Рационально-эмоционально-поведенческая терапия

Алан-э-Дейл       22.05.2023 г.

Оглавление

Следующий шаг — D. Проверяем иррациональные мысли на прочность: портим себе удовольствие

А что теперь? Теперь надо работать. Негативное мышление — это почти всегда привычка, а привычки — вещь упрямая, того и гляди, опять попадешь к ним в ловушку. Как только вы осознаете некоторые из своих иррациональных мыслей, постарайтесь испортить для себя «удовольствие» от их привычного течения. Вам нужно перестать видеть в таких мыслях приятное и притягательное, чтобы автоматически включился поиск более продуктивных и рациональных идей.

В РЭПТ это называется проверкой на прочность. Это и есть шаг D, к которому можно переходить после того, как вы проработали пункты А, В и С.

Как можно «испортить себе удовольствие»? Научитесь отслеживать свои иррациональные суждения и критически их оценивать. Вы можете, подобно ученому, поискать подтверждения иррациональным мыслям, и если они в самом деле иррациональные, то вы не найдете им никаких доказательств.

Проверку мыслей можно осуществлять в нескольких направлениях.

❍ Проверка на соответствие реальности. Возьмем, к примеру, мысль «моя воля — закон». Вы можете проверить, соответствует она ли фактам или действительности в целом. Спросите себя: «Когда я ожидаю, что нечто обязательно должно произойти (“Я должен получить это повышение”), значит ли это, что так оно и будет? Могу ли я добиться этого собственными силами?»

❍ Проверка на логичность и философскую стройность. Посмотрите, насколько мысль последовательна. Или задайте себе один из философских вопросов. Например: «Логично ли утверждать, что работа не должна быть такой сложной, потому что это несправедливо по отношению ко мне? Есть ли тот, кто решает, что “справедливо”, а что нет?» Или: «Где связь между тем, что я совер- шил ошибку, и тем, что я неудачник?»

❍ Проверка на прагматичность (помогающая это мысль или нет). Обычно иррациональные мысли, хотя мы этого не осознаем, возникают как попытка нашей психики справиться с трудностями или неприятностями. Поэтому можно проверить свои мысли на то, помогают ли они или мешают. Например, спросить себя: «Как мне поможет мысль, что я обязательно должен сдать этот экзамен? Посоветовал бы я своим друзьям так думать в подобной ситуации? И если нет, то почему?»

Проверка мыслей на прочность — трудоемкий процесс. Вряд ли вам удастся сразу прочувствовать всю «вредоносность» своих мыслей. Обычно требуются силы и время, чтобы заменить привычные иррациональные установки на более гибкую и продуктивную жизненную позицию.

И тогда вы перейдете к шагу Е и будете учиться формулировать такие мысли, которые помогут вам твердо стоять на ногах и адекватно реагировать на необходимость выполнения важных дел.

Маргрит проверила свои мысли на прочность и заменила их более рациональными и реалистичными. Но она не сразу сможет полностью их принять. Старые иррациональные мысли будут регулярно возвращаться. Главное — не уделять им большого внимания.

Можно натренироваться распознавать негативное мышление: «А вот они, мои иррациональные мысли. Интересно, сколько они продержатся на этот раз?» Одновременно развивайте в себе рациональное мышление и повторяйте про себя рациональные мысли почаще.

Ограничения и критика

Клинические исследования REBT подвергались критике как изнутри, так и со стороны других. Например, создатель Альберт Эллис время от времени подчеркивал сложность и сложность измерения психотерапевтической эффективности, потому что многие исследования имеют тенденцию оценивать только то, просто ли клиенты чувствуют себя лучше после терапии, вместо того, чтобы им становиться лучше и оставаться лучше

Эллис также раскритиковал исследования за то, что они уделяли ограниченное внимание главным образом аспектам когнитивной реструктуризации , в отличие от комбинации когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов REBT. Поскольку REBT подвергался критике в течение своего существования, особенно в первые годы своего существования, теоретики REBT имеют долгую историю публикации и решения этих проблем

Эллис и другие клиницисты также утверждали, что теория REBT во многих случаях неправильно понималась и истолковывалась как в исследованиях, так и в целом.

Некоторые критиковали REBT за его резкость, шаблонность и неспособность решить глубинные проблемы. Теоретики REBT в ответ утверждали, что тщательное изучение REBT показывает, что это философски глубокий, гуманистический и индивидуальный подход, совместная работа на основе точки отсчета клиента. Они также утверждали, что REBT использует интегрированную и взаимосвязанную методологию когнитивных, эмоционально-эмпирических и поведенческих вмешательств. Другие ставят под сомнение точку зрения REBT на рациональность, как радикальные конструктивисты, утверждающие, что разум и логика являются субъективными свойствами, так и те, кто считает, что разум можно объективно определить. Теоретики REBT в ответ утверждали, что REBT выдвигает возражения против иррационального выбора и выводов клиентов в качестве рабочей гипотезы и посредством совместных усилий демонстрирует иррациональность на практических, функциональных и социальных основаниях согласия. В 1998 году, когда его спросили, в чем заключается основная критика REBT, Альберт Эллис ответил, что это утверждение о том, что оно было слишком рациональным и недостаточно справлялось с эмоциями. Он отверг это утверждение, заявив, что REBT, напротив, подчеркивает, что мышление, чувство и поведение взаимосвязаны и интегрированы, и что он включает огромное количество как эмоциональных, так и поведенческих методов в дополнение к когнитивным.

