Оглавление
Составляющие понятия
Психологическое здоровье представляет собой совокупность нескольких составляющих. Часто люди не обращают внимания на то, как они живут и от этого неизбежно проигрывают. В какой-то момент им приходится пересматривать главную жизненную позицию и делать определенные выводы. Рассмотрим подробнее, на чем необходимо сконцентрироваться.
Поэтому мы не будем усложнять, а просто перечислим некие цели, к которым люди часто стремятся, или же некие качества, обладая которыми они могут быть счастливее. Психологи и психотерапевты, как правило, могут помочь в достижении этих целей или качеств.
- Способность любить. Участвовать во взаимоотношениях, открываться, быть уязвимым. Любить и воспринимать других такими, какие они есть: с их «недостатками и достоинствами».
- Способность работать. Не только по профессии, но и в принципе создавать что-то, что ценно для других.
- Способность играть. Играть в буквальном смысле этого слова, участвовать в игре. Но так же и использовать и воспринимать юмор.
- Стремление к безопасным взаимоотношениям. Качество отношений — наиболее частая причина, по которой люди обращаются к психологу. Одна из задач психотерапии помочь им это исправить.
- Автономия. Простым языком — ощущение свободы выбора.
- Постоянство себя и объекта или целостность. Это также способность переживать конфликты, не теряя контакта со своими эмоциями. Связь между внутренним ребенком и тем, кто я есть сейчас. Адекватное восприятие образа себя.
- Способность восстанавливается после стресса — в адекватные для конкретной ситуации сроки и не разрушительными для личности способами.
- Способность справляться с накалом эмоций. Справляться с эмоциями — значит уметь переживать их, при этом не действуя под их влиянием. Это также способность оставаться в одновременном контакте и с эмоциями, и с мыслями — своей рациональной частью.
руководитель реабилитационного Центра современной терапии зависимостей
[править] Психологическое здоровье и его критерии по РЭПТ
Для психологически здорового человека характерна философия релятивизма, «пожелания».
Рациональные производные от этой философии следующие:
- Оценка — определение неприятности события (вместо драматизации).
- Толерантность — я признаю, что неприятное событие произошло, оцениваю его неприятность и пытаюсь изменить или, если невозможно изменить, принимаю ситуацию и занимаюсь претворением в жизнь других целей (вместо «я этого не переживу»).
- Принятие — я принимаю то, что люди несовершенны и не обязаны вести себя иначе, чем они это делают сейчас, я принимаю, что люди слишком сложны и изменчивы, чтобы можно было давать им глобальную категоричную оценку, и я принимаю условия жизни такими, какие они есть (вместо осуждения).
Производные названы как рациональные потому, что обычно способствуют достижению людьми своих целей или формированию новых, если прежние цели не могут быть осуществлены.
Таким образом, автор РЭПТ Альберт Эллис выделяет следующие основные критерии психологического здоровья человека:
- Соблюдение собственных интересов.
- Социальный интерес.
- Самоуправление.
- Высокая толерантность к фрустрации.
- Гибкость.
- Принятие неопределённости.
- Преданность творческим занятиям.
- Научное мышление.
- Принятие себя.
- Рискованность.
- Отсроченный гедонизм.
- Антиутопизм.
- Ответственность за свои эмоциональные расстройства.
Компоненты психологического здоровья
К компонентам психологического здоровья можно отнести следующие аспекты:
- Ценностный. Это компонент, предполагающий, что человек осознает: он – ценный и уникальный, и не только он, но и окружающие его люди. Он способен принять себя и окружающих такими, какие они есть.
- Инструментальный. Это способность человека рефлексировать, концентрироваться на собственных мыслях, оценивая свои действия и поступки, анализируя собственную деятельность.
- Потребностно-мотивационный. Это стремление человека к саморазвитию и личностному развитию, а также готовность брать на себя ответственность за собственную жизнь.
- Развивающий. Человек постоянно работает над собой, развивает свои психические и умственные процессы, социальные навыки, поддерживает свое психологическое и физическое здоровье.
- Социально-культурный. Это возможность индивида развиваться и действовать в сложившейся культурной и социальной ситуации, умение налаживать контакт с людьми и взаимодействовать.
