Рационально-эмоционально-поведенческая терапия

Алан-э-Дейл       04.10.2023 г.

Следующий шаг — D. Проверяем иррациональные мысли на прочность: портим себе удовольствие

А что теперь? Теперь надо работать. Негативное мышление — это почти всегда привычка, а привычки — вещь упрямая, того и гляди, опять попадешь к ним в ловушку. Как только вы осознаете некоторые из своих иррациональных мыслей, постарайтесь испортить для себя «удовольствие» от их привычного течения. Вам нужно перестать видеть в таких мыслях приятное и притягательное, чтобы автоматически включился поиск более продуктивных и рациональных идей.

В РЭПТ это называется проверкой на прочность. Это и есть шаг D, к которому можно переходить после того, как вы проработали пункты А, В и С.

Как можно «испортить себе удовольствие»? Научитесь отслеживать свои иррациональные суждения и критически их оценивать. Вы можете, подобно ученому, поискать подтверждения иррациональным мыслям, и если они в самом деле иррациональные, то вы не найдете им никаких доказательств.

Проверку мыслей можно осуществлять в нескольких направлениях.

❍ Проверка на соответствие реальности. Возьмем, к примеру, мысль «моя воля — закон». Вы можете проверить, соответствует она ли фактам или действительности в целом. Спросите себя: «Когда я ожидаю, что нечто обязательно должно произойти (“Я должен получить это повышение”), значит ли это, что так оно и будет? Могу ли я добиться этого собственными силами?»

❍ Проверка на логичность и философскую стройность. Посмотрите, насколько мысль последовательна. Или задайте себе один из философских вопросов. Например: «Логично ли утверждать, что работа не должна быть такой сложной, потому что это несправедливо по отношению ко мне? Есть ли тот, кто решает, что “справедливо”, а что нет?» Или: «Где связь между тем, что я совер- шил ошибку, и тем, что я неудачник?»

❍ Проверка на прагматичность (помогающая это мысль или нет). Обычно иррациональные мысли, хотя мы этого не осознаем, возникают как попытка нашей психики справиться с трудностями или неприятностями. Поэтому можно проверить свои мысли на то, помогают ли они или мешают. Например, спросить себя: «Как мне поможет мысль, что я обязательно должен сдать этот экзамен? Посоветовал бы я своим друзьям так думать в подобной ситуации? И если нет, то почему?»

Проверка мыслей на прочность — трудоемкий процесс. Вряд ли вам удастся сразу прочувствовать всю «вредоносность» своих мыслей. Обычно требуются силы и время, чтобы заменить привычные иррациональные установки на более гибкую и продуктивную жизненную позицию.

И тогда вы перейдете к шагу Е и будете учиться формулировать такие мысли, которые помогут вам твердо стоять на ногах и адекватно реагировать на необходимость выполнения важных дел.

Маргрит проверила свои мысли на прочность и заменила их более рациональными и реалистичными. Но она не сразу сможет полностью их принять. Старые иррациональные мысли будут регулярно возвращаться. Главное — не уделять им большого внимания.

Можно натренироваться распознавать негативное мышление: «А вот они, мои иррациональные мысли. Интересно, сколько они продержатся на этот раз?» Одновременно развивайте в себе рациональное мышление и повторяйте про себя рациональные мысли почаще.

Ограничения и критика

Клинические исследования REBT подвергались критике как изнутри, так и со стороны других. Например, создатель Альберт Эллис время от времени подчеркивал сложность и сложность измерения психотерапевтической эффективности, потому что многие исследования имеют тенденцию оценивать только то, просто ли клиенты чувствуют себя лучше после терапии, вместо того, чтобы им становиться лучше и оставаться лучше

Эллис также раскритиковал исследования за то, что они уделяли ограниченное внимание главным образом аспектам когнитивной реструктуризации , в отличие от комбинации когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов REBT. Поскольку REBT подвергался критике в течение своего существования, особенно в первые годы своего существования, теоретики REBT имеют долгую историю публикации и решения этих проблем

Эллис и другие клиницисты также утверждали, что теория REBT во многих случаях неправильно понималась и истолковывалась как в исследованиях, так и в целом.