Эллис сам прямо критиковал противоположные подходы, такие как психоанализ , трансперсональная психология и абреактивная психотерапия, а также несколько раз подвергал сомнению некоторые доктрины определенных религиозных систем, спиритизма и мистицизма . Многие, в том числе практикующие REBT, предостерегают от догматизации и освящения REBT как якобы совершенной психологической панацеи

Выдающиеся участники REBT пропагандировали важность высококачественных и программных исследований, в том числе их автор Эллис, самопровозглашенный «страстный скептик». Он много раз был открыт для проблем и признал ошибки и неэффективность в своем подходе и одновременно пересмотрел свои теории и практики

В целом, что касается вмешательств когнитивно-поведенческой психотерапии , другие отмечали, что, поскольку около 30-40% людей все еще не реагируют на вмешательства, REBT может стать платформой для оживления эмпирических исследований эффективности когнитивно-поведенческих методов. модели психопатологии и функционирования человека.

REBT разрабатывался, пересматривался и дополнялся на протяжении многих лет по мере развития понимания и знаний психологии и психотерапии. Это включает его теоретические концепции, практику и методологию. Обучение научному мышлению, разумности и недогматизму было присуще REBT как подходу, и эти способы мышления являются неотъемлемой частью эмпирической и скептической природы REBT .

Я надеюсь, что я также не набожный REBTer, поскольку я не думаю, что это полное лекарство для всех, и принимаю его явные ограничения. Альберт Эллис

Упражнения

Рациональную психотерапию можно использовать самостоятельно, в домашних условиях. Если чувствуете, что в жизни не хватает рационального зерна, рекомендуется выполнять специальные упражнения, собранные в комплекс под названием «Десять заповедей». Для проработки каждой заповеди даётся 10 дней (итого курс полного изменения личностных составляющих — 100 дней). Результаты записываются ежедневно в «Дневник эмоций».

Схема работы с комплексом упражнений «Десять заповедей»

Рациональная психотерапия позволяет избавиться не только от проблем психологического плана. Она успешна в лечении соматических заболеваний, развивающихся на основе психотравм. На это способны далеко не все современные направления. Поэтому она пользуется заслуженной популярностью.

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия: теория

Согласно РЭПТ, между событиями и нашими реакциями лежит огромный пласт – наши мысли, верования и убеждения. Сами по себе события являются нейтральными, однако проходя через наше мышление, они вызывают те или иные эмоции. Так как изменить саму ситуацию возможно далеко не всегда, то главным рычагом воздействия на эмоции остаются именно наши мысли и убеждения.

Все верования и взгляды человека можно разделить на рациональные и иррациональные. Первые ведут к разумному и продуктивному поведению, а вторые провоцируют негативные эмоции и деструктивные действия. Все иррациональные верования по Эллису принято делить на три больших группы:

  • требования к самому себе. Например, я должен все делать идеально;
  • требования к окружающим. Например, все вокруг должны хорошо ко мне относиться;
  • требования к миру. Например, окружающий мир должен быть для меня комфортен и удобен.

Эти иррациональные убеждения и ведут к появлению большинства эмоциональных проблем. Неадаптивные правила, долженствования и установки, которые мы формируем на протяжении всей жизни, постепенно приводят к возникновению эмоционального напряжения и психическим проблемам.

Кодекс невротика: 12 иррациональных убеждений

Альберт Эллис сформировал своеобразный «кодекс невротика», состоящий из 12 иррациональных убеждений. Они лежат в основе поведения большинства людей с тревожно-мнительным характером:

  • все окружающие должны любить меня и одобрять все мои действия;
  • я должен добиваться успеха и быть совершенным во всех областях и всех отношениях;
  • человек, совершающий «неправильный» поступок, должен быть наказан;
  • если что-то не получается так, как мне хочется, то это ужасно;
  • я испытываю негативные эмоции только из-за внешних событий и ситуаций, на которые не в силах влиять;
  • если существует вероятность какой-то неприятности, то нужно всегда быть наготове, ожидая её;
  • гораздо проще избегать трудностей и ответственности, чем преодолевать их;
  • мне нужен кто-то сильнее меня, на кого я смогу положиться;
  • наше прошлое определяет настоящее и это влияние невозможно преодолеть;
  • поведение других людей напрямую влияет на мою жизнь, поэтому нужно изменять их так, как мне требуется;
  • у каждой ситуации есть единственно правильное решение, и если не найти его прямо сейчас, то случится катастрофа;
  • контроль над эмоциями невозможен, мы не можем управлять своими чувствами.