Факторы психического здоровья
При оценке психического здоровья необходимо учитывать, в каких условиях находится человек и что его окружает.
Так, одним из главных факторов, влияющих на психическое здоровье человека можно назвать благоприятную социально-экономическую обстановку в месте, где он проживает. Если индивид чувствует себя в безопасности, у него достаточно средств на проживание и он относительно свободен в своей жизни и деятельности, то и его состояние психики, скорее всего, около нормы.
Другой фактор – высокий уровень интеллекта. Здесь психическое здоровье рассматривается как фактор эффективной деятельности. Человек должен понимать причины и следствия разных событий, уметь делать прогнозы происходящего в зависимости от ситуации, обдумывать решения и анализировать результаты.
Уровень воспитания – также значительный фактор. Чем больше социальных правил человек усвоил в детстве, тем устойчивее будет его психика.
Индивидуально-личностные особенности определяются скоростью передачи импульсов по нервным волокнам и детерминируют поведение человека в стрессовых ситуациях.
Здоровье человека — функция личности
Уровень социального субъекта является необходимым этапом, но не итогом индивидуального развития человека. Физический и духовный потенциал человека, овладевшего лучшими достижениями культуры, значительно превышает те условия и формы деятельности, которые предоставляются ему современным обществом. Связанные этими условиями люди растрачивают свои биологические ресурсы, в то время как культурный потенциал их развития остается нереализованным. Повышение уровня развития личности предполагает критическое отношение к устаревшим и антигуманным формам общественной жизни и их перестройку в интересах человека. С этой точки зрения, личность — это всегда индивидуальность, имеющая смелость подняться над «общим» мнением и при этом действующая в интересах большинства людей.
Однако «личностью не рождаются, личностью становятся», говорил А.Н. Леонтьев. Общество может и способствовать и препятствовать этому. В современном обществе нередко можно столкнуться с ложными формами личности. Наиболее распространенными из них являются «маска» и псевдоиндивидуальность. В первом случае имеет место срастание человека с определенной социальной ролью: «начальник», «родитель», «пророк», «революционер» и т.п. «Маска» может быть чисто внешней (например, «легенда» у разведчиков) и скрывать глубокую, социально зрелую личность, а может полностью подменять собой личность. В последнем случае перед нами не личность, а социальный адаптант. Псевдоиндивидуальность возникает, когда индивид из-за регламентации общественной жизни не может проявить свои индивидуальные особенности в общественно-значимых сферах деятельности и вынужден выражать собственную индивидуальность «обходным путем» в разного рода странностях, причудах, экстравагантных особенностях образа жизни и поведения. Такой индивид лелеет свою «особость», противопоставляя себя обществу и всем другим людям. Оба рассмотренных случая представляют собой примеры духовной болезни личности, возникающей на почве неразрешенной проблемы соотношения общего и индивидуального в человеке. Ясное самосознание подменяется здесь самомнением — субъективным представлением о себе, которое является тем более прочным, чем более нарушены связи человека с миром, другими людьми, чем менее он способен взглянуть на себя глазами другого.
Социализация и успешная социальная адаптация (уровень социального субъекта) еще не гарантируют индивиду душевное и физическое здоровье. Основоположник экзистенциализма С. Кьеркегор писал, что остановка в развитии оборачивается для индивида страданиями скованного обычаями и самовлюбленной привычкой духа (Кьеркегор С., 1994). Решение двигаться дальше — «этический выбор» осуществляет сам человек. Достигая уровня социального субъекта, человек получает возможность самостоятельно выбирать для себя дальнейший путь развития, а значит здоровье или болезнь.
Овладение культурными средствами, как показал Л.С. Выготский (Выготский Л.С., 1983), во многих случаях позволяет преодолеть дефекты биологии (слепота, глухота и т.д.) и «обходными» путями ввести дефективного ребенка в мир культуры, восстановив его связи с другими людьми и историей человечества в целом. Ребенок, культивирующий свой дефект и требующий к себе особого отношения, на всю жизнь останется «больным». Напротив, ребенок, преодолевший свой дефект с помощью «культурных костылей», оставаясь слепым или глухим, становится социально, психически и духовно здоровым. Он обретает здоровье как высшую психическую функцию.