Некоторые критиковали REBT за его резкость, шаблонность и неспособность решить глубинные проблемы. Теоретики REBT в ответ утверждали, что тщательное изучение REBT показывает, что это философски глубокий, гуманистический и индивидуальный подход, совместная работа на основе точки отсчета клиента. Они также утверждали, что REBT использует интегрированную и взаимосвязанную методологию когнитивных, эмоционально-эмпирических и поведенческих вмешательств. Другие ставят под сомнение точку зрения REBT на рациональность, как радикальные конструктивисты, утверждающие, что разум и логика являются субъективными свойствами, так и те, кто считает, что разум можно объективно определить. Теоретики REBT в ответ утверждали, что REBT выдвигает возражения против иррационального выбора и выводов клиентов в качестве рабочей гипотезы и посредством совместных усилий демонстрирует иррациональность на практических, функциональных и социальных основаниях согласия. В 1998 году, когда его спросили, в чем заключается основная критика REBT, Альберт Эллис ответил, что это утверждение о том, что оно было слишком рациональным и недостаточно справлялось с эмоциями. Он отверг это утверждение, заявив, что REBT, напротив, подчеркивает, что мышление, чувство и поведение взаимосвязаны и интегрированы, и что он включает огромное количество как эмоциональных, так и поведенческих методов в дополнение к когнитивным.

Эллис сам прямо критиковал противоположные подходы, такие как психоанализ , трансперсональная психология и абреактивная психотерапия, а также несколько раз подвергал сомнению некоторые доктрины определенных религиозных систем, спиритизма и мистицизма . Многие, в том числе практикующие REBT, предостерегают от догматизации и освящения REBT как якобы совершенной психологической панацеи

Выдающиеся участники REBT пропагандировали важность высококачественных и программных исследований, в том числе их автор Эллис, самопровозглашенный «страстный скептик». Он много раз был открыт для проблем и признал ошибки и неэффективность в своем подходе и одновременно пересмотрел свои теории и практики

В целом, что касается вмешательств когнитивно-поведенческой психотерапии , другие отмечали, что, поскольку около 30-40% людей все еще не реагируют на вмешательства, REBT может стать платформой для оживления эмпирических исследований эффективности когнитивно-поведенческих методов. модели психопатологии и функционирования человека.

REBT разрабатывался, пересматривался и дополнялся на протяжении многих лет по мере развития понимания и знаний психологии и психотерапии. Это включает его теоретические концепции, практику и методологию. Обучение научному мышлению, разумности и недогматизму было присуще REBT как подходу, и эти способы мышления являются неотъемлемой частью эмпирической и скептической природы REBT .

Я надеюсь, что я также не набожный REBTer, поскольку я не думаю, что это полное лекарство для всех, и принимаю его явные ограничения. Альберт Эллис

Упражнения

Рациональную психотерапию можно использовать самостоятельно, в домашних условиях. Если чувствуете, что в жизни не хватает рационального зерна, рекомендуется выполнять специальные упражнения, собранные в комплекс под названием «Десять заповедей». Для проработки каждой заповеди даётся 10 дней (итого курс полного изменения личностных составляющих — 100 дней). Результаты записываются ежедневно в «Дневник эмоций».

Схема работы с комплексом упражнений «Десять заповедей»

Рациональная психотерапия позволяет избавиться не только от проблем психологического плана. Она успешна в лечении соматических заболеваний, развивающихся на основе психотравм. На это способны далеко не все современные направления. Поэтому она пользуется заслуженной популярностью.

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия: теория

Согласно РЭПТ, между событиями и нашими реакциями лежит огромный пласт – наши мысли, верования и убеждения. Сами по себе события являются нейтральными, однако проходя через наше мышление, они вызывают те или иные эмоции. Так как изменить саму ситуацию возможно далеко не всегда, то главным рычагом воздействия на эмоции остаются именно наши мысли и убеждения.

Все верования и взгляды человека можно разделить на рациональные и иррациональные. Первые ведут к разумному и продуктивному поведению, а вторые провоцируют негативные эмоции и деструктивные действия. Все иррациональные верования по Эллису принято делить на три больших группы:

  • требования к самому себе. Например, я должен все делать идеально;
  • требования к окружающим. Например, все вокруг должны хорошо ко мне относиться;
  • требования к миру. Например, окружающий мир должен быть для меня комфортен и удобен.