Несмотря на то, что эти убеждения звучат нелепо, многие из нас регулярно используют их в реальной жизни. Слепое следование таким верованиям и не даёт нам избавиться от хронического эмоционального напряжения. Соответственно, работа с этими иррациональными убеждениями и является основой рационально-эмоциональной терапии.

История

Терапия рационального эмоционального поведения (REBT) была создана и разработана американским психотерапевтом и психологом Альбертом Эллисом , вдохновленным многими учениями азиатских , греческих , римских и современных философов. REBT — это первая форма когнитивно-поведенческой терапии (CBT), впервые изложенная Эллисом в середине 1950-х годов; Развитие продолжалось до его смерти в 2007 году. Эллис стал синонимом очень влиятельной терапии. «Психология сегодня» отметила: «Ни один человек — даже сам Фрейд — не оказал большего влияния на современную психотерапию».

REBT — это одновременно психотерапевтическая система теории и практики, а также школа мысли, основанная Эллисом. Он впервые представил свои идеи на конференции Американской психологической ассоциации в 1956 году, а затем опубликовал основополагающую статью в 1957 году под названием «Рациональная психотерапия и индивидуальная психология», в которой он заложил основы того, что он называл рациональной терапией (РТ), и тщательно ответил. на вопросы Дрейкурса и другие о сходстве и различиях с Alfred Adler «s индивидуальной психологией . Это было примерно за десять лет до того, как психиатр Аарон Бек впервые изложил свою « когнитивную терапию » после того, как Эллис связался с ним в середине 1960-х годов. Собственный подход Эллиса был переименован в рациональную эмоциональную терапию в 1959 году, а в 1992 году — нынешний термин.

Предшественники некоторых фундаментальных аспектов рациональной эмоциональной поведенческой терапии были идентифицированы в древних философских традициях, в частности, у стоиков Марка Аврелия , Эпиктета , Зенона Китийского , Хрисиппа , Панэция Родосского , Цицерона и Сенеки , а также у ранних азиатских философов Конфуция и Гаутамы Будды . В своей первой крупной книге по рациональной терапии Эллис написал, что центральный принцип его подхода, заключающийся в том, что люди редко эмоционально подвержены влиянию внешних событий, а скорее их размышления о таких событиях, «был первоначально открыт и заявлен древними философами-стоиками». Ellis иллюстрирует это цитата из Enchiridion из Эпиктета : «Мужчины обеспокоены не вещами, но по взглядам , которые они принимают от них.» Эллис отметил, что Шекспир выразил аналогичную мысль в « Гамлете» : «Нет ничего хорошего или плохого, но мышление делает это так». Эллис также признает терапевтов начала 20-го века, особенно Пола Чарльза Дюбуа , хотя он прочитал его работы только через несколько лет после того, как начал свою терапию.

Виды терапии

Рациональная психотерапия может быть групповой и индивидуальной. Также она включает в себя сразу несколько ответвлений.

Рационально-эмоциональная

Год создания: 1955.

Другие названия: рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ), рационально-эмотивная психотерапия.

Суть: негативные эмоции и дисфункциональное поведение — результат ошибочной интерпретации пережитого опыта, неверных когнитивных установок. Поэтому лечение должно заключаться в их исправлении.

Показания:

  • низкая самооценка;
  • преувеличение негатива;
  • подавленное состояние;
  • фрустрация;
  • отрешённость;
  • навязчивые идеи.

Действия рационально-эмоционального психотерапевта:

  • объясняет суть заболевания;
  • корректирует личностные установки, переориентирует;
  • убеждает;
  • воспитывает.

Основной аспект — направленность на положительные и созидающие эмоции, искоренение отрицательных и разрушающих.

Рационально-когнитивная

Соединение рационального и когнитивного направлений в психотерапии. Когнитивизм (автор — американский психотерапевт Аарон Тёмкин-Бек) привнёс в рационализм новые методы и техники. Они более структурированы, работа с клиентом отличается последовательностью. Основной аспект — коррекция когнитивных способностей, а не эмоций:

  • внимания;
  • гнозиса;
  • восприятия;
  • речи;
  • праксиса;
  • интеллекта.

В ходе лечения клиент осознаёт ошибочность своих суждений, меняет их на правильные, становится ответственным за собственные поступки и избавляется от проблем. Рационально-когнитивный психотерапевт должен владеть приёмами логики и современной теорией аргументации.

Музыкально-рациональная

Соединение музыкотерапии и рациональной психотерапии. Суть — коррекция неправильных (разрушающих и негативных) эмоций посредством конкретных музыкальных произведений. Согласно исследованиям, в моделировании психонастроя главную функцию выполняют лад и темп, вспомогательными являются мелодия, ритм, гармония, динамика, тембр.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.