Основная задача, стоящая перед человеком на уровне социального субъекта, состоит в сознательном соотнесении себя с другими людьми, своей деятельности с деятельностью общественной, своей индивидуальной жизни с историей всего человечества. Э.В. Ильенков писал: «Действительная личность обнаруживает себя тогда и там, когда и где индивид в своих действиях и продукте своих действий вдруг производит результат, всех других индивидов волнующий, всех других касающийся, всем другим близкий и понятный, — короче, всеобщий результат» [7, С. 412). Сила личности — это «сила исторически накопившейся энергии множества индивидов, сконцентрированная в ней». Неповторимость подлинной личности состоит в том, что «она лучше других и полнее других выражает «суть» всех других людей, своими делами раздвигая рамки наличных возможностей» (там же, С. 413). В этом и состоит объективно заданный самой общественной жизнью путь развития здоровой личности.
Методы укрепления внутреннего равновесия
Рассмотрим несколько способов укрепления психологического здоровья посредством влияния на эмоциональную сферу.
Сохранить и укрепить свое душевное благополучие можно даже в самых сложных обстоятельствах. Для этого необходимо отказаться от бесконечной череды самообвинений, продумать возможные пути решения проблемы и начать действовать. В сложных ситуациях те люди, которых можно назвать психологически здоровыми, берут на свои плечи ответственность за ситуацию и отыскивают решения проблем. Инфантильные и незрелые люди погружаются в самообвинения и переживания, тем самым ухудшая свое физическое здоровье и эмоциональное состояние.
Детерминанты психического здоровья
Уровень психического здоровья человека в каждый данный момент времени определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами. Так, например, насилие и устойчивое социально-экономическое давление признается фактором риска для психического здоровья. Очевидные фактические данные связаны с сексуальным насилием.
Плохое психическое здоровье связано также с быстрыми социальными изменениями, стрессовыми условиями на работе, гендерной дискриминацией, социальным отчуждением, нездоровым образом жизни, физическим нездоровьем, а также с нарушениями прав человека.
Существуют также особые психологические и личностные факторы, из-за которых люди становятся уязвимыми перед проблемами с психическим здоровьем. Биологические риски включают генетические факторы.
Способ укрепления психики: работа над эмоциями
Точно так же, как и здоровье физическое, человек может укреплять свое эмоциональное здоровье. В таком случае он даст себе шанс стать более активным и энергичным, избавиться от пассивности и апатии и научиться переходить из состояния бессилия к продуктивности.
Одним из важнейших условий психологического здоровья является позитивное эмоциональное состояние. В последнее время все больше врачей признают, что негативные переживания способны серьезно сказаться на состоянии душевного и физического здоровья. Ученые утверждают, что те люди, которые страдают от излишней тревожности, агрессии или подозрительности, рискуют заполучить какое-либо заболевание (например, астму, болезни сердечно-сосудистой системы, головные боли) с гораздо большей вероятностью.
В то же время положительные переживания воздействуют на человека с точностью до наоборот. Ученые исследовали группу из 122 человек, которым довелось пережить сердечный приступ. Оценке подвергался их уровень оптимизма и пессимизма. По прошествии 8 лет умерли 21 законченный пессимист из 25. А из 25 самых жизнерадостных участников эксперимента ушли в мир иной лишь 6.
Профилактика
Профилактикой психологического здоровья лучше всего заниматься с рождения ребенка. Для этого необходимо создать такую обстановку, в которой малыш будет чувствовать себя свободным, нужным и любимым. При этом осознавать свои границы и границы других людей, знать правила общества и успешно их соблюдать. Чем старше становится ребенок, тем больше ему нужно предоставлять самостоятельности и ответственности и поощрять проявление этих качеств.
Взрослый человек также может укреплять свою психику с помощью рефлексии, общения с позитивными людьми, поиском любимой деятельности, определением своих целей и результатов. Хорошо, если человек умеет радоваться мелочам, не ждет масштабных подарков от судьбы и способен сам сделать свою жизнь такой, какой она ему нравится, при этом не вредит окружающим.
