога):

  • комплексы;
  • заниженная самооценка;
  • неуверенность в себе;
  • фобии;
  • нерешительность;
  • импульсивность и непредсказуемость;
  • усталость от жизни;
  • повышенная тревожность;
  • одиночество;
  • измены и конфликты в семье;
  • зависимость от чужого мнения;
  • патологическая привязанность, влюбленность;
  • зависимости;
  • депрессия;
  • кризисы;
  • деструкции (саморазрушающее поведение);
  • дисморфофобия (непринятие своей внешности).

В широком смысле можно выделить такие группы конфликтов:

  • трудности в сфере коммуникаций;
  • семейные неурядицы и кризисы семьи;
  • возрастные кризисы, например, во время подросткового кризиса возрастает риск поведенческих расстройств;
  • неудачи в трудовой сфере;
  • трудности во взаимодействии с противоположным полом;
  • сложности развития и становления личности.

В психологии не существует общепринятой классификации видов психологических проблем. Рассмотрим некоторые из них. Какие бывают психологические проблемы и трудности:

  1. По уровню проявления: когнитивные, эмоциональные, поведенческие.
  2. По своей природе: первичные (выступают причиной других расстройств) и вторичные (следствие других трудностей).
  3. По времени проявления: старые, новые и хронические.

По характеру трудности бывают очевидными и неочевидными. О наличии первых субъект догадывается. Если речь идет о скрытых конфликтах, то человек, как правило, не замечает их. Например, мало кто понимает, что запрограммирован на саморазрушение. В этом случае конфликта как бы нет, потому что сам человек не осознает его, но на самом деле противоречие есть.

Специфическая разновидность – надуманные трудности. Это похоже на ипохондрию: человек надумывает сам себе симптомы, ставит диагнозы и верит в это.

Привычка прятать свое барахло

Когда вы впервые войдете в дом этих людей, квартира может показаться красивой и чистой. Все вроде бы лежит на своих местах, книги организованно и упорядоченно размещены на полках, комната оклеена свежими обоями. Но вам нужно заглянуть в шкафы. Они окажутся грязными и полными мусора, скомканной и неопрятной одежды, разбитых предметов. В общем, беспорядок в доме попросту скрыт.

Это свойственно драматическим личностям

То, как все выглядит внешне, более важно для таких людей. Они предпочитают что-то делать только для того, чтобы произвести правильное впечатление на других, любят показывать только свою хорошую сторону. Такие люди обычно не избавляются от старых вещей, и при этом они не придерживаются порядка, но предпочитают скрывать это

Для них привлекательный с виду дом важнее действительно чистого дома

Такие люди обычно не избавляются от старых вещей, и при этом они не придерживаются порядка, но предпочитают скрывать это. Для них привлекательный с виду дом важнее действительно чистого дома.

“Нет денег”: часто говорила так детям, когда они что-то просили. Теперь жалею

Все отрицательные эмоции, с которыми я проснулась, уходят после 10 мин растяжки

Как самостоятельно сделать новый кухонный фартук из фанеры: простой способ

Типичные симптомы

Симптоматика психологических проблем обширна. Появление одного симптома еще не говорит о наличии проблем, но совокупность 3 и более признаков должно насторожить. Типичные признаки:

  • головные боли;
  • тошнота, появляющаяся по утрам, отвращение к еде;
  • вздутие живота, запор;
  • покалывание в пальцах;
  • частые вирусные заболевания (простуда, герпес)
  • тремор рук, ломота костей, как при гриппе;
  • сильный зуд, желание вымыть руки;
  • повышенная потливость;
  • резкое похудение или набор веса;
  • учащенное сердцебиение;
  • кашель и боль в горле без других симптомов ОРЗ;
  • энурез (особенно у дошкольников);
  • сильное чувство голода, постоянное переедание;
  • чувство усталости без видимой причины;
  • проблемы с потенцией, отсутствие сексуального интереса.

Отдельно стоит выделить паническую атаку, как уникальный комплекс симптомов, свидетельствующих о наличии психологической проблемы. Паническая атака — продолжительное (от нескольких минут до нескольких часов) состояние дискомфорта, при котором больной переживает ряд неприятных ощущений:

  • холод в конечностях, зуд, «мурашки»;
  • затрудненное дыхание, боль в груди;
  • дезориентацию, ощущение «сна наяву»;
  • приступ слабости;
  • головокружение, обморок.

Паническая атака, как и другие симптомы, появляются внезапно. Поначалу они случаются редко, потом частота проявлений возрастает. Если удалось установить, что причина — психологическая, а не физиологическая, для ее устранения потребуется особое лечение.

Причины психических заболеваний

Большинство психических заболеваний являются результатом жизненных ситуаций и опыта, а также того, как мы с ними справляемся. Увольнение, смерть, травматический опыт приводят к стрессу, который может вызвать расстройства. Это очень индивидуальный вопрос, часто психические проблемы передаются по наследству, иногда они возникают в результате текущих событий.