Эти иррациональные убеждения и ведут к появлению большинства эмоциональных проблем. Неадаптивные правила, долженствования и установки, которые мы формируем на протяжении всей жизни, постепенно приводят к возникновению эмоционального напряжения и психическим проблемам.

Кодекс невротика: 12 иррациональных убеждений

Альберт Эллис сформировал своеобразный «кодекс невротика», состоящий из 12 иррациональных убеждений. Они лежат в основе поведения большинства людей с тревожно-мнительным характером:

  • все окружающие должны любить меня и одобрять все мои действия;
  • я должен добиваться успеха и быть совершенным во всех областях и всех отношениях;
  • человек, совершающий «неправильный» поступок, должен быть наказан;
  • если что-то не получается так, как мне хочется, то это ужасно;
  • я испытываю негативные эмоции только из-за внешних событий и ситуаций, на которые не в силах влиять;
  • если существует вероятность какой-то неприятности, то нужно всегда быть наготове, ожидая её;
  • гораздо проще избегать трудностей и ответственности, чем преодолевать их;
  • мне нужен кто-то сильнее меня, на кого я смогу положиться;
  • наше прошлое определяет настоящее и это влияние невозможно преодолеть;
  • поведение других людей напрямую влияет на мою жизнь, поэтому нужно изменять их так, как мне требуется;
  • у каждой ситуации есть единственно правильное решение, и если не найти его прямо сейчас, то случится катастрофа;
  • контроль над эмоциями невозможен, мы не можем управлять своими чувствами.

Несмотря на то, что эти убеждения звучат нелепо, многие из нас регулярно используют их в реальной жизни. Слепое следование таким верованиям и не даёт нам избавиться от хронического эмоционального напряжения. Соответственно, работа с этими иррациональными убеждениями и является основой рационально-эмоциональной терапии.

История

Терапия рационального эмоционального поведения (REBT) была создана и разработана американским психотерапевтом и психологом Альбертом Эллисом , вдохновленным многими учениями азиатских , греческих , римских и современных философов. REBT — это первая форма когнитивно-поведенческой терапии (CBT), впервые изложенная Эллисом в середине 1950-х годов; Развитие продолжалось до его смерти в 2007 году. Эллис стал синонимом очень влиятельной терапии. «Психология сегодня» отметила: «Ни один человек — даже сам Фрейд — не оказал большего влияния на современную психотерапию».

REBT — это одновременно психотерапевтическая система теории и практики, а также школа мысли, основанная Эллисом. Он впервые представил свои идеи на конференции Американской психологической ассоциации в 1956 году, а затем опубликовал основополагающую статью в 1957 году под названием «Рациональная психотерапия и индивидуальная психология», в которой он заложил основы того, что он называл рациональной терапией (РТ), и тщательно ответил. на вопросы Дрейкурса и другие о сходстве и различиях с Alfred Adler «s индивидуальной психологией . Это было примерно за десять лет до того, как психиатр Аарон Бек впервые изложил свою « когнитивную терапию » после того, как Эллис связался с ним в середине 1960-х годов. Собственный подход Эллиса был переименован в рациональную эмоциональную терапию в 1959 году, а в 1992 году — нынешний термин.

Предшественники некоторых фундаментальных аспектов рациональной эмоциональной поведенческой терапии были идентифицированы в древних философских традициях, в частности, у стоиков Марка Аврелия , Эпиктета , Зенона Китийского , Хрисиппа , Панэция Родосского , Цицерона и Сенеки , а также у ранних азиатских философов Конфуция и Гаутамы Будды . В своей первой крупной книге по рациональной терапии Эллис написал, что центральный принцип его подхода, заключающийся в том, что люди редко эмоционально подвержены влиянию внешних событий, а скорее их размышления о таких событиях, «был первоначально открыт и заявлен древними философами-стоиками». Ellis иллюстрирует это цитата из Enchiridion из Эпиктета : «Мужчины обеспокоены не вещами, но по взглядам , которые они принимают от них.» Эллис отметил, что Шекспир выразил аналогичную мысль в « Гамлете» : «Нет ничего хорошего или плохого, но мышление делает это так». Эллис также признает терапевтов начала 20-го века, особенно Пола Чарльза Дюбуа , хотя он прочитал его работы только через несколько лет после того, как начал свою терапию.