Психологическое здоровье детей и подростков
Психика детей и подростков весьма нестабильна: в этом возрасте часты резкие перепады настроения, которые она не в силах контролировать. Важная задача взрослых для сохранения психологического здоровья детей и подростков – аккуратно сдерживать порывы, не позволяя наступать полной эйфории или депрессии. Для этого обычно достаточно иногда говорить с подростком по душам. Взрослые также должны способствовать укреплению психики путем прививания им полезных навыков, например: умения общаться, рефлексировать, ставить и достигать цели, с позитивом относиться к жизни.
Наличие проблем можно подозревать у ребенка с повышенной раздражительностью, плаксивостью, нарушениями сна и аппетита, отсутствием мотивации и трудностями с концентрацией внимания. В конечном итоге, нарушения психологического здоровья могут привести к серьезным последствиям: девиантному поведению, употреблению психоактивных веществ, бродяжничеству, правонарушениям и ранним беременностям.
Уровни психологического здоровья у детей
Поскольку душевное благополучие предполагает наличие равновесия между личностью и окружающей средой, то в качестве главного критерия в психологии здесь выступает адаптация ребенка в обществе. Ученые выделяют несколько уровней эмоционального благополучия:
- Креативный. Ребенок легко адаптируется в любой среде. У него есть ресурсы для преодоления трудных ситуаций, он полон активности.
- Адаптивный. В целом малыш хорошо адаптирован в обществе, однако иногда проявляются отдельные моменты дезадаптации.
- Ассимилятивно-аккомодативный. Дети этого уровня не способны строить гармоничные отношения с миром, или же их поведение зависит от внешних факторов.
Поддержание психологического здоровья: важные моменты
Чтобы ощущать счастье, необходимо:
научиться контролировать собственные желания, эмоциональные проявления (иначе будет намного тяжелее побеждать стрессы, преодолевать тяжелые жизненные периоды, кризисы);
считаться (внутренне не полностью соглашаясь) с общепринятыми стандартами поведения;
избегать конфронтации с коллегами, нездоровой конкуренции. Отбросить манипуляции, желание доминировать, использовать окружающих;
стремиться работать с удовольствием. Действовать согласно буддийской мудрости: «Если думаешь об отдыхе, значит, не живешь». Когда получается плохо, работу необходимо бросать, искать новую;
с близкими стремиться к честным отношениям, основанным на взаимном доверии, равноправии, общем видении будущего;
стараться быть собой. Нередко цели, ценности, желания окружающих подчиняют индивидуума. Итог — психические проблемы, заболевания
https://youtube.com/watch?v=g9L_V1RJ-AE
Психическое расстройство: определение
Психическое расстройство — термин, принадлежащий преимущественно психиатрии. Со временем он заменил собой понятие «психическое заболевание» или «болезнь». Связано это с тем, что термин «болезнь» подразумевает наличие строго определенных признаков (симптомов), которые проявляются у всех заболевших. А для диагностирования психического расстройства используются наборы признаков (или симптомов) из которых у конкретного человека могут наблюдаться только некоторые, соответственно в психиатрии определить «болезнь» в строгом медицинском значении этого слова не получается.
Как говорится во вступлении к пятой главе Международной классификации болезней (МКБ):
«расстройство» не является точным термином, но здесь под ним подразумевается клинически определенная группа симптомов или поведенческих признаков, которые в большинстве случаев причиняют страдание и препятствуют личностному функционированию.
Изолированные социальные отклонения или конфликты без личностной дисфункции не должны включаться в группу психических расстройств.»
Таким образом, психическое расстройство — это то, что в большинстве случаев, причиняет пациенту страдание и препятствует функционированию личности в целом, а также подпадает под определение из пятой главы МКБ.
Согласитесь, что это очень туманное определение. Столь же неопределенным является и представление современной науки о природе «психических расстройств». О том, как и почему они возникают. В то же время, опытным путем современной психиатрии удается более–менее успешно справляться с проявлениями (симптомами) большинства из них, настолько, чтобы они не мешали человеку жить и функционировать в обществе.