Во-первых, обращает на себя внимание нетипичный ход развития психики человека, например, воздействие травмирующих событий в детстве. Во-вторых, было доказано, что некоторые расстройства в некоторой степени наследуются, например, шизофрения или повышенная вероятность депрессии у людей с семейным анамнезом. 

Однако в психологии также существуют концепции возникновения расстройств, которые вытекают из определенных теорий / психологических тенденций

Основные течения – психодинамический, когнитивно-поведенческий и гуманистико-экзистенциальный. Считается, что у каждого из них разное происхождение психических расстройств

Однако в психологии также существуют концепции возникновения расстройств, которые вытекают из определенных теорий / психологических тенденций. Основные течения – психодинамический, когнитивно-поведенческий и гуманистико-экзистенциальный. Считается, что у каждого из них разное происхождение психических расстройств.

Исследование EZOP (Эпидемиология психических расстройств и доступность психиатрической помощи) показало, что 23% людей страдают по крайней мере одним психическим расстройством, а у каждого четвертого – целое сочетание нарушений.

По мнению специалистов, плохому психическому здоровью способствуют многие факторы. Люди жалуются на быстрый темп жизни, плохие экономические условия и нестабильную работу. Окружающая среда тяжелая, и наша психика не становится сильнее. Мы не в состоянии справиться со стрессом или защитить себя от него. Это причина многих расстройств.

В случае когнитивно-поведенческой терапии признается, что в основе человеческого поведения лежат убеждения, приобретенные в процессе обучения, которые определяют, как интерпретируется мир. Таким образом, искажения убеждений и обработки информации или дефицит когнитивных навыков считаются основными причинами психических расстройств. Согласно этому, обращение со стрессовым событием с помощью рациональной системы убеждений приводит к адекватным эмоциям и решимости предотвратить подобные события в будущем.

Виды психологических проблем

Существуют десятки видов неврозов, синдромов, расстройств. Перечислить их все не представляется возможным

Обратим внимание на основные социально-психологические проблемы личности, актуальность которых отмечают современные специалисты (актуальные запросы в кабинете психолога):

  • комплексы;
  • заниженная самооценка;
  • неуверенность в себе;
  • фобии;
  • нерешительность;
  • импульсивность и непредсказуемость;
  • усталость от жизни;
  • повышенная тревожность;
  • одиночество;
  • измены и конфликты в семье;
  • зависимость от чужого мнения;
  • патологическая привязанность, влюбленность;
  • зависимости;
  • депрессия;
  • кризисы;
  • деструкции (саморазрушающее поведение);
  • дисморфофобия (непринятие своей внешности).

В широком смысле можно выделить такие группы конфликтов:

  • трудности в сфере коммуникаций;
  • семейные неурядицы и кризисы семьи;
  • возрастные кризисы, например, во время подросткового кризиса возрастает риск поведенческих расстройств;
  • неудачи в трудовой сфере;
  • трудности во взаимодействии с противоположным полом;
  • сложности развития и становления личности.

В психологии не существует общепринятой классификации видов психологических проблем. Рассмотрим некоторые из них. Какие бывают психологические проблемы и трудности:

  1. По уровню проявления: когнитивные, эмоциональные, поведенческие.
  2. По своей природе: первичные (выступают причиной других расстройств) и вторичные (следствие других трудностей).
  3. По времени проявления: старые, новые и хронические.

По характеру трудности бывают очевидными и неочевидными. О наличии первых субъект догадывается. Если речь идет о скрытых конфликтах, то человек, как правило, не замечает их. Например, мало кто понимает, что запрограммирован на саморазрушение. В этом случае конфликта как бы нет, потому что сам человек не осознает его, но на самом деле противоречие есть.

Специфическая разновидность – надуманные трудности. Это похоже на ипохондрию: человек надумывает сам себе симптомы, ставит диагнозы и верит в это.

Взаимодействие человека и природы

В науке определение «природа» включает весь материальный мир Вселенной. В него входят все природные и культурные объекты.

Природные объекты могут быть:

  • живыми – совокупностью организмов.
  • неживыми – веществами и полем, обладающим энергией.

Живые предметы – результат жизни, возникшей и развившейся в географической среде. Под географической средой понимают ту часть природы, которая необходима для жизни человечества (растительный и животный мир, почва, земная кора, вода, нижняя часть атмосферы). Географическая среда вовлечена в процесс общественного бытия.

С момента появления общества природные процессы на Земле разделились на:

  • природные;
  • специфически общественные;
  • природно-социальные.

Современный уровень развития общества позволяет индивиду не зависеть от природы непосредственно, удовлетворяя свои потребности с помощью достижений науки. Опосредованная зависимость возрастает. Человек преобразует природу и увеличивает свою власть над ней.