Виды терапии

Рациональная психотерапия может быть групповой и индивидуальной. Также она включает в себя сразу несколько ответвлений.

Рационально-эмоциональная

Год создания: 1955.

Другие названия: рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ), рационально-эмотивная психотерапия.

Суть: негативные эмоции и дисфункциональное поведение — результат ошибочной интерпретации пережитого опыта, неверных когнитивных установок. Поэтому лечение должно заключаться в их исправлении.

Показания:

  • низкая самооценка;
  • преувеличение негатива;
  • подавленное состояние;
  • фрустрация;
  • отрешённость;
  • навязчивые идеи.

Действия рационально-эмоционального психотерапевта:

  • объясняет суть заболевания;
  • корректирует личностные установки, переориентирует;
  • убеждает;
  • воспитывает.

Основной аспект — направленность на положительные и созидающие эмоции, искоренение отрицательных и разрушающих.

Рационально-когнитивная

Соединение рационального и когнитивного направлений в психотерапии. Когнитивизм (автор — американский психотерапевт Аарон Тёмкин-Бек) привнёс в рационализм новые методы и техники. Они более структурированы, работа с клиентом отличается последовательностью. Основной аспект — коррекция когнитивных способностей, а не эмоций:

  • внимания;
  • гнозиса;
  • восприятия;
  • речи;
  • праксиса;
  • интеллекта.

В ходе лечения клиент осознаёт ошибочность своих суждений, меняет их на правильные, становится ответственным за собственные поступки и избавляется от проблем. Рационально-когнитивный психотерапевт должен владеть приёмами логики и современной теорией аргументации.

Музыкально-рациональная

Соединение музыкотерапии и рациональной психотерапии. Суть — коррекция неправильных (разрушающих и негативных) эмоций посредством конкретных музыкальных произведений. Согласно исследованиям, в моделировании психонастроя главную функцию выполняют лад и темп, вспомогательными являются мелодия, ритм, гармония, динамика, тембр.

На их основе была составлена сетка классических произведений, эффективно регулирующих психо-эмоциональный настрой клиента:

Сеанс музыкально-рациональной психотерапии строится по следующей схеме:

  • описание клиентом своих ведущих эмоций;
  • психотерапевт в диалоге указывает ему на их разрушающее, отрицательное действие и убеждает в том, что от них необходимо освобождаться;
  • прослушивание музыкального произведения;
  • анализ тех эмоций, которое оно вызвало;
  • вывод о том, какие эмоции лучше, приятнее, полезнее: те, что владели клиентом в начале сеанса или в конце.

Музыкально-рациональная психотерапия отлично справляется с такими диагнозами, как депрессия, гипомания, ипохондрия, истерия, интроверсия, паранойя, психастения и даже шизофрения.

Психологическая опора РЭПТ

Конечная цель РЭПТ — устранить или изменить C. На первый взгляд, C можно изменить, изменив события (A), а также интерпретации (B). Однако, много раз события не могут быть изменены. Следовательно, в этом типе терапии психолог сосредотачивается на попытке изменить интерпретации, которые делает пациент. В свою очередь, эти интерпретации приводят его к поведению, которое мы стремимся изменить.

Происхождение расстройств

После многих исследований Альберт Эллис обнаружил, что у каждого (или, по крайней мере, у большинства из нас) возникают иррациональные мысли, которые делают реальность крайне негативной. Он нашел более 200 мыслей или убеждений, которые способствовали этому негативному взгляду на мир, убеждениям, которые приводят к тревожности или депрессии. В настоящее время мы объединяем эти иррациональные убеждения в 4 типа:

  1. Требование: «Если бы мой парень любил меня, он бы подарил мне подарок».
  2. Ужасно: «Если завтра я плохо пройду собеседование, это будет конец моей профессиональной карьеры. Я просто умру!
  3. Низкая терпимость к разочарованию: «Я боюсь идти на вечеринку, потому что все меня отвергнут. Это слишком сложно, и я не могу это принять.
  4. Амортизация: «Я испортил свой обед. Я бесполезен. Я все испортил.