В связи с трудностями в определении термина «психическое расстройство», в литературе его часто описывают как «отсутствие психического здоровья», и мы тоже последуем этим путем.
Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье как:
«…состояние благополучия, при котором человек может:
- реализовать свой собственный потенциал,
- справляться с обычными жизненными стрессами,
- продуктивно и плодотворно работать, а также
- вносить вклад в жизнь своего сообщества.
В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах».
Всемирная организация здравоохранения также выделяет следующие критерии психического здоровья:
- осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
- чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
- критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
- соответствие (адекватность) психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
- способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
- способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
- способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Основные критерии
ВОЗ официально утвердила следующие критерии психического здоровья.
- Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
Другими словами человек должен понимать, что ему принадлежит его тело, и он может им управлять. То есть тело подчиняется разуму, но никак не наоборот.
Если же у человека наблюдается разделение разума и тела, либо, что еще более опасно для общества, тело не управляется его мыслями, это означает, что он психически не здоров.
- Постоянство и идентичность переживаний в аналогичных друг другу ситуациях. Как правило, мы одинаково реагируем на похожие жизненные ситуации.
И наша реакция вполне логична. Например, на вежливость мы отвечаем тем же, а на грубость стараемся, либо успокоить собеседника, либо тоже грубим в ответ, отстаивая свою позицию.
А не наоборот: грубим в ответ на вежливость и любезничаем с грубиянами. В противном случае реакция будет считаться не адекватной происходящей ситуации, а это уже может указывать на некоторые психические отклонения.
- Критичность по отношению к себе и своей психической деятельности, а также ее результатам. Говоря по-другому, это способность к самоанализу.
Когда человек совершает какое-либо, даже самое простое действие, он уверен в том результате, который он получит. Например, все мы знаем, что если солнце восходит, значит – это утро, а если заходит – вечер.
Мы ни на долю секунды не сомневаемся в этом общеизвестном факте, когда наблюдаем эти явления. Тем не менее, если человек, увидев рассвет, сомневается, какое время суток в данный момент (при этом нет какие-либо объективных причин, по которым он «потерялся во времени»), значит, в его психике имеются какие-то проблемы.
Способность к рефлексии таким индивидом, возможно, утрачена.
- Соответствие реакций психики силе и частоте воздействия среды и социума на человека. Это когда индивид реагирует на жизненные обстоятельства по-иному, нежели социум, в котором он живет.
От такого несоответствия возможно развитие психических расстройств.
К примеру, в разговоре двух собеседников наблюдается такая картина, когда один из них спокойно возражает на какие-то замечания, а второй агрессивно набрасывается на него, крича и размахивая кулаками.
- Способность самостоятельно управлять своим поведением согласно социальным нормам, правилам и законам.
Данный критерий по смыслу связан с предыдущим, потому что, если социальной нормой будет оскорбление друг друга и отсутствие уважения, тогда воспитанный гражданин будет считаться ненормальным, и он будет верить в это.
Но пока в нашем обществе такие нормы и правила имеют вполне адекватный вид и основная масса людей ведет себя согласно им, к психически нездоровым членам социума будут относиться как раз те, кто всяческим ими пренебрегает.
- Способность планировать свою деятельность на протяжении жизни и реализовывать эти планы. Когда у человека отсутствует способность к планированию, он не в состоянии управлять своей жизнью. Также, такие люди очень поддаются внушению, ими легко командовать.
- Способность подстраивать свое поведение под конкретные жизненные обстоятельства и ситуации. Иными словами, если у индивида мать ассоциируется с плохим образом женщины, и он привык грубо с ней обращаться, то он будет использовать такой «шаблон» поведения по отношению ко всем остальным женщинам, с которыми общается.
Невзирая на то, что это совершенно другие люди, не имеющие ничего общего с его матерью.
Таким образом, определяющее значение при формировании психики человека играют:
- доминирующие негативные черты собственного характера, которые были заложены в человека при рождении еще на генетическом уровне (от родителей);
- дефекты в нравственной сфере, проявившиеся во время взросления;
- неверный выбор ценностей в жизни, которые могли бы служить верным ориентиром в настоящем и будущем.
Эта тема закрыта для публикации ответов.