Уровни психологических проблем

Определение 1

Уровень психологических проблем – это степень сложности внутренних проблем человека с соответствующими симптомами психологических нарушений.

Дифференциацию психологических проблем по уровню сложности провел Н.Д. Линде, выделив несколько уровней:

  • Первый уровень получил название сверхнормы – это люди, наполненные творческими идеями, озарением и вдохновением, они не испытывают эмоциональной и физической напряженности и легко переносят психологические травмы. Им не свойственны неврозы и стереотипность решений. Возникающие проблемы касаются творческой или духовной самореализации;

  • Уровень нормы означает, что человек достаточно хорошо справляется с трудностями и возникающими неприятностями, он адаптирован к социальной среде, справляется с семейными обязанностями. Человек уровня нормы адекватно осознает свои проблемы, гибко реагирует на изменение ситуаций;

  • Уровень поведенческой дезадаптации означает, что иногда человек не справляется с несложными жизненными ситуациями, у него могут быть проблемы на работе и в учебе, проблемы в общении. На возникающие трудности может реагировать неадекватно, проявляя невротические реакции, доходящие до нервных срывов;

  • Уровень эмоциональных нарушений, при котором возникают глубокие невротические состояния, такие как гнев, отчаяние, чувство вины, депрессия. Гибкость мышления утрачивается, возрастает внутреннее и телесное напряжение. С данным уровнем нарушений связаны такие проблемы, как смерть близких людей, разочарование в любви, сложные семейные отношения, последствия стресса;

  • Уровень невроза при котором имеют место уже психосоматические заболевания – астма, язва желудка, гипертония, аллергия и др. Подобные невротические состояния могут быть постоянными и иметь невротические признаки в виде навязчивых страхов, а возможные проблемы – алкоголизм, курение;

  • Уровень психопатий, когда происходят болезненные изменения характера – истероидная, шизоидная, гипертимная психопатии. Это уровень сексуальных извращений, маниакального поведения. Консультативная работа для носителей этого уровня очень сложная и требует высочайшей квалификации;

  • Уровень психозов связан с острыми психотическими заболеваниями – шизофрения, маниакально-депрессивный психоз. Уровень психозов характеризуется искаженным восприятием реальности, возникновением бреда и галлюцинаций. Человек во многих ситуациях утрачивает над собой контроль, не отдает отчета в своих действиях и не в состоянии воспринимать адекватно психологические воздействия, поэтому не подлежит коррекции. В таких случаях показано только медикаментозное лечение.

Из всех симптомов психологических нарушений особая роль принадлежит эмоциям, которые отражают степень фиксации на нереализованной цели. Степень фиксации отличает один уровень сложности проблемы от другого уровня. В результате можно определить размеры потери свободы человека и его ответственности за свое поведение.

Типы психологических проблем

Определение 1 Психологические проблемы — это «внутренние» конфликты и напряжение, которым человек не может найти никаких объяснений.

Раз объяснить их почти невозможно, то и разрешить эти проблемы довольно сложно. Например, есть такая психологическая проблема как необоснованная ревность. Очень часто человек понимает, что причин для ревности нет, но он ничего не может поделать с этим чувством. Такие люди подвластны сильным эмоциям и часто устраивают скандалы на пустом месте.

Все психологические проблемы можно разделить на следующие типы:

  • Индивидные
  • Субъективные
  • Личностные
  • Индивидуальностные

Индивидные психологические проблемы представляют собой проблемы, которые связаны именно с биологической сущностью человека. Такими проблемами могут быть различные страхи, которые невозможно контролировать, тревожность, недовольство собой и многие другие.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Типы психологических проблем 450 руб.
  • Реферат Типы психологических проблем 220 руб.
  • Контрольная работа Типы психологических проблем 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Субъективные психологические проблемы представляют собой такие проблемы, которые связаны с необходимостью выполнения какой-либо деятельности. Субъективные проблемы отражаются в недостатке умений, навыков, знаний. Причинами таких проблемами также могут быть недостаточный уровень определенных способностей или ума, недостаток энергии и многие другие.

Субъективные проблемы довольно часто могут прятаться за проблемами другого характера. Почти никто не хочет признавать, что он глуп, вместо этого люди обвиняют и ищут причины в межличностных отношениях. Люди думают, что к ним просто относятся предвзято или недолюбливают.

Личностные психологические проблемы — это такие проблемы, которые связаны с положением и местом человека в социуме. Такие проблемы находят проявляются в низком общественном статусе, а также в проблемах коммуникации с друзьями, родственниками, партнерами.

Индивидуальностные проблемы — это такие проблемы, которые имеют связь с долгосрочными целями и самореализацией.

К такому виду проблем можно отнести ощущение того, что жизнь бессмысленна, переживания из-за нехватки времени, потеря самоуважения и другие.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.