Поддержание расстройства

Упомянутые выше шаблоны мышления вызывают негативные эмоциональные или поведенческие последствия, но … что их поддерживает? Согласно РЭПТ, существует три типа понимания или идеи, которые помогают беспорядкам оставаться:

  1. Понимание № 1: нарушение определяется иррациональными интерпретациями, которые происходят из негативных событий. Однако, если человек полагает, что эмоциональное расстройство вызвано событием, а не его интерпретацией, он безуспешно попытается изменить ситуацию. Настоящая проблема заключается в их иррациональных убеждениях.
  2. Понимание № 2: если люди продолжат подтверждать свои жесткие и экстремистские убеждения, эти мысли будут сопротивляться изменениям. Поэтому беспорядок будет продолжаться.
  3. Понимание № 3: мысль, сфокусированная на прошлом, спровоцирует застой событий и иррациональных убеждений человека. Только работая над настоящим и будущим, вы сможете изменить свои убеждения. И с ними ваш дискомфорт.

Рациональная психотерапия Дюбуа

РП представляет собой интегративный метод психотерапии, в первую очередь ориентированный на нозологический подход к заболеванию и имеющий достаточно широкий круг показаний к своему применению. Рационально-эмоциональная психотерапия и когнитивная — когнитивно-поведенческая психотерапия — по своей сути являются вариантами метода РП. Такая точка зрения обусловлена более системным и широким арсеналом психотерапевтического воздействия РП по сравнению с когнитивной и рационально-эмоциональной психотерапией, а также единым теоретическим подходом к цели психотерапевтического лечения. Кроме того, в идеи рациональной психотерапии заложено значение диалектической логики, что является более перспективным, чем использование только достижений формальной логики. Необходимо, чтобы психотерапевт, работающий в системе методов РП, хорошо представлял себе достижения логики, владел современной теорией аргументации. Следует отметить трудности опровержения так называемых контекстуальных аргументов пациентов (аргументы к традициям и авторитетам, к интуиции и вере, к здравому смыслу), т. е. тех аргументов, для опровержения которых необходимы специальные знания логики.

РП имеет некоторые общие моменты и с методом нейролингвистического программирования, что является естественным, поскольку мышление и язык практически неотделимы друг от друга, в своем терапевтическом подходе эти методы отличаются лишь различной степенью и значением суггестии, а также нейропсихологическим аспектом нейролингвистического программирования. Сегодня необходимо возвратиться к понятию Р. п. и пересмотреть с современных позиций гипотезы ее основоположников. В то же время, с учетом накопленных знаний в области философии, можно резче очертить круг задач, которые могут быть решены с помощью Р. п. Недостаточно декларативно говорить о необходимости использования при Р. п

законов формальной и диалектической логики, важно применять их на практике. Так, в частности, ясно, что не может быть строго ограниченного количества формулировок иррациональных мыслей, что не могут быть ошибками в рассуждениях только ошибки формальной логики

Можно проиллюстрировать вышесказанное следующим микротестом, включающим в себя вопрос: к какому типу иррациональных идей с позиций когнитивной психотерапии относятся такие мысли пациента, как: «Мои переживания уникальны и неповторимы», «Мои проблемы носят случайный характер». Как видим, в обоих суждениях нарушены взаимосвязи между категориями диалектики (единичное и общее, необходимое и случайное). С позиций диалектической логики гораздо легче устранить данные иллогизмы, чем в рамках формальной логики.

Модуль I. Основы рационально-эмоциональной поведенческой терапии (2 дня, 16 часов)

  • Познакомит участников с теоретико-методическими основами РЭПТ: формулой А-В-С, различием между функциональными и дисфункциональными (невротическими) чувствами, иррациональными убеждениями и тем, как они порождают невроз, принципами выявления и диспутирования иррациональных убеждений и другими аспектами РЭПТ.
  • Используя пошаговую структуру метода в партнерском консультировании (peercounselling) участники отрабатывают важнейшие начальные навыки РЭПТ-консультирования.
  • В партнерском консультировании (peercounselling) при дублировании работы каждой пары руководителем участники получат первый опыт личной терапии методом А. Эллиса.

Подробно про А – активирующее событие

А – это спусковой крючок. Что-то, после чего запускается процесс. Слово, мысль, действие, картинка. То есть «Мы с ним поговорили» — это не спусковой крючок. А вот «Он сказал, что я дура!» — это оно самое. Конкретное слово.

Или, например, мысли. Жене больно после измены мужа. Боль возникает по разным причинам. Нужно найти конкретную. Например, кому-то больно потому, что муж спал с любовницей не один раз, а у них были отношения. А другой жене больно потому, что любовница – «серая мышь», намного хуже самой жены.

Надо найти, что именно послужило спусковым крючком. Потому что именно от этого будет зависеть дальнейший ход терапии. Чем конкретнее,тем лучше.

КПТ в лечении наркомании и психического здоровья

Исследования успеха когнитивно-поведенческой терапии показали, что когнитивно-поведенческая терапия эффективна для лечения психических расстройств . Когнитивно-поведенческая терапия используется для лечения многих психических заболеваний, в том числе:

  • Депрессия
  • Тревожные расстройства
  • Шизофрения и другие психотические расстройства
  • Булимия и другие расстройства пищевого поведения
  • Расстройства личности
  • Биполярное расстройство
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • Обсессивно-компульсивное расстройство
  • Нарушения употребления вещества
  • Связанные с беременностью расстройства
  • Расстройства управления гневом
  • Фобии
  • Бессонница
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Когнитивно-поведенческая терапия также может быть использована для лечения зависимости:

  • марихуана
  • Алкоголь
  • Кокаин
  • Амфетамины
  • Опиаты
  • Другие вещества

На индивидуальных консультациях терапевт может использовать когнитивно-поведенческую терапию, чтобы помочь человеку определить автоматические мысли, которые удерживают их в цикле аддиктивного поведения или способствуют расстройству их психического здоровья.

В групповом консультировании люди могут активно практиковать свои навыки межличностного общения и совладать со своими сверстниками. На тренингах по профилактике рецидивов они могут научиться распознавать свои триггеры токсикомании и распознавать признаки раннего предупреждения потенциального рецидива .

Навыки, приобретенные в когнитивно-поведенческой терапии, предлагают практический способ заменить деструктивные мысли позитивными, самоутверждающимися убеждениями. Для людей, находящихся на выздоровлении, или людей с психическими расстройствами, которые утратили чувство контроля над собственной жизнью, когнитивно-поведенческая терапия дает надежду на свободу от цикла разрушительного поведения.

В лечении наркомании и расстройств психического здоровья когнитивно-поведенческая терапия дает пациентам следующие возможности:

  • Предоставление им простых, практических инструментов для изменения негативных убеждений
  • Укрепление их уверенности и чувства самоопределения
  • Помогая им визуализировать будущее в позитивном ключе
  • Помогая им развивать более крепкие, более доверительные отношения
  • Обучение их практическим способам предотвращения рецидивов
  • Помогая им развивать трезвую деятельность, чтобы заменить употребление психоактивных веществ

Хотя когнитивно-поведенческая терапия является важным компонентом программ лечения психического здоровья и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ , одной лишь терапии может быть недостаточно, чтобы помочь каждому в достижении целей восстановления. Сочетание когнитивной поведенческой терапии с другими методами лечения может дать даже лучшие результаты, чем одна только терапия.

В Наркоздраве мы используем когнитивно-поведенческую терапию, чтобы помочь нашим пациентам вести здоровый и значимый образ жизни. Если вы или кто-то, кого вы любите, боретесь с расстройством, связанным с употреблением психоактивных веществ, мы можем предоставить все условия, необходимые для выздоровления. 

ABC рационально-эмоциональной поведенческой терапии

Для обозначения этапов, которые вам предстоит пройти, чтобы исследовать и изменить свое мышление, в РЭПТ используется модель ABCDE. Первые три компонента этой модели расшифровываются так:

A = Активаторы. Это события или ситуации, на которые человек реагирует неадекватно (в том числе проявлением симптомов прокрастинации).

B = Взгляды и убеждения. Мы различаем рациональное мышление, продуктивные и помогающие воззрения, и иррациональное мышление, непродуктивные и непомогающие воззрения.

C = Следствия. Это поведение и эмоции, которые мешают человеку в жизни.

РЭПТ утверждает, что А почти никогда не ведет напрямую к С, как правило, включается в действие В. Хотя в своей речи мы часто неосознанно проводим связь между А и С, говоря, например, что из-за плохой погоды (А) у нас испортилось настроение (С) или что начальник (А) сводит нас с ума (С).

Не все мысли одинаково важны в этой терапии. Непродуктивное поведение, и в том числе прокрастинация и избегание, вызывается в основном иррациональными мыслями. Поэтому нужно научиться их отслеживать.

Но если обобщить выводы Эллиса, получается следующий список:

Очень важно, чтобы все люди всегда ценили, любили, уважали, слушали меня. Окружающие, которых я ценю, люблю и уважаю должны ценить, любить и уважать меня

А если это не так, то это катастрофа.

Все у меня в жизни всегда обязано получаться, происходить, как я задумал. Неудачи не могут происходить. Особенно, в той ситуации, которую я считаю ценной для себя.

Все всегда в мире должно быть таким, как я считаю. Лживые, злые, неумные, плохие, неправильные люди обязаны получить наказание.

Если дело меня сильно волнует, значит оно действительно важное, стоящее, необходимое. Мне нельзя проявлять волнение в этой ситуации, иначе, случится неудача.

Всякий вопрос имеет ответ, и мне необходимо найти ответ на вопрос, разрешить ситуацию.

Необходимо обходить сложные и стрессовые события. Тогда моя жизнь будет хорошей, правильной.

Я не должен воспринимать серьезно проблемные ситуации. Тогда расстраиваться не буду.

Все, что было со мной плохого раньше, уже навсегда нарушило мою жизнь. Мне надо смириться.

Все люди не могут поступать со мной плохо, подло. Они не должны быть со мной наглыми, нечестными. Это ужасно, если они так поступают.

Эллис выявил эти нерациональные установки у своих клиентов и считал, что изменение мыслей принесет выраженный эффект в короткие сроки. Ведь изменение мышления дается легче, чем попытки изменить чувства. К тому же, мысли всегда находят себе подкрепление в жизненных ситуациях. Стало быть, изменив мысли на более рациональные, можно изменить и видимый человеком мир, и его поступки.
Для корректировки нерациональных установок Эллис создал метод, который состоит из нескольких шагов:
Первое — это разбор ситуаций (А), которые могли вызвать убеждение. Может ли человек припомнить детали ситуации, моменты, которые привели к негативным чувствам?
Потом можно приступить к анализу чувств (С). Какие именно негативные эмоции возникают у человека в этих обстоятельствах? Какие именно последствия наступают в этой ситуации?
Далее — разбор нерациональных установок (В). Что именно в данной ситуации беспокоит клиента, вызывает у него негативные ощущения? Какие мысли его тревожат, угнетают, провоцируют чувство вины и заставляют вести себя некорректно: мысли о себе, о других людях в этих событиях, о самой ситуации? Есть ли у этих идей нерациональные свойства?Проверка мыслей на разумность. Как возможно выявить нерациональные установки? Есть ли правда в том, что человек в данных обстоятельствах кому-то чем-то обязан или это придуманное им убеждение? Правда ли итог этой ситуации так ужасен или это преувеличение?

Заключение.

РЭТ на сегодняшний день один из наиболее активно развивающихся методов, который находит все больше и больше своих последователей. Как уже было упомянуто, этот метод может использоваться в самых различных аспектах, самые распространенные из которых — групповая терапия (тренинги) и индивидуальные психологические консультации. Преимущества РЭТ в том, что этот способ психотерапии предполагает куда более скорый результат, чем, например, психоанализ. Однако, в этом и заключается одна из самых серьезных претензий к нему со стороны специалистов других направлений, часто считающих, что клиенту необходимо куда больше времени на перемены, другие вопросы касаются крайне выраженной директивности метода, а также, весьма прохладного отношения его последователей к личной истории клиента. Вполне возможно, что некоторые из этих претензий обоснованы, во всяком случае их несомненно стоит принимать в расчет тем, кто использует РЭТ в консультировании.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.